Привет! Меня зовут Юля и я занимаюсь развитием HR/ИТ-бренда в большой корпорации «Ростелеком». Да-да, «Ростелеком» – это не только про «услуги связи», мы – про цифровизацию, инновационные решения и даже квантовые технологии. А еще у нас есть ИТ-кластер, но сегодня не об этом.
Задачка не из тривиальных. В стандартной практике, корпорация – это огромная машина где функционируют различные виды команд, которые бесспорно подвержены большему риску конфликтов, усложненным, негибким и замедленным бизнес-процессам. Да что уж там говорить, иногда даже процесс поиска свободного слота времени и сбора команды превращается в забавный квест.
Однако, не все корпорации неповоротливы. Многие из вас, безусловно, слышали про культуру Agile (аджайл), где есть своя философия, принципы и ценности.
Так вот, в «Ростелекоме» данная группа методик сочетается с нашей собственной «плоской» моделью управления в ИТ – Karma Framework, основа которой — самоорганизующиеся команды.
Karma Framework комбинирует культурно-ценностный подход с лучшими управленческими практиками в единой модели управления, таким образом «Ростелеком» адаптирует и Agile под свою структуру и корпоративную культуру.
Новая модель управления вошла в число лучших мировых практик по данным авторитетной исследовательской компании Gartner, в результате «Ростелеком» стал единственной технологической компанией из России, получившей такую высокую международную оценку в области организации ИТ-функции. Повод для гордости.
Так что такое Agile на самом деле и почему так популярен данный подход? Давайте разберемся вместе.
Agile: адаптация в период турбулентности
Текущие события, безусловно, накладывают отпечаток на деятельность ИТ-компаний, и такая турбулентность просто обязывает оперативно реагировать на изменения во внешней среде. Но как на деле гибко адаптироваться к переменам?
Во многом гибкость бизнес-процессов, быстрота реакции на вызовы рынка, появление новых сервисов, решений и т.п. зависит от модели управления ИТ и внедренных методик.
Как правило, адаптация и трансформация процессов и продуктов проходит легче у тех компаний, которые руководствуются принципами Agile.
Философия и ценности Agile
Давайте разберемся, что такое Agile.
Agile (аджайл) – подход или группа методик, основанная на принципах гибкости и реакции на изменения среды. Изначально этот, особым образом организованный процесс управления проектами, применялся в сфере разработки программного обеспечения. Однако сейчас он популярен и в других областях бизнеса.
При таком подходе рабочий процесс разбивается на небольшие временные отрезки – спринты, во время которых команда может протестировать и оценить созданный продукт и оперативно внести изменения в проект.
Agile – это философия, имеющая свой манифест, авторы которого более 10 лет прорабатывали различные подходы к созданию ПО. В Манифесте описаны те ценности и принципы, которыми они руководствовались в работе. Важно отметить, что авторы не пришли к единой методологии, так как невозможно создать некий шаблон для всех ситуаций. Вместо этого существует группа подходов, позволяющих реализовать ценности и принципы Agile на практике.
Данная группа методик опирается на 4 ключевые суждения (ценности), которые помогают компаниям быть гибкими. Это:
Люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов. Это не значит, что в Agile творится хаос, наоборот, команды должны иметь возможность подстраивать под себя процессы, но обязаны им следовать.
Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Безусловно документация очень важна, особенно та, что напрямую связана с разработкой продукта, однако, зачастую в процессе реализации проекта большая часть этой документации не несет конечно ценности клиенту.
Сотрудничество с заказчиком важнее, чем процесс согласования условий договора или его формальное подписание. В Agile основной фокус – клиент. Сотрудничать с ним необходимо, и контракт должен поддерживать это сотрудничество, а не препятствовать ему.
Готовность к изменениям и адаптивность важнее, чем слепое следование первоначальному плану. В Agile приоритет отдается оперативному планированию, ведь в условиях неопределенности и частых изменений гибкие подходы более результативны.
Наиболее популярными методиками выступают 3:
Scrum (скрам);
Kanban (канбан);
Extreme Programming (экстремальное программирование).
Agile: 5 уровней конфликта
Как вы уже знаете, в «Ростелекоме» Аgile сочетается с нашим собственным, уникальным подходом к модели управления в ИТ – Karma Framework, и одной из ключевых «фич» выступает работа с конфликтами, что неудивительно ведь в больших структурах, конфликтные ситуации неизбежны, как и в командной работе в целом.
При всей своей гибкости Agile команды также — не исключение. Зачастую недавно созданные или разобщенные команды, стремясь к совершенству и соблюдая жесткие временные рамки спринта, подвержены большему риску конфликтов.
В своей книге «Coaching Agile Teams. A Companion for ScrumMasters, Agile Coaches, and Project Managers in Transition» («Коучинг Agile-команд. Руководство для scrum-мастеров, Agile-коучей и руководителей проектов в переходный период) Lyssa Adkins (Лисса Адкинс) описала путь эскалации конфликта от 1-го уровня: «Проблема, которую можно решить» до 5-го уровня: «Мировая война».
Также отдельное внимание было уделено роли Agile-коуча, который помогает командам «рулить» конфликтом.
Безусловно, научиться работать с конфликтными ситуациями нелегко, при этом руководителю важно не бояться конфликтов и уметь грамотно управлять ими. Мы в «Ростелекоме» научились управлять такими ситуациями и можем поделиться с вами данной практикой!
Если вам близка данная тематика, мы рады пригласить вас присоединиться к митапу «Превентивный удар по конфликтам: профилактика и работа с первыми признаками», который пройдет 15 июня 2023 года на площадке «Ростелекома».
Создатель «Школы развития Доверия» Алексей Пикулев совместно с Agile коучами ПАО «Ростелеком» — Олегом Егоркиным и Юлианной Васкевич расскажут о первопричинах конфликтов и как с ними работать до острой фазы. Рассмотрят кейсы и разберут различные конфликтные ситуации на практике.
Особое внимание будет уделено симптомам, которые помогут понять на каком уровне находится конфликт. Вы научитесь определять первые признаки конфликта и применять методы профилактики, чтобы предотвратить его дальнейшее развитие.
Также, вы выясните, как с точки зрения структурного психологического анализа выглядит личность человека. Как проявляют себя три эго-состояния, и как выявить зарождающийся конфликт применяя трансакционный анализ, а в завершении вас ожидает интересная игра на доверие.
Ждем вас 15 июня в 19:00 по адресу: г. Москва, ул. Гончарная, дом 30с1.
Комментарии (4)
serjeant
13.06.2023 10:52Жаль,очень жаль что ещё одна прекрасная компания превратилась в agile-секту... А как поступили с теми кто не захотел работать с по этим принципам?
IuliiaKamaeva Автор
13.06.2023 10:52Загляните к нам на митап, где мы расскажем, как у нас все работает ))
kormschikova
Спасибо за статью!) Будем на мероприятии!:)))
IuliiaKamaeva Автор
Отлично! До встречи :)