image

Легко попасть в ловушку метафор и мифов, окружающих творцов. В западню передаваемых друг другу заблуждений и заявлений о том, какие качества необходимы для того, чтобы созидать. Давайте разбираться в том, как все обстоит на самом деле, и как добиться успеха в творчестве.

1. Все упирается в оригинальность


Одно из самых серьезных препятствий в любой креативной работе — это создание чего-то уникального и интересного. Продукта, способного удивить пользователя или читателя. Сложно прорваться сквозь пресыщенную удовлетворенность большинства людей.
Они не могут не привередничать — в цифровую эру люди повидали уже все.

Но творчество заключается не только в придумывании чего-то неожиданного. Иногда речь идет лишь о раскрытии того, во что вы верите, и написании материала, честно и открыто отражающего это.

2. Вся ваша жизнь должна быть посвящена творчеству


Для большинства из нас создание шедевра превращается в испытание просто потому, что мы постоянно работаем. У нас есть напряженная служба с ее долгими часами и длинными днями, которые расплываются и смешиваются друг с другом. К тому времени, когда мы попадаем домой, кажется: переключиться на что-то другое и выдать хоть каплю творчества практически невозможно.

Говорит ли это о том, что мы менее креативны, чем изучающий альтернативную литературу студент колледжа, который проводит 5 часов в день, отстукивая «Следующий великий роман» на антикварной печатной машинке? Нет.

Джоан Роулинг написала Гарри Поттера, будучи матерью-одиночкой и параллельно работая. Она просто нашла на это время.

3. Вы должны быть волшебником


Существует клише, касающееся художников и писателей: они обладают таинственной магией. Оно закрепилось, благодаря творцам, настаивающим на том, что странность является их главной отличительной чертой, и свысока поглядывающим на людей, которые занимаются, например, технической работой, вроде бы, не требующей вдохновения.

Истина в том, что шедевры принадлежат разным художникам: как привыкшим ходить в строгих костюмах, так и тем, кто считает себя наполовину эльфом. Вы можете стоять на земле и все равно создавать поразительные вещи.

Вам не нужно письмо из Хогвартса, чтобы быть творческим человеком. Вы должны просто работать.

4. Если у вас есть «дар», все будет просто


Когда люди, глядя на произведение творческого человека, говорят, что хотели бы обладать его талантом и сделать то же самое, в каком-то смысле это обесценивает работу автора, ведь он, вообще-то, не был рожден писателем, художником или музыкантом. И значительную часть жизни усердно трудился, чтобы овладеть этими навыками.

Маловероятно, что кто-то появляется на свет, уже обладая врожденным талантом, превращающим, к примеру, в избранных романистов.

Великие творцы чем-то жертвуют и поздно ложатся спать. И знаете, что еще? Остальные могут поступать так же. Идея о том, что креативность — это результат уникальной одаренности, совершенно ошибочна.

5. Бытие измученного гения


Вам не нужна наркотическая ломка или открытая бутылка JackDaniels, чтобы быть креативным. Вам не нужно быть затворником, слегка сумасшедшим гением, живущим в обветшалом особняке, или засранцем.

Вы просто должны работать, и работать усердно.

Художники и писатели, создававшие фильмы Pixar, делали это не на фоне саморазрушительного эгоизма и скандалов. Они вставали каждое утро и воспринимали это, как работу. И смогли создать одни из самых привлекательных и восхитительных образцов искусства нашего времени.

6. Вы должны ждать вдохновения


Эта статья закончена в воскресенье, в 7 часов утра. Думаете, автора посетила муза? А если поразмыслить еще? Он устал, голоден и хочет только снова вернуться в постель. В этот самый момент внутри него не горит пожирающее пламя. Он пишет, потому что это работа, выбранная им самим.

Существует множество художников и других творческих людей, забросивших все это, потому что, по их словам, умерла муза. Это полная ерунда. Начнем с того, что у них никогда и не было музы. То, что они называют вдохновением, правильнее считать стимулом. Вы не слоняетесь, ожидая мотивацию, вы создаете ее.

Поймите: вдохновение действительно существует, и это реальная вещь. Но если оно необходимо вам для того, чтобы быть креативным, вы его потеряете.

7. Творец так же хорош, как и его инструменты


Некоторые творцы расскажут вам, что если бы только у них была та гитарная педаль, или этот синтезатор за 1000 долларов, или новейший MacBookPro, они смогли бы создать что-то невероятное. Или заявят, что запишут свою музыку только в аналоговой студии на настоящую пленку.

На самом деле, бюджет некоторых наиболее влиятельных альбомов в нашей истории был минимальным, а ресурсы для их создания и вовсе отсутствовали. Слышали когда-нибудь о группе Рамонс?

Если вы музыкант, вам нужен инструмент и приспособление для записи.
Если вы онлайн-писатель, вам нужен лэптоп и связь с интернетом.
Все остальное — украшения.

5 абсолютных истин о творчестве


Впрочем, не все упирается в клише. Есть несколько истин, справедливых для каждого творца, работающего в любой сфере, независимо от того, кто он, и где находится.

1. Вы должны усердно трудиться. Вам предстоит изнурительная, нудная, сложная работа. Креативность не должна и не будет даваться легко.

2. Вы должны быть честным. Если в своих работах вы лжете аудитории, вы обманываете и себя, и это вас погубит.

3. Никого нельзя называть уникальной снежинкой. Волшебных существ-творцов нет. Каждый может быть креативным, и каждый способен создавать великие вещи. Как? Смотри пункт 1.

4. Вы можете действовать, как творец, двигаться, как творец, говорить (чушь), как творец. Но если вы не доводите дело до конца, вы всего лишь лентяй. Писатели пишут. Творцы создают.

5. Если вы станете ждать вдохновения, то потеряете много времени. Лучше найдите стимул. И встаньте уже с дивана!

P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — Лучший способ задействовать творческий потенциал.

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании MBA Consult.

Комментарии (2)


  1. Trettende
    25.11.2015 16:29
    +1

    Ну, относительно пункта N4 можно поспорить. Есть же примеры людей, которые в достаточно раннем возрасте стали известными благодаря своим талантам и, в свою очередь, полно примеров людей, которые в тех же самых сферах вкалывали всю жизнь и ничего подобного не добились. Согласен, это скорее исключение из правил, но и категорично утверждать, что талант, как таковой, не играет роли в личном развитии — ошибочно, на мой взгляд.


    1. linoleum
      26.11.2015 05:09
      +1

      Разумеется, есть одаренные дети. Только вот практика показывает, что без упорных тренировок они к определенному возрасту «выравниваются». «Вундеркинд», которым не занимались родители, в 12-13 лет будет обычним школьником. Случаи, когда человек вкалывал всю и ничего не добился — тут, думаю, проблема либо в психологии, либо человек не так уж и вкалывал, либо он занимался чем-то бесполезным. Полагаю, есть случаи когда обстоятельства складываются определенным образом, но таких случаев не должно быть слишком много,

      В моем понимании талант — другое название увлеченности, интереса. Быть может более интенсивное, местами даже близкое к помешательству, хотя и не обязательно. С одной стороны, увлеченность дает мотивацию (назовем это так), то есть человека не нужно пинать, чтобы тот занимался за клавишами по 8-10 часов в день. С другой стороны, то, что человек увлечен, уже говорит о том, что для него эта деательность имеет какой-то смысл. Он, быть может, видит в этом больше, нежели остальные, видит какой-то дополнительный смысл.

      Ну а формула у меня вырисовывается примерно следующая:
      результат = время * степень вовлеченности в процесс.

      Отсюда и проблемы с правилом 10'000 — оно не учитывает увлеченность процессом. Скажем, если человек 20 лет механически вытачивал болтики на станке, то вряд ли это приведет к какому-то блестящему результату. Но, если человек тащится, вытачивая болтики, возможно он начнет разбираться, почему он делает это именно так, и бац — изобрел новый станок:) (пример очень условный, конечно)

      Тут надо понимать, что увлеченность может касаться конкретного вида деятельности лишь косвенно. Скажем, ребенок может увлекаться инструментом, потому что его хвалят за результат. Токарь, вытачивающий болтики, может быть озабочен своим материальным положением, либо же это может быть какое-то чувство нереализованности, творческий зуд.

      Поэтому мне кажется, само понятие талант нужно трактовать достаточно широко, и тогда — да, талант нужен. Только талант — это не какая-то магия, он складывается из вполне обычных свойств личности.