Представьте мир, в котором изменение климата уничтожает планету, где жестокость со стороны силовиков повсеместна, и лишь горстка богачей наслаждаются комфортом и стабильностью. В 1988 году Джон Карпентер взглянул на мир таким, каким он его видел, и экранизировал свое видение в жуткий научно-фантастический триллер с легким оттенком абсурда.

В 2024 году культовый фильм «Чужие среди нас» кажется еще более актуальным, а его просмотр сегодня может стать куда более впечатляющим, чем в то время.

Тридцать шесть лет назад, поздней осенью 1988 года, «Чужие среди нас» впервые вышел на экраны и заставил нас осознать, что да, в повседневной жизни есть нечто очень, очень пугающее.

"Потребляй", "покупай" и прочие ценные указания от пришельцев
"Потребляй", "покупай" и прочие ценные указания от пришельцев

Контекст

«Чужие среди нас» основан на коротком рассказе Рэя Нельсона «Восемь часов утра», опубликованном в журнале «Фантастика и научная фантастика» в ноябрьском номере 1963 года, всего за месяц до выхода первой части «Дюны» — «Мир Дюны» — в журнале Analog.  Кстати, компанию рассказу составили произведения вполне уважаемых авторов – Роджера Желязны и Айзека Азимова.

"Fantasy and Science Fiction", ноября 1963 г.
"Fantasy and Science Fiction", ноября 1963 г.

В печатном виде научная фантастика становилась все более экспериментальной в 1960-х, с более явными и сложными политическими комментариями, сочетающимися с более литературной и иногда менее буквальной эстетикой. Если рассказ Нельсона можно отнести к какому-либо поджанру, то лучше всего рассматривать его в тесной связи с некоторыми короткими рассказами Филипа К. Дика 1950-х годов.

Как в фильме, так и в рассказе, атмосфера «Чужих среди нас» напоминает то, что можно найти в произведениях Дика. Параноидальный одиночка, который обнаруживает ужасный инопланетный заговор в основе всех бед мира, что вполне может характеризовать около 80 процентов коротких рассказов Филипа Дика (или Харлана Эллисона), поэтому не удивительно, что «Чужие среди нас» стал хитом в 1980-х, в ту же эпоху, когда вышли такие художественные фильмы, как «Бегущий по лезвию» (1982) и «Терминатор» (1984) — фильмы, вдохновленные более старыми научно-фантастическими произведениями.

Но то, что делает «Чужие среди нас» возможно более интересным, чем эти два фильма, — это то, что он намеренно лишен эскапистского качества. Кинематографический стиль Джона Карпентера в «Чужих среди нас» делает грубоватость «Бегущего по лезвию» и «Терминатора» кажущейся натянутой и отшлифованной.

Жители других планет тоже любят земную классику
Жители других планет тоже любят земную классику

Сюжет

Джордж Нада - бездомный американец, который приезжает в Лос-Анджелес в поисках работы. В экономике спад, и бедные люди живут в трущобах. Нада находит работу на строительном объекте, где знакомится с Франком Армитэджем. Франк приводит Наду в трущобы, где их кормят волонтеры. Нада замечает странности в церкви, где обнаруживает, что «хоровое пение» - это запись, а по всему зданию размещены научные установки.

Фрэнк: Я все время хожу по белой полосе. Я никого не беспокою. Меня никто не беспокоит. Тебе лучше начать делать то же самое!

Нада: Белая полоса посередине дороги. Это худшее место для езды.

Ночью полиция окружает церковь, разгоняя людей и уничтожая трущобы. Нада возвращается на следующий день, находит коробку с дешманскими очками, аналогичными тем, что носили люди в  церкви. Надев их, он видит мир в серых тонах, с мотивационными лозунгами: «ПОДЧИНЯЙСЯ», «ПОТРЕБЛЯЙ», «ПЛОДИСЬ» и так далее.

Комфортная городская среда в представлении пришельцев 1988 года
Комфортная городская среда в представлении пришельцев 1988 года

При входе в супермаркет Нада сталкивается с гуманоидом и понимает, что многие вокруг него - такие же пришельцы. Нада приходит в банк, где произносит знаменитую фразу: «Я пришел, чтобы жевать жвачку и драть задницы... и жевачку я дожевал». Он устраивает стрельбу, убивая пришельцев.

Сбегая от преследования, герой захватывает женщину Холли и заставляет её отвезти его к себе домой. Там Нада пытается доказать ей свою правоту, но она подсовывает ему телевизор и выбрасывает через окно. На следующее утро он пытается встретиться с Франком, который вначале не верит, но впоследствии надевает очки и тоже видит пришельцев. Они связываются с сопротивлением и узнают о сигнале, который контролирует людей.

Когда полиция нападет на лагерь сопротивления, Нада и Франк убегают в подземные туннели, где находят источник сигнала. Освободившись от пришельцев, они планируют отключить сигнал, но знают, что это самоубийственная миссия.

На крыше Нада сталкивается с Холли, которая оказывается предателем, в результате чего она убивает Франка. Нада, чувствуя, что жизнь его заканчивается, убивает Холли и уничтожает антенну. Умирая, он показывает пришельцам средний палец.

С уничтожением сигнала люди в Лос-Анджелесе начинают осознавать, что пришельцы среди них, и мир меняется.

Волшебные солнечные очки не могут раскрыть злых людей

Этот фильм начинается с крепкой основой в реальности, включая персонажей, которые не выглядят как звезды кино. Звезда рестлинга Родди Пайпер (Roddy Piper) играет главного героя – Наду – с нужной долей скрытого пафоса и в то же время с определенной реалистичной нелепостью.

Даже если вы ВДРУГ никогда не видели «Чужие среди нас», вы наверняка слышали фразу «Я пришел, чтобы жевать жевачку и драть задницы... и жевачку я дожевал» («I have come here to chew bubblegum and kick ass... and I'm all out of bubblegum.»). Эта реплика была импровизирована Пайпером и, в некотором смысле, является продолжением более ранней фразы, когда он прямо говорит: «Неудивительно, что это что-то подобное» («It figures it’d be something like this.»). Тем самым «что-то подобное», о чем он говорит, — это факт, что правящий класс людей на Земле на самом деле все — жуткие инопланетяне с отвратительными скелетными лицами. Чтобы увидеть их истинную природу, нужно специальная пара солнечных очков, которые делают мир черно-белым и раскрывают основные истины о том, как люди манипулируются СМИ, правительством и друг другом.

Холли (Мэг Фостер) ведет свою игру и к концу фильма мы понимаем, что инопланетяне не смогли бы завоевать мир без помощи людей. Преображение Холли в кульминации фильма не только шокирует, но и соединяет воедино её поведение во всех предыдущих сценах.

На съемочной площадке
На съемочной площадке

Создание

Как сказано ранее, идея для фильма «Чужие среди нас» возникла из рассказа Рэя Нельсона «Восемь утра» 1963 года. Впоследствии Нельсон вместе с художником Биллом Уреем адаптировал его в историю под названием «Нада», которая была опубликована в антологии комиксов Alien Encounters в апреле 1986 года. Джон Карпентер описывает рассказ Нельсона как «историю в духе D.O.A., в которой человека вводят в транс сценический гипнотизер. Проснувшись, он осознает, что вся человеческая раса была гипнотизирована, и инопланетные существа контролируют человечество. У него есть время только до восьми утра, чтобы решить эту проблему». Карпентер приобрел права на экранизацию как комикса, так и рассказа и написал сценарий, используя историю Нельсона в качестве основы для структуры фильма.

Поскольку сценарий был результатом многих источников — рассказа, комикса и мнений актеров и команды — Карпентер решил использовать псевдоним «Фрэнк Армитидж», отсылающий к одному из любимых писателей режиссера, Г. Ф. Лавкрафту.

На роль Нады Карпентер пригласил профессионального рестлера Родди Пайпера, с которым он встретился на WrestleMania III в начале 1987 года. Для Карпентера это был легкий выбор: «В отличие от большинства голливудских актеров, в Родди написана жизнь». Карпентер был впечатлён игрой Кита Дэвида в фильме «Нечто» и искал кого-то, «кто не будет традиционным спутником, но сможет постоять за себя». В связи с этим Карпентер написал роль Фрэнка специально для Дэвида.

Рост цен поражал даже в 1988 году
Рост цен поражал даже в 1988 году

 «Чужие среди нас» снимали в течение восьми недель в марте и апреле 1988 года, в основном на улицах Лос-Анджелеса, с бюджетом чуть более 3 миллионов долларов.

Настоятельно рекомендуется к просмотру именно сегодня, в наши дни. Мне кажется, аналогий будет море!

Комментарии (23)


  1. MountainGoat
    16.08.2024 16:24
    +3

    Краткое содержание фильма: бомж надел очки, увидел шизу и пошёл убивать полицейских.


  1. exTvr
    16.08.2024 16:24
    +2

    А что если действительно «Чужие среди нас»

    Древний телесериал "V" (емнип середины восьмидесятых прошлого века), про рептилоидов с коленками назад, которые среди нас, сразу вспомнился))


    1. fire64
      16.08.2024 16:24
      +1

      А как вам его ремейк V (Визитёры)?


      1. exTvr
        16.08.2024 16:24
        +4

        Не смотрел/не стал смотреть, так же как и римейк оригинального "Нечто (The Thing)" вышедшего из под резца того же гениального столяра в начале восьмидесятых, опять же, прошлого века:)). Перебить атмосферу видеосалонов/домашнего просмотра тех времён - нереально. Жалкое подобие левой руки/s


      1. EuHex
        16.08.2024 16:24

        Визитеры не хуже оригинала, но конечно, там уже немного другая история и атмосфера, однако, снято достойно!


  1. ky0
    16.08.2024 16:24
    +13

    Представьте мир, в котором изменение климата уничтожает планету, где
    жестокость со стороны силовиков повсеместна, и лишь горстка богачей
    наслаждаются комфортом и стабильностью.

    Да ну, не, совершенно нереалистичная картина... (смотрит в окно)


  1. pae174
    16.08.2024 16:24
    +5

    Джордж Нада - бездомный американец, который приезжает в Лос-Анджелес в поисках работы.

    Фамилия - просто класс. Nada с испанского это "ничего", или полное отсутсвие денег/вещей, или применительно к человеку - полный голяк, ни гроша за душой. Ну и в ЛА он приехал с такой фамилией, да, где мексов просто каждый третий - это чтобы наверняка.


    1. RichardMerlock
      16.08.2024 16:24

      Гоша голодранец!


  1. NoLawyersAllowed
    16.08.2024 16:24
    +2

    Шикарный фильм. Только недавно вспоминал


  1. Antony_Rain
    16.08.2024 16:24
    +3

    При том что 80-ые - это золотая эпоха человеческой цивилизации. Пора товарищу Карпентеру снимать продолжение


    1. dv0ich
      16.08.2024 16:24

      При том что 80-ые - это золотая эпоха человеческой цивилизации

      Громко сказано. По каким критериям это золотая эпоха аж всей человеческой цивилизации?


  1. yurixi
    16.08.2024 16:24
    +3

    Хорошо когда кто-то за тебя разделит всех на хороших и плохих. А бывают ситуации, когда ты сам решаешь какой поступок сделать, а интерпретацию и оправдание можешь себе придумать любые. И вот тут никакие очки не скажут, какие из вариантов очков не обманывают. Если бы существовало продолжение фильма, оно бы не развивало идею напрямик, не в скрытых шокирующих вещах дело. Вопрос в том, откуда брать социальный самоконтроль и его силу, ведь любой случай уменьшения этой силы использован и является захватом извне. Даже если об этом захвате не догадываться. Особенно если об этом захвате не догадываться.

    Так что, фильм от лица "пришельцев" раскрывал бы обратную сторону - захват дело хорошее, так как обязателен перед освобождением. Осталось выяснить кому это освобождение вообще нужно.


  1. Beholder
    16.08.2024 16:24
    +11

    Ну а самый главный-то скриншот чего не вставили?


  1. AYamangulov
    16.08.2024 16:24
    +3

    А что если действительно «Чужие среди нас»? 

    Весь фильм, как и масса аналогичных по содержанию - информационный вброс. Направлен на то, чтобы замаскировать тот прискорбный факт, что на самом деле никаких "общечеловеческих ценностей" не существует вовсе, что весь мир на планете Земля - кланово-псевдогосударственный, где "чужие" - не инопланетяне, а просто люди из чужого клана или государства с конкурентными потребностями и интересами, - расчеловечиваются пропагандой, и с ними можно вести себя в самом деле без чести, совести и морали, как с какими-то враждебными "инопланетянами", "нелюдями" и даже утверждать, что "они почти же животные". В фильме изображены фактически не инопланетяне, а другая группа захватчиков-людей. Мы проецируем на воображаемых "пришельцев" именно свои собственные качества, потому что МЫ такие. Это МЫ на каждом углу пихаем людям в мозги "подчиняйся", "соглашайся" и т. п. хрень. А о настоящих инопланетянах ничего не знаем вообще. Вот те из нас, кто поумнее, позабавятся-то, когда земляне действительно с ними познакомятся поближе... Но вряд ли, вряд ли - ТАКИЕ МЫ, КАКИЕ МЫ ЕСТЬ, НИ ОДНОЙ УВАЖАЮЩЕЙ СЕБЯ ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НЕ ИНТЕРЕСНЫ.


    1. alexhu
      16.08.2024 16:24
      +1

      Население планеты расчеловечивается не пропагандой, а культурой в которой воспитались.Учат себя вести по чести, совести и морали своей культуры, даже переступая через моральные принципы своей личности, потому что коллективное превыше частного и личного.

      Культура это не пропаганда государства - это моральные нормы окружения, которые тебе втолковываются когда ты ещё сам сидишь на горшке. И выйти за эти нормы - оскорбить самых дорогих тебе людей.


      1. yurixi
        16.08.2024 16:24
        +1

        Вообще-то суть культуры не в превышении интересов групп людей над интересами одного человека, а в правильном соотношении, напоминающем, что определение правды происходит не через голосование.


    1. dv0ich
      16.08.2024 16:24

      Вот те из нас, кто поумнее, позабавятся-то, когда земляне действительно с
      ними познакомятся поближе... Но вряд ли, вряд ли - ТАКИЕ МЫ, КАКИЕ МЫ
      ЕСТЬ, НИ ОДНОЙ УВАЖАЮЩЕЙ СЕБЯ ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НЕ ИНТЕРЕСНЫ.

      Откуда вы знаете?


      1. DIMooo
        16.08.2024 16:24

        Разве хочет какая либо ВЫСОКОРАЗВИТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ считаться НЕ УВАЖАЮЩЕЙ СЕБЯ? Так что МЫ тоже согласны!


  1. bbs12
    16.08.2024 16:24
    +2

    правящий класс людей на Земле на самом деле все — жуткие инопланетяне с отвратительными скелетными лицами

    В этом утверждении есть здравое зерно.

    Естественный отбор за тысячи лет привёл к тому, что наверх правящей верхушки чаще забирались люди, которые не ограничены ничем, никакими моральными установками. Потому что многие моральные ограничения снижают эффективность твоих действий. Очевидно, что если ты безнаказанно не отбираешь конфету у ребёнка, но её отбирает твой конкурент и получает за счёт этого преимущество, то он получит больше ресурсов и оставит больше потомства.

    Существует как минимум один, возможно единственный, способ бороться с этим: свободные СМИ, которые следят за верхушкой и сообщают людям о том, что происходит. Примерно как это было с президентом Никсоном в США, во время Уотергейтского скандала, когда все штаты в прямом эфире следили за расследованием.


    1. dv0ich
      16.08.2024 16:24
      +2

      В этом утверждении есть здравое зерно

      Вроде даже есть исследования, показывающие, что среди руководителей высшего звена в бизнесе и госаппарате аномально высокий процент психопатов (людей с атрофированной эмпатией).

      Существует как минимум один, возможно единственный, способ бороться с
      этим: свободные СМИ, которые следят за верхушкой и сообщают людям о том,
      что происходит.

      Ещё бы людям не пофиг было XD

      Да и когда в последний раз СМИ публиковали крупные разоблачения? Только Сноуден вспоминается, которого объявили предателем и подавляющее большинство людей с этим согласилось.


  1. avshkol
    16.08.2024 16:24
    +1

    Это парадоксальный стиль мышления - с одной стороны, автор обвиняет "общество потребления" , где реклама призывает покупать товары и услуги, а с другой стороны, сочувствует безработному герою...

    А теперь, внимание, вопрос - если все поумерят свой "потребительский пыл", у парня вырастет вероятность найти работу или не потерять ту, что имеет?


    1. anti4ek
      16.08.2024 16:24

      "Вот на этом невысказанном предположении и держится весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия"(с)


    1. bb17
      16.08.2024 16:24

      Не, тут "парадокса" нет.

      Формирование концепции принципиальной антагонистичности структуры общества уже на научной базе начато в 16 веке. Концепция служит для идеологической атаки на целевое общество, государство. Плавно перетекает во внутреннюю идеологию (и ментальность) "творческих" личностей.

      Успешная практика реализации концепции - многочисленна.