Скриншот с рекламы бренда
Скриншот с рекламы бренда

Компания, ставшая в будущем «Техносилой», была основана в 1993 году, когда предприниматели Вячеслав и Виктор Зайцевы открыли в столице первый магазин бытовой техники и электроники. Сначала фирма называлась СВ, в 1997 прошел ребрендинг и компания стала официальной «Техносилой». Основатели выбрали для фирмы символ — супергероя «Техномена», воплощавшего идеи технологичности, силы и стабильности.

Изначально фирменная цветовая гамма была несколько иной... Источник: скриншот из рекламы 1998 года
Изначально фирменная цветовая гамма была несколько иной... Источник: скриншот из рекламы 1998 года

Вячеслав Зайцев в интервью Ъ в 2007 году рассказывал о процессе формирования корпорации так:

  • инициатором создания бизнеса был он («Брату после окончания института предлагали остаться в аспирантуре, а я ему предложил участие в бизнесе. Я не заставлял, не уговаривал, просто пригласил»), но управление первое время осуществлялось совместно, что вызывало некоторые внутренние трения;

  • в конечном счете — было предложено сконцентрировать все механизмы в руках Вячеслава, на что брат Виктор согласился («…у нас семейные отношения всегда были выше бизнеса. А это не очень хорошо для дела. Получается эдакая демократия, переходящая в анархию. Мы друг другу не подчинялись — оба собственники и каждый самый умный. Получалось, что нас у руля было двое, оба равноправны и делим бизнес пополам, но при этом каждый рулит по-своему. Со временем стало понятно, что должен кто-то один остаться. И в какой-то момент мы договорились, что всем управляю я. Трений и разногласий не было, брат легко с этим согласился. Мы оба понимали, что для бизнеса так будет лучше…»);

  • когда брат вышел из бизнеса, Вячеслав пригласил новых людей на должности менеджеров. Результат был неплохим: в 2006 году компания показала 69% роста, а оборот фирмы оценивался в миллиард долларов.

В 2005 году — корпорация стала одной из первых осваивать интернет, создав сайт tehnosila.ru. Не забывали в фирме и о развитии оффлайновой сети: в 2008 году по всей стране были открыты 23 новых магазина (всего сеть на тот момент насчитывала 242 торговые точки — как собственные, так и франчайзинговые).

Всем запомнилась яркая реклама бренда с преобладанием желтого цвета
Всем запомнилась яркая реклама бренда с преобладанием желтого цвета

Как осуществлялось управление брендом «Техносила» до 2009 года? Товарным знаком владела «Группа компаний СВ», в которую входила не только сеть технологических магазинов, но и строительная фирма, логистический оператор и «Мультибанк».

Однако в 2008 грянул кризис, рынок электроники просел. И у «Техносилы» начались некоторые проблемы.

В 2009 году Ъ сообщил о том, что владельцы «Группа компаний СВ» были вынуждены заложить 49% сети «МДМ-Банку» (на его долю приходилась почти половина задолженности группы — то есть около 161 млн долларов, которые были выданы под залог недвижимости и товарного знака). Также в числе кредиторов «Техносилы» были: Samsung — долг около 50 млн долларов, LG — 20 млн долларов, Bosch-Siemens Hausgeraete и Electrolux — примерно по 10 млн долларов, Philips — 5 млн евро, и многие другие. 

В 2010 году с «Техносилой» происходили масштабные изменения:

  • весной 2010 собственником компании стал ее крупнейший кредитор «МДМ-Банк»;

  • затем корпорация перешла к группе Dauria.

Формат сделки новый собственник «Техносилы» Михаил Кокорич описывал так: «Старые компании, которые входили в группу СВ, я не покупал. Эти компании сейчас находятся в процессе банкротства. А я являюсь для них таким же кредитором, как и ряд банков. Те компании, которые сейчас ведут деятельность, это компании, входящие в принадлежащую мне группу «Даурия». Они до прошлого года вообще не существовали». Кокорич указывал на то, что с технологической точки зрения приобретенный им актив — очень продвинутая фирма («в плане логистики, управления ассортиментом, формата»).

Даже распродажи не спасли бренд
Даже распродажи не спасли бренд

В конце 2011 Dauria (после судебного признания «Техносилы» банкротом) погасила все долги компании перед кредиторами. Магазины сети вновь открыли свои двери для покупателей. 

В сентябре 2012 года Dauria передала права аренды части магазинов «Техносилы» прямому конкуренту сети — компании «Эльдорадо». Как отмечал Ъ, таким путем корпорация пыталась сократить число неэффективных (с финансовой точки зрения) торговых точек. Каждый реализованный объект оценивался в 1,26 млн долларов, а итоговая сумма сделки составила 50 млн долларов.

Позже Dauria продала «Техносилу». Ее новым владельцем стал пeтербургский миллиардер Виктор Гордейчук (он же управлял компанией «Техношок»). Первым его шагом как собственника стало слияние «Техношока» и «Техносилы». Объединенная сеть состояла из 122 магазинов с площадью 230 тысяч квадратных метров (выручка по итогам 2014 оценивалась в 27 млрд рублей без НДС).

Гордейчук недолго владел совместным предприятием. В 2016 году он вышел из бизнеса, передав свою долю корпорации «БИН» миллиардера Михаила Гуцериева, который в течение всего 2016 года скупал активы подобного толка («Эльдорадо» и «М.Видео»).

Предприниматель интегрировал магазины «Техносилы», чье количество в 2017 году составляло всего 72 точки, в «Эльдорадо» и «М.Видео».

Так выглядела заглавная страница интернет-магазина незадолго до закрытия
Так выглядела заглавная страница интернет-магазина незадолго до закрытия

После поглощения «Техносилы» — от корпорации остался только интернет-магазин, который был вскоре тоже закрыт.

Чем еще известна «Техносила»?

Она одной из первых начала продвигать технику под собственными торговыми марками:

  • бренд Techno собирался на заводе Vestel в г. Александрове (Владимирская область) из импортных комплектующих, включал — телевизоры с диагоналями 14-29 дюймов, DVD-плееры, комплекты домашних кинотеатров;

  • бренд Wellton — создавался в Восточной Европе, Турции, Корее и Китае. Ориентировался на нижний ценовой сегмент, касался преимущественно малой бытовой и «белой» техники (стиральные машины, холодильники, микроволновые печи и так далее) и продавался на только в «Техносиле» (как тот же Techno), но и в других сетях;

  • бренд EconoLink — данных об этой категории техники не так много (чаще всего продукцию под этим товарным знаком обсуждают, когда рассказывают, например, о пультах дистанционного управления или сетевых фильтрах);

  • бренд SOUND PRO — под этой торговой маркой производилась бюджетная акустика;

  • бренд EL FRESCO — под этим брендом была представлена малая бытовая техника для кухни. Например, чайники.

А что интересного с интеллектуальной собственностью?

«Техносила» была крайне популярна:

  • в магазинах сети постоянно звучал собственный гимн, исполненный Филиппом Киркоровым в 2001 году и включенный даже в его альбом «Я за тебя умру» (Техносила — все для вас! /  Техносила — каждый час! / Техносила сильно, очень, очень сильно, / Техносильно любит нас!);

  • собственникам корпорации принадлежали многочисленные товарные знаки (и это не только «стандартные» текстовые бренды сети и производимой продукции, наименование интернет-сайта tehnosila, но и, например, образ того же внутреннего брендированного супергероя, напоминающий внешне чем-то Бэтмена).

Исключительное право на эти бренды либо истекло, либо истечет в ближайшие годы.

О сервисе Онлайн патент:

Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам: 

Комментарии (43)


  1. Moog_Prodigy
    12.07.2025 23:51

    Туда ей и дорога, как и эльдорадо и мвидео (еще трепыхается). Наглые, жадные барыги, потерявшие любые остатки совести и честности.


    1. Dewey
      12.07.2025 23:51

      У каждого, конечно, свой жизненный опыт, лично у меня такие впечатления сложились только от "МВидео". Причём и раньше, и сейчас они примерно одинаковые.


      1. maximkomarov33
        12.07.2025 23:51

        Да, мелкие сети задыхаются, Эльдорадо после слияния с М-Видео стали монополистами, но скоро Маркетплейсы всех задавят, жаль только сотрудники магазинов теряют работу.


        1. tlmres
          12.07.2025 23:51

          Вот нисколько не жаль сотрудников подобных магазинов. Во первых пойти на такую работу себя не уважать. Во вторых матера по навязыванию "очень нужных" дополнительных товаров и услуг, доп. гарантий и т. д. пусть лучше на завод идут, а то говорят у нас какой-то там "дефицит кадров", а столько народу непойми чем заняты.


          1. IvanovPetrovSidorov
            12.07.2025 23:51

            Присоединяюсь - разводят не моргая, впаривают то, что скажут, а не то, что реально нужно. Чем меньше их будет, тем чище воздух


          1. linakun
            12.07.2025 23:51

            Я вчера забирал интернет заказ в DNS и пока ждал заказ смотрел как мужичок собирал ПК и устанавливал туда Яндекс Браузер и остальное сопутствующее ПО. На шутливый вопрос "а зачем?" ответил грустно "Надо".


      1. PPRT_E
        12.07.2025 23:51

        Не народное название быдлорадо. Кто поумнее, туда даже не заходил.

        А мвидео это же альфагруп, такая же помойка как альфа банк. И пятёрочка.


        1. tlmres
          12.07.2025 23:51

          Первое время были в диковинку конечно. Зайдешь и глаза разбегаются, сейчас ничем не удивишь, да и навязчивые консультанты с "вам подсказать что-нибудь", "что то конкретное искали" жутко бесят, и уважающий себя покупатель туда просто не зайдет. Просто их время ушло.


        1. lanskoy
          12.07.2025 23:51

          А что не помойка?


          1. PPRT_E
            12.07.2025 23:51

            Мне нравится онлайнтрейд, например. В том же ДНС покупал витринную технику, тоже нормально.


        1. Mike-M
          12.07.2025 23:51

          И цвет у них одинаковый - кровавый красный )


    1. DiGiCom
      12.07.2025 23:51

      не давно был в мвидео, там продавцов - нормальные парни, больше чем покупателей. их прям очень очень много. что они там делают?


      1. xSVPx
        12.07.2025 23:51

        Впаривают допы. Предлагали мне перепрошить копеечный мп3 плеер новой прошивкой за хреналиард денег.

        Ну и крышки к микроволновкам продают итд итп.

        Лет 10 назад хотел купить 3д телек. С третьего визита(был тогда по пути в офис) мне всё-таки включили посмотреть как он. Но вместо затворного самсунга поляризационный lg что-ли....

        ЗЫ. Но какой-нибудь днс ничем не лучше. Помойка та ещё.


        1. DiGiCom
          12.07.2025 23:51

          но в мвидео куча людей занимается ерундой. (могли бы и на "завод" пойти работать). в днс, я видел, на весь зал пара менеджеров, к ним очередь стоит.


          1. Vsevo10d
            12.07.2025 23:51

            Хм, в моем опыте в МВидео люди хотя бы что-то могли рассказать про товар (после отвлечения их от беседы, да, что после десятилетий "подсказать вам?" смотрится странно), а в днс на вопросы начинают гуглить товар.

            Но я сам за сети, я из тех людей, которым а) надо посмотреть вживую некоторые нюансы (сборку, эргономику, число и положение портов), б) хочется взять с полки, купить и начать пользоваться, а не ждать четыре дня и думать наперёд, на какой адрес направить таджика - дома я буду, на работе, ещё где.


            1. PPRT_E
              12.07.2025 23:51

              В м-видео видел как менеджер прыгал на пылесосе, чтобы продать его пенсионерам. Посмотрите, какой крепкий dieson!


              1. OGsplendid
                12.07.2025 23:51

                Это, возможно, был я. Если речь о 2008-2009 годах


      1. TimID
        12.07.2025 23:51

        Современный ИТ-вузы готовят слишком много "просто айтишников". Их удел - быть офисным планктоном или работать в ретейле.


    1. conrad98
      12.07.2025 23:51

      Хм...

      Вообще-то и по сути, все кто перепродаëт продукцию не своего производства - барыги)



  1. vasyakrg
    12.07.2025 23:51

    Всегда с удовольствием читаю такие статьи. История однако…

    Опечатка:

    и продавался на только в «Техносиле» (как тот же Techno), но и в других сетях;


  1. tlmres
    12.07.2025 23:51

    В принципе не признаю такие компании как Мвидео, Эльдорадо, DNS и ввел против всех них санкции за навязчивость. Когда приходишь что-то купить, подлетают консультанты начинают сбивать с толку, когда отгоняешь и говоришь "дайте подумать" еще начинают хамить, типа "это так не работает", вы не должны нас отгонять. А когда доходит до оформления начинается навязывание "очень нужных" дополнительных продуктов типа симкарт, чехлов и т. д. С какого перепуга пытаются за клиента решать что ему нужно? В общем или маркетплейсы или ситилинк, который тоже по сути маркетплейсом стал, а остальным туда и дорога, со своими планами продаж, скриптами по навязыванию.


    1. Dmi3yD
      12.07.2025 23:51

      Ну... не знаю, когда последний раз было в DNS. Ходил, смотрел никто меня меня "доставать" не подходил, как только начал вертеть головой в поисках консультанта, он проявился через 10 секунд, поэтому думаю у них уже есть, какая-то обученность, когда нужно идти "приседать" клиенту на уши))) Может быть от действий (внешних проявлений) покупателя зависит.


      1. rsashka
        12.07.2025 23:51

        Когда я последний раз ходил в ДНС (в 2023), консультант настаивал на использовании постомата, вместо общения с живым продавцом. После этого решил, "что если нет разницы, то зачем платить больше?" и перешел на покупки исключительно в интернет магазинах.


        1. Dmi3yD
          12.07.2025 23:51

          Возможно вы правы, но тут есть нюанс: "Хочу лично пощупать".

          И справедливости ради, я тоже уже, как 3 года заказываю из ДНС с доставкой, предварительно поизучав все об том, что хотел бы купить.


          1. rsashka
            12.07.2025 23:51

            я тоже уже, как 3 года заказываю из ДНС с доставкой

            Так я об этом и написал. Зачем переплачивать 20-30% при покупке в ДНС, когда тоже самое можно купить, условно в Озоне, причем со значительно меньшими рисками при возврате товара?


    1. nitro80
      12.07.2025 23:51

      Бывает же такое.

      Я наоборот как-то в ДНС натурально орал посреди торгового зала "консультант приди", потому что на весь этаж их было 1-2 и они как-то стремительно убегали при виде покупателя


      1. vesowoma
        12.07.2025 23:51

        Наверное, зависит от укомплектованности менеджерами, и влияния управляющего конкретной точки.

        Я в такие магазины хожу исключительно чтобы посмотреть вещь вживую, а покупаю обычно уже в интернете, дешевле. Что интересно, один раз менеджер просек тему, и внезапно предложил скидку как раз до цены в интернете.


        1. tlmres
          12.07.2025 23:51

          У вас железные нервы что вы посмотреть ходите. Однажды в более мелкой местной сети (Не МВидео и DNS) тоже пришел посмотреть, прицениться, возможно купить. Но подлетел какой-то чудак на букву М по продажам по скрипту сказал "что-то конкретное искали", я сказал что пока смотрю он заявил "тут не музей чтобы смотреть", после чего эта сеть получила мои персональные санкции, и вообще стараюсь теперь покупать в офлайне. )))


    1. Xiran
      12.07.2025 23:51

      Эм. Я тупо выбираю все заранее онлайн, делаю заказ, еду в днс, плачу́ и забираю. Если что-то крупногабаритное или надо быстро, ждать 3 -7 дней из маркетплейса не хочется, самое оно. Да и как-то странно ругать консультантов за предложение доп. услуг - это их работа. Достаточно простого "нет, спасибо"


      1. tlmres
        12.07.2025 23:51

        Да плевать я хотел что это "их работа", я не хочу чтобы за меня считали за идиота и пытались за меня решать что мне нужно.


  1. Earthsea
    12.07.2025 23:51

    Есть в США сеть магазинов электроники и бытовой техники, у которой с 1989 по 2018 год был вот такой логотип:


    1. sokolovps Автор
      12.07.2025 23:51

      Сходство до степени смешения? Неее, не слышали:)))


      1. Earthsea
        12.07.2025 23:51

        Слышали, да еще как. Это фраза из многих судебных решений, которая как раз и означает намеренное заимствование, а не случайное совпадение.


  1. sal0ma
    12.07.2025 23:51

    В Техносиле не довелось ни чего купить. А вот в Эльдорадо брали телевизор. Но так и не взяли. У них странная система - сначала купи (заплати), потом можешь выйти и за входом проверить (включить). Ибо место для проверки и розетки именно там.


  1. Vasjen
    12.07.2025 23:51

    Ох, руки так устанут вспоминать все почившие сети магазинов электроники, сколько же их было крупных, а сколько еще в регионах было своих, более мелких. Был Медимаркт, был Юлмарт, был Кей. У нас еще в регионе была сеть "шик", а еще вроде как дожившие до наших лет "Рет" и "Фенко", но как будто живые чисто по инерции и номинально.

    Было их время, была популярность и всотребованность. Если в 200х найти где купить чайник или холодильник было не проблемой, то вот где найти компьютерные комплектующие, переферию, оргтехнику – это было сложно, и в некоторых магазинах как раз это и можно было сделать. Со временем всех выдавил МВМ (Мвидео и Эльдорадо сейчас), тупо за счет оборота и огромного ассортимента, где в одном магазине можно купить и жесткий диск, и игру на консоль, и духовку для кухни, а заодно посмотреть вживую и помучать консультанта.

    Но никогда не любил МВМ – цены конские, обслуживание нулевое, ассортимент на витринах выставлен максимально попсовый, да еще и вечное желание что-то воткнуть допом. В этом плане ДНС нравится куда больше, что хоть допы не впаривают и цены ниже.

    Но с приходом маркетплейсов, как будто и у этих ребят продажи падают. Если 10 лет назад в ТРЦ на выходных я видел забитые залы людьми, то сейчас это можно увидеть только перед каким-то праздниками, типа нового года. Все остальное время залы пустые, консультантов очень мало, да и ассортимент как-то не очень. Брали в этом и прошлом году 2 телевизора, так и не смогли допроситься до консультанта их включить на витрине, сказали вот будете брать – включим на кассе при осмотре. И отдельно убивают серые товары, которые теперь под брендом Эльдорадо продают серые айфоны всякие разные ИП, по ценам х2 к рыночным.

    Вроде и не жаль их, все закономерно, с другой стороны и монополия тоже плохо, маркетплейсы очень быстро начнут задирать цены, когда узнают, что в ДНС за телефоном не сходить, в МВМ телевизор больше не купить. И как показало время, даже у Сбера с их бабками так и не получилось создать конкурентный маркетплейс. Поэтому шанс на какой-то новый аналог ОЗОНа или ВБ стремится к 0.


    1. tlmres
      12.07.2025 23:51

      Юлмарт вообще то был один из первых аналогов Озона, а не магазин с навязывателями. Непонятно почему упал, это был глоток свежего воздуха особенно в провинциях, можно было на заказ привезти что угодно, от IT-железок до автотоваров, которые в местных магазинах не то что бы были дорогими, а порой их совсем не было, что приходилось за ними куда-то ездить. А Кей вроде стал частью или DNS или Ситилинк, а вот что Медимаркт тоже упал даже не знал. Зато феерическое падение Связного запомнилось хорошо, по личным так сказать причинам. Потому-что они меня на работу в свое время не взяли, не в продавцы (не подумайте про меня плохо), а в админы-технари с неплохой по тем временам зарплатой, поэтому я очень радовался их падению. )))


      1. Vasjen
        12.07.2025 23:51

        Не помню когда он появился в нашей губернии, но действительно был чем-то свежим, а главное с доступными ценами. Я в 2014 году брал тогда компьютер и такого разнообразия в каталоге не видел в других сетях, а главное таких цен, все было хоть чуть-чуть, но дешевле чем в ДНС, уже появившимся тогда. Про всякие Эльдорадо молчу, там и ассортимент УГ, и цены.
        Но вроде тогда уже появился Ситилинк, по сути такой же компьютерный дискаунтер, заказывай онлайн - привезем куда-то в пункт выдачи. Жаль юлмарт, если бы не его владельцы и их управление, компания и сейчас бы имела спрос и конкурировала бы с ДНС и Ситилинком.


      1. JediPhilosopher
        12.07.2025 23:51

        Сперва была Ультра Электроникс. Которая и была первой, невероятно свежая идея онлайн‑магазина с пунктом выдачи, и цены ниже.

        Она умерла потому что мутила что‑то с таможенным конфискатом, за что и была грохнута.

        Потом на ее базе создали Юлмарт, даже база пользователей и бонусных карт одна и та же, все бонусы сохранились. Он пошел быстро расти. А дальше наступил на все те же грабли большого оффлайн бизнеса. Для роста требуется просто феерически огромное бабло — магазины, пункты выдачи и ассортимент товаров, все это миллиарды стоит в такой сети. Такие деньги не вынешь из оборота, на них берутся гигантские кредиты. А не расти нельзя — новизна на рынке пропала, появились конкуренты и пошла игра кто перетянет на себя больше покупателей.

        А в таких случаях все идет хорошо, но ровно до первого кризиса. Когда у компании объем долгов сравним с ее общей стоимостью, а выплаты по процентам выше, чем у иных конкурентов доходы, то она живет только пока есть стабильный поток денег. Первый же кризис или проблемы, и компания моментально оказывается с растущим комом долгов и выплат по процентам, которые она не может обслуживать, и просто моментально прожигает все запасы денег и улетает в банкротство. Выжить она может только при поддержке кредиторов. Которых могут или сверху вежливо попросить не гробить компанию, или которые сами в ней заинтересованы, но в таком случае они тоже могут ее сожрать чтобы сделать своей.

        Сам по себе кризис может быть связан с разными обстоятельствами, как рыночными так и нет. То же Трансаэро в свое время было в похожей ситуации, и их похоронил спад на рынке авиаперевозок после 2014 года, плюс потеря связей в верхах, которые до поры позволяли как‑то от долгов отбиваться. Еще вчера ты топовая авиакомпания и заказываешь первые в России А380, а завтра ты уже банкрот и у тебя отозван сертификат эксплуатанта, а все в шоке от неожиданности.

        В этой игре как только ты хоть чуть‑чуть ослаб, тебя сразу рвут на части. А внешне все может до последнего выглядеть благопристойно: огромные сети заведений, товары, сотрудники, и все это рушится буквально за месяцы. Потому что всю дорогу жило на грани, на самом деле.


      1. GrustniyNos
        12.07.2025 23:51

        Потому что родился от ультры?


    1. budnikovsergey
      12.07.2025 23:51

      Проблема маркетплейсов в том, что там всё забито палью чуть менее чем полностью. И такого там горы вместе с проверенными схемами по раскрутке "магазинов" и затем их утоплению через слив кучи пали, с последующей ликвидацией в пользу других сотен заготовок. И все идеи отрегулировать это ни к чему результативному не приводят: обманщики не дорожат ничем и с лёгкостью теряют кусочки своих активов. То же самое на Алиэкспрессе. Крупные белые сети хотя-бы у вендоров берут и хоть немного, но переживают за репутацию. Маркетплейсы это про недорогой ширпотреб, который впрочем скорее всего и составляет тело заработка сетей всех видов.

      Из свежего: колонка JBL, копирующая оригинал практически полностью, за исключением потери некоторого количества деталей музыки, отсутствие которых меня раздражает, а моя жена не замечает, пока явно не покажешь: сравнивал с ранее купленным оригиналом. По нагугленному в сети способу узнать версию прошивки, который тут отсутствовал, окончательно стало понятно, что это паль. А в отзывах у продавца сотни "всё замечательно" и магазин 2 года на Озоне. Ещё зарядка 65 Ватт Xiaomi, 1000+ отзывов "заряжает", магазин больше года на Озоне, и полная лажа в итоге, хотя купленный потом в DNS оригинал такого же вида в 2 раза дороже отлично заряжает ноутбук.


    1. Mike-M
      12.07.2025 23:51

      сколько же их было

      А сколько еще будет... В России бизнес долго не живет. И не только "электронный": Арбат престиж, Седьмой континет, Трансаэро, ...


      1. Vasjen
        12.07.2025 23:51

        В России бизнес долго не живет.

        Ну, не питаю я любви к отечественным регуляторам, скажем так, но как будто тут нет какой-то отчественной специфики бизнеса, все же. Техносилу никто не кошмарил как Евросеть, например, и не выдавливал. У Юлмарта были проблемы с управлением и огромная закредитованность. Тот же Кей просто не выдержал конкуренции, его владельцев вроде не кошмарили. Чем такая ситуация отличается от мировой – не знаю, сильнейший выжил и стал еще сильнее, слабый обанкротился.

        Седьмой континет на сколько помню, отстал от времени. У него было ниша среднего класса и чувствовал он себя в ней комфортно, ровно до той поры, пока средний класс не исчез. В добавок ассортимент порезали, никаких больше деликатесов и сыров из Европы. И народ стал охотнее брать сначала что-то по акции в Ленте / Ашане, а потом и в Светофорах / Чижиках. Они сделали ставку на это, но проиграли. Пока магнит и пятерка строили магазины у дома с доступными ценами, развивали логистику, СК занимался другим. Вот и результат.