Этот суперкомпьютер был впервые запущен ровно 26 лет назад, 12 января 1997 года, в лаборатории города Урбана, штат Иллинойс. Спектр его функций в целом соответствовал техническим возможностям современных нейросетей и систем машинного интеллекта: синтез и понимание речи, распознавание визуальных образов и человеческих лиц, интерпретация эмоционального поведения, возможность ведения осмысленного диалога с оператором, оценка произведений искусства и даже игра в шахматы. Пожалуй, у этой машины имелись две особенности, благодаря которым она оставила заметный след в человеческой истории. Во-первых, она стала известна ещё задолго до даты своего фактического появления на свет — в конце 60-х годов XX века. А во-вторых, её никогда не существовало в реальности.
HAL (Heuristically programmed ALgorithmic computer) 9000 — это персонаж цикла фантастических произведений Артура Кларка. Впервые HAL 9000 появился в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», вышедшем на экраны в 1968 году. Любопытно, что в киноленте датой постройки суперкомпьютера названо 12 января 1992 года, а в опубликованном в том же году романе Кларка она перенесена на 5 лет — в тот же день, но уже в 1997 году. Именно эта дата и считается ныне официальной в различных источниках.
В книге, как и в кинофильме, HAL 9000 — главный компьютер на борту космического корабля Discovery One, совершающего полёт к Юпитеру. Эта машина с искусственным интеллектом управляет всеми системами космического корабля и обеспечивает единственный канал связи с Землёй. Поначалу HAL 9000 доброжелательно общается с членами экипажа и полностью выполняет своё предназначение, однако со временем начинает демонстрировать непредсказуемое и агрессивное поведение, что приводит к серьёзным последствиям и ставит под угрозу саму экспедицию. Именно нестандартное поведение искусственного интеллекта и противостояние с ним становится основной сюжетной интригой произведения.
Примечательно, что и книга, и фильм создавались параллельно — это довольно редкий случай в истории мировой фантастики, поскольку обычно кино рождается в результате экранизации фантастического романа, либо наоборот, литературное произведение становится новеллизацией уже вышедшей в прокат киноленты. Отсчёт «Космической одиссеи» начался за ужином, который Стэнли Кубрик провёл с Роджером Карасом, сотрудником студии Columbia Pictures, принимавшим непосредственное участие в создании его предыдущего фильма — «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». За десертом Кубрик признался, что хотел бы снять кино о космических полётах и внеземной жизни, и Карас посоветовал ему обратиться за сценарием к своему старому знакомому — писателю-фантасту Артуру Чарльзу Кларку. Тот сразу же согласился принять участие в столь интересном проекте, и даже прилетел ради этого из Шри-Ланки в Нью-Йорк. За основу было решено взять рассказ Кларка «Часовой», написанный им в 1948 году для организованного компанией BBC конкурса, и опубликованный спустя три года в журнале «Ten Story Fantasy». По сюжету исследователи обнаружили на Луне инопланетный артефакт, предупреждающий другие цивилизации о наличии на Земле разумной жизни. Этот рассказ вскоре превратился в 130-страничный литературный сценарий (он впоследствии разросся до 250 страниц), а тот, в свою очередь, неоднократно менялся в ходе работы над фильмом и послужил фундаментом для романа, который Кларк начал писать одновременно с производством кинокартины.
Ни в самом романе, ни в одноимённом фильме об архитектуре и внутреннем устройстве HAL 9000 не рассказывается: кинолента представляет суперкомпьютер в виде нескольких телевизионных объективов (с пылающим внутри зловещим алым огоньком), расположенных в разных отсеках корабля. Только в кульминации сюжета доктор Дэвид Боуман отключает взбесившийся HAL, вытаскивая из него «платы памяти», на которых была записана «личность» искусственного интеллекта.
Интересно, что в первоначальной версии сценария эпическое противостояние Боумана и суперкомпьютера отсутствовало: эту сюжетную линию придумали позже. В первой половине 60-х об устройстве и архитектуре компьютеров широкой публике вообще было известно крайне мало — вычислительные машины использовались преимущественно в научных лабораториях и исследовательских центрах. Именно поэтому Кубрику требовался консультант, способный помочь режиссёру описать и показать электронную машину с искусственным интеллектом правдоподобно. В поисках такового Кубрик обратился к Роджеру Карасу с просьбой связаться с лидером компьютерной индустрии того времени — компанией IBM. Его письмо гласило: «Дорогой Роджер, нам необходим помешанный на компьютерах специалист, который был бы рядом и консультировал нас по вопросам диалогов и жаргона в сценах с компьютером. Нужен эксперт, увлечённый будущим компьютерных технологий, а не какой-то ретроград. Может ли IBM привлечь кого-нибудь из Англии?». Такой специалист вскоре нашёлся: им стал инженер и промышленный дизайнер из IBM Элиот Нойес, который в конечном итоге и разработал внешний вид и логику поведения суперкомпьютера HAL 9000 для фильма Стэнли Кубрика.
Несмотря на то, что Нойес был опытным экспертом в сфере компьютерных технологий и промышленного дизайна, в 1965 году, в эпоху мейнфреймов, было очень сложно вообразить, что ЭВМ может быть персональным и довольно компактным устройством. Именно поэтому Нойес сообщил Кубрику, что в 2001 году вычислительная машина с искусственным интеллектом будет, скорее всего, настолько большой, что экипаж космического корабля станет не обходить её, а заходить в неё. Кубрику эта идея не слишком пришлась по вкусу — для фантастического фильма требовался красивый визуальный ряд, и компьютер величиной со спортивный зал вписывался в эту концепцию неважно. Тем не менее, Нойес постарался применить при создании эскизов HAL 9000 все перспективные разработки IBM — так в рубке космического корабля Discovery One появились плоские дисплеи и светящиеся неоновые панели довольно-таки футуристического вида.
И если внешний вид суперкомпьютера — в большей степени заслуга Элиота Нойеса, то идея противостояния искусственного и человеческого интеллектов пришла в голову как раз таки Кларку. Мысль ввести в сюжет такой конфликт показалась Кубрику интересной, сценарий был оперативно дополнен, но, опасаясь негативной реакции со стороны научных консультантов, режиссёр направил Роджеру Карасу ещё одно письмо с просьбой снова связаться с IBM. «Роджер, знают ли в IBM, что одна из основных тем сюжета — это сбрендивший компьютер?», — писал своему партнёру Кубрик, — «Не хочу навлечь на кого-нибудь неприятности или показаться обманщиком. Пожалуйста, дай мне знать, как относятся к этому в IBM». На удивление, в IBM отнеслись к такому повороту сюжета благосклонно и даже решили оставить в титрах фильма упоминание о своём участии в проекте, поэтому сценарий вскоре был окончательно утверждён.
Помимо IBM в создании киноленты поучаствовали компании AT&T и Kodak, разработчик электроники RCA и несколько других фирм — все они выступали в роли консультантов, предлагавших футуристичные варианты различного оборудования, присутствовавшего на корабле Discovery One. И при просмотре «Космической одиссеи» невозможно отделаться от ощущения, что его создатели каким-то чудом всё-таки сумели заглянуть в будущее. Например, примерно на 50-й минуте астронавты Кейр Дуллеа и Гари Локвуд за обедом смотрят выпуск новостей с Земли, причём смотрят его на плоских устройствах с дисплеем, очень напоминающих современный планшетный компьютер. В кино девайс остался безымянным, но в романе Кларк называет его «блокнотом», хотя при взгляде на него так и напрашивается слово iPad. Кстати, когда компания Samsung защищалась в суде от иска Apple по поводу того, что их Galaxy Tab определённо скопирован с iPad, её представители утверждали, что в процессе разработки своего планшета вдохновлялись не продукцией «яблочной» компании, а именно фильмом Кубрика.
Пожалуй, «блокнот» — одно из основных сбывшихся «пророчеств» в «Одиссее», но отнюдь не единственное: весь фильм построен вокруг информационных технологий и телекоммуникаций, играющих в сюжете немаловажную роль. Например, в кадре появляется Picture phone — стационарный видеотелефон, позволяющий абоненту общаться голосом и при этом видеть собеседника на экране. Ну чем не современный Zoom или Discord? Другие сбывшиеся прогнозы — использование искусственного интеллекта для навигации, обеспечения жизнедеятельности, а также в качестве автономной системы управления сложным транспортом (привет, автопилот Tesla), голосовое общение с компьютером посредством живого разговорного языка (Siri, какая завтра погода?), распознавание лиц и мимики… Лично я, написав и опубликовав в своей жизни 8 фантастических произведений, могу только поражаться тому, с какой точностью Кларку и Кубрику удалось спрогнозировать некоторые аспекты развития технологий будущего. Научные консультанты, безусловно, тоже приложили к этому руку, но талант авторов всё же сыграл здесь ключевую роль. У меня, да и у многих других современных писателей-фантастов, так никогда не получится. Да и консультанты нынче стоят недёшево.
К слову, в процессе работы над фильмом перед Кубриком встала задача объяснить зрителю, каким образом HAL 9000 разузнал о планах экипажа его отключить, если для обсуждения этих самых планов астронавты специально выбрали укромное место на корабле, где отсутствуют вездесущие микрофоны? Тогда игравший доктора Фрэнка Пула актёр Гэри Лоу предложил: пусть компьютер читает по губам! Когда идею изложили Артуру Кларку, тот пришёл в ярость: он считал, что это технически невозможно. Всё-таки гениальный фантаст немного недооценивал возможности компьютерной техники 2001 года. Тем не менее, идею Лоу одобрили, и она стала частью сюжета.
Можно долго перечислять технологии, появление которых Кларку и Кубрику удалось предсказать в «Одиссее», но интереснее отметить то, что предвидеть они так и не смогли. Прежде всего, конечно, в романе и фильме «2001 год: Космическая одиссея» нет ни малейшего намёка на существование интернета. Впрочем, насколько мне известно, спрогнозировать появление информационно-телекоммуникационной сети всемирного масштаба не удалось ни одному фантасту в 60-е и 70-е годы XX столетия. Кроме того, все устройства в фильме и романе являются узкоспециализированными: «блокнот» — это по большому счёту компактный телевизор, Picture phone — всего лишь видеотелефон. Идея о том, что одно устройство может сочетать в себе десятки функций путём установки различных приложений, работать одновременно и как коммуникатор, и как универсальный справочник, и как видеомагнитофон, и в качестве развлекательного центра, а по совместительству — записной книжки и будильника — оказалась уж слишком революционной для 1965 года. Ну и остался открытым вопрос миниатюризации: компьютер, который в романе Кларка занимает средних размеров комнату, в реальном 2001 году вполне уместился бы в небольшую тумбочку из IKEA, а спустя двадцать с небольшим лет мы спокойно носим соизмеримые по мощности и функциональным возможностям машины в кармане.
Эта кинолента вполне заслуженно стала самым обсуждаемым фильмом 1968 года, но вызвала неоднозначную реакцию публики — многие задумку авторов просто не поняли. Примерно так же аудитория встретила «Интерстеллар» Джонатана Нолана — красивая картинка, захватывающие технологии будущего, но не до конца ясный сюжет. Тем не менее, у «Космической одиссеи» появилась целая армия верных поклонников, и некоторые из них даже предприняли попытку построить у себя дома реплику суперкомпьютера HAL 9000. Один из таких фанатов, Маркус Вобиш, создал аж три. Его реплики построены на базе Arduino и реагируют на движение благодаря инфракрасному датчику — зафиксировав сигнал, компьютер воспроизводит все ключевые фразы из фильма, произнесённые голосом актёра Дугласа Рейна. Именно благодаря Маркусу и другим энтузиастам сегодня нам известны более-менее точные характеристики HAL 9000: главная панель включает 8 дисплеев, плюс на корабле Discovery One расположено ещё 7 небольших панелей HAL, оборудованных камерой, и две дополнительные камеры HAL, не оснащённые собственной панелью. Оригинальный HAL использует редкий и дорогой объектив Nikkor «рыбий глаз» 1:8 f=8 мм, поэтому многие авторы реплик применяли вместо него кнопку от аркадного игрового автомата. К слову, если вы захотите построить собственную копию HAL 9000, вот подробная инструкция по конструированию основной панели со всеми размерами и чертежами.
После выхода оригинального фильма и книги «2001 год: Космическая одиссея» суперкомпьютер HAL засветился в написанных Артуром Кларком продолжениях культового романа: «2010: Одиссея Два», «2061: Одиссея Три» и «3001: Последняя одиссея». Можно смело сказать, что фильм Кубрика хоть и вызвал неоднозначную реакцию критиков, добился главного. До него жанр космической фантастики в мировом кинематографе был уделом дрянных бюджетных фильмов категории «В» с зеленолицыми пришельцами, сыгранными заштатными актёрами в резиновых масках, и напуганными девушками, которых спасают картонные супергерои из комиксов. Творение Кубрика и Кларка подняло научную фантастику на принципиально новый уровень, проложив дорогу другим режиссёрам и сценаристам. Без «Космической одиссеи» не было бы ни «Звёздных войн» Лукаса, ни сериала «Звёздный путь», ни «Вавилона 5», ни «Чужого», ни бюджетного, но оттого не менее увлекательного «Враг мой», ни «Светлячка». В 1991 году эта лента была включена в Национальный реестр фильмов США. По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, а кое-кто считает, что и во всей истории мировой киноиндустрии. Что ж, вполне заслуженно. По крайней мере, Кубрик и Кларк первыми предприняли попытку точно предсказать будущее на основе реальной научной информации и продемонстрировать значение информационных технологий в развитии человеческой цивилизации, и им это вполне удалось. Как минимум, более полувека назад они придумали суперкомпьютер с искусственным интеллектом, с которым можно перекинуться парой слов за обедом или поиграть в шахматы. Довольно привычная вещь в наши дни. Жаль, но до Юпитера человечество пока так и не добралось.
Играй в нашу новую игру прямо в Telegram!
Комментарии (49)
baton27
12.01.2023 21:06+1Этот суперкомпьютер был впервые запущен ровно 26 лет назад, 12 января 1997 года, в лаборатории города Эрбана, штат Иллинойс.
Как можно город Urbana назвать Эрбана? Urbanization по русски звучит урбанизация а не эрбанизация, корень у слов один и тот же.
Exchan-ge
12.01.2023 23:29+5HAL (Heuristically programmed ALgorithmic computer) 9000 — это персонаж цикла фантастических произведений Артура Кларка.
Не, не Кларка.
В данном случае сюжет позаимствован у Станислава Лема, из его рассказа «Молот» (Młot) 1955 года.
"… оказываешься в ракете, да при том, единственным человеком и спутник твой, говорящий компьютер, который следит за состоянием полета.
С ним можно беседовать. Он может думать, фантазировать… обманывать" (с) фантлаб.
Сам рассказ еще интереснее в плане пересечения с сюжетом «Одиссеи».Интересно, что в первоначальной версии сценария эпическое противостояние Боумана и суперкомпьютера отсутствовало: эту сюжетную линию придумали позже.
Exchan-ge
12.01.2023 23:37+13Впрочем, насколько мне известно, спрогнозировать появление информационно-телекоммуникационной сети всемирного масштаба не удалось ни одному фантасту в 60-е и 70-е годы XX столетия.
Опять же, Станислав Лем — «Возвращение со звезд», 1961 год.
Интернет там носит название «Инфор» и описан со стороны «чайника», столкнувшегося с ним, но не понимающего, как это все работает.
(Главный герой Брегг все никак не поймет, почему все кому надо — знают про него все, что надо. Т.е. косвенно описана еще и побочка :)maikuss
13.01.2023 03:17+2У Стругацких БВИ похож на на онлайн энциклопедию.
Exchan-ge
13.01.2023 10:58+1У Стругацких БВИ похож на на онлайн энциклопедию.
У АБС БВИ похож на официальную онлайн-систему работы с документами. С допусками :)ainoneko
13.01.2023 16:36У Сапарина был "блок-универсал" (в "Последний извозчик", 1958) -- устройство, очень похожее на смартфон, которое имело доступ ко всем книгам и мультимедиа.
("Сейчас каждый носит в кармане библиотеку в десятки миллионов томов с отделом уникумов и редких рукописей - любую книгу можно посмотреть в блок-универсале, передав заказ и прождав не больше трех минут.")Exchan-ge
13.01.2023 21:26«Сейчас каждый носит в кармане библиотеку в десятки миллионов томов с отделом уникумов и редких рукописей — любую книгу можно посмотреть в блок-универсале, передав заказ и прождав не больше трех минут.»
Экстраполяция уже существовавшей в то время системы МБА (МежБиблиотечный Абонемент) — в научной библиотеке можно было заказать любую книгу из другой научной библиотеки и получить ее в течении трех дней
(«научная библиотека» — это официальная классификация, а не только содержимое :)
Exchan-ge
12.01.2023 23:44+3в 1965 году, в эпоху мейнфреймов, было очень сложно вообразить, что ЭВМ может быть персональным и довольно компактным устройством.
«Проминь» — серия малогабаритных электронных вычислительных машин для инженерных расчётов, одна из первых машин такого класса.
В машине использовалась память на металлизированных перфокартах и ступенчатое микропрограммное управление.
В серию входили ЭВМ «Проминь», «Проминь-М» (1965) и «Проминь-2» (1967).PuerteMuerte
13.01.2023 00:46+2«Проминь» — это не предок персональных компьютеров, а предок вот этого:
Хотя согласен, учитывая, что в 1965-м году вовсю уже шла миниатюризация элементной базы, сама IBM уже начала разрабатывать компьютеры на интегральных схемах, а на рынок вышла знаменитая 74-я серия микросхем ТТЛ (мы с ней познакомились в следующем десятилетии под именем К155), вообразить уменьшение в будущем размеров ЭВМ для инженера, работающего в этой отрасли, было совсем не сложно.Exchan-ge
13.01.2023 01:42+2«Проминь» — это не предок персональных компьютеров, а предок вот этого:
Мы на «Проминь-2» лабораторки делали, это если и калькулятор — то программируемый :)
А программируемый калькулятор — это не замена счет, а таки ЭВМ, хоть и маленькая :)
Как и то, что на вашем фото.PuerteMuerte
13.01.2023 01:51если и калькулятор — то программируемый
Я же программируемый в качестве примера и привёл :)Exchan-ge
13.01.2023 01:56-1Я же программируемый в качестве примера и привёл :)
«Как и то, что на вашем фото» (с)
(не торопитесь с ответом :)
NotebookKiller
13.01.2023 09:43На фото, кстати, интересный артефакт. Не просто программируемый, а управляющий калькулятор. У него есть кучка цифровых входов и выходов. А у МК64 ещё и аналоговых. Почти АСУТП.
Javian
13.01.2023 07:53Тогда "Серийная ЭВМ «МИР» для инженерных расчётов создана в 1965 году. Это одна из первых в мире однопользовательских ЭВМ".
Exchan-ge
13.01.2023 11:01Тогда «Серийная ЭВМ «МИР» для инженерных расчётов создана в 1965 году.
ЭВМ „Проминь“ в 1965 уже выпускалась серийно.
А „МИР“ занимал несколько больше места, чем на этом фото :)
Mirzapch
13.01.2023 03:15Занятно. Уже в то время, из-за неправильного положения клавиатуры и монитора (табло, индикаторов), у обслуживающего персонала начало появляться характерное вытягивание шеи вперёд, и опускание подбородка. Странно, что и в наше время есть любители ставить монитор так, чтобы его центр был ниже линии взгляда.
PuerteMuerte
13.01.2023 03:26+2На тот «монитор» не приходилось смотреть сколь-нибудь длительно и непрерывно.
Mirzapch
13.01.2023 09:27+1Человеческому телу не нужно непрерывно. Достаточно "регулярно". И тело начинает процессы перестройки мышц.
Exchan-ge
13.01.2023 11:03Странно, что и в наше время есть любители ставить монитор так, чтобы его центр был ниже линии взгляда.
Ноутбуки большинство пользователей ставят именно так.
Хотя специальные подставки существую уже давно.
masai
13.01.2023 12:12Странно, что и в наше время есть любители ставить монитор так, чтобы его центр был ниже линии взгляда.
Согласно рекомендациям по эргономике центр монитора должен быть на 15-20 градусов ниже уровня глаз. Не слишком низко, но и не слишком высоко.
Mirzapch
14.01.2023 02:42Сдаётся мне, что "рекомендатели" не владеют навыками печати. И рекомендация упомянутая вами, растёт из необходимости смотреть на клавиатуру.
masai
14.01.2023 04:14Нет, просто если центр монитора на уровне глаз или выше, то шея устаёт.
Во всех руководствах по эргономике, что я видел, рекомендуется располагать центр монитора ниже линии зрения. (Например, это или это.)
Если вы поделитесь ссылкой на руководство или статью, где рекомендуется обратное, было бы здорово.
Mirzapch
14.01.2023 21:54Что "нет"? Понаблюдайте, как обычный пользователь "работает". Взгляд переводится с монитора на клавиатуру и обратно довольно часто.
И вместо того, чтобы приводить ссылки на рекомендации, составленные непонятно кем, попробуйте исследовать вопрос с другой стороны.
Со стороны медицины, а конкретно "синдрома «компьютерной шеи»".
У людей, много времени проводящих за компьютером, наблюдается хронический спазм мышц шейно-воротниковой зоны из-за постоянного нахождения шеи в напряженном положении, в результате чего снижается сократительная способность мышц и их функциональная активность. Со временем в области 7-го шейного позвонка появляется изгиб, провоцирующий нарушение лимфо- и кровотока, застой, а как результат - формирование локальных отложений жира.
Честно говоря, мне эта история с направлением взгляда на монитор сильно напоминает историю про "два литра воды". Казалось бы, давно разобрались, как "текстописатели"-"рерайтеры" переврали первоисточник. Но идею продолжают тиражировать.
Exchan-ge
15.01.2023 15:36хронический спазм мышц шейно-воротниковой зоны из-за постоянного нахождения шеи в напряженном положении,
Так это, насколько я помню, связано с положением монитора типа «экран ноутбука без специальной подставки» и всех его аналогов.
Т.е. когда центр монитора много ниже «линии зрения» при прямой шее.
Byteler
13.01.2023 06:03+1"память на металлизированных перфокартах" - есть такая в моем музее, не пользованная. Днем сфотографирую.
Exchan-ge
12.01.2023 23:50+2Например, в кадре появляется Picture phone — стационарный видеотелефон, позволяющий абоненту общаться голосом и при этом видеть собеседника на экране.
«В 1960-х годах в СССР появились видеотелефонные пункты междугородной связи. Такая связь стала доступной в октябре 1961 в Москве, Ленинграде, и Киеве, позднее — в Таллине, Вильнюсе, Каунасе, Львове, Казани, Ташкенте, Андижане и Фергане» (с)могу только поражаться тому, с какой точностью Кларку и Кубрику удалось спрогнозировать некоторые аспекты развития технологий будущего.
Exchan-ge
13.01.2023 00:02ни «Чужого»,
История создания «Чужого» очень интересна.
Последовательно смотрим:
1. Мечте навстречу 1963 г
2. Queen of Blood 1966 г (перемонтированный американцами фильм «Мечте навстречу», дополнено)
3. Чужой (Alien) 1979 года
Прим: «Кровавую королеву» смотреть до последнего кадра! :)
Exchan-ge
13.01.2023 00:06+1предприняли попытку точно предсказать будущее на основе реальной научной информации и продемонстрировать значение информационных технологий в развитии человеческой цивилизации, и им это вполне удалось.
Да, как сейчас помню — 2001 год, орбитальная станция — бублик, станция на Луне, пилотируемый полет к Юпитеру (Сатурну, там две версии :)
Единственное, что таки удалось угадать — так это планшеты. И Самсунг это оценил по полной :)
Exchan-ge
13.01.2023 00:08Жаль, но до Юпитера человечество пока так и не добралось.
Разве? :)ZekaVasch
13.01.2023 03:27Пилотируемо не добрались
Uadance
13.01.2023 07:10+1Пилотируемо - дорого и не нужно.
Даже если отбросить все остальные аспекты - вместо одного полёта с людьми (которых, желательно, ещё и назад вернуть) можно запустить десяток-другой миссий без людей, и получить в десять раз больше данных.
bbs12
13.01.2023 10:19+3Пилотируемо - дорого и не нужно.
При том уровне радиации, который там наблюдается из-за магнитосферы, это выглядит как последнее место в сол. системе, которое должен посетить человек.
Exchan-ge
13.01.2023 11:09запустить десяток-другой миссий без людей, и получить в десять раз больше данных.
Так романтика ж кружит людям голову :)
Хотя ковид и должен вроде показать всем, что сидеть долгое время взаперти (по настоящему взаперти) — дело крайне тяжелое
(вон, и на Дискавери в фильме большая часть экипажа лежит в гиперсне, хотя летят они вовсе не на Альфу Центавра, а всего лишь к Юпитеру (в оригинале — к Сатурну)
Exchan-ge
13.01.2023 11:04Пилотируемо не добрались
Тогда надо было бы написать не «человечество не добралось», а «человек не добрался» :)
heos_spb
13.01.2023 12:34Без «Космической одиссеи» не было бы <...> сериала «Звёздный путь»
Вышедшего в 1966 году, за 2 года до "Одиссеи".
Постыдились бы такую чушь писать, здесь всё-таки не журнал "Караван историй".
tark-tech
13.01.2023 13:44+2Впрочем, насколько мне известно, спрогнозировать появление информационно-телекоммуникационной сети всемирного масштаба не удалось ни одному фантасту в 60-е и 70-е годы XX столетия.
Это говорит только о степени знакомства автора собственно с творчеством фантастов...
Начать хотя бы с Ефремова, "Туманность Андромеды". Там же, кстати, и название "мировая сеть".
А еще Лейстнер, например, "Логик по имени Джо", и там уже не только интернет, но и нечто типа той же chatgpt в нём.
alexleo
13.01.2023 20:17Ещё Снегов был и его цикл Люди как боги, первая книга — 1966 год, и уже там была глобальная телепатическая сеть.
tormozedison
13.01.2023 14:00А ещё он в "Большом космическом путешествии" косвенно засветился:
"Эпизод с разумной бортовой ЭВМ, противостоящей одному из членов экипажа и побеждаемой при помощи отвёртки, — откровенная аллюзия на знаменитую сцену демонтажа компьютера HAL 9000 астронавтом Дейвом Боуменом"
Exchan-ge
13.01.2023 21:33А ещё он в «Большом космическом путешествии» косвенно засветился:
Не, в БКП не демонтаж, а аппаратный хак :)
а Света Ишенова — первый хакер в отечественном кино :)tormozedison
13.01.2023 23:26А ведь есть и другая аллюзия к HAL9000, на которую мало кто обратил внимание. В Muzzy in Gondoland, когда вышедший из-под контроля компьютер после ремонта и последующей перезагрузки как ни в чём не бывало ровным голосом (TMS5100?) произносит: "good evening".
OlegSivchenko
Я где-то читал или играл, что HAL - это IBM, сдвинутое по алфавиту на одну позицию влево побуквенно
Holmogorov Автор
Сам Кларк опроверг это в одном из интерью.
Exchan-ge
Ну да, совпадение совершенно случайное :)
«Не хочу навлечь на кого-нибудь неприятности или показаться обманщиком. Пожалуйста, дай мне знать, как относятся к этому в IBM». (с)
Ага :)
Tarson
Вполне вероятно. Кларк еще тот тролль был. В продолжении романа дал имена советских диссидентов экипажу русского корабля. Все бы ничего, да произведение начали печатать в "Техника Молодежи" из-за чего глав ред полетел со своего поста. Хотя его вины особой не наблюдалось, в советских СМИ их фамилии не печатались...
Exchan-ge
Похоже, что у западных писателей не было справочников с русскими фамилиями и он брали то, что было на слуху или в СМИ
Так и пошло — в одном известном фильме — Чехов, в другом — Пушкин :)
А Василий Дмитриевич Захарченко явно не слушал «голоса» и был наказан за это…