Россельхозбанк (РСХБ) отпраздновал 23-й день рождения. За годы работы РСХБ направил на поддержу АПК (агропромышленного комплекса) России 14 трлн, в том числе 1,2 трлн рублей на реализацию 5,5 тысяч инвестиционных проектов. В результате в 2022 году отечественный АПК вышел на рекордную прибыль более чем в 1,5 трлн рублей. Эти и другие ключевые достижения и статистику за 23 года работы Банка читайте в отчетном материале.
РСХБ стоит у истоков многих производств в стране. С 2000 года Банк:
профинансировал 2 735 предприятий молочного и мясного направления;
выдал 587 млрд рублей, в том числе для приобретения 68 тысяч тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов;
на сезонные работы направил 4,6 трлн рублей кредитных средств, из которых 1,7 трлн рублей сельхозпроизводители получили по льготной ставке (доля РСХБ в кредитовании сезонных работ в целом по стране составляет 70%, в ряде регионов – банк единственный кредитор посевной и сбора урожая).
За сравнительно небольшой промежуток времени из страны, ввозящей продовольствие, Россия превратилась в страну, обеспечивающую продовольственную безопасность собственного населения и зарабатывающую на экспорте продукции агросектора. Так, по сравнению с 2013 годом, самообеспеченность рыбой и рыбной продукцией выросла с 76% до 153%, в сырах и сырных продуктах – с 51% до 76%, в говядине – с 49% до 84%, высока доля отечественной молочной продукции (84%), овощей и бахчевых (87%), в свинине превышает 100%. Из популярных продуктов неимпортозамещенными остались продукты, не растущие в России из-за климатических особенностей, например, тропические фрукты, кофе.
В 2017 году экспорт продукции российского АПК впервые опередил экспорт продукции военно-промышленного комплекса, а в 2020 году превысил импорт АПК, и Россия стала нетто-экспортёром. По сравнению с 2002 годом поставки продукции российского АПК на зарубежные рынки выросли с 4,35 млрд долларов до 41,6 млрд долларов в 2022 году, то есть почти в 10 раз. При этом география поставок расширилась со 106 до 160 стран. РСХБ предоставил экспортно ориентированным компаниям страны 2,4 трлн рублей.
В 1990 годах доля фермеров в производстве российской продукции сельского хозяйства колебалась на уровне 1-3%. За время работы РСХБ (с 2000 года) доля КФХ (крестьянское фермерское хозяйство) выросла до 16,2%, то есть в 5 раз, а объем произведенного ими продовольствия — в 61 раз до 1,4 млрд рублей. В отдельных направлениях доля фермеров особенно высока, например, в выращивании семян подсолнечника (33%), в производстве зерновых и зернобобовых (29%).
С 2020 года Банк развивает образовательный проект «Школа фермера» на базе аграрных вузов. Учебный курс помогает строить прозрачный, управляемый, рентабельный агробизнес. Выпускниками стали 3,4 тысяч человек в 56 субъектах страны.
С 2022 года банк проводит мини-ярмарки фермерской продукции «Вкусная пятница» — в собственных отделениях и на территории государственных учреждений. Всего за год банк организовал 4,1 тысяч «Вкусных пятниц», в которых свою продукцию представили около 5,3 тысяч фермеров. Одна такая «пятница» может сформировать выручку фермера за месяц.
В формате городских праздников уже 5 лет банк организует фестивали «СВОЁ». В 15 регионах фестивали посетили 1,2 млн человек.
В созданном РСХБ маркетплейсе Своё Родное на текущий момент находятся 10,7 тысяч фермерских хозяйств и более 110 тысяч товаров. Ежемесячно реализуется более 50 тысяч заказов. Сервис бесплатный для продавцов и удобный для покупателей – предложение формируется автоматически с учетом геолокации пользователя.
Платформа Своё Фермерство запущена летом 2020 года — это B2B-ресурс для развития хозяйства. Фермеры могут приобрести на ней семена, технику, удобрения, технологии и т.д. РСХБ активно развивает инструмент, добавляя новые сервисы: по селекции и генетике, агропроектированию — все, что поможет сельхозпроизводителям повышать эффективность и управляемость бизнеса. Получать дополнительный доход предприниматели могут и через агрегатор агротуров Своё За городом.
Сейчас в экосистему Своё входят 7 платформ, которыми пользуются 3 млн человек. Осенью 2023 года РСХБ планирует запустить многофункциональное приложение, которое включит в себя необходимые для ведения агробизнеса сервисы в смартфон предпринимателя. В числе первых станут доступны инструменты для управления заказами в интернет-магазине, функционал для продвижения товаров и модуль для коммуникации с клиентами.
Розница: переход в «цифру» и 100% доступность на сельских территориях
РСХБ предлагает физическим лицам традиционные розничные финансовые продукты. Однако у него есть и те, которые можно назвать «фирменными». Так, в 2020 году Банк стал флагманом программы «Сельская ипотека». Доля банка в этом сегменте составляет 75%. Льготный кредит помог улучшить жилищные условия на селе или переехать жить загород 85 тысячам клиентов, общий объём выдач превысил 175 млрд рублей. Средний возраст заёмщика — 38 лет. Активнее всего сельскую ипотеку берут на жильё в Башкирии, Удмуртии, Татарстане, Ленинградской и Тюменской областях.
Помимо кредитования банк помогает и с подбором жилья, услугами по ремонту, строительству, дизайну, инженерным работам, озеленению территории и обустройству дома через цифровую площадку Своё Село.
В сентябре 2022 года банк выдал карту 10-миллионному клиенту. Ее обладателем стал житель Красноярского края. Одна из самых популярных карт – «Амурский тигр». С каждой транзакции по карте Банк перечисляет часть своих доходов на изучение и сохранение этого уникального вида хищников. Клиенты РСХБ перечислили на сохранение популяции амурских тигров более 150 млн рублей.
При том, что более 90% клиентов РСХБ пользуются услугами в цифровом формате, банк обеспечивает 100% доступность финансовых услуг на сельских территориях и входит в первую тройку по размеру филиальной сети. 66% из полутора тысяч отделений расположены в малых населённых пунктах.
Технологический ландшафт РСХБ состоит из более чем 200 систем, из них 13 составляют технологическое ядро и являются опорными, так как обеспечивают около 80% бизнес‑процессов. За 5 лет собственных разработок программного обеспечения (ПО) РСХБ добился 75% импортозамещения информационных систем и их количество зависит от класса ПО. По некоторым из них замещение достигло 100% (например, системы электронного документооборота, средства антивирусной защиты, системы предотвращения утечек информации). Количество апробированных и внедренных новых решений российского производства уже исчисляется десятками, и к 2024 году весь софт в Банке станет отечественным.
Наравне с открытием новых и реновацией действующих точек продаж РСХБ начал развивать новый тип присутствия – Центры деловой активности. Концепция «больше, чем банк» уже реализуется в Саратовской и Липецкой областях, на Северном Кавказе. Внутри Центр поделен на зоны: банковского сервиса, рабочую зону для предпринимателей и «уголок здоровья» для физических лиц.
Главные инвестиции – в человеческий капитал
РСХБ поддерживает усердных и одаренных учащихся 54 аграрных вузов в 49 регионах России. Ежемесячная стипендия студентов составляет 15 тысяч рублей, аспирантов – 20 тысяч рублей. Также банк проводит конкурсы на получение именной стипендии для учащихся технических специальностей ведущих вузов страны, имеющих прикладное значение для ИТ и АПК.
В 2022 году конкурс «Агролидеры России» привлёк 2,5 тысячи студентов из более чем 70 специализированных аграрных вузов и колледжей. После погружения в тренды АПК и консультаций с отраслевыми менторами участники представили на суд жюри собственные инновационные решения для повышения эффективности сельского хозяйства. Авторы 50 лучших проектов вошли в «золотой» кадровый резерв АПК, а 10 победителей получили приглашения на стажировку в крупнейших компаниях. Платформа «Я в Агро» помогает работодателям находить специалистов (сельхозпредприятия опубликовали 20 тысяч вакансий), а соискателям наиболее эффективно выстраивать карьерный трек в отрасли.
Начав работу 23 года назад как специализированная кредитная организация, РСХБ намерен и дальше содействовать технологической модернизации АПК, раскрытию экспортного потенциала отрасли, развитию малых форм хозяйствования, привлечению молодых кадров и повышению качества жизни в сельской местности.
LordCarCar
Не читал, да и смысла не вижу. Телефонного спама хватило!