Как только ни мучают аббревиатуры UX и UI. Их используют, как хотят и где хотят: от скромных названий в вакансиях до лекций на больших площадках. И всё равно мало кто понимает, что они из себя представляют. Их путают, упрощают значения или присваивают чужие. 

Меня зовут Илья Шапеев, сейчас я проджект-менеджер на web-проектах в дизайн-студии ЦЕХ, а в прошлом — UX-дизайнер. В статье расскажу о том, как я пытался разобраться в определениях UX, UI, почему их недооценивают и почему важно понимать суть своей специальности.

Завязка

Когда работал в компании N-дизайнером, я отвечал за дизайн внутреннего продукта, и меня называли «юиксером». При этом других ребят, которые работали над сайтами и сервисами наших клиентов, называли UI-дизайнерами. Но устраивались все на UX/UI. Также UX называли этап прототипирования, а этап дизайн-концепта — UI. В целом, этого было достаточно, чтобы запутаться в своей специальности.

Я решил провести небольшой опрос среди дизайнеров с разным опытом в профессии и получил такие ответы:

UX – это

UI – это

Визуально

Опыт дизайнера

1

как устроен продукт. Процесс продумывания.

как выглядит интерфейс. Как взаимодействовать с ним.

≈ 7 лет

2

исследование. Поиск поведения пользователя, чтобы выполнялась какая-то цель.

не только визуальная концепция. Но и удобство взаимодействия с продуктом. Чтобы было интуитивно.

Затрудняюсь ответить.

≈ 5,5 лет

3

логика взаимодействия. То, как удобно пользоваться. Ресерчи пользователей, кастдевы, cjm и аналитика пользовательского поведения.

визуал. Компоненты, дизайн-система

≈ 5,5 лет

4

опыт пользователя. Логика. Как взаимодействует пользователь и его путь.

визуал. Стиль, цвета, типографика, изображения, иллюстрация.

> 5 лет

5

суть интерфейса.

визуал.

Сложно.

≈ 5 лет

6

удобство. Как управлять вниманием пользователя. Интуитивно понятные, прозрачные процессы и тексты.

красота. Впечатление. Это когда приятно пользоваться. Креативно, если требуется. 

≈ 3 лет

7

удобство пользования.

визуальная составляющая.

≈ 2,5 года

8

взаимодействие пользователя с продуктом, пользовательский опыт. Чтобы пользователь не задумывался, как пользоваться. 

красиво. Эстетика. Или просто сам интерфейс.

≈ 2 лет

9

этап, которой помогает сэкономить время за счет исследований. Структурирование гипотез.

отрисовка интерфейса. Реализация гипотез UX. UI можно посмотреть — видимая практическая часть.

1,5–2 года

10

то, как будет взаимодействовать с интерфейсом пользователь. Как будет двигаться по сайту/приложению. UX-дизайнер показывает, где располагаются элементы.

то, насколько красиво будет делать дизайнер любую визуальную часть.

1–1,5 года

В интернетах по запросу «UX и UI» отслеживаются плюс-минус такие же тезисы:

  • UX и UI визуально разделяют на две группы, которые немного пересекаются;

  • UX изображают в виде прототипа, а UI — в дизайне [цвета, шрифты, графика];

  • UX — это удобство; 

  • также к UX приписывают исследование, анализ и тестирование.

Та масса информации, что есть в интернете, коррелирует с нашими выводами. Это нормально: мы то, что читаем.

UX. Трудности перевода

Опросы, личный опыт и первые странички в браузере — это верхний уровень информации о UX и UI. Он содержит вырванные из контекста фразы, личную интерпретацию и статьи в жёлтой прессе. Зато потом мы сможем сравнить и сделать выводы.

Теперь предлагаю узнать наших героев получше, обратиться к словарям и переводчикам, докопаться до сути [открывайте форточки].

Experience переводится как опыт. Но русское слово «опыт» и английское «experience» имеют одно важное различие.

Словарь cambridge:

Словарь Ожегова:

В английском слове «experience» есть история про чувства, ощущения, переживания (feel). То есть не только как пользователь взаимодействует с продуктом, но и что он чувствует при этом. Также возьмём официальное определение ISO (Международной организации по стандартизации). [статья]

Здесь, в определении, «восприятие и реакция человека» [A person’s perceptions and responses] даже на первом месте.

И ещё нашёл цитату отца UX, Дона Нормана. Где он выделяет «восприятие» сервиса. И даже глубже: восприятие мира, жизни. Не думал, что зайдём так далеко. Но раз батя сказал… 

???? [Пользовательский опыт] используется людьми, чтобы сказать: «Я дизайнер пользовательского опыта, я разрабатываю веб-сайты» или «Я разрабатываю приложения». [...] и они думают, что пользовательский опыт — это простое устройство, веб-сайт, или приложение, или кто знает что. Нет! Это все — это то, как вы воспринимаете мир, это то, как вы воспринимаете свою жизнь, это то, как вы воспринимаете сервис. Или, да, приложение или компьютерная система. Но это система, в которой есть все.

— Дон Норман

[статья]

Да, то есть важно отметить разницу глубины этих слов: практические знания и навыки в «опыте» и как будто целая история с чувствами, переживаниями и рефлексией в «experience». Поэтому так важно ставить себя на место пользователя, понимать контекст взаимодействия, окружающую обстановку, проявлять эмпатию, делать портреты клиентов, правильно формулировать ценности, проводить опросы, тесты и пользоваться другими инструментами, чтобы у пользователя получилась своя классная история.

UI. Трудности заимствования

Теперь разберёмся с UI. Слова «Interface» вообще нет в русском языке. И определение этого слова выглядит так, будто возвращаешься во времена ЭВМ.

На английском [cambridge]: 

Разница в том, что в русском языке даже нет другого варианта, кроме экрана или приборной панели электронной техники. Потерян смысл того, что интерфейсом является всё окружающее. «Ситуация, способ или место, где две вещи объединяются и влияют друг на друга». Пользуемся стулом, стаканом, ложкой… Интерфейс этих предметов намекает, как им пользоваться.

Есть даже такое значение интерфейса, как «коммуникация» [cambridge]. То есть физический объект не обязателен. Предположим, что мы пришли на лекцию. Сама лекция — это и есть интерфейс. И здесь тоже можно применить те же приёмы, что и в веб-дизайне: продумать, сделать каркас, оформить текстом, придать стилистику речи, эмоциональный окрас, расставить акценты и прочее.

Ещё момент: часто под UI подразумевают дизайн, имея в виду визуал, эстетику. Здесь предположу, что слово «design» тоже упростилось, когда попало в русскую речь. Опрос не проводил. Но сложилось стойкое ощущение, что для всех, кто вне творческой профессии, дизайн — это не сложный процесс в поиске смыслов, форм и конструкций, а, скорее, результат среднего качества. Это когда Петрович может и сам сделать. И, мягко скажем, он в ахере, за что берут такие деньги за «кокой-то там дизайн».

Хотя даже в русском толковании понятие «дизайна»  гораздо шире. [Словарь Ожегова]

Итоги по понятиям

Получается, языковой барьер сильно уменьшает значение слов. Также наверняка сказался тренд на модные понятия. Раньше говорили «дизайнер», теперь — «ux/ui». И, чтобы не объяснять 3 часа, говорим: «Делай удобные прототипы и красивые дизайны».

Давай разберём табличку с ответами и сделаем выводы:

  1. Первое, что хочется отметить: понятия «опыт» и «интерфейс» пытаются переместить в другую плоскость — дать им определение этапов [процессов] и разделить. [UX — этап исследования, прототипирования и пр., UI — этап оформления, дизайна и т. д]. 

Вот тезисы из таблички: процесс продумывания, исследования, прототипирования, поиск поведения пользователя для выполнения цели, оформление, расстановка акцентов [где и как расположить элементы, как управлять вниманием пользователя]. 

Это не есть UX или UI. Это только инструменты для создания UX и UI. И при этом они справедливы в равной степени как для UX, так и для UI.

  1. Почему в равной степени? Потому что UX — это не только практическое взаимодействие, не только про удобство и путь пользователя. Это и визуал, и стиль, и цвет, и красота и т. д. UX — это всё то, что влияет на чувства и ощущения пользователя. Это те параметры, что вызывают эмоции у пользователя с первого взгляда и до ощущения послевкусия: когда взаимодействие закончилось и началась рефлексия.

  2. UI — это не только стильный, яркий, с красивыми шрифтами, цветами и другими свойствами, связанными с оформлением. Интерфейс и логичный, и удобный, и интуитивный. Фразы, что записаны в колонке UX — это также свойства пользовательского интерфейса [User Interface].

Теперь сформулирую свои ответы на вопрос, что такое UI, UX, в чём разница: 

UX — [это не прототипирование и исследования дизайнером] это эмоции и переживания пользователя как реакция на взаимодействие с интерфейсом. Experience начинается с первого взгляда, звука, вдоха и других рецепторов органов чувств, вплоть до урчания в животе. И заканчивается воспоминаниями в кровати перед сном через день, месяц, 10 лет после взаимодействия. 

UI — [это не только красота интерфейса] это сущность, с которой взаимодействует пользователь. Сущностью будет хоть человек, хоть неживой объект, звук, пук и что угодно, если ты с этим взаимодействуешь.

Могут ли UX и UI друг без друга?

UI может быть один, если с ним никто не взаимодействует. Как только этот interface увидит пользователь, появляется experience. 

UX не может быть один. Experience — процесс взаимодействия объекта [interface] и субъекта [пользователь].

Если вернуться к запросам в интернете, то часто видим такое изображение [слева]. Но, изучив определения, можно с уверенностью сказать, что картинка справа лучше отображает взаимодействие ux/ui.

Важно ли это всё?

Да, конечно, нет. Это всё ярлыки и духота. 

Те, кто и так делает дизайн, честно заботясь об experience пользователя, думаю, просто убедились, что всё делают правильно. Что многое в их зоне ответственности. Что их работа не заканчивается на концепте. Если фотограф сделал не то фото, говорят об этом, пишут ТЗ, контролируют, общаются, пытаются достичь вместе результата. То же самое с текстом: если его много, или мало, или не та подача, не те смыслы, делают ТЗ писателям, проверяют, ищут вместе нужный слог. Долго грузит страница — обивают пороги разрабов и менеджеров. Делают всё, что в их силах для необходимого UX.

Дизайн стал важной частью технологической индустрии. Многие компании становятся дизайн-центрированными. Почему? Потому что дизайн — это инструмент, для того чтобы произвести впечатление на пользователя. Это точка касания. The user gains experience from the company's interfaces

И корпоративный сайт — это концентрация смыслов компании. Отражение ценностей, миссии и видений. То, ради чего к ней обращаются клиенты, чтобы потратить свои миллионы. Поэтому порой так сложно вытянуть из клиентов требования: они только сейчас задумались, кто они есть. Дальше совсем другая тема…Остановлюсь, пожалуй.

Основное: дизайнеры правят миром! Дерзайте!

Ну а те, кто мыслит в стиле «я не я и жопа не моя», не дочитают и до середины и никто их не переубедит. 

Еще больше о дизайне, работе в студии и становлении продактом пишу в своем телеграм-канале — подписывайтесь, будем расти вместе) 

Личные выводы

  1. Язык влияет на нас. Точнее, его смыслы. Например, в английском языке нет более уважительной или менее уважительной формы обращения, как в русском языке Вы и ты. И это определенно накладывает отпечаток на поведение. Поэтому важно понимать, какие смыслы вкладываем в слова.

  2. В какой-то момент я перестал мыслить категориями UX и UI. Мне легче было рассуждать с точки зрения уровней дизайна Дона Нормана [статья]:

    1. Инстинктивный — первая реакция на interface.

    2. Поведенческий — реакция после начала взаимодействия с interface.

    3. Рефлексивный — анализ после знакомства с interface, размышления, ассоциации, ценность.

Это то же самое, но в профиль. Проще. Нет сложных определений и тонкостей.

  1. Всегда надо искать первоисточники. Докапываться до сути.

Комментарии (8)


  1. ildarin
    29.07.2023 15:58

    Вот и еще один "гуманитарий". Язык сильно влияет на восприятие - это точно. В последних нескольких статьях много уделял этому внимание.

    Когда думал о UX, вспоминалась сразу какая-то реклама то-ли мышки, то-ли клавы, то-ли кресла. "Лучший UX!" Т.е. твои как пользователя ощущения. Сел в игровое кресло - и попал в космос. Так что это даже не термин, сколько просто про ощущения пользователя. Мне почему-то кажется, что это словосочетание популяризовал Стив Джобс.

    'Our DNA is as a consumer company for that individual customer who's voting thumbs up or thumbs down. That's who we think about. And we think that our job is to take responsibility for the complete user experience. And if it's not up to par, it's our fault, plain and simply.' Steve Jobs

    Про UI - тоже верно. Inter-face, inter - между (латынь), face - лицо. Т.е. то, что между лицевыми сторонами, то, где что-то соприкасается. Будь то розетка и вилка, рычаг и рука, глазок и глаз, кнопка и палец, голос и ухо.


  1. Firsto
    29.07.2023 15:58

    В двух словах: UX — как используется, UI — как сделано.


  1. V1RuS
    29.07.2023 15:58
    -2

    Лучше всего, по-моему, про это Бирман сказал:


    “UI” designers are now supposed to be thinking about beautiful buttons, fonts, and animations. This is too narrow. It’s hard to justify this work if you are designing software for use by a few government employees. “UX” designers are now supposed to be thinking about the user experience, whatever that is. This is too abstract. Caring about how “satisfied” or “engaged” the user is, again, not something a government could afford to think about.

    The “UI/UX” separation is bullshit. Between “UI” and “UX”, someone has to do the actual work.

    https://ilyabirman.net/meanwhile/all/hawaii-alert/


    1. ildarin
      29.07.2023 15:58
      +2

      Хз кто это Бирман, но он чушь сказал.

      Caring about how “satisfied” or “engaged” the user is, again, not something a government could afford to think about.

      Перевожу: "забота о том, как удовлетворен или вовлечен пользователь - опять, не то, о чем правительство может позволить себе думать."

      Дать бы этому Бирману консольку линуксовую в качестве UI на его телефонах/планшетах, а то болтает о том, в чем не шарит. Очень похоже на заявления политика - они так часто делают.


    1. AndrewYaremko
      29.07.2023 15:58

      не заслуженно вас дизлайкают, вы высказали всего лишь противоположное мнение. И да Бирман не мало привнес в дискуссию этого вопроса, Однако, бывает и отвратительный Experience при вплоне вменяемом UI — звонки в телеграмм. И как раз тут стоит задуматься, а плохой ли это UX? мы можем предположить, подчеркиваю, предположить, что продукту Телеграмм не выгодны затраты на voiceOverIP тем самым снижение качества звонков, может стимулировать пользователей «возращаться» к текстовым сообщениям. Это имеет место быть хотыбы по тому, что хранить тектовые сообщения согласно покуту Яровой много проще чем записи звонков. Да и затраты на инфраструктуру меньше.


      1. ildarin
        29.07.2023 15:58

        плохой ли это UX

        Определяет пользователь. Все очень просто: сколько всего можно сделать через эту штуку - UI. Насколько приятно это делать через эту штуку - UX. Вот например - клавиатура и джойстик, у кого UX лучше? Джойстик же! Скажите вы. А если вам нужно поднять убунту и на нем пару докер контейнеров? Где UX окажется лучше - консоль без GUI и клавиатура; или джойстик с графической системой с красивой заставкой, и экранной клавиатурой и управлением курсором на стике? Гарантирую - во втором случае количество матов будет раз в 100 больше.

        То, что компании говнят свои фичи, вроде того же UX - это задачи маркетинга, а не дизайна. Пример из одной крупной известной компании, в которой я работал. На продающем сайте нужно было ввести инфу, затем по инфе был поиск. Результат выдавался в 100мс. Однако, пользователям казалось, что он не работает и ничего не ищет в случае, если ничего не найдено. Поэтому добавили задержку в пару секунд, типа "ищется". Вот это и называется хороший UX.

        Поэтому да - если пользователю некомфортно пользоваться звонками - UX плохой.


  1. AndrewYaremko
    29.07.2023 15:58

    Дорогой друг, вы поднимаете важную тему, тот факт, что все больше появляется публикаций на подобную тему, теплит во мне предчувствие, что вопрос окончательно созрел. Однако, вам следует сделать следущий шаг и абстрагироваться в определении UX от UI в принципе. К примеру правильные эмоции, а точнее эмоциональный выбор и собственно отношение к продукту может быть сформировано не через интерфейсб а через алгоритмы. Так к примеру компания Яндекс знает сколько вы зарабатываете, из этого способна предоставить вам стоимость услуги такси именно под планку вашего ситауционного согласия, например когда разряжается телефон. Подробно на дня разбирал этот кейс. А дальше еще пара статей о том как алгоритмы становятся определяющим в отношении UX: как обесценивают UI, что такое UX для бизнеса, как используют психологию в UX. И подитожу все статьей «Управляемый опыт». Не подумайте только что я кичусь работами, наоборот, думаю ТОЛЬКО совместными усилиями будет возможно переломить безграмотное восприятие этого вопроса.


    1. ildarin
      29.07.2023 15:58

      Прочитал про темные паттерны, любопытный кейс. А про свободу воли - спорно, но я с этой теорией согласен. В своей статье я изучал вопрос о том, что мы любим и считаем хорошим и красивым (Я сделал редкость профилей на Хабре). Так то я и дальше заходил. Пока пришел к выводу - что люди любят, когда их ожидания оправдываются. Это решающий фактор. Механизм такой (начиная с младенчества): человек видит, как кто-то что-то делает - повторяет. Чем чаще повторяет - тем больше нравится (формируется автоматизм). Поэтому я вывел любопытную теорию - заставь человека сделать что-то хотя бы 1 раз - и он уже не будет считать это что-то плохим, так как он это уже делал. На этом и маркетинг тоже зиждется - достаточно один раз привлечь клиента - и он уже автоматически будет выбирать твой продукт.