Приветствую всех!

Так уж вышло, что меня всегда привлекала различная электроника, предназначенная для использования на транспорте. Я даже успел выпустить несколько статей по теме, где рассказывал, как оно устроено и что с этим делать.

И пусть некоторые такие штуки не применить решительно нигде, они всё равно продолжают быть крайне интересными представителями нашей электронной промышленности.



Итак, сегодня поговорим про центральный блок управления системы пожаротушения «Игла». Узнаем, как он устроен и работает и можно ли ещё где-то его использовать. Традиционно будет много интересного.

Суть такова


Думаю, не стоит объяснять, к каким последствиям может привести пожар под землёй. Более того, страшнейшая катастрофа в истории эксплуатации метро во всём мире произошла именно из-за пожара.

И вот в конце девяностых появилась «Игла» — автоматическая система обнаружения и тушения пожара, предназначенная специально для поездов метро и другого рельсового транспорта. Устройство оказалось достаточно удачным, более новые версии повсеместно эксплуатируются и сейчас. Именно об этой штуке сегодня и пойдёт речь.

Из чего состоит «Игла»?


Увы, ко мне в руки попал только основной блок, полного комплекта нет, да и достать его вряд ли удастся. Поэтому пока что посмотрим фотографии с сайта компании Эпотос-К, производившей эти устройства (да, версия уже старая, но фотографии таки остались). Попутно разберёмся, как оно вообще работает.
В отличие от ППКОП с его зонами и шлейфами, устройство этой системы совершенно иное.



Итак, «Игла» состоит из трёх основных компонентов — центрального блока контроля и индикации (ЦБКИ), промежуточного центрального блока контроля (ПЦБК) и локальных блоков контроля (ЛБК).



ЦБКИ. Таких устройств два на весь поезд — по одному в передней и задней кабине. Данный блок служит пультом управления всей системой, в нём же хранятся настройки.



ПЦБК. Он устанавливается в каждом защищаемом вагоне. Задачей его является сбор данных с локальных блоков контроля и отслеживание их состояния.



ЛБК. Такой стоит для каждого защищаемого отсека. Это своего рода оконечное устройство, к нему подключаются датчики (дымовые или тепловые) и порошковый огнетушитель. Подобная система обладает множеством достоинств: отсутствие кучи проводов от датчиков, высокая надёжность, возможность легко определить место возгорания с точностью до вагона и отсека в нём. Также контролируется и температура колёсных букс, при перегреве выдаётся соответствующее оповещение и делается запись в журнале.


Вообще, данное фото имеет к метрополитену крайне опосредованное отношение — это рельсовый автобус РА3. Тем не менее, установленные там модули абсолютно такие же.

Помимо датчиков, в отсеке установлен модуль порошкового пожаротушения — огнетушитель, который срабатывает либо сам при перегреве, либо при подаче на него тока.



В некоторые отсеки ставятся обычные самосрабатывающие порошковые огнетушители (ОСП). Он представляет собой стеклянный баллон, который при повышении температуры взрывается, разбрасывая огнетушащий состав.


А вот более старая версия ЦБКИ, выпускавшаяся в девяностые. Увы, такого блока у меня пока что нет…

Обзор оборудования


Так получилось, что ко мне в руки попал ЦБКИ от одной из первых версий «Иглы».



А вот и он. Девайс пережил немало жизненных потрясений и, наверное, сам успел стать свидетелем пожара, но всё ещё исправно работает. Увы, это не грязь, а облупившееся покрытие, если его оттереть, то пропадут все надписи. На передней части индикатор (разумеется, это ВЛИ), четыре клавиши со светодиодами, два индикатора (красный «Пожар» и жёлтый «Неисправность»). Отверстие слева в углу предназначено для разъёма для подключения устройства к компьютеру. Его никто не вырывал, в этой модификации блока он расположен на обратной стороне корпуса. В некоторых же — на лицевой стороне.



Обратная сторона. Четыре крепёжные шпильки и два разъёма. Большой, РМГ22Б10Ш1В1, служит для питания от бортовой сети и связи с ПЦБК, маленький, РС4ТВ — для конфигурации устройства при помощи ПК.



Сбоку приклеена заводская табличка. Несмотря на то, что в руках у меня ЦБКИ, она почему-то от ПЦБК…

Почему его не получится запустить?


Увы, посмотреть на систему в работе пока что не выйдет ввиду отсутствия у меня ПЦБК и ЛБК. Для минимального комплекта необходимо раздобыть хотя бы по одному блоку. Протокол обмена данными между ЦБКИ и ПЦБК также неизвестен.

Не вышло найти и софт, использовавшийся для конфигурации устройства с компьютера.

Внутренности


Что мы делаем, когда нам в руки попадает очередная интересная железка? Правильно, мы её разбираем.



Плата управления. На ней МК ATMega128A, Flash, КРЕНка, реле, чип RTC DS1307 с батарейкой. Большой синий блок — преобразователь питания, понижающий напряжение бортовой сети поезда до требуемого.



На крышке ничего интересного — разъёмы, пара конденсаторов и мощный транзистор.



Снимем плату. На обратной её стороне почти ничего интересного — разъёмы и маленькая плата с кнопками.



Индикатор. В отличие от САВПЭ, где использовался тяжеленный блок индикации на базе отечественного ВЛИ, тут стоит готовый импортный модуль со своими цепями питания на борту. Перемычки намекают на управление по UART.



А вот и сам ВЛИ, две строки по десять символов. Он похож на экземпляры, используемые в дисплеях покупателя, но несколько меньше по размеру.



Интересно назначение этой маленькой платы. На ней распаян USB-UART FTDI FT232RL. Получается, разъём РС4ТВ, к которому идут отсюда провода, — USB.

Распиновка его оказалась вот такая:

  1. 5V
  2. D+
  3. D-
  4. GND



Под этой платой находится развязка интерфейса связи с ПЦБК, выполненная на четырёх транзисторных оптопарах. Любопытно, что две из них не задействованы. Подключены они через резисторы к портам МК. Скорее всего, это программная реализация UART, но выяснить точнее пока что невозможно — нечего подключить из периферии, чтобы потыкать обмен логическим анализатором.

Первый запуск


Итак, как удалось выяснить, распиновка основного разъёма оказалась такая:

  1. -
  2. Плюс питания
  3. -
  4. -
  5. -
  6. -
  7. Цифровая земля
  8. Данные
  9. -
  10. Минус питания

Для запуска необходимо сравнительно высокое напряжение (около пятидесяти вольт). Я пробовал подавать меньше, но блоку было глубоко всё равно.



Изначально думал взять сорокавосьмивольтовый блок питания от какого-то PoE-свитча, но тут в щедрых закромах Родины отыскалась плата повышающего DC-DC преобразователя.



Я использовал его для проверки работоспособности ГРИ, но для получения меньшего напряжения он тоже подойдёт. Ток потребления очень низкий, так что даже такого питания вполне хватит.



А вот и ответная часть к разъёму, 2РМ22КПН10Г1А1.



Припаиваем провода, на преобразователе выставляем сорок пять вольт и пробуем включать.



После подачи питания блок издаёт писк и начинает тестирование систем.



Если всё нормально, он переходит в нормальный режим работы. Да, даже без подключенных комплектов девайс вполне работает и не падает в ошибку. Это полноценный блок управления, а не просто панель индикации.



Если ничего не нажимать, индикатор отключается для экономии ресурса. Нажатием четвёртой кнопки можно его активировать снова. Если же удерживать эту кнопку, то время начнёт отображаться постоянно, в половину яркости индикатора.

Пароли


ЦБКИ имеет три меню, куда можно попасть, введя пароль.



Нажимаем две средние кнопки сразу, после чего требуется набрать код, состоящий из четырёх разных цифр. Всего есть 24 возможных комбинации (4*3*2*1), так как нажатия кнопок не повторяются.



Неизвестное меню, вход по коду 2314. Возможно, что это какая-то статистика по вагонам или настройки всего поезда.



Системные настройки, вход по коду 2134. Здесь есть два пункта — установка даты и времени, а также конфигурация ПЦБК, выдающее всё то же «Нет вагонов». Возможно, это дубль меню по 2314.



Установка даты и времени.



Журнал, вход по коду 3241. Здесь записываются все системные события — запуски/отключения, отказы, перегревы, потопы, пожары. Из него видно, что последний раз устройство включали почти два года назад.



Пример сообщения. Везде указывается номер вагона и место.





Для удобства просмотра есть возможность фильтрации сведений.

Вот как-то так




Увы, полноценно запустить этот блок не вышло ввиду отсутствия какой-либо периферии к нему, а использовать его в таком виде можно разве что как часы на ВЛИ.

Тем не менее, экземпляр по-своему интересен, ведь по сути это один из немногих представителей транспортной электроники, что можно увидеть в работе без какого-либо дополнительного оборудования. Предыдущие экземпляры, что попадали ко мне в руки, обычно были исключительно блоками индикации.

Такие дела.



Возможно, захочется почитать и это:


Комментарии (6)


  1. Vlad-sl
    16.08.2023 13:47

    В чем причина что не достать остальные блоки? По идее вагоны списывают и значит где то есть содержимое этих вагонов. Быть можно выпросить нужные блоки на опыты.

    Вообще очень интересно почитать про необычное железо. Тем более оно включается.


    1. MaFrance351 Автор
      16.08.2023 13:47

      Я спрашивал у того товарища, от которого достался ЦБКИ — блоков других не было. Если удастся достать, напишу продолжение.


  1. engine9
    16.08.2023 13:47
    +1

    Такие ВЛИ теплые и ламповые.


    1. MaFrance351 Автор
      16.08.2023 13:47
      +1

      На тот момент это был едва ли не единственный вариант, чтобы в полутьме кабины, да ещё и под углом индикация была хорошо видна.


  1. Dolios
    16.08.2023 13:47

    ЦБКИ, ПЦБК и ЛБК

    НЖМД, КД ПЗУ и прочего там в составе не было?


    1. MaFrance351 Автор
      16.08.2023 13:47

      Увы, но неа...