1989 год. На экраны страны Советов выходит снятый четырьмя годами ранее американский фантастический фильм «Враг мой». Лента, где зритель не увидел лазерных мечей, киборгов, спайса и путешествий во времени, была философской, построенной на принципах гуманизма, дружбы и справедливости.
Для тех, кто не в теме
В конце XXI века человечество сталкивается с цивилизацией рептилоидных гуманоидов, известных как драки, в своей попытке овладеть звёздной системой с богатыми ресурсами. Между двумя цивилизациями разгорается война.
В ходе боевых действий пилот истребителя Уиллис Дэвидж становится свидетелем уничтожения драком другого истребителя. Из-за жажды мести Дэвидж преследует вражеский корабль и сталкивается с ним, получая критические повреждения. Он вынужден совершить аварийную посадку на необитаемой планете Файрин-4, где также приземляется и спасательная капсула пилота-драка, напарник Дэвиджа погибает.
Все ещё желая отомстить, Дэвидж обнаруживает место приземления спасательной капсулы. Во время попытки найти лучшую позицию для выстрела в драка, Дэвидж случайно роняет свой пистолет в озеро. Начинается сильный дождь, и драк уходит под воду, чтобы укрыться. Дэвидж видит шанс воспользоваться этим и выливает топливо из разбитых резервуаров спасательной шлюпки в озеро, затем поджигает его, надеясь, что драк не сможет всплыть из огня. Однако его попытки оказываются тщетными, и защитная система парализует Дэвиджа, а драк, не получивший никаких повреждений, захватывает его в плен.
Позднее Дэвидж оказывается в ловушке, раскопанной песчаным хищником, похожим на "муравьиного льва". Драк, услышав крик о помощи, спешит на помощь и убивает хищника. В этот момент Дэвидж начинает испытывать симпатию к своему пленителю и больше не пытается убить его.
Совместно преодолевая опасности на планете, Дэвидж и драк по имени Шиген из рода Джерибба начинают общаться и преодолевают свою неприязнь друг к другу. Они понимают, что они оба всего лишь солдаты без реальных причин ненавидеть друг друга. В знак глубокого доверия Джерибба дарит Дэвиджу Талман - священную книгу философии драков, носимую на груди.
Дэвидж начинает видеть видения о кораблях, приближающихся к планете, и решает отправиться на их поиски, хотя Джерибба отказывается сопровождать его. Дэвидж обнаруживает следы присутствия людей на планете, но они принадлежат Падальщикам - сепаратистам, использующим драков в качестве рабов для извлечения полезных ископаемых. Он возвращает к Джерибба, утверждая, что никого не нашел. Джерибба ожидает рождения потомка и просит Дэвиджа доставить его на планету драков, где по традиции родитель или опекун должен по памяти воспроизвести родословную ребенка во время церемонии. Дэвидж выучивает наизусть 170 поколений родословной Джерибба.
Один из "муравьиных львов" проникает в их убежище и пытается утащить спящего Джерибба. Дэвидж, проснувшись, без раздумий бросает горячие угли из костра в лицо хищнику, вынуждая его отпустить Джерибба. Они вынуждены переселиться в пещеру после того, как "муравьиный лев" уничтожает их убежище.
Джерибба начинает чувствовать приближение родов, но что-то идет не так, и он умирает. Чтобы ребенок появился на свет, Дэвидж вынужден вскрыть живот драка. Он берет на себя обязанность воспитывать и растить Заммиса, рассказывая ему и о людях, и о драках.
На планету снова прилетают Падальщики. Дэвидж предупреждает Заммиса об опасности и запрещает ему приближаться к месту посадки. Однако Заммис, охваченный любопытством, нарушает запрет и попадает в плен двух Падальщиков. Он пытается бежать, но один из Падальщиков приготовился убить его, но получает смертельный выстрел от Дэвиджа. Дэвидж пытается убить второго Падальщика, но Заммис выбегает на линию огня, мешая стрелку, и Дэвидж получает пулю.
Вскоре обнаруживают безжизненное тело Дэвиджа. Похоронная команда находит у него Талман на груди и попыталась забрать его, но Дэвидж проявляет признаки жизни. Он доставляется в медицинский отсек, где пулю извлекает автохирург. В бреду Дэвидж начинает разговаривать на языке драков.
Выздоровев, Дэвидж докладывает командованию о произошедшем, но не получает реакции со стороны военных. Решив, что должен сам что-то предпринять, Дэвидж угоняет истребитель и отправляется на Файрин-4. В корабле-фабрике Падальщиков он поднимает восстание среди рабов-драков, показав им Талман, подаренный Джерибба. Начальник фабрики пытается избавиться от Дэвиджа и Заммиса, сбросив их в котёл с расплавленным металлом, но погибает от выстрела одного из повстанцев-драков.
По завершении войны Заммиса возвращают на планету его рода. Дэвидж сопровождает его, соблюдая свою клятву и представляя Заммиса.
История создания
«Враг мой» был сознательной попыткой 20th Century Fox создать высокобюджетную научно-фантастическую историю. Основанный на повести Барри Б. Лонгиера 1980 года, фильм представляет собой не столько приключенческую историю, подобную «Звездным войнам», сколько вдумчивую научно-фантастическую притчу о ксенофобии, дружбе и воспитании детей. В 1985 году фильм вышел на большие экраны в период рождественских каникул, заняв достойное место среди фантастических фильмов «Назад в будущее», премьера которого прошла предшествующим летом, и фильмом «Чужие», чья премьера состоялась летом 86-го.
Примечательно, что уже после начала съёмок был уволен первый режиссер фильма, Ричард Лонкрейн, т.к. студия была недовольна отснятым к тому времени материалом. Несмотря на то, что Лонкрейн к тому времени успешно освоил почти половину выделенного на фильм бюджета, его заменили немецким режиссером Вольфгангом Петерсеном, который как раз заканчивал свою легендарную «Бесконечную историю». Эта замена привела к тому, что первоначальный бюджет был утроен, что в итоге не позволило фильму окупиться в прокате: «Враг мой» собрал всего 12 миллионов долларов по всему миру при заявленном бюджете в 40 с лишним миллионов долларов.
Одним из недостатков фильма «Враг мой» считается его маркетинг. Трейлер к фильму передал 75% всех эпизодов фильма, начиная с катастрофы на планете и заканчивая конфликтом между главными героями, рождением Джерри и приходом кораблей для спасения Дэвиджа. Несмотря на то, что подробности раскрыты не были, более-менее значимых загадок после просмотра рекламы остается немного. Рекламные плакаты выдавали еще больше, демонстрируя публике слоган: «Враги, потому что их учили быть. Союзники, потому что они должны были быть. Братья, потому что они осмелились быть».
На самом деле, «Враг мой» больше похож на эпизод из «Звездного пути», чем на что-то достойное своего полного метра. Декорации минималистичны, большая часть действия связана с диалогами, занимающими большую часть фильма.
Основной посыл
Конечно, основным лейтмотивом фильма является обсуждение ксенофобии и ненависти. Персонаж Дэвиджа ненавидит драков, хотя доселе он никогда их не видел и не встречал.
Интересно, что вступительное повествование рассказывает о том, как народы Земли смогли (наконец) сотрудничать для исследования галактики. Но что первое, что делают люди после того, как научились создавать мир на Земле? Конечно, начинают галактическую войну с другим видом. Ненависть и противоречия, которые чувствует Дэвидж, также являются метафорой расизма между бледнокожим человеком и более темным, ящероподобным драком.
Даже научившись работать сообща, чтобы путешествовать по галактике, люди продолжили колониальные ошибки своих предков. Помимо того, что с драками началась война за богатые полезными ископаемыми звездные системы, люди также промышляли рабовладением и эксплуатацией рабов. Странно, что люди, обладая достаточными знаниями для строительства космических станций, межзвездных кораблей, добычи полезных ископаемых, не смогли найти других способов разработки шахт, кроме использования рабского труда.
Казалось бы, достаточно развитый вид, способный добраться до другой планеты (или системы), мог бы иметь возможность создавать роботов-шахтеров или что-то подобное, чтобы добывать необходимые минералы, не прибегая к порабощению другого вида.
Истинные ценители качественного кинематографа сразу заметят высокий уровень фильма «Враг мой», который воплощает живую и подлинную драматургию. Великолепная актерская игра является значительной составляющей этого фильма. Значительное время на экране уделено взаимоотношениям между человеком и рептилоидом-драком. При этом, человек выступает в роли представителя молодой и агрессивной цивилизации, в то время как драк, несмотря на свою отталкивающую внешность, не так агрессивен и опасен, как человек.
Также, в фильме освещены темы ценности рода и семьи, которые очень остры и актуальны наши дни. В фильме драк является носителем указанных ценностей, и человеку есть чему поучиться у инопланетянина, который глубоко и трепетно чтит своих предков.
По мере развития сюжета и действий в фильме становится ясно, что человечеству необходимо пройти подобный рост, как развитие Уильяма Дэвиджа, потому что люди в фильме представлены не только как члены Космической Федерации, следующие законам и принципам военной чести, но и как явные злодеи-преступники. Именно люди являются беспощадными торговцами рабами и эксплуататорами, которые совершают настоящий геноцид драков.
«Враг мой» является фильмом о вечных ценностях, о которых никогда не поздно узнавать, никогда не поздно смотреть, и поэтому этот фильм является знаковым для всех времен.
Комментарии (18)
akardapolov
11.09.2023 13:35+8Муравьиный лев конечно был страшен неимоверно на большом экране. Потом ночь уснуть не мог.
pda0
11.09.2023 13:35Да, в детстве в кинотеатре Враждебная Шахта конечно смотрелась очень неплохо. "У Заммиса будет четыре, пять?" :-D
aik
11.09.2023 13:35Книгу читал в детстве, в девяностые.
А про фильм узнал лет десять назад примерно. Не смотрел.
vkomp
11.09.2023 13:35+5Я где-то 3+ раза посмотрел фильм в те древние времена. Были в школьном летнем лагере какие-то халявные билеты в соседний кинотеатр. Но мне здорово понравился фильм. Потом пересматривал с ностальжи. Теперь вот в новом качестве буду смотреть ;)
strvv
11.09.2023 13:35+3тогда ещё шел фильм полёт навигатора…
на пару образовывали неплохую связку.vkomp
11.09.2023 13:35Тоже хороший фильм. Но вроде только разок посмотрел. Потом находил - но уж совсем детский.
Honomer
11.09.2023 13:35И фильм смотрел в детстве раза 4. И книжку потом, лет через 10, прочитал. Понравилось и то, и то.
Crocodile77
11.09.2023 13:35Смотрел ещё в 89-м в кинотеатре. Честно говоря по сравнению с Чужим не впечатлил.
k12th
Довольно давно читал книжку, но судя по всему, от первоначального сюжета остались рожки да ножки. Впрочем, суть передана, как ни странно.
Tujh
В цикле один рассказ (как раз экранизировали) и две полноценные книги. Третья - одна из лучших НФ книг.
k12th
Вроде бы это повесть, а не рассказ, впрочем, не суть. Да, я читал все три.
Jianke
Изначально это был рассказ, который расширили и дописали, а затем написали сиквелы.
alelam
Довольно давно смотрел фильм, году в 89-ом, но только сейчас узнал, что у него какое-то серьезное литературное основание есть:)
Hlad
Ну, в книге просто меньше экшена и вместо персонализированного врага - природа.
Willy64
Фильм неплохой, в кинотеатре смотрелся хорошо, несмотря на отсутствие грандиозных битв, как в "Звездных войнах". Да и вообще в 89-м это было интересно. Я взялся читать книгу после просмотра фильма, но не сразу, где-то через 20 лет. Удивился большому различию и поинтересовался историей книги. Оказывается, автор переписывал книгу раз 15 и сюжет в ней эволюционировал в соответствии с изменением мировоззрения автора. Поэтому есть разница, какую версию читать.
NemoVors
в нулевые попалась мне книга с вырванными страницами. В ленинской библиотеке. Там был рассказ (название вырвано), где также 2 персонажа: человек и инопланетянин. Их вырвали прямо из космической битвы и заявили: "вы два представителя разных цивилизаций, мы - дофига умные третьи, мы не хотим, чтобы вы уничтожали друг друга, поэтому вы двое деритесь, это и решит судьбу ваших расы" Они разделены барьером, так что не могут вступить в прямое столкновение. И они воюют как могут. Помнится инопланетянин строит катапульту, а человек играет на истощение.
Занятно, что идея вроде бы одна лежит в обоих произведениях, но как они диаметрально отличаются.
Скажите, сейчас этот фильм без боли в глазах посмотреть получится? Или лучше ограничиться статьей (ну, или почитать первоисточник)?
Jianke
Спецэффекты в этом фильме и сейчас хорошо смотрятся (из-за этого фильм превысил бюджет и не окупился в прокате, благодаря чему и попал на советский экран, так как согласно брежневскому "экономика должна быть экономной", для советского кинопроката закупались фильмы за прокат которых просят мало денег).
Jianke
При бюджете $40 миллионов фильм собрал в прокате $12 миллионов.