Игровая индустрия не заинтересована в поддержке старых проектов, поэтому их судьба теперь целиком и полностью зависит от пиратов.
Видеоигры в последние ~50 лет превратились из гик-развлечения в одну из важнейших форм современного искусства. Но, увы, многие из них находятся на грани исчезновения
Как минимум, это касается коммерческой стороны вопроса. Предположим, вы решили купить игрушку, выпущенную лет двадцать-тридцать тому назад. Например, это может быть любимая игра вашего детства или, наоборот, что-то неизведанное, о чем вы недавно узнали на форуме ретро-геймеров! Как бы то ни было, первым делом вы наверняка отправитесь на GOG, в Steam или Epic Games Store. И, как это ни прискорбно, в 9 из 10 случаев вы столкнетесь с тем, что игра «зависла» между мирами: правообладатель до сих пор не отправил ее в «свободное плавание» и запрещает распространять бесплатно, но при этом сам поленился разместить игру на одном из популярных маркетплейсов.
Не так давно группа энтузиастов проанализировала ситуацию, сложившуюся вокруг игр для популярных игровых платформ прошлых лет. В их число вошли легендарные PlayStation 2, Game Boy и Commodore 64. Выяснилось, что только 13% всех выпущенных для упомянутых платформ игр все еще можно легально приобрести. При этом чем старше платформа, тем хуже становится ситуация. К примеру, любители Commodore 64 смогут купить примерно 3% от общего числа вышедших для этого компьютера игр. Согласитесь, не густо – даже если принять во внимание огромное количество freeware-проектов и современных релизов.
Конечно, в ответ на мои «жалобы» вы имеете полное право развести руками и сказать: «ну и что, что эти игры больше не продаются. Они старые и никому уже не нужны». К тому же платформы, под которые они выпускались, с каждым годом все сильнее отмирают и теряют фанбазу.
К тому же видеоигры стареют гораздо быстрее, чем другие виды медиа-контента. Здесь вполне возможно провести параллели с немым кино или, скажем, джазовой музыкой. Несмотря на то, что многим классическим фильмам или композициям вот-вот стукнет 100, а то и больше, лет, они по-прежнему актуальны. А игры старше 10-15 лет уже воспринимаются широким кругом пользователей как нечто «древнее», скучное и бесполезное.
Между тем, сложившаяся вокруг игр ситуация уже предвещает проблемы с сохранением культурного наследия. Если историки игровой индустрии не смогут получить в свое распоряжение оригинальные игры, они не сумеют задокументировать их культурное влияние. (Ровно с такой же проблемой несколько десятков лет назад столкнулись исследователи комиксов: на заре комикс-культуры сотрудники библиотек считали их полной ерундой и не озаботились приобретением и сохранением. Примерно то же самое происходит сейчас с играми!).
Несмотря на бесспорную важность исторического контекста, проблема приобретения старых игр актуальна в первую очередь для простых геймеров. Многие из них с удовольствием покупали бы старые игры. Когда компания Digital Eclipse выпустила «Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection» — сборник из 13 игр — меньше чем за год было распродано порядка миллиона копий. А когда на Xbox вышел аркадный хит Robotron, я залип в него буквально до кровавых мозолей на больших пальцах.
Разумеется, игровым компаниям нелегко поддерживать релизы старых тайтлов. Иногда проблемы носят сугубо технический характер: например, портирование игры на современное устройство может вылиться в кругленькую сумму. А иногда возникают тонкости юридического характера: в частности, очень легко запутаться в правовых вопросах, особенно, если за выпуск игры отвечала компания, которая давным давно закрылась.
В любом случае, мы, гики, скорее всего, будем единодушны в том, что потерять весь этот пласт цифровой культуры было бы невероятно грустно.
Именно поэтому мировая цивилизация в огромном долгу перед...пиратами.
Пираты — хранители старых игр
Почти тридцать лет назад мне впервые стали попадаться эмуляторы старого игрового железа. Изначально это был MAME — «Multiple Arcade Machine Emulator», разработанный Николой Салмориа. Он позволял с переменным успехом эмулировать несколько популярных аркадных машин.
Важно отметить – разработка эмуляторов как таковых никак не противоречит законодательным нормам. Все, что вы делаете, — это пишете код, имитирующий вычислительные возможности старого железа, будь то аркадный автомат или игровая консоль.
А вот создание ROMа конкретной игры, например Space Invaders или Mortal Kombat, считается гораздо менее законным действием. Поскольку код защищен авторским правом, любой, кто создает его копию и выкладывает в открытый доступ в сеть, нарушает эти пресловутые авторские права.
Тем не менее, мало кого останавливают эти эфемерные препоны, когда речь заходит об играх! Вскоре после знакомства с MAME в 1997 году я наткнулся на форумы, где люди делились ROMами любимых аркадных игр. Я скачал копию оригинальной игры Mario Brothers 1983 года, и на пару месяцев исчез с радаров.
В течение следующих нескольких десятилетий культура обмена ROM’ами только набирала обороты. С появлением эмуляторов более современных игровых систем, таких как GameCube, PlayStation или Nintendo 64, геймеры получили возможность делиться друг с другом играми и для этих платформ. Сейчас интернет буквально кишит сайтами, предлагающими скачать несметное количество ROM’ов старых (и не очень) игр.
Пиратство помогает сохранить этим играм жизнь, а также оказывает значительное влияние на современную культуру. Отчасти благодаря ему и подростки, и те, кому уже «слегка» за 20, могут прикоснуться к этим допотопным играм и платформам. Именно поэтому разработчики инди-игр активно эксуплуатируют эстетику low-fi, 8- и 16-битных игр. Они своими глазами видели эти хиты 80-х и 90-х годов. Это ведь почти как оригинальные виниловые релизы для 45 RPM, но от мира игровой культуры.
Повторюсь – на старые (а также стилизованные под ретро) игры до сих пор существует спрос! Люди готовы платить хорошие деньги, чтобы поиграть во что-нибудь этакое. Иногда издатели, владеющие правами на ретро-тайтлы, идут фанатам навстречу. И свидетельство тому — множество встроенных в ТВ эмуляторов с легальными копиями игр от Bandai или, например, Namco.
Однако в большинстве случаев классические игры уже невозможно купить.
Пиратство или ничего
Эмуляторы далеко не всегда являются оптимальным способом познакомиться с ретроиграми.
Увы, к ним не прилагаются оригинальные контроллеры, которые зачастую были ключевым компонентом получения удовольствия от игры. (Конечно, можно скачать ROM для Missile Command, но без трекбола размером с шар для боулинга, с его роскошной инерцией качения, ощущения совсем не те). Кроме того, картинка на современном ТВ или мониторе нередко далека от идеала. В эпоху своего расцвета аркадные автоматы напоминали колоссальные шкафы с ЭЛТ-экранами. Современные ЖК-мониторы в большинстве своем проигрывают своим «пузатым» собратьям. Все-таки, в классические игры стоит играть на классическом железе..
Поэтому энтузиастам, которые нашли в себе силы и желание изучать старые игры в их «естественной среде обитания» приходится искать компьютерные музеи и библиотеки, где собраны коллекции старых игр и игровых систем. Но даже тут есть определенные нюансы и сложности. Предположим, кто-то захочет в качестве «экспоната» использовать оригинальный ROM игры, запущенный через эмулятор. Для этого придется получить юридическое разрешение от правообладателя – а это далеко не так просто. Одним письмом в юридический отдел компании дело вряд ли ограничится. В некоторых, особенно запущенных случаях вам придется помучиться, прежде чем удастся точно установить, кто на данный момент является правообладателем старой игры. А если не удастся – что тогда?
Всё описанное выше – удел гиков и энтузиастов от мира ретро-гейминга? Но что делать всем остальным – простым людям, которые хотят без заморочек запустить любимую игру детства или, например, пройти культовый платформер? Неужели придется покупать оригинальный диск (картридж, дискету, кассету…), саму приставку и ЭЛТ-монитор на сдачу?
На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. С одной стороны, максимально этичный путь – искать в продаже Б\У игры и консоли, снимать копии с собственных носителей, эмулировать на ПК и нигде не распространять ROM’ы, защищенные авторским правом. С другой стороны – игровая индустрия, какого черта! Неужели только пиратам под силу спасти наше цифровое наследие?
Комментарии (16)
jpegqs
14.08.2023 01:17+1Ross Scott (автор YouTube канала Accursed Farms) часто говорит на эту тему (сохранение старых игр).
Например:
Joric
14.08.2023 01:17+1Цените карту игр https://joric.github.io/viva-games/ пишут, что большинство игр для ZX, даже те, которые выпущены 20-30 лет назад, всё ещё находятся под защитой авторских прав и фактически их нельзя распространять легально.
Didimus
14.08.2023 01:17+3Увидел упоминание Robotron. Подумал про 1715 или, в крайнем случае, 1834. А оно игра, оказывается...
VADemon
14.08.2023 01:17+2Третье: Иметь на руках исходники и техдок к ним.
Отечественный пример: утеряны исходные коды к игре Механоиды. Вторую часть переиздали в Стим, а первая как раз, к сожалению, попадает под заголовок статьи (с пониманием и одобрением разработчиков).
А третья мало-помалу разрабатывается краудфандингом.
perfect_genius
14.08.2023 01:17+1Читал, что из ретроконсолей активно умирает PlayStation 3. Наверно, уже лет через 10 будет трудно найти её по доступной цене.
Так что останется только эмулятор и PS Now.
theurus
В чем проблема то, покупаешь старую консоль, покупаешь старый диск. Всё легально.
А так получается не только воровство у авторов, но ещё и у владельцев последних легальных рабочих экземпляров, обесценивание их собственности под предлогом спасения
детейискусства.Если спрос на старье действительно большой то авторы могли бы заработать на переиздании. А если маленький то
барыгиперекупыколлекционеры. Но из за засилия ператов заработают только ператы.MaFrance351
Забавно такое слышать про софт, компании разработчика которого не существует уже десяток лет, а непосредственные авторы вспоминают про него только в контексте "А помните, там ещё вот такая штука была...".
Ну так-то эмуляторы никак не умаляют ценность оставшихся рабочих железок.
norguhtar
В том что чем старше консоль тем сложнее ее купить. Диски умирают. Вы просто не очень в теме что там с ретрожелезом. Сохранение образов и эмуляторы пока лучшая из возможностей по сохранению наследия. Я вам могу тоже самое сказать про книги, в чем проблема то идешь и покупаешь старую книгу. Но вот что-то библиотеки по всему миру занимаются такой не благодарной вещью как сканирование и оцифровывание книг.
axe_chita
Плюс старая консоль может иметь конструктивный недостаток, и все доступные экземпляры будут имеют один и тот же дефект. Как к примеру с лазерной головкой у 3DO. И починить её нет никакой возможности поскольку ЛГ привода заказная и специфичная.
С компакт дисками тоже не всё в порядке. На хабре уже не раз мелькали сообщения что переставали читаться после хранения не только самописные диски, но и фабричная штамповка.
Вывод на счет воровства собственности у нынешних владельцев физических раритетов, в лице оборота нематериальных (цифровых) копий программ, выглядит как какая то дичь и соваглобус на максималках. Владельцы как каз заинтересованы в движении во круг их платформы, так как это дает шанс на физическое восстановление неисправной вещи и увеличивает её стоимость.
Чтобы переиздать «старьё», надо выполнить кучу условий.
Первое: Авторы как минимум должны быть живыми и не утерять интерес к своему детищу.
Второе: Авторы должны обладать правами на это «старьё», поскольку автор != правообладатель. Более того, часто авторы продают свою игру издателю, и далее они не могут влиять на своё детище. Из-за этого мы не увидим в ближайшее время переиздания ни NOLF ни NOLF2
Третье: Иметь на руках исходники и техдок к ним. Тут можно вспомнить исходники Prince of Percia, которые считались утерянными навсегда
Четвертое: Иметь силы и терпение разобраться в коде написанным 30 лет назад в условиях кранча и дедлайна, и смочь привести его к современным реалиям
Пятое: Возможно придется писать библиотеки врапперы, которые будут подменять собой библиотеки функций использованные при разработке «старья»
Шестое: Нанять художников которые будут должны перерисовать арты под современные возможности.
Седьмое, но наверняка не финальное условие: Иметь финансы, что бы разобраться с этим праздником непослушания.
theurus
Ну это же хорошо когда что то не продается или в дефиците - растет цена на остатки и аналоги.
axe_chita
Вы так и не объяснили, как оборот нематериальных копий игр, повлияет на привлекательность физических копий игр? Чем может быть мотивировано падение цены, предполагаемое вами? Ведь физических носителей не становиться больше?
konst90
Человек хочет поиграть в определенную игру. Если он может не покупать её, а скачать бесплатно, то спрос падает. Падение спроса при неизменном предложении приводит к снижению равновесной цены
MaFrance351
В мире ретро-железа физические носители и консоли — это вообще совершенно отдельный мир. Те, кто пользуется эмуляторами, на него не влияют.
axe_chita
Коллекционер обычно хочет не просто игру, а физическую копию, в которой важно всё, вплоть до дефектов полиграфии. Причем наличие дефектов может увеличить ценность этой копии, к примеру там ошибочно напечатали в первом тираже что главгероя озвучивал не Марк Хамил, а Майк Хамвер.
Соответственно из-за этой ошибки данный тираж будет стоить дороже, не смотря на то что всё остальное идентично.
И наличие или отсутствие цифровой копии, ни как не изменит интерес к физической копии.
tommyangelo27
Мы ж не коллекционеры, а игроки. В чем наш профит от повышения цены?
Ewokek
Издания закрываются, а физические копии не долговечны при использовании