В последнее время в венчурных кругах очень много говорят о «сигнальном риске» и посевных инвестициях. Суть в следующем: если на ранних этапах существования стартапа его инвесторами были крупные венчурные фирмы, позже отказавшиеся от участия в следующем раунде финансирования, то компания будет испытывать трудности в поиске достойного предложения для раунда А.
Хотя эта проблема не нова, данные, опубликованные фирмой CB Insights, показывают, что к ней стоит обратиться вновь. CB Insights сообщает, что 35% всех компаний, получивших посевные инвестиции, доходят до раунда А. Компании, имеющие среди своих ранних инвесторов уважаемый венчурный фонд, получают серьезные деньги с вероятностью 51% (это при условии, что фонд принимает участие в раунде).
Это была хорошая новость. А плохая вот в чем: если венчурный институт решает не участвовать в финансировании стартапа в раунде А, шансы компании закрыть раунд падают до 27%.
Все это напомнило нам о Y Combinator, известном стартап-акселераторе, и его планах на будущее. Он осуществляет посевные инвестиции в крупных масштабах для получения доли в стартапах и не беспокоится о сигнальном риске: никто не ждет, что Y Combinator будет инвестировать в последующих раундах. Получается так, что комбинатор ищет перспективные компании и передает их в руки инвесторов, интересующихся раундами A, B и C.
Однако недавно прошел слух, что Y Combinator планирует начать инвестировать в компании, находящиеся на этапе роста. Вероятно, Y Combinator попросту вынужден делать это – акселератору стало слишком тяжело поддерживать столь крупную организацию, не владея долей в успешных проектах, таких как Airbnb (компания оценена в $24 млрд) и Twitch, который в прошлом году купила Amazon (за $ 970 млн).
На фото: Сэм Альтман
Фотограф: Майкл Ковач (Michael Kovac)
Недавно Сэм Альтман в блоге компании рассказал, что Али Ровгани (Ali Rowghani) присоединился к YC в качестве постоянного партнера и быстро стал доверенным советником для многих из растущих компаний акселератора. Там же он сообщил, что Али будет управлять «свежесозданным» фондом YC Continuity.
«Этот фонд позволит нам поддерживать компании после их выпуска из YC, – говорит Сэм Альтман. – Во-первых, мы будем финансировать все YC-компании в каждом раунде, оцениваемом менее чем в $300 млн. Мы верим, что в прошлом отобрали только лучшие компании, потому хотим поддерживать их в будущем».
«Во-вторых, – продолжает Альтман, – мы готовы рассмотреть свое участие в более поздних раундах финансирования. Мы можем, в некоторых случаях, стать частью правления. Я надеюсь, что мы были хорошими инвесторами и менторами для молодых стартапов, и рассчитываю, что нам удастся стать достойными партнерами для уже окрепших компаний. Кроме того, мы знаем, что есть несколько компаний, которые стоят того, чтобы их поддержали, но по каким-то причинам другие инвесторы не обращают на них внимания».
Существует мнение, что здесь не все так радужно. Если акселератор всерьез намерен инвестировать в растущие компании, то ему придется соперничать с другими инвесторами и перебивать конкурентные предложения. Может получиться так, что инвесторы, с которыми у Y Combinator были дружеские отношения, проявят себя не самым дружелюбным образом в борьбе за сделку.
Сэм Альтман на это отвечает следующее: «Я бы хотел прояснить. Мы совершенно точно не будем инвестировать деньги в компании, которых нет в нашем портфеле. Мы не хотим подрывать деятельность других венчурных капиталистов – мы знаем, что их деятельность очень важна для экосистемы. Это бы не только создало серьезные сигнальные риски для компаний, в которые мы не инвестировали, но и лишило бы их ценных советников».
Для инвестирования в компании, находящиеся на поздних этапах, требуется несколько иной набор навыков, которого пока нет у акселератора (так как он никогда не выходил за пределы посевных инвестиций). Вне всяких сомнений, Y Combinator найдет партнеров, имеющих опыт работы со сделками на поздних стадиях.
На фото: Майкл Блумберг (Michael Bloomberg) – Европейское пресс-фотоагентство (EПА)
Кстати о партнерах, когда Y Combinator в прошлом году изменил положение об инвестировании, к проекту присоединились два крупных инвестора, готовых вкладывать средства в каждую компанию акселератора.
Фонд Стэндфордского университета и Willett Advisors LLC, фонд, управляющий инвестициями Майкла Блумберга, совокупно будут вкладывать $100 000 в каждый стартап, заканчивающий YC. Не так давно фонд YC Continuity уже сделал первое вложение – $30 млн для Checkr, сервиса, упрощающего проверку данных о работниках (Он широко применяется в компаниях, основанных на долевой экономике).
Мы восхищаемся тем, насколько изменился Y Combinator за последние 17 месяцев под руководством Сэма Альтмана. Альтман (сам выпускник YC) начал руководить Y Combinator в начале 2014 года. Ему удалось расширить программу до более чем ста компаний в год и привлечь дюжину консультантов как постоянных, так и приглашенных.
Мы не сомневаемся, что Y Combinator еще покажет класс, однако надеемся, что акселератор не забудет о своей главной миссии – помочь начинающим компаниям выяснить, в каком направлении они хотят двигаться. Но пока, кажется, все идет замечательно.
Анонс:
Sergunka
У нас в конторе объявили, что тот кто хочет открыть стартап и защитит проект получит 350 тысяч долларов подъемных. Я прикинул при моем доходе в районе 180К не имеет смысла т.е. когда пишут про то, что дают 100К на выходе у меня устойчивое мнение, что речь о школьниках… просто сложно поверить, что профи поведется на такую сумму.
Сегодня под конец пятничного дня сосед по Open Space, что-то бурно обсуждал перед доской. Я решил тоже присоединится к обсуждению оказалось он решился подать свой проект… разговорились. Он проговорил опять свой проект я там, что-то от себя добавил… вроде как «в коня корм»… разговорились дальше выяснилось, что начинали примерно с одного и того же — я в СССР, он понятно в США. Я помянул, что работал с NOAA в начале 80-х. И по приколу вспомнил как NOAA прислало мне пакет в 1984 году с калибрационными данными их спутниковых данных и с каким трагическим лицом начальник первого отдела вручал мне пакет по всему было понятно, что если, что он пойдет со мной «паровозом» как соучастник.
Suvitruf
1) Не у всех доход 180К…
2) 180к в год — это копейки, когда YC даёт 200к сразу же.
3) Если вы считаете, что суть YC в деньгах, то вы очень ошибаетесь. Суть в связях и поддержке.
Sergunka
Суть в том, что уменя есть выбор. И я в состоянии оценить риск взять 350К или продолжить работу на 180К.
Что касается YC — это нормальный паразит, который высасывает идеи из дурачков по всему миру. Невольно вспоминается Вольтер — «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях...»
Suvitruf
Вы опять всё к деньгам свели.
Sergunka
1) А в чем проблема понять простую истину, что большенство стартапов создаются на свои деньги. У вменяемых людей вполне достаточно денег начать свое дело на свои собственные средства.
2) А посмотреть сколько подали заявки со своими идеями и не попали в список отобранных Вы не могли оказать любезность и привести ссылку?
К слову сказать Альтман писал в блоге следующее
Откуда Вы взяли про 200К? Я понимаю инфляция и вполне возможно ценник поднялся со 120К до 200К, но всеж приятно было бы увидеть подтверждение.
«Кто о чем, а вшивый...» мне деньги не нужны я их слава богу достаточно заработал и инвестировал. Я хочу понять статью в которой написано «о большом будущем YC». ИМХО я только вижу, что поток идей закончился и YC пытается изменить стратегию. Как пример я привел как в моей конторе обстоит дело в других фондах ценники вполне так высокие стоят. YC всегда был не самыи продвинутым в этом смысле.
Suvitruf
Проходит 1% лучших.
Да хоть 50к. Не в деньгах дело, а в перспективах. Как минимум, после начала программы каждый вторник и четверг приходят инвесторы/специалисты/прошлые выпускники, которые могут помочь во многих вещах.
Слушайте, не я начал спор с денег и оскорблений:
Sergunka
Действительно Вы сразу начали с «непроверенных» данных. А когда Вас попросили подтвердить эти данные Вы начали обвинять собеседники… кхм в предвзятости.
Если Вас сложно понять почему я привожу деньги это нормально. Я объясню — деньги это критерий рынка. Суммы я привел, чтоб было понятно как рыночные механизмы работают. Вас лично я действительно не хотел оскорбить или кого либо из участников дискуссии. Я просто привел факты в денежном эквиваленте как они выгядят здесь в Долине.