Доброго времени суток, уважаемые хабровчане.

В этой статье я хотел бы провести экскурс в одну сферу, которую нельзя отнести непосредственно к IT, но, она - техническая и, возможно, для вас она будет интересна. И, параллельно с ней и на её примере, поднять популярную здесь в последнее время тему востребованности специалистов.

 А пост, собственно, пойдёт о средствах радиосвязи и навигации и вообще электронике на современных морских судах, об использующихся технологиях, стандартах и даже о преждевременно “похороненной” специальности.

 Я планирую сделать несколько выпусков, чтоб в каждом последующем учесть вопросы в комментариях (надеюсь, они будут, и не очень сложные). А эту – вступительную – статью я разбил на два подпункта: социальный и технический. Те, кому интересна только техника - воспользуйтесь великолепным спойлером. Под ним – вводное, и пока не очень глубокое описание техники, устанавливающейся на морские суда с оригинальными фотографиями.

 Остальным советую ознакомиться со всей статьёй полностью: это не только дополнит повествование, но и, надеюсь, станет кому-то хорошим примером одной давно известной истины.

Социально-деловая часть, немного о моей профессии и отрасли в целом

Небольшой экскурс в историю: когда-то на судах были радисты

В открытом море на большом удалении от берега бытовыми средствами связь и навигация уже не обеспечиваются. Плюс морские условия - качка, влажность, соль, скачки напряжения, магнитное поле. Несложно догадаться, что по этой причине вся судовая техника как функционально, так и конструктивно на порядки сложнее любой бытовой. А ещё – требования безопасности. Только  представьте себе: средне-крупное судно по количеству и площади всех помещений сравнимо с жилой многоэтажкой. И авария на судне - это действительно катастрофа, угрожающая жизни десятков человек экипажа (не говоря уж о пассажирских судах, численность людей на которых измеряется тысячами), и приносящая миллиардные убытки судовладельцу и вред окружающей среде. Поэтому техническим средствам обеспечения безопасности уделяется огромное (поверьте, действительно огромное!) внимание. Ровно как и действиям в аварийной ситуации, в частности наличию лица, способного правильно подать сигнал бедствия.

Поэтому с самого момента изобретения радио на каждом судне, выходящем в открытое море неслась круглосуточная радиовахта: не только для того, чтобы сообщить о собственном бедствии, случись таковое, но и для того, чтобы принять сигнал от терпящих бедствие и незамедлительно принять меры. И нести такую вахту должен был специалист, способный не только грамотно эксплуатировать, но и, в случае необходимости, производить посильный ремонт техники непосредственно во время рейса. Поэтому на судне было аж три радиста (Начальник радиостанции + два оператора), которые не отходили от своей техники 4 часа через 8.

Почему эту специальность в данное время отменена на большинстве флотов?

Начало этому положило введение системы ГМССБ, которое стартовало ещё в 1988 году и окончательно было принято в России в 1995. Дополню Википедию: по-сути Глобальная Морская Система Связи при бедствии и для обеспечения Безопасности - это набор технических средств, пригодных для “рутинной” (каждодневной, служебной) радиосвязи, но предназначенных, в первую очередь, для приёма и передачи сигнала бедствия и безопасности. Определяющих отличий от предшествующих систем два. Во-первых, управление аппаратурой сделано простым, интуитивно-понятным, так, что подать сигнал бедствия может даже не обученный человек, следуя подсказкам-инструкциям (RTFM и здесь =) ).

Во-вторых - обеспечивается повышенная надёжность дублированием: сигналы передаются разными устройствами в разных форматах, если выходит из строя одно - автоматически включается другое.

С подачи международного морского общества введение автоматизированной, отказоустойчивой техники должно было не только увеличить безопасность мореплавания, но и позволяло судовладельцам существенно уменьшить затраты, упразднив “ненужное” штатное место и даже целую службу. (Об оставшемся без работы целом классе специалистов, конечно, никто не подумал). Большинство обывателей, впрочем, именно так и считают. Однако есть и другое мнение, которого придерживаюсь и я. Сокращение радиослужбы на флоте после введения ГМССБ необходимо было, чтобы продвинуть очередное направления для бизнеса. Так, сигнал “SOS” (точнее, MAYDAY ;) ) подавать стало, конечно, легче. Но судовая электроника как ломалась, так и продолжает ломаться, особенно без должного ухода. И, если раньше судовой радист грамотным обслуживанием предотвращал поломки и производил мелкий ремонт сам, то теперь эта задача полностью легла на береговые сервисные центры, чьи услуги ну очень недешёвые. Представьте - трудочас специалиста стоит десятки евро и, следовательно, самая простейшая сервисная операция - от сотни, а более-менее масштабные работы (установка нового оборудования, например) - тысячи и десятки тысяч евро. При чём, опять же, по закону производить любую работу, пусть даже самую простую (например, подпаять оторвавшийся от телефонной трубки провод или поменять батарейку) не имеет права делать никто, кроме аккредитованной производителем компании. И более того, за каждое такого действие нужно отчитываться перед классификационными обществами, что тоже платно. Так и получается, что для владельцев судов, особенно старых, у которых почти каждый заход в порт начинается с вызова сервисного инженера, затраты на ремонт соизмеримы с содержанием собственного специалиста.

Как дела обстоят на сегодняшний день?

Радисты ещё остались на некоторых типах судов. Это - научные суда, атомоходы, пассажирские суда, большие рыболовецкие траулеры. Здесь радиоспециалисты, всё же, необходимы, и уже не для обеспечения радиосвязи, а для обслуживания спецтехники. Таких судов, правда, очень мало и распределение вакансий очень неравномерное. Зарплата у судового радиста, к слову, весьма неплохая. На рыбаках, например, по окладу радист примерно 4-й после капитана. Это примерно 100000-400000 в месяц + полное содержание.

Как и почему я оказался в этой сфере.

С детства увлёкся электроникой, и к 9-му классу не минуты не сомневался, какую профессию выбрать после окончания школы. Оставалось только выбрать ВУЗ. Специалистов-электронщиков (радиоинженеров) у нас в городе готовили только в одном заведении, которое целиком и полностью было с “морским уклоном”, и соответственно на радиотехническом факультете готовили морских радистов. Очень жаль, что в те времена никто меня не надоумил ехать в другой город и поступать в такой ВУЗ, где бы мне преподали более актуальные дисциплины, например, микроконтроллерную технику. А тогда...

В конце 90-х, когда с введением ГМССБ стало понятно, что радисты больше не понадобятся (см. выше), и руководство академии, чтобы не ликвидировать факультет, приняло решение перепрофилировать кафедру и готовить специалистов более широкого профиля - инженеров по транспортному радиооборудованию, телекоммуникационным системам и средствам радиосвязи. К сожалению, состоялось это только на бумаге. Фактически, в течение всего 5,5-летнего курса нам преподавали всё те же дисциплины, что и 10, 15, 20 лет назад. Я, пожалуй, опущу наболевшее и накипевшее о том, какое низкое качество было у того образования, которое нам давали в стенах этого ВУЗа. Печально, но это тогда было почти повсеместно. По этой причине примерно треть выпуска переучилась на штурманов, несколько человек ушли в ИТ, и всего лишь трое, включая меня, остались работать по специальности.

Выпустившись с дипломом радиоинженера и отслужив в армии, я устроился работать в сервисную компанию, которая занималась ремонтом и установкой судового радиооборудования. За год работы в ней я посетил десятки судов и сформировал представление и практические навыки работы с судовым оборудованием почти всех известных производителей и типов. Вскоре я разочаровался в своём работодателе и отправился в “свободное плавание” - искать более интересные предложения.

На этом, наверное, стоит прервать рассказ своём трудовом пути, да и социально-публицистическую часть и перейти к более целевой – технической части. Хотя, чтоб завершение выглядело чуть более логическим, добавлю: в этого момента прошло 11 лет, за которые я успел походить в море, поработать в надзорном органе классификационном обществе, открыть и возглавить филиал крупной сервисной компании и уехать работать за границу.

Техническая часть

А теперь - самое интересное. Состав оборудования на судах, краткие характеристики каждого объекта и... его реальная значимость в составе судового оборудования и интересные факты, если таковые имеются.

А начать стоит с перечисления того, что должно быть обязательно – т.е. регламентировано правилами и конвенциями. Лучше всего это иллюстрирует таблица, позаимствованная в «Правилах по оборудованию и снабжению» Российского морского регистра, который – в свою очередь – таким образом интерпретировал IV часть СОЛАСа.

Что за непонятные слова – Солас, Регистр, правила какие-то? Вопреки академической традиции с них начинать, я умышленно оставлю это напотом – посвящу отдельную статью тому, как регулируется и контролируется эта сфера. А пока мне нужно завладеть вашим интересом и вниманием, так что тонкости, нюансы и официальная часть – в другой статье.

Требования к составе средств радиосвязи на судах
Требования к составе средств радиосвязи на судах

Итак...

 Раздел 1 – радио оборудование, или то самое ГМССБ

Оборудованием ГМССБ называется строго определённый набор аппаратуры, более того - только определённых (сертифицированных на это) производителей и моделей. Состав и назначение этого оборудования, без учёта совсем уж специфических нюансов, по пунктам.

1. ПВ/КВ радиоустановка

По-сути - это комплекс для обеспечения дальней радиосвязи

  • Диапазон частот: ПВ 1605 — 4000 кГц, КВ 4 МГц — 27,5 МГц   

  • Виды связи: телефон, цифровой избирательный вызов (ЦИВ), узкополосное буквопечатание (УПБЧ, он же радиотелекс)

  • Классы излучения: J3E и H3E (однополосная модуляция с подавленной несущей - радиотелефонная связь), F1B (частотная манипуляция - FSK - для передачи цифровой информации, в частности для работы ЦИВ) и J2B (буквопечатающая телеграфия - однополосная амплитудная модуляция с использованием частотно-манипулированной поднесущей для Телекса)

  • Мощность: 100 – 500 Вт

Как правило состоят из нескольких отдельных блоков, а именно:

- Приёмопередатчик - выполняется в виде отдельного блока (тяжёлого чёрного ящика), собственно, та часть, где обрабатывается принятый и формируется передаваемый радио сигнал.

Старая  модификация ПВ/КВ радиостанции, где панель управления радиотелефоном и ЦИВ-модем сделан в разных корпусах. Модем - посередине, и он всё же не является самостоятельным устройством: в нём нет ни своего передатчика, ни даже блока питания
Старая модификация ПВ/КВ радиостанции, где панель управления радиотелефоном и ЦИВ-модем сделан в разных корпусах. Модем - посередине, и он всё же не является самостоятельным устройством: в нём нет ни своего передатчика, ни даже блока питания

- Панель управления – в современных радиостанциях это как правило именно блок дистанционного управления, который никак не участвует в формировании и обработке сигнала, а только передаёт команды с кнопок, и отображает на дисплее информацию. Однако существуют чуть менее распространённые компоновки – например, где панель управления и приёмопередатчик объединены в одном корпусе, как у классических трансиверов. И ещё реже – когда панель управления совмещена с физическим приёмником и возбудителем/формирователем сигнала, а отдельно выносится только усилитель мощности

Панель управления более современной ПВ/КВ радиостанции
Панель управления более современной ПВ/КВ радиостанции

- Телексный терминал (опция) – приставка, позволяющая принимать, хранить, формировать и передавать текстовые сообщения посредством той самой коротковолновой радиосвязи. Внешне напоминает мини-компьютер с единственной программой – простейшим текстовым редактором, а фактически им и является.

Современный телексный терминал
Современный телексный терминал

 - Антенно-согласующее устройство (САУ, у радиолюбителей называется антенный тюнер, а по-английски - coupler). Устанавливается на открытой палубе, ближе к антенне, для корректировки реактивного сопротивления антенны антенно-фидерного тракта и приведения его в соответствие с частотой передаваемого сигнала. Необходимо чтобы минимизировать отраженную мощность, что увеличивает эффективность передачи сигнала и уменьшает нагрузку на выходной каскад передатчика.

 Теперь – как обещал – немного о практике  применения и особенностях.

Аналоговая телефония с амплитудной модуляцией - один из самых старых форматов радиосвязи (старее только код Морзе), используется на флоте с незапамятных времён и, по всей видимости, никуда не денется, как самый простой и надёжный. Недостатков он, к слову, тоже не лишён. Например, качество и дальность радиосвязи зависит от времени суток, местонахождения, погоды и ещё ряда не связанных с техникой факторов. Ещё один недостаток – коротковолновыми радиостанциями не так просто пользоваться.

Стоит отдельно упомянуть такой стандарт связи, как Цифровой избирательный вызов (ЦИВ, Digital Selective Calling, DSC),  который так же используется и на УКВ.

ЦИВ отдалённо напоминает пейджинговую связь. Судовая или береговая радиостанция формирует и отправляет строго на определённых правилами частотах короткое цифровое сообщение, содержащее идентификатор отправителя. Принимают его все радиостанции в зоне проходимости радиосигнала, но отображает только та, у которой совпадёт идентификатор (который называется MMSI). Однако, в отличие от пейджинговой связи, содержание сообщения тоже регламентировано и ограничено несколькими стандартными наборами  – сигнал бедствия, сигнал срочности, приглашение к вызову на определённой частоте, передача своей позиции... Т.е. отправить текстовое сообщение посредством ЦИВ нельзя. Фактическое преимущество ЦИВ – проходимость.

Можно очень долго кричать в трубку в режиме телефона и так и не докричаться до абонента потому, что он сделал громкость на минимум, настроил радиостанцию на другую частоту  или просто находится в зоне плохой проходимости радиосигнала. Зато достаточно набрать MMSI – как номер телефона – и за несколько секунд станция передаст сигнал на частоте, на которой всегда работает так называемый вахтенный приёмник, входящий в состав любой ПВ/КВ радиостанции, и который так просто нельзя отключить. Приняв такое сообщение, вахтенный приёмник включает звуковую и световую сигнализацию, которую трудно игнорировать. Но не более. Обмен существенной информацией – уже голосом. Или телексом, а это ещё интереснее.

В наше время телекс используется всё меньше и меньше, хотя и от полного ухода в небытие он защищён международными требованиями. Заострю на нём внимание в угоду превалирующей IT-аудитории, потому что телекс - ни что иное, как первый, появившийся на флоте цифровой стандарт передачи информации, да ещё и с таким непривычным каналом связи.

Итак - телекс, он же УБПЧ (узкополосное буквопечатание) или NBDP (narrow-band direct printing) - стандарт, позволяющий отправлять текстовые сообщения, используя тот же диапазон (ПВ/КВ), что и голосовая связь. Появление этого стандарта в 70-е было довольно значительным шагом в радиосвязи, потому что эфир для столь низких (по современным меркам) частот - довольно плохой канал в плане помехозащищённости, поэтому для приёма и декодирования УБПЧ требовалась довольно сложная и точная электроника. Зато какие открывала огромные возможности в том числе для моря: передачу важных документов - сводок и отчётов, приём погоды и навигационных предупреждений, в конце концов передача конфиденциальной информации в зашифрованном виде.

Для передачи сигнала в эфир используется двоичный код (частотная манипуляция - одна частота для 1 и другая для 0), один знак весит 7 бит, причём отношение количества 1 к 0 - постоянное: 3/4. А это значит, что этим “семиэлементным синхронным кодом” можно закодировать 35 знаков, чего вполне хватает. Стартовых и стоповых битов не требуется. Фиксированное отношение единиц к нулям - несложно догадаться - для обнаружения ошибок. Ещё этот стандарт кодирования назывался SITOR B.

Для исправления же ошибок используется два протокола (уже на более высоком уровне): ARQ (Automatic Repetition Request - автоматический запрос повторения) и FEC (Forward Error Correction - прямое исправление ошибок). Первый способ предусматривает повторную передачу знака по запросу при обнаружении ошибки в нём на приёмном конце, т.е. полный дуплекс с обратной связью [ITшники, ничего не напоминает? ]. Надёжен, но сложнее реализовывается технически и сложнее в эксплуатации.

Второй способ - это всего лишь передача каждого знака дважды со сверкой контроль-суммы на приёмном конце. Симплекс, менее надёжен. По-сути - в тех местах, где “не уверен” ставит звёздочку, вместо знака. Зато работать с этим режимом гораздо проще, поскольку не требуется устанавливать соединение. В современных установках телексный терминал представляет собой промышленный микрокомпьютер под управлением ОС (до 2000-х выпускались с MS-DOS на FDD, не так давно наконец перешли на разновидности Linux и даже Android c USB Flash Frive), на котором чаще всего имеется простейший текстовый редактор и интерфейс управления телексным модемом. Работа обычно выглядит так: набрал или загрузил текст, далее - если хочешь передать его с ARQ - необходимо установить соединение с абонентом (довольно длительная операция, напоминающая dial-up, только ещё сложнее - вместо номера телефона - частоты, вместо логина/пароля - позывной и телексный идентификатор), зато можно обмениваться сообщениями, как в чате. Передать текст в FEC проще: набрал, выбрал частоту и “запустил”. Однако приняли его или нет на другом конце - можно так и не узнать.

Самые старые телексные терминалы не имели дисплея и, соответственно, возможности редактирования - только принтер+клавиатура. Ну и, главное, скорость передачи текста: фактическая - для ARQ зависит от качества канала связи, аппаратная (baud rate же) - 100 бод.

2. УКВ-радиостанция (с ЦИВ)

Теперь и далее букв будет меньше, потому что я не буду повторять характеристики и принципы, описанные выше. А совпадений достаточно.

Для начала – всё то же назначение – телефонная (голосовая) связь и цифровой избирательный вызов. Само собой, другие частоты (одна единственная, в отличие от ПВ/КВ, частота для ЦИВ и один диапазон для телефона), немного другая модуляция (частотно-фазовая манипуляция с поднесущей для ЦИВ, частотная для телефона) и немного выше скорость передачи цифровых данных при ЦИВ,  шире полоса при телефоне.

  • Диапазон частот: 156 — 174 МГц

  • Виды связи: телефон, цифровой избирательный вызов (ЦИВ)

  • Классы излучения: G3E для телефонной связи и G2B для ЦИВ (и тот и тот – разновидности фазовой модуляции)

  • Мощность: 25 Вт

В отличие от ПВ/КВ радиостанции, в которой можно выбрать любую частоту приёма и передачи в заданных диапазонах, для УКВ радиосвязи закреплена сетка частот, называемых каналами. Т.е. набрать произвольную частоту, даже входящую в диапазон, нельзя. Никак. Оператор выбирает только канал. И это очень просто и удобно!

А ещё за счёт работы на высоких частотах и использованию частотной модуляции, -качество звука- разборчивость речи на УКВ значительно выше, чем на ПВ/КВ. Собственно, разница такая же, как между AM и FM в радиоприёмнике вашего автомобиля.

 И вот мы подобрались к главному различию между радиосвязью на УКВ и ПВ/КВ.

Итак: УКВ – это быстро, легко, удобно, но недалеко (в пределах прямой видимости, а то и меньше), только голосом и только на разрешённых частотах (каналах).

ПВ/КВ – сложно, требуются знания, не всегда разборчиво. Зато – очень далеко (при наличии проходимости), можно передать текст (телекс), можно выбрать любую частоту и быть почти уверенным, что она не занята.

 Поэтому в повседневной работе все пользуются УКВшками. ПВ/КВ – в крайне редких случаях, в основном аварийных. ПВ/КВ радиостанция может простоять выключенной год (хотя это – нарушение конвенции), УКВ работает круглые сутки.

3. INMARSAT-C терминал

И вот мы дошли до спутникового коммутируемого стандарта радиосвязи, применяемого на флоте. И если вы подумали про большие тарелки, телевидение и интернет – то вы не угадали. Ни одного совпадения.

Две судовые земные станции Инмарсат рядом
Две судовые земные станции Инмарсат рядом

Инмарсат-Си – довольно старый (но не самый старый – были ещё A, B и MiniM) стандарт, поддерживающий только пакетную передачу данных по пути: судно-спутник-берег, судно-спутник-берег-спутник-судно и наоборот, причём на очень низких скоростях, с множеством ограничений и высокой стоимостью услуг связи. Зато система относительно проста и отказоустойчива: параболическая антенна (тарелка) не требуется – используется микрополосковая, мощность судовой земной станции (СЗС – официальный термин) сравнительно невелика, принцип формирования и обработки сигнала (по сравнению с другими спутниковыми системами) достаточно прост.

Печатающее устройство - неотъемлемый элемент станции Инмарсат и телексного терминала. И - представьте себе! - с судовым оборудованием обеспечения безопасности используются ТОЛЬКО матричные принтеры! Не удивляйтесь, но для этих целей они выпускаются по сей день.
Печатающее устройство - неотъемлемый элемент станции Инмарсат и телексного терминала. И - представьте себе! - с судовым оборудованием обеспечения безопасности используются ТОЛЬКО матричные принтеры! Не удивляйтесь, но для этих целей они выпускаются по сей день.

Используется для подачи сигнала бедствия в расширенном формате (с указанием подробностей – тонешь или горишь и т.д.), приёма и передачи текстового сообщения (которое можно отправить на берег, на другое судно и даже на e-mail и мобильный телефон как sms!) и приёма РГВ (расширенный групповой вызов, фактически – рассылка с навигационными предупреждениями и прогнозом погоды)

Характеристики системы:

  • Количество спутников: 4

  • Рабочие частоты: 1626.5 МГц -1645.5 МГц на приём и 1530.0МГц - 1545.0МГц на передачу

  • Скорость передачи данных: 600 бод

  • Мощность судовой станции – не более 10 Вт

 Судовая радиостанция Инмарсат-Си (чаще называют терминалом) очень похожа как внешне, так и функционально на радиотелекс, входящий в состав ПВ/КВ установки. Более того – телексные и Инмарсат-терминалы одного производителя и семейства зачастую выпускаются в одних и тех же корпусах и отличаются интерфейсом сопряжения с приёмопередатчиком, а то и – вообще – только программным обеспечением. В старых станциях Инмарсат приёмопередатчик представлял почти такой же «железный ящик», как и приёмопередатчик ПВ/КВ радиостанции, только поменьше, с антенной в виде небольшого конуса. Современные приёмопередатчики системы Инмарсат полностью помещаются в одном конусообразном корпусе вместе с микрополосковой антенной.

Тоже Инмарсат-терминал, ОС - Андроид.
Тоже Инмарсат-терминал, ОС - Андроид.

В отличие от телекса, судовая станция Инмарсат находится в постоянном соединении со спутником (logged in). При этом нередко с небольшим интервалом передаёт свои координаты, что является одним из способов слежения за нахождением судов.

Связь через спутники Инмарсат тарифицируется побитно. В рутинной (т.е. не аварийной) радиосвязи используется для обмена текстовой информацией, как правило, официального характера – запрос разрешения на вход в порт, суточная сводка по вылову рыбы,  отчёт о затраченном топливе, заказ снабжения и т.д.

На судах, где имеется скоростной спутниковый интернет (а об этом позже) Inmarsat-C стоит без дела – исключительно на случай бедствия.

Рабочее место оператора ГМССБ - многократно переделанное. Слева направо: Инмарсат-терминал  современный; ПВ-радиотелефонная установка старого образца, Инмарсат-терминал старого образца. Тем не менее всё это исправно и эксплуатируется
Рабочее место оператора ГМССБ - многократно переделанное. Слева направо: Инмарсат-терминал современный; ПВ-радиотелефонная установка старого образца, Инмарсат-терминал старого образца. Тем не менее всё это исправно и эксплуатируется
Ещё одно рабочее место оператора ГМССБ: две ПВ-КВ радиоустановки с телексными терминалами одного производителя. Эти телексные терминалы работают на ОС Андроид.
Ещё одно рабочее место оператора ГМССБ: две ПВ-КВ радиоустановки с телексными терминалами одного производителя. Эти телексные терминалы работают на ОС Андроид.

4. Аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ

Аварийный радиобуй – АРБ (EPIRB по-английски - Emergency Position Indicating Radio Beacon) – единственное средство ГМССБ, не пригодное для рутинной радиосвязи и используемое по назначению только один раз – при бедствии.

Технические характеристики:

  • Частоты излучения – 121,5МГц для сигнала ближнего наведения спасательной авиации (передаётся сирена); 406,028 – 406,035МГц – для передачи кодированного сообщения на спутник; 161,975 МГц и 162,025 МГц – частоты АИС – по новым требованиям для новейших АРБ. Downlink-частота - 1544,5 МГц.

  • Классы излучения: А3Х (амплитудная модуляция) для сирены, G1B (фазовая модуляция) для цифровой информации

  • Мощность: 5Вт

  • Время автономной работы: 48 часов

  • Цифровой код: 112 (короткая посылка) или 144 (длинная посылка) бит - идентификатор судна и несколько флажков состояния, коды для сверки и коррекции ошибок, длинное сообщение может содержать GPS координаты для АРБ последних поколений, модель и серийный номер АРБ. Существует несколько различных таблиц содержания цифровой посылки АРБ.

 Итак, радиобуй – это устройство почти без органов управления, герметичное, с гидроконтактом. Устанавливается на открытой палубе судна в пластиковом кожухе, который открывается либо вручную, либо при попадании в воду (с помощью  гидростатического разобщающего устройства) – т.е. когда судно уже утонуло.

Перед установкой на судно в радиобуй через специальный программатор (как правило инфракрасный – чтоб для его подключения не требовалось нарушать герметичность) загружаются идентификаторы судна и некоторые настройки. Т.е. взять и перенести АРБ с одного судна на другой с правовой точки зрения нельзя. АРБ приводится в действие при попадании в солёную воду (замыканием гидроконтактов) или принудительно – выключателем. Так же имеется кнопка «тест» - в этом режиме буй передаёт изменённую кодовую посылку, в определённом бите которой зашифрована команда игнорировать её в случае приёма спасательно-координационным центром. Нужна для проверки работоспособности.

АРБ на "своём месте" - в специальной пластиковой кассете. Круглое изделие с оранжевой наклейкой справа - гидростатическое разобщающее устройство, которое откроет кассету и выкинет радиобуй, если попадёт в воду.
АРБ на "своём месте" - в специальной пластиковой кассете. Круглое изделие с оранжевой наклейкой справа - гидростатическое разобщающее устройство, которое откроет кассету и выкинет радиобуй, если попадёт в воду.
Аварийный радиобуй и специальное устройство для его проверки
Аварийный радиобуй и специальное устройство для его проверки

При «боевом» срабатывании буй будет постоянно (пока не выключат или не сядет батарейка) с определённым промежутком передавать сигнал. Пролетающий над ним спутник системы коспас-сарсат примет сообщение, запишет в память и передаст на береговую станцию только тогда, когда будет пролетать над ней. Такова особенность этой системы, разработанной ещё в 1977 и внедрённой в 1982 году специалистами СССР, США, Канады и Франции. Так же определение местоположения источника излучения (радиобуя) спутником реализовано по доплеровскому методу. Упомянутые выше закодированные координаты GPS передают лишь буи новейших поколений.

Поэтому  – точность позиционирования и скорость прохождения сигнала АРБ – СПУТНИК – БРЦ (Береговой радиоцентр) оставляют желать удачи попавшим в бедствие. Тем не менее на момент запуска это было прямо прорывом в сфере поиска и спасения, да и сейчас справляется со своей задачей.

 Аварийный радиобуй положено проверять с помощью специального оборудования каждый год, а так же производить обслуживание со вскрытием, проверкой на герметичность и заменой элементов питания каждые 5 лет.

Аварийный радиобуй в процессе обслуживания
Аварийный радиобуй в процессе обслуживания

Приёмник Навтекс

Помните чуть выше я рассказывал про радиотелекс в составе ПВ/КВ радиостанции?

Так вот – Навтекс (NAVTEX — «NAVigational TEleX») – это приёмник того же телекса, только принимает он исключительно на трёх фиксированных частотах (чуть не сказал «на одной» - хотя это было бы почти правдой). А передают на них исключительно навигационные предупреждения и погоду.

Как правило приёмник службы Навтекс гораздо меньше телексного терминала. Старые приёмники Навтекс не имели дисплея и принятые сообщения печатали на бумажной ленте, примерно такой же, как в кассовых аппаратах.

Характеристики:

  • Частоты вещания: 518 КГц, 490 КГц и 4209,5 КГц

  • Класс излучения: J2B

  • Кодировка: SITOR-B

 Чем ещё интересен Навтекс в технической точки зрения, в том числе по сравнения с описанным выше телексом?

Дело в том, что станции, передающие сообщения на частотах Navtex находятся в разных местах по всему миру, и сообщения передают, как правило, предназначающиеся судам в «своём» регионе. Тем не менее, при хорошей проходимости распространение сигнала может распространяться далеко за пределы того района, который «обслуживает» данная станция. Так как сделать так, чтобы приёмник отображал только те навигационные предупреждения, которые касаются региона, в котором в данный момент находится судно?

Для этого у каждой передающей станции есть – понятное дело – свой идентификатор (позывной) и идентификатор регионе (NAVAREA - Navigational Area), в котором она находится и – соответственно – для которого вещает. Регионов таких всего 21 и они вполне чётко определены. В принятом сообщении по идентификатору приёмник определяет, для какого региона оно предназначено. А дальше – самое интересное. В настройках приёмника можно выбирать вручную, какие сообщения он будет отображать (или печатать), но это не очень удобно, потому что штурману приходится менять настройки приёмника при переходе из одного региона в другой. Поэтому в современных приёмниках есть вход для подключения сигнала от GPS приёмника. По координатам приёмник сам определяет, в каком регионе находится судно и принимает решение – отображать его или нет.

Судовая вещательная установка, командно-трансляционное устройство.

Данная система предназначена для связи исключи внутри судна, причём чаще всего – односторонней. «На суше» такие системы называют public/address и встречаются они в магазинах, учебных заведениях, вокзалах, аэропортах.

Пережившая многое ГГС Советского производства "Рябина".
Пережившая многое ГГС Советского производства "Рябина".

На судах это – как правило – динамики по всем каютам, динамики в местах общего сбора (в столовой команды / кают-компании), более мощные громкоговорители защищённого исполнения на открытых палубах и в машинном отделении. Центральный «командный» пост – как минимум на мостике, но в зависимости от величины и назначения судна могут быть ещё в некоторых местах. Назначение – несложно догадаться – как минимум сделать объявление, подать команду (на оставление судна, например). На небольших или чисто грузовых судах эта система минималистична – коммутатор с микрофоном на мостике, усилитель, сеть динамиков, подключаемых (коммутируемых) к усилителю в зависимости от зоны, в которую нужно сделать объявления. На более крупных и специфических судах – например, научниках или рыбаках – система громкой связи может быть весьма сложной и как паутина оплетать всё судно сетью как линий односторонней связи (динамиков для объявлений), так и постов двусторонней связи (переговорных устройств), да ещё и с возможностью радиотрансляции (читай – внутрисудовая радиоточка, в доинтернетовском прошлом к слову очень актуальная фича).

Пульт управления современной ГГС
Пульт управления современной ГГС

Старые «классические» КТУ (или ГГС – громкоговорящая связь) были простыми технически – коммутация линий производилась релейными устройствами, а то и вообще – обычными переключателями, но зато «громоздними» - все посты связи должны были соединяться физическими проводными линиями. Современные КТУ делаются на базе АТС (читай – берём АТСку и прикручиваем к ней усилитель). С одной стороны это упрощает саму систему – достаточно все посты соединить с центральным коммутатором, т.е. меньше проводов, проще схема, быстрее монтаж. С другой стороны – как показала практика, в т.ч. моя личная – надёжность таких систем значительно падает. Вышел из строя центральный коммутатор – и связи по всему судну нет.

Пока всё. А как же остальное? В таблице ж ещё столько всего!

Да, но много, указанное в таблице, на сегодняшний день в виде отдельного устройства не встречается на судах и входит в состав описанного выше оборудования.

Носимые УКВ радиостанции, предназначенные для целей поиска и спасения. Потому оранжевые.
Носимые УКВ радиостанции, предназначенные для целей поиска и спасения. Потому оранжевые.

Приёмник РГВ, судовая система охранного оповещения – реализовано на базе станции Инмарсат. УКВ радиобуй – не применяется как отдельное устройство. Носимые УКВ радиостанции различных разновидностей – взрывозащищённые, авиационного диапазона – не требуют отдельного описания, на мой взгляд, поскольку их наименование уже исчерпывающе их характеризует.

Ах, да – а что это за столбцы такие – А1, А2, А3, А4?

Районы плавания. Тут всё вроде бы просто – чем больше цифра после «А» - тем более дальше судно уходит от берега, и тем сложнее система связи должна быть на нём.

К слову, этот «район плавания ГМССБ» не связан напрямую с дальностью плавания судна, так-то.

Так, для района А1 достаточно УКВ радиосвязи, т.к. судно далеко от берега не уходит. С А2 уже требуется ПВ радиостанция. Самый распространённый район – А3, тут всех средств/стандартов радиосвязи должно быть по одному, как минимум. А4 – максимум, тут вообще всё, что только есть должно быть установлено на судне и в максимальной комплектации, но это уже для судов, работающих за полярным кругом – где и спутниковая связь почти не работает, и до ближайшей сервисной станции далеко.

Рабочее место оператора ГМССБ для района А4 - "максимальный фарш" - два Инмарсата, две ПВ/КВ установки с телексами.
Рабочее место оператора ГМССБ для района А4 - "максимальный фарш" - два Инмарсата, две ПВ/КВ установки с телексами.

А вот теперь точно всё. И если это сообщение заинтересует читателя, то я напишу серию статей с судовой электронике в такой последовательности:

  • Навигационное оборудования

  • Рыбопоисковое оборудование и мой личный опыт работы на рыбопромысловом флоте

  • Нормативно-правовая часть, регулирование в сфере морских технологий и особенности бизнеса

  • бонус-статья

Статьи, следующие за навигационным оборудованием я постараюсь разбавить интересными историями из личного опыта работы с судовой техникой и оригинальным фото- и видео контентом. Надеюсь, вам понравилось.

Комментарии (109)


  1. j_aleks
    02.04.2023 09:55
    +3

    в общем и целом интересно, хорошо и много красивых картинок красивых приборов, НО , что у нас с текущей повесткой, импортозамещением...

    И еще интересно, чем и как формируется сигнализация для систем позиционирования внешних систем слежения, как в авиации транспондеры?, куда они шлют информацию...

    а то глянешь в https://www.marinetraffic.com/ru/ais/home/centerx:-158.9/centery:50.7/zoom:2 , и страшно становится...

    Да, а с нашей спутниковой группировкой гражданский флот не допускают?...


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +5

      Спасибо за вопрос, очень постараюсь рассмотреть его в одной из следующих статей!

      А на счёт Маринтраффика - очень коротко, для «затравки» - изначально единственным «поставщиком данных» для сайта являлись... Радиолюбители!

      В целом и сейчас часть покрытия обеспечивают именно любительские, некоммерческие приёмники.

      Про импортозамещение тоже попробую рассказать.


      1. avacha
        02.04.2023 09:55
        +3

        О, нашего полка прибыло. Приветствую, коллега.

        Расскажите народу про Транзас, про Фуруно и т.п, а также обстановку на рынке сейчас


  1. vorphalack
    02.04.2023 09:55
    +1

    вроде бы до полного фарша не хватает только упоминания экипажной радиосвязи в районе 433МГц. ждем продолжения)


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +1

      Субъективно по мне - тема не достойна отдельного рассказа. Ну покупают радиостанции на этот диапазон по собственной инициативе на некоторые суда. С судовыми системами это никак не связано. Но если очень интересно - задавайте наводящие вопросы, расскажу что знаю, или поделитесь своей информацией.


      1. kos_s
        02.04.2023 09:55
        +1

        Интересно, замещает ли в практическом использовании экипажная радиосвязь судовые вещательные установки / КТУ?


        1. Victor_Panic Автор
          02.04.2023 09:55
          +1

          Нет :) главная задача КТУ - в случае-чего крикнуть так, чтоб глухой услышал. Носимые радиостанции эту задачу не решат :)


          1. kos_s
            02.04.2023 09:55
            +1

            :-) Не всем нравится когда постоянно кричат. С персональными радиостанциями, кричать надо будет только когда действительно "жопа". Хотя, кричать - это наверное в морской культуре, типа тимбилдинга. :-)


            1. Victor_Panic Автор
              02.04.2023 09:55
              +1

              на практике на самом деле наоборот - на нормальных флотах громкой связью пользуются только когда это действительно надо.

              Ну проще всего ещё объяснить так: всему экипажу рации не раздашь. А громкая связь решает вопрос оповещения всех сразу.


            1. Nemonik
              02.04.2023 09:55

              Самым распространенным способом связи всё-таки наверное назвал бы АТС, обычные телефоны есть во всех помещениях и постах, звонят в каюту по десять раз за вечер, кино посмотреть не дают. Рации в основном на палубе


              1. kos_s
                02.04.2023 09:55

                Внутренняя АТС, все-таки, тема 90-х - начала нулевых. По современному - это писать-звонить в Телеграмм или Вотсап. Поверх кино, конечно, будут сообщения выскакивать, зато не надо будет держать трубку у уха.


    1. Pas
      02.04.2023 09:55
      +1

      Так, вроде эти носимые станции ничем не отличаются от обычных служебно-гражданских раций на UHF-диапазон? В том числе цифровые и аналоговые с базовой станцией.


      1. Victor_Panic Автор
        02.04.2023 09:55
        +1

        Я может упустил мысль - если речь просто о служебных станциях, которые носит с собой экипаж в повседневной работе, то они не регламентируются ничем, могут быть какие угодно.

        А вот радиостанции да спасательных средств или для пожарных партий (взрывозащищённые) - совсем другое дело.


        1. Pas
          02.04.2023 09:55
          +1

          Да не, я думаю, речь про обычные служебные станции. Они все за пределами GMDSS. Хоть PMR walkie-talkie используй — дело твоё.


  1. MaxMxMz
    02.04.2023 09:55

    А ведь все это счастье должно работать в условиях соленого тумана, если не хуже. Как реализуется защита от агрессивной среды?


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +3

      Теоретически - использованием композитных материалов.

      Фактически - до сих пор не изобретена.

      Факт, проверенный лично: не заизолированный провод на открытой палубе в африканских широтах сгнивает.... За ночь!!! Соляной туман - такая разрушительная сила, от которой в абсолюте пока не спасает ничего.

      Немножко помогает самовулканизирующаяся изолента из сырой резины


      1. konst90
        02.04.2023 09:55

        провод на открытой палубе в африканских широтах сгнивает.... За ночь

        Производим изделие, в котором есть стоящая в неглубоком кармане нагруженная пружина из 10-мм проволоки. Причем нагруженная статической нагрузкой плюс вибрацией. Изделие заказчик помыл какой-то агрессивной химией, а дренажа в кармане не было. Пружина ломалась через несколько часов работы.


    1. jar_ohty
      02.04.2023 09:55
      +1

      Большая часть оборудования находится внутри помещений судна, где отсутствие соленого тумана обеспечивается фильтрацией воздуха и задраенными люмиками. А то, что находится на палубах, на открытом воздухе -- хлебает этого соленого тумана по полной программе. Все нужно качественно герметизировать -- кабельные вводы, разъемы, корпуса аппаратуры. Металл -- либо красится, либо нержавейка или титан. Везде, где нужно -- резиновые прокладки, где можно -- проклейка, заливка компаундом или герметиком. Самый больной вопрос везде -- разъемы.


      1. HiMem-74
        02.04.2023 09:55

        Можете чуть подробнее раскрыть тему с разъемами? Чем защищаются? Применяется ли заполнение водоотталкивающим гелем или какая-то смазка/аэрозоль? Какие применяются средства не-механической очистки контактов?
        @Victor_Panic


        1. Victor_Panic Автор
          02.04.2023 09:55
          +1

          Пожалуй, отвечу в комментарии, не буду развивать эту тему в отдельном посте.

          так выглядит моя любимая. Видите - витки проложены вощёной бумагой.
          так выглядит моя любимая. Видите - витки проложены вощёной бумагой.

          Для защиты разъёмов на открытой палубе используется самовулканизирующаяся лента - изолента из сырой резины. Они бывают разные, на мой взгляд лучшие - cotran и 3m. Это такая лента, которую наматываешь на провод или разъём и через какое-то время она слипается - и её уже не размотать.

          Заполнение разъёмов водоотталкивающим средством тоже встречается, но на палубах это избыточно. Вот например на рыбаках используются траловые зонды - целый гидроакустический комплекс, который плещется под водой на глубине в сотни метров. Вот там защита от протекания должна быть максимальной. Там да, разъёмы внутри ещё забиваются незасыхающим непроводящим герметиком, который - как расходник - меняют каждые несколько (десятков) погружений.

          Я пользовался Моликотом, модель уже не помню. Хорошая вещь и дорогая - один тюбик размером с зубную пасту стоит более 50 евро.

          На счёт очистки контактов - вот тут абсолютно ничего специфического. Спреи-контакт-клинеры, остальное - механическая обработка. В общем всё примерно так же, как в какой-нибудь автомобильной технике и т.п.


  1. Chelidonium
    02.04.2023 09:55
    +3

    вот всегда мучал вопрос, зачем рыбопромысловым судам однополосная модуляция,
    ведь классическая амплитудная модуляция позволяет рыболовам общаться более
    прекрасным способом, да и слушать обмен карманными бюджетными приёмниками.


    1. Otard
      02.04.2023 09:55
      +5

      Зачем на промысловом судне слушать радиообмен карманными приёмниками?

      А так однополосная модуляция более помехозащищёная, что актуально для КВ.

      А на УКВ модуляция частотная.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +4

      Для ответа на вопрос достаточно прочитать преимущества однополосной модуляции перед обычной амплитудной. Они едины - и для радиолюбителей и для рыбопромысловых судов (и почему, кстати, именно рыбопромысловых?)


    1. jar_ohty
      02.04.2023 09:55
      +6

      В АМ приходится все время зря тратить мощность для передачи несущей и второй боковой. АМ занимает вдвое больше частотного ресурса и собирает вдвое больше помех при прием. Итого, выигрыш по мощности вчетверо и более.


      1. checkpoint
        02.04.2023 09:55
        +2

        Есть еще один интересный момент при работе в SSB (одной боковой) - не требуется точной подстройки на частоту и допускает работу нескольких станций одновременно, т.е. сигнал от них смешивается. На AM такого смешения не происходит, принимающая сторона слышит только самую громкую станцию (читай, самую ближнюю).


        1. DGN
          02.04.2023 09:55
          +3

          Как раз именно в SSB требуется точная подстройка частоты (до десятков герц), а в АМ/FM не требуется.


          1. checkpoint
            02.04.2023 09:55
            +1

            Вы давно трансивер включали ?


            1. DGN
              02.04.2023 09:55

              Лет 27 назад, к сожалению...

              И еще момент, про АМ и ближайшую станцию. На КВ самя громкая станция не обязательно ближайшая, если мы за пределами прямой радиовидимости.

              Сама АМ, это как две SSB станции и ещё энергия для работы детектора приемника передается по эфиру. Это накладно, зато атомная бомба всегда попадает в эпицентр, то есть несущая строго между полосами. При совпадении ряда факторов, на АМ приемник можно принять SSB, на чужую несущую в паузе


  1. E_I_P
    02.04.2023 09:55
    +10

    Опечаток много, но главная - зарплата радиста, наверное, начинается не с десяти тысяч, а со ста


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      В следующей публикации постараюсь допускать поменьше.


    1. DGN
      02.04.2023 09:55

      То-же удивился, но подумал, что может быть такая большая разница, есть фрахт или нет.


  1. Nickbe
    02.04.2023 09:55
    +2

    Спасибо, было очень интересно и познавательно. Я хорошо знаком с авиационными навигационными комплексами, от Collins и Нoneywell, до всей линейки Garmin, от GNS530/430 до G1000/3000/5000. А вот про особенности навигационного морского оборудования, было бы очень интересно почитать.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      Будет :)


  1. drakula383
    02.04.2023 09:55
    +13

    Как не хватает таких статей на хабре! Большое спасибо


  1. progchip666
    02.04.2023 09:55

    Был у меня проект с одним клиентом - пытались внедрить в судовую электронику передачу данных с помощью дешёвых спутниковых модемов от GlobalStar. (даже статью на Хабре по этой тематике публиковал)

    Не зашло, хотя казалось бы для буев и малых судов, на которые дорого ставить полноценное оборудование, но которые может при некоторых условиях в море унести, как защита от пиратства, передачи данных от разного рода датчиков и т.п - классное решение. Очень консервативная и зарегулированная отрасль.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +1

      Что именно не получилось?


      1. progchip666
        02.04.2023 09:55

        Да всё в общем то получилось. С технической точки зрения. Прототипы пылятся уже не первый год в закромах.

        Заинтересовать покупателей клиенту не получилось, хотя сам он был не чужд этой отрасли. Ну и конечно туман и проливные дожди - враг спутниковой передачи данных, особенно от маломощных бюджетных передатчиков.


        1. Victor_Panic Автор
          02.04.2023 09:55

          Где почитать про вашу разработку?


          1. progchip666
            02.04.2023 09:55
            +7

            Вот тут про саму технологию.

            Если возможности технологии интересны, киньте контакт, лучше почту в личку, сделаю для вас бриф. Мы достаточно далеко в своё время продвинулись в этом вопросе, даже в море испытывали.

            Удивительно, но самыми большими инноваторами в России оказались наши отечественные чукчи. Единственный известный мне коммерческий проект - устройства для отслеживания перемещений стад оленей. Они там без пастухов пасутся, а мобильной связи нет в тундре...


            1. Victor_Panic Автор
              02.04.2023 09:55
              +1

              отметил - прочитаю статью и обращусь с вопросами.


            1. FanatPHP
              02.04.2023 09:55

              Спасибо большое. Это как раз то самое объяснение, которое я искал, когда пошли новости про подобную систему в айфонах. Очень доходчиво изложено.


  1. ewgenc
    02.04.2023 09:55

    Это необходимы минимум требуемый регулятором, а по факту уже давно на судах развернуты различные VSAT, Inmarsat BGAN и прочие высокоскоростные каналы связи, раздача Wi-Fi экипажу, онлайн-камеры наблюдения и сдача всех отчетностей по электронной почте.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +1

      Все правильно, но речь и идёт в этой статье об обязательных средствах связи


    1. nul0
      02.04.2023 09:55
      +1

      Согласен, без интернета сейчас почти невозможно, программы обслуживания, документация- все онлайн.

      Вы упомянули про WiFi экипажу. Для моряков больная тема) Бывает очень по разному, от отсутствия и 50$- 100MB, до безлимита. В текущей конторе 35$- 1GB, но хоть на телевизорах в общих зонах Ютуб, нетфликс без ограничений. Очень большая надежда на Старлинк, сейчас вроде морской тариф сделали доступнее, оборудование 2500$ и 1000TB$.


  1. RalphMirebs
    02.04.2023 09:55

    Хм... то есть если даже у меня небольшая 15-ти метровая парусная одномачтовая яхта (годная по мореходности) с экипажем 3 человека, и мне захочется уйди далеко от берега (А3), то необходимо устанавливать всё оборудование связи из списка?


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +4

      Если она у вас под классом РМРС и вы получаете документы о пригодности к таким походам - то да, однозначно.

      Если яхта под ГИМСом (что в России чаще всего) - то нужно смотреть требования ГИМСа, но главное - если вы не совершайте коммерческих рейсов, то фактически можете выполнить минимальные требования и идти куда хотите на свой риск - следить за вами насколько далеко вы от берега ушли чтоб потом поймать и сделать ата-та никто не будет.


    1. dec123
      02.04.2023 09:55

      начните с радиостанции с 16 каналом. ;-)


    1. kos_s
      02.04.2023 09:55

      Для любительских покатушек, must have - разве что УКВ радиостанция, от которой, в открытом море, наибольшая польза как от части AIS, но без нее - заход в чужой порт будет триллером.
      А для комфорта и безопасности, стоит ориентироваться на рекомендации таких грандов как ARC: https://www.worldcruising.com/arc/comsequipment.aspx
      https://www.worldcruising.com/CMS/CMS/Library/Safety_Regs/WCC_SafetyEquipmentRequirements_2023_ENG.pdf


    1. Pas
      02.04.2023 09:55

      Ну, за пределы A3 — это фактически зоны возможного обледенения. Там не только со связью классическими методами отправки сигнала бедствия проблема, но и в целом, с требованиями как минимум к корпусу яхты. Кстати, хинт: в отличии от INMARSAT, который висит в 4-х точках на геостационаре и покрывает тот самый A3, есть вполне бюджетные "пейджеры" на Iridium, которые вполне себе облетают и полюса (тот же Garmin InReach Mini).


  1. pae174
    02.04.2023 09:55
    +1

    Чем ещё интересен Навтекс в технической точки зрения, в том числе по сравнения с описанным выше телексом?

    Он интересен тем, что передатчик для этой штуки можно собрать на коленке и нет никакого способа отфильтровать "левые" сообщения. В результате в некоторых районах навигации приёмник кроме погоды выдаёт теперь ещё и политические лозунги вперемешку с рекламой.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      Сравнительно недавно я нашёл в интернете описание такой самоделки на Ардуино и конечно повторил её. Правда испытывать в реальных условиях не стал. Поэтому реально любопытно читать ваш комментарий, а есть реальные примеры?


      1. pae174
        02.04.2023 09:55
        +3

        а есть реальные примеры

        В Средиземном море в районе Кипр-Турция-Израиль-Египет-Ливия попадается всякий хейт. В интернетах есть сайты энтузиастов, которые сообщения со своих приёмников просто публикуют в интернет - наверное у них можно найти всё это.


  1. vadimk91
    02.04.2023 09:55
    +1

    В конце 80х - 90х на коротких волнах (ЕМНИП на частотах около 3.5МГц) частенько слышал телефонные разговоры как с судов например домой звонили, т. е. разговоры были сугубо личные. В эфир все летело в открытом виде, защита только в том, что бытовые приёмники ssb сигнал не воспроизводили.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +1

      Да, было раньше так! Береговые радиаторы коммутировали свои радиостанции на городские АТС. И это было единственным легальным способом поговорить их моря с домом. Строго в определённые дни, по очереди и временному регламенту.


      1. Pas
        02.04.2023 09:55

        Чисто технически, сейчас тоже это не запрещено ни ITU, ни IMO. У нас, например, в Эстонии, вполне себе действуют дуплексные каналы и телефонный вызов на берег через УКВ.


    1. Sad_Bro
      02.04.2023 09:55

      Да да) было такое, как то крутя Р250 приёмник наткнулся на такую беседу, это было примерно в 2005. По контексту стало понятно что это моряки звонят домой.


  1. DikSoft
    02.04.2023 09:55
    +3

    Спасибо, познавательно. Полезно для кругозора.
    А что такое ПВ ??
    Про длинные (ДВ), средние (СВ), короткие (КВ) и ультракороткие (УКВ) волны - слышал. ПВ - нет.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +2

      Промежуточные волны.

      По-сути средние, с но в русскоязычной интерпретации терминологии ГМССБ почему-то так.


  1. nepric
    02.04.2023 09:55

    Спасибо большое за интересную статью.
    Заинтересовался новой для меня темой, можете посоветовать пожалуйста литературу по ней, проверенную временем?


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      Литературы - довольно много, хотя некоторые "глубинные" вещи - например, способ формирования или обработки некоторых сигналов - наоборот не найти ныне...

      Уточните, что именно интересно - только тогда смогу посоветовать.

      Если интересен состав оборудования на судах - можно начать, как ни странно, с требований Российского Морского регистра, которые я уже упоминал.


  1. Didimus
    02.04.2023 09:55
    +1

    Про подводных связь лодок хотелось услышать бы


    1. Alyoshka1976
      02.04.2023 09:55
      +1

      Принять сигнал на сверхдлинных волнах можно посредством доступного софта с помощью совершенно немудреной снасти из рамочной антенны, двухкаскадного усилителя звуковой частоты и ноутбука (нужно питание от батареи). Хоть там и банальная морзянка, но этот сигнал - кого надо сигнал ;-), там в открытом виде только позывной.


      1. maxwolf
        02.04.2023 09:55

        Какие ключевые слова гуглить? Или сразу пару ссылок...


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      оо, тут увы не ко мне - совсем не моя тема.


  1. vasyaa747
    02.04.2023 09:55
    +1

    Спасибо за статью. Прям молодость вспомнил. Сохранил в закладках и подписался. Жду продолжения.


  1. VT100
    02.04.2023 09:55

    Продолжайте, интересно.
    О множестве очепяток — уже доложили.


  1. kos_s
    02.04.2023 09:55
    +1

    Хотелось бы узнать прогнозы по Statlink. Сколько времени ему понадобится, чтобы вывести весь этот "зоопарк" на скамейку запасных? (Вероятно, кроме аварийных буев и носимых УКВ радиостанций)


    1. VT100
      02.04.2023 09:55
      +2

      Р — резервирование.


      1. kos_s
        02.04.2023 09:55

        Куда же без этого. Примерно также как секстант у штурмана.


    1. vvzvlad
      02.04.2023 09:55
      +2

      Нисколько. Вы думаете, сейчас нет спутникового интернета на судах? Есть. Старлинк просто сделает его дешевле.


      1. kos_s
        02.04.2023 09:55

        Старлинк улучшает качество и стоимость интернета на столько, на сколько хорош сейчас интернет на суше. И какое место, сейчас занимает факс, телекс, телефоны-автоматы, DVD диски и подобные популярные технологии 70 - 80-х годов в жизни граждан и предприятий?


        1. vvzvlad
          02.04.2023 09:55
          +2

          Вы статью читали? Напомните, какое там количество данных передается во всех этих системах? Какой смысл в "интернете как на суше", если и существующий интернет с запасом покрывает необходимость. Дело не в скорости.


          1. kos_s
            02.04.2023 09:55

            Откуда сомнения что я читал статью? Количество данных что передается не из-за того что так удобно, а из-за унаследованных ограничений каналов связи. Можно смотреть на мир через замочную скважину, но нужно ли? Существующий интернет дорогой не только по трафику, но и по оборудованию. Потому весь "зоопарк" все еще может с ним конкурировать. Дело не только в скорости, а в переходе интернета на "безлимит" не только по трафику, но и по области применения.


            1. Pas
              02.04.2023 09:55

              Дело не в деньгах, как отметили выше. И не в технологических ограничениях. На судне основной принцип — safety first. Нарушителей этого принципа карма регулярно наказывает. Поэтому мало того, что троекратное резервирование, да ещё и абсолютно альтернативными способами. Например, практически нет конвенциональных судов, не несущих бумажных карт, которые очень недешёвые, а их надо много. Не из-за того, что все редиски и старпёры, а из-за того, что это ещё один слой отказоустойчивости. Ну и приёмник NAVTEX починить — справится почти любой, владеющий паяльником, а поломать его очень непросто, так как примитивный, как три гвоздя.


              1. kos_s
                02.04.2023 09:55

                Про инерцию в технической части, из-за повышенного внимания к безопасности - это понятно. Потому в моем вопросе речь о "скамейке запасных", где сейчас бумажные карты, секстанты, радиопеленгаторы и т.п. Насчет ремонта "паяльником" - автор ясно указал, что эта тема практически ушла в прошлое, на сегодня упор делается на авторизованные сервисные центры. (С удовольствием почитаю о них в анонсированном продолжении).

                Ну и по диалектике, количественные изменения, как-то цена, пропускная способность, покрытие, в определенный момент приводят к качественным изменениям, как, например, обязательное применение GPS для предотвращения столкновения судов (привет AIS). Skylink уже близко подошел к такому качественному изменению. Остается вопрос когда, он переступит этот порог.
                Для решения вопросов надежности, на суперяхтах сразу ставят два комплекта Skylink, все равно это дешевле чем любая другая широкополосная космическая связь. Правда, те кто имеет деньги, пока продолжает устанавливать параллельно и более ранние спутниковые системы связи, но отказ от них может произойти очень быстро.


                1. DvoiNic
                  02.04.2023 09:55

                  Для решения вопросов надежности[]ставят два комплекта Skylink
                  А нужно бы — два комплекта от разных операторов.


                  1. kos_s
                    02.04.2023 09:55

                    Пока не ликвидировали скамейку запасных, и один серьезный оператор решит повседневные задачи. Все-таки поломать Старлинк не так просто, как перекопать кабель около офиса. Дублирование терминалов Старлинк - это способ не думать о "паяльнике". Да и сейчас в обязательном списке только один оператор - Инмарсат, и то только для А3. А дальше - будет больше, как c GPS, Глонас, Галилео, BeiDou.


                    1. DvoiNic
                      02.04.2023 09:55

                      выше был упомянут Skylink, а не Starlink. Но да, конкурентов скоро должно появиться...


                      1. kos_s
                        02.04.2023 09:55

                        Да, пожалуйста читайте как Starlink. Когда заметил опечатку, Хабр уже не разрешил редактировать комментарий.


                1. Pas
                  02.04.2023 09:55

                  Кстати, две антенны у Старлинка на судно — это не суперопция, а вполне себе штатный сетап Starlink Maritime за 5000 долларов. Изначально только так и продавалось, вроде как они позже стали уже предлагать "уполовиненый" комплект в половину цены и заодно стали продавать "морскую" тарелку и для земли, назвав её "High Performance" за те же 2500 долларов. Считается, что только эта модель тарелки рассчитана на работу в движении. Обычная тарелка Старлинка "за 500 долларов" второго поколения не работает в движении (отключается, я проверял).

                  Кстати, тут Старлинк готовится ещё запустить серию микроспутников Swarm для узкополосных IoT решений, что может как раз серьёзно подвинуть монстров спутниковой телеметрии, например orbcomm, продающий свой S-AIS наземным клиентам по цене крыла от самолёта.


                  1. kos_s
                    02.04.2023 09:55

                    Вполне может быть что тарелка (скорее протвинь) Старлинка за $500 отключается не по маркетинговым соображениям, а из-за физических ограничений. Диаграмма направленности антенны хоть и формируется электрическими сигналами, но для движущейся антенны, особенно по неровной поверхности, обработка сигнала слежения за спутником требует больше производительности. Но, с учетом как развивается электроника, вскоре могут появится и "High Performance" за $500.
                    А в планах у Старлинка есть даже связь с помощью 5G телефонов.


              1. DGN
                02.04.2023 09:55

                Владеть паяльником это одно, а владеть ЗИПом совсем другое. В океане нет ни чипидипа ни алиэкспресса. До кучи и платы там наверное залиты таким компаундом, что не поковырять.


  1. checkpoint
    02.04.2023 09:55
    +3

    Спасибо за интересную статью. Немного побуду занудой.

    Второй способ - это всего лишь передача каждого знака дважды со сверкой контроль-суммы на приёмном конце.

    FEC это нифига не передача каждого знака дважды! Forward Error Correct в русскоязычной литературе фигурирует под термином "Избыточное Кодирование Информации". Это математический алгоритм на основе кодов Рида-Соломона или Хэмминга, позволяет за счет избыточности передаваемых данных повысить помехоустойчивость канала связи или, говоря более научным языком, повысить соотношение Сигнал/Шум (Signal-to-Noice Ration). FEC позволяет не только автоматически восстанавливать "испорченные" биты на приемной стороне, но и определить наличие факта присутствия/отсутствия ошибок в принимаемых данных. Например, избыточный код Хэмминга 7/4 предполагает на каждые 4 бита полезной информации передачу трех корректирующих битов, что позволяет на принимающей стороне устранить один ошибочный бит и определить было ли получено более одной ошибки. Тем не менее, FEC не избавляет от неоходимости проверять CRC для каждого полученного пакета.

    А что за пароход у Вас и в каких районах ходит ? Уж больно нафарширован он всяким разным. То, что мне доводилось видеть не составляет и 5% от того, что представленно на Ваших фото. Красота и порядок.

    PS: Радиолюбительским позывным работаете в рейсе ? /MM должен быть востребован.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      Все фотографии с разных пароходов, какая именно вас заинтересовала?


      1. checkpoint
        02.04.2023 09:55

        Ну Вы пишите, что это необходимый минимум, так что я подумал, что это все фото с одного парохода. :-)


        1. Victor_Panic Автор
          02.04.2023 09:55
          +1

          Фотки пришлось собирать из личного фотоархива за, наверное, 10 лет работы :)


  1. strelok369
    02.04.2023 09:55
    +8

    Подвезу вам всем сюда немного скепсиса. И спрашивателям про старлинк и восхищальщикам "серьезным оборудованием".

    Учился по авиационной тематике, сбежал как-то. Этот зоопарк "серьезного" и регламентированного оборудования напоминает мне аналогичную ситуацию из военной авиации. Куча седых звездатых "дидов-акадэмиков" с патриотизмом и импортозамещением (еще до того как это было мейнстримом, они со своими свечными заводиками эту погань-то и повыкопали), научные советы, ГОСТы, регламенты, всякие системы и приборы стоящие как чугунный мост, десяток НИИ на кормежке, пяток разных напряжений и видов тока в бортовой электросистеме. Множество серьезных абревиатур с капитальными инфраструктурными затратами: РСБН, РСДН, АБРИС... Специалисты по всему этому безобразию, учащиеся почти что врачи. И самый главный секретный секрет (туалетным тв басом) "боевого применения" секретных заблюреных кабин... Garmin'овский навигатор из охотничего магазина на присоске в каком-нибудь Су-27. Надо же как-то до точки добраться, когда всё скрепное говно поотказывает, правда? Оно, к слову, почти никогда в полном объеме не работает как положено и все забивают, потому что, из-за архаичности и недружелюбности UX, популярностью у летного состава не пользуется, но в наличии быть обязано. Ситуация (у вертолетчиков), когда из всей доски будильников используются вариометр, баровысотомер, заводные часы и навигатор на телефоне - норма. Ну, еще, на Ми-8, иногда, могут самым высокотехнологичным датчиком (работающим на новейших физических принципах) из всех когда либо устанывливающихся на авиационной технике воспользоваться - визуальным датчиком обледенения (работает так же как и метеорологический кирпич).

    Вот тут, я тоже подозреваю (глобально, не местячково, как можно подумать из примера про российскую авиацию), что с современной техникой можно всё это кладбище динозавров реформировать так, что оно в одну коробку килограмм на 5 поместится за несколько тысяч долларов (а не десятков и сотен, да и то, с поправкой на мелкосерийку) и ноутбук. Ну еще КВ/УКВ радиостанция, может, отдельно останется, наверное. Но никто не захочет всё это в куче бюрократических бумажек ворошить, а владельцы свечных заводиков и поверяюще-сертифицирующие бездельники, так вообще, костьми лягут - палки в колеса совать будут. Главным аргументом будет: легаси, 50 лет, серьезная отрасль, взрослые технологии, "наука", "ребят" кормить надо. Для понимания, что реально нужно из оборудования, думаю, следовало бы изучить, что возьмут с собой сомалийские пираты, если им надо будет отойти чуть подальше, чем обычно, от берега.

    P.S. Про попильный Транзас, здесь упомянутый. Вспоминается история, когда они презентовали беспилотник (Дозор, вроде, назывался)... в котором без палева прятался живой пилот. Это все, что надо знать про "взрослую аппаратуру серьезных людей".


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +1

      Могу с уверенностью сказать, что описанные вами негативные моменты имеют место, но в очень небольшом объёме, не сравнимом с Российским Гос-оборон-заказом. В статье про регулирование я коснусь и этой темы. В вам следовало бы написать свою статью, одного этого комментария хватило бы на половину :)


      1. strelok369
        02.04.2023 09:55

        Если сформулировать коротко, когда вы уже знаете контекст, мне, скорее, было интересно, звонят ли моряки по iridium вместо использования "кассовых аппаратов" в обход архаичных процедур? Я бы делал именно так (радио, в которое говорить, скорее удобно, всё, что со своими экранами и печатающее, на мой взгляд, на сегодня - бред).

        Фото таких красивых у меня нет из-за специфики, стена текста на статью не похожа. Раскрывать инсайдеров не хочу, а отраслевых баек - много у меня. Большая часть - не лично мои. В последнее время, думаю, можно и спортивного питания покушать.


        1. Victor_Panic Автор
          02.04.2023 09:55

          по иридиуму звонят, ещё как. Тольки иридиум радиостанцию не вытеснит никогда, и одна из причин этому - за иридиум надо платить, и немало.


    1. DvoiNic
      02.04.2023 09:55
      +2

      Как ни странно, такие проблемы (легаси, необходимость "кормить заводы") есть не только у нас. Другое дело, что там, грубо говоря, [чаще всего] "воруют с результата", а не "вместо него". Хотя бывает и по-другому, конечно.
      Но в основном — проблемы с сертификацией (это длинный нудный процесс), нормативкой, запасами (и совместимостью с продукции с другими запасами), и тому подобные. С одной стороны это сильно тормозит развитие, с другой — расширяет уровень использования запасов. И тут выбрать оптимум — непростая задача.


      1. strelok369
        02.04.2023 09:55

        Я написал, что не только в России. Почему бы не подрезать всю сертификацию до разумных рамок, чтобы не кормить отару сертификаторов и монополистов? Всю приведенную аппаратуру можно заменить несколькими трансиверами в соответствии с полосой и SDR.


        1. DvoiNic
          02.04.2023 09:55
          +1

          тут же комплекс проблем, не только сертификация.
          например, совместив несколько устройств в одном — получим невозможность "частичной замены". Получится, что замена/ремонт станут дороже.
          Хотя и сертификация — это теоретически хоть какая-то гарантия, что прибор удовлетворяет набору требований. А в условиях, когда от этого прибора может зависеть безопасность этой и судна, и груза, и людей — это важно.
          Ну или "сделают супернадежный прибор", работающий без проблем 10-20 лет, наштампуют его "в достаточных количествах"+25% на замену — и? разрабатывать что-то, улучшающее "на 3%" — смысла нет. И выпускать тоже. Получаем угасание школы разработки (вплоть до утраты), замедление прогресса, закрытие заводов с потерей определенных квалифицированных кадров, технологий, спецоснастки и спецоборудования (какие-нибудь климатические камеры, создающие пресловутый "соленый туман" — ну кому они нужны если нет ни разработки, ни производства?).
          В общем, я вас понимаю, но подумайте о проблеме не только "со стороны прогресса".


          1. strelok369
            02.04.2023 09:55
            +1

            Преисполнился. Погуглил. Успокоился.
            Как всегда, всё уже украдено до нас.

            https://www.mdpi.com/2077-1312/10/1/118
            White paper по теме. То, о чем я подумал.

            https://www.army-technology.com/sponsored/back-to-the-future-with-coastal-and-maritime-mf-and-hf-radio-systems/. Как я понял это реклама решения для берегового базирования на 1kW. Видел по паре тысяч мелкие коробки на 25W, в их сертификации сомневаюсь. В общем, то, о чем я подумал, кажется, коммерчески уже существует.


    1. gremlin244
      02.04.2023 09:55
      +1

      Я подозреваю что в торговом флоте, а речь я так понимаю именно про него в статье, все эти огромные кучи всяких документов регулирующих все и вся (на каком нить балкере панамаксе различных бумаг может быть побольше чем в библиотеке небольшого городка), связаны с тем, что нужно как-то регулировать зоны ответственности за каждый косяк. Там все в этом плане нереально жестко — суровые юристы страховых бодаются с суровыми юристами чартера, портов, грузополучателя и черт знает кого еще, суровые юристы чартера бодаются с юристами судовладельца, портов и черт знает кого еще, судовладелец тоже не скучает. Короче мир хищников во всей красе.
      И чтобы какое-то ноу-хау добавить нужно учесть интересы такого количества сторон, что это вообще практически непосильная задача. Потому и идет все по принципу "работает — не трожь".


      1. Victor_Panic Автор
        02.04.2023 09:55
        +1

        несколько преувеличено, но примерно так


  1. courser
    02.04.2023 09:55
    +1

    Спасибо! Очень интересно, особенно как любителю радиоприёма


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      морские сигналы тоже принимаете?


  1. Kiber63
    02.04.2023 09:55

    Извините за занудство. Антенна в Inmarsat-C не микрополозковая , а микрополоCковая


    1. sim2q
      02.04.2023 09:55
      +1

      Извините за занудство.

      CTR+Enter на будущее


  1. kisaa
    02.04.2023 09:55
    +4

    Пролетающий над ним спутник системы коспас-сарсат примет сообщение, запишет в память и передаст на береговую станцию только тогда, когда будет пролетать над ней. Такова особенность этой системы

    Позволю уточнить: сервис коспас-сарсат обеспечивают как низкорбитальные, так и геостационарные спутники (например, на наших Электро-Л стоит такой ретранслятор). Так что ваше сообщение увидят в Международном центре уже через несколько минут после передачи. Единственный нюанс - определить (хотя бы неточно) местоположение АРБ за счет доплер-эффекта может только низкорбитальный аппарат, геостационар ввиду своей "неподвижности" может лишь ретранслировать GPS-координаты, которые передает сам буй (нового поколения).


  1. Debianer70
    02.04.2023 09:55
    +3

    Спасибо огромное за статью, я 11 лет отработал начальником радиостанции на рыбаках, еще до ИНМАРCАТов начинал (1991-2002).

    Киликия (позывной UENV, виден на одной фото) - проверил местоположение и был приятно удивлен, что она в наших краях сейчас (Приморский край, г. Находка).

    Кстати, раньше на судах (по крайней мере, на рыбаках) радиооборудование защищали лаком. Все платы были покрыты лаком с обеих сторон, чистыми были только разъемы. На палубе микрофоны мы одевали в презервативы. Натягиваешь хорошенько презерватив на микрофон, и вуаля. Было нормальной традицией у всех начальников радиостанции брать с собой в рейс штук 300 презервативов :)


  1. vagon333
    02.04.2023 09:55

    Ух, до боли знакомо. :)
    ХМУ ММФ, РТС 1987-1991, НВИМУ-НГМА 1991+ УЦО


  1. pae174
    02.04.2023 09:55
    +3

    Аварийный радиобуй

    Есть еще радиолокационные автоответчики SART . Никакой информации они никуда не передают а только слушают эфир на частотах судовых радиолокаторов. В случае обнаружения сигнала радиолокатора SART просто выдаёт в ответ пачку импульсов. В результате на радиолокаторе отображается пунктирная линия, указывающая направление (но не расстояние) и эта линия хорошо видна на фоне любых помех. Поисково-спасательный самолет видит такую штуку в море за 30-50 миль.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      Совершенно верно. А ещё есть АИС-ответчики :)

      О тех и других планирую рассказать в следующей статье.


  1. Pas
    02.04.2023 09:55
    +1

    Потрясающая статья, жду следующих выпусков!

    Как-то решил поизучать морскую радиосвязь, ибо море и два порта в зоне УКВ-приёма, заодно собрал полусамодельный AIS-приёмник, да настроился любительским трансивером на местный VTS-канал, так сказать, ухо потренировать.

    Raspberry PI 4 + dAISy HAT + AIS preamp + GNSS receiver
    Raspberry PI 4 + dAISy HAT + AIS preamp + GNSS receiver

    13-й канал на любительской радиостанции — местный VTS. На морскую H-class принимаю ситуативно
    13-й канал на любительской радиостанции — местный VTS. На морскую H-class принимаю ситуативно

    Задавались как-то вопросом: как спутники S-AIS принимают сигналы с такой площади и разбираются с коллизиями? Насколько я могу понять, с таким обзором, как у спутника, хитрый алгоритм избегания коллизий богатого шведского патентодержателя уже не работает и там приходится как-то хитро разбирать сигналы? Тот же ORBCOMM вообще не делится какими-то подробностями, только коммерческим буллшитом.


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55
      +1

      Спасибо!

      Тема интересна и для меня, в свободное от основной работы времени пытаюсь развивать свой хоббийный проект, как раз касающийся SDR радио и морских сигналов. Есть о чём поговорить при случае!


  1. maxwolf
    02.04.2023 09:55
    +1

    Спасибо, интересно! Можно пару вопросов?
    Чем радийным занимается радист в свободное от основной работы время? Ну, там, послушать, что творится в эфире (на 8131kHz или 11175kHz), проверить прохождение (свою собственную станцию можно брать "на работу"?)…
    Куда деваются все эти "обязательные" приборы после смерти? Есть какое-нибудь авито, где можно занедорого взять отслужившую свой срок морскую КВ/ПВ станцию?


    1. Victor_Panic Автор
      02.04.2023 09:55

      ЭФир в море давно никто не слушает, разве что - какие-нибудь упоротые фанаты, но таких мало. Среднестатистический в свободное время занимается тем же, чем и матрос - фильмы смотрит на ноутбуке.

      Когда я ходил в море - в свободное время собирал любительские схемы, да. Но это связано было с моим хобби, а не с моей должностью в экипаже. Т.е. был бы я поваром или штурманом - занимался бы тем же.

      Теме приборов после смерти будет посвящено сразу несколько больших абзацев в одной из следующих статей, ибо тут имеет место некий феномен :)

      Где взять занедорого станцию я знаю, но боюсь Вас это не заинтересует :) Вот например продаётся старая ПВ/КВшка без САУ (читай - некомплект), по бросовой цене в 10% от стоимости новой и половину нынешней рыночной. Всего лишь 120кР )))