Проблемы, причины, решение
Все большее число российских компаний ощущают на себе влияние кризиса. Прибыль – это доходы за вычетом расходов, при этом в текущей ситуации доходы ощутимо снизились под влиянием падения спроса, а работа с расходами ведется максимум на уровне сокращения персонала и снижения активности пропорционально упавшему спросу. В отдельных случаях падение доходов было скомпенсировано девальвацией рубля (что снизило расходы), но и этот эффект имеет ограниченный характер.
В итоге перед многими компаниями сейчас стоят две основные проблемы:
- снизившийся спрос и возросшая конкуренция (относится к доходам);
- неэффективность работы организации (относится к расходам).
Рассмотрим озвученные проблемы с точки зрения основных аспектов их решения:
- Организационные моменты – отвечают на вопросы «Что делать и как делать?».
- Технические моменты – отвечают на вопросы «Чем делать?»
- Реализация – задуманное еще нужно реализовать.
Организационные моменты
Так или иначе, но большинство причин, а следовательно и решение проблем, стоит искать на уровне менеджмента компании. Для иллюстрации воспользуемся известной моделью «Цикл Шухарта-Деминга» (цикл PDCA: Plan-Do-Check-Act), которая представляет управление как цикл.
Данная модель описывает цикл управления внутри структурной единицы компании (отдел, направление) или в компании в целом, где Plan – этап выбора целей и планирования, Do – этап реализации, Check – этап проверки успешности реализации задуманного, Act – этап корректировки целей, планирования и организации работы.
Как видно из схемы, различные части цикла требуют, чтобы руководитель играл различные роли: в момент постановки цели он должен быть стратегом, в момент реализации и контроля выполнения – операционным менеджером, в цикле, отвечающем за корректировку поставленных задач, – аналитиком.
Причины проблем в организационных моментах стоит искать в том, способен и хочет ли менеджмент выполнять ту или иную роль. Менеджеров-стратегов в принципе немного, а в России это усугубляется наиболее распространенным автократическим стилем управления, который проявляется, в частности, в том, что стратег в компании только один – ее глава, все остальные – лишь солдаты.
Вопросы операционного менеджмента сводятся к следующим моментам:
- организовывает ли менеджер людей?
- ставит ли четкие и понятные задачи?
- мотивирует ли подчиненных?
- налажена ли координация и коммуникация между сотрудниками и руководством (вертикальная) или между сотрудниками и линейными менеджерами (горизонтальная)?
- существует ли контроль за выполнением поручений?
- имеется ли объективная и корректная оценка работы подчиненных и деятельности подразделения или компании в целом?
Завершающая роль менеджера в управленческом цикле – анализ работы подразделения компании и корректировка целей и рабочих процессов подразделения.
Все организационные проблемы так или иначе опять же сводятся к менеджерам и к ролям, которые они не выполняют. Если в компании вышестоящие менеджеры насаждают «неправильную» культуру управления, то вряд ли менеджер стоящий ниже сможет эту ситуацию поменять (особенно в автократичной организации).
Технические моменты
К техническим моментам относится реализация тех и иных управленческих систем.
- система процессного управления (Workflow Management — WM);
- система проектного управления (Project Management — PM);
- система управления знаниями (Knowledge Management — KM);
- система управления взаимоотношениями с потребителями (Customer Relationship Management — CRM);
- система бизнес-аналитики (Business Intelligence — BI);
- другие системы.
Стоит отметить, что реализация технических систем невозможна без решений соответствующих организационных моментов.
Каждая из вышеперечисленных систем имеет свой уровень важности в зависимости от сферы деятельности и текущей ситуации на рынке и в компании.
Если организация имеет преимущественно функциональную структуру, то наиболее важной является система процессного управления. Это относится к организациям госуправления и прочим компаниям с жесткой иерархией. Такая система важна, если у вас имеются очевидные проблемы с эффективностью процессов внутри компании (но для этого нужно сначала понять и формализовать бизнес-процессы компании).
Если организация представляет собой матричную или проектную структуру, то на первый план выходит реализация системы проектного управления. Это же важно в том случае, если функционально организация работает хорошо, но проекты реализуются плохо, что оказывает влияние на динамичность бизнеса и адаптацию к внешней среде в условиях кризиса.
Если самое ценное, что есть в организации, это знания, то важно реализовать систему управления ими. Пример такого рода организаций – консалтинговые и аналитические компании. Это же важно в случае, если существует высокий риск, что носители знаний могут покинуть компанию (например, уйти на пенсию).
В том случае, если организация работает в сфере торговли, то имеет смысл в первую очередь реализовать систему управления взаимоотношениями с потребителями. Это важно и в прочих организациях в случае падения спроса и усилившейся борьбы за потребителя.
Система бизнес-аналитики приобретает особую важность в кризисные времена, когда динамичность бизнес-среды возрастает и требуется понимать тенденции внешней среды и эффективность работы компании в постоянно меняющихся условиях.
Отсутствие наиболее важных для организации систем или плохое их функционирование – огромный риск и источник многих проблем в кризисное время.
Реализация
Недостаточно знать «Что делать, как делать и чем делать?», важно реализовать эти знания на практике.
Насколько консервативна ваша корпоративная культура? Способна ли организация быстро подстраиваться под новые реалии? Возможно ли быстро, недорого и качественно реализовать организационные изменения и внедрить новые управленческие системы?
Краткий ответ кроется в людях – найдете ли вы внутри компании или за ее пределами профессиональных менеджеров, которые смогут вам все это реализовать? Если найдете, дайте им полномочия, карт-бланш и политическую поддержку, и ваши шансы выжить и улучшить свое положение на рынке возрастут.
Заключение
Основная идея этой статьи больше призвана навести на размышления, а не дать конкретное решение проблемы, и заключается в емком выражении «Зри в корень». Поймите существующие или возможные проблемы организации, найдите причины в организационных или технических моментах и устраните их, отыскав соответствующих профессионалов.
Даже если ваша компания чувствует себя хорошо, но есть ощущение, что «не все гладко», стоит проявить активность, начать анализировать работу компании и осуществлять изменения уже сейчас, не дожидаясь трудных времен.