Привет! Меня зовут Юля и я занимаюсь развитием HR/ИТ-бренда в большой корпорации «Ростелеком». Да-да, «Ростелеком» – это не только про «услуги связи», мы – про цифровизацию, инновационные решения и даже квантовые технологии. А еще у нас есть ИТ-кластер, но сегодня не об этом.

Задачка не из тривиальных. В стандартной практике, корпорация – это огромная машина где функционируют различные виды команд, которые бесспорно подвержены большему риску конфликтов, усложненным, негибким и замедленным бизнес-процессам. Да что уж там говорить, иногда даже процесс поиска свободного слота времени и сбора команды превращается в забавный квест.

Однако, не все корпорации неповоротливы. Многие из вас, безусловно, слышали про культуру Agile (аджайл), где есть своя философия, принципы и ценности.

Так вот, в «Ростелекоме» данная группа методик сочетается с нашей собственной «плоской» моделью управления в ИТ – Karma Framework, основа которой — самоорганизующиеся команды. 

Karma Framework комбинирует культурно-ценностный подход с лучшими управленческими практиками в единой модели управления, таким образом «Ростелеком» адаптирует и Agile под свою структуру и корпоративную культуру.

Новая модель управления вошла в число лучших мировых практик по данным авторитетной исследовательской компании Gartner, в результате «Ростелеком» стал единственной технологической компанией из России, получившей такую высокую международную оценку в области организации ИТ-функции. Повод для гордости.

Так что такое Agile на самом деле и почему так популярен данный подход? Давайте разберемся вместе.

Agile: адаптация в период турбулентности

Текущие события, безусловно, накладывают отпечаток на деятельность ИТ-компаний, и такая турбулентность просто обязывает оперативно реагировать на изменения во внешней среде. Но как на деле гибко адаптироваться к переменам?

Во многом гибкость бизнес-процессов, быстрота реакции на вызовы рынка, появление новых сервисов, решений и т.п. зависит от модели управления ИТ и внедренных методик.

Как правило, адаптация и трансформация процессов и продуктов проходит легче у тех компаний, которые руководствуются принципами Agile.

Философия и ценности Agile

Давайте разберемся, что такое Agile.

Agile (аджайл) – подход или группа методик, основанная на принципах гибкости и реакции на изменения среды. Изначально этот, особым образом организованный процесс управления проектами, применялся в сфере разработки программного обеспечения. Однако сейчас он популярен и в других областях бизнеса.

При таком подходе рабочий процесс разбивается на небольшие временные отрезки – спринты, во время которых команда может протестировать и оценить созданный продукт и оперативно внести изменения в проект.

Agile – это философия, имеющая свой манифест, авторы которого более 10 лет прорабатывали различные подходы к созданию ПО. В Манифесте описаны те ценности и принципы, которыми они руководствовались в работе. Важно отметить, что авторы не пришли к единой методологии, так как невозможно создать некий шаблон для всех ситуаций. Вместо этого существует группа подходов, позволяющих реализовать ценности и принципы Agile на практике. 

Данная группа методик опирается на 4 ключевые суждения (ценности), которые помогают компаниям быть гибкими. Это:

  1. Люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов. Это не значит, что в Agile творится хаос, наоборот, команды должны иметь возможность подстраивать под себя процессы, но обязаны им следовать.

  2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Безусловно документация очень важна, особенно та, что напрямую связана с разработкой продукта, однако, зачастую в процессе реализации проекта большая часть этой документации не несет конечно ценности клиенту.

  3. Сотрудничество с заказчиком важнее, чем процесс согласования условий договора или его формальное подписание. В Agile основной фокус – клиент. Сотрудничать с ним необходимо, и контракт должен поддерживать это сотрудничество, а не препятствовать ему. 

  4. Готовность к изменениям и адаптивность важнее, чем слепое следование первоначальному плану. В Agile приоритет отдается оперативному планированию, ведь в условиях неопределенности и частых изменений гибкие подходы более результативны.

Наиболее популярными методиками выступают 3:

  • Scrum (скрам);

  • Kanban (канбан);

  • Extreme Programming (экстремальное программирование).

Agile: 5 уровней конфликта

Как вы уже знаете, в «Ростелекоме» Аgile сочетается с нашим собственным, уникальным подходом к модели управления в ИТ – Karma Framework, и одной из ключевых «фич» выступает работа с конфликтами, что неудивительно ведь в больших структурах, конфликтные ситуации неизбежны, как и в командной работе в целом.

При всей своей гибкости Agile команды также — не исключение. Зачастую недавно созданные или разобщенные команды, стремясь к совершенству и соблюдая жесткие временные рамки спринта, подвержены большему риску конфликтов.

В своей книге «Coaching Agile Teams. A Companion for ScrumMasters, Agile Coaches, and Project Managers in Transition» («Коучинг Agile-команд. Руководство для scrum-мастеров, Agile-коучей и руководителей проектов в переходный период) Lyssa Adkins (Лисса Адкинс) описала путь эскалации конфликта от 1-го уровня: «Проблема, которую можно решить» до 5-го уровня: «Мировая война».

Также отдельное внимание было уделено роли Agile-коуча, который помогает командам «рулить» конфликтом.

Безусловно, научиться работать с конфликтными ситуациями нелегко, при этом руководителю важно не бояться конфликтов и уметь грамотно управлять ими. Мы в «Ростелекоме» научились управлять такими ситуациями и можем поделиться с вами данной практикой!

Если вам близка данная тематика, мы рады пригласить вас присоединиться к митапу «Превентивный удар по конфликтам: профилактика и работа с первыми признаками», который пройдет 15 июня 2023 года на площадке «Ростелекома».

Создатель «Школы развития Доверия» Алексей Пикулев совместно с Agile коучами ПАО «Ростелеком» — Олегом Егоркиным и Юлианной Васкевич расскажут о первопричинах конфликтов и как с ними работать до острой фазы. Рассмотрят кейсы и разберут различные конфликтные ситуации на практике.

Особое внимание будет уделено симптомам, которые помогут понять на каком уровне находится конфликт. Вы научитесь определять первые признаки конфликта и применять методы профилактики, чтобы предотвратить его дальнейшее развитие.

Также, вы выясните, как с точки зрения структурного психологического анализа выглядит личность человека. Как проявляют себя три эго-состояния, и как выявить зарождающийся конфликт применяя трансакционный анализ, а в завершении вас ожидает интересная игра на доверие.

Ждем вас 15 июня в 19:00 по адресу: г. Москва, ул. Гончарная, дом 30с1.

Регистрация на событие.

Комментарии (4)


  1. kormschikova
    13.06.2023 10:52

    Спасибо за статью!) Будем на мероприятии!:)))


    1. IuliiaKamaeva Автор
      13.06.2023 10:52
      +1

      Отлично! До встречи :)


  1. serjeant
    13.06.2023 10:52

    Жаль,очень жаль что ещё одна прекрасная компания превратилась в agile-секту... А как поступили с теми кто не захотел работать с по этим принципам?


    1. IuliiaKamaeva Автор
      13.06.2023 10:52

      Загляните к нам на митап, где мы расскажем, как у нас все работает ))