"Если что-то нельзя измерить, то его нельзя улучшить."

Лорд Кельвин, британский ученый, инженер и бизнесмен, автор 250 научных статей и 70 патентов на приборы, за использование которых он получил от бизнеса несколько миллионов долларов (годовой доход ученых на должности профессора в то время составлял около 1,8 тысячи долларов).

Если бы Лорд Кельвин жил в наше время, то его, вероятно, назвали бы технологическим предпринимателем.

Сам Лорд Кельвин предпочитал уделять время науке и инженерному делу — применению науки для решения насущных проблем своего времени.

Например, когда лопнул первый кабель трансатлантического телеграфа из Европы в Америку, авторы проекта уже были готовы тянуть кабель по суше — из Европы в Америку через Сибирь, Берингов пролив и Аляску.

Именно Лорд Кельвин предложил техническое решение проблемы с разрывом кабеля, а бизнесменам удалось проложить кабель по короткому пути и сэкономить существенную сумму денег.

Как выяснили позже, для работы телеграфа проложить кабель оказалось мало: сигнал затухал, отражался и искажался, делая передачу на нужной скорости невозможной. Усилителей сигнала в то время изобретено еще не было и это стало большой проблемой. И здесь Лорд Кельвин предложил техническое решение, создав приборы оригинальной конструкции.

Ни один из этих приборов сейчас не используется — их заменили приборы более совершенных конструкций, однако в то время Лорд Кельвин получил за использование своих патентов несколько миллионов долларов, что в то время равнялось его доходу на должности профессора за 1000 лет.

Эти деньги позволили Лорду Кельвину заниматься любимым делом: наукой и преподаванием.

Наши дни: какой должна быть успешная продуктовая практика?

На примере Лорда Кельвина и многих других технологических предпринимателей видно, что век продукта не долог. Продукт изобретают и патентуют. Начинается производство и коммерциализация продукта. Ученые изобретают новые технологии. Новые технологии дают толчок к созданию новых продуктов. Цикл повторяется.

В 1976 году была основана ассоциация разработки новых продуктов Product Development Management Association, некоммерческое сообщество, целью которой является сбор и публикация информации о разработке новых продуктов.

Одним из членов организации является Robert G. Cooper, автор нескольких книг и более 130 статей по R&D и менеджменту инноваций.

В своем исследовании он сравнил успешные продуктовые компании с неуспешными и дал шесть рекомендаций.

1. Оцените какую долю продаж генерируют новые продукты

В лучших продуктовых компаниях доля продаж от новых продуктов составляет 49.2% по сравнению с 25.2% в остальных компаниях.

Новыми продуктами считаются продукты, запущенные за последние 3 года.

2. Изучите какую долю прибыли генерируют новые продукты

В лучших компаниях 49.2% прибыли генерируется новыми продуктами, по сравнению с 22.0% в остальных компаниях.

3. Проследите, насколько хорошо ваш продуктовый процесс прекращает финансирование неуспешных идей

В лучших компаниях для получения успешного продукта нужно довести от разработки до коммерциализации 3.5 идеи, в то время как в остальных компаниях для получения успешного продукта нужно довести от разработки до коммерциализации 8.4 идеи.

Определяющим фактором является не качество идей, по которым начата разработка, а способность продуктового процесса результативно выявлять и отсекать будущие неуспешные продукты на одном из ранних этапов продуктового процесса и перенаправлять сэкономленные ресурсы для создания успешных продуктов.

4. Сравните свое понимание успешных продуктовых инвестиций с отраслью

Средний ROI успешного продукта по отрасли составляет 96.9%.

Медианное значение составляет 33%.

5. Оцените, насколько быстро происходит возврат успешных продуктовых инвестиций

Среднее время возврата инвестиций в продукт составляет 2.49 года.

Медианное значение составляет 2 года.

6. Посчитайте долю рынка, занятую вашим продуктом

Успешный продукт в среднем занимает 47.3% своего рынка.

Медианное значение составляет 35%.

А что делать с полученными цифрами дальше?

Легко увидеть, что большинство предложенных цифр работают на горизонте от двух до трех лет.

Такой горизонт подходит для отражении в стратегии компании - на горизонте 2,3,4,5 лет, но их никак нельзя использовать для принятия решений о том, в какие продукты вкладываться сейчас, а финансирование каких продуктов прямо сейчас необходимо прекратить.

К счастью, и на этот вопрос есть ответ.

Сравните свою продуктовую практику и продуктовую практику конкурентов

1. В выдающихся продуктовых компаниях каждая вторая идея запускается в разработку, остальные — откладываются

Пускать в работу каждую идею — так себе затея. Стадия первичной оценки идеи занимает 20% времени проекта и требует менее 5% от общих затрат ресурсов, необходимых для создания и запуска продукта. Отсеять 50% неудачных идей за 20% времени и 5% затрат — крайне эффективная инвестиция.

2. В выдающихся продуктовых компаниях 40% продуктов не выходят из разработки и тестирования в коммерциализацию

Не все продукты можно сделать и не все продукты показывают себя хорошо в тестах. Разработка и тестирование при этом занимают порядка 60% времени цикла от возникновения идеи до запуска продукта и требуют более 80% ресурсов.

Успешные компании ликвидируют почти каждый второй продукт, не доводя его до коммерциализации, и экономят таким образом время и ресурс.

Наиболее выдающиеся компании выполняют создание продуктов итерационно, проверяя наиболее рискованные предположения продуктовой бизнес-модели на каждой из итераций.

3. В выдающихся продуктовых компаниях работает продуктовая практика

Продуктовая практика — это процесс, информация, технологии и люди, создающие продукты.

Выдающаяся компания тренируется на каждом продукте, улучшая свою продуктовую практику и учась на своих ошибках.

А какие существуют критерии для отсечения плохих продуктов на ранних стадиях?

1. Я тоже, или уставшие новые продукты

Продукт, вышедший на рынок первым, занимает 60% доли рынка.

Каждый последующий продукт-копия занимает примерно в 2 раза меньше предшественника.

Не стоит создавать продукт для рынка, куда вы опоздали.

Именно поэтому большие компании предпочитают покупать стартапы, а не создавать продукты-копии.

2. Слабая подготовительная работа

Плохая оценка рынка или технологий приводит к созданию продуктов-зомби, которые либо никому не нужны, либо не работают как нужно, либо и то и другое одновременно.

Вы могли видеть это на примере Google Glass.

3. Отсутствие обратной связи от клиента или инсайтов о рынке

Наблюдение за работой потенциальных потребителей продукта является одним из наиболее сильных сигналов о том, что ваш продукт будет востребован, однако это только один из методов.

Именно по этой причине стартап-инкубаторы зачастую дают новые раунды финансирования, опираясь на данные о динамике клиентской базы и продаж стартапа, а Стив Бланк регулярно призывает предпринимателей "Выйти из здания офиса компании, потому что в здании есть только гипотезы, а факты находятся там, где находятся клиенты".

4. Нестабильная спецификация продукта или расползания скоупа

Создание продукта — это поиск успешной бизнес-модели. Он не допускает распыления ресурса на все направления сразу. Если вы не можете выявлять наиболее рискованные гипотезы и фокусироваться на их решении, то вас ждет неудача.

5. Нефункционирующая кросс-функциональная команда или колодцы

Без кросс-функциональной команды время запуска продукта вырастет в 4 раза.

В команду должны быть выделены все специалисты, необходимые для создания и запуска продукта без исключений.

6. Слишком много продуктов в поле зрения или отсутствие фокусировки

Размазывание ресурса не приведет ни к чему хорошему, time2market станет неприемлемо высоким.

7. Отсутствие компетенций, навыков или знаний

Создание продукта потребует изучить новый рынок и новые технологии.

Чем более компетентны профессионалы в команде продукта, тем быстрее они будут двигаться вперед.

Каким практическим опытом применения продуктовой практики может поделиться автор статьи?

Продуктовая практика была внедрена мною в роли директора по высокотехнологичным продуктам в группе Московская Биржа в 2017-2018 годах.

Пилотный проект включал в себя 5 продуктов, три из которых были остановлены на одной из ранних стадий продуктового процесса, а два — успешно коммерциализированы.

Успешные продукты, прошедшие продуктовый процесс:

  • nsddata.ru: онлайн-API к референс данным о ценных бумагах;

  • Транзит 2.0: OpenAPI для BaaS между корпорациями и банками на базе ЭДО НРД.

Что почитать дополнительно?

В большинстве случаев перевод либо отсутствует, либо страдает неточностями. Рекомендую читать оригинальные издания.

  • Winning at new products: accelerating the process from idea to launch, Robert G. Cooper (Amazon);

  • Running Lean: iterate from plan A to plan that works, Ash Maurya (Amazon);

  • The launchpad: inside Y combinator, Randall E. Stross (Amazon);

  • The startup’s owner manual: the step by step guide for building a great company, Steeve Blank, Bob Dorf (Amazon);

  • Corporate Lifecycles, Ichak Adizes (Amazon).

Комментарии (5)


  1. Exchan-ge
    00.00.0000 00:00

    Например, когда лопнул первый кабель трансатлантического телеграфа из Европы в Америку


    «Signal quality declined rapidly, slowing transmission to an almost unusable speed. The cable was destroyed the following month when Wildman Whitehouse applied excessive voltage to it while trying to achieve faster operation» (с)


    1. vmihaylov Автор
      00.00.0000 00:00

      Спасибо за комментарий. Упоминаемое Вами событие произошло уже после второй попытки проложить кабель. Первая прокладка кабеля завершилась неудачно - кабель лопнул через несколько километров после движения корабля-укладчика из-за неверной работы натяжителя. Лорд Кельвин принял активное участие в тестировании нового варианта кабеля и существенно усовершенствовал натяжитель, благодаря чему кабель удалось протянуть.


      1. Exchan-ge
        00.00.0000 00:00

        Первая прокладка кабеля завершилась неудачно — кабель лопнул через несколько километров после движения корабля-укладчика из-за неверной работы натяжителя.


        Это не в счет :)

        Кстати, я читал версию о том, что кабель вблизи берега перерубил рыбак, по принципу «а че это такое?»
        Причем это версия намного старше не только вики, но и Интернета в целом.

        (именно во избежание повтора таких происшествий в 1884 году была принята Международная конвенция по охране трансокеанских кабелей)

        «Разрыв или повреждение подводного кабеля, произведенные умышленно или по преступной оплошности, могущие иметь последствием перерыв или приостановку, вполне или отчасти, телеграфных сообщений, подлежат наказанию, независимо от гражданского иска о вознаграждении издержек и убытков»

        «Высокие Договаривающие Стороны обязуются, при выдаче ими разрешения на вывод подводного кабеля на берег, устанавливать, по мере возможности, надлежащие условия его охранения, как по отношению к направлению кабеля, так и по отношению к его размерам»

        «Суда, усматривающие или имеющие возможность усмотреть бакены, служащие указанием положения кабелей, в случае укладки, порчи или разрыва оных, должны находиться в отдалении от таких бакенов по крайней мере на одну четверть морской мили.
        Рыболовные снасти или сети должно держать на том же расстоянии.»

        Кстати, эта Конвенция все еще действует :)


    1. namee
      00.00.0000 00:00

      Да. смысл совершенно теряется.


  1. Exchan-ge
    00.00.0000 00:00

    Продукт, вышедший на рынок первым, занимает 60% доли рынка.


    Война браузеров :)

    Не стоит создавать продукт для рынка, куда вы опоздали.


    БГ об этом не знал :)