«Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным»
© Аксиома

В статье Простой способ получения ”Flicker-Off”: «отключение» ШИМ мерцания подсветки LCD мониторов и телевизоров я обозначил несколько смежных тем, заслуживающих на мой взгляд отдельного разговора, который мы сейчас продолжим.

В этой статья с провокативным названием рассмотрим возможность подключения 4k монитора к относительно старому компьютеру без поддержки (или с неполной поддержкой) такого разрешения, более подробно поговорим о масштабировании изображения с integer scaling (цело­чис­ленным коэффи­циентом масштабирования), а также затронем другие связанные с этим вопросы.
dot1x1image — vs — image

Конечно это весьма специфический круг вопросов, поэтому статья вряд ли будет интересна обладателям современных компьютеров, способных полноценно работать с 4k мониторами. Ну, если только убедиться в правильности своего выбора, о чём они и так наверняка знают :-)

А вот владельцев относительно старого «железа», которые собираются приобретать новый монитора «на вырост», с расчетом заменить остальное через годик-другой, или (как в моем случае) использующих с одним монитором несколько системных блоков, один из которых довольно старый — добро пожаловать под кат

Сразу оговорюсь, что статья не содержит однозначных рекомендаций по выбору и настройке в духе «делай раз, делай два...» — только информация, которая для многих может оказаться неочевидной, и из которой нужно будет сделать правильные для себя выводы, желательно до приобретения нового монитора, «чтобы потом не было мучительно больно».

Еще одна предварительная оговорка:
Да, я знаю о существовании мониторов с разрешением QHD (иногда неверно называемых 2k), но в силу ряда причин, которые будут понятны по ходу, в статье рассматривается противостояние именно FullHD vs 4k. Ну а в конце выводы можно будет сделать и для других разрешений.

Подключение LCD монитора к компьютеру


Как известно, LCD дисплеи дают качественное изображение только при разрешении сигнала, совпадающим с нативным разрешением их матрицы. В этом их отличие от аналоговых CRT дисплеев, одновременно и сильная, и слабая их сторона.

Сильная сторона в том, что при выводе изображения “пиксель-в-пиксель”* обеспечивается максимально высокое для данного монитора качество изображения, практически полностью соответствующее сигналу на выходе видеокарты. Нет никаких проблем с фокусировкой, сведением, резкостью и т.п., свойственных аналоговым CRT мониторам.
  • Здесь и далее рассматривается цифровое подключение

А слабая сторона в том, что если изображение выводится не “пиксель-в-пиксель” (например, разрешение видеоинтерфейса не совпадает с нативным, имеется overscan и т.п.), то качество изображения катастрофически падает, и исправить это невозможно никакими способами. Такая вот загогулина...©

Для подключения монитора с 4k разрешением требуется цифровой видеоинтерфейс HDMI не ниже версии 2.0*, DisplayPort не ниже 1.2, или USB Type-C / Thunderbolt. Ну а подключение по DVI вообще не предусмотрено, переходников для DVI с разрешением 4k не существует.
  • Можно подключить 4k монитор по HDMI 1.4, или DisplayPort 1.0, но в этом случае частота кадров будет 30Hz, но об этом чуть ниже.

И тут вылезает проблема старых (да и не очень старых) компьютеров — отсутствие соответствующих видеоинтерфейсов.

Например, некоторые видеокарты GeForce 900 Series имеют только HDMI 1.4, видеокарты AMD 2015 года тоже имеют лишь HDMI 1.4, да и на более новых высокоскоростной видеоинтерфейс не всегда распаян.

Возникает неприятная ситуация, когда не совсем старая видеокарта, вполне удовлетворяющая минимальным требованиям майнинга крипты современных игр, ну а тем более вполне пригодная для офисной работы, при приобретении 4k монитора требует замены на что-то более новое, пусть и даже более слабое в 3D, но с видеоинтерфейсом 4K@60.

Но «если нельзя, но очень хочется, то (может быть) можно»?
На этом остановимся подробнее.

2160 / 1080 = 2, или 2 x 2 = 4?


Многие конечно обращали внимание, что разрешение 4k ровно в два раза больше, чем FullHD* (ну а общее число пикселей соответственно в 4 раза больше).
  • Здесь и далее говорим о мониторах с соотношением сторон 16:9. Для мониторов с другими пропорциями ситуация аналогичная.

Так может быть если на 4k монитор подать сигнал FullHD, то получится целочисленное масштабирование ровно в два раза, каждая строка FullHD сигнала ляжет ровно на две строки 4k матрицы, по столбцам тоже пиксель ляжет ровно на два пикселя, получится вывод “пиксель-в-2x2-пикселя”, и 4k монитор получит практически нативное изображение.

Просто, как «дважды два четыре»!

BINGO? Увы, нет… image

На подавляющем большинстве 4k мониторов и телевизоров FullHD сигнал масштабируется в два раза по какому-то более сложному алгоритму, чем простейший Nearest neighbor (при котором получился бы вывод “пиксель-в-2x2-пикселя”), при этом затрагиваются не только соседние пиксели в строке (это бы ещё можно было назвать «сглаживанием»), но и соседние строки (а вот это уже печально).

И в результате изображение получается замыленным, размытым.

Рассмотрим следующую картинку с примерами отображения надписи шрифтом Arial 10pt на трех разных экранах:

FullHD vs 4k

  • В верхней строке FullHD монитор, нативное разрешение, масштаб 100%
  • В нижней строке 4k монитор, нативное разрешение, масштаб 200%
  • Между ними 4k монитор, FullHD подключение, масштаб 100%

Поскольку рассмотреть артефакты изображений мониторов на экране другого монитора при 100% масштабе проблематично*, рассмотрим фрагмент этого изображения при 800% масштабе** (увеличение Nearest neighbor).
  • Вспоминается баян про рекламу нового телевизора на экране старого
  • Отметим, что тут не учитывается субпиксельный рендеринг шрифтов ClearType на LCD экране с RGB пикселем (за основу картинки взят screenshot вкладки Windows 10 с соответствующим шрифтом), в действительности на реальном LCD экране изображение должно оказаться немного лучше, но общее представление ИМХО можно сделать.
Scale 4x

Впрочем, можно попробовать сравнить и реальные мониторы.

Например, в обзоре Test Monitor LG 43UD79-B приведены макрофото шрифтов на рассматриваемом мониторе при нативном и 1/3 от нативного разрешении (картинки кликабельные):

Native 4k vs 1080p
Farbsäume treten nicht auf (Цветной бахромы нет) — и на том спасибо...
Gif-ка для наглядности:

gif

На форуме forum.ixbt.com/ в теме Мониторы с мелким пикселем и масштабирование Windows (там в т.ч. обсуждается и масштабирование мониторов) есть несколько пользовательских сравнений (последняя пара снимков моя).

Несколько пар снимков оттуда: в каждой паре первый — при нативном разрешении, второй — при половинном (картинки кликабельные)

Native 4k vs 1080p

Native 4k vs 1080p

Native 4k vs 1080p

Ну а при желании каждый сможет сам убедиться, сделав подобную проверку на своем имеющемся мониторе.

Монитор необязательно должен быть 4k (хотя и 4k тоже подойдет ;-) ), главное, чтобы на нём была поддержка половинного разрешения.

Сначала включите нативное разрешение, и посмотрите, как выглядят шрифты (при желании сделайте макрофото), а потом включите половинное (540p для FullHD монитора, 720p для QHD, ну и т.д), и посмотрите, что при этом получится.



Эти, а также многие другие вопросы, связанные с целочисленным масштабированием при отображении на 4K-мониторах и 4K-теле­визорах, подробно рассматриваются статье Марата Таналина MTonly
Целочисленное масштабирование без размытия (integer scaling)
(статья от 2017-04-17, постоянно обновляется, нынешняя редакция о 2021-12-02)
Картинки оттуда: image — vs — image
К этой статье мы еще будем возвращаться.



Ну а теперь традиционная рубрика, анонсированная пару веков классиками русской философии "Кто виноват?" и "Что делать?"

Кто виноват?


Во многом проблема похожа на имевшуюся 5-10 лет назад с FullHD телевизорами, которые при подключении к компьютеру умудрялись выводить изображение не “пиксель-в-пиксель” со всеми вытекающими из этого проблемами при попытке использовать их в качестве монитора.

Но если там это можно было объяснить конспирологическими заговорами изготовителей, производящих как мониторы, так и телевизоры («Зачем вам подключать телевизор к компьютеру, если мы вам можем предложить купить у нас еще и отдельный монитор?»), то в случае с 4k мониторами с подключением FullHD подобная логика не срабатывает. Скорее наоборот — многие потенциальные покупатели, готовые купить 4k монитор к своему старому компьютеру вынуждены ждать или апгрейда своего компьютера, или появления 4k мониторов с целочисленным масштабированием.

Возможно, что как и в случае с FullHD телевизорами, производители мониторов в один прекрасный момент зададутся вопросом как в анекдоте: «А что, так можно было?», и научат свои 4k мониторы integer scaling.

Впрочем, постепенно такие мониторы уже появляются. В статье Марата Таналина есть специальная рубрика Прогресс: Мониторы, которая постепенно начинает наполняться, пока к сожалению слишком медленно, но обычные пользователи могут попробовать это ускорить.

Что делать?


Но это всё в будущем, а что делать, если уже сейчас хочется приобрести 4k монитор, а имеющийся компьютер не имеет соответствующего видеоинтерфейса.

Попробуем рассмотреть несколько возможных сценариев действий (список открытый):



• Приобрести 4k монитор одновременно с новым компьютером (или после его приобретения)


Это конечно идеальный вариант, соответствующий эпиграфу статьи «Богатым и здоровым быть лучше, чем бедным и больным», но увы, не всегда реализуемый по экономическим причинам.


• Приобрести 4k монитор, одновременно поменяв видеокарту в имеющемся компьютере на современную (путь и не самую мощную)


Это безусловно дешевле, чем предыдущий сценарий, но при нынешних ценах стоимость средней игровой видеокарты может составлять как минимум треть, а то и половину стоимости нового домашнего компьютера, и вполне сопоставима с ценой 4k монитора (а то и существенно больше).
Так что единовременные затраты хоть и окажутся несколько меньше, чем в предыдущем сценарии, но всё равно весьма существенными, практически вдвое больше стоимости собственно самого 4k монитора.

Кроме того, новая видеокарта, которую хотелось бы иметь на будущем компьютере, в который она со временем могла бы перейти, может оказаться несовместимой с имеющимся системным блоком, и поэтому придется искать какое-то компромиссное решение, и этот компромисс потом перекочует в новый компьютер.

Конечно можно временно взять видеокарту-“затычку” для PCI-E, и какое-то время использовать её.

Но во-первых такая “затычка” тоже небесплатная (нам ведь нужна достаточно современная “затычка”, с 4k видеоинтерфейсом).

Во-вторых если имеющаяся старая видеокарта относительно мощная, то по сути такой ugrade в отношении 3D приложений получится downgrade-ом. А если перспектива приобретения нового компьютера ограничивается не несколькими месяцами, а годом/годами, то всё получается совсем печально…

Ну а в третьих, после приобретения нового компьютера эта “затычка” окажется не нужна, т.е. по сути это дополнительные расходы (да, я знаю о существовании Avito, но «это другая история»).
Словом, тут есть над чем подумать…



• Вместо 4k монитора приобрести QHD монитор, который сможет работать с имеющимся компьютером


Это наверное был бы оптимальный сценарий в данной ситуации, если исходить только из рациональности решения.

Но вот эмоционально… А что если все-таки хочется именно 4k монитор. Все-таки такие приобретения должны приносить и эмоциональное удовлетворение.

Кроме того, в некоторых случаях QHD монитор даст только количественное, но не качественное улучшение восприятия.

Например, как я уже цитировал себя в первой статье
Мониторы для чувствительных глаз (часть 2), #4702
...Samsung LT T32E310EX… С рабочего расстояния порядка 55-65см (вытянутой руки) пиксель 0.36 вижу, но «не замечаю»...
Но если приглядываться, то на 32" экране QHD монитора я тоже могу разглядеть пиксельную решетку
например, в этом тесте
(Картинка кликабельная, смотреть строго при 100% масштабе)

(впрочем, ее я тоже «вижу, но не замечаю»).

Но при приобретении нового монитора мне хотелось бы качественного изменения, чтобы и не видеть, и не замечать…

Но повторяю, это очень индивидуально, и то, что нравится/не-нравится мне (ну, или кому-то еще) совершенно необязательно должно нравиться/не-нравится всем.

То же и с усталостью глаз.

Для меня например более комфортны были неслаженные шрифты Windows XP, и я с трудом переходил на сглаженные, когда последние версии браузеров под Windows XP стали некорректно отображать свои шрифты при отключенных настройках сглаживания.

Но если уж сглаженные, то ClearType с субпиксельным рендерингом (тут я разницу замечаю).

Но именно сглаженные, а не размытые, как в случае 4k монитора без integer scaling при FullHD сигнале* — тут я разницу и вижу, и замечаю.
  • Отметим, что на 4k мониторах с integer scaling обычный субпиксельный рендеринг шрифтов ClearTupe работать не будет из-за «нестандартной» структуры суммарного “2x2-пикселя”


И тут мы переходим к четвертому сценарию:



• Приобрести 4k монитор, подключив его к старому компьютеру по FullHD интерфейсу


Ну что же, такой сценарий тоже имеет право на существование.

В этом случае главное — заранее убедиться, что Вы действительно «не замечаете» замыливание шрифтов (воспринимаете его, как сглаживание), и САМОЕ ГЛАВНОЕ — убедиться, что у Вас при этом не устают глаза.

У меня при работе на таком мониторе глаза начинают уставать буквально через полчаса-час (хотя тут может играет роль чужой монитор с чужими непривычными для меня настройками), но замыленные шрифты на нём я и вижу, и замечаю.

Проверять это конечно желательно до приобретения монитора, и не за 5 минут в демонстрационном зале магазина на неизвестно как настроенном мониторе. Я понимаю, что с этим могут быть проблемы, ведь не у каждого юзверя есть свободный доступ к 4k монитору, на котором он мог бы несколько часов свободно поработать, экспериментируя с настройками, разрешениями и т.п., но тут уже каждый должен искать сам.

Ну а если изображение на 4k мониторе при FullHD сигнале Вас не устраивает, и устают глаза, то не всё еще потеряно — есть пятый сценарий:



• Приобрести 4k монитор, подключить его к старому компьютеру по 4k видеоинтерфейсу с частотй кадров 30 FPS


Как мы уже говорили в самом начале, старые версии HDMI и DisplayPort в принципе официально поддерживают вывод 4k сигнала, но только с частотой кадров 24-25-30 Hz.

Главное, чтобы видеокарта компьютера согласилась отдать, а 4k монитор согласился работать с сигналом такой частоты. Хотя теоретически проблем с этим быть не должно, но…

Конечно 25 Hz или 30 Hz это уже может быть заметно даже при офисной работе или веб-сёрфинге (например, при скроллинге) — ощущение, что ваш компьютер резко постарел, но тут уже выбирать не приходится.*

Ну а в играх в можно переключиться на меньшее разрешение и соответственно большую частоту.
  • Однако существуют твики, о который следующий сценарий


• Приобрести 4k монитор, подключить его к старому компьютеру по 4k видеоинтерфейсу, и с помощью твиков увеличить частоту кадров более 30 FPS


Тут мы вступаем в область шаманства, усидчивости, прямизны рук, и везения.

Но результат может стоить того.

Например в статье Используем высокие разрешения на неподдерживающих их видеокартах ValdikSS подробно описывает, как ему удалось подключить 4k монитор Dell P2415Q к старому лаптопу Lenovo ThinkPad X220 в режиме 4k@44.1, что уже подходит для комфортной работы.

Но для этого и 4k монитор должен согласиться с такой частотой работать (хотя и не обязан).
В общем, тут много неизвестных…

Можно ли заранее рассчитывать на такой сценарий при покупке 4k монитора?

Если вы знаете, как работать с таймингами, и вы готовы попрактиковаться с этим на имеющемся мониторе, то может быть…

В конце концов в случае неудачи у вас останется предыдущий сценарий.

  • Есть ещё одно паллиативное решение, которое может позволить еще несколько поднять частоту кадров — попробовать переключить видеоинтерфейс из цветовой субдискретизации 4:4:4 в 4:2:2.

    Конечно в обычных условиях это КРАЙНЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО, поскольку при этом вдвое снижается цветовое разрешение по горизонтали, но зато это существенно снижает необходимую полосу пропускания видеоинтерфейса, и в сочетании с вышеописанным методом теоретически это может позволить еще несколько поднять частоту кадров.

    Моя статья, посвященная обратной задаче Тест для проверки цветового разрешения монитора или телевизора при подключении к компьютеру по цифровому видеоинтерфейсу (в данном случае «прочитай, и сделай всё наоборот»).

    Тестовая картинка оттуда

    444 vs 422

    Если же ничего не получится, то обязательно нужно вернуть эту настройку назад, поэтому повторю еще раз, что в общем случае режим 4:2:2 крайне нежелательный, при этом вдвое снижается цветовое разрешение по горизонтали, и кроме того на цветных шрифтах/фонах могут возникнуть цветные ореолы, но на мониторах с очень мелким пикселем это может оказаться не очень заметным, зато может помочь несколько поднять частоту кадров.

    Во всех остальных случаях должен быть исключительно режим 4:4:4

Ну и наконец последний сценарий поведения:



• Отложить на какое-то время приобретение 4k монитора, и ждать


  • Ждать, когда рано или поздно Вы поменяете свой компьютер на новый, с современным видеоинтерфейсом;

или

  • Ждать, когда Вы в своем имеющемся системном блоке проведете плановую замену видеокарты на более современную;

или

  • Ждать, когда у Вас отпадет необходимость использования одного из старых системных блоков, который пока сохраняется в Вашем (и в частности моём) зоопарке;

или

  • Ждать, когда появится подходящий 4k монитор с Integer scaling, который вы сможете более-менее безболезненно подключить в FullHD режиме к вашему старому компьютеру.

Что я собственно пока и делаю...image


₽.$.

Всё вышесказанное носит дискуссионный характер, надеюсь на конструктивное обсуждение…


Автор благодарит MTonly за помощь в подготовке этого материала

Комментарии (15)


  1. Dmitry_Dor Автор
    07.12.2021 12:46
    +1

    Добавлю опрос:


    Какой компьютер и монитор у Вас в настоящее время?
    [если их несколько с разными вариантами подключения, то можно выбрать несколько вариантов ответа]
    • Компьютер с поддержкой 4k@60, 4k монитор
    • Компьютер без поддержки 4k@60, 4k монитор, подключение в режиме FullHD
    • Компьютер без поддержки 4k@60, 4k монитор, подключение в режиме 4k@30
    • Компьютер без поддержки 4k@60, 4k монитор, подключение в твикнутом режиме 4k@>30
    • Компьютер с поддержкой 4k@60, монитор с разрешением менее 4k
    • Компьютер без поддержки 4k@60, монитор с разрешением менее 4k


  1. amarao
    07.12.2021 13:00

    30 fps - это совсем уныло. Мне, когда я оказываюсь в такой ситуации, вполне устраивает 50Hz вместо 60Hz.

    Конкретно у меня проблемы с HDMI для монитора 2560х1440 (который работает только через DP, а через HDMI родным разрешением считает FullHD).

    Решение:

    xrandr --newmode "_2560x1440_50.00"  256.09  2560 2728 3008 3456  1440 1441 1444 1482  -HSync +Vsync
    xrandr --addmode DP-1 "_2560x1440_50.00"
    xrandr --output DP-1 --mode "_2560x1440_50.00"


    1. Dmitry_Dor Автор
      07.12.2021 13:15

      30 fps — это совсем уныло.
      Ну, в данном случае выбирать не приходится.
      Вернее выбор есть, но другие варианты тоже не очень весёлые.
      Правда вчера на форуме IXBT появилась вопрос (пока без ответа)
      4K монитор с PbP через 2 HDMI 1.4
      Откладывать публикацию статьи я не стал (строго говоря, моя статья в основном не о подключении, а о масштабировании integer scaling), но сама идея красивая, если получится, то будет еще одно весьма неплохое решение


      1. amarao
        07.12.2021 13:29

        Вообще, есть gtf

        Я игрался, у меня получалось сделать безумные вещи, на которых монитор начинало колбасить. На 55Гц он начинал показывать 'CGA-снег' и дёргающуюся картинку (как будто аналоговый ввод). Пару раз я его даже завешивал до состояния, что надо было передёргивать питание (кнопки не работали). Ещё есть "патч торвальдса" (который всего лишь modline, с уменьшением vblank), и там можно безумия творить. Творить их лучше через ssh с соседнего ноутбука с настройкой переменных X'а так, чтобы управлять удалённым монитором; тогда при ошибке всё ещё есть консоль и легко вернуться назад без ребутов и страданий.


        1. ValdikSS
          08.12.2021 14:41
          +1

          gtf это буквально прошлый век. Пользуйтесь https://github.com/kevinlekiller/cvt_modeline_calculator_12 или https://tomverbeure.github.io/video_timings_calculator


          1. amarao
            08.12.2021 15:51

            А в чём его прошловековость, кроме года написания? Чем эти штуки интереснее?


          1. amarao
            08.12.2021 16:02

            ... Я только что разогнал свой монитор до 65 герц. 80 он уже не хочет, а 65 - терпит.


          1. Dmitry_Dor Автор
            09.12.2021 08:20

            ValdikSS В голосовалке за 4-й вариант «Компьютер без поддержки 4k@60, 4k монитор, подключение в твикнутом режиме 4k@>30» пока нет ни одного проголосовавшего, а судя по Вашей статье Используем высокие разрешения на неподдерживающих их видеокартах у вас как раз такой вариант.
            Вы не голосовали, или сейчас этот лаптоп уже не используете?
            (я понимаю, что вы не обязаны были отвечать, просто интересно)


  1. maxout
    07.12.2021 14:13
    +4

    Актуально ещё и для геймеров, которые подумали "Игровые 4к видюха не тянет, но всё равно возьму 4k монитор и в винде буду сидеть в нативном, а в полноэкранных играх включать FullHD, будет масштабироваться 2 к 1 по красоте".

    Не будет.

    На самом деле это конечно дичь дикая, вся ситуация с "умными" скалерами. По сути адекватное скалирование сейчас есть только у Eve, который ещё попробуй купи в РФ.. Мне мой едет уже месяца три и не факт что приедет в этом году. А альтернатив нет.


    1. Dmitry_Dor Автор
      07.12.2021 14:44
      +1

      На самом деле это конечно дичь дикая, вся ситуация с «умными» скалерами.
      Я об этом и говорю!
      Ну ещё можно было бы понять, если бы это требовало дополнительных ресурсов, а то получается, что:
      — Не надо умничать, отключи «шибко умный» scaling, тупо повтори два раза одну строчку!
      — Нет, давай я тебе её еще и размажу...
      есть только у Eve, который ещё попробуй купи в РФ
      Угу, и заплати за integer scaling как за дополнительную опцию
      Вспомнилось...
      — Знаете, – сказал Штирлиц, виновато улыбнувшись, – я не ем взбитую сметану. Это у меня с детства. Я просил обыкновенную сметану, просто полстакана сметаны.
      Официантка сказала:
      — О, простите, мсье…
      Она открыла прейскурант и быстро полистала его.
      — У нас сметана восьми сортов, есть и взбитая, и с вареньем, и с сыром, а вот просто сметаны у нас нет. Пожалуйста, простите меня. Я пойду к повару и попрошу его придумать что-нибудь для вас. У нас не едят простую сметану, но я постараюсь что-нибудь сделать…
      … — Мосье, вот простая сметана. Она будет стоить несколько дороже,
      потому что такой нет в прейскуранте...
      ( © Ю.Семёнов «17 мгновений весны»)


    1. Dmitry_Dor Автор
      07.12.2021 22:01

      Актуально ещё и для геймеров
      Для геймеров тоже, но я решил не распыляться, и ограничить рассмотрение одной областью применения, более для меня актуальной.
      Статья и так получилась больше шире, чем я намечал изначально — не только об integer scaling, но и подключении 4k монитора к старому компьютеру.
      Но видимо я ошибся с читательской аудиторией, предупредив во вводной части до ката, что статья рассчитана на владельцев старых компьютеров, а обладателям современных компьютеров будет не интересна — судя по голосовалке на настоящий момент, из 60 голосов только у 15 старый компьютер (один из них с подключенным 4k монитором в режиме FullHD), а остальные 45 голосов с современными компьютерами.


  1. lgorSL
    07.12.2021 15:55

    На основном ПК использую три QHD монитора по 24 дюйма. На мой взгляд так лучше:

    1. нет заморочек с кабелями (случалось, что покупал HDMI для 4к60fps, но получалось либо 30 фпс, либо с меньшим разрешением)

    2. С двумя мониторами обычно один основной по центру, второй дополнительный и шея только в одну сторону поворачивается, мне это кажется неудобным, а на один монитор я точно не хочу возвращаться.

    3. Удобно раскидывать окна по разным мониторам

    4. Нет проблем с масштабом, на 4к некоторые старые приложения либо нечитаемо мелкие, либо размытые.

    5. Масштаб интерфейса, кажется, 100%, в итоге в ide и прочих штуках с нагруженным интерфейсом (панельки с кнопками сверху, слева, справа) рабочая область заметно больше, чем в fullhd

    6. С помощью nvidia можно сделать большой виртуальный монитор 7680*1440, поиграть в автосимуляторы, погружение шикарное. Периферическое зрение видит боковые мониторы. Но далеко не все игры нормально это поддерживают.

    7. Можно часть мониторов сделать вертикальными, чтобы в них влезало много текста.

    8. Можно на тот же стол поставить ноутбук и подключить 1-2 монитора к нему, при этом десктоп будет всё ещё доступен на других мониторах

    9. Если с монитором что-то случится - есть ещё два.


  1. zuborg
    07.12.2021 19:42

    Мне кажется, что если Вы видите пиксельную сетку (даже на FHD), то Вы сидите слишком близко к монитору.

    Я сознательно поставил себе два 27" FHD монитора и работаю за ними с расстояния 100см (увеличив шрифт так что межстрочное расстояние составляет 7..11 мм) - и никаких проблем с четкостью шрифтов ))


    1. Dmitry_Dor Автор
      07.12.2021 21:13

      Вы видите пиксельную сетку
      «Вижу, но не замечаю» ©
      Я специально это подчеркнул.
      При работе за монитором я пиксельную сетку на FullHD (и тем более на QHD) экране не вижу не замечаю, если специально не приглядываться. Но если поставить цель разглядеть
      например, в этом тесте на наклонных линиях
      то на 32" мониторе могу увидеть «лесенку» не только на FullHD, но и на QHD
      Мой пост на эту тему на IXBT https://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=28:29115:771#771
      Просто многие некоторые юзвери на форуме IXBT (да и на других тоже) обосновывают выбор 4k монитора тем, что их раздражает «кафельная плитка» крупных пикселей, и что у них от этого устают глаза.
      На мой взгляд (во всех смыслах этого слова) глаза от крупного пикселя не устают (во всяком случае у меня не устают), как не устают глаза от «рубленых» типографских шрифтов с засечками. А вот от размытых (не сглаженных, а именно размытых) глаза действительно устают.
      Другое дело, что монитор с мелким пикселем (точнее, с большим разрешением при той же диагонали) позволяет отображать больше информации, но «это уже другая история»©
      Кстати, во многом из этих форумных споров и родилась данная статья.

      два 27" FHD монитора и работаю за ними с расстояния 100см
      Если говорить именно о рабочем расстоянии (офисные приложения, web-серфинг, CAD ets) то на расстоянии вытянутой руки, если просмотр видео, и т.п, то подальше.
      Я об этом подробно писал в своей предыдущей статье:
      Освещённость рабочего места, backlight, яркость экрана vs усталость глаз

      image
      Цитата оттуда (ближе к концу статьи)
      На своём компьютерном кресле я настроил два «квазификсированных» положения:
      «Верхнее» — сиденье на высоте около 50-52см, спинка поднята, при этом удобно сидеть за столом, работая за компьютером на расстоянии 55-65см от экрана («вытянутой руки»), верхний край экрана чуть выше уровня глаз, взгляд выше центра экрана… в соответствии с СанПиН 2.2.2-2.4.1340-03 и ГОСТ Р ИСО 9241-5-200
      ...«Нижнее» — сиденье опущено вниз, до высоты около 38-40см и отклонено назад, спинка при этом тоже максимально отклоняется назад — удобно дремать смотреть кино, развалившись в компьютерное кресло на расстоянии около 120-130см от экрана...
      Хотя безусловно, работа бывает разная, да и «на вкус и цвет все фломастеры разные»©


    1. MTonly
      07.12.2021 21:14
      +1

      Вы просто повысили эффективную плотность точек, пожертвовав эффективным разрешением.