Постановка задачи
Последние год три меня доставала неприятная вибрация при разгоне автомобиля, поначалу немного, но со временем все больше и больше. Езжу я мало, в лучшие‑то годы набегало около 12 ткм в год, сейчас же использование авто свелось к практически только летней эксплуатации, поэтому вопрос решался долго. Авто, герой этой статьи это C max (2007 года, 2л, автомат), пробег 164 ткм, первая замена ШРУСов на 20 ткм (порванный пыльник) на подделку, вторая через год на родные. т. е. комплект родных проходил где‑то 130 ткм.
Симптомы:
После 60 км\ч начинается вибрация, особенно при нагрузке в горку. При езде накатом вибрация отсутствует. При увеличении загрузки авто (например, не 2, а 4 человека в салоне) вибрации растут до неприемлемых.
Вибрации трясут морду влево‑вправо, поперек машины. От дисбаланса колес (и других вращающихся элементов) вибрации ориентированы иначе (вдоль машины).
Балансировка, смена колёс летние\зимние перед\зад не влияет.
При езде в крутую горку с низкой скоростью вибраций нет.
В поворотах вибрация не меняется никак.
Очень похоже на внутренние ШРУС (ы), но со стандартным набором симптомов не совпадает скорость начала тряски. Считается, что износ ШРУСов дает вибрации начиная от 40 км\ч, а в моем случае заметные вибрации начинались от 70–75 км\ч и органолептически очень похожи на дисбаланс колес.
Год назад специалист сервисного центра прокатился на машине и уверенно сказал — это не ШРУСы. Возможно, в тот момент износ дорожек был еще достаточно мал, что и привело к неверному суждению. Прошел еще год и вибрации стали беспокоить уже сильно.
Поскольку новые ШРУСы стоят весьма дорого (около 100 тр), то хотелось бы диагностировать неисправность этих узлов максимально достоверно.
Сбор данных
Чтобы быть точно уверенным, что проблема в износе ШРУСов, можно, например, попытаться отличить вибрации о ШРУСов от вибраций, создаваемых другими вращающимися элементами. Вибрация от ШРУСов имеет втрое большую частоту от частоты вращения колес. В ШРУСе 3 ролика и 3 беговых дорожки, за один оборот привода ролики трижды ездят туда‑сюда. Попытки органолептически (хотел написать «на глазок», но вибрации ощущаются совершенно другим органом:))) определить частоту вибраций оказались неуспешны. Например, я пытался ехать рядом с машиной с такими же колесами и сопоставлять частоту ощущаемых ж**** вибраций с частотой вращения колес, наблюдаемой глазом. Казалось, что частоты совпадают…Таким образом отличить частоты я не смог и решил прибегнуть к аппаратному анализу колебаний.
Аппаратная часть
Для регистрации колебаний я собрал устройство на базе модуля GY-87 и модуля на базе ESP32. На плате GY-87 установлены трехосевой акселерометр\гироскоп MPU6050, трехосевой магнитометр HMC5883L, барометр BMP085. MPU6050 подключен к ESP32 по каналу I2C. Данные магнитометра и барометра не используются.
Фото устройства приведено на рисунке 1.
Светодиод переключается по окончании цикла в 4096 отсчетов, каждые 4 секунды. Это позволяет зрительно контролировать работу устройства, т.е. быть «ситуационно осведомленным» :). Крокодилом девайс крепился на решетку среднего отверстия вентиляции. Крепление устройства показано на рисунке 2.
На рисунке 3 отдельно показана плата GY-87.
Сбор данных на автомобиле
Программа в ESP32 инициализирует MPU6050, в бесконечном цикле считывает данные из регистров и выводит их в сериал порт. Для контроля каждые 4096 отсчетов выводится время этого цикла, т.е. в выходном потоке появляется строка с числом «4096». MPU6050 может измерять и выводить данные с минимальным тактом 1 мС (соответствует частоте опроса 1 КГц). Написанная простейшим образом программа в Ардуино позволила обеспечить чтение 14 байт и вывод их в сериал порт даже быстрее и поэтому в цикле применена задержка в ~300 мкс, чтобы считывать данные из MPU6050 c тактом 1 мС. Интересующие меня колебания имеют частоту в районе 30 Гц, оцифровывать их чаще 300 Гц не нужно, так что опрос с частотой 1000 Гц несколько избыточен, хотя и не вреден.
Данные из MPU6050 представляют собой двухбайтные числа со знаком, первый байт старший, по каждому каналу выводятся три числа, а также температура кристалла. Суммарно это составляет 14 байт. К каждому отсчету из 14 байт прибавляются два байта 0D0A.
Считанные данные выводятся через сериал порт со скоростью 230400 бод в компьютер. Для сбора данных был использован старенький ноутбук ACER Aspire ONE, волею судьбы с нормальной батареей, способной продержаться около 2-х часов.
Первые эксперименты с записью потока проводились с использованием программы PUTTY. Результаты оказались неприемлемыми – часть данных при записи в файл терялась. Я предположил, что львиная доля времени тратится PUTTY на отображение принимаемого потока данных. Поэтому была написана программа на Python для приема потока данных и записи его на диск в файл. Для запуска записи потока данных в файл на диске надо запустить программу с ключом –p[com port name] [b baudrate]. В моем случае порт COM3 и скорость 230400 установлены по умолчанию и потому мне достаточно ключа –p. При запуске без параметров программа выведет подсказку по использованию. Поток данных записывается as is, состоит из групп по 14 байт плюс байты 0D0A. На диске ноутбука появляются файлы с уникальными именами типа 2023_05_21_12_27_52_945876.txt, сгенерированными из времени начала записи. Содержимое файла выглядит, например, так, если открыть его в Блокноте (рисунок 4):
Данные записывались в процессе езды на наиболее сложных участках (езда в горку со скоростью от 60 км\ч). Вести машину и оперировать ноутбуком невозможно, второй человек на пассажирском месте запускал запись данных и останавливал ее по команде. В принципе можно было бы сделать кнопки или кнопку на руль, но для одноразовой задачи это избыточно. В результате поездки на диске ноутбука появилось несколько файлов с данными.
Обработка данных
Следующие этапы обработки данных выполняются в стационарных условиях. Первый этап – преобразование файлов с двоичными данными в вид, который можно импортировать в Excel.
Для решения этой задачи в программе на Python имеется модуль чтения двоичных данных из указанного файла, преобразовании данных в нужный формат и записи их в файл в виде, пригодном для импорта в Excel. Для преобразования конкретного файла надо запустить программу на питоне с ключами –f и –с, например: -f "I:\15\2023_05_27_15_50_14_475704.txt" –c. Ключ –f указывает имя входного файла для преобразования, а ключ –c это команда выполнить преобразование. Имя файла для записи преобразованных данных получается из исходного имени с прибавлением proc1, например, вот так: 2023_05_27_15_27_37_093126_proc1.txt. Данные в таком файле выглядят, например, так (рисунок 5):
Каждая строка состоит из шести чисел, две группы по три числа. Это ускорение по трем осям и угловая скорость по трем осям. Данные по температуре опускаются.
Дальнейшие этапы, такие как импорт данных в Excel, формирование выборки, частотный анализ с применением преобразования Фурье тривиален и описание этих шагов я опущу.
На рисунке 6 приведен пример сигнала с одного из каналов акселерометра. Длина сигнала 2048 отсчетов, постоянная составляющая удалена. Замечу на всякий случай – постоянная составляющая это проекция силы земного тяготения на конкретную ось.
Результаты обработки
На рисунке 7 приведен спектр вибраций, полученный из сигнала на рисунке 6:
Этот образец записан на скорости примерно 60-70 км\ч при езде в горку. Пик вибраций приходится на частоту около 28 Гц, что соответствует утроенной частоте вращения колес на скорости около 60-70 км\ч. Правый пик соответствует частоте около 3000 об\мин (источник колебаний - двигатель), левая группа пиков соответствует частотам вращения колес и элементов коробки передач (7 - 10 Гц).
Для желающих самостоятельно повозиться с данными файл Excel выложен тут.
Решение
На основе анализа комплекса данных я принял решение, что беспокоящие меня вибрации при разгоне вызваны повреждением беговых дорожек в ШРУСах и решился на замену. Менять имеет смысл на новые родные.
ШРУСы были заказаны в известном московским фордоводам сервисе на Турчаниновом, там же заменены. Время замены 2 часа, включая попутную замену левого ступичного подшипника. Изношенные детали были забраны из сервиса, чтобы в спокойной обстановке изучить признаки износа ШРУСов. Сервисмены похоже усомнились в моей адекватности :)) и все порывались отдать и ступичный подшипник тоже :), несмотря на попытки объяснить, зачем мне нужны изношенные привода.
Фото изношенных беговых дорожек левого ШРУСа показаны на рисунках 8-10.
На правом ШРУСе видимых следов износа нет.
Результат
Контрольный прокат после замены ШРУСов показал исчезновение вибраций.
Чтобы улучшить качество дифференциальной диагностики можно не только измерить спектр вибраций, но и определять ориентацию колебаний в пространстве. Как я уже упоминал ранее, вращающиеся элементы трансмиссии дают колебания, ориентированные преимущественно вдоль машины, а вибрации ШРУСов ориентированы поперек машины. Поскольку датчик MPU6050 дает данные по трем осям, можно определить ориентацию колебаний в пространстве.
Комментарии (61)
Dynasaur
09.08.2023 09:30+3Думается, запись стуков микрофоном и последующий её анализ выявил бы ту же частоту стуков, что и акселерометр :-)
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30Теоретически возможно, но меня интересовали сигналы, частота которых не входит в полосу пропускания микрофона и последующих трактов. Обычно в лучшем случае от 20 Гц.
Dynasaur
09.08.2023 09:30+4Полоса пропускания микрофона тут ни при чём. Вы же говорите о стуках. Стуки запишет любой самый деревянный микрофон. Далее вам надо выявить их на записи и измерить частоту ударов, а не спектр стука. Когда меряют пульс - меряют частоту ударов, а не частоту звука.
diakin
09.08.2023 09:30Там же приведен график сигнала, как оттуда "частоту стуков" выделить? А на спектре все хорошо видно.
Dynasaur
09.08.2023 09:30Там же приведён график сигнала акселерометра, а не микрофона. Будет сигнал микрофона - на нём и поищем. Думаю, преобразование Фурье нам сразу его и покажет. Если сразу не покажет, то потребуется небольшая предобработка.
semennikov
09.08.2023 09:30Как раз использованный Вами акселерометр и должно использовать, он во первых дает вектор ускорения а не модуль ускорения как микрофон, во вторых микрофон имеет в исследуемом диапазоне сильно не линейную АЧХ, а вот акселерометр как раз очень хорошую линейную
diakin
09.08.2023 09:30На частоте 30 Гц не каждый микрофон будет писать.
Dynasaur
09.08.2023 09:30+2Стуки запишет любой микрофон с любой частотой. Надо мерить не частоты звука, а частоту ударов.
SuperTEHb
09.08.2023 09:30Как их отличить от остальных звуков?
Dynasaur
09.08.2023 09:30+2А как ухо отличает стуки от остальных звуков? Это довольно простая задача анализа звука. Обычно на графике они видны невооружённым глазом по амплитуде. И при разложении преобразованием Фурье будет пик в той же области частот, что намерил акселерометр.
200sx_Pilot
09.08.2023 09:30+1Думаю, на такой частоте писать будет даже динамик, подключенный в качестве микрофона.
dlinyj
09.08.2023 09:30+2Очень интересное исследование! Снимаю шляпу.
Использование Linux сильно бы упростило задачу, потому что в Windows вы получили множество проблем совместимости, но я рад что у вас всё получилось. Очень круто!
Ivanii
09.08.2023 09:30+1На сколько я помню под виндами данные с Ардуины через сериал(в данном случае через сериал овер IP) можно лить сразу в Эксель с помощью plx-daq, обратно отправлять управление, изучается и настраивается это за день и не валится это как минимум сутками.
dlinyj
09.08.2023 09:30+1Я сторонник консоли, csv и gnuplot. Но допускаю, что и этот вариант имеет право на жизнь.
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30+1Посмотрел, что это за зверь. Есть интуитивные сомнения, что это может принимать данные с частотой 1 КГц. Проверять лень уже, но зарубку в памяти оставлю.
iig
09.08.2023 09:30+1изучается и настраивается это за день
Целый день тратить на запись из uart в файл? О_о
diakin
09.08.2023 09:30+2А Линух тут каким боком?
dlinyj
09.08.2023 09:30Первые эксперименты с записью потока проводились с использованием программы PUTTY. Результаты оказались неприемлемыми – часть данных при записи в файл терялась. Я предположил, что львиная доля времени тратится PUTTY на отображение принимаемого потока данных. Поэтому была написана программа на Python для приема потока данных и записи его на диск в файл. Для запуска записи потока данных в файл на диске надо запустить программу с ключом –p[com port name] [b baudrate]. В моем случае порт COM3 и скорость 230400 установлены по умолчанию и потому мне достаточно ключа –p. При запуске без параметров программа выведет подсказку по использованию. Поток данных записывается as is, состоит из групп по 14 байт плюс байты 0D0A. На диске ноутбука появляются файлы с уникальными именами типа 2023_05_21_12_27_52_945876.txt, сгенерированными из времени начала записи. Содержимое файла выглядит, например, так, если открыть его в Блокноте (рисунок 4):
Всё сильно проще было бы в линухе сделать. Там можно было вообще на баше сделать:
cat /dev/ttyUSB0 > log.txtWinnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30+1Чтобы что-то сделать в линуксе - надо иметь машину с ним :) а у меня все ноуты, которые я могу взять в авто и мне их не жалко - с виндой. Сын попробовал принимать поток на мощном Андроид смартфоне через OTG - в принципе работает, но что-то идет не так. Я не помню уже деталей, но таки оказалось быстрее и проще написать маленькую прогу на питоне под виндой.
dlinyj
09.08.2023 09:30+1Можно на Virtualbox поставить и пробросить USB. Тут хозяин барин, как говорится, кому что удобнее. Я со своим уставом :)
DMGarikk
09.08.2023 09:30+2Крайне своеобразная неисправность, и мне чёт кажется она сама по себе очень редкая.
но способ диагностики прям супер! очень этого не хватает в авто как штатного способа диагностики… если это еще подружить с ИИ...
p.s. помню в начале нулевых когда я в РЖД работал, к нам приезжали ребята которые пытались продать девайс по диагностике подшипников и ременных приводов, охренительная была штука, два акустических датчика, один акселерометр, и эта штука показывала какой подшипник неисправен, насколько, степень натяжки ремня, необходимость установки успокоительных роликов...
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30+1Соглашусь с Вами. Это единственный мой авто с такой болячкой. Остальные никогда таких проблем не имели. Я не имею профильного образования в сфере механики, так что только осторожно предположу, что в данной модификации размерность ШРУСов маловата. В конце концов есть масса авто с существенно большей мощностью мотора, большим моментом и тяжелее. И что-то в инете нету массовых проблем.
fio
09.08.2023 09:30Помню был стартап, ребята пытались приспособить микрофон смартфона для диагностики двигателя. Полагалось, что по звуку можно понять что неисправно, нужно лишь собрать bigdat'у. Но упёрлись в то, что микрофоны сильно разные и бигдата оказалась сильно фрагментированной.
semennikov
09.08.2023 09:30Как раз использованные акселерометры имеют очень линейную частотную характеристику в исследуемом диапазоне
zatim
09.08.2023 09:30-1Вибрация от ШРУСов имеет втрое большую частоту от частоты вращения колес. В ШРУСе 3 ролика и 3 беговых дорожки, за один оборот привода ролики трижды ездят туда-сюда.
Мне кажется, это ошибочное утверждение. Или же вы неверно выразились. За один оборот каждый ролик совершает ОДНО полное колебание. Но ролики смещены друг от друга на треть оборота или 120 градусов, соответственно, их колебания смещены по фазе на 120 градусов. Допустим, вибрацию создает выработка в середине пути. Так происходит чаще всего, если шрус в нормальном положении почти прямой. В этом случае ролики почти не двигаются и все время давят в одно и то же место. Совершая ОДНО колебание ролик проходит выработку ДВА раза - по пути "туда" и "обратно". Соответственно, частота вибрации будет в 2 раза выше, чем частота вращения. Это если выработка только в одной дорожке. Если в трех - частота будет в 6 раз выше. Если в двух, то будет дробный шум. Вместо выработки может быть раковина либо трещина, не суть.
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30-1Вам кажется :) рассмотрите графики например синусоидального колебания. Туда и обратно - 1 герц. 2 раза туда и обратно - 2 герца. 3 раза - 3 герца :)
zatim
09.08.2023 09:30-1У вас выбоина на дорожке синусоидальная? Еще раз:
Совершая ОДНО колебание ролик проходит выработку ДВА раза - по пути "туда" и "обратно".
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30-1Форма колебания не имеет значения. Важно только одно - сколько полных циклов проходит за единицу времени.
zatim
09.08.2023 09:30-1Как это не имеет, вы что такое говорите!? Синусоида дает один спектр, прямоугольник - совершенно другой! Если я правильно понял посыл вашей статьи, то вы предлагаете диагностировать именно по спектру. И заявляете при этом, что форма значения не имеет. Это взаимоисключающие утверждения.
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30Синус некоторой частоты даст после FFT палку на частоте этого синуса. Прямоугольный сигнал той же частоты даст основную палку на той же частоте плюс палки на частотах гармоник. Меня интересует частота основной гармоники и поэтому форма сигнала мне не важна.
zatim
09.08.2023 09:30-1Ну так и какая будет частота основной гармоники, если ролик проходит выбоину 2 раза за оборот?
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30-1Для одного ролика будет соответствовать частоте вращения привода. Для трех роликов - утроенной частоте вращения привода.
Еще раз: посмотрите на график синуса. СИгнал дважды проходит нуль за период (Вы это называете "оборот"). При этом частота сигнала определяется не по пересечениям нулевой оси, а по полному периоду.
zatim
09.08.2023 09:30-1Вы упорно не хотите понять очевидного. Вот и пользователь @SuperTEHb вам то же самое говорит:
А теперь представьте, что в окрестности нуля выбоина. Синус пересекает ось вниз (тук), а потом ось вверх (тук). Всё равно дважды за период выходит.
И еще интересный вопрос: а что за палка стоит на частоте 14 Гц, на частоте (вот совпадение!) ровно в 2 раза меньше той, которую вы называете первой гармоникой? Может, это и есть первая гармоника, а про скорость вы несколько слукавили?
semennikov
09.08.2023 09:30И именно поэтому будет ОДИН период. Ускорение же векторное, "Туда" будет положительное, "обратно" отрицательное и Вы увидите как раз период.
SuperTEHb
09.08.2023 09:30+1А теперь представьте, что в окрестности нуля выбоина. Синус пересекает ось вниз (тук), а потом ось вверх (тук). Всё равно дважды за период выходит.
zatim
09.08.2023 09:30del
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30-1для колес диаметром D=0,635 м длина окружности есть pi*D=1.995 м
скорость 60 км\ч
за час пройденный путь 60000 метров
Колесо сделает 60000 / 1,995 = 30075 оборотов
делим число оборотов на время 30075/60 минут/60секунд = 8.35 Гц
Вы среднюю школу окончили?
zatim
09.08.2023 09:30На моей ниве была похожая ситуация. Образовались раковины на беговой дорожке двухрядного подшипника. Сначала гудело еле заметно, я обнаружил это только выехав на трассу и основательно разогнавшись, в конце же стало гудеть так, что в салоне аж уши закладывало. Но при этом даже еле заметного люфта не появилось. Для диагностики не пришлось ничего паять, я просто поддомкратил по очереди все колеса и слушал звук. Полноприводная трансмиссия нивы позволяет крутить по очереди все 4 колеса благодаря межколесным и межосевому дифференциалам. Так был обнаружен шум в левом переднем колесе. Поворот колеса на шум никак не влиял, отчего был сделан вывод, что это не шрус, а именно подшипник.
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30-1Гудение ступичного подшипника четко отличается от звуков неисправного ШРУСа. Достаточно разглядеть покоцанные беговые дорожки с выбоинами, чтобы сделать вывод о частоте звуков от выбоин.
Daddy_Cool
09.08.2023 09:30+1О! Вибродиагностика! По хорошему в техцентрах должнв быть такие системы. Народ даже нейросети на эту тему запиливал, как вибрирует какой-нибудь вал курильщика и как вибрирует вал здорового человека.
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30По хорошему конечно :) но поскольку автопроизводители экономят каждую копейку - нафига им ранняя диагностика? :) Да и вообще диагностика? :) делайте крупноузловую замену.
DMGarikk
09.08.2023 09:30+1чтобы CE зажечь и отправить на крупноузловую замену до того как загудит так что ехать придется на эвакуаторе и стрясти оплату эвакуатора с производителя
Vitaly_Z
09.08.2023 09:30+1Странный выбор для точки измерения вибрация. Двигатель на подушках, подвеска на подрамнике. и панель немного с гашением шумов и вибраций. Тут на основании выбора из трех разных точек замеров диссертацию можно защитить, ну да ладно, и про ресурс у ШРУСа тоже. А ведь можно оптический тахометр с акселерометром, и спидометром совокупить и комплексную картину смотреть.
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30Основным критерием выбора точки был легкий доступ. Плюс я глазками видел как вибрирует панель в определенных условиях, т.е. интересующие меня колебания туда попадают.
Мне как-то коллеги рассказывали, что в 90-х делали работу для одного из крупных автопроизводителей по виброизмерениям салона. Как раз использовали оптические методы.
vidineev
09.08.2023 09:30+1Вы определили неисправность, но не поняли причину быстрой поломки детали, а это некачественные прошлые ремонты. По фотографиям можно сделать вывод, что вам попала вода в ШРУС из-за неплотной обжимки хомута. На это указывает рыжий цвет, а также неправильно подобранная смазка для типа трипоид. Могли применить смазку для наружного ШРУС с дисульфидом молибдена, который в соприкосновении с водой превращается в абразив, ускоряя разрушение механизма. Правильная смазка должна выглядеть как на изображении.
�
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30+1Мне кажется, что родная смазка в комплекте сразу была рыжая... Впрочем, задам сейчас вопрос на ффклаб.
artmel
09.08.2023 09:30Вибродиагностика давно обсуждается в автодиагностике, и по частотам, и вейвлет разложение я применял, что гораздо лучше, и круговые диаграммы привязанные к углу поворота наблюдаемой детали.
Это уже есть в готовых мотортестерах. Например мт-про4
вы вообщемто просто заново сделали велосипед. и использовали акселерометр вместо обычно используемого пьезодатчика.
правда частота выборки у вас маловата, но это ерунда.
Основная нерешенная проблема, в том, что на другом авто картина будет другой. и нужно заново все определять для автомобиля другой конструкции.
Winnie_The_Pooh Автор
09.08.2023 09:30Я решал очень ограниченную задачу: наблюдаемые вибрации от ШРУСа или нет? Создавать систему вибродиагностики я не пытался :)))
Частота выборки максимальна для использованного датчика. У меня есть более совершенный датчик с частотой выборки 8 КГц (или 4? надо спеки глянуть), но с ним произошла мистическая история: я его положил на стол с целью припаять, на что-то отвлекся - и датчик исчез. Обыскал все, перебирая по бумажке и болтику - нету. Пришлось другой попроще взять. А недавно прибирал на столе мусор - вот он, посередине стола лежит :))) Либо барабашка-домовой, либо с головой проблема уже :)))
Вы упомянули угол поворота детали - датчик угла поворота имеется в таких системах?
artmel
09.08.2023 09:30да, оптический датчик. наносите белей краской метку и вперед.
вот тут и оборудование и обсуждение http://mlab.org.ua/forum/viewtopic.php?f=33&t=2983
Dynasaur
Неожиданное решение мерить вибрацию ШРУСов на решётке вентилятора. Так, конечно проще, но на валу было бы точнее. Тем не менее, получилось, с чем и поздравляю!
vassabi
научно-технический способ обосновать "почему поменял".
(у каждого свой способ: жена раскладывает на картах таро у гадалки, муж - вешает датчик MPU6050 на вентилятор. Главный результат: ШРУС - поменян, в семье - гармония)
Winnie_The_Pooh Автор
Первое название статьи предполагалось " развлечения техногика" :)))
Winnie_The_Pooh Автор
Меня интересовал пик вибраций, не абсолютное значение, по кузову примерно одинаково все это распространяется, так что все равно в какой именно точке мерять :)