У меня многолетний опыт удаленной работы из разных локаций мира от привычных фрилансерских островов Юго-Восточной Азии до мировых столиц вроде Лондона. В этой заметке я хочу рассказать о своих наблюдениях за эти годы. И показать примером, насколько сильно локация в профилях в интернете влияет на возможности в go global!
1️⃣ У всех людей, включая потенциальных работодателей, клиентов или кастомеров, есть "географические" стереотипы и предрассудки. Прежде всего о стоимости услуг или зарплате.
Например если американский клиент видит фрилансера из Лондона, то не ожидает низкой цены услуг. И просто находясь в Лондоне, автоматически фильтруются все мелкие чеки.
Более того, люди могут делать выводы и о квалификации специалиста: очевидно, что среднестатистический продакт из СФ скорее всего квалифицированнее севильского. Поэтому локация может быть в некотором смысле маркером экспертности, что безусловно влияет на глобальную востребованность.
То есть переезжая куда-то, мы закладываем некоторые ожидания для наших будущих контрагентов. Да, возможно это несправедливо, но так уж устроен мир.
2️⃣ Или например на второй год странствий немало талантливых дизайн-агентств мск/спб планирует переезд в Барселону. Про быт нет вопросов: считаю этот город лучшим в мире для жизни.
Но делать свое агентство барселонским - это значит:
а/ Задать невысокие ожидания по чеку: для американского бизнеса что Барселона, что Верона, что Лиссабона - примерно одно и то же. Читай: "в Европе закажем подешевле". А чеки побольше будут уходить тем, кто переехал в Лондон, Нью-Йорк, Долину или хотя бы в Дублин.
б/ Поставить себя в ряд с чрезвычайно талантливыми дизайнерами. В Барселоне очень высокая концентрация крутых дизайнеров, возможно наравне с Лондоном, Парижем, SF и NY. Хватит ли уровня быть с ними наравне? А если еще учитывать каталанский культурный код?
в/ Если речь про тех же американских клиентов (за которых по понятным причинам борются все нормальные аутсорс-агентства мира), то в принципе будут пролетать мимо многие, которые хотели бы отдать аутсорс в англоязычную страну.
Ну и в США неплохо знают про маньяны!
3️⃣ Любые постсоветские локации безусловно будут минусом, по понятным причинам. И локации с другим культурным кодом - Азия, Ближний Восток (кроме Израиля) и др.
Еще очевидно, что многие задумываются о таймзоне - предпочитают людей в своем часовом поясе.
4️⃣ Ничто (кроме морально-этических аспектов) не мешает выдумывать локацию. Но тут два момента:
а/ Скорее всего будут запросы от локальных контрагентов, которые хотят работать вживую. Придется отказываться, а это очень демотивируеще! Знаю по себе: живя в Лондоне, не имел права на работу в UK, и приходилось отказываться от чрезвычайно интересных проектов. До сих пор жалею!
б/ Не так просто поменять свою локацию ВЕЗДЕ! Например вы знали, что многие C-level персоны и фаундеры пользуются имейл-клиентом Superhuman? А там подтягивается информация о владельце имейла, в том числе локация. Я регулярно вижу в письмах от тбилисчан и стамбулчан, локации Москва, Саратов, Екатеринбург.
А сколько еще софта, который обогащает данные по имейлу непонятно откуда!
Для номадов: держать везде локацию актуальной - не самая простая задачка! ????
Личный опыт
В свое время я фрилансил дизайном, и с локацией в Лондоне чеки были максимальные. И даже запросы из штатов были на более высокие чеки, чем я обычно работал, потому что от фрилансера из Лондона потенциальный клиент не ожидает маленькой стоимости. То есть сходу был фильтр от дешевой работы.
Любопытно, как сильно изменилось с переездом в Тель-Авив: сразу половиной моих новых клиентов стали стартапы из Нью Йорка и Филадельфии. Думаю вы понимаете, почему! Я даже делал много работы для Orthodox Union Advocacy Center, их нынешний сайт - тоже моих рук дело семилетней давности.
С Израилем забавный факт: внутри страны мало-мальски нормальные дизайнеры - на 99% репатрианты из Франции и СНГ, однако спроса на хороший дизайн в самом Израиле нет в принципе (культурные особенности). Но! Для многих зарубежных стартапов и компаний с еврейским бэкграундом, фрилансеры (не только дизайнеры) из Израиля - в большом приоритете, по сионистким соображениям. Прикол в том, что я не еврей. Но национальную принадлежность спрашивать неуместно, смотрят только на локацию. А в Израиле, как известно, почти нет резидентов-неевреев.
Поток запросов из NY/PA был настолько большим, что именно тогда моя деятельность перешла из разряда фрилансера-одиночки в агентство.
Если в профиле указаны города России или Восточной Европы, то почти все входящие запросы будут с ожиданием демпинга цены. То есть работать в среднеамериканском ценовом сегменте - непросто. Причем особой разницы нет, Варшава это, Винница, Любляна или Саратов (сейчас конечно нужно делать поправку на текущие события).
С Азией все так же сложно, если это не Сингапур, Гонконг или Япония.
Я все это к тому, что по локации профиля потенциальный клиент, партнер, инвестор или пользователь действительно делает много выводов, которые в среднесрочной перспективе влияют на многие аспекты работы. Иногда совершенно неочевидно!
Комментарии (9)
Inskin
08.11.2023 16:38+2Да оно и в России так. В Питере и Москве з/п одна, в других городах, даже и миллионниках, она сразу ниже.
ivankudryavtsev
Мне вот интересно узнать, а кто и почему минусует статью? Не нравится точка зрения ее автора или удручает текущая локация? Ну так выскажитесь :)
Вообще, на upwork какая-то связь подобного рода есть, как мне кажется.
savostin
Полагаю не понравился тон в «забавном факте». И в общем уж больно правдиво, хоть все и замалчивают. Ну квартиры ж «исключительно славянам» сдают, че уж там…