На связи Таня Миронова — руководитель направления доступности Госуслуг в компании РТЛабс. В предыдущей статье о встраивании доступности в существующие процессы я рассказывала, что благодаря внутренней стажировке нам нам удалось вырастить собственное комьюнити экспертов. Расскажу подробнее, что такое внутренняя стажировка, что она даёт, и как её организовать.
Материал основан на опыте проведения стажировки по доступности в РТЛабс, но сам подход может применяться где угодно и для любой области знаний.
Что такое внутренняя стажировка
Напомню, внутренняя стажировка — обучение ваших сотрудников на ваших проектах скилам по вашим направлениям. На неё не нужно привлекать посторонние компании и тратить деньги.
Внутренняя стажировка подойдёт, если существует какое-то знание, которое хочется максимально распространить в отделе или во всей компании. Это могут быть софт-скилы вроде навыков делового общения или хард-скилы на начальном уровне, — например проектирование для самых маленьких. Если к вам постоянно обращаются с одними и теми же вопросами или просьбами, стажировка на эту тему может сильно облегчить жизнь.
Кому нужна стажировка
В первую очередь стажировка нужна эксперту и кураторам:
снизится поток однотипных вопросов в разных направлениях или проектах
появится больше помощников, с кем можно обсуждать проблемы или готовить материалы
повысится репутация эксперта и кураторов в компании
повысится видимость темы в компании
появится больше информации о процессах и статусах проблемы в других командах — ваши стажёры будут приходить с вопросами о нюансах в процессах и методических материалах, и это позволит составить более чёткую картину происходящего в компании
знания по теме систематизируются и актуализируются — этому будут способствовать вопросы стажёров и поиск материалов для подготовки к лекциям
Сотрудникам и их руководителям стажировка тоже будет полезной:
появится новая интересная тема для изучения, новое направление для роста
получится с пользой отвлечься от обычных задач
снизится риск выгорания сотрудника
повысится мотивация для продолжения работы
в команде появится человек, который сможет, как минимум, проконсультировать по теме — в итоге не нужно будет искать экспертов.
Что мы сделали за один квартал
Наша стажировка длилась один квартал, и за эти 3 месяца мы выполнили все главные задачи. Так, мы оценили масштаб проблем доступности и повысили значимость темы. Сотрудники получили новый опыт и навыки его применения в своём продукте, ну а сами знания о доступности стали доступными для всех.
Мы актуализировали и дополнили гайд по доступности, подготовили к нему дополнительные справочники и приложения:
мануал по работе с различными программами экранного доступа
правила корректной разметки для клавиатурного фокуса
рекомендации по правильному озвучиванию элементов программой экранного доступа
Немного цифр:
20 часов обучения на сотрудника — в РТЛабс это до 5% от всей занятости человека на первый квартал
6 лекций
4 семинара
4 домашних работы
1 итоговый тест
4 куратора приобрели опыт ведения лекций и семинаров
21 место для стажировки было заявлено, 30 заявок на стажировку было подано, 25 стажёров обучились — мы просто не смогли отказать всем желающим
провели экспертную оценку 7 значимых услуг, 3 мобильных приложений под iOS и Android и всего портала в целом
поставили 73 задачи на разработку и уже закрыли больше половины
В итоге проект прошёл по стратегии win-win: все работали по своим проектам, сотрудники учились новому без переработок, а компания получила классное комьюнити экспертов.
Гайд по организации стажировки
Тема и задачи
Минимум за 1,5 месяца до стажировки необходимо определиться с темой и задачами. Тема должна быть не очень большая. Например, 20 ч на человека в квартал. И, желательно, конкретная — контролируем качество, учим пользоваться фреймворком, пишем документацию и тому подобное
Эксперт
Найдите того, кто будет отвечать за единообразие распространяемых знаний
Есть экспертиза по выбранной теме
Есть репутация в компании/отделе
Есть напарник — минимум 1
Принципы
Участники разбиваются на группы, в каждой группе есть куратор
Не более двух человек из направления
-
Регулярные занятия 1-2 раза в неделю:
теоретическое занятие, на котором задаём домашнее задание
семинар: показательная практика стажёра под руководством куратора
разбор домашнего задания с куратором
Программа
Ориентируйтесь на календарь спринтов: разбейте обучение на блоки, по одной теме за спринт. В блоке теория + семинар + домашка. Сразу запланируйте итоговое испытание — тест, экзамен или и то, и другое.
Награда
Стажировка должна иметь какой-то результат, желательно, осязаемый. Сделайте красивый сертификат, подпишите у кого-то важного.
Бюрократия
Определитесь с проектами и стажёрами до начала квартального планирования
Зарезервируйте время экспертов для подготовки лекций
Анкета стажёра
Для записи на стажировку создайте анкету. Соберите:
контакты стажёра и его руководителя
информацию о специальности стажёра и его проектах
текущий уровень знаний стажёра по теме
ожидания от стажировки
Вступительное задание
В анкете сразу дайте вступительное задание. Его решение покажет вам уровень знаний будущего стажёра и его зону ответственности.
Первая лекция
Первая лекция позволит выровнять стартовые знания стажёров и скорректировать их ожидания.
Дальнейшие лекции можно готовить уже в процессе стажировки, на каждую лекцию как раз будет один спринт. К семинарам кураторы обычно не готовятся: куратор выбирает из своей группы стажёра, который будет в онлайне, с трансляцией экрана выполнять домашку. Такой аналог выхода к доске в школе.
Эпилог
На всех этапах стажировки нам здорово помогала наша команда обучения — консультировали, выкладывали записи лекций, помогали с документами. Леся, огромное тебе спасибо!
В дальнейшем мы планируем ещё один поток стажировки по доступности, ближе к осени. Возможно, тогда же и запишем лекции в приличном качестве, чтобы выложить их в открытый доступ.
Также мои коллеги вдохновились идеей стажировки и планируют обучения:
редполитика для дизайнеров, проектировщиков и оунеров продуктов
сборка услуг на конструкторе для региональных ведомств
Надеюсь, эта статья вас так же вдохновит на обучение.