Зачем и почему
Как бы мне не хотелось ответить на этот вопрос... Но ответа я не знаю. На рабочем проекте была задача написать редактор на MFC. Да, да... На MFC. Для тех, кто не знает, MFC - графическая библиотека от Microsoft, на которой стояли Microsoft Office и Visual Studio до 2010 года и выглядит примерно вот так:
Документация
Хоть и компания Microsoft любит делать подробную документацию для своих творений, но с MFC ситуация оказалась иная. Хоть он и имеет в районе 100 страниц на msdn (я знаю, что сайт переехал, но привычки не меняются), но это только на первый взгляд. Как только вам приходится делать что-то серьёзное, касаемо самих контролов, можете о ней забыть. Придётся выкачивать символы и исходный код данной библиотеки и разбираться в отладчике, вникая в аспекты UI библиотеки построенной на событиях. Ладно, у меня слишком много накипело и вводную я могу писать вечно, так что перейдём к сути.
Убийца #1 - Visual Manager
Если кто-то заходил дальше диалоговых окон, то знает что есть режимы SDI и MDI, которые представляют собой полноценное окно с табами(и без них). И их визуализацией занимается как раз таки Visual Manager (нет), у которого даже есть множество тем, начиная с WinXP и заканчивая Windows 7. (+VS и MSOffice)
На самом деле VisualManager выполняет весьма скудную роль в этом деле. Он контролирует Ribbon, PropertyGrid, MDI Tabs, Toolbar (который CMFCToolbar. Их там несколько, ребят), Header и Caption Bar. Но если же вы хотите сделать нечто следующее:
То вам придётся знакомится с событиями WM_PAINT, WM_CLRCTL (а ещё и иногда с *_NC_ аналогами этих событий) и перегружать все наши любимые кнопки, текстбоксы и статики. Помимо этого, добавлять в DocablePane функции, которые будут указывать для DC цвет текста и фона для CTreeCtrl.
Убийца #2 - PropertyGrid
Думаю, всем известно, что пропы это весьма обширная UI часть и везде нам не нравится их реализация. Помните, я говорил, что Visual Manager отвечает за их отрисовку? В данном случае, лучше бы он этого не делал. Почему? Представьте что вам нужен кастомный проп, в котором должна быть кнопка, или несколько... Но... У пропа всего 1 hwnd, что не позволяет вам быстрой перегрузкой докинуть кнопку в его содержимое. И тут уже идёт магия с созданием алгоритмов просчёта позиции.
Ситуация 2: Диалоговые окна.
К несчастью, при использовании CMFCPropertyGridCtrl в диалоговых окнах, можно встретить неправильный width:
Данная проблема решается перегрузкой класса следующим образом:
class CDialogPropertyGridControl : public CMFCPropertyGridCtrl
{
public:
CDialogPropertyGridControl()
{
m_nLeftColumnWidth = 100;
}
void make_fixed_header()
{
HDITEM hdItem = { 0 };
hdItem.mask = HDI_FORMAT;
GetHeaderCtrl().GetItem(0, &hdItem);
hdItem.fmt |= HDF_FIXEDWIDTH;
GetHeaderCtrl().SetItem(0, &hdItem);
}
void SetLeftColumnWidth(int cx)
{
m_nLeftColumnWidth = cx;
AdjustLayout();
}
void OnSize(UINT f, int cx, int cy)
{
EndEditItem();
if (cx > 50)
m_nLeftColumnWidth = cx - 50; //<- 2nd column will be 50 pixels
AdjustLayout();
}
DECLARE_MESSAGE_MAP()
};
Честно говоря, быстрее выйдет написать свой PropertyGrid, если Вам придётся часто с ним работать. Т.к. если не брать в расчёт предыдущие аспекты, сам по себе он вызывает очень громоздкий код, который придётся обвешивать get/set на каждый чих. За два вечера я смог написать базовый проп под свои нужды, который работает напрямую с передаваемой переменной и имеет тот же функционал:
Убийца #3 - RibbonBar
Честно говоря, Ribbon в MFC весьма прогрессивнее в плане работы, чем все остальные компоненты. Даже его внутренность построенная на xml, в отличии от тех же диалоговых окон. Но, я так думал, пока не пришлось добавлять на него кастомный элемент. И как было бы не смешно, им оказался RadioBtn. Да, забавный факт, но там нет понятия всеми любимых радио-кнопок.
Шаг 1 - Новый класс для Ribbon
Для начала надо объяснить MFC, что мы будем использовать кастомый конструктор для Ribbon. Перегружаем функцию LoadFromResource
BOOL XRibbonBar::LoadFromResource(LPCTSTR lpszXMLResID, LPCTSTR lpszResType /*= RT_RIBBON*/, HINSTANCE hInstance /*= NULL*/)
{
ASSERT_VALID(this);
CMFCRibbonInfo info;
CMFCRibbonInfoLoader loader(info);
if (!loader.Load(lpszXMLResID, lpszResType, hInstance))
{
TRACE0("Cannot load ribbon from resource\n");
return FALSE;
}
XRibbonConstructor constr(info);
constr.ConstructRibbonBar(*this);
return TRUE;
}
Шаг 2 - Конструктор
А тут уже объясняем, в чём не прав стандартный конструктор MFC
CMFCRibbonBaseElement* XRibbonConstructor::CreateElement(const CMFCRibbonInfo::XElement& info) const
{
if (info.GetElementType() == CMFCRibbonInfo::e_TypeButton_Check)
{
const CMFCRibbonInfo::XElementButtonCheck& infoElement = (const CMFCRibbonInfo::XElementButtonCheck&)info;
// RadioBox
if (strstr(info.m_strKeys, "RB"))
{
// Make friends list
string TryStr = info.m_strKeys.operator LPCSTR();
TryStr = TryStr.substr(2);
int ID = atoi_17(TryStr);
XRibbonRadioBox* pNewElement = new XRibbonRadioBox(infoElement.m_ID.m_Value, infoElement.m_strText);
ConstructBaseElement(*pNewElement, info);
return pNewElement;
}
}
return CMFCRibbonConstructor::CreateElement(info);
}
strstr(info.m_strKeys, "RB") - Это флаг в визуальном редакторе, благодаря которому мы можем впихнуть кучу UserInfo
P.S.
Хочется сказать большое спасибо людям с CodeProject и StackOverflow за огромное количество подсказок при глубокой работе с данным UI API.
Большую часть кода по компонентам MFC я перевёл в общий стандарт и опубликовал по ссылке ниже. Скорее всего, данный репозиторий будет со временем пополняться. Надеюсь, кому-то данная библиотека решений сократит пару десятков часов.
Комментарии (34)
Zwelenewskiy
07.09.2022 16:39+3Вот поэтому для работы с интерфейсом Windows использую C# =)
ForserX Автор
07.09.2022 17:05Не знаю, насколько всё хорошо на данный момент, но пару лет назад WinForm умели хорошенько подвисать при большом количестве элементов.
Zwelenewskiy
07.09.2022 17:12+1Может быть, WinForms и не самый лучший вариант, но ведь есть и WPF.
Siemargl
07.09.2022 23:03+2Видимо нет, потому что дальше продолжили метания UWP, Avalonia, MAUI, WinUI, ... или может Веб =)
Alexey2005
08.09.2022 10:01+1Пока что самое крутое из всего, что когда-либо существовало для разработки GUI под винду — это VCL (например, в связке с C++ Builder).
Возможности не ниже, чем у WinForms, но полностью нативно, позволяет создавать собственные библиотеки кастомных компонент, которые нормально обрабатываются линкером (а не как в C#, когда при использовании одного-единственного виджета в сборку добавляется вся библиотека целиком), очень быстро работает и не требует монструозного фреймворка.
Всё остальное по сравнению с VCL выглядит какими-то убогими студенческими поделками.
Nikeware
07.09.2022 17:37+5Теперешний MFC - это старый MFC на стероидах. Когда-то Microsoft взяла библиотеку BCG Control Bar от https://bcgsoft.com/, которая была по сути была просто MFC Extension, и добавила её в саму MFC. Там у большинства классов просто префикс в названиях поменяли с CBCG* на CMFC* :-)
ForserX Автор
07.09.2022 18:23BGC куда лучше выглядит по сей день, но и требует монету.
SaNNy32
08.09.2022 11:53Там не самая большая цена, особенно для компании. При этом большой плюс, что библиотека поставляется с исходниками.
ForserX Автор
08.09.2022 15:29Сам MFC тоже имеет открытый код. Но по факту, он не особо далеко ушёл. Визуализацию подняли. Визуальный редактор компонентов тоже прикольный. Но его можно спокойно вытащить и адаптировать под обычный MFC для не проприетарных проектов.
Lebets_VI
07.09.2022 20:53-4MFC - самая крутая штука для нейтивного MS С++.
Чтобы понять ее философию, нужно начать хотя бы вот с этой книги: "Ю. Тихомиров Visual C++ и MFC".
Лично я начинал вот с этой: "Мэтт Питрек. Таинства Windows 95." После нее и Тихомирова стало понятно что это за зверь "MFC".
P.S. Не умаляя возможности других библиотек для найтивного С/рр.Lebets_VI
08.09.2022 13:42По оценке моего комментария сразу видно кто тут сидит :) :
Упоминание VCL тоже заминусили.
Вы просто не умеете в MFC и VCL ;)ForserX Автор
08.09.2022 15:22+2Потому что Borland как был помойкой для олдов, так ей и остаётся.
Lebets_VI
08.09.2022 15:40-1Борланд и мне не нравился. Но это это не умаляет современное отношение к...
Ключевое слово "олдов" или, по простому, "старперов", это и был мой посыл.
ТС сетует на MFC, в частности: "Нет документации" - Да ее нет. а просто нормальная документация из MSDN осталась только у старпереов на дисках.
Лично у меня до сих пор установлен MSDN help 2008 года, хотя я уже "забыл" что такое десктопное программирование, но иногда нужно и тут приходит помощь.
Так что не все так однозначно и ставить минусы за то, что какой-то старпер попытался защитить то, с чем он работал в свое время -:)
.
TheCalligrapher
07.09.2022 22:06А тут уже объясняем, в чём не прав стандартный конструктор MFC
Несколько раз перечитал раздел, но не нашел никакого объяснения...
ForserX Автор
08.09.2022 09:05Когда-нибудь я перестану использовать псевдо "твитовый" сленг. В общем, Ribbon верстается визуально, однако набор компонентов для этого дела сильно ограничен. Есть несколько вариантов - добавлять ручками (что тоже запарно), либо делать хак с забиванием поля "Keys" юзердатой и верстать по ней элементы, перегружаю функцию констракта.
fire64
08.09.2022 09:50На самом деле MFC удобен тем, что это решение из коробки. Не нужно заморачиваться со всякими сторонними решениями, тем более, что его редактор уже по умолчанию встроен в MSVC, да и динамическая линковка позволяет добиться минимального размера программы. А все нужные библиотеки уже стоят у большинства клиентов, в крайнем случае поставят redistributable c++ и все должно заработать.
Emelian
08.09.2022 10:50На рабочем проекте была задача написать редактор на MFC.
По-моему, именно здесь источник проблем. Нужен ли сам редактор, это отдельный вопрос, а насчет MFC, мнение сложилось давно. Его нужно, по возможности, избегать.
В свое время, MFC мне нравился, и я писал на нем свои проекты и даже публиковал статьи на codeproject.com и sql.ru. Но, к моему удивлению, всегда встречал комментарии, почему MFC? Ибо он такой, сякой и т.п. Главные обвинения – сложный и непрозрачный, особенно, если хочешь отклониться от генеральной линии. На что я отвечал, да, но зато мозги тренирует, заставляет изворачиваться и изощряться. В то время не были опубликованы исходники MFC, думаю, мне бы тогда они сильно помогли. А сейчас они уже не интересны.
Однако, «капля камень точит» и я тоже, постепенно, пришел к мнению, что в MFC что-то не так. Начал искать альтернативу: Qt, wxWidgets, Win32xx, WTL, WinApi. Все эти фрейморки весьма хороши для своих целей, но лично мне более всего подходят последние два.
Поэтому, главный вопрос это как уйти от MFC? Ну, или «колоться и продолжать есть кактус».
Nikeware
Теперешний MFC - это старый MFC на стероидах. Когда-то Microsoft взяла библиотеку BCG Control Bar от https://bcgsoft.com/, которая была по сути была просто MFC Extension, и добавила её в саму MFC. Там у большинства классов просто префикс в названиях поменяли с CBCG* на CMFC* :-)