В цикле статей про информатизацию вуза предлагаю статью про компьютерные классы в вузе. Мои статьи — это не реклама, но, если я рекомендую какое‑нибудь ПО в статье, значит у меня есть положительный опыт его использования, а там дело ваше использовать его или нет. Я призываю делиться информацией — давайте сделаем чуть легче и чуть лучше IT в вузах… я бы еще добавил… чуть добрей…

Компьютерные классы — это большая и сложная тема для вуза. Правильная организация работы в компьютерных классах способна сэкономить организации много денег, сил и нервов….

Основной проблемой компьютерных классов, на мой взгляд, является то, что компьютерный класс всегда принадлежит какой‑нибудь кафедре. Поэтому отсюда порождаются следующие проблемы:

  1. Компьютерный класс используется не в полной мере, так как проводятся занятия только определенной кафедры — нет рационального использования компьютеров;

  2. При всем уважении к ППС, НО! — большинство сотрудников университета не знают (или не заморачиваются) как и когда производить обслуживание, мониторинг состояния, ремонт и списание компьютерной техники, так как это не их специализация. Их работа учить, так пусть учат — зачем на них скидывать ту работу, в которой они ничего не понимают…

  3. При таком подходе всегда имеет место переизбыток техники, но ее всегда не хватает, так как часть компьютеров в классе работает, а часть не работает: либо ждет ремонт, либо ждет списания, либо компьютерный класс одной кафедры простаивает в то время как у другой нехватка компьютеров.

  4. Так как компьютерные аудитории располагаются в разных точках ВУЗа, it‑специалист тратит время на дорогу от одного класса к другому. Во время проведения занятий это может быть неудобно. Преподаватель, также тратит время на поиск специалиста и его ожидание, если во время занятий что‑то не работает.

И в общем, получается «местечковость» — кафедра как отдельное государство — оно не делится классами с другими кафедрами, или это происходит через бюрократический механизм вуза…

Скорее всего в данной статьей я не «открою Америку», может быть у многих всё организованно правильно и оптимально для их учебного процесса, но другие может и задумаются, и оптимизируют использование компьютерных классов. Напишите в комментариях как у вас организован этот вопрос, какие проблемы есть и как их решаете.

Итак, что я предлагаю, все просто — использовать систему блоков компьютерных классов. Опишу основные пункты предлагаемого подхода:

  1. компьютерные классы располагаются блоками: рядом, на одном этаже;

  2. компьютерные классы находятся под контролем одного IT‑отдела;

  3. компьютерные классы администрируются через единую систему управления;

  4. расписание занятий строится на основе общей базы компьютерных классов.

Когда компьютерные классы располагаются на одном этаже и находятся под контролем it‑отдела мы получаем следующие плюсы:

  1. Оптимизируется процесс построения ЛВС;

  2. Быстрое время реагирования на неисправность. IT‑специалист тратит меньше времени на передвижение и находится непосредственно на одном этаже, где располагаются компьютерные классы;

  3. Диалог преподавателя и IT‑отдела происходит более продуктивно (понятно куда идти и у кого спрашивать);

  4. Своевременное обслуживание, настройка, ремонт и замена компьютерной техники специалистами IT‑отдела;

  5. Компьютерные аудитории возможно одновременно сделать и мультимедийными и аудиториями общего доступа (доступ студентов и преподавателей после пар);

  6. Сокращение числа компьютерной техники, задействованной в учебном процессе и, соответственно, сокращение затрат на покупку, обслуживание, модернизацию ремонт и т. д.

Когда расписание занятий строится на основе общей базы компьютерных классов мы получаем:

  • более частое и рациональное использование компьютерных классов в расписании за счет проведения занятий разных кафедр;

  • актуальную статистику: сразу видно, как часто используются компьютерные классы и кем

Модель использования примерно описал, теперь пройдемся по архитектуре.

Во‑первых, вы должны понимать какое ПО используется в учебном процессе вуза.

Во‑вторых, как это ПО можно запускать — на терминальном сервере либо только локально.

Поэтому чтобы определить стек ПО необходимо:

  1. собрать с кафедр списки необходимого ПО,

  2. в результате изучения списка определить метод запуска (на терминальном сервере либо локально).

Опишу на примере 1с — на кафедре экономики преподают 1с, для этого необходимо иметь лицензии на:

  1. «1C:Предприятие 8. Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях. Электронная поставка».

  2. MS SQL Server.

  3. MS Windows Server.

«Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях» имеет очень низкую цену и включает в себя: платформу «1С:Предприятие 8», лицензию на сервер «1С:Предприятия 8 ПРОФ» (x86–64), клиентскую лицензию на 20 рабочих мест, а также 9 конфигураций (Бухгалтерия предприятия», «Управление торговлей», «Зарплата и управление персоналом», «Управление нашей фирмой», «Документооборот КОРП», «Бухгалтерия государственного учреждения», «Зарплата и кадры государственного учреждения»), стоит всего 20 тыс. руб. Все продукты, включенные в Комплект — это полнофункциональные коммерческие конфигурации без каких‑либо ограничений.

Значит вам необходимо развернуть:

  1. 1с сервер, где будут храниться учебные базы 1с (железный сервер будет быстрее),

  2. терминальный сервер, где студенты будут запускать базы через тонкий клиент (виртуальная машина здесь будет оптимальной).

На рабочих местах вам необходимо будет только rdp‑подключение к терминальному серверу, следовательно, в данном кейсе можно использовать тонкие клиенты. Но в других случаях может использоваться тяжелое ПО, которое вроде бы не запуститься на терминальном сервере, например, Autocad и Компас, и здесь надо использовать обычные ПК на Windows и с видеокартой. Но так ли это — на самом деле?? Есть другой путь — использовать сервер и видеокарту для виртуализации, например, NVidia Tesla M60 (это довольно старая модель, но у меня есть статья про опыт использования именно ее). Получается терминальный сервер можно использовать практических для любого ПО, но все же я бы сделал две конфигурации компьютерных классов:

  1. На основе тонких клиентов

  2. На основе обычных ПК с видеокартами, на которых можно запускать CADовские приложения.

Для тонких клиентов я буду советовать использовать российскую ОС от тольятинских разработчиков – WTware[ссылка удалена модератором] – она есть в реестре российского ПО. Это довольно простая ОС, которая работает по принципу – настроил и забыл. Она выполняет только функцию подключения к серверу по протоколам: RDP, VNC – как раз то, что надо при использовании терминального сервера. Лицензии постоянные, недорогие, имеется форум – большое сообщество, информации вагон и простая настройка, установка занимает – 5 минут. Чуть позже сделаю статьи про WTware. Проект действительно хороший, и можно пожелать им только успехов и развития!

Теперь давайте поговорим, что же такое система управления компьютерными классами – под этим понятием я подразумеваю небольшую программку, в которой есть:

  1. список компьютерных классов

  2. список ПО для компьютерных классов

  3. авторизация через AD

  4. функция запуска приложений

  5. формирование «рабочего стола пользователя»

Наши программисты разработали небольшое приложение, которое мы используем на терминальном сервере. Оно запускается автоматически при входе пользователя на терминал, за это отвечает соответствующая настройка учетной записи в AD:

В результате пользователь при входе на терминальный сервер видит список приложений, которые ему доступны:

Данный список настраивается в административной части:

  • создается список ПО с путями — путь до exe‑шника на терминале.

  • создается группа пользователей, связанная с SSID группы в которую входит пользователь в AD, и ей добавляется соответствующее ПО.

Теперь давайте рассмотрим логическую схему архитектуры.

Помимо RDS фермы, возможно использовать и VDI — для того ПО, которое не имеет сетевых лицензий или для определенных задач, где использование отдельной виртуальной машины более целесообразно ‑например, для обучения разработки ПО.

Подскажу еще один момент с лицензиями на ПО — часть лицензий программные, но часть usb. В качестве сервера лицензий лучше использовать виртуальную машину, а usb‑лицензии можно прокинуть туда с помощью железки — Digi AnywhereUSB или посредством ПО USB Redirector.

Теперь давайте разберем что должно быть компьютерном классе:

  1. ПК (с веб‑камерами) либо тонкие клиенты,

  2. Система видеонаблюдения,

  3. Мультимедийная система: телевизор (65 дюймов и выше) и видеокамера для того, чтобы преподаватели могли создавать учебный видеоконтент.

Система видеонаблюдения в компьютерных классах предотвратит кражу и порчу техники, а также будет способствовать удовлетворительному поведению учащихся на занятиях.

Мультимедийная система компьютерного класса вместе с видеокамерой может применяться преподавателями для создания видеоконтента.

Сделаю уточнение — отдать компьютерные классы it‑отделу значит увеличить количество сотрудников в it‑отделе.

Но данный кейс применим для общих случаев, если же компьютерный класс задействован как лаборатория с использованием дополнительного лабораторного оборудования, подключенного к ПК, то здесь компьютерный класс должен быть уже под властью кафедры.

Комментарии (8)