В 2021 году государственные расходы Евросоюза на НИОКР превышали 100 млрд долларов. В лидерах были Люксембург, Дания и Германия. Однако прямое финансирование — не единственный способ, которым европейские страны стимулируют инновации. Посмотрим, какие решения используют разные государства, и какие из них самые популярные и эффективные.
Продуманное законодательство и инфраструктура
Одна из популярных мер — усиление правовой защиты частных изобретателей, в том числе в качестве наемных сотрудников. По части служебных изобретений существуют различные подходы. Например, в Швейцарии изобретение признается служебным вне зависимости от его патентоспособности, а в Великобритании, Германии и Франции компании могут выплачивать дополнительный ежемесячный гонорар всем задействованным в разработках сотрудникам. Впрочем, это относится только к тем, кто выполняет госзаказы на НИОКР.
Также при помощи законов государства усиливают взаимосвязь между наукой и производством, чтобы разработки реально влияли на экономический рост. В Великобритании для этого прорабатывается концепция технологических платформ:
Бизнес сам определяет наиболее перспективные и интересные инновации;
Проходит упрощение бюрократических процедур, связанных с НИОКР и передачей прав;
Появляется возможность привлекать финансирование сразу из разных источников.
По пути создания технологических площадок и научных центров пошла и Франция. Крупнейшим является научный парк Sophia Antipolis, объединяющий различные компании из области биотехнологий, электроники и других направлений. Площадь технопарка составляет 2400 гектар.
Прямое финансирование
В странах есть отдельные органы по финансированию инноваций. Во Франции это Национальный Центр научных исследований. Раньше также существовало Агентство содействия научным исследованиям (ANVAR) — оно занималось поддержкой малых и средних предприятий. В Швеции существует Региональный фонд развития, а 15 компаний входят в Европейский фонд содействия предпринимательству. Последний в том числе оказывает большую поддержку по части интеллектуальной собственности. Общим для ЕС органом по изучению и спонсированию разработок является Еврокомиссия.
В среднем национальные органы могут покрыть до четверти всех затрат и половины затрат на внедрение. Компании и отдельные изобретатели добиваются 50% финансирования своих разработок. Иногда покрываются только определенные затраты. Например, в Германии компенсируется до 40% расходов на зарплаты сотрудников малых и средних предприятий. Прямое финансирование НИОКР также присутствует и покрывает до 30-40% затрат, как и финансирование внедрения технологий в размере 50%.
Некоторые страны прибегают к конкурсному финансированию, победители которого могут покрыть до 50-75% всех своих затрат. Например, такая схема действует в Великобритании. Прямым финансированием активно занимаются страны с высоким уровнем научно-технического развития — Германия, Швеция, Финляндия. При этом в этих государствах почти отсутствуют налоговые льготы — поддержка конкретных разработок позволяет эффективнее влиять на развитие экономики и её отдельных отраслей.
Налоговые льготы
Ряд стран предоставляет льготы за регистрацию патента. В Австрии, Бельгии, Германии, Швеции и Швейцарии предусмотрена частичная компенсация затрат на патентование для независимых изобретателей. Уплату пошлин можно отсрочить или вовсе исключить, доказав отсутствие собственных средств. Законодательство Австрии отдельно предусматривает послабления в уплате пошлин по заявкам, напрямую относящихся к получению или экономии энергии.
Во Франции распространен “налоговый кредит” на исследования. Если предприятие активно занимается НИОКР, то оно будет платить меньше налога на прибыль.
Широкие возможности по получению налоговых льгот при проведении НИОКР существуют в Испании — там рассчитывать на помощь государства могут предприятия любого размера. В Великобритании, напротив, механизм есть только для малых и средних предприятий, но и крупные компании могут рассчитывать на получение гранта.
Поддержка стартапов
Ряд европейских стран отличается выраженной поддержкой технологических стартапов. Например, в Эстонии 66% предпринимателей посчитали хорошей правительственную поддержку и инициативы. Эстония же — одна из наиболее развитых в цифровой сфере стран ЕС. В индексе экосистемы стартапов Эстония занимает 14 место в мире и первое место в Восточной Европе. Одна из эффективных мер — запущенное в 2014 году электронное резидентство. Оно позволяет не эстонцам создавать компании, получать доступ к банковской системе и т. д. Также существует стартап-виза, а на развитие стартапов отдельно направлена инициатива Startup Estonia.
Активным развитием стартапов занимаются и другие страны Балтии — Литва и Латвия. Например, в Литве существует программа Startup Lithuania — она помогает создавать стартапы в стране предпринимателям не из Евросоюза. В Вильнюсе в 2018 году был открыт первый в Европе блокчейн-центр, что выводит Литву в лидеры в области блокчейна. Среди успешных стартапов — MailerLite, Vinted, Integrated Optics. В глобальном рейтинге экосистем стартапов Литва находится на 17 месте.
В Болгарии упор делается на поддержку малых и средних предприятий. В 2018 году государство выделило на развитие предпринимательства 150 млн евро, а Евросоюз в рамках программы JEREMIE вложил в Болгарию порядка 1,5 млрд долларов.
В целом многие страны ЕС развивают инновации путем привлечения “цифровых кочевников” и упрощения ведения бизнеса для нерезидентов. Еще один эффективный пример такой политики — Португалия. Государственная стратегия StartUP Portugal поощряет открытие нового бизнеса, в том числе иностранцами. Стартапам предлагаются различные альтернативы банковских кредитов, существует некоммерческая ассоциация по поддержке стартапов Startup Lisboa.
Примеры государственной поддержки
В одном из своих докладов ВОИС представляет несколько примеров явного влияния государственных решений на развитие технологий той или иной области.
Самолетостроение. В XX веке как минимум во Франции, Великобритании, Германии и Италии были созданы специализированные государственные исследовательские организации для авиационных исследований. Эти же страны спонсировали крупные международные выставки, где представлялись новейшие достижения отрасли.
Полупроводники. Эффективной была политика США в области полупроводниковой промышленность, о чем мы уже рассказывали. Европа — это скорее негативный пример:
Крупные средства стали выделяться слишком поздно, когда нужно было уже догонять американские компании;
Полностью отсутствовали военные контракты. Те средства, которые все-таки выделялись государством, редко были направлены на коммерческое применение;
Государственные исследовательские лаборатории были сконцентрированы на фундаментальных, а не прикладных исследованиях;
Политика в области субсидий, нетарифных барьеров и конкуренции была направлена на поддержку только крупных госкорпораций;
При этом деятельность госкорпораций была сильно ограничена фрагментированностью европейского рынка.
3D-печать. По аналогии с США, поддержка этой отрасли Евросоюзом выразилась преимущественно через прямое финансирование (за 2007-2013 год было выделено 225 млн евро) и работу над стандартизацией.
Робототехника. Достаточно эффективной оказалась деятельность ЕС по части развития робототехники:
Созданы научно-исследовательские учреждения, такие как Швейцарский национальный экспертный центр по исследованиям в области робототехники, ставший объединением целого ряда лабораторий;
Осуществляется прямое финансирование и упрощение инвестиций. Например, во Франции существует Фонд стартовых инвестиций Robolution Capital.
Поощрение сотрудничества между центрами и компаниями. Например, программа Евросоюза «Горизонт 2020» в области робототехники была направлена на междисциплинарные государственно-частные проекты.
Дополнительно большое внимание также уделяется стандартизации.
Что в итоге
Это лишь небольшая часть методов и практик, которые используют государства Европы для стимулирования инноваций. Большое значение имеют госзаказы, общий налоговый режим, логистические цепочки и наличие в той или иной стране доступа к нужным ресурсам и т. д. Так или иначе развитие инноваций напрямую связано с развитием бизнеса. Сейчас основное внимание уделяется именно прикладным исследованиям и вопросам внедрения технологий.
P.S. В нашем телеграм-канале мы разыгрываем бесплатную регистрацию товарного знака и другие призы. Приглашаем принять участие.
О сервисе Онлайн Патент
Онлайн Патент – цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн-поддержку специалистов.
Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм-канале.
Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте.