Мы в APIsender уже поднимали вопрос негатива на рекламные месседжи в одной из статей. Хотя все ненавидят такие рассылки, они всё равно работают. Сегодня поговорим о похожем инструменте со спорной этичностью ― об агрессивной рекламе. Разберем, какие плюсы есть в агрессивном продвижении, и почему с ним нужно быть аккуратным.
Когда агрессивный маркетинг можно назвать эффективным? В маркетинге принято отталкиваться от болей клиента. Но ведь никто не запрещает давить на них. Люди запоминают бурные эмоции, а негативные они или позитивные ― для некоторых компаний не так важно.
Предлагаем вам вместе вспомнить времена сомнительной рекламы, и заодно обсудить, в каких случаях агрессия и спам дают результат.
Коротко об агрессивном маркетинге
Бизнес ― это не только про рутинную и спокойную работу. Иногда для продвижения своих продуктов нужно прибегать к креативности и рекламе «на грани».
Что привлекает внимание большинства? Правильно: секс, деньги, юмор, провокация. Яркие тона и кричащие заголовки с подтекстом привлекут внимание. Даже если это походит на неудачное начало ролика оранжхаба с Алиэкспресса. Если цель — обратить на себя внимание, то это будет работать.
Агрессивный маркетинг можно диверсифицировать на:
● демпинг (искусственное снижение цен на товары);
● бесплатное предоставление услуг;
● акции по типу «покупай два товара, плати за один»;
● скандальная реклама;
● спам-рассылки.
Главная задача в таком продвижении ― за одно касание получить эмоциональную отдачу. Как следствие, при правильной воронке будет и отдача в деньгах.
Помните, что негатив к бизнесу был, есть и будет. Иногда можно сыграть на этом негативе и получить потенциальных покупателей. Агрессивный маркетинг «стреляет быстро и попадает в цель». Но нужно быть готовым к тому, что предсказать результат от такой рекламы будет сложно.
Поэтому советуем использовать такую рекламу, если:
● выходит новый товар или услуга;
● речь идёт об оправданном риске;
● приходится бороться с заведомо сильным конкурентом;
● вы планируете распродажу или хотите остановить сезонное падение продаж;
● аудитория изучена, её боли и реакции вам понятны.
4 известных компании с агрессивной рекламой
Что приходит на ум, когда вы думаете о «грязных приемах» в рекламе? Наверняка, война Pepsi и Coca Cola, издевательства Burger King над Mcdonald's, лозунг пылесосов LG «сосу за копейки».
Некоторые крупные фирмы принесли государству проблемы из-за своей агрессивной рекламы и спам-рассылок, запомнились конкурентными противостояниями или тем, как гениально обыграли собственные ошибки.
Мы собрали ностальгический ТОП случаев, когда крупные компании играли в игры за внимание пользователей.
«Евросеть: цены просто ох**ть»
Эта фирма знатно похулиганила в начале 2000-х. Реклама была настолько вызывающей, что были заведены уголовные дела. Претензии были от ФАС — всё из-за матерных слоганов вроде «цены ― просто о***ть».
Но на этом компания не останавливалась. Вы наверняка помните, как в 2002 году Евросеть запустила игру на раздевание: приди в салон нагишом и получи бесплатно сотовый телефон. Предложение вызвало интерес и диаметральные реакции. Но в салон за телефоном всё-таки приходили.
В 2007 году сайт фирмы попал в руки команды Артемия Лебедева. Результат: появились предложения «покупать вещи не для лохов», «слушать музло», «оторвать ж**у от стула» и «участвовать в очередной халяве».
Всё это создало Евросети эпатажный имидж. И хотя к 2023 году компания усмирила хулиганские порывы, люди до сих пор помнят те времена, покупают товары в салонах и в интернет-магазине.
Pepsi: «Мы любим Coca Cola»
Мы помним, что Пепси десятилетиями конкурирует с Coca Cola. Это неудивительно, ведь по составу и применению эти безалкогольные напитки похожи: выпей с закрытыми глазами оба напитка и не почувствуешь разницу. У них одна аудитория, но Cola появилась на рынке на 12 лет раньше.
Но пока Cola вербует Санта-Клауса для поздравления клиентов с Новым годом, Pepsi не боится играть по-грязному.
На Хэллоуин компания выпускала рекламу банки своего напитка в плаще Coca Cola, занимала баннеры возле колы с надписями «мы везде», сравнивала себя с главным конкурентом и даже признавалась ему в любви.
Сама Cola на эти провокации не отвечает. Оно и логично — у лидера рынка есть дела поинтереснее. Но в какой-то момент эта агрессивная реклама сделала Pepsi главным конкурентом фирмы. Согласитесь, у каждого есть друг, который больше предпочитает не классическую красную банку с Санта-Клаусом.
Burger King: «Пшлнх Мкднлдс»
Ещё одна война брендов происходила между ресторанами быстрого питания Burger King и уже ушедшим Mcdonald's. Целью рекламы всегда было высмеять конкурента и возвыситься над ним.
Маркетологи Burger King выбрасывали символ конкурента в мусорку, выставляли его извращенцем в плаще, делали туалетную бумагу с логотипом. Такая агрессивная реклама заходила на ура — целевая аудитория ресторанов быстрого питания была молодежь, которая ценила интересные выпады компании.
Sunlight: мы всё ещё закрываемся
Эта фирма стало живой легендой в мире рекламы. Ежедневно на радио, в соцсетях, спам-рассылками на телефон и рассылкой сообщений в WhatsApp Sunlight сообщает о скором закрытии и ликвидации товаров по запредельно низким ценам. И это продолжается уже с 2017 года.
Все давно поняли, что это — просто маркетинговый ход компании для повышения продаж. Пользователи сами поддерживают их раскрутку, а компания открыла по России уже больше 350 точек продаж.
Такими примерами агрессивного маркетинга можно вдохновляться. Но мы хотим напомнить:
Злоупотреблять агрессивным маркетингом, особенно на ранних этапах продвижения, не стоит. Даже крупные бренды делали всё это на свой страх и риск. Помните, что всегда существует вероятность вспыхнуть ярко, но быстро прогореть.
Еще примеры агрессивного маркетинга с юмором
Агрессивная реклама бывает смешной, пошлой и при этом забавной.
К примеру, сеть японских ресторанов Ёбидоёби не стесняется называть свои предложения «Куни Ли», «Си Сяка», «Чпо Ки». Компания буквально играет на сексуализации.
Фирма Индилайт записала целый гастрономический рэп-альбом, который От и До посвящён индейке.
Агентства недвижимости не стесняются обыгрывать квартирный вопрос: «Хотите внуков? Купите детям квартиру». Или даже так:
Фитнес-центры давят на статистику по ожирению, добавляя в баннеры сомнительные картинки. Бренды носков и вовсе призывают покупателей выделяться.
Немного слов о спам-рассылке
Один из вариантов показать агрессивную рекламу клиентам — СПАМ. Слово «спам» приобрело негативный оттенок. Его считают дурным тоном, за него банят, а аудитория выдаёт однозначное «фи». Вот только есть один момент: даже на коды подтверждения клиент, бывает, кидает жалобы.
Сам термин SPAM появился в послевоенные годы прошлого столетия.
Историческая справка. Консервы «SPAM» (сокр. от «Spiced ham») во время второй мировой входили в состав войсковых пайков и выпускались в огромных количествах.
После окончания войны остались целые залежи этих SPAM-консервов. У компании Hormel Foods встал выбор: либо утилизировать, либо срочно избавляться от жестяных баночек. Предприимчивое руководство выбрало второй вариант.
Рекламная кампания оказалась навязчивой: за десятилетия были задействованы все возможные варианты продвижения.
Сейчас СПАМ — скорее про навязчивую рекламу в email, мессенджерах, соцсетях, холодных обзвонах.
К слову, в России за СПАМ предусмотрена административная ответственность. Это указано в законах «О рекламе» (N 38-ФЗ), «О персональных данных» (N 152-ФЗ) и «О связи» (N 126). За СПАМ наказывают немаленькими штрафами.
Бум СМС-спама прошёл ещё в начале 2010-х годов, как раз после принятия этих законов и поправок к ним. Теперь от сообщений в мессенджерах и email есть возможность отписки.
Интересный момент — само понятие СПАМа каждым трактуется по-разному. Но что особенно раздражает людей — СПАМ преследует их в смартфоне.
Хочется этого или нет — без рекламы не будет бизнеса. Не будет бизнеса — не будет разнообразия товаров и услуг, к которому все так привыкли. Следовательно, у компаний не будет денег на зарплаты, с которых всё покупается. Иногда компании будут прибегать к агрессивной рекламе просто для того, чтобы выделиться.
Hidden text
Хотите запустить свою агрессивную (или более сдержанную) рассылку? В сервисе APIsender вы найдёте для этого все инструменты. Но пользуйтесь агрессивной рекламой с умом и помните, что негатив ― это тоже фидбэк, который нужно правильно отработать
В следующих статьях расскажем о самых странных и примерах спама, которые принесли компаниями миллионы.