Нет, я не плачу и не рыдаю
На все вопросы я открыто отвечаю
Что наша жизнь игра, и кто ж тому виной
Что я увлёкся этою игрой


Описываемые события относятся к староглиняным временам и происходили в одной пластилиновой местности, когда Arduino было еще не особо популярно, на каждом углу пучок за пятачок еще не продавалось. 3D принтер в личном пользовании в виде кубического Reprap был у очень немногих — а большинство просто не подозревали о их существовании. Ценность рассказа сопоставима с руководством по ремонту телефона с дисковым номеронабирателем — чисто археологическая. Да и задуман он был как вступление, но это вступление переросло основной рассказ и, как-то незаметно для меня, поглотило его.

Я уже не помню, откуда у меня пришла идея вспомнить детство и делать самолетики.
В детстве я собирал самолетики из наборов, в изобилии продающихся в магазине «Умелые руки», но летали они у меня не очень и после этого уже прошло много десятков лет.

Но тем не менее. Жили мы тогда в доме барачного типа на шесть двухэтажных квартир — не знаю, как это сейчас называется. Места для разведения мусора было не особо много, в итоге отжал у кошки её любимую сауну и организовал там небольшой авиазавод.



Первые самолетики делались очень просто — брался обычный строительный пенопласт и крыло вырезалось с помощью разогретой током нихромовой проволоки.



В последствии процесс был несколько модифицирован и в дальнейшем крылья резались при помощи пенорезки с ЧПУ.



Я в то время работал в Texas Instruments, там была своя закрытая DIY группа, где из самоделок сотрудников устраивался конкурс. Главное условие — в самоделке должны использоваться микросхемы фирмы. В том году моя пенорезка даже какое-то место заняла, награда победителю — значок и майка :)



Маечка на фотке не моя и этих людей я не знаю — просто нашел в интернете. Куда моя запропастилась — это мне неведомо. А значок еще валяется :)

Приемники и передатчики для авиамоделей продаются готовые, радиус управления, как правило, несколько сотен метров. Но мы же не ищем легких путей, да и радиус хотелось бы иметь километров десять. Поэтому на ebay были куплены модули Majesco Wireless Messenger for GBA — там стоит трансивер с выходной мощностью около 100 мВт на частоту 868 МГц. Управляется он микропроцессором C8051F330 от Silicon Labs, который был успешно перепрограммирован. Получился радиус управления по земле 1...2 км, по воздуху — 10 км.



В качестве передатчика управления было два варианта — переделанный пульт USB симулятора для авиаигрушек и джойстик от Wii. Второй вариант оказался очень неудобным, хотя по холоду его можно было затолкать в варежку и не морозить руки. Но управление джойстиком, парой кнопок и наклонами — привыкнуть сложно, пару раз уронил самолет и успокоился.



Сейчас микросхемы акселерометров, гироскопов и магнетометров копейки стоят, в то время найти их было большой проблемой. В ход шли Wii Motion, из него я и сделал стабилизатор.



Тестируем гиростабилизатор:



Крыло побольше получилось всем на зависть. Профиль у него планирующий (PW75), поэтому главное — взлететь. Потом мотор можно выключать. Если поблизости найдутся термики — гляди в оба, утащит так высоко что его не разглядишь. Приходилось время от времени пикировать — просто так из термика самолет не выходил. На 2S батарейке 2500 mAh можно было пролетать больше часа — потом просто уже надоедало.

В то время прыжок на месте еще не считался попыткой улететь, поэтому никаких разрешений или уведомлений не требовалось.

Выключите звук, если смотреть будете:



Один раз я этот самолет все-таки потерял — летал над морем, что-то пошло не так (я подозреваю, что где-то рядом включили телефонную глушилку, там есть одно место неподалеку, где это могло случиться), самолет потерял управление и улетел в море. На нем была наклейка с моим телефоном, самолет выловил рыбак и на следующий день его мне вернул. Электроника, конечно, вся сдохла или утонула, но с пенопластом ничего не случилось.

Как только самолетики научились летать, в голову пришла следующая идея — поставить на этот самолетик камеру с видеопередатчиком и на себя одеть видеоочки с приемником или рядом телевизор поставить.



Что и было сделано.



При работе с приемниками и передатчиками самое главное — вовремя смыться хвост правильная антенна. Для того, чтобы не ставить полное фуфло вместо антенн, пришлось сделать простенький мостовой КСВ показометр, в качестве коробочки очень хорошо подошел приборчик для настройки спутниковых антенн — он стоил дешевле, чем миллиамперметр, использованный в нем. По нынешним временам, конечно, лучше разжиться nanoVNA, но в те времена плюшки такого рода стоили совсем других денег.



Намного позднее у меня таки появился nanoVNA, но это уже другая история.



С воздуха земля смотрится несколько по-другому, и заблудиться ничего не стоит. А с земли с
самолетика не видно — самолет уже бог знает где, и как его вернуть — большая загадка. Понемногу начинаешь паниковать — самолетик жалко.
Инспекция перед полетом:



О, наслажденье скользить по краю
Замрите, ангелы, смотрите, я играю летаю
Моих грехов разбор оставьте до поры
Вы оцените красоту игры




Начинаются очередные модификации — теперь на самолетик ставится приемник GPS и на изображение с камеры накладывается информация — положение самолетика, направление на дом и расстояние до него. Естественно, скорость и высота полета. Когда все это есть, уже не сложно доделать систему до автопилота, самолет слетает куда надо и вернется, а тебе остается только в экран пялиться.



Но легко говорится, а делается тяжелее. Несмотря на наличие готовых автопилотов и готового программного обеспечения, я легких путей не искал. Делал свой собственный автопилот на базе MSP430. Не надо спрашивать зачем — просто вот так мне хотелось. Попробуйте написать свой собственный 3D фильтр Кальмана — вам тоже захочется. К слову сказать, трехмерный фильтр у меня так и не заработал, в конце-концов использовал упрощенный MARG, спертый у Sebastian Madgwick. Хорошая штука — ресурсов много не требует, работает быстро и стабильно.



До ума все так и не было доведено, заболел. И, видимо, в этой жизни запускать самолетики мне уже не судьба. Да и братья китайцы не спят: все, что мне бы хотелось сделать, ими уже сделано для мультикоптеров — и возврат домой, и полет по точкам. И стоит это столько, что делать то же самое самому — это уже совсем плохая идея.

У меня был и такой грех — делал мультикоптеры тоже. Первым был трикоптер — он хоть и не такой технологичный, как квадрик, но мне нравился.



Самолетики какое-то время провисели в гараже, потом переехали в сарай. В конце концов я дал объявление на местной интернет-барахолке и отдал их даром, выбросить рука не поднялась.


Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей
Белеет мой парус такой одинокий
На фоне стальных кораблей

Комментарии (21)


  1. OldFashionedEngineer
    15.10.2022 08:59
    +9

    Очень интересно, но ни чего не понятно. Читал-читал, и тут на тебе: какие-то индусы на фото и про тексис инструментс, даже подумал: а не перевод ли это чьего-то западного творчества?

    Моё увлечение авиамоделизмом началось и закончилось бумажными планета планерами с резиновой катапульты. Потом как-то увлёкся электроникой, и даже на рыбалку не хожу...


    1. vassabi
      15.10.2022 12:00
      +7

      учитывая этот комментарий - какие ваши претензии к качеству текста ?

      автору большой респект за то что он вообще не опускает руки.

      PS: мораль - начните заниматься электроникой и самолетиками как можно раньше, тогда будет меньше сожалений о потерянном времени потом.

      или как поется тут


      1. OldFashionedEngineer
        15.10.2022 23:10

        Вообще ни каких притензий я и не озвучивал.


    1. OldFashionedEngineer
      16.10.2022 14:47

      Почитал другие посты, автор материала действительно крут!


  1. aik
    15.10.2022 09:06
    +5

    А кошку запустить не пытались? Сама же напрашивается. :)


  1. pbw
    15.10.2022 16:36

    Жили мы тогда в доме барачного типа на шесть двухэтажных квартир — не знаю, как это сейчас называется.

    Rivitalo


    1. DustyZebra Автор
      15.10.2022 18:07

      По-фински я знаю, а как оно в России сейчас называется - для меня загадка.


      1. JohnDoe_71Rus
        15.10.2022 19:43
        +1

        В России так и есть - бараки. Только не двухэтажные квартиры. Одноэтажные, а то и просто комнаты в коридоре общажного типа.

        Если рассматривать 2-х уровневые варианты, то наверно ближе современные таун-хаусы. 2-х этажный дом на 2 семьи с отдельными входами и гаражом. И таких домиков налеплена целая улица. тип такого https://afystatic.ru/files/pbb/full/d/d4/d4c408e4aae3a508d158f2050421431101.jpeg

        только это совсем не бараки уже


      1. pbw
        15.10.2022 22:51
        +1

        Иной раз просто нет аналогов слову в русском языке (напр.: rollaattori, laturi). Т.е. нельзя так же сказать по-русски лишь одним словом. Но можно описать фразой, для чего эта вещь нужна.

        Наверное в комменте про таун-хаус ближе к правде.


      1. trminator
        15.10.2022 23:16

        Блокированный дом


  1. fk0
    15.10.2022 21:32

    Времена, говоришь, иные, старые. А NanoVNA V2.0 на фотке -- как новая. Которой раньше не было.


    1. DustyZebra Автор
      15.10.2022 22:10

      Так там и написано, что он появился у меня намного позднее. В этом году. И там же ссылка на мою небольшую статью про него. А раньше были аналогичные приборы, но за конские цены.


  1. raspberry_pi_soft
    15.10.2022 23:47

    Спасибо за статью, познавательно! Захотелось даже такое крыло на практике попробовать. Интереснее квадрокоптеров. И про NanoVNA не знал...


  1. izemskov
    16.10.2022 00:05
    +2

    Спасибо за статью! Пустил ностальгическую слезу ) Сам когда то летал на таких с приделанным автомобильным регистратором

    Hidden text


  1. axe_chita
    16.10.2022 06:08

    Спасибо за статью, в ней главное не «заклепки», а мотивация к творчеству. Надеюсь увидим продолжение.


  1. Areso
    16.10.2022 10:24

    А кто знает, как нынче запускать самолётики и прочие игрушки, чтобы их не лишиться? Вписываться в реестровый авиамодельный клуб?


    1. Retifff
      16.10.2022 13:44

      Ну если шубохранилища снимать не будете, думаю, ваши игрушки будут никому не интересны. А так-то, поставить на учет через госуслуги (или заказным письмом в Федеральное агентство воздушного транспорта), не летать, там где нельзя летать, типа аэропортов и т.п. Оптимально поискать тех, кто летает в вашей местности: https://rcopen.com/forum/f22 и уточнить, где можно, где нельзя.


      1. Areso
        16.10.2022 14:09

        Шубохранилища нынче отошли на второй план, в ряде регионов сбивают/сажают просто всё подряд...


        1. Retifff
          16.10.2022 14:12

          Что за регионы? Пруфы есть?


          1. Areso
            16.10.2022 17:12

            не летать, там где нельзя летать

            открываем NOTAM и там приграничные субъекты закрашены целиком.

            Ну и запустить (по факту) можно, но на свой страх и риск.

            Поэтому хотелось бы инфу, что хочется делать тем, кто хочет запускать самолётики и не готов ехать куда-то в глубину сибирских руд.


            1. Retifff
              16.10.2022 18:36
              +1

              Ну не надо в приграничных районах летать, это вроде бы очевидно. С другой стороны, я всё лето летал в закрашенной зоне, но в 160-и км от границы с Украиной. Проблем не было. Неофициально, ес-сно.

              Тут еще вопрос, как и на чем летать. Я-то в принципе, на 3-х метровом планере не выше метров трехсот в зоне прямой видимости. А если FPV и далеко и высоко, думаю, тут военные может и напрягутся.