«Не все йогурты одинаково полезны»
© Реклама
В последние годы технические параметры экранов мониторов и телевизоров существенно сблизились — и те, и другие часто имеют одинаковое разрешение 4k, одинаковые пропорции 16:9, одинаковые (или близкие по параметрам) видеоинтерфейсы HDMI / DP, диагонали мониторов непрерывно растут, догоняя телевизионные (в результате некоторые из них могут иметь одинаковые с ними матрицы), а многие телевизоры в свою очередь «научились» выводить изображение пиксель-в-пиксель в цветовом разрешении 4:4:4.

Но все же есть параметр, который существенно разделяет эти два класса устройств, мешая появиться универсальному во всех отношениях «идеальному устройству отображения» (ну, или во всяком случае требуя серьёзных компромиссов) — оптимальное расстояние до экрана, различающееся в каждом из этих случаев.

image
SpaceX Mission and Launch Control Centers
Об этом мы сейчас и поговорим

Что такое хорошо, и что такое плохо ????????


Многие наверняка обращали внимание, что работать (именно работать, а не смотреть видео или играть) комфортнее сидя на относительно небольшом расстоянии от экрана, в то время как смотреть кино лучше всего «на большом экране» находясь на достаточном удалении от него.

Хотя казалось бы «визуальный» (угловой) размер изображения на 12" планшете в руках на расстоянии 25 см от глаз, на 32" мониторе в 65 сантиметрах (расстоянии вытянутой руки), на 100" телевизоре на расстоянии 2-х метров, и на 200" экране кинотеатра на расстоянии 4-х метров получается практически одинаковый, но ощущения от просмотра фильма, «глубина погружения в просмотр» совершенно разные (качество конкретного фильма оставим за скобками).

В свою очередь работать (писать статью, кодить, чертить, рисовать, считать и т.п.) на 32" экране на расстоянии вытянутой руки комфортнее, чем на 100"-200" экране на расстоянии несколько метров (хотя некоторые к этому приспосабливаются, но ИМХО это скорее исключение, чем правило).

Конечно благодаря тому, что наше зрение бинокулярное, человеческий мозг может оценить расстояние до экрана, поэтому мы можем определить, что «визуально одинаковые» экраны на самом деле разные, находящиеся на разном расстоянии.

Но почему человеческий мозг «требует», чтобы экран был на «правильном» расстоянии от глаз, иначе ему становится некомфортно?

И почему то, что хорошо в одном случае становится плохо в другом (ну и наоборот)?

Во всем виноват Дарвин ????


Мне понравилось объяснение, которое я встретил давным-давно, ещё в конце прошлого тысячелетия, в доинтернетную эру (когда деревья были большими компьютерные мониторы были маленькие, а 29" телевизор считался огромным) в каком-то бумажном научно-популярном советском журнале. Что это был за журнал я уже не помню, статью тоже к сожалению не могу назвать (хотя неоднократно пытался потом найти это в интернете).

Дословно статью тоже уже не могу воспроизвести (насколько я помню она касалась не только работы за монитором, но и вообще работы, чтения книг, просмотра видео и т.д), но её основной смысл был в том, что глаза и мозг человека за миллионы лет эволюции приспособились к тому, чтобы пассивно смотреть кино искать «дары природы» на земле и деревьях на расстоянии нескольких метров, выслеживать добычу (и стараться самому не стать добычей) желательно еще подальше, активно охотиться тоже на достаточно большом расстоянии (удара камнем или броска копья), а вот работать за компьютером разделывать добычу, готовить шашлык из мамонтятины, собирать плоды, рубить дерево для древка нового копья, рисовать наскальный рисунок и т.п. сподручнее на расстоянии руки (550-750 мм, в полном соответствии с ГОСТ/ISO/СанПиН). При этом для более мелкой работы, при которой предмет удерживается одной рукой, а обрабатывается другой (например, держать костяной наконечник копья, обрабатывая его кремнёвым рубилом в другой руке, а затем приматывать его к древку с жилой мамонта, чистить апельсин, извлекать косточку из плода, держать в руке планшет, смартфон или книгу, перелистывая другой рукой и тому подобное) эргономичнее на еще более коротком расстоянии 250-400мм. Поэтому например читать книгу, держа её в руках на близком расстоянии удобно, а лежащую на столе на таком же расстоянии уже не комфортно, хочется отодвинуться подальше.

image
Картинка из интернета
Ну, собственно на этом статью можно закончить, основные выводы понятны из зачеркнутых фраз, дальше лишь небольшие пояснения к этому ключевому абзацу.

Итак.

Рабочий монитор ????️


За рабочим монитором мы по сути «работаем руками» — печатаем текст статьи, ищем информацию в интернете, читаем, пишем код, оперируем с цифрами при расчетах, чертим линии, дуги и сплайны в AutoCAD, рисуем в графическом редакторе и т.д. и т.п., и нам удобнее, чтобы результат нашей «ручной работы» отображался на экране на рабочем расстоянии вытянутой руки (550-750 мм), даже если мы на самом деле никогда не касаемся его руками (для меня это вообще табу). Курсор мышки по сути является «представителем» нашей руки на экране, да в общем-то и есть наша «рука» — я думаю многие пробовали согнать муху с экрана с помощью курсора, а некоторые (в т.ч. автор статьи) пытались столкнуть ее курсором с верхней грани монитора.

При этом в процессе работы мы имеем возможность немного наклониться или отодвинуться от монитора на 50-100 миллиметров практически не меняя положения тела. Например, если наше основное рабочее положение в 600-650 см от экрана (верхняя кромка монитора на расстоянии согнутых пальцев), мы можем чуть наклониться до 500-550 мм от экрана (верхняя кромка под запястьем) чтобы рассмотреть какую-то мелкую деталь на изображении, или наоборот, чуть откинуться до 700-750 мм (верхняя кромка до кончиков пальцев) чтобы увидеть всё изображение.
Т.е. небольшим движением, не меняя положения сиденья стула, и рук на столе, мы имеем возможность «изменить масштаб» изображения почти в полтора раза!
При большем расстоянии до экрана это было бы невозможно.

Ну а если экран широкий, то при необходимости мы можем помимо поворота головы оперативно немного отклониться влево или вправо на те же 50-100 мм, сосредоточившись на нужной стороне экрана — это может оказаться особенно актуально, если экран большого монитора не изогнутый, и на его краях происходит заметное отклонение взгляда от нормали.

Работать за компьютером удобнее, когда основное рабочее пространство монитора располагается ниже уровня глаз, что в общем-то тоже логично — мы ведь «работаем руками», а «рабочая зона» обычно располагается ниже уровня глаз.

image
Картинка из интернета
Причем всё вышесказанное — вне зависимости от размера и пропорций экрана монитора, его разрешения и плотности пикселей, и даже от количества мониторов, «но это уже совсем другая история»©, заслуживающая отдельного разговора.

image
Фотография из интернета
И кстати, такого же рабочего расстояния от нас требует
СанПиН 2.2.2-2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
...9. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ…
9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 — 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
и
ГОСТ Р ИСО 9241-5-2009. Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 5. Требования к расположению рабочей станции и осанке оператора
… А.2.12 Расстояние наблюдения и его отклонения
Оптимальное расстояние между видеодисплеем и глазами пользователя зависит от различных факторов. Расстояние наблюдения, предусмотренное конструкцией, т.е. расстояние, определенное изготовителем дисплея, устанавливает размер >400 мм. Оптимальное расстояние наблюдения для офисной работы в положении сидя составляет 600 мм. Однако отдельные пользователи предпочитают расстояния от 450 мм до 750 мм...

Мультимедийный монитор, домашний кинотеатр, телевизор ????


На нем пользователь aka зритель пассивно наблюдает за событиями, вместе с героями фильма любуется пейзажем, ищет «дары природы», «выслеживает добычу», «обзирает окрестности», «скрывается от врагов» и т.д. и т.п.

Как мы уже отметили всё это комфортнее делать на расстоянии хотя бы несколько метров.

Ну а чтобы при этом не пострадал визуальный размер изображения, то экран при этом должен быть максимально большим исходя из предполагаемого разрешения видеоконтента*

image
  • Имеется в виду реальное разрешение видеоконтента, а не upscale с видео более низкого разрешения, и не «пережатки» с низким битрейтом, которые формально вроде как соответствуют требуемому разрешению, но фактически таковым не являются.
Желательно при этом иметь некоторый запас расстояния или возможность немного отодвинуться, поскольку к сожалению мы не всегда имеем возможность выбрать видео того разрешения, которое нам бы хотелось.

Мне как-то давно встречалась простая наглядная проверка правильности подбора диагонали и расстояния просмотра:

image
  • Еcли при просмотре широкоэкранного видео на экране 16:9 не возникает желание «растянуть» изображение на весь экран, то размер экрана и расстояние просмотра подобраны правильно
  • Если подобное желание подсознательно возникает, то расстояние просмотра великовато (ну, или экран маловат)

В отличие от работы за монитором, при просмотре видео (пассивном наблюдении за событиями на экране) желательно, чтобы центр экрана располагался немного выше уровня глаз, чтобы зритель, даже будучи пассивным наблюдателем, был в гуще событий, можно сказать участвовал в них, а не смотрел на это свысока.

image
Картинка из интернета
image
Фотография из интернета

Информационный монитор, игровой монитор, ноутбук, планшет и др. мобильные устройства


Изначально я предполагал сделать по ним отдельные разделы (в черновиках сохранились предварительные наброски), но потом решил ограничиться титульными рабочим и мультимедийным мониторами, чтобы не загромождать статью. Если будет интерес, то можно и по ним поговорить, «но это уже совсем другая история...» (© АБС)

Итак.

Некоторые выводы ????


Они получились довольно противоречивые…

С одной стороны, для телевизора или мультимедийного монитора мы должны обеспечить достаточно большую дистанцию просмотра, хотя бы 1,5-2 метра — с более близкой все-таки не столь комфортно пассивно наблюдать за событиями, и вместе с героями фильма любоваться пейзажами и искать «дары природы», «обзирать окрестности», «выслеживать добычу», «скрываться от врагов».

Если исходить из этого, то оптимальная диагональ мультимедийного монитора для 4k контента получается порядка 55"-75" и более (здесь и далее имеется в виду экран 16:9 — для экранов с другими пропорциями цифры будут другие, но логика такая же).

Ну а с другой стороны, как мы уже отметили, работать (именно работать, а не «изредка немного поработать») за таким экраном на расстоянии вытянутой руки будет уже некомфортно.

Теоретически конечно можно на такой видеостене создать «виртуальный экран» нужного размера, а лишнее пространство отключить или закрыть нейтральной картинкой, как это было в фильме «Вспомнить все» Верховена,
image
Кадр из фильма «Total Recall» (1990)
но при этом нужно учесть, что плотность пикселей на 65" экране вдвое меньше, чем на 32" мониторе с таким же разрешением, т.е. для создания 32" 4k «виртуального монитора» на 65" видеостене необходимо будет иметь её разрешение 8k. «Вот такая загогулина...» ©

Впрочем, если не гнаться за идеалом, то можно попытаться найти более-менее приемлемый компромиссный вариант.

Например, 40" монитор ИМХО вполне можно рассматривать, как неплохой «кабинетный» мультимедийный экран для эгоиста индивидуального просмотра видео с расстояния полутора метров (хотя вдвоем с такого расстояния будет уже не очень некомфортно). И в то же время плотность пикселей 40" 4k экрана ещё довольно высокая — такая же, как на 27" QHD мониторе (повторяю, что мы говорим о 16:9), при этом такой монитор вполне можно разместить на офисном столе, и работать за ним на расстоянии вытянутой руки.

Ну а на большей диагонали плотность пикселей уже слишком сильно падает. Так, на 50" 4k экране ppi столько же, как на 25" Full HD, что для рабочего монитора по нынешним меркам уже пожалуй маловато.

С другой стороны, 32" это наверное минимум миниморум для телевизионного экрана — расстояние просмотра получается чуть более метра.

Рабочее Многофункциональное кресло


Конечно при расстоянии просмотра полтора и менее метра вряд ли удастся разместить обычный диван или кресло для просмотра, поскольку в этом же пространстве должно разместиться и рабочее кресло — и тут уже особо не разгуляешься. Так что придётся смотреть кино из того же офисного кресла, за которым мы работаем. Благо — все современные офисные кресла имеют колесики, и легко отодвинуться на нужное расстояние. Главное чтобы сзади был запас для такого перемещения.

Но тут вылезают «подводные грабли». Даже двое граблей…

— Во первых, посадка в офисном кресле слишком вертикальная, и в таком положении смотреть несколько часов кино будет некомфортно, желательно иметь возможность откинуться назад, развалиться «как в кресле» (а если фильм скучный, то и вздремнуть).

— Во вторых, как мы только что выяснили, пространство экрана рабочего монитора располагается ниже уровня глаз, а для просмотра видео желательно, чтобы центр экрана располагался немного выше уровня глаз.

Хотя все большинство современных офисных кресел имеют регулировку по высоте и наклону сиденья и(ли) спинки, но сбивать привычные выверенные рабочие настройки кресла ради просмотра фильма, чтобы через час-полтора возвращать все на место, несколько минут прыгая на стуле, пытаясь нащупать нужное положение сиденья, бывает лениво. Во всяком случае меня это напрягало.

Конечно существуют кресла с памятью на несколько положений, но цена у них весьма негуманная (во всяком случае по моим меркам). Хотя в данном случае было бы удобно настроить два положения — «рабочее» и «мультимедийное», и переключаться между ними в зависимости от текущих требований.

Но я выбрал более бюджетный вариант решения этой задачи.

Кресло у меня самое обычное, без запоминания регулировок, его спинка была отрегулирована мной под «верхнее» (рабочее) положение, горизонтальное положение сиденья кресла тоже заранее отрегулировано и закрепляется фиксатором сиденья, блокирующим наклон назад (пружина от наклона назад выставлена на минимум, но благодаря этому фиксатору кресло в рабочем положении не откидывается), а для фиксации необходимой высоты сиденья на шток газлифта кресла устанавливается легкосъёмная пластиковая проставка длиной 12см.

imageimage

При необходимости опустить сиденье проставка удаляется также легко, как и устанавливается, фиксатор блокировки наклона освобождается, и кресло получает возможность опуститься вниз и отклониться назад.

В результате у кресла получилось два «квазификсированных» положения:
  • «Верхнее» — сиденье на высоте около 50-52см, спинка поднята, при этом удобно сидеть за столом, работая за компьютером на расстоянии 55-65см от экрана («вытянутой руки»), верхний край экрана чуть выше уровня глаз, взгляд выше центра экрана, левая рука на дополнительной подушечке перед мышкой (см статью Как защититься от синдрома запястного канала?), а правая на подушечке, лежащей на «подставке», закрепленной на открытой дверце стола.
  • «Нижнее» — сиденье опущено вниз, до высоты около 38-40см и отклонено назад, спинка при этом тоже максимально отклоняется назад — удобно дремать смотреть кино, развалившись в компьютерном кресле на расстоянии около 120-130см от экрана, взгляд чуть ниже его центра. Дополнительно под столом имеется «подвеска» для ног из автомобильного ремня безопасности

В качестве «рабочие-мультимедийного монитора» у меня сейчас выступает 32" монитор-телевизор Samsung LT T32E310EX

Подробнее о настройке этого монитора и организации освещения своего рабочего места я уже писал в статьях Простой способ получения ”Flicker-Off”: «отключение» ШИМ мерцания подсветки LCD мониторов и телевизоров и Освещённость рабочего места, backlight, яркость экрана vs усталость глаз

image
  • Монитор установлен на «школьном» письменном столе на небольшом подиуме высотой 18 мм. Справа от него полноразмерный Decktop, сверху NUC 5th Gen (на этом фото его не видно), под монитором TV-Box на Android (с часами), cзади за монитором размещены роутер в режиме WiFi-Моста и NAS (на фото не видны).
  • Для освещения используется лампа, размещенная над монитором и направленная назад на стену для создания backlight (питание от удлинителя с управлением по USB, включается вместе с монитором), вторая лампа практически над головой (видна в правом верхнем углу кадра) светит на стол и клавиатуру, общее освещение — люстра посреди комнаты. Подробнее об этом в статье Освещённость рабочего места, backlight, яркость экрана vs усталость глаз

Дополню это описание фотографиями того, как выглядит этот монитор из «рабочего» и «мультимедийного» положений из точки расположения глаз.

На фотографиях ниже показано:

«Рабочее» положение глаз относительно монитора


image
  • Съёмка на камеру смартфона Samsung Galaxy J7 SM-J730F (ЭФР 27 мм), смартфон располагался максимально близко к лицу, практически рядом с глазами, снимок специально сделан со вспышкой, чтобы по её отражению было видно положение глаз относительно экрана монитора.
  • Монитор подключен к «рабочему» компьютерному входу, на его экране отображается рабочий стол Windows 10.
  • Кресло в верхнем «рабочем» положении, глаза на расстоянии 60-65 см от экрана монитора.
По отражению глаз вспышки на фотографии видно, что глаза расположены примерно на 1/5 от его верхней кромки, есть небольшое смещение влево от вертикальной оси экрана (экран монитора не изогнутый, основная рабочая зона ближе к левой части, справа обычно располагается вспомогательная информация и дополнительные меню).

Тест Gamma Shift, также иллюстрирующий положение глаз относительно монитора*
(картинка кликабельная, смотреть при 100% масштабе)
Gamma Shift
  • К сожалению сайт www.mehanik99.ru сейчас не работает из-за смерти его автора Александра Соколова. Скорее всего этот сайт умер вместе с ним, но оставлю ссылку на него как «мемориальную».

«Мультимедийное» положение глаз относительно монитора


image
  • Съёмка на камеру смартфона Samsung Galaxy J7 SM-J730F (ЭФР 27 мм), смартфон располагался максимально близко к лицу, практически рядом с глазами, снимок специально сделан со вспышкой, чтобы по её отражению было видно положение глаз относительно экрана монитора.
  • Монитор подключен к «мультимедийному» входу, на его экране отображается лаунчер TV-Box на Android.
  • Кресло в нижнем «мультимедийном» положении, глаза на расстоянии 120-130 см от экрана.
По отражению глаз вспышки на фотографии видно, что глаза расположены примерно на 1/3 от нижней кромки монитора, практически по вертикальной оси экрана.

Заключение


Ну и в заключении вопрос, который наверняка возник у некоторых читателей:
  • А собственно, зачем это вот всё?

Зачем пытаться скрестить ежа с ужом, не лучше ли иметь отдельный рабочий монитор, и отдельный телевизор, мультимедийный монитор или проектор, и не идти ни на какие компромиссы!

Итак,
  • Кому это может понадобиться:

Ну, во-первых, эгоистам одиноким людям, проживающим в небольшой однокомнатной квартирке, студии или комнате, где просто нет места для еще одного большого экрана (а в ещё одном маленьком нет смысла, поскольку особых преимуществ по сравнению с рассматриваемым в статье «комбо» при этом не будет). Да и необходимости во втором устройстве в данном случае практически нет, поскольку пользователь один.

Во вторых, в семье, проживающей в доме или многокомнатной квартире, в которой в гостиной имеется большой телевизор (например, как на картинке в середине статьи), а у каждого из членов семьи есть отдельный рабочий кабинет. При этом может оказаться желательно иметь возможность не только поработать в своем кабинете, но и расслабиться и получить удовольствие в одиночестве посмотреть кино на свой вкус,???? пока в гостиной идет просмотр «Лунтика»???? (или чего-то на вкус второй половинки????).

Ну а для семейного просмотра конечно можно собраться в гостиной, и посмотреть семейное кино на Большом Экране.

Впрочем надеюсь, что статья будет в чем-то интересна и остальным читателям.
Другие мои публикации из этого цикла:
????️ FullHD vs 4k и integer scaling: всегда ли 2 x 2 = 4?
????️ Освещённость рабочего места, backlight, яркость экрана vs усталость глаз
????️ Простой способ получения ”Flicker-Off”: «отключение» ШИМ мерцания подсветки LCD мониторов и телевизоров
????️ Тест для проверки цветового разрешения монитора или телевизора при подключении к компьютеру по цифровому видеоинтерфейсу
????️ Метод самостоятельного определения времени отклика LCD экрана монитора или телевизора

Комментарии (67)


  1. Dmitry_Dor Автор
    02.11.2022 20:02
    +2

    Добавил опрос:


    На каком расстоянии от экрана Вы работаете за настольным компьютером?
    • Менее полуметра
    • 55 — 75 см (вытянутой руки)
    • 80 — 120 см
    • Более 1,25 метра
    • В основном работаю за мобильным устройством (ноутбук, планшет...)


  1. Dmitry_Dor Автор
    02.11.2022 20:10
    +1

    И ещё один опрос:


    На каком расстоянии от монитора (телевизора) Вы обычно смотрите фильмы?
    • До 75 см (вытянутой руки)
    • 80 — 140 см
    • 1,5 — 2,5 метра
    • Более 2,5 метров
    • Обычно смотрю фильмы на мобильном устройстве (ноутбук, планшет...)
    • Предпочитаю смотреть фильмы в кинотеатре на большом экране


  1. Akina
    02.11.2022 20:45
    +5

    Во всем виноват Дарвин

    Всегда объяснял разницу между комфортным расстоянием до экрана при работе и при просмотре фильмов гораздо более простой причиной.

    В процессе работы весьма нечасто, крайне редко, практически никогда не нужно всё изображение, со всей площади экрана. Реально требуется в среднем по моим ощущениям небольшая область размером где-то в 20-25% от размера экрана по каждой координате (при работе с набираемым текстом - как правило по вертикали процент ещё меньше, 5-10%). При просмотре фильма, наоборот, нужно именно всё изображение как единое целое. Глазу же комфортен вполне определённый угол наблюдаемого изображения. Соответственно если "размер внимания" различается в 4-5 раз, то и комфортное расстояние, сохраняющее этот угол, также меняется в 4-5 раз.

    Можете проверить. Запустите фильм на полный экран и подберите и измерьте наиболее комфортное расстояние. Теперь сверните его в окно размерами ровно в половину от размера экрана и снова подберите и измерьте комфортное расстояние.

    PS. Нередко наблюдал, как люди, работающие то с текстом, то с большими таблицами, при работе с текстом придвигаются ближе к экрану, а таблицы, наоборот, заставляют их отодвинуться. И размер шрифта на это почти не влияет...


    1. Dmitry_Dor Автор
      02.11.2022 22:09

      Соответственно если «размер внимания» различается в 4-5 раз, то и комфортное расстояние, сохраняющее этот угол, также меняется в 4-5 раз.
      Это объяснение подходит при сравнении расстояния для работы vs просмотра фильмов на одном и том же мониторе.
      И статье это тоже не противоречит — я же пишу, что работаю на расстоянии 60 см от 32" монитора, а смотрю фильмы на нем же на расстоянии 120 см.
      Но такое объяснение не объясняет, почему смотреть фильмы комфортнее на намного большем экране (и, соответственно, большем расстоянии), хотя казалось бы угол обзора 32" монитора на расстоянии 120 см, vs 65" телевизора на расстоянии 2,5 метров, vs 105" экране на расстоянии 4-х метров практически одинаковый, но при этом смотреть фильм на 65" экране приятнее, чем на 32" (ну а на 105" тем более) — в начале статьи я ведь именно об этом и говорю.
      И в то же время для работы 65" экран избыточен (повторю, речь о 16:9).
      Конечно работа работе рознь, и если она сводится к «заодно и поработать», то наверное можно и на 65".
      В какой-то мере работа с таблицами, или графиками на периферийной части экрана, ну или может быть в AutoCAD с раскидыванием на периферию дополнительных чертежей, ну и т.п. тоже может быть. При этом за периферийными элементами мы во основном лишь наблюдаем, при необходимости перетаскивая их в «рабочую» зону экрана, а работаем все равно на расстоянии 60-75 см.
      Ну а для кодинга, работы с текстом (написания статьи) и т.п такой экран явно избыточен.
      И уж тем более 105" и более (в отличие от просмотра видео)
      При просмотре фильма, наоборот, нужно именно всё изображение как единое целое.
      Не совсем так.
      Есть ещё периферийное зрение, где глаз (мозг?) видит движение, но не различает детали.
      И поэтому фильмы, снятые для просмотра на большом экране лучше смотрятся если их смотреть не «через окно» (ограниченное рамками экрана), а «с балкона» (когда рамки уходят на периферию). Более захватывающе, если индейцы в вестерне выскакивают не из-за рамки экрана, а появляются где-то вдали, где мы их ещё почти не видим, но уже «чувствуем».
      Поэтому пропорции таких фильмов намного шире 16:9 — например 2.40:1, 2.55:1, 2.75:1 и более (вплоть до 360°).
      Впрочем, «это уже совсем другая история» ©, входящая за рамки данной статьи.
      ₽$ Статью я специально ограничил, хотя материал есть, и если будет интерес, то можно будет и об этом написать.


      1. VBDUnit
        02.11.2022 23:31
        +2

        И в то же время для работы 65" экран избыточен (повторю, речь о 16:9).

        Имхо вполне норм, просто при таких диагоналях уже существенно меняются паттерны работы с GUI, и обычные мерила здесь работают не совсем верно. Нельзя сказать, что это прям другое устройство, но близко к тому (естественно, если речь о разрешении 4К и выше).

        В такие экраны тупо влезает очень много контента, и его не нужно рассматривать кусками, прокручивая туда-сюда, сидя при этом, как статуя. Можно смотреть простым естественным образом, поворачивая голову и глаза, наклоняясь ближе-дальше, также, как мы рассматриваем объекты в реальной жизни. Внезапно, от этого не устаешь ни капли. Говорю не понаслышке - работал с САПР, Photoshop, 3Ds Max, VisualStudio, монтировал видео и т.д. После удобства, когда в экраны тупо влезает всё и сразу без скроллов и переключений, на маленькие мониторы возвращаться даже в голову не приходит.

        Подобная работа похожа на то, что было до эры ПК - всякие кульманы, холсты были примерно подобного размера, рабочие письменные столы для работы с бумагами тоже. Вы видите сразу много, а не рассматриваете фрагменты того, с чем работаете, через маленький портал.


        1. Exchan-ge
          02.11.2022 23:42

          похожа на то, что было до эры ПК — всякие кульманы, холсты были примерно подобного размера,


          Да.
          А потом, им на смену, пришли ПК с мониторами в 14" :)


          1. Dmitry_Dor Автор
            03.11.2022 00:01

            А потом, им на смену, пришли ПК с мониторами в 14" :)
            Первые ПК, которые у нас на АЗЛК появились были с 12" или 13" мониторами с VGA разрешением (точнее не могу сказать, но 14" монитор, который появился у меня был больше этих).
            А на рабочих станциях VAX VMS, появившихся в это же время (даже чуть раньше) были огромные 18" или 19" мониторы, а к ним ещё и 10" алфавитно-шифровые черно/белыежёлтые для набора команд.


            1. Exchan-ge
              03.11.2022 00:37

              были огромные 18" или 19" мониторы


              Сейчас слева от меня на кронштейне висит Nec EA191M.
              Вот слово «огромный» к нему не подходит никак :)

              В 1995 году видел в продаже 17" мониторы Nokia (да, Nokia выпускала и мониторы :)
              Этот монитор поражал не только своими размерами, но и ценой (где-то $1700)


              1. Dmitry_Dor Автор
                03.11.2022 00:54

                В 1995 году видел в продаже
                Упомянутые в комментарии мониторы к VAX VMS у нас на АЗЛК появились ЕМНИП в 1986 году (т.е почти на десятилетие раньше).
                И да, по сравнению с VGA мониторами PC того же периода они выглядели огромными.


                1. Exchan-ge
                  03.11.2022 01:28

                  у нас на АЗЛК появились ЕМНИП в 1986


                  Насколько я помню — в те времена АЗЛК усиленно толкали вперед (тотальная реконструкция за счет государства и т.п.)
                  Такой был мини БАМ :)

                  У нас же (крупное и прибыльное НПО) в 1986 году были только три Агата и один Правец, на который все ходили смотреть как на техническое чудо.
                  (естественно, кроме указанных ПК у нас были и ЕС ЭВМ:)


                  1. Dmitry_Dor Автор
                    03.11.2022 14:27

                    Ну типа того 8-)
                    Intel 386dx 33MHz, 8 мегабайт (!!!) оперативка, огромный HDD на 200 мегабайт (!!!), FDD на 5" и (о чудо!) 3.5", полноцветый VGA монитор…
                    Подрядчики из оборонки, которые работали с нами по конверсии, слюни до пола пускали.
                    Ну а VAX VMS это вообще космос — огромный графический 18" или 19" дисплей высокого разрешения (имею в виду выше, чем VGA), к нему в пару небольшой монохромный 10" алфавино-цифровой, графический планшет (размером с лист A3)… Но подробных ТТХ этого хозяйства увы, не знаю…


                    1. VBDUnit
                      03.11.2022 16:27

                      Жалко, что сейчас железо не развивается теми темпами, какие были в те времена.

                      Особенно заметно это у видеокарт - чипы всё больше и прожорливее, так как миниатюризация даётся очень нелегко. Постепенно возвращаемся к микросхемам с удобными ручками. А качественный переход на оптику, квантмех и нейроморфные технологии в ближайшее время, похоже, не предвидится.


        1. Dmitry_Dor Автор
          02.11.2022 23:55
          +1

          Имхо вполне норм, просто при таких диагоналях уже существенно меняются паттерны работы с GUI,
          Но при этом «рабочее» расстояние от монитора остаётся практически то же — вытянутой руки.
          САПР, Photoshop, 3Ds Max, VisualStudio, монтировал видео и т.д. После удобства, когда в экраны тупо влезает всё и сразу без скроллов и переключений
          В предыдущем комментарии, на который вы ответили, я ведь об этом и сказал. Переключения и скроллы могут понадобиться если основной рабочий элемент в центр экрана (точнее, в рабочую зону) перетащить, чтобы полчаса скрючившись в углу большого экрана не работать.
          Подобная работа похожа на то, что было до эры ПК — всякие кульманы,
          Я начинал в 85-м году прошлого века конструкторов на АЗЛК как раз за кульманом.
          А в КБ общей компоновки — плазовая компоновка автомобиля в натуральную величину (с наложением трех проекции). Песня! Хотя работать с плазом нужно было особо учиться.
          Потом уже появились VAX VMS с Anvil-4000 (потом 5000), ПК с AutoCAD, рабочие станции с ProEngineer, ну и далее везде.
          на маленькие мониторы возвращаться даже в голову не приходит.
          ИМХО все же вряд ли 32"-40" мониторы, о которых я говорю, можно считать «маленькими»


          1. VBDUnit
            03.11.2022 00:25
            +1

            Но при этом «рабочее» расстояние от монитора остаётся практически то же — вытянутой рурукиБ

            Безусловно. К этому просто добавляется потребность двигаться, чтобы это расстояние сохранялось.

            В предыдущем комментарии, на который вы ответили, я ведь об этом и сказал. Переключения и скроллы могут понадобиться если основной рабочий элемент в центр экрана (точнее, в рабочую зону) перетащить, чтобы полчаса скрючившись в углу большого экрана не раработать.с

            Соглашусь, есть такой момент - долго работать на краю не удобно, часто неосознанно перемещаешь окно ближе к "рабочей зоне". Но через некоторое время наиболее частые окна скапливаются в центре, а редко используемые - на периферии. Происходит как-бы естественная сортировка.

            ИМХО все же вряд ли 32"-40" мониторы, о которых я говорю, можно считать «маленькими»

            Вспоминается история с телефонами - когда-то экраны 3,5 дюйма считались огромными, а сейчас 6 дюймов+ считается обыденностью. Возможно, тут будет также :)

            плазовая компоновка автомобиля в натуральную величину (с наложением трех проекции). Песня! Хотя работать с плазом нужно было особо учучиться.

            Имхо будет замечательно, когда ко всем возможностям САПР массово вернётся возможность работы в подобных масштабах. Я сам САПР пользуюсь редко, но могк сказать, что на большом экране это совершенно по другому ощущается и работает.


            1. Dmitry_Dor Автор
              03.11.2022 00:37

              Но через некоторое время наиболее частые окна скапливаются в центре, а редко используемые — на периферии. Происходит как-бы естественная сортировка.
              Примерно это я и имел в виду в своём комментарии.
              когда-то экраны 3,5 дюйма считались огромными, а сейчас 6 дюймов+ считается обыденностью. Возможно, тут будет также
              Вполне возможно.
              Но надо иметь в виду, что у 65" монитора плотность пикселей вдвое меньше, чем у 32" монитора с таким же разрешением. Ну, или для сохранения такой же плотности пикселей 65" монитор должен иметь вдвое более высокое разрешение, чем 32".
              Если исходить из того, что сейчас нормой для 32" становится разрешение 4k, то для 65" потребуется 8k разрешение.
              Именно об этом я и сказал в статье.
              И вполне возможно, что рано или поздно мы к этому придём.


            1. Exchan-ge
              03.11.2022 00:52

              когда-то экраны 3,5 дюйма считались огромными,


              Один из первых мобильных телефонов в моей семье был Ericsson T10 с экраном 101 x 33 пикселей.

              Заголовок спойлера
              image


              В сравнении с ним — 3,5 дюйма таки огромный размер :)


              1. VBDUnit
                03.11.2022 00:58

                Ну так я про то и говорю - могут наступить времена, когда всё, что меньше 50 дюймов, будет считаться маленьким монитором :)


                1. Exchan-ge
                  03.11.2022 01:32

                  могут наступить времена


                  Размер человеческой ладони лимитирует — просто экраны сейчас в размер самого устройства.
                  Насколько я помню — моя Motorola CD920 была примерно такого же размера, что и нынешний мой айфон 12 про.


                  1. VBDUnit
                    03.11.2022 07:38

                    Просто пока технологии не позволяют делать надёжный экран, размер которого превышает физический размер самого устройства. Но вполне вероятно, что к тому времени, когда научатся, это уже будет не актуально делать в том виде, в котором оно существует сейчас.


      1. Akina
        03.11.2022 07:51
        -1

        Но такое объяснение не объясняет, почему смотреть фильмы комфортнее на намного большем экране (и, соответственно, большем расстоянии), хотя казалось бы угол обзора 32" монитора на расстоянии 120 см, vs 65" телевизора на расстоянии 2,5 метров, vs 105" экране на расстоянии 4-х метров практически одинаковый, но при этом смотреть фильм на 65" экране приятнее, чем на 32" (ну а на 105" тем более) — в начале статьи я ведь именно об этом и говорю.

        Скажите, как часто Вы смотрите фильм как рабочий материал? И под это определение даже не подпадает просмотр какого-нибудь вебинара - именно работа, скажем, просмотр видеоролика на предмет локальных искажений в местах стыковки фрагментов изображения или вставок в него... хотел бы я посмотреть, насколько будет комфортна эта работа, когда монитор/телевизор в двух с хвостиком метрах.


        1. VBDUnit
          03.11.2022 08:00

          Мк если угловой размер у него будет как у 24 дюймов с 40 см, то он может быть хоть в 100 метрах.


  1. GoldGoblin
    02.11.2022 21:30
    +2

    Раньше пользовался монитором 24 дюйма а на днях купил новый монитор на 34 дюйма. Так вот монитор на 34 дюйма хочется поставить поближе.


    1. VBDUnit
      02.11.2022 23:12
      +1

      Было 24 дюйма, сидел в 50 см. Поставил 55 дюймов - сижу от 50 см до 1 метра (реже 1,5 м). Боковые часто смотрю с 1 метра и норм. Потому что главное размер пикселя и масштаб элементов, а не диагональ как таковая :)


      1. GoldGoblin
        02.11.2022 23:33

        Ну понятно что можно масштаб выкрутить, но тогда теряется плюс большого экрана.
        я за 24 дюймами сидел на расстоянии 70-80 см. За 34 мне удобно как раз на дистанции в 50-60


        1. VBDUnit
          02.11.2022 23:59
          +1

          Я имею ввиду, что при работе расстояние до экрана зависит во многом от размера пикселя, а не от размера самого экрана. Как пример, в моем случае, при росте диагонали больше чем в два раза минимальное расстояние почти не изменилось, потому что пиксели выросли лишь на 15%.


          1. justPersonage
            03.11.2022 17:43
            -1

            что при работе расстояние до экрана зависит во многом от размера пикселя

            Так масштаб текста можно повысить. И тогда можно дальше от монитора работать. При условии если диагонали достаточно.


            1. VBDUnit
              03.11.2022 18:06

              Тогда места меньше будет :) С моей стороны, наверное, правильнее было бы сказать "от размера элементов", а не "от размера пикселя".


              1. justPersonage
                03.11.2022 18:08

                Тогда места меньше будет :)

                Тогда монитор на 60 дюймов :)


                1. VBDUnit
                  03.11.2022 18:18

                  Если разрешение поместится в пропускную способность кабеля - да :)


    1. Jscoff
      03.11.2022 10:29
      +1

      А разрешение и размер элементов одинаковые (С поправкой на соотношение сторон, естественно)?

      Тоже перешел с 1080р 24 на 1080р 34 дюйма, размер элементов тот же - как сидел на расстоянии вытянутой руки + 5 см, так и сижу. Если ближе - приходится уже голову поворачивать, неудобно


  1. DoMoVoY
    02.11.2022 21:35
    +2

    У меня 4k монитор диагональю 42". Необходимо для большого количества окон и информации. по PPI равносилен четырем FullHD мониторам 21". комфортная зона для постоянной работы в терминалах - нижняя половина (уровень глаз как раз в верхней границе нижней половины), но регулярно перемещаю взгляд выше в браузеры, еще в портретном режиме по бокам пара FullHD мониторов для мессенджеров и почты.

    Из плюсов - разминаю шею. Глаза не болят, полет больше года.

    Все на расстоянии вытянутой руки.


  1. panvartan
    02.11.2022 21:50

    По поводу кино, есть мнение, что оно воспринимается намного реалистичней, если изображения актеров приближены к реальным.

    Что касается работы, то большие экраны на больших расстояниях увеличивают глубину резкости зрения, что скорее всего ухудшают концентрацию. Глубину зрения увеличивает и сильная(обширная) подсветка, сужающая зрачки - темные темы не просто так популярны для творческой работы.


  1. khajiit
    02.11.2022 22:11

    А куда тем, кто работает за 50" телевизором на расстоянии в 2,5 мктра?


    1. VBDUnit
      02.11.2022 23:11

      А разрешение/масштаб интерфейса у Вас какие?


      1. khajiit
        02.11.2022 23:18

        150%, FHD.


        1. VBDUnit
          03.11.2022 17:23

          Делал так на плазме 50". Для интернета/фильмов норм, но для работы, имхо, места маловато. Это же соответствует рабочему столу 1280х720.


          1. khajiit
            03.11.2022 18:19
            +1

            Иначе слишком мелко. Когда-нибудь, через пару лет, каджит дозреет, и купит 75" 8K панель… чтобы смотреть на нее метров с полутора.
            На 14" T440s тоже FHD и 150%, или сильно напрягаются глаза.
            На 15.6" 2K — 200% — тоже HD выходит, снова.


  1. Exchan-ge
    02.11.2022 23:27

    Многие наверняка обращали внимание, что работать (именно работать, а не смотреть видео или играть) комфортнее сидя на относительно небольшом расстоянии от экрана, в то время как смотреть кино лучше всего «на большом экране» находясь на достаточном удалении от него.


    Дело привычки — уже много-много лет смотрю фильмы исключительно на мониторах.

    (И да, «большой экран» таки реально существует — но только в кинотеатрах :)


  1. Exchan-ge
    02.11.2022 23:33

    Если исходить из этого, то оптимальная диагональ мультимедийного монитора для 4k контента получается порядка 55"-75"


    По моему опыту, слишком большие (по диагонали) мониторы для работы неудобны.
    Лучше использовать три 27" монитора, это больше соответствует особенностям зрения человека.


    1. VBDUnit
      03.11.2022 00:34

      Просто нужна вогнутость. Если расстояние до экрана маленькое, а экран большой, то по краям изображение видно по касательной + расстояние до центра и до краёв слишком разное. Это все мешает.

      Если экран сделать вогнутым, причём в двух измерениях сразу, то будет норм. По моим прикидкам, в таком формате удобно будет пользоваться даже 100" 8K. В идеале - с автоматическим изменением вогнутости на основе расстояния просмотра. Подозреваю, что VR раньше дорастёт разрешением, чем подобные экраны научатся делать физически.


      1. Exchan-ge
        03.11.2022 00:46

        Просто нужна вогнутость.


        Упомянутые выше три монитора надо располагать под углом друг к другу — эффект будет такой же, а вот их универсальность — больше.
        Причем мониторов должно быть именно три (опять же, особенность человеческой психики и зрения) — этот момент я проверял многократно.

        Вогнутых еще и по вертикали мониторов никогда не встречал.

        Плюс есть еще один аспект — мне, время от времени, приходится отворачивать мониторы в сторону (они все у меня на кронштейнах), чтобы получить доступ к проводам сзади.
        С большим монитором это сделать будет сложно.


        1. VBDUnit
          03.11.2022 01:15
          +1

          Упомянутые выше три монитора надо располагать под углом друг к другу — эффект будет такой же, а вот их универсальность — бобольше.А

          А в чем разница- будут это разные физические экраны или один целый вогнутый, но который можно программно поделить на области?

          Причем мониторов должно быть именно три (опять же, особенность человеческой психики и зрения) — этот момент я проверял мнмногократно.

          Я думаю все из-за того, что по горизонтали угол зрения гораздо шире, чем по вертикали. Я сам раньше сидел за четырьмя 24" по схеме 3 внизу 1 вверху, сейчас перешёл на тройку ТВ с моторизированной подвеской.

          Плюс есть еще один аспект — мне, время от времени, приходится отворачивать мониторы в сторону (они все у меня на кронштейнах), чтобы получить доступ к проводам сзади.
          С большим монитором это сделать будет сложно.

          Можно взять 20-30 см удлинители для разъёмов и вывести их для удобства вперед. Примерно так же, как выводят на стол USB удлинитель для флешек. Ну или механизировать кронштейны :)

          Вогнутых еще и по вертикали мониторов никогда не всвстречал.Т

          Так не научились ещё делать, но все ещё впереди


          1. Exchan-ge
            03.11.2022 01:45
            +1

            А в чем разница- будут это разные физические экраны или один целый вогнутый


            В настройке.
            Можно изменять угол между мониторами.
            Например, при смене одного стола на другой (мечтаю о столе с электрическим приводом подъема).
            У оного стола столешница может быть одной длины, у другого — другой.
            А вогнутый цельный монитор — это на всю жизнь :)

            Плюс любой из трех мониторов можно в любой момент заменить на другой (что я и делаю время от времени)

            Плюс если один из мониторов выйдет из строя — останутся два других :)

            четырьмя 24" по схеме 3 внизу 1 вверху


            Я предпочел вариант — четвертый монитор снизу (в реале — это Surface Pro)
            Так оказалось намного удобнее.

            Можно взять 20-30 см удлинители для разъёмов и вывести их для удобства вперед.


            Уже :)
            image

            Так не научились ещё делать, но все ещё впереди


            Честно говоря, я с трудом представляю как это будет выглядеть (как передняя часть кабины TIE Fighter, наверное :)


            1. VBDUnit
              03.11.2022 07:57

              В настройке.
              Можно изменять угол между мониторами.
              Например, при смене одного стола на другой (мечтаю о столе с электрическим приводом подъема).
              У оного стола столешница может быть одной длины, у другого — другой.
              А вогнутый цельный монитор — это на всю жизнь :)

              А что мешает у одного экрана менять угол?) Он же не обязательно должен быть фиксированный. Половинки гибких смартфонов, например, меняют угол относительно друг друга, но экран у них целый. А ещё есть LG OLED Flex. С электроприводом, между прочим.

              Плюс любой из трех мониторов можно в любой момент заменить на другой (что я и делаю время от времени)

              Плюс если один из мониторов выйдет из строя — останутся два других :)

              Соглашусь. Все время вылетает из головы, что если их не обьединять в виртуальный экран, то они могут быть разные)

              Я предпочел вариант — четвертый монитор снизу (в реале — это Surface Pro)
              Так оказалось намного удудобнее.с

              Surface Pro - безусловно лучше внизу, он же сенсорный и с нормальными углами обзора. У меня там сверху был CCFL TN, вниз я его пытался ставить, но ничего путного не вышло. Продавался бы монитор Surface (чтобы и сенсор, и стилус, и Dial) - даже сейчас бы на стол поставил в дополнение к телевизорам.

              Честно говоря, я с трудом представляю как это будет выглядеть (как передняя часть кабины TIE Fighter, наверное :)

              Либо так, либо как растяжимая ткань, которую уже сам натягиваешь/размещаешь как нужно. Если надо, отдельно покупаешь каркас, в том числе вогнутый. Это как покупка кронштейна или стола сейчас. Либо набор ткань + раскладываемый кронштейн.

              Либо будет простая плоская панель светового поля диагональю под 100 дюймов, которая для устаревших на тот момент плоских интерфейсов будет имитировать вогнутость.


              1. Exchan-ge
                03.11.2022 15:42

                Половинки гибких смартфонов, например, меняют угол относительно друг друга, но экран у них целый.


                Я немного поработал со складывающимся смартом от Самсунг — он впечатлил только своей ценой.
                (когда-то давно в ходу были пакеты — не такие, как сейчас, а в виде бумажных листов, заделанных в пластик (самые известные варианты — с Боярским и Пугачевой) Вот экран у этого гибкого Самсунга очень сильно напоминает те самые пакеты, особенно в месте сгиба (производит впечатление дешевки)

                И если для смартов это сойдет, то для больших мониторов, боюсь что нет.

                LG OLED Flex.


                Отсутствие реального видео слегка настораживает. Похоже, это просто концепт (застолбили идею)

                И да, судя по нашим офф-лайн магазинам — идея «гнутых» телевизоров как-то не взлетела.

                Продавался бы монитор Surface


                Там сам «планшет» стоит того, чтобы его купить (по сути — полноценный ПК в очень компактном исполнении и минимально возможного веса)
                Был момент в жизни, когда я полгода полноценно проработал с этим компьютером (ничего другого просто не было), он тащил всю нагрузку.
                Сейчас на него выведены все коммуникационные программы, что особенно удобно во время встреч в Зуме, когда приходится расшаривать весь экран :)

                либо как растяжимая ткань,


                Тут в комментариях под одной из статей кто-то привел видео телевизора, разворачивающегося из тумбы под ним (очевидно — из рулона)

                Выглядит потрясающе, но таки нашли видео этого девайса с обратной стороны — там мощнейшая система рычагов, впечатляет не меньше, чем фасад :)


                1. VBDUnit
                  03.11.2022 16:17

                  Я немного поработал со складывающимся смартом от Самсунг — он впечатлил только своей ценой.(когда-то давно в ходу были пакеты — не такие, как сейчас, а в виде бумажных листов, заделанных в пластик (самые известные варианты — с Боярским и Пугачевой) Вот экран у этого гибкого Самсунга очень сильно напоминает те самые пакеты, особенно в месте сгиба (производит впечатление дешевки)

                  И если для смартов это сойдет, то для больших мониторов, боюсь что нет.

                  Фолд 3 как с основной смартфон уже больше года - полёт нормальный. Фактически у вас целый небольшой планшет, который можно сложить пополам и таскать везде с собой в кармане. Со стилусом. После этого на обычные смартфоны возвращаться желания нет. Складка это, безусловно, не круто, и хотелось бы, чтобы её не было, но пока такое ещё не сделали - только менее заметную, но не полностью отсутствующую. На практике, когда пользуешься этим делом повседневно, складку не замечаешь, ни визуально, ни тактильно.

                  Отсутствие реального видео слегка настораживает. Похоже, это просто концепт (застолбили идею)

                  Начиная с 2:00. Имхо они молодцы, что сделали этот процесс моторизированным, а не ручным. А 8 лет назад Samsung выпустила подобную штуку с диагональю 78 дюймов. 4К, между прочим, хотя и ЖК.

                  И да, судя по нашим офф-лайн магазинам — идея «гнутых» телевизоров как-то не взлетела.

                  Да. Во многом потому, что вогнутость нужна при просмотре сравнительно большого экрана на сравнительно маленьком расстоянии. Я ниже отписал, что имею ввиду. ТВ тех лет смотрели с большого расстояния, и изогнутость больше добавляла проблем, чем решала.

                  Сейчас, когда экраны выросли диагоналями и разрешениями, и их смотрят с меньшего расстояния, идея заиграла новыми красками.

                  Там сам «планшет» стоит того, чтобы его купить (по сути — полноценный ПК в очень компактном исполнении и минимально возможного веса)Был момент в жизни, когда я полгода полноценно проработал с этим компьютером (ничего другого просто не было), он тащил всю нагрузку.Сейчас на него выведены все коммуникационные программы, что особенно удобно во время встреч в Зуме, когда приходится расшаривать весь экран :)

                  Мне довелось держать его в руках, очень крутая штука. Нечто похожее я испытывал, когда первый раз в руки взял Vaio Duo 13, но в нём не было DIAL, да и толщиной он был побольше, не создавал впечатления именно лёгкого планшета. Surface, имхо, довел эту идею до совершенства.

                  Тут в комментариях под одной из статей кто-то привел видео телевизора, разворачивающегося из тумбы под ним (очевидно — из рулона)

                  Выглядит потрясающе, но таки нашли видео этого девайса с обратной стороны — там мощнейшая система рычагов, впечатляет не меньше, чем фасад :)

                  LG OLED R :) Имхо круто для первого серийного продукта, но уж больно тумба громоздкая получилась. Хотя понятно, что оно как раз нужно для той самой системы рычагов и сопутствующих механизмов.

                  Нюанс в том, что для изгиба по одной оси достаточно гибкого экрана, а для двух уже нужен не просто изгибающийся, а растягивающийся экран. Эксперименты уже идут, но сделать это надёжным быстро не получится.


                  1. Exchan-ge
                    03.11.2022 16:37

                    Фолд 3 как с основной смартфон уже больше года — полёт нормальный. Фактически у вас целый небольшой планшет,


                    Для планшета он явно маловат. Так, где-то раза в в полтора-два.
                    (пользовался несколько лет 8" планшетом от Самсунг — вот этот его малый размер и портил все впечатление)

                    (начиная с 2:00).


                    Там на экране все время мелькают какие-то артефакты — полосы, сетка.

                    Сейчас, когда экраны выросли диагоналями и разрешениями, и их смотрят с меньшего расстояния, идея заиграла новыми красками.


                    Но гнутых телевизоров в продаже не стало больше.

                    тумба громоздкая получилась. Хотя понятно, что оно как раз нужно для надёжной механики.


                    Да, и тумба на видео выше — тоже весьма капитальная (один из моих мониторов, LG 24MP450-B, настолько компактен и легок, что его можно брать с собой в дорогу, не смотря на 24" и однозначную не гибкость экрана :)
                    Он помещается в обычной дорожной сумке с колесиками, вместе с одеждой.

                    Как мне кажется — будущее именно за такими устройствами :)


                    1. VBDUnit
                      03.11.2022 16:49

                      Для планшета он явно маловат. Так, где-то раза в в полтора-два.(пользовался несколько лет 8" планшетом от Самсунг — вот этот его малый размер и портил все впечатление)

                      Конечно маловат :) Тут главное, что он, хоть и мелкий, всегда с собой, его не надо таскать как отдельное устройство в какой-нибудь сумке. Но за это приходится платить маленькостью, пока что.

                      Жду когда появится планшет, складывающийся гармошкой в двух местах - там, при желании, можно 9,7 дюймов получить. Samsung вроде обещали такое сделать. Правда толщина там будет как ширина, наверное.

                      Прототип они уже показали

                      Там на экране все время мелькают какие-то артефакты — полосы, сетка.

                      По-моему это блики. Что тоже неприятно, конечно. Меня больше смущает, что человек делает это пультом. Надеюсь, что они догадались добавить возможность для разных игр/приложений автоматически устанавливать требуемый уровень кривизны.

                      Но гнутых телевизоров в продаже не стало больше.

                      Так я про то и говорю, что эта функция ушла из того сегмента, где была неактуальна (телевизоры) и перекочевала туда, где она нужна (мониторы). Изогнутых мониторов, наоборот, стало больше. И чем больше будет диагональ у этих мониторов, тем важнее там будет изогнутость.

                      Тем временем, телевизоры сейчас начинают набирать обороты в качестве мониторов - появляются игровые функции/режимы. Вот и получается, что есть вероятность возвращения изогнутости в мир ТВ, но уже с другим акцентом - не для использования их как телевизоров, а для лучшего выполнения роли монитора. Но это в теории.

                      Да, и тумба на видео выше — тоже весьма капитальная (один из моих мониторов, LG 24MP450-B, настолько компактен и легок, что его можно брать с собой в дорогу, не смотря на 24" и однозначную не гибкость экрана :)Он помещается в обычной дорожной сумке с колесиками, вместе с одеждой.

                      Как мне кажется — будущее именно за такими устройствами :)

                      А нога стоковая или какой-то специальный кронштейн? Просто тут нога, имхо, наименее удобная часть для помещения в дорожную сумку.


                      1. Exchan-ge
                        03.11.2022 21:14

                        Тут главное, что он, хоть и мелкий, всегда с собой, его не надо таскать как отдельное устройство в какой-нибудь сумке.


                        Вышеупомянутый Сюрфейс оказался наиболее удобным этом плане — а я перепробовал многое, начиная с обычных ноутбуков и нетбуков.

                        Правда толщина там будет как ширина, наверное.


                        Она и при складывании вдвое уже не маленькая.
                        (по впечатлениям — чуть ли не больше, чем у МБП или Эйра :)

                        Прототип они уже показали


                        Там явно нет и не будет подставки (которая не отдельно, а часть самого девайса). А она таки нужна, при таких размерах.

                        По-моему это блики.


                        Да, и указывают они на неравномерности плоскости экрана.
                        Таки это работающий концепт.

                        и перекочевала туда, где она нужна (мониторы).


                        Я в конце прошлого года изучал эту тему — увы, предложения были весьма ограниченные и исчезающие (мне был нужен монитор с PBP)

                        Сейчас эта тема отпала, так как мне удалось купить KVM Aten CS22DP.

                        Тем временем, телевизоры сейчас начинают набирать обороты в качестве мониторов


                        «Песок плохая замена овсу» :)
                        Ну, разве что для игр и кино
                        А с документами работать сложно — да и беспроводная мышка лагает даже у тех ТВ, которые позиционируются как ТВ/мониторы (от 40 до 55")
                        Впрочем, с моделями последних трех лет я дела не имел, может уже улучшили.

                        А нога стоковая или какой-то специальный кронштейн?


                        Родная, легкая и крепкая — на четырех винтах, собирается быстрее автомата Калашникова :)
                        Вообще, мой старый DELL 2408WFP выглядит рядом с этим монитором настоящим динозавром :)


                      1. VBDUnit
                        03.11.2022 22:34

                        А с документами работать сложно — да и беспроводная мышка лагает даже у тех ТВ, которые позиционируются как ТВ/мониторы (от 40 до 55")
                        Впрочем, с моделями последних трех лет я дела не имел, может уже улулучшили.

                        Если Вы про лаг изображения - уже три года как пофиксили - специальный режим для игр, при котором оно работает как монитор. Официально лаг 1 мс, по измерениям 5 мс. Для игр, кстати, лаг тоже часто неприемлем. Данный вопрос по телевизорам в качестве мониторов я подробно расписал тут.

                        Если про подключение мышки к ТВ - а зачем вообще так делать?) Его роль быть просто монитором и всё) В экран влезает 6 - 8 страниц сразу, очень удобно. Использовать мозги телевизора для редактирования текстов, имхо, не самая лучшая идея, так как весь его интерфейс изначально заточен под потребление контента, а не под его создание.

                        Вышеупомянутый Сюрфейс оказался наиболее удобным этом плане — а я перепробовал многое, начиная с обычных ноутбуков и ненетбуков.

                        Разумеется фолд сюрфейс не заменит, эти устройства для разных задач.

                        Сюрфейс это почти полноценное мобильное рабочее место, а фолд скорее небольшой планшет чтобы что-нибудь оперативно поправить пока нет доступа к рабочему компьютеру, интернет почитать, документ согласовать.

                        Фолд всегда под рукой, и в этом его фишка. Сюрфейс в карман не положить, зато у него мощное x86 железо со всеми вытекающими плюшками, клавиатура, подставка и большой (по сравнению с фолдом) экран без складок.

                        То есть сравнивать фолд с сюрфейсом то же самое, что сравнивать сюрфейс со стационарным компьютером. У них разные плюсы/минусы и разные спектры решаемых задач.

                        Да, и указывают они на неравномерности плоскости экрана.


                        Таки это работающий концепт.

                        Гибкие дисплеи на сегодняшний день все не являются абсолютно ровными. Плохо это? Плохо. Но других пока нет. Однако, имхо конечно, отсутствие абсолютно плоской, с точностью до атома, поверхности, не является большой проблемой.

                        Фишка бликов в том, что если поверхность отклонится даже на ничтожный, невидимый глазу угол, на блике это будет заметно. И чем дальше то, что в нём отражается, тем сильнее будет смещение. Ибо геометрия. Отражения усиливают неровности очень сильно.

                        Например, отклонение на полградуса - это уже отклонение на 1 мм в отраженной картинке, если то, что отражается, находится на расстоянии 5 метров. На видео расстояние до светильников, отражающихся в мониторе, гораздо больше. На самой картинке наклон в полградуса Вы не заметите.

                        По этому же принципу работает низкая заметность складки на фолде - там отклонение не пол градуса а все 10, или даже 20, и по блику это видно, но когда смотришь прямо в упор, сама картинка выглядит плоской, пока специально вблизи не рассмотришь под углом.

                        Родная, легкая и крепкая — на четырех винтах, собирается быстрее автомата Калашникова :)Вообще, мой старый DELL 2408WFP выглядит рядом с этим монитором настоящим динозавром :)

                        Хм, интересно было бы сделать монитор со складывающейся ножкой, чтобы не нужно было вообще винты вкручивать :)


                      1. Exchan-ge
                        04.11.2022 02:10

                        Если Вы про лаг изображения


                        Компьютер+ мышь — подключены через HDMI к телевизору в режиме монитора. Всего 40".
                        При перетаскивании курсора из одного угла в другой через это футбольное поле — курсор заметно тормозит (по сравнению со скоростью перемещения курсора на мониторе). Что весьма неприятно по ощущениям.

                        а фолд скорее небольшой планшет чтобы что-нибудь оперативно поправить пока нет доступа к рабочему компьютеру, интернет почитать, документ согласовать.


                        Для «оперативно поправить» необходим оконный режим.

                        Собственно, ПК и стали популярными благодаря оконному режиму
                        Начало
                        image


                        Даже для доса был свой Нортон Коммандер (и не он один :)

                        Сюрфейс в карман не положить


                        В карман нет, но в наплечную сумку — без проблем (а без нее уже никуда)
                        Кстати, забавно, что он весит 784 грамма против 450 грамм двух моих смарфонов (вместе с «чехлами»)

                        Однако, имхо конечно, отсутствие абсолютно плоской, с точностью до атома, поверхности, не является большой проблемой.


                        Волнистая поверхность выглядит плохо, это критично для покупателя.

                        низкая заметность складки на фолде


                        Увы, она заметна очень хорошо.
                        Будь это девайс за $300 — это не имело бы никакого значения.
                        Но тут другая цена.
                        (думаю что в будущем, не столь далеком — «раскладушки» такого типа уйдут в нижний ценовой сегмент)

                        Хм, интересно было бы сделать монитор со складывающейся ножкой, чтобы не нужно было вообще винты вкручивать :)


                        Думаю, что МС кругом запатентовала «ножку-подставку» сюрфейса, так что удачные варианты от других производителей мы увидим не скоро.

                        Заголовок спойлера
                        image


                        кстати, ÖVNING из Икея отлично заменяет эту блестящую подставку :)


                      1. khajiit
                        04.11.2022 13:48
                        +1

                        При перетаскивании курсора из одного угла в другой через это футбольное поле — курсор заметно тормозит

                        Это потому что курсор ­обновляется с частотой 15 Гц, а развертка — 60Гц. Если сравнивать между 165Гц монитором (который меньше, а значит кусор проходит меньший угловой путь обновляясь еще и чаще в разы) и телевизором, то разница кажется весьма разительной.
                        Однако, с переходом на wayland курсор обновляется в каждом кадре, и даже 4K@30Hz выглядят уже не так удручающе.


                      1. Dmitry_Dor Автор
                        04.11.2022 22:26

                        Данный вопрос по телевизорам в качестве мониторов я подробно расписал тут.
                        Кстати, Ваш цикл статей послужил тем «волшебным пенделем», благодаря которому я смог таки закончить эту статью, разрозненные материалы по которой у меня были собраны уже очень давно, а каменный цветок никак не выходил единый материал никак не складывался.
                        И не что-то конкретное, а общий настрой (хотя сами статьи безусловно очень интересные), и — буквально за пару вечеров пазл полностью сложился, оставалось только освежить некоторые картинки.
                        (говорю без иронии)


                      1. VBDUnit
                        05.11.2022 14:03
                        +1

                        Спасибо :)

                        буквально за пару вечеров пазл полностью сложился, оставалось только освежить некоторые картинки.
                        (говорю без иронии)

                        Есть ощущение, что во время такого «застоя» мозг постепенно обрабатывает информацию на уровне подсознания, а потом, когда его что-то стриггерит, результат этой обработки возвращается сознанию. Довольно похоже, на то, что Вы описали :)


                      1. Dmitry_Dor Автор
                        04.11.2022 21:46
                        +1

                        Тем временем, телевизоры сейчас начинают набирать обороты в качестве мониторов
                        «Песок плохая замена овсу»
                        (отвечу сразу на оба-два комментария)
                        На самом деле тут «все чудесатее и чудесатее»©
                        Помимо «просто мониторов» и «просто телевизоров» существуют / были / планируются:


                      1. Exchan-ge
                        04.11.2022 23:37

                        Мониторы с TV-Тюнером (в т.ч. DVB-T2 и эфирным), со Smart TV или без него


                        Монитор с ТВ-тюнером (SyncMaster 151BM+AVerMedia AVerTV Box 9) долгие годы висел у меня на кухне в качестве телевизора (где-то с 2004)
                        Был заменен на 22H5600, в связи с всеобщим переходом на цифру только в 2017 году.

                        Какой шильдик будем клеить?


            1. Dmitry_Dor Автор
              03.11.2022 14:42
              +1

              А вогнутый цельный монитор — это на всю жизнь:
              Уже нет ????️

              image


      1. Dmitry_Dor Автор
        03.11.2022 00:47

        Лучше использовать три 27" монитора, это больше соответствует особенностям зрения человека.
        Просто нужна вогнутость.
        (отвечу сразу на два комментария)
        Именно об этом я упомянул в статье при описании своего 32" монитора. Даже на 32" плоском мониторе приходится немного отклоняться при работе на краю экрана (в моём случае справа).
        И ИМХО чем больше (точнее, чем шире) монитор, тем нужнее вогнутость.
        Ну а вогнутый 49" монитор 32:9 (на фото в статье) по сути является полным аналогом двух 27" мониторов 16:9 (с таким же разрешением по вертикали).
        ₽$ Но это требует отдельного разговора.
        Сначала я хотел это включить в статью, но потом решил убрать, а то статья и так расползлась.
        Если будет интерес, то можно продолжить в отдельной статье.


        1. VBDUnit
          03.11.2022 01:05

          Можно сформулировать математически: поверхность экрана должна быть частью сферы, центр которой совпадает с положением глаз пользователя.

          При соблюдении этого условия расстояние от экрана до глаз будет постоянным, и локальная рассматриваемаячасть изображения будет всегда перпендикулярна направлению взгляда. Чем ближе экран - тем сильнее должна быть вогнутость. И чем сильнее экран не совпадает с этой сферой, тем менее комфортно им пользоваться.


        1. Exchan-ge
          03.11.2022 01:07

          Ну а вогнутый 49" монитор 32:9 (на фото в статье) по сути является полным аналогом двух 27" мониторов 16:9 (с таким же разрешением по вертикали).


          Нет, аналогом он не является, так как даже простое перемещение с места на место такого монитора в 49" является не совсем тривиальной задачей :)

          На фото все красиво, в реальной жизни комнаты обычно намного меньше, и на столе вещей обычно лежит гораздо больше

          image

          — а вот повернуть такой монитор на 90 градусов относительно вертикальной оси — и не уронить его при этом — задача не столь простая :)


  1. Exchan-ge
    02.11.2022 23:37

    что глаза и мозг человека за миллионы лет эволюции приспособились


    Да, и это хорошо заметно в пожилом возрасте — одни очки для дали, другие — для работы за монитором (60..80 см) и третьи — для «близи» (30 см., чтение бумажных документов)

    (вариантов таки три, а не два :)


    1. Dmitry_Dor Автор
      04.11.2022 21:10

      (вариантов таки три, а не два :)
      В статье я так и сказал — процитирую сам себя:
      … искать «дары природы» на земле и деревьях на расстоянии нескольких метров, выслеживать добычу (и стараться самому не стать добычей) желательно еще подальше, активно охотиться тоже на достаточно большом расстоянии (удара камнем или броска копья), а вот… разделывать добычу, готовить шашлык из мамонтятины, собирать плоды, рубить дерево для древка нового копья, рисовать наскальный рисунок и т.п. сподручнее на расстоянии руки… При этом для более мелкой работы, при которой предмет удерживается одной рукой, а обрабатывается другой (например, держать костяной наконечник копья, обрабатывая его кремнёвым рубилом в другой руке, а затем приматывать его к древку с жилой мамонта, чистить апельсин, извлекать косточку из плода,...) эргономичнее на еще более коротком расстоянии 250-400мм...
      Ну а применительно к современности третий вариант (книга, планшет и т.п) упомянул вскользь в соответствующем разделе, но не стал на нем заострять внимание, поскольку это выходит за рамки рассматриваемого в статье противостояния «рабочий vs мультимедийный монитор».
      Но если будет интерес, то об этом можно будет поговорить в отдельной статье (в черновиках кое-какой материал есть)
      хорошо заметно в пожилом возрасте — одни очки для дали, другие — для работы за монитором (60..80 см) и третьи — для «близи» (30 см...
      Мне уже 60, так что «по старому стилю» я винтажный газогенератор (правда «по новому...» я еще вроде как молодой), но пока ни близорукости, ни дальнозоркости нет (тьфу^3), хожу без очков.
      Это при том, что около 40 лет работаю за компьютером, в том числе в CAD приложениях (в начале работы CAD сочетал с работой на кульмане).
      ИМХО возможно потому, что всегда старался чтобы было хорошее освещение (рабочего стола или того же кульмане), а при работе за компьютером подбирал условия, чтобы не уставали глаза (тьфу^3).
      Ну а для чтения мелких текстов вблизи использую линзу Френеля в формате кредитной карточки. Копеечная вещь (на Aliexpress $1 за десяток), но очень удобно, одна постоянно в кошельке в отделении с картами да и дома всегда такая где-то под рукой валяется лежит.

      ₽$ Sorry за offtop


      1. Exchan-ge
        04.11.2022 23:43
        +1

        Мне уже 60, так


        А, коллега :)

        хожу без очков


        Завидую. Честно :)

        потому, что всегда старался чтобы было хорошее освещение


        Да, я посадил зрение еще в 9 классе, когда читал книги под одеялом (квартира в 23 квадрата жилой, и в 40 квадратов общей, включая летнюю террасу — на четверых взрослых людей. Иначе никак было нельзя (не читать вообще — не выход)


  1. vconst
    03.11.2022 01:06

    Если я сижу за монитором и не имею возможность развалиться на диване — то смотрю видео на том же самом расстоянии, на каком работаю. Никаких желаний откинуться у меня кино не вызывает. А на диване разваливаюсь, потому что так удобнее моей жопе — а не глазам ))

    Положение глаз должно быть, примерно, на уровне верхнего края монитора не из-за какой-то логики. А чтобы позвоночник не искривлялся. Все в совокупности должно быть как на картинке: правильное положение ступней, коленей, бедер, жопы, поясницы, шеи, головы — для сохранности позвоночника. Если монитор будет высоко и придется задирать голову — скажите привет болям в шейном отделе и мигреням «непонятного» происхождения

    При работе человек, чаще всего, сосредотачивается на центральной части монитора, а в кино приходится часто перемещать взгляд с одного конца на другой, без всякой системы. В первом случае не требуется часто и быстро смещать взгляд на большое расстояние, во втором — наоборот. Удобнее перемещать взгляд на небольшой угол — потому, может быть, человек стремится отодвинуться от экрана

    И я бы перестал привязывать расстояние к плотности пикселей. Это на мониторах с низким разрешением имело смысл отодвигаться, чтобы изображение не разваливалось на отдельные пиксели и те становились неразличимы. Но начиная с 4к пиксели неразличимы на любом расстоянии, потому не надо отодвигаться от монитора. Экстраполяция на графике выглядит нелепой. У меня не возникает ни малейшего желания придвинуться на расстояние меньше полуметра, только потому, что у монитора разрешение 5к и диагональ 27". Я на все мониторы 24-32" смотрю с одинакового расстояния, независимо от разрешения.


    1. VBDUnit
      03.11.2022 16:39

      Положение глаз должно быть, примерно, на уровне верхнего края монитора не из-за какой-то логики. А чтобы позвоночник не искривлялся. Все в совокупности должно быть как на картинке: правильное положение ступней, коленей, бедер, жопы, поясницы, шеи, головы — для сохранности позвоночника. Если монитор будет высоко и придется задирать голову — скажите привет болям в шейном отделе и мигреням «непонятного» происхождения

      Опытным путём пришёл к такому же выводу - середина экрана должна быть ниже уровня головы. Ещё, вроде бы, глаза хуже увлажняются, если долго смотреть наверх, и от этого быстрее устают.


  1. sacai
    03.11.2022 18:42
    +1

    «Вспомнить все» Спилберга

    Total Recall 1990 года (который Вы, вероятно, имели в виду) снял Пауль Верхувен, а жалкое подобие левой руки 2012 года - Лен Уайзман.

    и в обоих случаях Спилберг даже свечку не держал.

    но тот, что от Верхувена, и по сию пору прекрасно на больших экранах смотрится, если BDRip, конечно.


    1. Dmitry_Dor Автор
      03.11.2022 19:17

      Total Recall 1990 года (который Вы, вероятно, имели в виду) снял Пауль Верхувен
      Спасибо, поправил.
      (один из моих любимых фильмов, а тут что-то переклинило...)