Всем привет! Меня зовут Андрей Никишин, я бэкенд-разработчик hh.ru в команде “Карьерные сервисы”. Существует распространенное мнение, что hh — это просто сайт с вакансиями и резюме, но это совсем не так. У нас есть множество сервисов: от досуга и развлечений до построения карьеры. Количество сервисов постоянно растет — и никогда не узнаешь заранее, какой из них выстрелит, а какой улетит в пустоту. Или узнаешь? В этой статье поделюсь небольшой кулстори, как мы нагроусхачили на новый сервис, и что из этого вышло.
Суть гроусхакинга
Гроусхакинг в разработке — это быстрые и недорогие эксперименты. Происходит всё это действо чаще всего так: приходит продакт с новой задачей и мы вместе думаем, как ее можно решить. Оцениваем идеи, выбираем лучшие и быстренько, буквально на коленке, реализовываем в черновом варианте. Смотрим, что из этого выстрелит, а затем решаем, стоит ли реализовывать в чистовом варианте то же самое. Гроусхаки обычно про “подвинуть” или “перекрасить кнопки” — ничего особенного. Но сегодня у нас в меню история одного гроусхака, который был действительно хорош.
Фабула
В начале квартала мы проводили гроусхак-сессию, целью которой было создание нового сервиса. Среди победителей оказался сервис под кодовым названием “Проверь процент качества резюме”. Для реализации мы просто создали кнопочку с двумя вариантами текста “Экспертные рекомендации за коробок спичек” и “Проверь качество резюме за коробок спичек”.
После того, как пользователь жал на кнопочку, мы выводили текст “Извините, сервис пока не готов, но вы можете отправить нам свое резюме, а мы обязательно его посмотрим”. За первый час нам прилетело так много резюмешек, что мы были вынуждены отключить эксперимент, поменять текст и запустить заново. Но необходимость данного сервиса стала очевидна. Метрика прокрасилась в зеленый.
По результатам эксперимента мы выбрали название “Экспертная рекомендация”. Название сервиса — важная штука. Однажды мы проводили похожий эксперимент, только кнопка называлась “Узнай свою цену за 199 рублей”. Этот сервис позволял оценить пользователю собственную потенциальную зарплату, но из-за названия люди стали возмущаться: “Мы что, рабы за 199 рублей?”
Дальше мы стали экспериментировать с ценами: сделали три варианта кнопки “Экспертная рекомендация” за 50 аден, за 50 крышек, либо за 50 золотых. И следили за тем, какую кнопку и сколько людей жмет. Посчитав потенциальную прибыль, исходя из нажатий, мы определились с ценой — осталось только сделать сам сервис.
У нас уже были похожие сервисы: Готовые резюме, Карьерные консультации, Репетиции собеседования, но Рекомендация проще — у нее меньше шагов. Есть эксперты, которые решают похожие задачи, есть оплата через внешнюю систему Assist. Мы решили оставить кнопку на прежнем месте, но чтобы в этот раз она вела на создание заявки, где пользователь выбирает резюме и отправляется к оплате в Assist. Assist, в свою очередь, отправляет пользователя на страницу заказа, а нам присылает информацию об оплате. При получении этой информации мы меняем статус, чтобы заказ появился в админке у экспертов. Любой эксперт может взять заказ и написать рекомендацию.
Изначально мы думали добавить if-else в уже написанные сервисы. Но так как в “Готовом резюме” уже были и “Карьерные консультации”, и “Репетиция собеседования”, добавленные таким образом, условных операторов получилось бы слишком много. Поэтому мы решили сделать рядом похожий сервис, в большей степени копипастой. Исключение составила админка: ее мы решили оставить оставить, потому что эксперты к ней привыкли, и права решили оставить те же. Так мы сделали новый сервис в два счета.
Эпилог
Когда сервис начал работать, мы столкнулись с небольшими трудностями. Некоторые пользователи стали отправлять пустое резюме в ожидании того, что мы напишем готовое. Но мы были готовы к такому развитию событий, поэтому таким стали отвечать обобщенной рекомендацией.
Также мы столкнулись с тем, что экспертам иногда требовалось менять текст после отправки пользователю. Мы стали выпускать оперативные скрипты, изменяющие текст, но раза с третьего мы решили выпустить фичу, позволяющую менять главному эксперту текст рекомендации. Только главному — во избежание человеческого фактора.
Еще мы боялись того, что может произойти каннибализация “Готового резюме”, но этого не произошло. Более того, “Готовое резюме” пользователи стали чаще покупать благодаря “Экспертной рекомендации”.
Мораль моей маленькой истории проста: не стоит делать сразу готовый продукт. Лучше сначала напилить простенький дешевый прототип, посмотреть, как он работает, потихоньку его доработать и зарелизить на чистовую.