Привет, меня зовут Дмитрий Хатин. Более 5 лет я активно работаю с платным трафиком. Мои цели и задачи это экспертиза, настройка, системная аналитика и отчетность для контекстной, медийной и таргетированной рекламы при продвижении сайтов и приложений.
Сегодня вашему вниманию хочу предложить достаточно важный материал на тему исполнения закона о маркировке рекламы. Конкретно поговорим о том, как рекламному агентству качественно выстроить свои отношения с ОРД (оператор рекламных данных) при оформлении отчетности по Актам с разаллокацией по договорам и креативам.
Итак, рассмотрим каким образом для исполнения закона о маркировке рекламы рекламному агентству требуется оформлять свои отношения с ОРД (оператор рекламных данных), чтобы избежать претензии и штрафы со стороны Роскомнадзора и ФАС.
Исходные правила
Каждый участник рекламной цепочки несет ответственность за исполнение Закона о маркировке рекламы
Каждый участник рекламной цепочки обязан регистрировать договора и акты в ОРД, а также оформлять разаллокацию (детализацию) по Изначальному договору между Рекламодателем и его первым Контрагентом.
По соглашению Сторон регистрация креативов и получение токенов в ОРД может быть закреплена за одним участником рекламной цепочки. В этом случае он обязан оформлять в ОРД дополнительно разаллокацию по креативам с выделением сумм и показов по каждому креативу.
По закону только изначальный Рекламодатель (статус Расходный договор) может делегировать оформление данных в ОРД (оператор рекламных данных) своему ближайшему Контрагенту
Рассмотрим стандартную классическую рекламную цепочку Рекламодатель-Агентство-Блогер*
* Блогер - это юридическое лицо, ИП либо физическое лицо, которое обладает собственными интернет-ресурсами для распространения рекламы:
- Сайты, аккаунты в соцсетях, YouTube-каналы, телеграмм-каналы и прочих интернет ресурсов, которые могут быть использованы каким-либо образом для размещения рекламных материалов
Сразу заметим, что пошаговые инструкции для рекламного агентства, которые будут приведены здесь для указанной цепочки могут быть спроецированы и интегрированы в иные (более развернутые) рекламные цепочки при размещении рекламных материалов в интернете.
Да, с определенной модификацией и нюансами, но с аналогичными действиями по сути.
Договора между участниками рекламной цепочки
Между Рекламодателем и Агентством заключен договор, в котором, в том числе, обозначена ответственности насчет того, что Рекламное агентство производит все необходимые действия для исполнения закона о маркировке рекламы (пример документов от экспертов по рекламному праву здесь) и несет материальную ответственность в случае претензий и штрафов Роскомнадзора.
Аналогичный договор заключен также в связке Агентство-Блогер, где прописаны права и обязанности сторон насчет исполнения закона о маркировке.
Для примера так выглядит контур медиа-плана в договоре Рекламодатель-Агентство.
После размещения рекламных материалов Рекламное агентство выставит бухгалтерский (бумажный) Акт № 1-100-3 от 16 апреля 2023 года о выполненных работах за март 2023 года
Первые шаги Рекламного агентства ДО размещения рекламных материалов в интернете:
Открыть аккаунт в ОРД (далее на примере ОРД Озон). Интерфейс у всех ОРД практически одинаковый, так как они все заточены под единые требования Роскомнадзора насчет маркировки рекламы.
Занести Контрагентов по своему Доходному договору. Почему важен именно Доходный договор подробно рассказано здесь
Оформить договора между Контрагентами (атрибуты договора в ОРД должны быть аналогичные реальному (бумажному) договору)
Далее при оформлении отчетности в ОРД со стороны агентства возможны два варианта:
Первый вариант: За агентством стороны Агентство-Блогер закрепили оформление креативов и получение токенов в ОРД
4. Загрузить креативы в ОРД и получить токены, которые будут использованы для непосредственной маркировки рекламных материалов в интернете
После окончания размещения в марте 2023 года рекламное агентство со своей стороны обязано до 30 апреля 2023 года отчитаться в своем ОРД по Актам и разаллокациям по Изначальному договору и креативам. Почему важен именно Изначальный договор подробно рассказано мною здесь
Верхняя часть Акта это атрибуты бухгалтерского (бумажного) акта, который выставит Рекламное агентство для Рекламодателя
Данные в ОРД должны занесены точь-в-точь, как в бухгалтерском акте.
Далее в Актах следует блок насчет разаллокации (детализации) по Изначальному договору. Должна быть указана сумма 90 000 рублей, так как именно она потрачена на маркировочную рекламу у блогера
Далее указывается разаллокация по креативам. Как указано выше у блогера на его интернет-площадке размещалось два рекламных материала - баннер Слон и баннер Бегемот.
Сумма в размере 90 000 рублей распределена пропорционально показам рекламных материалов. Статистика по показам должна будет предоставляться Блогером (надо это закрепить в договоре)
на основании систем аналитике сайта (например Яндекс Метрика)
В итоге все необходимые действия по первому варианту со стороны рекламного агентства выполнены
Второй вариант: За блогером стороны Агентство-Блогер закрепили оформление креативов и получение токенов в ОРД
В данном случае все действия Рекламного агентства будут аналогичны инструкциям, указанным в Первом варианте. Только лишь агентство теперь не будет заносить креативы и получать токены. А также в Актах агентство будет делать разаллокацию только по Изначальному договору - без разаллокации по креативам. Разаллокацию по креативам сделает Блогер у себя в ОРД.
Здесь подробный развернутый видеоматериал данной статьи с презентацией
В видеоматериале инструкции предоставлены в более развернутом виде, а также описаны случаи как поступать агентству, если Блогер (подрядчик) не умеет пользоваться ОРД и не сможет полноценно оформить договора, акты и креативы в ОРД несмотря на требования закона о маркировке рекламы, а его площадка (интернет-ресурс) крайне необходим агентству для продвижения рекламных материалов в интернете из-за наличия целевой аудитории.
Надеюсь, что данный материал будет полезен для вас в плане выстраивания своих отношений с ОРД и формирования своих рекламных цепочек при продвижении рекламных материалов в интернете.