image

Сергей, выпускник IMD Business School и, по совместительству, студент MBA Consult, дал интервью о том, как поступал и учился в бизнес-школе своей мечты.

– Представьтесь, пожалуйста, и расскажите, какое у вас образование, и чем вы занимались до поступления в бизнес школу?

По первому образованию я инженер-энергетик. До поступления в бизнес школу я работал консультантом в компании большой четверки и начальником отдела МСФО в крупной производственной компании. Для того, чтобы быть готовым к большей роли в финансовом секторе, мне хотелось расширить свой кругозор, пообщаться с людьми из разных стран, получить глобальное видение различных функций, не только финансов.

Для меня МВА — это история в меньшей степени про деньги, в большей степени про знания и кругозор. Ну, и в том числе хотелось поработать за границей после программы.

К тому времени я уже 7 лет проработал в России, хотелось после MBA получить европейский опыт. К тому же я хотел работать не в филиале, а в headquarters. После МВА я планировал продолжать работать в industry, не хотел уходить в консалтинг, я также не хотел менять свою функцию, хотел дальше развиваться в финансах.

Я выбирал междy несколькими известными европейскими бизнес школами, ездил лично смотрел LBS, Oxford, INSEAD, IMD. Также ходил в MBA Consult на встречи с выпускниками многих школ, ходил на выставки бизнес школ в Москве.

– Т.е. 4 школы рассматривали, получается?

Я в итоге подавал документы только в две школы: в INSEAD и в IMD, они мне показались более подходящими, чтобы продолжить карьеру в industry, и узнать больше о других функциях.

– А посещение кампуса как-то сыграло в выборе?

Да, после посещения кампуса других школ я понял, что это не мое.

– Почему же все-таки выбрали IMD?

Я подавал в INSEAD и IMD, приняли меня в обе школы. Далее у меня был долгосрочный план оставаться в Европе, желательно в Швейцарии, т. к. здесь много headquarters глобальных компаний. Плюс Швейцария находится в центре Европы что дает возможность удобно путешествовать. Кроме того, IMD в очень большой степени фокусируется на industry, в консалтинг уходят лишь 15% класса, что заметно ниже чем в других топовых школах.

К тому же хотелось быть в таком небольшом комьюнити из 90 студентов, которые друг друга знают действительно лично и всегда будут готовы помочь. Все получают одинаковый доступ ко всему что может дать школа. Индивидуальный подход: тебя лично знают преподаватели, MBA-office, career office. Подход к обучению и поиску работы становится гораздо более таргетированным в такой школе.

– Как происходил процесс поступления?

У меня довольно длительно проходил процесс подготовки к GMAT. Я проходил курсы здесь, в MBA Consult. Потом долго готовился сам. Проблема была с «вербалкой», с математикой все было в порядке. В итоге я с первого раза сдал на 670. По TOEFL у меня было 109 баллов и для меня он был несравнимо проще.

– С этими баллами вы и подавались?

Да, подавался с этими результатами. – Вот вы поступили. Какой была первая неделя в бизнес школе? – У нас был новый program director. Было понятно, что программа будет очень отличаться от предыдущих лет, что он будет много реформировать, что возвращается более высокая нагрузка. Он считал, что нагрузки стало меньше в последние годы. Конечно, был шок от того, сколько от нас хотят, но я ожидал даже худшего.

Т. е. для меня с моим big4 experience это не было таким большим шоком, как для тех, кто пришел из industry. Дальше шло нарастания нагрузки. Январь – было еще нормально, а вот где-то с конца февраля – в начале марта мне уже было тяжело. Хотя кому-то было тяжело с первой недели, кому-то на втором месяце, кому-то на третьем, тем кто пришел из management consulting было тяжело может пару раз за год.

Набор нагрузки идет до первых экзаменов, которые в конце апреля. Потом короткий семестр в мае-июне, и в июле экзамены. Там тоже достаточно высокая нагрузка, но уже чуть меньше того, что было в апреле. Летом проходит discovery expedition. Студенты группами по 30 человек отправляются в небольшое путешествие и встречаются с бизнес-лидерами в разных странах. В моем случае это был Сингапур и Куала-Лумпур.

Учитывая, что я не был раньше в Азии, это был очень интересный опыт. В 2015 году студенты ездили в Японию и Китай, Сингапур и Абу-Даби, в Калифорнию и Мексику. Для школы это, конечно непросто, потому что нужно организовать три поездки, три программы. Раньше все 90 студентов ездили в одно место и это было путешествие в развивающуюся страну. Чтобы студенты посмотрели, как живут в бедной стране, несколько раз подряд это была Южная Африка. В плане бизнеса от этого было не так много смысла. Да, люди смотрели, как работает сапожник в Южной Африке, но гораздо интереснее съездить в Сингапур или Калифорнию. Так что я поддерживаю такое изменение в программе.

После discovery expedition начинаются консалтинговые проекты. В ходе этих проектов группа студентов формирует стратегию компании, изучает новые рынки, дает рекомендации по развитию бизнеса, по концентрации на определенных продуктах. Очень интересная практика, которая очень много дала. Особенно для тех, кто не хотел дальше идти в McKinsey или BCG, но хотел бы получить консалтинговый опыт. Группу курирует профессор и все время мотивирует и направляет студентов, основываясь на своем консалтинговом опыте, ведь большинство преподавателей ведут консалтинговые проекты.

Клиенты, как правило, остаются очень довольны, делают офферы студентам участвующим в проекте, а также оставляют стипендии для студентов в стипендиальном фонде. Кстати поступающие в класс-2017 студенты из emerging markets поделят между собой специальную стипендию в 200,000 франков.

– Что можете сказать про инфраструктуру школы?

Кампус отличный, поддерживается в идеальном состоянии. Вокруг отличная природа, шикарный город с веселой и активной ночной жизнью (по Швейцарским меркам). У каждой study group всегда есть своя удобная большая комната, в которой студенты проводят большую часть времени. Студентам предоставляется допуск в спортзал, куда ходят преподаватели и персонал школы. Рядом находится озеро, до которого 10 минут пешком.

Вокруг велодорожки, по которым в этом году катался Джон Керри. И студенты его видели в перерыве его переговоров с Ираном. Ресторан в IMD однозначно самый лучший среди бизнес-школ мира. Все книги, обеды на весь год, discovery expedition уже входят в стоимость программы, ничего дополнительно не нужно оплачивать.

– Получается, что было много свободного времени?

Вовсе нет. На самом деле, в IMD с гордостью говорят, что у них в однолетнем курсе MBA столько же аудиторных часов, сколько в Гарварде в двухлетнем курсе. В IMD всегда была очень большая нагрузка, особенно в сравнении со школами в США. Фактически у студентов 7-дневная рабочая неделя весь год.

– Какую роль в программе играет карьерный офис? Что это для вас? Вы уже закончили, соответственно, уже можете поделиться свежей информацией.

Карьерный офис организует презентации компаний, которые проходят в августе, сентябре, октябре. С сентября уже начинаются первые on-campus интервью. Бывают разные форматы. Бывает, что компания приходит, организует презентацию, а заинтересованные студенты ее посещают. Очень часто приходит выпускник, устроившийся в эту компанию, и рассказывает, как у него идут дела. Дальше предлагается заполнить анкету online. И затем проводят следующий тур – интервью. Большинство компаний приезжает интервьюировать на кампус, что очень удобно. Все крупнейшие европейские и американские компании со своими предложениями приходят в IMD. Например, в Siemens CEO program всегда есть несколько студентов от IMD. Samsung Global Strategy Group всегда принимает студентов из IMD.

В BCG в Лондоне сейчас работает 4 человека из моего класса, хотя когда BCG приходили интревьюировать, то говорили что в Лондон они точно не берут, а в итоге взяли четверых. Нет каких-то заметных ограничений в плане национальности. Да, многие компании не хотят делать work permit для россиян, но гораздо больше тех, у кого это не вызывает проблем. В 2014 году в классе было 5 студентов из России и 1 украинец, в 2015 году было 3 россиянки.

Из этих 9 человек 6 сейчас работают в Швейцарии и Лихтенштейне.

– Если по курсу судить о наших ребятах, как они вообще? Достаточно сильные?

Да, у наших достаточно хороший уровень, да и вообще класс очень сильный. 90 человек в IMD — это действительно индивидуально отобранные люди. В IMD процесс отбора потенциальных кандидатов двухступенчатый: сначала нужно подготовить application package, в который входят эссе и три рекомендации.

Половина потенциальных кандидатов отсеивается на стадии этого пакета. Но если application заинтересовал школу, то потенциального студента позовут на assessment day в Лозанну. Студенты должны показать свои навыки в презентации, в работе над кейсами, в групповой дискуссии, пройти one-to-one интервью с admissions.

Школа ищет людей, которые соответствуют ее культуре и имеет возможность выбирать лучших, ведь класс – всего 90 человек.

– В ходе интервью вы в команде показываете свои навыки?

Да. Один кейс высылается заранее. У студентов есть порядка двух недель, чтобы с ним ознакомиться. Это кейс кандидаты будут разбирать в группе, спорить друг с другом о том какую стратегию выбрать описываемой в кейсе компании. Кроме того уже в ходе assessment day кандидаты получают второй кейс, который они видят впервые. По нему они готовят небольшую презентацию и показывают другим кандидатам и admissions, защищают свою точку зрения.

– Ну а каково это было для вас? Это же, наверно, стрессовый день: вы попали в атмосферу, когда нужно выложится на 110%.

Безусловно, это стрессовый момент. Но у меня в субботу была свадьба, а в следующую пятницу я проходил интервью. Я был в хорошем настроении и все прошло как нельзя лучше.

Assessment day в IMD был приятным приключением во время свадебного месяца, которое хорошо закончилось, ведь уже через неделю мне сообщили. что я принят.

– Но в любом случае, Вы активно готовились к этому собеседованию.

Да, безусловно. Имеет смысл встретиться с выпускником IMD, чтобы узнать формат собеседования. Да, меняются кейсы, но формат не меняется. Имеет смысл обсудить культуру школы, чтобы понимать, кого школа ищет. Какие качества следует продемонстрировать, а какие попридержать на этом интервью.

– Какие советы можете дать поступающим? На что нужно обратить внимание?

Они, безусловно, смотрят больше на человека, чем на должность в предыдущей компании или ее размер и известность. Лидерский потенциал и бизнес стиль имеют большое значение. То, как человек общается со своими коллегами в ходе assessment day, насколько уважительно он/она относится к другим.

Это не та школа, которая приветствует хождение по головам или жесткий стиль. Тут стиль сотрудничества и совместное решение проблем. Любое давление, которое россияне могли бы показать на интервью, в данной школе не будет воспринято хорошо, нужно быть мягче. Думаю имеет смысл попрактиковаться в презентациях, в рассказе своей карьерной истории, проработать логичный ответ на вопросы: why do you need MBA? Why now? Why IMD?

– Какой процент людей, которые не прошли assessment day?

Порядка 50%.

— Какие у вас отношения с одногруппниками?

Очень хорошие, ведь класс маленький и ты узнаешь многих достаточно хорошо за год, работая в разных группах. Например, мне нужно сейчас курировать наш бизнес в Таиланде. Мне не были понятны некоторые культурные моменты ведения бизнеса в Таиланде. Я позвонил своему тайскому однокласснику, и он мне помог лучше понять, как работать с нашим менеджментом в этой стране.

И вообще в течение года мы активно помогали друг другу, не только в подготовке кейсов и проектов. Делились своими связями в интересующих компаниях, делились опытом работы в них, пониманием различных индустрий, проводили друг с другом тестовые интервью. Это, пожалуй, самое ценное приобретение за год. Безусловно, занятия очень нужны, важны и хороши.

Есть блистательные преподаватели. Но опыт, полученный от одноклассников имеет большое значение. Чем хорош IMD, так это тем, что средний возраст и средний work experience на МВА программе самый высокий в Европе и мире – это 31 год и 7 лет соответственно. И это был еще один из факторов, который склонил мой выбор в пользу IMD.

Я предпочитаю учиться с более опытными коллегами. Например, если говорить о финансах, то у нас в классе было три финансовых директора, т. е. они пришли учиться с этой позиции, хотя всем троим было слегка за 30.

– Вы, в принципе, довольны IMD также на все 110%?

Да.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о профессорах.

В IMD очень сильные профессора, мне особенно понравились преподаватели Entrepreneurship и Finance. Entrepreneurship ведет Benoit Leleux. Он становился профессором entrepreneurship тогда, когда entrepreneurship еще не было наукой, изучаемой в бизнес школе. Он начал этим заниматься порядка 20 лет назад в единственной школе США, которая тогда фокусировалась на предпринимательстве. Он сам участвовал в становлении многих предпринимателей как инвестор. Он рассказывает о всех стадиях роста startup'а, о venture capital, private equity.

У него потрясающие кейсы, которые неоднократно выигрывали конкурсы. Он очень интересно ведет занятия, поcещение каждой лекции — это захватывающие 4 часа, выносишь очень много. Он проходит весь цикл от создания компании где-нибудь в гараже до превращения в небольшую корпорацию. Он инвестировал во многие бизнесы своих студентов. Те, кто хотят запустить свой стартап, могут рассчитывать на его поддержку и его network, конечно если проект стоящий. Другой классный профессор – Nuno Fernandes, он ведет finance.

У Нуно очень интересные и непростые кейсы, даже если уже имеешь немалый опыт в финансах. Он сотрудничает с крупнейшими нефтяными компаниями мира, каждый год он приглашает финансового директора Shell выступить перед студентами. Также каждый год в IMD приезжает выступить CEO Nestle. Приезжают различные спикеры, которых приглашают профессора, в частности у нас был глава Novartis Pharmaceuticals.

В IMD ежегодно проводится CEO roundtable. Перед нами выступали CEO многочисленных компаний, например CEO Kone, который рассказал как эта финская лифтостроительная компания, будучи мелким региональным игроком за относительно небольшой период времени стала одним из глобальных лидеров в этом бизнесе.

IMD — это школа, которая фокусируется на executive education. И большая часть IMD alumni – это как раз выпускники небольших программ, которые идут от 1-2 недель до месяца, так называемые open programs. На этих программах учатся топ-менеджеры крупнейших корпораций мира, члены советов директоров, и есть возможность встретиться с ними прямо на кампусе во время курса. Некоторые компании, которые приходят поучить своих сотрудников, желают пообщаться со студентами и потенциально предложить работу. Выпускники школы IMD очень преданы своей Alma Mater.

Успешный выпускник IMD в силу того, что студентов на программе гораздо меньше, в состоянии пообщаться с теми 3-5 студентами которые к нему обращаются за год, в отличие от школ, в которых большие классы и он/она получает десятки писем от студентов текущего года.

Сейчас в IMD есть программа mentorship. Она помогает обратиться к выпускникам, которые закончили школу 10-15 лет назад, так выпускники помогают нынешним студентам определиться с их карьерным развитием. IMD примечательна тем, что может проводить такие курсы, какие сложно сделать в большой школе. Например, есть курс Crisis Management, который проводит несколько бывших британских журналистов из ВВС. Они показывают в течение трех дней, как реагировать в кризисной ситуации на медиа, как не потерять свою репутацию и сохранить управление в компании. Это бесценный опыт, после которого будет проще, когда наступит кризисная ситуация. В программу входит проведение увлекательных симуляций развития компании, когда группы соревнуются друг с другом в условиях меняющегося рынка.

Проходят Integrative Exercises, в ходе которых в течение 2-3 дней студенты работают над какой-то проблемой в группе. Большинство кейсов решаются в течение 4-часового класса, а Integrative Exercises – это более крупные кейсы, с различными аспектами, и студенты работают над этим проектом непрерывно в течение 2-3 дней. Например, часть студентов – это команды, которые продают компанию.

Другая часть – это те, кто покупают. Они сначала должны сделать valuation а потом провести друг с другом переговоры и закрыть сделку. Кроме того, IMD каждый год проводит конкурс стартапов в Швейцарии. И отбирает 15 стартапов которым студенты помогают подняться на ноги, консультируя их в течении 4 месяцев.

Что интересно, спустя 15 лет после того, как Benoit Leleux начал проводить этот конкурс, обнаружилось что из 10 крупнейших стартапов Швейцарии последних лет, 6 – это те, кому помогли студенты IMD. И нужно понимать что через IMD проходят всего 15 стартапов в год. И этот курс идет параллельно с самой жесткой частью программы. Но тот вклад, которые делают студенты в старт этой компании, оказывает очень существенное влияние на ее будущее. – Какие дальше у вас глобальные планы? – Глобально планы не поменялись – хочется стать финансовым директором и я надеюсь что моя компания найдет пути для моего развития в этом направлении. Я очень доволен своим новым местом работы.

– С точки зрения семьи, есть ли какие-то преимущества парам? Студенты часто интересуются.

Да, это очень интересный момент. Есть только две страны, где партнер МВА студента получает рабочую визу – это Швейцария и Англия. Не нужно недооценивать этот момент. Если у студента его супруг или супруга также являются профессионалами и хотели бы продолжить свою карьеру, ему/ей не нужно делать work permit, достаточно просто найти работу. В случае моей жены, она смогла найти работу еще до нашего отъезда в Швейцарию.

И как только были готовы все документы, она могла приступать к работе. Такое возможно только в Англии и Швейцарии. Это нужно учитывать: вы теряете свой доход, платите за обучение и проживание в этих странах, и возможность сохранить хотя бы одну зарплату – это очень хорошее подспорье. Для тех партнеров, у кого есть дети, школа наняла специального координатора, которая занимается только ими, организует для них мероприятия, помогает решить бытовые проблемы. Партнеры часто могут посещать какие-то мероприятия IMD, проводимые для МВА’ев. Это не только какие-то вечеринки, но и networking event’ы.

— Жилье вы искали сами?

Жилье школа помогает найти, ведь в Швейцарии это непросто, особенно в Лозанне. Студент выбирает одну из доступных квартир, вносит депозит, заселяется и обязуется освободить в конце года для следующего класса. Школа организует этот процесс с помощью агентства. У школы есть жесткий критерий, где могут находиться квартиры от агентства — в пешей доступности, в 10-15 мин от школы. Это очень комфортно.

В интервью сохранен авторский стиль.

P.S. Рекомендуем ещё одну статью по теме — Интервью студента MBA Consult о поступлении в Cranfield Business School.

Комментарии (0)