Всем привет! Это Тёма Логинов, шеф агентства контент-маркетинга. Сейчас мы ищем людей в команду и получаем много откликов. Много ― это сотни. Поэтому мы знаем, какие ошибки делают соискатели в сопроводительных письмах чаще всего.

В этой статье расскажу, как не надо писать отклик на вакансию, если вы хотите получить работу. А ещё — дам советы, как это исправить.

Кажется, среди сотни кандидатов найти человека в команду очень легко. Но это не так. Дело в том, что у рекрутёра нет времени на просмотр всех резюме. Он смотрит на то, что соискатель рассказывает в сопроводительном письме. И хорошо, если из условной сотни получается отобрать пять кандидатов.

Проиллюстрировать ошибки в откликах нам поможет Лена, в прошлом ― сотрудница банка, а сейчас ― мама на выходе из декрета. Лена только окончила курсы копирайтинга и хочет найти работу: мониторит телеграм-каналы с вакансиями, откликается на hh.ru, пишет письма на электронку разным компаниям. Но Лене никто не отвечает. Всё потому, что она допускает 7 основных ошибок.

Ошибка № 1. Неуместное имя

Лене понравилась вакансия копирайтера в интернет-магазине товаров для детей. Она написала рекрутёру в телеграме, но сообщение осталось без ответа.

Лена оставила внятный отклик, подкрепила его аргументами, даже приложила ссылки на свои работы. Вот только сообщение рекрутёр получил от Феи Вкусных Текстов. Поставил диагноз «непригодна», закрыл диалог и забыл.

Почему так. В отклике не видно, во что вы одеты и как вы себя ведёте. Но встречают соискателей всё равно по одёжке, точнее, по никам в соцсетях и емейлам. Рекрутёр хочет видеть взрослого и адекватного кандидата, поэтому выдумывать суперкреативное имя не самая лучшая идея.

Ошибка № 2. Неуместный креатив

Лена очень хочет, чтобы её заметили работодатели, и думает, что должна представить себя необычно. Она пишет сопроводительное письмо на вакансию «Копирайтер B2B».

«Доброго времени суток! Я ― именно тот кандидат, которого вы ищете. Я смогу провести читателя через водоворот смыслов, вихрь продающих слов, и он, конечно же, купит ваши товары. Готова выйти на работу, чтобы взорвать продажи, прямо завтра».

Отклик читает начальник отдела маркетинга завода железобетонных конструкций. Он знает, кто и как покупает продукцию завода, и понимает, что взрывных продаж не бывает. Возводит глаза к небу, вздыхает и оставляет письмо Лены без ответа.

Почему так. Работодатели ищут сотрудников, чтобы решать конкретные задачи. На завод ЖБК нужен копирайтер, чтобы улучшить сайт: рассказать о продукции, её назначении, доработать другие разделы. Это история не про креатив, а про долгие интервью с экспертами и перевод с технического языка на человеческий.

Ошибка № 3. Нет конкретики

Лена пишет отклик в агентство маркетинга полного цикла:

«Привет! Я грамотная, внимательная и ответственная. Есть опыт, потому что я окончила курсы копирайтеров. Во время обучения написала 3 работы. Теперь умею писать красиво и качественно».

Отклик Лены опять остаётся без ответа.

Почему так. Отклики читает руководитель агентства. Он сам когда-то начинал с копирайтинга, а теперь собирает команду в штат. После слов Лены «есть опыт» он ожидал прочитать подтверждение. Какие тексты писала? Для каких ресурсов? Какие задачи решала? Ни в письме, ни в резюме этого не было. Поэтому на собеседование позвали других кандидатов.

Совет. Старайтесь строить структуру отклика на таких блоках:

  • кто вы,

  • чем вы полезны,

  • какие задачи можете взять на себя,

  • чем вы это докажете.

Если бы Лена писала сопроводительное письмо по этой структуре, получилось бы так:

«Привет! Я начинающий копирайтер. Пишу для корпоративных сайтов, интернет-магазинов и соцсетей. Могу взять на себя задачи по наполнению карточек товаров в интернет-магазине или по ведению дайджеста для сотрудников завода.

Вот примеры моих работ:

Описание детской игрушки на сайте интернет-магазина

Статья в корпоративный блог для сотрудников».

Из такого письма виден опыт и задачи, которые может решить кандидат.

Ошибка № 4. Нет портфолио

Лена составила резюме, где описала свой опыт всего на пару строк. Из резюме понятно: она писала статьи. И больше ничего не понятно. Новый отклик опять уходит в пустоту.

Почему так. Часто авторов ищут на конкретный участок. Например, на тексты для промостраниц, блогов типа VC, на SEO-тексты. Рекрутёру важно увидеть, что вы писали именно такие статьи. Единственный способ доказать это ― дать ссылку на портфолио.

Совет. Всегда прикрепляйте портфолио к отклику. Так работодатель поймёт, что вы не просто нажали на кнопку «Откликнуться». Если в вакансии нет требования приложить портфолио, прикрепите пару ссылок на тексты. Так рекрутёр увидит, что и как вы пишете.

Ошибка № 5. Информация не по делу

В отклике на вакансию часто просят рассказать о себе. Вот что написала Лена на позицию специалиста по работе с отзывами в банк:

«Сейчас я планирую выход из декрета. Очень люблю готовить, занимаюсь спортом. Люблю природу и путешествия».

Нашей героине пришёл вежливый отказ.

Почему так. Текст о себе = чем вы полезны. Лена могла написать, что 5 лет работала ведущим специалистом по обслуживанию корпоративных клиентов в банке. Она хорошо разбирается в банковских продуктах, понимает «боли» корпоративных клиентов и может доступно рассказать даже о сложных финансовых инструментах. Но она написала то, что никак не может помочь в работе.

Совет. Пишите о себе только то, что характеризует вас как работника. Имеете разряд по шахматам? Ок, это может быть полезно для спортивного издания. Работали коллектором? Отлично, у вас есть много фактуры для сайта по банкротству физлиц.

Ошибка № 6. Наезды, жалобы, угрозы

Лена откликнулась уже на 25 вакансий, но получила только один ответ с отказом. Она злится и уже не хочет тратить время на отклики.

Поэтому сопроводительное на вакансию копирайтера на маркетплейсы она пишет так:

«Здравствуйте! Рассмотрите моё резюме и обязательно дайте мне ответ! У меня маленький ребёнок и нет времени ждать, когда вы соизволите ответить!»

Вскоре Лена действительно получает ответ: работодатель нажал на кнопку «Отказать», и нашей героине пришёл шаблонный текст отказа.

Почему так. Агрессивный или заискивающий тон письма ― это ваша чёрная метка. Кандидат ещё не вышел на работу, а уже «качает права». Таких людей автоматически считают проблемными. И, конечно, не хотят с ними связываться.

Совет. Будьте вежливы. Всегда. Вне зависимости от обстоятельств и настроения. Особенно при общении онлайн.

Ошибка № 7. Неработающие контакты для связи

Лена увидела вакансию копирайтера по направлению «Банки и финансы». Ей интересна эта работа, потому что она хорошо разбирается в банковских продуктах и может о них доступно рассказать.

Отклики принимают на электронную почту компании. Лена учла предыдущие ошибки, поэтому завела отдельный ящик lena.mironova@test.ru, написала сопроводительное, приложила резюме и портфолио. Закрыла почту, которой пользуется не так часто, и тут же о ней забыла.

Пока Лена ждёт звонка или сообщения в телеграм, у неё на электронке висит непрочитанное письмо от работодателя. К тому моменту, когда наша героиня вспомнит о новом ящике, вакансия будет закрыта.

Совет. Раз в день проверяйте каналы связи, по которым откликались. А в сопроводительном письме пишите, где отвечаете быстрее всего. Возможно, рекрутёру тоже удобно пользоваться мессенджером, а не почтой.

Лена учла свои ошибки и откликнулась на вакансию копирайтера в юридическую компанию. Она прошла отбор и вышла на работу.

Прежде чем откликнуться, наша героиня сверилась с чек-листом:

  • Проверить ники в соцсетях и адрес электронной почты.

  • Соблюдать TOV нанимателя, не пытаться впихнуть креатив туда, где он не нужен.

  • Писать о себе конкретику: кто я, чем полезен, какие задачи решаю.

  • Прикрепить портфолио или примеры текстов.

  • Написать о скиллах, которые могут помочь в работе.

  • Писать вежливо.

  • Убедиться, что с контактами для связи всё ок.

Комментарии (11)


  1. Vitimbo
    15.11.2023 13:52
    +4

    Ошибка №0. Вы пишете сопроводительное письмо. Хорошее резюме уже содержит достаточно информации о тебе. Кто ты, как человек, покажет созвон на пару минут или собеседование. Есть большое число вакансий, не требующих сопроводительных приседаний. Откликайся на них и будет тебе счастье.


    1. hoack
      15.11.2023 13:52

      Хорошее сопроводительное письмо может хорошо дополнить резюме, объяснить то, что из резюме может быть не сразу понятно, подчеркнуть неочевидные сильные стороны.


      1. Ugli
        15.11.2023 13:52

        тогда получается что резюме неполное.
        вот тоже не совсем понимаю смысл писать еще и сопроводительное письмо вдобавок к резюме.


      1. Vitimbo
        15.11.2023 13:52

        Только вот эти не очень понятные места можно дополнить в самом резюме. К тому же, все люди разные и никогда заранее не поймешь, кто и какой аспект вашего резюме неправильно истолкует.


    1. AnonimYYYs
      15.11.2023 13:52

      Ну, лично я, на примере ххру, столкнулся с некоторыми вакансиями, где нельзя просто резюме кинуть - требуется еще "сопроводительное" просто чтобы отклик сделать. Ну я нагенерил 5-6 строчек дефолтных с привлечением чатгпт (отредактировал оф кос, чтобы по человечески выглядело), чтобы под любую компанию подходило, и просто закидывал копипаст везде где просили.

      Дело буквально 10 минут, из которых 5 я себе чай заваривал, а еще 3 бегал за холодной водой, потому что язык обжег. В целом, помогло или нет не скажу, ибо из 200 закинутых резюме, мне в принципе написали штук 10, из которых 5 выдали тестовое (толлко 2 именно тестовое, еще 3 это гуглотаблички), и до собесов дошел только с одной (и туда и вышел). И, что самое удивительно, как раз на этой и было отправлено нагенеренное наспех "сопроводительное".


    1. senglory
      15.11.2023 13:52

      Есть большое число вакансий, не требующих сопроводительных приседаний. 

      Удачи найти такие в той же Германии. Тут это как дресс-код и уставная форма.


  1. Markz
    15.11.2023 13:52
    +5

    Что я понял по этой статье? У хр нет времени на отбор кандидатов, поэтому она будет уделять внимание на никнейм и почту соискателя


  1. Leetc0deM0nkey
    15.11.2023 13:52
    +1

    Когда же, наконец, эйчаров научат распознавать специалистов такими какие они есть? А не специалисты, видите ли, должны научиться плясать вприсядку, чтобы Ваше Величество обратило внимание.


  1. Orthodoxum
    15.11.2023 13:52

    Количество закрывшихся предприятий почти в 2,5 раза превышает количество открывшихся. Генри Форд сказал «Заберите у меня мои деньги, заводы, станки и фабрики, но оставьте мне моих людей – и вскоре мы создадим заводы лучше прежних". Все логично в ситуации, где кадры формируют по виду емейла, никнейма, аватара и прочего, все логично.


    1. ArtemLoginov1 Автор
      15.11.2023 13:52

      согласен! сильная команда — важнее всего)


  1. mf0rce
    15.11.2023 13:52

    что такое hr? зачем он должен отвечать?