![image](https://habrastorage.org/webt/l1/xq/6f/l1xq6fjh6pjjaelrakpk3uz0d1g.jpeg)
Прошлым летом я тестировал батарейку. Я уже здесь писал о своей шайтан-арбе, которую я сделал весной. Но батарейки, которые у меня были, позволяли проехать чуть больше 25 км — маловато будет. Захотелось мне разжиться новой.
О том и история, но будьте готовы к тому, что в статье вы прочитаете абсолютно не то, о чем заявлено :).
Зато будет фоторепортаж с места событий :)
Кто технику не любит — начало статьи можно безболезненно пропустить, дальше будет веселее.
Как и вся электроника, литиевые батареи на тот момент сильно подорожали. Цена на ячейки от фирм с именем вообще ушли в заоблачную даль. Можно купить безымянные аккумуляторы, но все равно они не сильно дешевле и сколько прослужат — большой вопрос. Подчас их ресурс определяется не только количеством циклов заряда-разряда, но просто временем, сколько они провалялись.
В Нидерландах есть один интернет-магазинчик, хорошо известный тем, кому нужны хорошие аккумуляторы или фонарики — там можно купить не очень дорого аккумуляторы с более-менее прогнозируемым качеством. Часто они продают аккумуляторы «только что с помойки» — разбирают на ячейки батареи, которые не прошли контроль качества, проверяют отдельные ячейки. Цены на них устанавливают вполне божеские.
Вот на такие аккумуляторы я и польстился. Вроде как LG (они же лыжи) INR18650-MG1 2850mAh (максимальный ток 10A ) — не самый плохой вариант для цены €2.57 за штуку.
По маркировке LGDBMG11865 P290J164A4 — лыжи весьма пожилые, октябрь 2016.
Сварка была оторвана, но зачисткой никто не озаботился. Перед новой сваркой пришлось убрать остатки точек от предыдущей сварки самому.
![image](https://habrastorage.org/webt/p2/oz/a-/p2oza--p-vwguw1nib9lioy8dmk.jpeg)
Напряжение ячеек 3.49 Вольта, разброс меньше 0.01 Вольт — так что можно начинать сварку без танцев с бубном. Не поленился, проверил напряжение на всех аккумуляторах — фейерверк устраивать в мои планы не входило. Делаем деревянную рамку, приклеиваем изоляторы и свариваем аккумуляторную батарею.
![image](https://habrastorage.org/webt/tc/j8/lz/tcj8lzu3vppz88cnarifais0tcm.jpeg)
Подключаем BMS — не так давно до этого перебирал батареи от гироскутеров, одна осталась лишняя.
![image](https://habrastorage.org/webt/f4/gp/yk/f4gpykifkulivtygehxk-j9mpdy.jpeg)
Перед окончательной упаковкой проверяем, что у нас вышло. Заряжаем до упора и смотрим характеристику разряда. Тестовый ток, конечно, очень маленький для такой батареи — всего 4 ампера (это на шесть ячеек в параллель!), но все же лучше, чем совсем ничего. Для сравнения на графике приведены характеристики батареи Chamrider на 10.4Ач и нескольких извлеченных из старых гироскутеров батарей с Самсунговскими ячейками.
![image](https://habrastorage.org/webt/mh/7l/wk/mh7lwkdqny4od61yv_chucw9ik4.jpeg)
![image](https://habrastorage.org/webt/ml/j0/vm/mlj0vmexugwa-02-7jpk7vzisce.png)
По моим вычислениям, емкость при разряде до 28 Вольт равна 16.8Ач — похоже, аккумуляторы неплохи. При удачном стечении обстоятельств на такой емкости можно проехать 50...55 км.
Заряжаем снова и проверяем напряжения на банках — если где-то непровар или дефектная ячейка — это можно увидеть по разбалансировке.
Завернем батарею в электротехнический картон. Вообще-то он не электротехнический, а скорее автомобильный — из него прокладки вырезают, ну да для этого применения без разницы. Недостаток картона компенсируем наждачкой на жесткой подложке.
Теперь завернем батарейку в термоусадку. Последний штрих — фирма веников не вяжет, а если и вяжет — то фирменные.
![image](https://habrastorage.org/webt/7c/f1/3s/7cf13siktqozix6ycos1xxxwohu.jpeg)
Берем с собой запасную батарейку на всякий случай и отправляемся на тест, не отъезжая от дома больше 20 км — а то есть риск и не приехать домой. А на запаске 20 км точно вернешься. Если колесо не лопнет :)
Предварительно стоит заметить, что Оулу — наверно, самый удобный в мире город для велосипедистов, вряд ли еще где-то найдешь столь разветвленную сеть велодорожек. Народ ездит на велосипедах круглый год, невзирая на погоду и личности. После снегопада в первую очередь чистятся велодорожки, а потом все остальное.
![image](https://habrastorage.org/webt/d-/yi/uc/d-yiucq20losh2z8loph8aw-lsa.jpeg)
Тут можно найти велобаны, кольцевые и междугородние велодорожки (межконтинентальных нет, хотя один из жителей этого славного города пытался доехать до Владивостока — техника подвела за несколько сотен километров до цели, ну а велосипедная прогулка до Парижа — это женский маршрут :).
![image](https://habrastorage.org/webt/u6/7f/tx/u67ftxx3__kdkoq0-1bk3cxbrm4.jpeg)
Недалеко от моего дома проходит кольцевая дорожка номер 21.
Множество людей ездят на работу километров за 20 на велосипеде, абсолютно никого это не удивляет. Удивляет, если у кого-то нет велосипеда. А не умеющий на нем ездить — видимо, просто больной. На всю голову.
Вот по такой красоте и поедем — абсолютно безопасно, велосипеды не мешают ни машинам, ни пешеходам. Кстати, электросамокаты есть, в этом году их появилось довольно много — но это случилось недели две позднее описываемых событий. В основном, валяются вдоль дорожек, а народ на своих велосипедах ездит.
Пытались в городе сделать аренду велосипедов — тендер выиграла какая-то польская фирма. Но что-то пошло не так — этих велосипедов больше не видно. Какие-то сложности были при аренде велосипедов — в частности, приезжие, которым эти велосипеды в основном нужны, имели определенные проблемы с финским языком :) Переключить интерфейс на английский было можно, но кнопочка переключения была надежно упрятана.
Но и у финнов были проблемы — то разблокировать велосипед было невозможно, то со счета деньги списывались непонятно за что.
Ну и местной мужской половине не понравилась женская рама и гламурный розовый цвет.
![image](https://habrastorage.org/webt/y4/4_/gg/y44_gg5igq74keg_1l-hxiv98fg.png)
Из комментариев финнов:
”Pinkkejä saatanan kätyreitä sanon minä!”
”Розовые приспешники сатаны, я говорю!”
Велосипедом я не в состоянии пользоваться много лет, за это время все в городе сильно поменялось. Но теперь поеду на шайтан-арбе посмотрю, что изменилось и вам расскажу.
![image](https://habrastorage.org/webt/b1/-o/3d/b1-o3dsdiqked3zp5njr1l-u-re.jpeg)
За все время езды на странных транспортных средствах, никто не подал виду, что ему интересно, на чем ты ездишь. Разве что, если кто-то едет навстречу на чем-то не менее странном — помашет рукой. Дескать, привет
![image](https://habrastorage.org/webt/0m/me/v_/0mmev_3abpmcmrth-l5fzyfnscs.jpeg)
Тестируем так — едем к какому-нибудь интересному месту, смотрим пройденное расстояние и напряжение батареи.
Отсюда поедем — бак полный, на одометре — ноль.
![image](https://habrastorage.org/webt/sn/ei/s5/sneis5knz3uzqoq8fvps66xqxqq.jpeg)
Kaijonharju. Район, прилегающий к университету. Районная библиотека с обезьяной, читающей «Жизнь животных». На первое мая студенты напяливают на нее фуражку — традиция такая.
Рядом — излюбленное место местных алкоголиков — тут был магазин Valintatalo. Магазин уже много лет, как закрыт, а привычка собираться здесь, видимо, осталась. В принципе, они достаточно безобидные и никому особо не мешают.
![image](https://habrastorage.org/webt/ph/fy/1t/phfy1trrnyiclejtgt-kl3fd-gu.jpeg)
А это сам университет — я к нему никогда никакого отношения не имел, но многие мои друзья тут работали. Практически все поразъехались или поменяли место работы.
![image](https://habrastorage.org/webt/uj/c4/bq/ujc4bqk7bdq5g4uufgjxtxvxxcy.jpeg)
Раньше один день в неделю (четверг, если склероз не изменяет) любой мог прийти в одну лабораторию и воспользоваться бесплатно лазерным резаком. Сечас записи нет по причине ковида. И не уверен, возможно ли это по-прежнему для всех, вроде как на сайте теперь написано — только для студентов и сотрудников университета.
Отсюда начинается скоростная велодорожка в центр — Linnabaana. Велосипед на ней привилегированный транспорт, все пересечения с автомобильными дорогами покрашены в красный цвет. В городе, как я описывал выше, и так очень хорошо с велодорожками, а планируется расширить сеть вот таких велобанов, где велосипедистам никто мешать не будет. Ближе было бы использовать Kaijobaana — но там большой участок перекрыт был, ремонт. А жаль, дорожка идет по очень живописной плотине с фонтанами посреди реки. И рыбоподъемник с
![image](https://habrastorage.org/webt/wc/i1/u5/wci1u5p3k_-j2bud2wixmbu45fq.jpeg)
![image](https://habrastorage.org/webt/vl/su/zn/vlsuzn0pll_4qmeho93g1ejgf3w.jpeg)
Проезжаем лицей (luseo) — привилегированное местное учебное заведение, мечта многих молодых финнов — учиться именно здесь. Знаменит в частности тем, что здесь учился бывший президент Мартти Ахтисаари.
![image](https://habrastorage.org/webt/u7/hc/7z/u7hc7znshnegtc37rqib3vxsjk4.jpeg)
Городской собор — непременный атрибут всех открыток, связанных с Оулу.
![image](https://habrastorage.org/webt/wc/ld/b_/wcldb_qvz-rwz8azfd-5ruvogl0.jpeg)
Здесь местная власть заседает.
![image](https://habrastorage.org/webt/cu/_l/z1/cu_lz1qubjxk65mamugldgghwfo.jpeg)
Старый вокзал, построен в 1886 году. Но строится новый целый транспортный комплекс, куча этажей, торговый комплекс — что там хотят еще разместить — в газетах писали, но забыл уже.
![image](https://habrastorage.org/webt/jd/qe/dz/jdqedzr_idii8-l-fumche17dvw.jpeg)
Хотя для железной дороги-одноколейки, наверно, и старый вполне сойдет. Тоже сильно удивляет — в России везде двух-трех ходовой путь, а здесь — практически везде однопутка. И электрифицировали дорогу на моей памяти.
Никаких билетных касс на вокзале уже пару лет, как нет. Только автоматы по продаже билетов — и то не особо нужная вещь. Билеты уже давно через интернет все покупают.
В ночное время вокзалы закрыты по всей Финляндии. Так что если у вас пересадка ночью и зимой — вам не позавидуешь. А если приспичит по нужде — ночью все равно народу не очень много.
Раксила — куча магазинов в одном месте.
![image](https://habrastorage.org/webt/yk/4m/00/yk4m00at_gcrwlpcqwbzjckz1fk.jpeg)
Это самый известный местный каток, место базирования хоккейного клуба Kärpät.
![image](https://habrastorage.org/webt/ne/kv/bo/nekvbo9zenmamarmqv5h7qrx0jk.jpeg)
Меня хоккей никогда не интересовал, но тут мы пересеклись — уже будучи на пенсии, я проектировал систему управления вмороженного в лед дисплея, совсем не маленьких размеров. Я там был субподрядчик Бог знает какого уровня, деньги попилили несколько фирм, но первоисточником и заказчиком был именно Kärpät. В итоге местная пресса писала, как героически трудились над проектированием какая-то куча фирм и крутых изобретателей (которых я ни разу не видел на катке), но, естественно, про бедного пенсионера, который с помощью своего друга — владельца небольшой фирмы (из нас двоих) и тоже пенсионера, всю систему управления спроектировал, не было ни малейшего намека. Но свою добавку к пенсии я получил — и то хлеб. Рассчитывать на большее было бы наивно — никто никому ничего не обещал и у каждого свой бизнес. А я вообще просто развлекаюсь и не при делах.
![image](https://habrastorage.org/webt/p4/5y/k8/p45yk812cmswmcr7r5u_9brr9es.jpeg)
Еще один стадион — летом не работал, там был единственный в городе ковидный прививочный пункт. Предупреждают, чтобы приходили в маске. Если придешь без нее — выдадут на входе.
![image](https://habrastorage.org/webt/ld/mz/od/ldmzodc8tyi3veq-di2gihytjwi.jpeg)
Через дорогу — один из комплексов зданий, где раньше располагалась Nokia. Сейчас там множество маленьких фирм, о Nokia уже забывать стали. Рыночек порешал. Хотя, видимо, порешал все-таки кто-то еще. Недалеко был небольшой дизайнерский центр Analog Devices. Тоже несколько лет, как закрыт, инженеры, в основном, теперь работают на Nordic Semiconductor — свято место пусто не бывает.
Парк с гусями-лебедями — бедненько, но чистенько. Хотя речушка чистенькой не выглядит. Ну да ладно.
![image](https://habrastorage.org/webt/yw/iz/iv/ywizivwjmo8la5e9_bazwoamhtg.jpeg)
На фотке ниже какая-то женщина и памятник той самой жабе, с которой многие безуспешно пытаются бороться.
![image](https://habrastorage.org/webt/7s/fe/l8/7sfel8d_pbln4uswr-a1evt3zoc.jpeg)
Центр города — сегодня тепло, светло и мухи не кусают. Народу хватает, хотя все-таки зловредный вирус дает о себе знать — раньше было в разы больше.
![image](https://habrastorage.org/webt/ii/sp/ov/iispov6l62bjmckbrgyo75h0_0o.jpeg)
Торговая площадь с символом города — полицейским. Народ гуляет вовсю, на вирус всем глубоко плевать. Хотя в магазины все одевают
![image](https://habrastorage.org/webt/ik/ix/eh/ikixehv8skqz5azp6srrr5c18pq.jpeg)
Городской театр, напротив — городская библиотека.
![image](https://habrastorage.org/webt/3k/_w/yq/3k_wyqbtbbyae2hsxow42_8ugjs.jpeg)
На этом прогулка по городскому центру завершена, теперь —
![image](https://habrastorage.org/webt/6n/c6/m_/6nc6m_a080gindjsgxdgcbh2ptg.jpeg)
Технополис — в этом комплексе зданий, соединенных переходами, когда-то располагался один из дизайнерских центров Nokia. Остальной технополис, в основном, состоял из фирм — подрядчиков Nokia и представительств и дизайнерских центров крупных фирм, которые выполняли работы для Nokia. Университет тоже занимался обучением специалистов для нее. Когда Nokia скукожилась, огромное количество инженеров в городе осталось без работы. Соответственно, их зарплаты тоже упали в разы — а что? — тут типа рынок, не нравится — попробуй найти более высокооплачиваемую работу, никто тебя насильно не держит.
Американских и прочих иностранных фирм проблемы с зарплатой коснулись меньше, их уровень определялся не на местном уровне. Но из персонала стало можно веревки вить — не нравится — иди отсюда. Желающих занять твое место целая очередь стоит.
![image](https://habrastorage.org/webt/zk/gn/tu/zkgntusskwlsp58hlq5ccx3vdte.jpeg)
Хотел сделать кучу фотографий зданий с вывесками фирм одна круче другой, чтобы поразить воображение читателей. Вместо этого был поражен сам — я тут пять лет не был, а где все эти фирмы? Осталась только местная мелочь пузатая. Тем не менее — хотя бы Texas Instruments еще сохранился.
![image](https://habrastorage.org/webt/gj/pn/tl/gjpntl2xwv6r7qhrfm1kij43iws.jpeg)
А это преимущественно одноэтажная часть технополиса. Кстати, технополис звучит гордо, у финнов это называется Teknologiakylä — технологическая деревня, что скромнее и ближе к истине.
![image](https://habrastorage.org/webt/fr/gh/wg/frghwgsq034t5v71f1p9xxyddtu.jpeg)
Заглянем еще в одно место — ботанический сад университета. На этом озерке народ любит кормить уток, хотя и низя. Растений тут каких только нет — я даже несколько сибирских кедров находил, причем они с шишками были.
![image](https://habrastorage.org/webt/kq/lb/dw/kqlbdwv5n0a_klr245meikpje68.jpeg)
А эти две пирамиды — Ромео и Джульетта. Внутри круглый год джунгли, пальмы и бананы.
![image](https://habrastorage.org/webt/bx/yq/xv/bxyqxvjpfqyqxjnmehs3vib_p2q.jpeg)
Еще один торговый комплекс — Ideapark. Рядом — Motonet, полезный магазин для автолюбителей и прочих любителей железяк и рыбалки.
![image](https://habrastorage.org/webt/rw/ur/t8/rwurt87tmz_o1fa5caogmvljizk.jpeg)
На трекере выше ошибки нет — я действительно проехал внутри торгового комплекса — нужно было выполнить одно важное поручение.
![image](https://habrastorage.org/webt/0d/-o/sw/0d-oswwkvyjhxvs2-avzbpbcrj0.jpeg)
Ну а теперь полным ходом домой — прокатался в итоге три с половиной часа, проехал 33.3 км и оставшееся напряжение батареи — 34.7 Вольта. Еще бы километров на 10 хватило бы.
Даша тоже довольна — ее поручение выполнено, вкусняшки доставлены.
![image](https://habrastorage.org/webt/le/ea/ht/leeahtzxdjgu0ldzo7x3z-uqnrw.jpeg)
P.S. Эта версия статьи адаптирована для Хабра, оригинальная статья, написанная по свежим следам, лежит здесь.
Комментарии (4)
XBOCTOB
12.12.2021 22:07+1А вашему электротранспорту, финскими правилами, разрешается ездить по велодорожкам?
DustyZebra Автор
12.12.2021 22:11+1Конечно, скорость до 25 км/ч, мощность меньше киловатта, подробности тут https://www.traficom.fi/fi/liikenne/tieliikenne/sahkoiset-liikkumisvalineet - на финском, но есть картинка
amarkevich
лично ковыряю аккумы после замены, у китайцев полно достойных фонарей/пауэрбанков для 18650.
nRF9160 на текущем проекте, достойная СиП.
да и Нокия 6021 до сих пор в деле.
DustyZebra Автор
Тут токи побольше, 25-30 ампер надо иметь без проблем.