Поначалу я делал как все: взял проект, ушёл на две-три недели, вернулся с результатом к назначенному времени. Меня удивляло, почему клиенты спрашивали «чё-как?» уже к концу первой недели. Ведь обо всём договорились, я работаю, закончу такого-то числа. Странные!

Для тех, кто со мной не знаком: речь идёт о проектировании интерфейсов. Я делал интерактивные прототипы сайтов и приложений в Axure.

И так было до тех пор, пока я сам не заказал работ на какую-то существенную сумму (тысяч на пятьдесят собственных денег) по важному для меня проекту на фрилансе. Это была вёрстка сайта. Верстальщик должен был сдать работу через две недели. И уже к концу первой недели я задался вопросом: «А как у него там дела?». Меня беспокоили две потенциальные неприятности:

— С исполнителем могло что-то произойти, а я узнаю об этом только в конце срока работы. А время играло большую роль;
— Исполнитель мог прийти в назначенный час с результатом, который меня совершенно бы не устроил. И мне бы хоть глазком посмотреть на промежуточный вариант, который можно было бы согласовать или подкорректировать в нужную мне сторону.

Что самое забавное: я стеснялся спросить, как у него дела, боясь показаться назойливым клиентом, который лезет не в своё дело раньше времени. Но в конце концов я собрался с духом и задал этот вопрос за четыре дня до сдачи работы. В ответ пришло что-то вроде «всё нормально, иду по плану, ждите результат через несколько дней».

Так вот, значит, почему клиенты спрашивали, как у меня дела!

Когда я получил результат (фрилансер затянул сроки на две недели), то для того, чтобы его принять и дать по нему обратную связь, мне понадобилось несколько дней непрерывной работы. Попробуйте откомментировать результат четырёхнедельного труда (даже если на самом деле он недельный) за один присест — не получится.

Так вот, значит, почему клиенты иногда присылали мне несколько пачек с комментариями в течение нескольких дней после сдачи работы! Я думал, они издевались надо мной, а они просто физически не могли успеть всё проверить так быстро!

И я поменял всего несколько моментов в своих процессах, чтобы больше никто не волновался и чтобы всем участникам не приходилось тратить лишнего времени:

— Буквально через пару дней после начала работ я показываю первый промежуточный результат (чтобы все понимали, с какой скоростью я работаю и в каком направлении двигаюсь);
— Дальше иду короткими итерациями, показывая их клиенту, и таким образом двигаясь ровно к тому видению проекта, который устроит нас обоих (это позволяет не получать почти вообще никаких комментариев и правок в момент сдачи финальной версии);
— Если обсуждать реально нечего, я раз в три-пять дней просто делюсь новостями. Что успел сделать, какие возникали вопросы. Мне не сложно потратить на это лишние тридцать секунд, а клиенты благодарны за своё спокойствие;
— Иногда бывают дни, когда проделал много работы по проекту, но от неё приходится отказываться, потому что в результате придумал более крутое решение. Я в таких случаях сохраняю неактуальное решение, от которого отказываюсь, и рассказываю клиенту об этом (и, разумеется, показываю), чтобы он понимал, что моя работа — это не простой путь к цели, а ещё и какие-то вот такие истории.

Мои клиенты не спрашивают, как дела по проекту, потому что я держу их в курсе. Мне важно, чтобы, работая со мной, люди были спокойны и уверены в том, что они не получат непредсказуемого результата.

Комментарии (10)


  1. Ionenice
    23.09.2023 19:35
    +3

    Это кажется логичным даже если самому не приходилось выступать в роли заказчика)
    Долгосрочная и креативная работа должна как-то отслеживаться, чтобы всем всё нравилось и было минимум вопросов в конце, так что мелкий и частый фидбек полезен


  1. aeromouse
    23.09.2023 19:35

    Согласен, я тоже стараюсь напоминать о себе раз в неделю, стараюсь сам позвонить первым. В моей сфере, где я сотрудничаю с заказчиками, обратная связь нужна обязательно. И клиент всегда в конкурсе наших дел и не волнуется, что про него "забыли".


  1. Ivan22
    23.09.2023 19:35
    +4

    Изобретение аджайла в прямом эфире, смотреть без регистрации и смс


    1. l4rover
      23.09.2023 19:35
      +1

      Вроде ни слова про созвоны на 3 часа не было)


  1. dashkevi4mike
    23.09.2023 19:35

    Стоит на старте еще обговаривать что представитель заказчика или сам заказчик будет подключаться это все отсматривать такими же итерациями. Иначе да-да посмотрю, да-да посмотрю а через месяц работ: блин, все не то)


  1. nsk-realty
    23.09.2023 19:35
    -5

    В общем автор решил изобрести велосипед, вместо того, чтобы изучить существующие методологии разработки ПО, и использовать ту, которая ему больше подходит.


  1. EvilsInterrupt
    23.09.2023 19:35

    У меня примерно такая же стратегия, но только по отношению к моему непосредственному руководителю. Да, у нас есть ежедневный Daily и грумминг задач. Но когда сообщаю о себе, то он видит где буксую и чем мне можно помочь или понимает, что все ок. Это повышает мою предсказуемость, что очень важно для моих коллег. Однако это также и мне полезно, если руководитель не теребит меня, значит относительно меня все ровно.


  1. Gradiens
    23.09.2023 19:35

    Есть такая поговорка: "Дуракам полдела не показывают".

    Я не сомневаюсь, что все ваши клиенты очень умные, но все же, не было ли недопонимания, когда вы показывали незавершенную, еще далекую от совершенства работу?


    1. Ekamelev Автор
      23.09.2023 19:35
      +1

      В моём этапе (проектирование) нет даже намёка на совершенство. Я готовлю все артефакты (функциональные требования, интерактивные прототипы, функциональные спецификации), точно зная, что в процессе дизайна, вёрстки, программирования, запуска и тестирования будет постоянно что-то меняться. А потом придут реальные пользователи и многое нужно будет переделывать, даже если проектировщик был суперпрофессионалом.

      Моя задача не показать совершенную работу, а помочь клиенту воплотить его видение в реальность и описать его достаточно подробно, чтобы разработчикам пришлось задавать как можно меньше вопросов (и как можно быстрее справиться с задачей). Во время проектирования я делюсь с клиентом своим многолетним опытом в создании интерфейсов и в реализации собственных проектов, но понимаю его субъективность и не переоцениваю.

      В КП, перед заключением договора, я указываю не только сроки и цены работ, но и количество часов клиента, которое обязательно потребуется на промежуточные переговоры и согласования. Поэтому мои клиенты заранее, ещё до начала договорных отношений, хорошо осведомлены о моих процессах, артефактах, подходах, принципах и опыте.

      А посему ответ: нет. В последний раз, когда возникло такое недопонимание, на дворе был 2007 год. И мне хватило тех уроков.


  1. gun_dose
    23.09.2023 19:35
    +1

    Я ни разу не встречал такого, чтобы при выполнении работ длительностью больше двух дней у исполнителя в процессе не возникли какие-то уточняющие вопросы к клиенту. Всегда всплывают какие-то вещи, которые были упущены во время изначальной постановки задачи или составления ТЗ. Причём это касается любой сферы, будь то разработка ПО, дизайн, строительство, ремонт авто или ещё что-нибудь. Если исполнитель сам не выходит на связь в течение длительного времени, скорее всего это означает, что ваш заказ ещё в очереди и за него ещё не брались. Именно поэтому клиенты волнуются. И именно поэтому вы правильно делаете, что информируете клиента о ходе работы.