В школе, где я учился до девятого класса, уроков информатики не было. Учебное заведение вообще испытывало некоторые проблемы с оснащением: из наглядных пособий у нас имелся только бюст Ленина в актовом зале. Тем не менее, в СССР, оказывается, планомерно развивали информатику в школах, для чего было разработано несколько специальных языков программирования для обучения детей. Об этих языках я узнал совершенно случайно, когда искал информацию по Fortran 77 — этот язык мы проходили в институте. Любопытство заставило меня копнуть чуть глубже. Полезных сведений оказалось не так уж и много, и тем, что удалось найти, я решил поделиться с вами.

▍ Робик


Этот язык со смешным названием придумали в 1975 году основоположник советской школьной информатики Г.А. Звенигородский и академик А.П. Ершов для обучения основам программирования детей в возрасте 8—11 лет. «Робик» использовался в Харьковской «Школе юных программистов», занятия в которой проводил сам Геннадий Анатольевич Звенигородский. В 1977 году разработчик языка перебрался в Новосибирск, где устроился на работу в Вычислительный центр Сибирского отделения АН СССР, после чего уроки для юных программистов продолжились уже в этом городе в формате воскресной школы и летних образовательных лагерей.

Позже «Робик» был переработан и включён в состав пакета образовательных программ «Школьница» для ПК «Агат», которыми тогда оснащались многие компьютерные классы в советских учебных заведениях. Предполагалось, что после изучения «Робика» дети смогут перейти на более сложный учебно-производственный язык «РАПИРА». Полноценных изданий по «Робику», к сожалению, не сохранилось (возможно, я просто не смог их найти), зато до нас дошли документы из архива академика Ершова, в которых встречается довольно лаконичное описание этого языка.



В основе синтаксиса «Робика» лежит русский язык, хотя авторы утверждали, что относительно несложно переработать «Робик» для использования других языков народов СССР. Набор базовых конструкций «Робика» был весьма ограничен, однако его возможности значительно расширялись за счёт так называемых «исполнителей» — объектов, выполняющих задаваемые программистом команды. Каждый исполнитель действовал в определённой для него среде, состоящей, в свою очередь, из элементов, которые могут находиться в разных состояниях. Для каждого исполнителя существует свой набор предписаний (команд).

Исполнители обладали собственными блоками памяти, в которые записывалась информация о состоянии элементов среды и результаты действий, выполненных самим исполнителем — например, процедур и подпрограмм. В наборе программ «Школьница» присутствовал стандартный набор исполнителей — для базовых арифметических операций, рисования на экране, управления внешними устройствами.

Прежде чем школьник начнёт отдавать команды исполнителю, необходимо запустить хотя бы один экземпляр этого исполнителя и опционально присвоить ему уникальное имя (этот параметр обязателен только если оператор работает с несколькими экземплярами исполнителей одного типа). Делалось это с помощью команды ВКЛЮЧИТЬ, например, так:

ВКЛЮЧИТЬ ОБХОДЧИК:МИША; 

Эта команда запускала экземпляр исполнителя «ОБХОДЧИК», которому присваивалось уникальное имя «МИША». Соответственно, завершалась программа командой ВЫКЛЮЧИТЬ. Кстати, «ОБХОДЧИК» — это стандартный исполнитель из комплекта программ «Школьница», предназначенный для решения простых математических задач. Среда «ОБХОДЧИКА» представляет собой железнодорожную ветку определённой длины, состоящую из некоторого количества стыков. «ОБХОДЧИК» может двигаться по этой железной дороге вперёд или назад, если путь перед следующим шагом свободен (там есть рельсы), и проверять стыки.

Как работает этот исполнитель, можно понять на примере простой математической задачи. Имеется прямая железнодорожная ветка неизвестной длины, состоящая из некоторого количества стыков. Расстояние между стыками составляет 24 метра. «ОБХОДЧИК» стоит в начале этой железнодорожной ветки. Требуется проверить все стыки, найти неисправные, а затем вернуть «ОБХОДЧИКА» в начало ветки. Программа на языке «Робик» для решения этой задачи выглядит следующим образом:

ВКЛЮЧИТЬ ОБХОДЧИК;
ЗАПОМНИТЬ ПРОЦЕДУРУ ПРОВЕРКА_СТЫКА;
	ЕСЛИ ОБХОДЧИК.СТЫК = “НЕИСПРАВЕН” ТО ОТМЕНИТЬ СТЫК;
	ВПЕРЕД 24М;
ЗАКОНЧИТЬ;
ПОКА ОБХОДЧИК.ВПЕРЕДИ = “СВОБОДНО“ ПОВТОРЯТЬ ПРОВЕРКА_СТЫКА;
ПОКА ОБХОДЧИК.СЗАДИ = “СВОБОДНО“ ПОВТОРЯТЬ НАЗАД 24М;
ВЫКЛЮЧИТЬ ОБХОДЧИК;

Результат выполнения этой программы будет наглядно продемонстрирован на дисплее «Агата»: пользователь увидит и железнодорожную ветку (пунктирную линию), и движущегося по ней «обходчика», и счётчик неисправных стыков. Именно поэтому результат работы этой программы, например, количество выявленных дефектов и пройденное расстояние, не сохраняются в переменные и никуда не выводятся. Эти значения записываются в память внутри самого исполнителя, инициализируются автоматически и обнуляются при выключении экземпляра исполнителя — что значительно упрощает процесс программирования для детей. Им уже не нужно думать об объявлении переменных, об их типах, а вместо этого можно сосредоточиться на решении самой практической задачи.



Как видно из этого примера, «Робик» — довольно простой алгоритмический язык, позволяющий составлять программы из набора команд, которые способен обработать каждый исполнитель. Расширение возможностей языка происходит за счёт добавления новых исполнителей, для каждого из которых можно придумать свой набор команд и, соответственно, свои интересные логические или математические задачи. Причем исполнителей для «Робика» можно писать на самом «Робике». Программы на этом языке могут содержать ветвления по условию и циклы, могут обрабатывать вводимые пользователем значения с клавиатуры компьютера, а результаты работы — выводить на экран, сохранять на магнитном носителе или распечатывать на АЦПУ (алфавитно-цифровом печатающем устройстве, заграничное слово «принтер» в те времена еще не вошло в обиход).

Использование в синтаксисе «Робика» кириллицы имело одно неоспоримое преимущество: программы на этом языке можно было набивать на обычной пишущей машинке, которые имелись в приемных и секретариатах всех без исключения советских школ. Такие машинки не имели латиницы, а принтерами были оборудованы далеко не все школьные классы информатики, поэтому работающие с «Робиком» преподаватели оказались избавлены от грустной необходимости записывать программы на листочках авторучкой, как это делали несчастные, имевшие дело с Бейсиком.

▍РАПИРА


«Расширенный адаптированный поплан-интерпретатор, редактор, архив», или, сокращенно, РАПИРА — еще один язык для обучения школьников основам программирования. Он был предназначен для перехода от простого «Робика» к более сложным языкам высокого уровня, базировался на синтаксисе Поплан и Сетл, и тоже использовал для записи команд кириллицу (хотя существовала и английская версия языка).

Созданием РАПИРА в 1978-1979 годах занимались выпускники Новосибирского государственного университета под руководством автора «Робика» Геннадия Звенигородского. Изначально разработка велась на БЭСМ-6, но позже язык был адаптирован для ПК «Агат» и вошел в состав пакета образовательных программ «Школьница» — вместе с редактором кода. Чуть позже появились версии РАПИРА для Yamaha MSX/MSX2 и ЕС ЭВМ на базе советских клонов процессоров с архитектурой x86 — специально под стандартные КУВТ (комплексы учебной вычислительной техники), которыми оборудовались советские классы информатики.



Между «Робиком» и РАПИРА было много общего — например, язык являлся регистронезависимым, допускалось произвольное расположение директив в строке. Переменные не требовалось объявлять заранее и указывать их тип: каждая переменная считалась объявленной в момент ее первого использования, а тип автоматически присваивался в зависимости от ее текущего значения. Уже инициализированной переменной можно присваивать значения типов, отличающихся от первоначально присвоенного. РАПИРА поддерживала высокоуровневые типы данных — кортежи и множества, — и на этом языке уже можно было писать полноценные программы, не зависящие от возможностей принятых в «Робике» исполнителей. Вот, например, как на РАПИРА выглядит классический «hello, world» в виде программной процедуры:

ПРОЦ СТАРТ();
    ВЫВОД: "ЗДРАВСТВУЙ, МИР!";
КНЦ;

В отличие от «Робика», РАПИРА давала программисту возможность работать с файлами. За рисование графики средствами языка отвечал входящий в состав «Школьницы» графический пакет «Шпага». Вообще, структура и ассортимент выражений в РАПИРА отличались заметным разнообразием по сравнению с «Робиком», что давало учащимся большую свободу действий и значительно расширяло круг учебных задач, которые можно было реализовать с помощью этого языка.

Язык РАПИРА допускал ветвления, проверки условий и циклы, причем в языке существовало четыре разновидности циклов с разными условиями выхода из них. В качестве оператора присваивания использовалось сочетание символов «->», причем слева от него записывалось присваиваемое значение, а справа — имя переменной, которой это значение присваивалось. Например, код, который сравнивает значения переменных «А» и «В», присваивает большей переменной значение 1, а затем выводит на экран значение меньшей переменной, в РАПИРА выглядит так:

ЕСЛИ А > В ТО
1 -> А; ВЫВОД: В;
ИНАЧЕ
1 -> В; ВЫВОД: А;
ВСЕ;

Благодаря простоте синтаксиса язык РАПИРА быстро завоевал определённую популярность в Советском Союзе. Его использовали авторы рубрики «Заочная школа программирования», регулярно публиковавшейся в журнале «Квант» начиная с 1980 года. Вообще, образовательный проект, в рамках которого разрабатывался пакет программ «Школьница», был глобальным — он охватывал не только весь СССР вместе с союзными республиками, но и страны СЭВ. Создатели проекта планировали внедрить единый стандарт изучения информатики и программирования для детей разного возраста и разных народов — именно поэтому существовала версия РАПИРА на основе латиницы, велись работы по созданию версий языка с синтаксисом на эстонском и грузинском языках. В школах, оборудованных КУВТ на основе ПК «Агат», РАПИРА успешно использовалась для обучения старшеклассников вплоть до конца 80-х, а кое-где — до начала 90-х, когда классы информатики стали оснащать более современными IBM-совместимыми компьютерами.

▍Язык РАЯ (учебный алгоритмический язык)


Ходят легенды, будто Русский Алгоритмический Язык (язык РАЯ) стал своего рода симметричным ответом на буржуазный язык программирования Ада, названный так в честь Ады Лавлейс, хотя политика и теология тут совершенно ни при чем. Гораздо чаще его называли «школьным алгоритмическим языком» или «учебным алгоритмическим языком» — под этим наименованием он и вошел в официальную документацию, просто аббревиатура «РАЯ» звучала чуть благозвучнее.

Учебный алгоритмический язык — это абстрактный язык для изучения программных алгоритмов в рамках школьной программы, в отличие от «Робика» и РАПИРА, не привязанный к какой-либо конкретной аппаратной архитектуре или модели компьютера. Этот язык был придуман и внедрен в конце 70-х годов соавтором «Робика» академиком А.П. Ершовым для так называемого «безмашинного курса информатики», то есть, для преподавания основ программирования в школах, не оборудованных компьютерными классами. А таких школ на просторах СССР, в частности, в небольших городах и сёлах, насчитывалось очень и очень много. Советская промышленность к началу 80-х уже освоила серийный выпуск нескольких моделей ЭВМ, но обеспечить компьютерами каждую школу в каждом райцентре все-таки не могла. Вот почему этот язык оказался столь необходим и востребован советской системой образования.

Учебный алгоритмический язык также использовал для записи команд кириллицу, а синтаксис А.П. Ершов частично позаимствовал из Алгола. До середины 80-х язык применялся в основном для обучения детей в рамках внешкольных программ образования, но после всех бюрократических согласований и утверждений в 1985 году был принят в качестве основного языка в школьном учебнике «Основы информатики и вычислительной техники». Таковым он и оставался в течение последующих лет вплоть до конца существования СССР: последний школьный учебник на основе этого языка был выпущен в 1990 году общим тиражом 7 млн. экземпляров.

Поскольку учебный алгоритмический язык был придуман именно для формального описания алгоритмов, он и применялся в качестве такового при решении типовых школьных задач. Для выделения логических блоков алгоритма использовались отступы, а парные значения соединялись вертикальными чертами. Вот так, например, на этом языке выглядело описание алгоритма вычисления суммы квадратов целых чисел от 1 до n:

алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S)
   дано | n > 0
   надо | S = 1*1 + 2*2 + 3*3 + … + n*n
нач цел i
|  ввод n; S:=0
|  нц для i от 1 до n
|  |  S := S + i * i
|  кц
|  вывод "S = ", S
кон

Учебный алгоритмический язык (РАЯ) позволял выполнять ветвления с проверкой условий, описывать циклы с предусловием, постусловием или с параметрами. Вот, например, общий вид программы с ветвлением:

| выбор параметр
| | при знач значение 1
| | | действия 1
| | при знач значение 2
| | | действия 2
| | иначе
| | | действия по умолчанию
| кон


Этот язык, пожалуй, уникален тем, что был изначально разработан для «программирования в тетрадке». Однако в 1985 году группа студентов, аспирантов и преподавателей мехмата МГУ разработала редактор-компилятор «Е-практикум» («Е» — в честь А.П. Ершова), позволявший набирать и компилировать программы на РАЯ. Это вдохнуло в учебный алгоритмический язык вторую жизнь — теперь его можно было назвать полноценным языком программирования.

▍Вместо заключения


Казалось бы, советские технологии образования и учебные языки программирования давно ушли в прошлое: их сменил Бейсик, который в последние годы потеснили Scratch и Python — именно их изучением чаще всего занимаются школьники на уроках информатики. Но в начале 90-х Научно-исследовательский институт системных исследований РАН представил собственную разработку: язык и систему программирования для поддержки начальных курсов информатики «КуМир» (Комплект Учебных Миров). Примечательно, что «КуМир» основывается на учебном алгоритмическом языке А.П. Ершова — том самом РАЯ — и включает ряд идей, воплощенных ранее в проекте «Е-практикум». Вторую версию «КуМир» разработчики выпустили в 2018 году, причем версии редактора этого языка, распространяемого под лицензией GNU GPL 2.0, есть как для Windows так и для Linux.



«КуМир» был рекомендован Министерством образования РФ в качестве основного учебного материала по курсу «Основы информатики и вычислительной техники», и в настоящее время активно развивается. Так идеи, заложенные академиком А.П. Ершовым и его коллегами еще в начале 80-х, находят свое применение уже в XXI веке.
RUVDS | Community в telegram и уютный чат

Комментарии (170)


  1. Holmogorov Автор
    19.10.2022 12:16
    +44

    Вот ищешь ты информацию об образовательном пакете программ «Школьница», предназначенном для КУВТ (комплексов учебной вычислительной техники), которыми оборудовались классы информатики в СССР. Вводишь в Гуголь запрос «пакет «Школьница»»… И получаешь две страницы ссылок «расчлененное тело школьницы обнаружили в пакете». В интересное время живем....


    1. ITMatika
      19.10.2022 14:17
      +35

      Жена отправила на кухню разогреть молочную смесь для ребёнка.
      Оставил соску на плите, она расплавилась и прилипла, отодрать не смог.
      Вбил в гугле: Как отодрать соску.
      ...
      Забыл, что искал.

      (с) баян


    1. ITMatika
      19.10.2022 14:26
      +16

      С советских времён смысл некоторых фраз кардинально поменялся:
      «Мальчик склеил модель в клубе».

      А некоторых - почти нет:
      «Распечатать письмо».



      1. Borz
        19.10.2022 14:53
        +7

        для "распечатать письмо" всё же смысл так же поменялся с "вскрыть запечатанный почтовый конверт" на "распечатать на бумагу электронный текст письма"


        1. ITMatika
          19.10.2022 15:18
          +10

          Смысл отдельных слов - поменялся.
          Смысл фразы остался почти тем же - получаем бумажный листок с текстом письма :)


          1. spacediver
            19.10.2022 18:03
            +2

            Ну, не совсем. В распечатанном конверте может и не найтись листка =)


            1. vassabi
              19.10.2022 19:56

              ну, в распечатке тоже бывает, что нет текста письма - одни служебные поля и все ...


            1. anwender95
              20.10.2022 07:47
              +1

              Просто тела письма нет, а есть только тема)


              1. nochkin
                20.10.2022 20:07

                Просто принтер матричный, а в письме только картинки.


                1. LordDarklight
                  21.10.2022 14:15
                  +1

                  Как будто матричные принтеры не умели картинки выводить :-)


                  1. DvoiNic
                    21.10.2022 14:17
                    +1

                    Даже на АЦПУ умудрялись…


                    1. Exchan-ge
                      21.10.2022 16:30
                      +1

                      Даже на АЦПУ умудрялись…


                      «Служебный роман», 1977 год, «Джоконда», напечатанная на АЦПУ на стене у секретарши…


                      1. DvoiNic
                        21.10.2022 17:04

                        Я так и не заставил себя посмотреть этот фильм целиком…
                        Но Джоконду помню, естественно… скорее всего, и сам тоже печатал.
                        «Мона Лиза» на АЦПУ — это как «Шаттл» на плоттере…


                      1. Exchan-ge
                        21.10.2022 17:51
                        +1

                        Но Джоконду помню, естественно… скорее всего, и сам тоже печатал.


                        У нас на рубеже 80х прямо в ЦУМе была частная лавочка.
                        Желающего сажали перед камерой, снимали, и печатали «джоконду» с его собственным изображением :)

                        Жаль, что с деньгами у меня тогда была напряженка, иначе бы был бы документ эпохи на руках :)


                  1. nochkin
                    21.10.2022 16:06
                    +1

                    Современная молодёжь жаждет многопиксельные hdr фотки, им не понять.


    1. static_cast
      19.10.2022 17:08
      +5

       «пакет «Школьница»»… И получаешь две страницы ссылок «расчлененное тело школьницы обнаружили в пакете»

      Дак не то ищите. Учебный фильм надо.


      1. LordDarklight
        19.10.2022 17:12
        +8

        Учебный фильм надо.

        Фильм по расчленёнке? Да ещё и учебный есть!!!


        1. static_cast
          19.10.2022 18:49
          +3

          Фильм по расчленёнке?

          Скорее, наоборот. Ну да хватит об этом. )


        1. tvr
          20.10.2022 11:36
          +3

          Фильм по расчленёнке? Да ещё и учебный есть!!!

          От киностудии «Ленфильм».


        1. SnowyOw1
          20.10.2022 12:30
          +1

    1. Jef239
      20.10.2022 04:01
      +2

      Книга по РОБИК называлась "Первые уроки программирования" (библиотечка Квант, номер 41). Что касается Е-практикума, то в журнале "Информатика и образование" появилась фраза "которые злые языки назвали ЕРШОЛом". Игорь Жуков, автор слова ЕРШОЛ (помесь академика Ершова с АЛГОЛ-60) тогда сильно радовался и говорил, что "злые языки" - это лично он.

      Дополните статью?

      Скринщот обложки


    1. iig
      20.10.2022 11:51

      И получаешь две страницы ссылок «расчлененное тело школьницы обнаружили в пакете». В интересное время живем.

      Интересный поисковой пузырь :[


  1. serginho
    19.10.2022 12:35
    +4

    Еще есть Дракон


    1. Holmogorov Автор
      19.10.2022 12:40
      +1

      Прочитал "Даркон". Долго думал...


      1. vvviperrr
        19.10.2022 12:50
        +6

        правильный дракон


        1. Maccimo
          19.10.2022 14:10
          +8

          Вот правильный дракон, а у вас новодел.</юмор: конец-шутки>



      1. Goupil
        19.10.2022 13:24
        +8

        «Вы слишком долго живёте в Израиле если ...»


        1. Holmogorov Автор
          19.10.2022 13:25
          +2

          Ой вавой!


  1. saipr
    19.10.2022 12:38
    +4

    в СССР, оказывается, планомерно развивали информатику в школах

    Обязательным предметом в советских школах информатика стала 1 сентября 1985 года (предмет носил название "Основы информатики и вычислительной техники").
    В рамках курса информатики изучались:


    • элементы математической логики;
    • основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
    • архитектура и компоненты ЭВМ;
    • основы алгоритмизации, построение блок-схем;
    • основы программирования и написания программ.

    Казалось бы, советские технологии образования и учебные языки программирования давно ушли в прошлое: их сменил Бейсик

    В программе большинства советских школ язык программирования Бейсик закрепился с 1987 года. И это понятно: он обладал необходимым функционалом, легко усваивался школьниками и подходил для любого компьютера той поры.
    Ближе к концу в 80-х к Рапире и Бейсику добавился Паскаль.


    1. Holmogorov Автор
      19.10.2022 12:42
      +10

      Паскаль мы а 1-м курсе в институте изучали. Причем на половине факультетов штудировали Паскаль, на другой половине - Си. Между "сишниками" и "паскалистами" постоянно шли холивары на тему чья брюква вкуснее.


      1. saipr
        19.10.2022 12:47

        В каком году не уточните вы брюкву пробовали?


        1. Holmogorov Автор
          19.10.2022 12:51
          +1

          1993-1994


          1. saipr
            19.10.2022 13:07
            +2

            Годы расцвета Паскаля. У нас тоже шла эта борьба, только в в неё еще вмешивался тогда и ПЛ/1.


            1. Holmogorov Автор
              19.10.2022 13:27
              +2

              Позже появился Делфи и паскалисты возрадовались: вот же, мы говорили! Прогресс! ООП! Визуальная разработка приложений! Но потом кто-то открыл для себя VisualC...


              1. vvviperrr
                19.10.2022 14:06
                +17

                ты хотел сказать visualc++? mfc, winapi? делфи был на голову впереди со своей vcl и тонной компоненотов изкоробки. или ты про гоп.нет? так он начал получать какое-никакое развитие только в 2003-2005 годах.

                меня всегда коробило это слово - "visual". до сих пор не понимаю, что там такого "визуального".


                1. LordDarklight
                  19.10.2022 15:13
                  -1

                  Графическая среда в IDE, когда почти половину действий в редакторе совершаешь мышью, и IDE вываливает на тебя тонны графической информации.

                  Ну и в Visual C++ были WinForms - дизайн которых делался мышью. А на WinForms базировались и другие "не визуальные" компоненты, но которые так же управляли в дизайнере мышью. Потом появились и другие графические компоненты. Т.е. на листочке такие программы уже писать было крайне затруднительно....


                  1. vvviperrr
                    19.10.2022 15:20
                    +5

                    winforms это часть гопнета, разговор выше про кресты. да, у микрософта был (или еще есть, хз) уродец под названием managed c++. но это другое. а классические кресты в студии - это mfc и голый winapi, с простеньким редактором диалогов. как это вообще сравнивать с делфями - непонятно.


                    1. LordDarklight
                      19.10.2022 15:45

                      Но всё же winforms в Visual Studio для C++ был


                      1. vvviperrr
                        19.10.2022 17:47
                        +2

                        еще раз, не для C++, а для managed C++. и был он начиная со студии 2003/2005, уже точно не помню


                      1. LordDarklight
                        19.10.2022 18:10
                        -2

                        ну пусть не winforms - но всё-таки были же там формы - и они были визуальные


                      1. vvviperrr
                        19.10.2022 18:26
                        +5

                        и еще раз. там был ТОЛЬКО редактор диалоговых окон. сами же окна кодились руками, никаких форм не было. а редактор диалогов там был не из за того, что студия супер-визуальная. просто графическое описание диалогового окна (где какие кнопочки расположены) хранилось в ресурсах исполняемого файла, и прикрутить к этому редактор с ~10ю "компонентами" (стандартные виндовые управлялки, типа label, edit, button и тп) было не сложно.


                  1. boopiz
                    19.10.2022 15:21
                    +2

                    Delphi 1 под win 3.11 ваш визуал c++ был долго в зачаточном состоянии. потом пошёл c builder на базе той же ide что и delphi


              1. berez
                19.10.2022 14:58
                +4

                Прогресс! ООП!

                В Паскале объекты уже были (по крайней мере, в 7-й версии Borland Pascal — если мне склероз не изменяет). Дельфи добавили виндовые окошки и визуальную разработку.

                Но потом кто-то открыл для себя VisualC...

                А что такого было в вижуалС, чего не было в дельфях? Насколько я помню, года этак до 2000-го чуть ли не все популярные программы были написаны на дельфи (тотал коммандер, TheBat!, куча всякого другого).


                1. thevlad
                  19.10.2022 22:12
                  +3

                  Для гуйни, конечно Делфи была в не конкуренции, самый большой минус это был крайне посредственный оптимизирующий компилятор. (я тогда в районе 2003-4 го был студентом, и ковырял по фану всякое 3Д и геймдев, где такты были важны)


                1. dunkelfalke
                  20.10.2022 11:51
                  +3

                  Tурбо паскаль 5.5 был первым с объектами. Помню потому-что как раз с него и начинал когда-то.


      1. w0lf
        19.10.2022 20:54
        +7

        Я учился в 95-00, и у нас на курсе ходил стишок:

        Все, кого ты не спроси программируют на Си. Ты найдёшь сейчас едва ли программиста на Паскале.


        1. svoezemtsev
          20.10.2022 06:49
          +4

          Каждый москаль выбирает Паскаль, а хохлы уси пишут на Си.


      1. potan
        20.10.2022 11:08
        +2

        На Физтехе они назывались "насильники" и "пасквилианты". Но бои обычно завершались тем, что ассемблер все равно лучше... :-)


        1. DvoiNic
          20.10.2022 11:14
          +2

          как еще до сих пор не вспомнили «Real programmers don't use Pascal»®


        1. w0lf
          20.10.2022 12:08
          +1

          У нас также назывались. Но самый прикол в другом. Самые ярые адепты C (++ / Builder / etc), для решения реальных учебных задач всё равно предпочитали Delphi. Так как на С те же задачи в абсолютном времени решались дольше, немного, но существенно для студентов, кому бы побыстрее закончить ненавистный курсач по АСУ ТП или проектированию БД и пойти потреблять напитки.


    1. Iscander_Che
      19.10.2022 12:45
      +1

      В рамках курса информатики изучались:

      • элементы математической логики;

      • основные возможности ЭВМ и варианты их применения;

      • архитектура и компоненты ЭВМ;

      • основы алгоритмизации, построение блок-схем;

      • основы программирования и написания программ.

      Увы, ничего этого в начале 90-х у нас не было. Когда появились PC-шки в компьютерном классе, мы тупо изучали DOS, NC и ME. Что очень-очень жаль...


      1. saipr
        19.10.2022 12:48
        +2

        Так, наверное, и СССР уже не было...


        1. Iscander_Che
          19.10.2022 15:04

          СССР-то действительно уже не было, но вряд ли прямо так сразу государственные образовательные стандарты поменялись. Я скорее поверю в то, что дело было в конкретной школе, вернее, в компетенциях персонала школы.


          1. DvoiNic
            20.10.2022 08:27
            +2

            вряд ли прямо так сразу государственные образовательные стандарты поменялись.
            Они не то, что «поменялись» — они еще «устанавливались» и «устаканивались», еще далеко не каждая школа приблизилась к «стандарту».
            p.s. Когда начинал учить школьников (1990) — стандарта даже долго найти не мог. Методологии практически не было. учебники… до сих пор помню учебное задание из одного учебного пособия: «нарисовать на экране компьютера символами круг. примечание: кругом считается квадрат размерами 5 на 15». (ну да, экран «анизотропный», 5*15 был примерно квадрат). В общем, надо было все это добывать через «институт усовершенствования учителей». Где оные задавали вопросы, как «практикующим программистам», «как лучше учиться программировать — в кодах, или в ASCII?». Этап становления предмета, причем достаточно сложного. Причем еще и меняющегося в это время


      1. Ndochp
        19.10.2022 15:37
        +3

        Где как. Я выпуск 98
        Первый заход на информатику (7 класс) — РАЯ на БК0010 под управлением какой-то мини ЕС, исполнители Робот и Черепаха.
        второй год обучения — Искры, не помню что мы там делали хоть убей. тоже на чем-то писали, параллельно теория про системы счисления и логические вентили.
        3 год и дальше 386, бейсик из состава доса, задачки на сортировку, транспонирование массивов и прочая фигня.
        Всякие редакторы, суперкалки, ворксы — это в рамках уже не информатики, а делопроизводства (УПК 10 класс)


        1. Joysi
          20.10.2022 09:41
          +1

          Выпуск 92.

          Информатика в школе в 7-9 классе: Булева алгебра (из блоков OR/AND/NAND/NOT и т.п. рисовали схемы вычислений), алгоритмы: рисовали блок схемы через трафареты, которые потом имплементировали в Basic на Д3-28. В 10-11 классе уже Фокал (может кто помнит) на БК-0010-01 и отдельный класс Yamaha MSX (Basic). Помимо поиска НОД, сортировок, факториалов давали и интересные задачи: обход шахматного поля конем, рисование 2d-3d графиков(БК), + в кружках вкусности еще и несложные пошаговые игры (морской бой и т.п.). Ходили слухи про ШАЯ, но в живую не видели.


      1. idelgujin
        20.10.2022 04:49

        У нас информатика началась в 5-м классе, это 97-й год был. Учились на БК-010, потом были еще агаты. Учили Бэйсик. В 2000-м появились первые PC в классе, и это был другой мир


      1. Dolios
        20.10.2022 08:37
        +1

        В 96 у меня всё это было в школе на информатике. Плюс кодили на бейсике. Обычная средняя школа в провинции.


    1. pharo
      19.10.2022 15:03

      В учебную сборку ALT Linux в 2011г. был включён Basic-256 и добавлена электронная книга
      Джеймс М. Рено «Хотите научиться программировать?» с файл-архивом примеров.

      P.S. В дальнейшем, похоже, эта инициатива не получила продолжение.


      1. axe_chita
        19.10.2022 17:52

        P.S. В дальнейшем, похоже, эта инициатива не получила продолжение.
        Буквально сегодня устанавливал AltLinux Образование 10, в нем точно присутствует и Basic-256, и КуМир, и Code::Block.


        1. pharo
          19.10.2022 18:23

          Обновлённый на текущее время из реп Basic-256 проекта?

          т.е. не дропнули его поддержку?

          P.S. В репозиториях Линух можно встретить ещё некоторые версии Бейсик, коих в природе достаточно много и достаточно интересных.


          1. axe_chita
            19.10.2022 18:45

            Обновлённый на текущее время из реп Basic-256 проекта?
            Честно скажу что не смотрел актуальность Basic-256, т.к. просили проверить наличие КуМир-а.


          1. axe_chita
            20.10.2022 04:22
            +1

            Версия 2.0.0.11 от 2020-06-29


    1. RaFaeL-NN
      19.10.2022 17:23

      В школе тогда был Микро Паскаль, в нём была такая фишка - рисуешь блок-схему программы, и по ней создается собственно код. Интересный подход, в плане обучения программированию


    1. dejecher
      20.10.2022 11:01

      Обязательным предметом в советских школах информатика стала 1 сентября 1985 года

      Закончил школу в 1986-м - ничего такого не помю.Однако помню переоборудование одного из классов, когда к каждой парте приделали электрическую розетку - ходили слухи, что именно для того, чтобы установить компьютеры. Компьютеры не установили, а розетки раздолбали в течение года - они ведь были обычными бытовыми, которые просто устанавливались прямо на парту.

      В первые году после выпуска, и даже после окончания института регулярно, 1-3 раза в год посещал свою школу, обычно в компании одноклассников и нередко в программу посещения обычно входил обход всей школы - "по местам боевой славы" так сказать... Ну... нет, никаких компьюеров. Более того, лет через 10 после окончания появилась идея - выпускникам сброситься кто чем может и прикупить компьютерного оборудования (ну не самостоятельно а через организации где работали - я лично совершенно точно смог бы обеспечить 2-3 PC), но учителя выступили решительно против это идеи, объяснив, что школа не в состоянии обеспечить достаточный уровень безопасности чтобы противостоять попыткам ограбления, а то и банального вандализма.

      Но я спрашивал учителей как преподается "обязательный предмет" - он преподавался... по учебнику! Все ждали когда школы получат программируемые калькуляторы


      1. DvoiNic
        20.10.2022 11:09

        Я закончил в 85 — у нас в школе класс Корветов появился в 1988.
        В другой школе, ученикам которой я преподавал — этого класса не было до 93 минимум. Хотя в одном городе (Челябинск), одном районе (Калининском).
        Последние такие же классы мы ставили в другие школы городов и весей весной (март) 1992.
        Т.е. все было очень по разному. Часто (по своему опыту я б сказал «почти всегда», но мой опыт совсем нерелевантен) класс обеспечивали «шефы школы» — колхозы, птицефабрики, фабрика обувная, авторемонтное предприятие.


        1. qyix7z
          20.10.2022 11:24
          +1

          Закончил в 87. Два года был «Язык Ершова» (у нас был без названия или я забыл, но похож на РАЯ) на доске и в тетради. Иногда ходили в соседнюю школу, где был класс с БК.
          Правда я к тому времени уже успел познакомится с СМ-4 aka ЕС-1045 у мамы на работе и даже пописать программы с вводом с перфокарт. Ну и калькулятор Электроника МК-54 у меня уже был. Поэтому мне было уже не особо интересно в школе, где я объяснял физичке (её бедную назначили вести информатику), что вот эту вот исписанную за 45 минут доску с кодом можно записать всего в две строки за 2 минуты.


          1. DvoiNic
            20.10.2022 11:37
            +2

            СМ-4 aka ЕС-1045
            это совершенно разные машины.


            1. qyix7z
              20.10.2022 12:14

              Значит память уже подводит :(
              Перфокарты, фортран-4 помню, отдельное помещение под машину с монитором в углу. Кто это был?

              UPD. Погуглил, наверное это все же была ЕС-1045, а СМ-4 мне видать недавняя статья на хабре навеяла. Попутал.


              1. DvoiNic
                20.10.2022 14:05

                Ну, у СМок тоже чаще всего было отдельное помещение (ибо шумели вентиляторами), терминал чаще всего рядом, в том же помещении, (консоль ТТ0:, а вот второе ее имя типа CON: или CN0: я не помню...)
                Просто СМ — одна-две-три стойки, а ЕС — гораздо больше, от трех, большой инженерный пульт (интересно, были ли ЕС без него?) и, как правило, Консул.
                Ну и ввод с карт я на СМ не встречал (видимо, если и был, то редкостью), только с ленточки.


                1. qyix7z
                  20.10.2022 16:30

                  гораздо больше, от трех
                  Вот это точно. Шкафов там было много. Про пульт совсем не помню. Все-таки 7-8 класс был.


        1. dejecher
          20.10.2022 11:49

          все было очень по разному

          Да не то слово!

           Часто (по своему опыту я б сказал «почти всегда», но мой опыт совсем нерелевантен) класс обеспечивали «шефы школы»

          И я в детстве постоянно об этом читал в газетах! задолго до 85-го года!

          Только вот до моей школы спонсорская забота шенфов почему-то никак не доходила. Более того - она не доходила ни до одной гколы моего города :)

          По моим ощущениям компьютерами оборудовались образцово-показушные школы в Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах (ну типа Новосибирска, республиканских столиц итп). Другая категория - "колхозы и птицефабрики" которые в какой-то период имели в своем распоряжении довольно большие средства, которые не могли толком ни на что потратить - бывали случаи, когда компьютерная техника закупалась ими по совершенно космическим ценам (возможно была и коррупционная составляющая), а школа в каком-нибудь колхозе/совхозе-миллионере получала технику которая была предметом мечтаний даже в элитных московских школах (уж не знаю как там учили - в таких школах проблема была не в оборудовании а в учителях, точнее в их недостатке). Ну и были конечно школы, очень немного но были, которые получали оборудование без какой либо показушности - через ГОР/ОБЛ-ОНО но это очень редкое исключение (в мое время они требовали оборудование компьютерного класса решетками на окнах, запираемой дверью и сигнализацией - это должно быть сделано до того, как будет принято решение по поставке оборудования именно в эту школу)

          однако в подавляющем большинстве школ преподавание "обязательного предмета" было организовано без использования какой либо компьютерной техники (как вариант - на базе какого-то общегородского центра, где был оборудован компьютерный класс - этот класс среднестатичтическому ученико доволилось посещать от силы пару-тройку раз за время обучения). И даже когда школы стали оборудоваться компьютерами в массовом порядке, преподавали там главным образом использование офисного пакета, справедливо мотивируя это тем, что "не всем быть программистами, а вот умение использовать word и excel пригодится всем"

          Честно сказать мне подход финской школы в этом вопросе понравился куда больше (хотя и ему очень далеко до идеала)


          1. DvoiNic
            20.10.2022 12:39

            компьютерами оборудовались образцово-показушные школы в Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах (ну типа Новосибирска, республиканских столиц итп
            скорее, «школы с уклоном» (мат-физмат, при СО РАН, и т.п.). а «школы со связями» во вторую очередь.
            Соглашусь, картинки (вызывавшие детскую зависть) «школьников за компьютерами» (в ЮТ, МПСС, ЖР) были из Новосибирска, Москвы и Киева.
            «колхозы и птицефабрики» которые в какой-то период имели в своем распоряжении довольно большие средства, которые не могли толком ни на что потратить
            — это как раз расцвет кооперативов. поэтому мой опыт и нерелевантен — мы работали как раз с «щедрыми шефами». хотя пару раз — с ГорОНО.
            они требовали оборудование компьютерного класса решетками на окнах, запираемой дверью и сигнализацией
            Да, это было стандартное требование.
            преподавали там главным образом использование офисного пакета, справедливо мотивируя это тем, что «не всем быть программистами, а вот умение использовать word и excel пригодится всем»
            тут я (хотя мнение на хабре непопулярное) в значительной части соглашусь — знание офисных пакетов и т.п. — это более часто используемые знание и навык. Ну а вторая сторона — если «среднестатистический учитель» офисный пакет еще мог освоить, то с программированием был швах.
            Вообще, я бы отделил изучение «офисных пакетов» от «уроков информатики» (возможно, частью за счет математики, русского языка), и ввел это обязательным предметом в начале «неполной средней», т.е. в 5-6 классах.


            1. dejecher
              20.10.2022 15:56

              Вообще, я бы отделил изучение «офисных пакетов» от «уроков информатики»

              Ну вот я упомянкул финскую школу - там как раз нечто подобное - вычислительная техника (компьютеры, планшеты и разное узкоспециализированое оборудование) используется в качестве учебного оборудования в учебном процессе самых разных дисциплин. Кончено вначале даются несколько уроков по части как это все вообще использовать - это наверное классе в четвертом-пятом. В старшей школе лэптоп это уже такая штука без которой учиться вообще невозможно. А в гимназии (примерный аналог 10-11 классов, только там учаться обычно 3 года, но можно меньше или больше) в самом начале выдается лэптоп, на котором закачаны все учебники (в бумажном виде учебников уже нет), а бОльшая часть домашних зананий всех видов выполняется через соответствующие веб-приложения (включая решение задач по физике/химии/математике, с частичной или полной автопроверкой, сочинения и доклады по гуманитарным дисциплинам включая иностранные и родные языки)

              Программирование? Есть такое в младшей школе "основы" (основы программиирования и робототехники) - там scratch. Есть базовый и факультативный курсы. В старшей школе (comprehensive school) только факультативы - python, javascript и что-то там еще. В гимназиях - в зависимости от специализации, но чаше всего python имеется но как инструмент решения практических задач - использование python-а поощряется при изщучении любых других дисциплин (это не только вычислительные задачи, но и например построение графигов и диаграм для обработки результатов работы над всякими-разными проектами). Но также есть факультативные курсы по тому-же python, dart, javascript, gamedev, webdev итд. Смысл в том, что если дите хочет, то ему предоставят возможность. Если не хочет - будет изучать что-то еще


              1. LordDarklight
                20.10.2022 16:17
                +1

                Да - информатика - всё-таки это не работа в офисных продуктах. Информатика - это ответвление от математики (как астрономия - ответвление от физики, или геометрия - ответвление от математики). И на информатике нужно изучать именно алгоритмы. Но сопутствующий софт тоже надо изучать. Но надо не забывать - что по информатике есть экзамен - и там должны быть вполне себе стандартизованные вопросы и требуемые навыки - в первую очередь именно по алгоритмам, а не по о том, как красиво сверстать "докладную на соседа"!

                Более глубоко и программирование, и офисные пакеты, и СУБД, графические пакеты в школах обязательно тоже надо изучать, в основном в старших классах но только как ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. А на основных уроках информатики нужно пропагандировать посещение этих занятий - с напором на то, что эти навыки может и не потребуются на экзамене по информатике (кто будет сдавать - он пока не обязательный, но всё со временем может измениться), но в жизни будут очень полезны всем - от спортсмена до биолога или геолога (конечно всем в разной степени - но это факультатив - тут нет обязательного посещения - ходи на что хочешь).

                И ещё замечу. Что может офисные пакеты кому-то кажутся не относящимися к информатике (как ответвлению математики) - но я замечу - что в EXCEL полно математических формул и средств построения графиков. А Access - так вообще СУБД - кстати, помню, в студенческие годы, когда я преподавал в школе информатику (как практикум) - я школьникам как раз основы работы в Access преподавал (не просто так от балды - а по книжке "ИНФОРМАТИКА") - из программирования у нас был SQL конечно же - но главное - это были основы реляционной алгебры - вполне себе серьёзный предмет, но не настолько сложный, чтобы школьники не освоили. И вполне себе хорошо тренирующий логическое и аналитическое мышление. Классическое программирование не преподавал (у меня уже были 11-класники, у которых его отродясь не было - просто бы не успели освоить).

                И на последок - в офисных пакетах от Микрософт ещё и макросы есть - а за ними целый ЯП VBA - так что программировать можно и в Word'е - вернее для Word'а или другой программы. А Sharepoint.... но это да - конечно уровень не для школьников!


                1. dejecher
                  20.10.2022 16:51
                  -1

                  Ну не знаю - у нас нет никаких экзаменов по информатикен... а в РФ насколько я могу судить это просто фикция. И у нас не учат "офисным пакетам" - у нас по большей части учат учиться - т.е. в случае необходимости учащемуся нужно найти информацию по этому самому "офисному пакету" и изучить ее ровно в той мере в какое ему лично (а не учителю или экзаменатору) необходимо. Так например в школе моей дочери решили использовать google docs и используют. Но это вот частное решение школы. При этом другие преподаватели, а возможно даже и сами ученики могут решить иначе - имеют право

                  Кстати специализированные курсы по python и прочим дисциплинам (не обязательно ЯП) построено ровно по той-же самой схеме - самообразование с контроленм знаний. Есть конечно и консультации специально обученных людей (не обязательно преподавателя). И судя по тому что я наблюдаю у своей дочери такой подход отлично работает


                  1. LordDarklight
                    20.10.2022 17:53
                    +1

                    Ничего плохого в процессе самообразования под контролем не вижу - за исключением того, что считаю его совершенно не пригодным для применения в школе. Школоту нужно брать за шкирку и впихивать в них материал. Иначе они нечерта не освоят


                    1. dejecher
                      20.10.2022 18:02

                      Ну вам может и нужно брать кого-то там за шкирку. Мы обходимся без подобного экстрима. Судя по тому, что я наблюдаю - вполне успешно


                  1. Jian
                    21.10.2022 09:21
                    +1

                    у нас по большей части учат учиться

                    Это — крайне важное и критичное умение.
                    Чтобы не реагировать на неизвестное как баран на новые ворота.
                    image


      1. saipr
        20.10.2022 11:57

        А в каком городе всё это происходило интересно?
        К сожалению у нас в глубинке и до сих пор, например, интернета нет...


    1. afilei
      20.10.2022 16:48
      +2

      А преподавать обязали учителей математики. А у учителей математики рвало крышу от выражений X=X+1 :)


      1. qyix7z
        20.10.2022 17:08

        В основном — да, но были разные варианты. У нас в школе почему-то были трудности с учителями математики (вплоть до студентов пед. вузов на сентябрь-октябрь). Поэтому у меня информатику вела физичка, фактически девочка, сразу после вуза. Ей совсем туго было.


        1. DvoiNic
          21.10.2022 09:27
          +2

          у нас в школе в то начальное время (1988) информатику вел «мальчик после ВУЗа». Вроде как «специально [до]обученный». О качестве его обучения может сказать то, что он пытался распечатать «себе для анализа» «все варианты спортлото». Сжег голову у принтера…


      1. saipr
        20.10.2022 17:34

        Как-то не задумывался раньше! Конечно будет "рвать крышу" — нуль равен 1 :)


    1. TheChief5055
      20.10.2022 19:17

      Не знаю, уж у кого там чего стало, но предмет такой (и учебный класс КУВТ) в нашей школе в областном центре-миллионнике появился на 5 лет позже, ровно в 1990 году.


      1. saipr
        20.10.2022 19:22

        И что это за миллионник?


        1. TheChief5055
          20.10.2022 20:22

          Волгоград. В УПК был класс БК.0010, но туда мы недолго ходили только летом после 8-го класса. А потом уже появился класс в школе.


          1. saipr
            20.10.2022 21:45

            В Сталинграде такого бы не было...


            1. tvr
              20.10.2022 21:51

              Вы забыли приложить очередное фото из серии «Я и Эйфелева башня».


  1. igrishaev
    19.10.2022 12:56
    +2

    буржуазный язык

    извините, как язык может быть буржуазным?


    1. Holmogorov Автор
      19.10.2022 13:01
      +17

      Легко и непринужденно. Более того: в устах советских идеологов "буржуазным" может быть вообще все что угодно.


    1. burst
      19.10.2022 14:09
      +12

      На простом обывательском уровне: У буржуев - у кого то за границей; буржуйский - заграничный; и т.д. Сейчас много кто по старой памяти может так говорить. В данном случае это слэнг.


      1. StrangerInTheKy
        19.10.2022 17:28
        +4

        Не совсем. Страны соцлагеря не считались "буржуазными". Это относилось только к "акулам мирового империализма", вроде стран "агрессивного блока НАТО" и тому подобных.


  1. DGG
    19.10.2022 13:36
    +4

    Т.е. РОБИК с его "исполнителями", это такое детское ООП?


    1. Holmogorov Автор
      19.10.2022 14:15
      +3

      В очень большом приближении. Скорее, "исполнитель" был логическим контейнером, который аккумулировал в себе все механизмы работы с переменными, памятью, и т. д. оставляя снаружи только команды управления. В результате ребенок мог сосредоточиться на алгоритмическом программировании, а не думать об абстракциях, понять которые ему будет сложно в силу возраста.

      Сейчас что-то подобное реализовано в Scratch, когда ребенок управляет экранным объектом и окружением с помощью "паззлов-команд". Или на "учи.ру", где дети гоняют динозаврика, составляя примитивные программы на Пайтоне (классно, кстати, сделано). Вот этот динозаврик - и есть "исполнитель".


      1. stalker320
        19.10.2022 23:13

        Кстати, а в РОБИК случаем не было способа создания переменных и прочих объявлений? Просто мне интересно, возможно ли было его использовать для самостоятельных программ.


        1. Holmogorov Автор
          20.10.2022 06:34

          Для этого в том же пакете программ была "Рапира".


      1. moi_nikhabra
        20.10.2022 20:38

        Судя по статье не таком уж и приближении. Вплоть до наличия конструктора и деструктора объекта в виде команд его "вызова" и "завершения".

        Все переменные и таблицы вызова подпрограмм внутри него и т.д.

        Объектное программирование, в самом натуральном виде. Причём для детей 8-11 лет.


  1. hollycon
    19.10.2022 13:55

    В нашей школьной библиотеке была только одна книга по программированию, по Алголу-60. Середина 80-х. Я был единственный её читатель)


  1. deathbel
    19.10.2022 14:10

    аж олдскулы свело.

    хотя даже в конце 90х в универе на РАЯ читали "теорию алгоритмов" при том что параллельно читали паскаль/делфя С/С++ и VB


  1. mSnus
    19.10.2022 14:19
    +4

    А как же ЛОГО с его черепашкой? До сих пор считаю его отличной штукой для детей


    1. Javian
      19.10.2022 14:45

      Нашел старую книгу по ЛОГО, почитал удивился. Погуглил - разочаровался. Оказалось что импортное.

      К слову забыли про "Алгоритмический язык". Фактически Паскаль по-русски.


      1. mSnus
        19.10.2022 14:49

        но оно было на УКНЦ... )


      1. virex
        19.10.2022 15:49

        Всегда считал 1С - паскаль "по русски".


        1. LordDarklight
          19.10.2022 17:14

          Вообще никак не связаны по синтаксису. Разве что ключевые слова "procedure" и "function" в обоих ЯП присуствуют (так чтобы не было в других ЯП, после паскаля - хотя и это тоже не правда)


      1. dikey_0ficial
        20.10.2022 07:07
        +1

        РАЯ это, вроде бы, и есть тот самый алгоритмический язык


  1. VYudachev
    19.10.2022 14:35
    +17

    Видел как некий элемент интерьера стоящие рядом на полке книги "Язык РАЯ" и "Язык Ада".


    1. LordDarklight
      19.10.2022 15:15
      +3

      Блин, надо у себя на полке поставить ;-)


    1. Rinsewind
      21.10.2022 09:52

      Что интересно, есть советские издания в белой и кроваво-красной обложках


  1. pharo
    19.10.2022 14:41

    Был ещё язык ДССП (Диалоговая Система Структурного Програмирования) разработаннный в 1980 году Н.П.Брусенцовым в МГУ.


  1. kuza2000
    19.10.2022 14:56
    +2

    Что-то Фокал на БК-0010 никто не вспоминает))
    Хотя да, он не советский)


    1. Holmogorov Автор
      19.10.2022 15:46
      +5

      Как же, помним. Так его его и называли: "F*ck all". Но таки да, он заимтвованный.


    1. larasage
      20.10.2022 09:54

      С него начался мой путь в IT. 1992 год... В школу БКшки привезли весной 1991...


    1. bolk
      20.10.2022 19:29
      +1

      Я в прошлогоднем Adventofcode его использовал )


      1. commanderxo
        20.10.2022 19:42

        Есть код в открытом доступе? Как оказалось, AdventOfCode это отличная вещь чтоб посмотреть как другие люди используют тот или иной язык.


        1. bolk
          20.10.2022 20:32
          +1

          Да, вот: https://github.com/bolknote/Adventofcode-2021/

          К сожалению, я в том году серьёзно заболел чем-то простудным и выбыл на 11-й день. Задумка была — писать каждый день на двух разных языках программирования.


  1. gruzoveek
    19.10.2022 15:18
    +1

    У нас в школе на информатике мы учили бейсик на компьютерах, которые назывались "Корвет"


  1. AleksandrRd
    19.10.2022 15:19
    +2

    Этот язык был придуман и внедрен в конце 70-х годов соавтором «Робика» академиком А.П. Ершовым для так называемого «безмашинного курса информатики», то есть, для преподавания основ программирования в школах, не оборудованных компьютерными классами. А таких школ на просторах СССР, в частности, в небольших городах и сёлах, насчитывалось очень и очень много. Советская промышленность к началу 80-х уже освоила серийный выпуск нескольких моделей ЭВМ, но обеспечить компьютерами каждую школу в каждом райцентре все-таки не могла. 


    Автор, в силу возраста, описываемые годы в советской школе видимо не застал и подвинул временной промежуток лет так на десять-пятнадцать.

    Да и язык РАЯ раньше, в том числе на Хабре, расшифровывали несколько иначе.
    Базовый язык ДССП — Развиваемый Адаптивный Язык (РАЯ) 


  1. LordDarklight
    19.10.2022 15:39
    +6

    Спасибо за отличную статью про советские ЯП по обучению программированию. Сейчас таких очень не хватает - для обучения программированию в младшей и средней школе. Всё-таки в старшей школе надо уже переходить на что-то более серьёзное. Я, к сожалению, не застал ни одного из этих языков (хотя может что-то и видел в младших классах, но не помню - хотя на чём-то мы тогда рисовали домики с садиком). Дома то я бейсик уже осваивал, а в средней школе начался турбо паскаль - вполне уже серьёзный ЯП того времени. В старших классах (уже в другой школе) мне уже Delphi преподавали - учитель информатики у нас был очень продвинутый - за что ему большое спасибо!

    Но детям в младших классах всё-таки нужно программирование на уровне Scratch - визуальное, без написания текста алгоритмов, или с минимальным текстовым вводом.

    В средней школе лучше уже изучать ЯП с более попуолярной структурой синтаксиса - и, на мой взгляд, лучше делать это в игровой форме - т.е. на целевой платформе, представляющей собой игру. Кстати, Lua и Python тут отличные кандидаты.

    Ну а в старших классах лучше переходить уже к более практическому программированию. Там и Java c C# не было бы можно преподавать. Но обучение по-прежнему должно быть в игровой форме - интересной школьникам. Можно игры поразрабатывать (на уже готовых фреймворках), или псевдо-ИИ построить или какие-то ещё экспертные системы с базой данных. Не с нуля - просто демонстрируя как несложные программы превращаются в очень интересные и практичные системы.

    По поводу русской семантики в школьных ЯП - я всё-таки скорее против (если в младших классах это ещё может быть отчасти оправдано - хотя я и говорю, что там лучше бы обходиться без текстовых алгоритмов - ну максимум набирать только простейшие команды - даже проще чем в РОБИКе). То начиная со средней школы у школьников уже обязательно должна быть базовая английская подготовка - и тут лучше сразу переходить на англоязычные ЯП. И не надо думать о патриотизме. Англоязычное программирование нынче - практически стандарт де факто - и стоит сразу приучать именно к такому подходу - чтобы потом не было больно переучиваться!

    Поэтому лично мне смотреть на это "КуМир" очень больно (хотя я пишу большую часть кода на русском языке ;-) и сейчас разрабатывая модификацию ЯП - с синтаксисом тоже на русском языке :-D ) - всё-равно - этот ЯП никогда не будет моим кумиром.

    P.S.

    Не ожидал, что отделение блоков кода отступами появился в советских ЯП задолго до Python - правда в РАЯ были ещё чёрточки - ну для тетрадного ЯП это понятно для чего они были нужны!


  1. JuliaFromMars
    19.10.2022 17:37
    +2

    А мы в школе пользовались программой Паркетчик. Мало что из этого помню, но было интересно) Это у нас еще была молодая учительница и компы в классе. Для двухтысячных и маленького областного городка это была роскошь.


  1. belch84
    19.10.2022 17:57
    +2

    Помимо разработки собственных ЯП в советские времена существовали также разработки собственных компиляторов с более традиционных языков. Нас обучали программированию сначала на ALGOL-60, а потом перешли к ALGOL-68. Мы работали с компилятором ALGOL-68, созданным в Ленинградском университете. Впоследствии (после университета) мне удалось еще немного поработать с этим языком, я даже нашел какую-то ошибку в компиляторе (связанную с flex-массивами), которую, однако, невозможно было исправить (якобы авторы компилятора сказали, что придется переписывать слишком много)


  1. jobless
    19.10.2022 19:05

    Тест на возраст: В русифицированной OS-VM(СВМ) перфокарточный ввод назывался ПКВ. А как назвали перфокарточный вывод?


    1. Darkhon
      19.10.2022 21:36

      Хм. Книжка "Программирование в системе виртуальных машин ЕС ЭВМ" подсказывает, что перфокарточное устройство вывода там действительно было, и для обращения к нему служила команда PUNCH, что логично. А вот аббревиатуру не приводят..


    1. belch84
      19.10.2022 22:11

      Тест на возраст: В русифицированной OS-VM(СВМ) перфокарточный ввод назывался ПКВ. А как назвали перфокарточный вывод?

      Бармалей?


      1. DvoiNic
        20.10.2022 08:35
        +1

        «Бармалей» — это физическое устройство. а логическое, вроде, как уже сказали, называлось ПКЫ


    1. kmeaw
      20.10.2022 00:07
      +2

      ПКЫ? Только совершенно не помню, откуда и почему я это знаю.


  1. static_cast
    19.10.2022 19:28
    +2

    алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S)
       дано | n > 0
       надо | S = 1*1 + 2*2 + 3*3 + … + n*n
    

    Любопытно. Это прообраз концептов или просто синтаксически особый комментарий?


    1. dikey_0ficial
      20.10.2022 07:11

      после "дано" и "надо" идут обычные условия, но здесь после команд идут комментарии (всё, что после |)


      1. Holmogorov Автор
        20.10.2022 08:29

        ...а парные значения соединялись вертикальными чертами


      1. LordDarklight
        20.10.2022 09:54

        Вроде бы I - это не начало комментария. Хотя точный смысл этого управляющего символа мне так и остался не понятен - явно какой-то разделитель


        1. dikey_0ficial
          20.10.2022 12:11

          не знаю, в последнем rc кумира это комментарии


          1. LordDarklight
            20.10.2022 14:09

            извращенцы

            Но в РАЯ это никак не могло быть комментарием

            алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S)
            дано | n > 0
            надо | S = 11 + 22 + 33 + … + nn
            нач цел i
            | ввод n; S:=0
            | нц для i от 1 до n
            | | S := S + i * i
            | кц
            | вывод "S = ", S
            кон

            иначе тут бы почти весь код был бы закомментирован


  1. Exchan-ge
    19.10.2022 20:00

    Прочитал заголовок, подумал, что речь пойдет об Алголе-60/68, ну или начнут с него :)

    «Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров» (с)

    В начале 70х это было уже повсеместно — раздел с Алголом имелся в учебнике математики, и мы его таки изучали.


    1. dbalabanov
      20.10.2022 12:56

      В начале 70х это было уже повсеместно — раздел с Алголом имелся в учебнике математики, и мы его таки изучали.

      повсеместно - это в Москве и Новосибирске?


      1. Exchan-ge
        20.10.2022 15:30

        повсеместно — это в Москве и Новосибирске?


        Областной центр в ЦЧО.


    1. DvoiNic
      21.10.2022 09:21

      кстати, в каком именно учебнике математики? вроде как помню, что видел — но с другой стороны в упор не помню, чтоб изучали. Специально скачал учебники за 80-86 год — тоже не нашел. чертовщина…


      1. Exchan-ge
        21.10.2022 09:42

        вроде как помню, что видел — но с другой стороны в упор не помню, чтоб изучали.


        Это было давно, и за какой именно класс был учебник — я уже не помню.
        Но помню, что соотв. раздел был в самом его конце.

        Изучали этот раздел не во всех школах, так как эта тема была факультативной.
        Но в нашей школе (носившей гордый лейбл «политехническая» :) его изучали все параллельные классы.

        Конечно, чисто в теории, потому как никаких компьютеров в школе не было (и даже понятия о такой возможности в принципе тоже не было :)

        Но несколько раз мы были на учебных экскурсиях в ближайшем техническом ВУЗе, где нас довольно подробно познакомили с устройством и принципами работы ЕС 1020.
        (С тех пор я в курсе про алгоритмы, Фортран, машинку Консул и единую систему ЕС ЭВМ :)

        Специально скачал учебники за 80-86 год


        Я выше упомянул, что эти учебники были из 70х
        (в 80 я уже учился в том самом вузе, а в 1986 — работал в НПО, где машины ЕС ЭВМ использовались самым активным образом)


        1. DvoiNic
          21.10.2022 11:50

          Но в нашей школе (носившей гордый лейбл «политехническая»
          у нашей школы такой лейбл тоже был. Но всё «политехническое», что там было — это память о том, как все выпускники в конце60-х-начале 70-х «получали права», и что сарай с хламом в школьном дворе тогда был гаражом… Но у нас была уже первая половина 80-х, но тем не менее раздел с «основами языка программирования» в учебнике математики я вроде и помню, но в учебниках тех лет не нашел. Что странно.
          Правда, у нас был УПЦ, в котором была специальность Оператор ЭВМ, и где стоял Минск-32, и странным образом переплеталсь алгоритмы, обратная польская запись, Консул, ленты и карты… «но это уже совсем другая история»©


          1. Exchan-ge
            21.10.2022 12:12
            +1

            Но всё «политехническое», что там было — это память о том, как все выпускники в конце60-х-начале 70-х «получали права», и что сарай с хламом в школьном дворе тогда был гаражом…


            У нас при школе был мини-цех (в отдельной пристройке) с полноценными столярными, слесарными и механическими мастерскими (каждая мастерская была рассчитана на целый класс, одних небольших токарных станков было 20 шт.).
            Кроме того, там же были мастерские для девушек — 20 с лишним швейных машинок и проч (пацанов это не особо интересовало, так что без подробностей :)
            Все это, начиная с самого здания — было подарком «шефов», т.е. промпредприятий города.
            Обучение вождению тоже было, правда, к тому моменту, когда пришла наша очередь, школьные ЗИС и Виллис окончательно развалились. Так что пришлось ходить в ДОСААФ или на станцию ЮТ для того, чтобы получить права. Но все, кто хотел — их таки получили.
            (Жена училась в другом городе, у нее до сих пор есть права на право управления грузовиком :)


            1. DvoiNic
              21.10.2022 12:49
              +2

              мастерские у нас тоже были — может, не совсем полноценные — но пара токарных, фрезерный, сверлильный, строгальный Klopp, ну и слесарная и столярная зона тоже, и швейные машинки, и электроплиты. По крайней мере, функцию профориентации они выполняли.
              Что же касается учебника — да, возможно это был какой-то факультативный учебник, мне их математичка частенько подкидывала, чтоб я своим бездельем на уроке не воздействовал на остальных. Скорее всего, и в этот раз так было. Спасибо.


              1. Exchan-ge
                21.10.2022 17:48
                +1

                да, возможно это был какой-то факультативный учебник


                Не, с Алголом это точно был именно школьный учебник.
                Как видно из процитированной ниже книги — учебник математики (Алгебры?) за 8 или 9 класс средней школы периода 1975..1978 гг (о чем упоминается в Предисловии, данном в сообщении ниже)


          1. Exchan-ge
            21.10.2022 12:17
            +2

            в учебнике математики я вроде и помню, но в учебниках тех лет не нашел. Что странно.


            Я нашел, правда, это не тот учебник, а пособие для учителей, но именно по подобному нас и учили:

            1979 для 9 класса
            image
            image
            image


  1. Tyusha
    19.10.2022 22:50
    +5

    В основе синтаксиса «Робика» лежит русский язык, хотя авторы утверждали, что относительно несложно переработать «Робик» для использования других языков народов СССР.

    Будете смеяться, но так и было. У меня есть знакомый, который учился в советской школе в Якутии. У них там были якутифицированные локализации БК-0010, у которых в командной строке вместо привычного нам сообщения "Ok" писалось "Уч" (от якутского "учугей" — "хорошо").


  1. Tab10id
    19.10.2022 23:01
    +10

    ЕСЛИ .... ТО
    ....
    ИНАЧЕ
    ....
    ВСЕ

    А хорошо звучит.


    1. Holmogorov Автор
      20.10.2022 06:36
      +7

      А в версии для девочек - "ОЙ, ВСЕ!"


      1. SpiderEkb
        20.10.2022 09:16
        +1

        ПРОЦ СТАРТ();
            ВЫВОД: "ЗДРАВСТВУЙ, МИР!";
        КНЦ;

        А я бы сделал так:

        ПРОЦ СТАРТ();
            ВЫВОД: "ЗДРАВСТВУЙ, МИР!";
        ПЦ;

        Это для отдельной процедуры. А в конце всей программы ППЦ;

        Меня все это миновало. В школе учился 72-82гг - ни про какое "программирование" тогда еще не слышали (в школах).

        Институт - 82-88гг. Там было два семестра "Вычтехники" на которых "изучали" FORTRAN IV. Ну как изучали... Нужно было на специальном бланке написать какую-то учебную программку, отнести ее на ВЦ девочкам, потом зайти и забрать распечатку с результатом.
        Понятно, что никаких практических знаний это не давало.

        Правда, курсе на 4-м на кафедре появилась Искра-1256 с чем-то типа бейсика на русском. И особо отважные даже пытались что-то такое на ней делать. Например, написать программу для "Теплогидравлического и ядернофизического расчета атомного реактора" (естественно, ограничиваясь первыми двумя итерациями - полный расчет на такой технике занял бы несколько дней).

        Потом, уже после института, на работе была СМ-4 с Фотран-77. На ней уже какие-то результаты экспериментов обрабатывались.
        И только году в 89-90-м появился "персональный компьютер коллективного пользования" - IBM PC XT (640кб памяти хватит на все!). Там был голый MS-DOS (Нортон появился позже) и какой-то бейсик. Ну и понеслось... Приходил на работу к 7-ми утра чтобы урвать "компьютерное время" - в течении дня туда не пробиться было.
        Потом появился С (Turbo C 1.0, без графики - графическую библиотеку к нему сами писали на ассемблере) ну и так далее...


        1. DvoiNic
          20.10.2022 10:02

          Институт — 82-88гг. Там было два семестра «Вычтехники» на которых «изучали» FORTRAN IV. Ну как изучали… [] Понятно, что никаких практических знаний это не давало.

          А что за специальность, и неужели в учебном процессе не применяли?


          1. SpiderEkb
            21.10.2022 09:52

            Специальность - "Техническая физика ФТ-0311" (ну так в дипломе написано - ФТФ УПИ, там ТехФизика у всего факультета, только коды разные).

            Факультет "минсредмашевский" (ныне РосАтом) и финансировался хорошо (даже стипендии были выше чем у остальных). Но "закрытый" - подписку давали при поступлении, все основные спецкурсы были закрытыми. В учебном процессе не применялось тогда (хотя в середине 90-х уже и информатика была и специальности появились связанные с информатикой в "нашей" отрасли). Но нас немного по другому профилю готовили, с вычтехникой никак не связанному. И учебный процесс был основан на фундаментальной физмат базе (уровень физфака универа) + закрытые спецкурсы уже по профилю (даже в рамках одной кафедры у разных групп были разные профили и разные наборы спецкурсов).


            1. DvoiNic
              21.10.2022 12:03

              у нас специальность была Радиоэлектронные устройства («открытое» наименование), тоже «закрытая», тоже с повышенной стипухой «от МО», чуть позже (с 1985) — но учить программированию начали с первого дня (буквально — первая пара была «введение в специальность», на которой и начали), и уже на первом же курсе некоторые семестровки считались «на машине»… Даже у РадиоТехники или КиПРов, вооооооооообще никак не связаными с вычтехникой, не имевших «кафедральной» вычтехники, и пользововавшихся общеинститутским ВЦ с ЕС, девочками-«лаборантками»-операторами подготовки, пакетным исполнением (туда — колоду карт, обратно — листинг и распечатка) и всем подобным — даже у таких специальностей «расчетные задания» были привычным (как и для любого инженера) делом, и года с 82-83 «расчеты на ЭВМ» были обязательны (и зачастую давались так, что посчитать «калькулятором» или логарифмической линейкой было максимально затруднительно).
              поэтому, собственно, я и удивляюсь столь наплевательскому отношению к вам…
              добавлю: ваши, по сути, соседи — ЧПИ, ПС.


              1. SpiderEkb
                22.10.2022 10:48

                У нас не было практически "расчетных" работ. Только один курсовой по спецкурсу (мы реактор считали, параллельная группа - разделительный каскад).

                Основное время уделялась лабораторным - кинтеория газов, гидро- и газодинамика, процессы дфиифузии, тепломассоперенос, теплофизика всякая, массспекрометрия...

                Так что считать было особо нечего :-)

                Уже в 90-х появились новые специальности (в частности, информатика, автоматизация в спецпроизводствах), но это уже после нас было.


        1. DvoiNic
          20.10.2022 14:15

          «ОЙ, ВСЕ!»

          ПЦ; ППЦ;

          Напомнило навеянное военной кафедрой (попытка переложения язык военных на фортран, «Язык программирования Вояка»®):

          ШАГОМ МАРШ()
          ДЛЯ Сержант1=1 ДО 100 ЛЕЧЬ
          рядовой= В_РАСПОЛОЖЕНИЕ РОТА2(Сержант1)
          ЕСЛИ РЯДОВОЙ=125 ТОГДА
          БЕГОМ МАРШ ВЗВОД12
          ВСТАТЬ
          ВЗВОД1:
          ОТРАПОРТОВАТЬ(Сержант2)
          ПРИСТАВИТЬ НОГУ
          //
          РАСПОЛОЖЕНИЕ РОТА2(Солдат)
          Солдат=Солдат+1;
          Убыть Солдат


      1. Serge78rus
        20.10.2022 14:18
        +3

        А в версии для девочек — «ОЙ, ВСЕ!»
        «ОЙ, ВСЕ!» — это аварийное завершение (Ну не про abort() же детям рассказывать).


  1. s_f1
    20.10.2022 00:02
    +1

    Жаль только, что почти все «школьные» языки – вариации на одну тему (ну максимум на две). От них ведь не требуется какая-то практическая применимость. А для развития гибкости мышления, как мне кажется, было бы замечательно показать максимально возможный репертуар «компьютерных исполнителей».
    Я не предлагаю тут Хаскель (хотя, почему нет?), но та же МТ, с красивой графикой даже совсем юнцам зашла бы, мне кажется. В каком-то детском журнале в свое время видел исполнителя «умные весы», тоже с оригинальным стилем программирования. Да придумать-то можно много чего интересного.
    Не лишайте детей детства! Выучить Питон они всегда успеют )


    1. perfect_genius
      20.10.2022 01:04
      +1

      «умные весы», тоже с оригинальным стилем программирования

      Текстовым?


    1. iig
      20.10.2022 12:04

      почти все «школьные» языки – вариации на одну тему (ну максимум на две).

      Так и "взрослые" языки тоже особо друг от друга отличаются.

      Не лишайте детей детства! Выучить Питон они всегда успеют

      Да. Не выучить сумрачную школьную нигде не применимую эзотерику тоже неплохо ;)


    1. commanderxo
      20.10.2022 15:07

      Школьные языки, помимо «показать возможности», должны вписываться в методику преподавания учителем. Дети — ленивые существа, и им нужно давать домашние задания и ставить оценки на основе объективных критериев. Проверять контрольную на текстовом языке проще, чем бесконечно спорить с учеником насколько оригинален его стиль и какой оценки он заслуживает.

      PS: я только за, если учитель даст дополнительные баллы за оригинальный алгоритм, но базовые критерии правильности должны быть одинаковы для всех и быть понятны ученикам. Иначе лентяи будут опротестовывать плохие оценки, взывая к тому, что чёрствый учитель не хочет проявить индивидуальный подход и оценить их изворотливое «гибкое» мышление.


  1. VasiliyIsaichkin
    20.10.2022 03:53
    +1

    Оххх... 1994 год, и этот загадочный пункт в меню после запуска АГАТа с дискеты "РАПИРА Инструментальный комплекс программиста" - вьетнамские флешбэки


  1. JackKatch
    20.10.2022 08:36

    Спасибо за статью. В старших классах школы учится не довелось, поэтому не знаю, что там по информатике было. А в техникуме был Бэйсик, ПК вроде "Электроника", могу ошибаться, не помню уже.


  1. Kremleb0t
    20.10.2022 08:39
    +1

    Первое, что приходит в голову:


    1. LordDarklight
      20.10.2022 09:57
      +1

      Ого - и мерч клавиатуры специальные были? Неужели? И это в советское-то время...


      1. DvoiNic
        20.10.2022 10:24
        +1

        эта «мерч-клавиатура», собсссссно, и есть компутер. Клон синклера, «если память нам не врёт»™


      1. Kremleb0t
        20.10.2022 14:26

        Это клон ZX-Spectrum 48k, не особо качественный, но в те времена и этому рады были. https://speccy.info/Робик


  1. w0lf
    20.10.2022 08:46
    +1

    Не совсем в тему, но вспомнилось. Самый страшный эзотерический язык программирования с русским синтаксисом, с которым приходилось сталкиваться, был ЯМБ (Язык Машин Бухгалтерских, он же Ярошевская Марина Борисовна).

    И ещё в тему лёгкого тщеславия. «КуМир» это не только Комплект Учебных Миров но и КУшниренко МИРы. Кушниренко — автор языка. Авторов транслятора (Эпиктетов & CO) видимо решили в названии не увековечивать.


    1. jobless
      21.10.2022 09:47

      Те, кто помнит как его сберкнижку в принтер запихивали, теперь будут знать, что циферки печатались именно под управлением программы на ЯМБ. ЭБТ НЕВА-501 ( http://static3.depositphotos.com/1006109/200/i/450/dep_2002997-Computer-of-our-grandmothers-and-grandfa.jpg ) имела его в пзу.


      1. DvoiNic
        21.10.2022 12:10
        +1

        это был достаточно краткий период. года до 91 писали руками. В 91 по сути с книжкой ничего не сделаешь (снять нельзя из-за ограничений после реформы, положить нет смысла из-за инфляции). А после 91 сберкнижки потеряли актуальность. Ну а в 95 уже были СБСКарт (хотя могу и ошибаться насчет названия оператора) и ЗолотаяКорона.


        1. jobless
          21.10.2022 15:49

          Может не повсеместный, но точно не краткий, с начала 80х ИСКРА-555 и НЕВА-501 совмещённые с принтером передней закладки активно внедрялись. Я с ними сталкивался и как клиент сберкассы, и как муж сотрудницы сберкассы и как программист по договору подряда на автопредприятии с десятком экземпляров.


          1. DvoiNic
            21.10.2022 16:06
            +2

            СССР был очень разный. причем часто — непредсказуемо разный. поэтому не удивляюсь. Возможно, где-то автоматизации уделялось больше внимания. Исходя из чего на это выделялись ресурсы — мне неведомо.
            Но тем не менее, в моей сберкнижке только пяток строчек впечатаны. из них пара — это «зачисление на счет» в 91-м, (аналог «перевода зарплаты на карту», для младшего поколения) и пара-тройка записей о снятии того, что превратилось в «копейки»… а это была одна из центральных сберкасс города.


  1. DrMefistO
    20.10.2022 11:30
    +1

    Хоть он и не советский, но тем не менее не стоит забывать и про белорусский ИнтАл.


  1. Cubus
    20.10.2022 17:43
    +1

    Ещё Роботландия была, учебный пакет с похожей концепцией исполнителей. Работало на Yamaha MSX (КУВТ) и на i386.


  1. MirNadya
    20.10.2022 20:39

    Иронично.
    Если бы не развалили страну или оставили разработки, то и не такое бы было. Спасибо за статью!