Блюрэй нашего детства
Блюрэй нашего детства

Sinclair ZX80 по праву считается одним из родоначальников персональной компьютерной техники. Начало R&D-проекта по созданию ZX80 положено в 1979 году, когда Клайв Синклер совместно с командой инженеров приступил к проектированию. Стимулом для рождения такой компьютерной системы стала личная мотивация Синклера — он увидел, как его сын увлечённо осваивает Tandy TRS-80, безумно дорогой для того времени и мало кому доступный 500 фунтовый компьютер.

29 января 1980 года Синклер презентовал свой амбициозный проект ZX80. Как несложно догадаться, цифровой индекс «80» отражал год релиза, а префикс «ZX» был добавлен исключительно из-за футуристичного звучания — сам Синклер утверждал, что эти буквы создают имидж устройства из будущего.

Что представлял из себя ZX80

В отличие от ранней платформы MK14, рассчитанной в основном на энтузиастов-радиолюбителей, ZX80 комплектовался интерпретатором языка BASIC, реализованным по стандарту ANSI. Однако стратегическая задача проекта заключалась в максимально возможном снижении себестоимости, что исключало лицензионные отчисления Microsoft за их версию BASIC, популярную в то время. С этой целью весной 1979 года Синклер инициировал переговоры с Джоном Грантом (Nine Tiles), чтобы выработать техническое задание на прошивку ZX80. Учитывая весьма ограниченный бюджет на софтверную разработку, для Nine Tiles проект не предполагал существенной коммерческой выгоды, но представлял интерес с точки зрения вхождения на рынок и перспектив будущих контрактов.

ZX80
ZX80

Железо ZX80 создавал Джим Вествуд, самоучка и многопрофильный инженер. Вествуд сумел воплотить в жизнь ряд амбициозных идей Синклера, казавшихся нереализуемыми. ZX80 стал его дебютом в сегменте домашних компьютеров и первым в мире серийным ПК стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. «Мы использовали максимально дешёвые компоненты, это был настоящий технологический скачок», — вспоминал Вествуд. «Хотя он и устарел молниеносно, я горжусь этой разработкой».

Техническая начинка ZX80 включала 4-килобайтное ПЗУ с интегрированным BASIC-интерпретатором и 1 КБ RAM с возможностью расширения до 16 КБ посредством модульных решений. ПК продавался как в DIY-комплекте (79,95 фунтов), так и в полностью собранной версии (99,95 фунтов) — впервые в истории сегмента домашний компьютер стоил менее сотни фунтов. В базовую комплектацию входили адаптер питания, RF-кабель для подключения к стандартному телевизору, два ленточных кабеля для передачи и загрузки данных с бытового кассетника, мануал пользователя и пример тестовой программы для демонстрации возможностей ZX80.

Анонс и публичная демонстрация комплекта состоялись на специализированной компьютерной выставке в феврале 1980 года.

Через год мир увидел ZX81. Инженеры Sinclair буквально выжали максимум из него, стремясь удержать минимальную стоимость финального устройства. Архитектура системы была сведена к четырём микросхемам вместо двадцати одной, использовавшихся в ZX80, что позволило радикально снизить себестоимость и упростить сборку. Оперативная память составляла 1 КБ, однако пользователи могли устанавливать RAM-пак на 16 КБ, что расширяло функциональные возможности системы.

5 марта 1981 года стартовала масштабная рекламная кампания, ознаменовавшая официальный релиз ZX81. Маркетинговый посыл был чётко нацелен на массового потребителя: людей, желающих освоить вычислительную технику, но не имеющих технической подготовки и времени на изучение сложных спецификаций. По цене 69,95 фунтов стерлингов ZX81 стал оптимальным выбором для новичков, сочетая простоту, функциональность и доступность, и тем самым положил начало эпохе массового проникновения домашних ПК.

Что представлял из себя ZX81

Разработка аппаратной архитектуры ZX81 стартовала ещё в сентябре 1979 года — до коммерческого релиза ZX80. Ключевой технологический прорыв заключался во внедрении специализированного массива логических элементов (ULA), что открыло возможность промышленного производства и радикального снижения себестоимости устройства. Команда Вествуда нашла способ интегрировать функционал 18 отдельных микросхем ZX80 в один программируемый логический массив — ULA, который разработала компания Ferranti. Данная оптимизация позволила не только упростить топологию печатной платы, но и снизить стоимость набора ZX81 до рекордных 49,95 фунтов.

ZX81
ZX81

Как и для ZX80, Nine Tiles взялись за разработку свежей версии BASIC-интерпретатора. На этот раз размер ПЗУ увеличился вдвое (8 КБ), что открыло новые возможности для расширения функционала. Джон Грант отвечал за низкоуровневое программирование интерфейсных модулей, а к проекту подключился Стив Викерс, специализировавшийся на реализации вычислительных процедур с плавающей запятой, включая поддержку тригонометрических и иных сложных математических функций. Именно Грант внедрил уникальную на тот момент функцию instant syntax checking — автоматическую индикацию синтаксических ошибок сразу по завершении ввода строки, а не только во время исполнения кода, как это было принято в BASIC других платформ.

ZX81 был анонсирован как логичный наследник ZX80 в феврале 1981 года. Новая платформа обзавелась двумя режимами вывода — SLOW и FAST: теперь система могла одновременно выполнять вычисления и рендерить данные на экран (режим SLOW), тогда как у ZX80 этого функционала не было (только FAST-режим без возможности параллельного вывода). Новый 8-килобайтный ROM содержал порядка 30 дополнительных команд и расширенный набор функций, включая инструменты управления периферией.

Благодаря радикально пересмотренной компонентной базе ZX81 удалось вывести на рынок на 30 фунтов дешевле, чем ZX80.

Сборка ZX81 стартовала на компактном производственном кластере в Сент-Айвсе (Кембриджшир), однако взрывной спрос потребовал масштабирования. В результате Sinclair заключил стратегический альянс с корпорацией Timex, находившейся в затяжном кризисе из-за вытеснения механических часов цифровыми моделями. Несмотря на отсутствие опыта в производстве электронных вычислительных систем, CEO Timex Фред Олсен решил, что для компании это уникальный шанс диверсифицировать бизнес. Вскоре основная часть производства ZX81 была перенесена на завод Timex в Данди (Шотландия).

Благодаря грамотной стратегии продвижения ZX81 стал бестселлером и задал тренд на появление многочисленных клонов — как лицензионных (выпускались Timex), так и неофициальных. Воодушевлённая успехом модели, команда Sinclair нацелилась на создание экономичного домашнего ПК с цветной графикой.

Американский рынок получил ZX81 под брендом Timex-Sinclair TS1000. Главные отличия: 2 КБ оперативной памяти вместо 1 КБ, усиленное экранирование, переключаемый ТВ-выход на каналы 3/4, а также инверсия цветовой схемы экрана — светло-голубой фон и чёрные символы вместо традиционного белого экрана.

А в 1982 году произошел прорыв - свет увидел ZX Spectrum, ставший впоследствии культовой моделью 1980-х годов, сыгравшей ключевую роль в революции, благодаря которой компьютеры впервые появились в домах британцев. 8-битный компьютер отличался характерной радужной полосой, резиновыми клавишами и пронзительным электронным звуком при загрузке игр. Было продано более пяти миллионов экземпляров.

Игры для ZX Spectrum загружались с помощью кассетного проигрывателя и выводились на экран телевизора. В отличие от своего монохромного предшественника, они были цветными.

Что представлял из себя ZX Spectrum

Разработка ZX Spectrum началась в сентябре 1981 года вскоре после выпуска ZX81. Синклер стремился опережать конкурентов и использовал элементы предыдущих моделей для ускорения производства. Над проектом работала команда из 20 инженеров в Кембридже. На ранних этапах устройство называли ZX81 Colour или ZX82, позже оно получило имя «Спектрум» из-за цветной палитры в 15 цветов. Помимо новых микросхем и увеличенной памяти, ZX Spectrum задумывался как «ZX81 с цветным экраном». Команда также планировала объединить модули памяти для аудио и видео.

ZX Spectrum
ZX Spectrum

Главный инженер Ричард Альтвассер разработал полузаказную интегральную схему (ULA), объединившую основные аппаратные функции. Им также был создан графический режим, использующий менее 7 килобайт памяти. В результате обсуждений команда решила, что Spectrum получит высокое разрешение, 16 КБ памяти, улучшенный кассетный интерфейс и широкую цветовую палитру. Добавление цвета стало сложной задачей — был выбран способ присвоения цветных атрибутов каждой позиции символа на экране, что позволяло использовать восемь цветов фона и переднего плана, а также эффекты яркости и мигания.

Большую часть встроенного ПО написал Стив Викерс из Nine Tiles, создав интерпретатор Sinclair BASIC. Между Nine Tiles и Sinclair возникали споры — Синклер хотел ускорить выпуск устройства и минимизировать изменения по сравнению с ПО ZX81, в то время как Nine Tiles считала, что архитектура должна быть переработана для увеличенной памяти и новых функций. В итоге было создано две версии, но до запуска ZX Spectrum доработана была только версия Sinclair.

Дед (ZX80), сын (ZX81) и внук (ZX Spectrum)
Дед (ZX80), сын (ZX81) и внук (ZX Spectrum)

Семейство компьютеров ZX в Британии считается машиной, положившей начало эре массовой доступности домашних компьютеров и стимулировавшей бурный рост отечественной индустрии электронных развлечений и разработки ПО.

Мое личное знакомство с миром персональных компьютеров (не по книгам с профессором Фортраном, а именно в реальности) также началось именно с ZX Spectrum, точнее – его отечественного клона в начале 90-х. А что было самым популярным на любой цифровой платформе? Конечно, игры!

Давайте вспомним несколько наиболее – на мой взгляд – знаковых и популярных тайтлов игровой индустрии этой легендарной серии.

ELITE

На Спектруме это была не игра, это был просто отвал башки
На Спектруме это была не игра, это был просто отвал башки

«Elite» — одна из самых известных ретро-игр. Любой поклонник старых компьютерных игр наверняка расскажет о ней множество любопытных историй и подробностей.

Это космический симулятор с видом от первого лица, созданный Дэвидом Брабеном и Яном Беллом и впоследствии портированном в том числе на ZX Spectrum. Несмотря на простую (по современным меркам) «проволочную» графику и скромную цветовую палитру, разработчикам удалось воплотить целую галактику с планетами, кораблями, станциями и пиратами.

В роли капитана корабля вы торгуете между планетами, изучая местные рынки, покупая дешевые товары и перепродавая их с выгодой. Иногда встречаются опасные пираты, которые могут напасть в любой момент. Цель — стать элитным пилотом, набирая рейтинг и славу.

Да, на Спектруме тоже были свои RTS
Да, на Спектруме тоже были свои RTS

NETHER EARTH

NETHER EARTH — культовая стратегия для ZX Spectrum, вышедшая в 1987 году. Действие разворачивается на далекой планете, где идет нескончаемая битва роботов за ресурсы. Вы — командующий, управляете летающим модулем и программируете роботов для выполнения различных задач.

В начале игры у игрока только одна база, а у компьютерного противника — три. Создавайте роботов из разных модулей: электроники, шасси (обычные или антигравитационные) и разумеется вооружения. Захватывайте и уничтожайте заводы компьютерного игрока, увеличивайте добычу ресурсов и обороняйтесь от атак врага.

Цель игрока — овладеть всеми базами соперника, не позволив врагу захватить вашу.

Когда один идешь по ночной станции метро. Казалось бы, что может пойти не так?
Когда один идешь по ночной станции метро. Казалось бы, что может пойти не так?

RENEGADE

Renegade — это классика жанра beat’em-up, где выдвигаться вперед по уровню можно только после того, как победишь всех противников на экране.

Главный герой игры вооружен лишь собственными кулаками и навыками боя (если очень-очень повезет, ненадолго можно взять в пользование кувалду), в его арсенале — несколько приемов: удары рукой, ногой назад, в прыжке и из положения присев. Противники поодиночке не опасны (как и в любой подобной игре), но если дадите им себя окружить — ждите неприятностей.

Игра состоит из пяти уровней, начиная с метро. Каждый этап завершается сражением с боссом, которого можно победить лишь после уничтожения всех обычных врагов. Пройдя все уровни, вы спасаете Люси, однако игра сразу предлагает новый вызов — пройти ее снова.

Счет шел буквально на секунды
Счет шел буквально на секунды

SABOTEUR

Saboteur — известная action-игра для ZX Spectrum, в которой вы играете за ниндзя-саботажника. Наша задача — проникнуть на военную базу, найти дискету, активировать уничтожение комплекса и выбраться на вертолете за 99 единиц времени.

На огромном засекреченном военном объекте множество комнат, лестниц и переходов. Диверсанту противостоят морпехи, сторожевые собаки и лазерные ловушки. Оружие можно найти в мусоре или за бочками, а также использовать фирменные "звездочки".

Здоровье убывает при атаках, восстановить его можно, постояв без движения, но время при этом не останавливается. Открывайте двери через пульты, избегайте ловушек и уложитесь в срок.

Lode Runner
Lode Runner

LODE RUNNER

Lode Runner — классика простых, но увлекательных игр на ZX Spectrum.

Вышедшая в 1984 году, она до сих пор любима игроками. В игре 75 лабиринтов из кирпичей, лестниц и верёвок. Ваша цель — собрать все ящики с золотом и подняться на следующий уровень, когда появится лестница. На пути мешают противники, которые убивают при прикосновении. У игрока есть преимущество: можно быстро бегать и разрушать кирпичи слева или справа, чтобы временно задерживать врагов или открывать проходы. Иногда противники сами берут ящики — тогда ищите их, чтобы закончить уровень.

Если штатных уровней недостаточно, всегда можно создать свой.

Exolon
Exolon

EXOLON

Exolon — известный run ’n’ gun на ZX Spectrum, выпущенный в 1987 году.

Вы управляете солдатом, вооружённым бластером и гранатами, и преодолеваете более ста динамичных экранов, уничтожая пришельцев и преграды.

В игре есть два режима: обычный костюм для ловкости и экзоскелет, дающий защиту, но снижающий подвижность.

Баллы начисляются за уничтожение врагов и препятствий, а также за использование гранат. В конце уровня дают бонусы за оставшиеся жизни и экзоскелет. Exolon славится сложными уровнями и яркой графикой, став одной из лучших игр жанра на Spectrum.

Dizzy 6
Dizzy 6

DIZZY

Dizzy — знаменитая серия игр от Code Masters, выполненная в жанре графического квеста. Главный герой — Диззи, забавное яйцо из «Желткового народа» и обладатель большой семьи.

Серия стартовала на Amstrad CPC и ZX Spectrum, но именно на Spectrum Dizzy стал культовым персонажем, фактически став символом этой платформы.

Впервые Dizzy попал на полки магазинов в сентябре 1987 года. Для ZX Spectrum выпущено семь оригинальных частей и множество продолжений, созданных энтузиастами в странах бывшего СССР.

Quazatron, главный герой больше похож на R2D2
Quazatron, главный герой больше похож на R2D2

QUAZATRON

Quazatron — 3D аркадная стратегия для ZX Spectrum, вышедшая в 1986 году. Вы играете за дроида KLP-2, задача которого — обезвредить вражеских роботов в подземном городе Quazatron на планете Quartech.

Дроид может уничтожать противников с помощью лазера, тарана или устройства Grapple. Grapple позволяет разбирать врагов и использовать их детали для усиления своего героя.

Захват строится на мини-игре, где нужно менять цвет лампочек на свой, чтобы получить новые части — двигатель, энергию, оружие.

Quazatron вдохновлен игрой Paradroid и считается одной из лучших аркад Spectrum.

R-TYPE
R-TYPE

R-TYPE

R-Type — легендарный горизонтальный шутер, впервые появившийся в 1988 году. В центре сюжета — борьба человечества с Империей Байдо, грозным противником, сочетающим инопланетные существа и футуристические технологии. Игроку предстоит управлять истребителем R-9, который становится последней линией обороны. Необходимо преодолевать опасные уровни, сражаясь с врагами и преодолевая разнообразные препятствия.

Особенность R-Type — система мультизагрузки: каждый новый уровень загружается отдельно, что позволило реализовать плавный геймплей на ZX Spectrum. Управление осуществляется как с помощью клавиатуры, так и джойстика, а каждое сражение требует от игрока максимальной концентрации и ловкости.

Одна из ключевых механик — сбор улучшений для корабля: отражающие лазеры, защитные сферы и ракеты позволяют по-новому подходить к битвам с врагами и боссами. Успех зависит от грамотного использования этих возможностей.

Продвинутая графика и звук для своего времени обеспечили R-Type популярность среди поклонников жанра, а её сложность и динамика сделали игру культовой.

Robocop
Robocop

Robocop

RoboCop — это динамичная экшен-игра, выпущенная в 1988 году студией Ocean Software Ltd и основанная на одноимённом кинофильме. Игроку предстоит взять под контроль кибернетического полицейского RoboCop, чтобы навести порядок на улицах Детройта, погрязших в преступности.

Геймплей построен на прохождении последовательных уровней, каждый из которых предлагает свои задачи и противников. Всё начинается с первого патрулирования улиц RoboCop, где он вступает в схватки с различными преступниками. По мере продвижения необходимо освобождать заложников, сопоставлять фотороботы подозреваемых и пробираться на подпольные фабрики по производству наркотиков.

Главный герой вооружён стандартным служебным пистолетом, однако на уровнях можно собирать капсулы с дополнительными патронами и полезными усилениями. В числе испытаний — схватки с боевым роботом ED209 и финальная битва с Диком Джонсом в здании OCP. Для победы игроку важно грамотно распоряжаться ресурсами и уметь предугадывать тактику врага.

Сюжет игры тесно перекликается с событиями фильма, а сам RoboCop сочетает в себе элементы стратегии и экшена, создавая уникальную атмосферу, которая особенно порадует поклонников легендарной франшизы.

Savage
Savage

SAVAGE

Savage — это яркая экшен-игра 1988 года, разработанная Probe Software Ltd и изданная Firebird Software Ltd. Действие разворачивается в темном лабиринте, полном опасностей, где главный герой по имени Savage вооружён боевым топором и должен сразиться с демонами и призраками, чтобы выбраться на свободу.

Геймплей делится на три различных уровня, каждый из которых предлагает новые задачи. На первом этапе игрок сражается с мутантами в подземельях — после их поражения можно получить дополнительное оружие. Второй уровень переносит игрока в 3D-режим: Savage должен пройти через Долину Смерти, уклоняясь от гигантских монолитов и отражая атаки призраков.

На третьем уровне игровой процесс меняется: теперь управлять предстоит орлом, задача которого — спасти пленённую Деву. Орёл должен пролететь сквозь лабиринт, собирать энергию и сражаться с демонами. Для победы игроку важно не только мастерство, но и стратегическое мышление.

Музыка Дэвида Уиттакера и выразительные визуальные эффекты создают запоминающуюся атмосферу. Savage славится своими динамичными боями, необычным геймплеем и остаётся вызовом для любителей сложных аркадных приключений.

...

В целом, хороших игр на Спектруме много. Особый шарм им придает то, что они – из детства (которое, как известно, неизлечимо). Есть, что вспомнить. И даже долгие пяти-десятиминутные загрузки с постоянным выкручиванием высоких и низких частот в разные стороны не мешали нам получать искреннее удовольствие.

А сейчас мы спорим о быстрых SSD и DDR5… 

Комментарии (86)


  1. AVKinc
    05.07.2025 14:56

    Как минимум R-Type, Robocop, RiverRaid точно тут должны быть


    1. SergioPrieto Автор
      05.07.2025 14:56

      R-Type и Robocop с удовольствием добавил.


      1. paunch73
        05.07.2025 14:56

        А где игры от Вячеслава Медноногова "Черный ворон" и обе части UFO? Где SquareHead? Ещё помню была игра где можно было делать вирус и они потом друг с другом (4 максимум) воевали по правилам игры

        Нашёл. https://zxart.ee/rus/soft/series/virus/

        Помню местное ЛДПР в моём городе по ней чемпионат проводили.


    1. CrashLogger
      05.07.2025 14:56

      River Raid все же больше известен на Atari.


    1. vvbob
      05.07.2025 14:56

      RiverRaid 

      Это игра - убийца джойстика, постоянно на ней его ломал, а потом дендрофекальным способом его чинил. Для меня самая залипательная игра была на Спектрум.


    1. RolexStrider
      05.07.2025 14:56

      Обязаны! Но это все же порты на ZX-Spectrum с других платформ. А вот трилогия Savage - насколько мне известно - именно эксклюзив для Speccy, и ей в этом топе почетное место бы (даже Exolon я всегда считал ZX-эксклюзивом, но она выходила и на Amstrad CPC, и где-то еще (не помню уже). Кстати, ремейк для ПК "Exolon DX" очень даже годен!


      1. SergioPrieto Автор
        05.07.2025 14:56

        По просьбам трудящихся добавил Savage. Но это не эксклюзив: в 1988 игра вышла на ZX Spectrum, Commodore 64, Amstrad CPC, Atari ST и MS-DOS


  1. agat000
    05.07.2025 14:56

    Однажды с удивлением опознал NETHER EARTH в суб-игре в КОсмический Рейнджерах-2.

    Разработчикам видать запало в душу. Игра была интересная, настоящая РТС, но короткая.


    1. SergioPrieto Автор
      05.07.2025 14:56

      Да, в КР2 один в один калька с NE. И, надо сказать, весьма достойная


      1. NickDoom
        05.07.2025 14:56

        Скорее всего, выбор не случайный — учитывая, что всё остальное написано по принципу «не пишем очередной дурацкий клон Elite, а передаём дух Elite в новых технических возможностях», выбор именно спектрумовской стратегии был продиктован желанием сохранить общий стиль и общую эпоху :)


    1. Akela_wolf
      05.07.2025 14:56

      А разработчики этого и не скрывали, они прямо говорили что вдохновлялись именно Nether Earth


    1. Dmi3yD
      05.07.2025 14:56

      В КР-2 они реально совместили и Elite и Nether Earth. Про Elite (вроде это было в КР1) там есть планета Lave. И Raxxla у них была по слухам (какой-то квест, что ли).


  1. azTotMD
    05.07.2025 14:56

    нам очень нравилась Brian Bloodaxe


  1. olgapavlova
    05.07.2025 14:56

    Sokoban, думаете, не достоин?


    1. APh
      05.07.2025 14:56

      Лоде Рунеров, Сокобанов, Тетрисов и разных Ксониксов/Антиксониксов было на всех платформах полно. Может, ТС хотел именно эксклюзивы указать?


      1. olgapavlova
        05.07.2025 14:56

        Проверила несколько произвольных из списка: тоже не уникальны для ZX.

        Про платформы: у вас в то время к каким был доступ? Просто любопытно. У меня был только к Yamaha, какому-то размером со шкаф и дисками в полметра и ещё одному размером с полшкафа и лазерным пером, что ли. Ни на одном Sokoban'а не было. Жужжащий зал с перфокартами в этом списке даже не упоминаю :)


        1. yappari
          05.07.2025 14:56

          Сокобан ещё на эркашке был. Не помню, публиковался ли где-либо дамп, но на Барсике в каком-то печатном издании попадался точно.


        1. tlittle
          05.07.2025 14:56

          Был доступ к Радио 86-РК, БК-0010, Yamaha MSX (КУВТ). Сокобан на спектруме не помню. На бкшке точно видел.


          1. rg_software
            05.07.2025 14:56

            Потому что на спектруме Сокобан называется, например, Brain Sport.


            1. tlittle
              05.07.2025 14:56

              Я не помню, чтобы играл в него на спектруме, как бы он не назывался. Это при том, что спектрумом пользовался с 86 по 94 - приличный срок. Но играть при этом в сокобан... Понимаю БК - три с половиной игры (да, я знаю, их там много, ага), но на спектруме с десятками (а может быть и сотнями) годных игр уныло двигать ящики?


              1. rg_software
                05.07.2025 14:56

                Ну мне искренне нравилось :) Был ещё сборник 24 Games for Windows, там он шёл под названием Bulldozer, было бодро.


  1. djv57
    05.07.2025 14:56

    Семейство компьютеров ZX в Британии считается машиной, положившей начало эре массовой доступности домашних компьютеров и стимулировавшей бурный рост отечественной индустрии электронных развлечений и разработки ПО.

    Не только в британии.


  1. Sly_tom_cat
    05.07.2025 14:56

    Благодарю да ностальгию.
    Еще была довольно упоротая игра sokoban - двигать кубики - но затягивала тем что думать заставляла на несколько ходов вперед.


    1. APh
      05.07.2025 14:56

      До сих пор на смартфоне играю, и внуков подсадил на неё. )))


  1. NosferatuDima2
    05.07.2025 14:56

    SimCity, LaserSquad


    1. SergioPrieto Автор
      05.07.2025 14:56

      Реализация SimCity на спектруме лично меня вообще не вдохновила, даже 35 лет назад. LS я играл уже на IBM. Помню еще была стратегия про бои на галерах в древнем Риме -выбираешь размеры галер, опыт экипажа и так собираешь флот


      1. CyberDemonLord
        05.07.2025 14:56

        Legions of Death ;)


    1. ash_lm
      05.07.2025 14:56

      В жанре Laser Squad была сделана отечественная игра Last Battle. Очень качественная и масштабная.


  1. temadiary
    05.07.2025 14:56

    Лабиринт Into the Eagle's Nest от 1987 года, boulder dash, стрелялка ikari, тактическая laser squad


  1. TimurZhoraev
    05.07.2025 14:56

    Не мене увлекательная игра была с randomize usr 0 или randomize usr 15616. Кстати тот самый редактор Бэйсика FOR a=1 to � с мигающим вопросиком это фактически то что так не хватает современным IDE.


    1. RolexStrider
      05.07.2025 14:56

      Не понял. randomize usr 0 - это аналог Reset. randomize usr 15616 - это запуск TR-DOS (на машинках где он был, по факту - переключение на другой банк ПЗУ).


      1. TimurZhoraev
        05.07.2025 14:56

        Просто воспоминания, что не менее увлекательный был процесс перебора от 0 до N ради поиска чего-то необычного кроме рэзета и сессии ТР-ДОСа, особенно если был музыкальный сопроцессор, те самые AY в довесок. А с PEEK/POKE можно было составить свою первую прогу на асме в машинных кодах, записать её на ленту. Плюс различные фишки связанные с бордером. Не только стандартные цвета загрузчика M/C/B/Y но и кастомные. Плюс различные утилиты для быстрой загрузки когда высокий битрейт превращал звук в шипение. Не говоря уже про эксперименты с circle/draw, когда круги рисовались заливкой треугольниками в динамике, как целая игра.


  1. arseniy2
    05.07.2025 14:56

    Иногда на ютуб смотрю ZX игрушки, но не запоминаю. То что на ютубе видел некоторые впечатляли больше. Поэтому не уверен, что тут лучшие игры. Скорее самые популярные в России. Лично играл в них не очень много. Мне запомнилась Rex и Myth


  1. beast1983
    05.07.2025 14:56

    спектрум блин был наверное тем компом который не хотелось менять на IBM 386 :) но время идет и хочешь или нет надо перестраиваться! мои любимые игры это Fast Food, Into the Eagle's Nest, Dizzy особенно вторая часть, Saboteur


    1. Dmi3yD
      05.07.2025 14:56

      Мои любимые были Elite, ATF, все Dizzy.


    1. tlittle
      05.07.2025 14:56

      хм... Мне хотелось менять его даже на Искру 1030 с черно-белым монитором. Мечта. (При том, что на ней был тот же Sabouteur II). 10Мб винчестер и 512 оперативки, ммм...


  1. filly76
    05.07.2025 14:56

    Каких только версий этого компьютера у пеня не было, даже с винчестером, спасибо за статью.


  1. PwrUsr
    05.07.2025 14:56

    что интересно, многие упускают это, с учетом инфляции сегодня 100 фунтов это примерно 450-500 фунтов (прошло 45 лет инфляции!) - что прямо скажем совсем не мало, и сегодня можно очень не плохой комп собрать за эти деньги, так что "электронная инфляция" намного превосходит финансовую.....


  1. Epsiloncool
    05.07.2025 14:56

    Да что вы такое делаете-то) ностальгия - как жажда, пока не утолишь - не отпустит.

    Пошёл играть в Quazatron.

    Современные тоже есть очень хорошие.


  1. NickDoom
    05.07.2025 14:56

    Статьями про развитие клавиатур и про анекдоты времён раннего IT («Что, опять на ЕСке работать?») навеяло — интересно, сколько одновременно бухгалтеров и инженеров 1950-х смог бы вытянуть один камень Zilog Z80?

    Думаю, штук 16 рабочих мест бы потянул… дисплей, конечно, роскошь непростительная, а вот «ромашковые» принтеры и клавиатуры «с прямым опросом», из диодов да транзисторов — вполне. Крутится какой-нибудь интерпретатор Бейсика на 16 инстанций, всем по очереди опрашивает клавы и при необходимости печатает буковку или циферку. Бейсик тем и был хорош, что позволял накодить какой-нибудь расчёт редукторов методом перебора всех вариантов соотношений, ну или ещё что-нибудь столь же банально-базово-необходимое оптимизировать, при этом не видя перед собой всего текста. Символ набрал — символ получил. Забыл, чего накодил — ввёл LIST. Язык, позволяющий кодить хоть по последовательному порту, не нуждающийся в редакторах и IDE.

    Так что ХЗ насчёт DDR5, но предмет статьи тоже в предыдущую эпоху был бы нехилым суперкомпьютером, тянущим целое предприятие. «Кто сделал DIM на всю оперативку?!»


    1. NickDoom
      05.07.2025 14:56

      UPD: вообще, конечно, если совсем съезжать с темы на фантастику про попаданцев — обучение всех «технарей» Бейсику выглядит довольно-таки современной парадигмой. В ту эпоху людям казалось, что пляски вокруг Оракула неизбежны — инженер ставит задачу программисту, начальство разрешает ему тратить время именно на эту задачу, программист пишет код для девочек-машинисток, те пробивают перфокарты…

      Удивительно, но количество этих чисто организационных препятствий убивало производительность намного сильнее, чем быстродействие «десять команд Бейсика в секунду». Пока баг дойдёт до мозга программиста и будет исправлен… а уж если он должен дойти до мозга инженера и тот должен сменить подход к задаче, ооо… То есть машина, которая могла отбить свою космическую стоимость (условно) за неделю, отбивала её за год. Это сейчас-то мы знаем, что задачи типа «перебрать все сочетания передаточных отношений и оптимизировать редуктор» быстрее решаются методом «вот тебе терминал, вот тебе мануал по Бейсику и вот тебе программист в качестве ментора, вперёд». Да его бы от одного ощущения ответственности инфаркт бы разбил прямо за терминалом, а уж как руководство бы отнеслось к кощунству типа «машина за стотыщмильонов, а за ней ученик учится программировать»… вот представил и прямо смех начал душить :-D

      Ну а если идти по пути попаданчества «современные айтишники на дизельпанковой планете строят серверную» — ромашковый принтер явно не в кассу, тут надо какой-то гибрид распечатки и перфокарты, скажем, 16-сегментные буквы пробивать. Чтобы не было проблемы вида «а что именно на этой перфокарте/перфоленте» и проблемы «ватьмашу, опять рабочий день начинается с вбивания простыней». Или ещё проще — слева текст, справа соответствующая ему перфорация, пробивающаяся автоматически при печати. После крупных распечаток (листинг на пару страниц, весьма много по тем временам) последнюю строчку отдаём под ККО. В общем, были варианты сбить ценник на «обвязку» машины раз этак в. Но для этого надо обладать знаниями современного IT, столкнувшимися с технологиями тех лет :)

      UPD2: а программист, который умеет в машкоды этого девайса, без работы явно не будет стоять — ему ж библиотеки к этому «Васику» писать, которые делают определённые типовые задачи более быстро, нежели будучи реализованными непосредственно на нём. Народ обучится — народ захочет большего. И придётся новые блоки ПЗУ с кастомными библиотеками заказывать, чтобы через маппер подключать :)


  1. Olegsoft
    05.07.2025 14:56

    Для современных копателей ещё были такие головоломки как Deflector надо было провести по живому лабиринту луч лазера в приёмник. Болдер Даш ваще как наркотик затягивала. И глубокое уважение тем немногим, кто осилил оригинальную ? Резиновую тугую клавиатуру... пацаны сдавались и переходили на PC. Мне же удалось поработать на клонах с медной контактной клавиатурой и даже с мембранками. Совсем другие ощущения. Очень много программистов загубила резинка )))


    1. tlittle
      05.07.2025 14:56

      В РФ я оригинальных не видел. Самой ублюдочной реализацией была клава у Дубны 48к


      1. paunch73
        05.07.2025 14:56

        Это вы ещё ульяновский КР-05 не трогали...


        1. tlittle
          05.07.2025 14:56

          Погуглил. Плюс-минус обычная дешевая мембранка тех лет. Вы Дубну трогали? С вот этими маленькими пластиковыми колпачками размером как раз как у резиновых спектрумов?


          1. paunch73
            05.07.2025 14:56

            Нет, там не мембранка. Там набор отдельных впаянных в плату самопальных механических кнопок чудовищного качества исполнения, которые чаще клинили чем нажимались.

            ЗЫ. Если вы смотрели Википедию, то видимо не долистали до кр-05, оно там в самом конце и с фотографией.


            1. tlittle
              05.07.2025 14:56

              Я делал поиск именно по КР-05 и нашел спектрум-совместимый ЭЛЕКТРОНИКА КР-05. У которого над клавиатурой еще столько же пространства. Клавиатура выглядит говнищем, но это все еще клавиатура, в отличие от дубны, которая - набор торчащих пластиковых кнопок.


  1. samponet
    05.07.2025 14:56

    В NE существовала определенная последовательность действий, всегда приводящая к победе, причём довольно быстро. После ее открытия играть стало неинтересно.


    1. JeRrS
      05.07.2025 14:56

      Не так давно на кассете мне попалась хакнутая версия игры Nether Earth от Сергея Воронина где встроили меню с выбором уровня сложности https://vk.com/wall-140772215_12125 вдруг захочется перепройти игру повторно.


  1. urvanov
    05.07.2025 14:56

    Дед (ZX80), сын (ZX81) и внук (ZX Spectrum)

    А самая правая картинка — это разве не современный ремейк? Или я не так понял.


    1. SergioPrieto Автор
      05.07.2025 14:56

      Нет, просто "современный ремейк" в таком же корпусе, типа, дань уважения


  1. CyrK
    05.07.2025 14:56

    Тоже начинал на клоне zx. Особенно понравился ассемблер. Но как же убого сейчас выглядит его возможность задавать цвет только для закоместа 8x8 пикселей.


  1. Akela_wolf
    05.07.2025 14:56

    Мой первый компьютер. Учился на нем программировать на BASIC. Очень хотел научиться ассемблеру, чтобы писать игры, но в нашей провинции не нашлось толковых книг по этой теме (как и собственно компилятора ассемблера). Так что осталось это желание нереализованным.


  1. gaal_dev
    05.07.2025 14:56

    https://benjames171.itch.io/exolon-redux римейк

    https://spectrumcomputing.co.uk/entry/951/ZX-Spectrum/Chronos одна из любимых

    https://viva-games.ru/game/chronos-2 "В “Chronos” вы управляете маленьким космическим кораблем, который летает по горизонтально прокручивающимся ландшафту, сражаясь с различными противниками. Ваша цель — спасти Хроноса, повелителя времени, преодолевая пять уровней, полных летающих врагов."

    https://speccy.info/ULAplus 64 цвета из палитры в 256 цветов

    https://www.youtube.com/watch?v=HsM1cwkw2uw аппаратный мод

    https://www.facebook.com/zxulaplus/

    http://abrimaal.pro-e.pl/zx/ulaplus.htm


  1. TimurZhoraev
    05.07.2025 14:56

    А кто помнит знаменитую надпись "Cracked by Bill Gilbert"


    1. Javian
      05.07.2025 14:56

      @JeRrS такое коллекционирует в группе в ВК https://vk.com/tapeversion


  1. Sau
    05.07.2025 14:56

    Бу-ра-ти-но


  1. Frankenstine
    05.07.2025 14:56

    Batty (арканоид) тоже была популярной


  1. vbdv
    05.07.2025 14:56

    Спасибо большое, только запуск этих игр был как магический ритуал. Кабелем подключит к ТВ, другим к кассетнику, а этот звук считывания чего только стоил. А главное это эхо счастливого детства. Мать на кухне, отец что-то паяет…


    1. urvanov
      05.07.2025 14:56

      был как магический ритуал

      С учётом того, что игры грузились с кассет, которые то успешно считывались, то переставали считываться, то снова успешно считывались, то танцы с бубнами бы в процессе не помешали.


      1. agat000
        05.07.2025 14:56

        Дык, овладевали высшим искусством настройки магнитной головки по звуку. Иногда приходилось на ходу прямо крутить.


    1. elnights
      05.07.2025 14:56

      Перед загрузкой надо обязательно попросить всех, чтобы не включали/выключали никакие приборы и свет, т.к. это гарантированный срыв загрузки, которая и так далеко не всегда удавалась с первого раза.


  1. Dmi3yD
    05.07.2025 14:56

    А я бы еще предложил поиграть в ATF! Вот очень не плохая "стратегия" с реальным видом от 3 лица на самолетике. Тут основная проблема была, что игрок не знал кнопки "J", когда в него летела ракета, предупреждая звуком.

    Где-то лет 10 назад я выкладывал это описание на пикабу, до этого на nnm.ru, там перечислены все кнопки и идеи. И вот с этим багажом знаний игра может заиграть новыми красками! Попробуйте))

    https://pikabu.ru/story/advanced_tactical_fighter_atf_spectrum_48k_2672578


  1. rg_software
    05.07.2025 14:56

    каждый новый уровень загружается отдельно, что позволило реализовать плавный геймплей на ZX Spectrum.

    Что имеется в виду? Как мультизагрузка связана с плавностью?


  1. shich
    05.07.2025 14:56

    Составление подобных топов - крайне неблагодарное занятие (я составлял). Всегда найдётся кто-то, кто вспомнит "ещё одну классную игру". И список спокойно увеличивается до 100, а потом и до 500 наименований (и это без учёта новоделов). У вас не вижу ни одного отечественного тайтла. А "у них" очень высоко ценят продукцию компании Ultimate и хиты Мэтью Смита.


    1. shich
      05.07.2025 14:56

      И вот же, на 40 лет делал: https://youtu.be/7TnWsOR3MSc?si=I3EUcr0cBDsAiQ8G


    1. rg_software
      05.07.2025 14:56

      У всех это ностальгический трип. Поэтому "у них" большинство мест в хитпараде занимают игры примерно до 1985-86 годов выпуска, после чего началcя закат компьютеров такого типа, а потом пришла NES, и до более новых игр на ZX просто никому не было дела. Хотя по гамбургскому счёту, конечно, до качества средней игры какого-нибудь 88-89 года редко что из середины восьмидесятых дотягивает.

      Аналогично, на той же NES редко в какой хитпарад попадает гениальная Fire & Ice (1994), потому что кому было дело до NES в 1994 году. Ну или среди платформеров в самом верху Super Mario Bros, а на голову более отполированные платформеры Capcom начала 90х куда более любимы в наших краях.


  1. FanFM
    05.07.2025 14:56

    Может кто подскажет, была игра, похожая на LODE RUNNER, но там ещё ключики собирать надо, чтоб двери открывать, не могу найти название?


    1. yappari
      05.07.2025 14:56

      Panama Joe aka Montezuma's Revenge?


      1. FanFM
        05.07.2025 14:56

        О, точно, спасибо! Сколько лет я её искал... Любимая игра детства.


    1. CryInt
      05.07.2025 14:56

      Еще booty, тоже надо ключи собирать что бы двери открыть

      https://spectrumcomputing.co.uk/entry/0000633


      1. Sau
        05.07.2025 14:56

        Да даже Atic Atac это собирать ключи (части ключа) чтобы дверь открыть.


  1. agat000
    05.07.2025 14:56

    Еще была отличная игра про прыгающую волшебную тыкву. Я ее так и не прошел, хотя зарисовал почти всю карту замку.


    1. shich
      05.07.2025 14:56

      Cauldron II


  1. ptr128
    05.07.2025 14:56

    Tomahawk незаслуженно опустили.


    1. tlittle
      05.07.2025 14:56

      Томагавк была игрой "не для всех". Полагаю, львиная доля игроков отсеивалась еще на этапе взлета, когда надо было одной клавишей запустить турбину, другой подать мощу на винт. Хотя я, думаю, пару недель чистого времени налетал :)


      1. ptr128
        05.07.2025 14:56

        Но, в отличии от Elite, физика и управление там были приближены к реальным.

        Я тоже пару недель чистого времени на нем налетал. Под конец включал турбулентность, боковой ветер, ночной полет и уничтожал врагов исключительно из пулемёта :)


  1. GordonFreemann
    05.07.2025 14:56

    Привет всем олдфагам из 89-го... Года сотворения этого чуда моим отцом из кучи радиодеталей, припоя и текстолита. И да возродится сила утраченная - впихнуть невпихуемое в 64кб. И отвянут пусть чресла у того, кто пользует чаты эти ваши гпт греховные. Слава Синклеру!


  1. typchik
    05.07.2025 14:56

    А мне отец в далёком детстве подарил Sinclair ZX Spectrum, но питор, который ему продал, вытащил оригинальный процессор и, поставил в него совковый аналог, который мог в математику, но не мог считывать кассеты с играми, потом разобравшись, что к чему , в итоге это чучело вернуло часть денег отцу и получило в жало !


  1. fedorovpishet
    05.07.2025 14:56

    Вот эти игры не помню, но зато именно Спектрум познакомил меня с таким форматом игр как футбольные менеджеры. Это было гениально.


  1. mraat
    05.07.2025 14:56

    Как-то ковыряя копировщик подумал а почему бы не уменьшить кол-во тактов при записи на кассету, запилил копировщик и загрузчик, на кассету стало влезало больше игр и считывались быстрее, но оказалось что был минус - через какое-то время кассета начала считываться с ошибками :D Но поковыряться в ассемблере было интересно в те годы )


  1. alleeexxxx
    05.07.2025 14:56

    Puzznic и PR Squared вообще крутяк


  1. Alejandro_Loba
    05.07.2025 14:56

    Если прочитать заклинание ZORBA - Exolon становится не интересным.

    Кстати, от этого игродела ещё была более интересная игра Eagles Nest. Там играешь за диверсант, который на нацистской базе немчиков мочит. Вид сверху. Странно, что этой игры нет в подборке.

    А в E.L.I.T.E. столько бессонных ночей просижено было. Ради него у мамы выпросил дисковод 5,25" выпросил, который стоил в два раза дороже самого компьютера. Но, записывать/подгружать сохранения с кассеты - это пытка.


    1. SergioPrieto Автор
      05.07.2025 14:56

      У меня был дисковод и самая фишка там была - Magic button. Она делала дамп памяти на дискету


  1. alleeexxxx
    05.07.2025 14:56

    Однажды написал песню про то время https://m.youtube.com/watch?v=EbBZdsBu4Xs


  1. DIHALT
    05.07.2025 14:56

    Если говорить про действительно ЛУЧШИЕ игры для спектрума, то это то, что было сделано в exUSSR в 90х. Это в первую очередь Черный Ворон (полноценная rts как варкрафт2) там даже графические заставки были. Отвал башки ваще.

    и НЛО2 (ремейк UFO с pc с экономикой, пошаговыми боями с разрушаемым(!!!!!) рельефом, развитым деревом технологий)

    По сравнению с этой парочкой все прочие игры для спектрума это прям примитив примитив, отстающий на пару порядков.