Обычно под требованиями и ожиданиями от тимлида подразумевают набор навыков, знаний и обязанностей. Его формализуют в виде матрицы компетенций и используют, чтобы объяснить, что должен уметь руководитель команды. При этом мало говорят о том, чего ждут и что хотят получить от тимлида люди, с которыми он постоянно взаимодействует на работе.
Меня зовут Евгений Рейх, я руководитель разработки кластера Goods Classified в Авито. Это около 100 человек, или 10 команд, в подчинении. Больше 15 лет я занимаюсь разработкой и руковожу командами в разных компаниях. На собственном опыте знаю, какие ожидания есть у коллег. К тому же я еженедельно провожу четыре-пять собеседований на руководящие должности в Авито и понимаю, что требуется от тимлида.
Текст основан на выступлении для Avito TeamLead meetup. Он будет полезен и действующим тимлидам, и тем, кто только собирается начать руководить командой.
С кем взаимодействует тимлид
В каждой компании есть свои названия должностей и ролей. Я использую те, которые приняты в Авито. Они могут отличаться от привычных для вашей команды.
Я не смогу охватить все роли, с которыми взаимодействует тимлид. Например, есть стейкхолдеры — люди и компании, которые могут влиять на решения по продукту. Есть внешние партнёры, аналитики, Data Scientists и много других, с кем сталкивается руководитель. У каждого из них есть свои ожидания, которые лучше всего обсуждать в начале совместной работы.
В статье я рассказываю о четырёх ролях, с которыми чаще всего сталкивается тимлид.
Вышестоящий руководитель
Он оценивает работу тимлида, делегирует ему обязанности, ставит задачи, помогает развиваться. В Авито эту роль выполняет технический руководитель юнита — группы из нескольких команд.
Владелец продукта
Он отлично разбирается в потребностях целевой аудитории продукта, задаёт вектор развития и оценивает эффект от изменений.
В некоторых компаниях, например системных интеграторах, не всегда есть отдельная роль владельца продукта. Он может находиться вне команды разработки, но всё равно взаимодействовать с тимлидом.
Команда
Внутри команды могут быть разные должности и роли, которые не подчиняются тимлиду напрямую. Например, аналитики, владельцы продукта и технические писатели.
Подчинённые
В первую очередь это те, для кого тимлид является линейным руководителем: разработчики и тестировщики.
Что ожидает от тимлида его руководитель
Прозрачность
Когда я был руководителем тимлидов, мне было важно понимать, что происходит в командах. Например, какая внутри атмосфера, как продвигаются проекты, какие возникают проблемы и с чем нужна моя помощь.
Ответственность за то, чтобы начальство было в курсе происходящего, лежит на тимлидах. Организовать прозрачность можно по-разному, но чаще всего достаточно подойти и поговорить. Идеально, когда руководителю не нужно ловить тимлида, чтобы узнать, как дела в его команде, или устраивать регулярные встречи.
Тимлид всегда находится в контексте процессов, которые происходят внутри команды. Он должен в любой момент знать, какая нагрузка у людей, какой статус у проектов, какие KPI выполняются, а какие нужно подтянуть. Без этого управлять командой не получится.
Управление людьми
Включает все этапы от найма нового сотрудника до его ухода из компании. Начальство ждёт, что тимлид будет закрывать все задачи по управлению, в том числе онбординг, развитие и мотивацию сотрудников.
Руководитель команды должен не просто закрыть вакансию, а найти людей, которые будут эффективно решать поставленные перед ними задачи. При этом нужно сформировать такую команду, в которой всем будет комфортно работать.
Тимлид ещё на этапе собеседования может хотя бы примерно определить возможности кандидата в компании. Если понятно, что человек проработает три месяца и потом заскучает, то, скорее всего, нанимать его нет смысла — такой сотрудник быстро уйдёт в более интересные для него проекты.
Новичков важно онбордить, чтобы помочь им адаптироваться в команде и выйти на высокую продуктивность за короткий срок. Например, в одной из компаний у меня получалось выводить новичков за две недели после найма.
Также руководитель тимлида ожидает, что он будет отвечать за системное развитие в команде, которое поможет решить долгосрочные задачи. Например, переход на новые технологии или возможность распределить нагрузку внутри коллектива, если один из сотрудников уйдёт в отпуск или уволится.
Чтобы подчинённые тимлида хотели развиваться, у них должна быть для этого мотивация. Руководитель команды может опираться на теорию Ф. Герцберга. Она хорошо работает: возможность личного роста, признание достижений и другие положительные факторы мотивации помогают людям работать лучше, создавать более качественный продукт и приносить больше пользы бизнесу.
Наконец, начальство ждёт, что тимлид сможет уволить сотрудника, если это необходимо.
Автономность
Некоторые руководители считают, что автономность — это когда тимлид не приходит с проблемами. Такой подход приводит к тому, что тимлид вынужден прятать сложности в команде, даже если не может справиться с ними своими силами.
Я под автономностью имею в виду возможность тимлиду самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Он лучше других видит, что происходит в команде, хорошо знает людей и ситуацию изнутри. При этом у каждого есть право на ошибку. Не существует идеального руководителя команды и каждый рано или поздно ошибается. Важно, чтобы тимлид умел отвечать за последствия своих решений и был готов работать с ними.
Ещё одна сторона автономности — умение измерять изменения, которые происходят в команде. Можно придумать какие-нибудь метрики, но чаще всего достаточно опроса подчинённых о том, стало ли лучше. Это помогает оценить, в правильном ли направлении идёт команда и тимлид.
Достижение целей
Любой руководитель хочет от тимлида, чтобы команды шли по плану, закрывали поставленные цели и KPI. Но не стоит делать выполнение задач единственной метрикой успеха команды. Вы можете запланировать перекраску 100 красных кнопочек в зелёный, но на бизнес это не повлияет.
Команда должна приносить пользу через достижение целей. Для этого тимлиду нужно планировать работу так, чтобы все члены команды понимали, когда и какой результат стоит ожидать. При этом важно не только прийти к цели, но и оценить влияние на бизнес. Если вы не можете оценить, как достижения вашей команды действуют на бизнес, значит, что-то идёт не так и с этим надо разбираться.
Чего хочет от тимлида владелец продукта
Результаты
Владелец продукта хочет, чтобы конечный пользователь получал пользу, а компания прибыль. Для него важно, чтобы тимлид мог спланировать эффективную работу команды и обеспечить выполнение задач в срок.
Большинство владельцев продукта — не технические специалисты, поэтому они ожидают, что тимлид будет выполнять роль эксперта. Сможет предложить лучшее решение задачи, ведь он понимает особенности разработки и архитектуры продукта. Правильные решения тимлида с технической точки зрения помогают развивать продукт в будущем.
От того, какая архитектура заложена в системе, зависит и сама возможность масштабироваться, и её скорость. Например, одна из первых соцсетей Friendster потеряла пользователей в том числе из-за неудачной архитектуры, которая привела к долгой загрузке страниц.
Тимлид как технический эксперт также должен смотреть в будущее. Владелец продукта ожидает, что среди всех возможностей тимлид выберет такую архитектуру и стек технологий, которые в итоге приведут продукт у успеху.
Управление ожиданиями
Тимлид не обязан соглашаться на любые предложения и сроки работы, которые называют ему начальник или владелец продукта. Наоборот, от руководителя команды ожидают, что он может правильно оценить время на каждую задачу и загрузку подчинённых. Намного лучше сразу обозначить, сколько времени уйдёт на работу, и сформировать адекватные ожидания, чем пообещать и не выполнить.
Правильное понимание сроков помогает избежать перегрузки команды, срыва дедлайнов, выгорания специалистов. Всё это вредит бизнесу, поэтому тимлиду важно придерживаться баланса при планировании работы.
Качество
Корректная и быстрая работа продукта влияет на то, насколько пользователи им довольны. Если всё хорошо, его рекомендуют близким, используют активнее, интегрируют в свой бизнес. Это приводит к тому, что прибыль компании растёт.
Владелец продукта ждёт от тимлида умения определить, насколько конкретный дефект критичен для пользователей. Это помогает понять, какие баги нужно исправить срочно, а какие могут подождать в бэклоге. Кроме того, тимлид должен позаботиться о том, чтобы в будущем в продукте появлялось меньше ошибок.
Какие ожидания от тимлида есть у его команды
Защита
Худшее, что может произойти с тимлидом, — он потеряет доверие команды. В моей практике были случаи, когда тимлид перегружал команду задачами, постоянно добавлял дополнительные треки. Довольно быстро возник конфликт, команда перестала считать тимлида своей частью. Всем стало сложно работать.
Избежать подобной ситуации можно, если тимлид в первую очередь отстаивает интересы команды. В том числе отвечает за ошибки, которые случаются во время работы.
Команда надеется на своего руководителя и ожидает от него помощи. Тимлид — это не просто хороший человек, а хороший инженер, к которому команда может прийти посоветоваться, задать вопросы о каких-то инженерных практиках. Он не обязан решать задачи наравне со всеми, но точно должен разбираться в технологиях и инструментах. Невозможно помочь команде справиться с проблемой, если ты сам в ней ничего не понимаешь.
Коммуникация
Руководитель тимлида ждёт от него автономности в принятии решений, а команда — объяснений, почему эти решения именно такие. Для людей важно понимать причины всех действий. Хорошо, если на ежедневной встрече тимлид рассказывает, что происходит и как это влияет на команду, какие проблемы решаются.
Также стоит рассказывать и о более глобальных вещах — том, что происходит за пределами команды и юнита. Каждый день о целях и стратегии компании говорить не нужно, но это важная часть корпоративной культуры, поэтому о значимых событиях упомянуть стоит.
Системность
Команда хочет знать, что будет в будущем: чем они будут заниматься в следующем месяце, спринте, квартале, году. Это помогает людям найти своё место в общем движении коллектива и компании. Поэтому тимлид отвечает за планирование, дорожные карты команды, скоуп задач на спринт — за всё, что помогает увидеть понятный план действий.
Также тимлид следит, чтобы соблюдались договорённости и принятые решения. В команде могут быть формализованные процессы и требования. Например, определённые Definition of Done для задач или правила работы с техническим долгом. Тимлид отвечает за то, чтобы вся команда следовала этим условиям и правилам.
Устранение препятствий
Для команды важен непрерывный процесс работы. Чаще всего остановиться легко, но вернуться на нужный уровень производительности уже сложнее. Тимлид должен предусмотреть возможные проблемы, например нехватку ресурсов в будущем, и постараться предотвратить их.
Чего ждут от тимлида подчинённые
Внимание
Подчинённым важно, чтобы про них не забывали. Тимлиду надо всегда быть в курсе задач, которыми занимаются разработчики. Можно подойти к каждому, пообщаться, узнать, как у него дела. Важно найти индивидуальный подход и регулярно давать обратную связь сотрудникам.
Мотивация и развитие
Не только начальник хочет, чтобы команда постоянно развивалась. Подчинённые тимлида тоже ждут, что он поможет, замотивирует и направит.
Развитие — это не всегда рост в должности. Для многих это всё, что помогает лучше решать поставленные перед ними задачи: изучение новых технологий, получение навыков для смежных ролей. Тимлид должен выращивать зрелые и цельные команды, а не отдельные личности. Развитие одного человека должно быть построено так, чтобы он гармонично вписывался в команду и усиливал её.
Разрешение конфликтов
Во время работы возникают конфликты — это нормально. Команда ждёт, что тимлид разберётся в ситуации и поможет разрешить спор. Для этого важно уметь погрузиться в проблему, из-за которой возник конфликт, и не бояться принимать решения.
Худшее, что может сделать тимлид в конфликтной ситуации, — это отстраниться и ждать, что в команде сами разберутся без его участия. Он должен создать и поддерживать атмосферу безопасного общения. Каждому сотруднику в коллективе важно знать: он в любой момент может подойти к тимлиду, рассказать о проблеме, получить совет или помощь.
Выводы. Главные ожидания от тимлида
Руководитель команды — это не просто один из разработчиков, который управляет другими разработчиками и ставит им задачи. Каждый, с кем он взаимодействует, ожидает что-то своё:
руководитель хочет чтобы всё работало без его участия;
владелец продукта ждёт понятные и прогнозируемые результаты;
команда хочет, чтобы тимлид был на их стороне;
подчинённым нужны внимание и мотивация.
При этом есть ещё личные ожидания у каждого человека, поэтому самое главное, что я могу посоветовать, — разговаривать с коллегами. Не бойтесь обсуждать ожидания с руководством, подчинёнными и всеми, с кем работаете. Выстраивайте коммуникацию так, чтобы учитывать потребности и пользу для команды.
Предыдущая статья: Как не отказаться от тестирования фича-веток при переходе на микросервисы
Комментарии (6)
barloc
02.11.2022 19:52К тому же я еженедельно провожу четыре-пять собеседований на руководящие должности в Авито и понимаю, что требуется от тимлида.
Это в авито такая дикая текучка на руководящих должностях? Такого роста там точно нет в людях, а то стали бы уже гуглем.
Damnedest Автор
03.11.2022 01:47+1Во-первых не все проходят этап собеседования. Во-вторых некоторые направления развиваются очень быстро и закрыть все руководящие вакансии только внутренними переходами не получается. Мне кажется, что текучка на руководящих должностях очень низкая.
DadeMurphyZC
03.11.2022 12:10Спасибо за статью. Некоторые вещи для себя "подчеркнул". Может пригодятся.
MinimumLaw
Хорошо. Сферический универсальный TeamLead описан. Осталось так же хорошо описать сферического универсального TechLead'а и его функции чтоб наконец понять разницу между ними.
Damnedest Автор
Если такое направление интересно -- можно подробно описать.