Хабр, привет! Сегодня выходной, а значит, можно отдохнуть от хардкора. Ежегодно в последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери, и в честь этого дня мы решили поднять здесь нестандартную тему — работа в одной компании с родителями или детьми. Присаживайся поудобнее и поехали!

Кто сказал, что династии бывают только врачебные или, например, актерские? За тридцать с лишним лет развития ИТ-отрасли в России появились семьи, где информационные технологии — профессия, которая передается из поколения в поколение.

«Инфосистемы Джет» существует на рынке уже 32 года, поэтому отыскать среди наших сотрудников настоящие ИТ-династии было несложно.  С героями поговорили о том, как они попали в мир ИТ, передается ли страсть к профессии по ДНК и каково это, когда коллеги путают с папой.

История первая. Виктор и Артем

«Единственный возможный сценарий — работа над проектами с разными зонами ответственности»

ИТ я увлекся в 1984 году, когда в школе открылся кружок информатики, где нас учили программировать на Бейсике, Си и Ассемблере. Но на выбор профессии повлияла во многом карьера моего отца, который работал радиоинженером в оборонной промышленности, а позже — преподавал математику в Омском государственном институте физической культуры. Мои занятия по программированию поощрялись и со временем стали выходить за границы школы. Отец собрал компьютер по инструкции, опубликованной в журнале «Радио», чтобы я мог заниматься программированием дома. А в седьмом классе я уже купил себе собственный компьютер, заработав деньги летом.

После школы я поступил в Омский политехнический институт на кафедру автоматизированных систем управления. В 90-е занимался разработкой и администрированием сначала в СУБД Informix, а потом в СУБД Oracle в местных банках и страховых компаниях. А в 2002 году я переехал в Москву и в одном из российских банков вырос до начальника технического управления. Потом этот банк лишили лицензии.

В «Инфосистемы Джет» я пришел ведущим разработчиком на проект для крупного российского банка, связанный с построением системы противодействия отмыванию денег, нажитых преступным путем. Тогда вместе с командой мы разрабатывали и проектировали хранилище, интегрировали его с источниками и строили систему мониторинга. Сегодня я продолжаю заниматься построением хранилищ, ETL и администрированием баз данных Oracle, PostgreSQL и Hadoop, а также руковожу отделом из 18 человек.

Когда я понял, что мой сын Артем интересуется техническими предметами, мы приняли совместное решение — перейти в школу № 315, где в числе преподавателей было много сотрудников из МГТУ имени Н.Э. Баумана. Обучение в ней позволило ему набрать высокие баллы на олимпиадах и поступить на бюджет в МГУ без занятий с репетиторами. В те годы я посоветовал сыну поступать на общее математическое направление. В 17-18 лет сложно принять финальное решение о будущей профессии, и узкоспециализированное образование может оказаться несколько бестолковым, если выбор сферы деятельности поменяется. 

Сейчас мы работаем в одной компании, но в разных центрах и направлениях. Если бы сын был в моем прямом подчинении, или мы работали в одной команде — это было бы некорректно. Как мне кажется, каждый должен идти своей карьерной дорогой, и единственный возможный сценарий — работа над проектами с разными зонами ответственности.

Виктор

Начальник технологического отдела центра управления данными «Инфосистемы Джет»

«Нас с отцом часто путают, хоть мы работаем в разных подразделениях»

В детстве меня окружала настоящая ИТ-среда: дедушка — в прошлом радиоинженер и преподаватель математики, папа — ИТ-архитектор, и их друзья-технари или, по-простому, «наши постоянные гости». Так что всю изнанку работы в ИТ я узнал давно. И даже не в тот момент, когда собирал программируемого робота с помощью Mindstorm :)

В школьные годы я активно участвовал в олимпиадах, чтобы поступить на бюджет в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики. И уже во время учебы заинтересовался машинным обучением, даже защитил диплом на эту тему.

Когда я учился на последних курсах, в «Инфосистемы Джет» как раз искали стажера в центр машинного обучения. Я решил попробовать свои силы, и после трех месяцев стажировки меня повысили до младшего специалиста, а потом и до middle. На первом проекте вместе с командой мы разрабатывали систему автоматического прогнозирования составов ферросплавов и «виртуального сталевара» для машиностроительного предприятия. Сейчас я больше углубился в целочисленное программирование, проектирование и аналитику с оптимизационными задачами на проекте для сельскохозяйственной компании.

Я не люблю мешать личную жизнь с рабочей и, скорее, выступаю против работы в одной компании с близкими — это всегда приводит к проблемам. К примеру, нас с отцом часто путают, хоть мы работаем в разных подразделениях и не пересекаемся по проектам. Если бы мы были в одном отделе, эмоциональное напряжение бы точно увеличилось и помешало продуктивности и хорошим отношениям.

Артем

Специалист машинного обучения «Инфосистемы Джет»

История вторая. Евгения и Есения

«Делай правильно сам, и дети захотят быть похожими на тебя»

В юности я окончила педагогический университет (МПГУ) по специальности «Технология и предпринимательство», но педагогом так и не стала. Опыт с начальными классами убедил, что это не мое и мне непросто обучать детей, которые еще не понимают, зачем ходят в школу. Да и на тот момент я уже родила дочь, и профессия учителя, по моим меркам, не приносила бы достаточное количество денег, чтобы ее содержать.

Практически всю свою карьеру я занималась тендерами в различных предприятиях от стартапа и небольшого интегратора до госкомпании. Но всегда мечтала оказаться в крупной ИТ-компании. В «Инфосистемы Джет» работала моя бывшая коллега — она отправила мое резюме рекрутерам, и меня позвали на собеседование на вакансию администратора проектов. Как оказалось, с руководителем департамента мы уже пересекались на прошлом месте работы, так что быстро нашли общий язык.

Через год я предложила дочери поработать у нас. Но в мой отдел попасть было не так просто — руководитель опасалась, что у нас могут быть разногласия, которые будут негативно отражаться на работе. Тогда как раз открывался новый центр решений кибербезопасности, куда искали младшего администратора в помощь.

Изначально, когда мы стали работать в одной компании, Есения сидела у меня за спиной за небольшой перегородкой. Это никак не смущало меня, наоборот, она даже иногда помогала мне с моими задачами. Так как в компании все процессы идут примерно по одному регламенту, мы всегда можем подстраховать друг друга. Самое главное в совместной работе — не только помогать, но и давать возможность найти решение самостоятельно. Поначалу, когда я слышала, что у нее проблемы, я могла подкидывать свои идеи, но дочь отвечала: «Нет, я справлюсь с этим сама».

Глобально наши обязанности похожи, но я больше администрирую проекты, а Есения — продукты центра и внутренние задачи. Так получилось случайно. Как мне кажется, не очень правильно говорить дочери, кем она должна стать. Пусть смотрит по сторонам и пробует. Родители в силу своих знаний и опыта могут непреднамеренно ограничить выбор специальностей или не учесть те, что появились недавно и сейчас на пике востребованности. А если и хочется, чтобы дети выбирали ту же профессию, их не нужно учить. Делай правильно сам, и они захотят быть похожими на тебя :)

Евгения

Старший администратор проектов центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет»

«Работая на одном этаже, мы можем неделями не видеться»

Как бы банально не звучало, мне очень хотелось войти в ИТ. Было два варианта: стать HR (на прошлой работе я выполняла также и эту функцию) или стать администратором. Первый путь сам по себе очень сложный, а в ИТ и подавно. Поэтому я выбрала второе. До ИТ я работала в сфере туризма, занималась PR- и SMM-продвижением, по этой специальности получила и высшее образование в РУДН.

В какой-то момент я разочаровалась в своем направлении, и мама как раз рассказала, что в «Инфосистемы Джет» открывается новый центр. От нее я слышала много позитивных историй про компанию, директора центра, менторство и базу знаний. Так я стала третьей сотрудницей центра, а сейчас нас уже более 20. Мы развиваем два ИБ-продукта, название которых поначалу казались мне абракадаброй, но со временем стало проще. Уже шучу, что я смогу провести демонстрацию для заказчиков не хуже технических специалистов.

Логический рост для администратора — менеджер проектов, но мне ближе исполнительская роль в направлениях разработки, тестировании или системной аналитике. Надеюсь, в ближайшем будущем у меня получится освоить что-то из этого.

Когда я только пришла, многие спрашивали о нашем родстве, и я в шутку отвечала, что Женя — моя старшая сестра. Некоторые до сих пор не верят, что мы родственники. Может, это потому, что наши отношения больше похожи на дружеские. Мы совсем не ссоримся, а учитывая, что вместе давно не живем, у нас нет бытовых конфликтов, которые мы могли бы принести с собой в офис. Работая на одном этаже, мы можем неделями не видеться, если специально не договоримся пообедать.

«По наследству» от родителей нам скорее передается не склонность к определенной профессии, а подход к работе. Раньше я не понимала, как мама может задерживаться, когда можно уходить согласно графику. Но потом, когда я вовлеклась в процесс, мне самой хотелось оставаться подольше, чтобы доделать все важные дела. Сейчас я стараюсь правильно расставлять приоритеты и учу этому маму. Если какие-то задачи я перенесу на завтра — мир не рухнет, а сегодня мы можем вовремя уйти и вместе поужинать.

Есть, конечно, свои особенности в работе с родителями. Например, эта тема часто проскальзывает в личных разговорах на выходных, и приходится экстренно переключаться на что-то другое. Но хорошо, когда в компании есть близкий человек, который всегда поддержит. Главное — в первые недели выходить из зоны комфорта и обращаться за помощью к другим людям, чтобы стать самостоятельной и заодно познакомиться с коллегами. Этот подход мне очень помог, когда я только пришла.

Есения

Администратор центра решений кибербезопасности «Инфосистемы Джет»

История третья. Илья и Андрей

«Приятно осознавать, что дети идут по стопам родителей»

Честно говоря, в ИТ я попал случайно: закончил кафедру «Теоретической физики» в МИФИ, планировал заниматься большой наукой, но для этого выпал неудачный момент — время перестройки. Тогда советская наука испытывала большие проблемы, среди которых были трудности с финансированием, отток ученых за рубеж и отсутствие каких-либо перспектив для молодых ученых. Мне повезло устроиться в банк специалистом по валютным операциям, где помимо основных обязанностей — платежей, аккредитивов и выписок по счетам — я начал заниматься администрированием UNIX, так как никто другой в банке работать с этой системой просто не умел.

В 1998 году я пришел в «Инфосистемы Джет». Выбирал из двух вакансий: администратор UNIX и пресейл-менеджер. И по итогу предпочел второе, так как захотелось попробовать силы в чем-то новом. С тех пор работаю в сервисном центре, где прошел через много разных задач, проектов, ролей и должностей, и сейчас состою в команде аутсорсингового проекта для крупного российского банка. Параллельно занимаюсь продвижением, аналитикой, пресейлом, созданием финансовых моделей, прайс-листов — активно тружусь на стыке ИТ и финансов.

В общем-то, неудивительно, что мой сын Андрей прошел схожий путь: школа, лицей с физико-математическим уклоном, учеба в МИФИ и с недавнего времени — работа в «Инфосистемы Джет». Он пришел работать в другой центр, и по задачам мы не пересекаемся, что является безусловным плюсом. Наверное, если бы компания была маленькой, или мы бы занимались одним проектом — сын был бы не очень доволен. Я-то пережил много выходов из зоны комфорта, и поэтому старался бы давать ему советы на каждом шагу, а детям всегда хочется быть независимыми от родителей и достичь чего-то самостоятельно.

Когда он был подростком, я не пытался как-то прививать любовь к ИТ. Но вместе с сестрой они не раз приходили на дни открытых дверей в наш офис, и это им очень нравилось. Дочка, кстати, учится сейчас в том же лицее, где и сын, и в свои четырнадцать лет уже вовсю программирует на Python. Кто знает, может, однажды в компании нас будет уже трое :) Приятно осознавать, что дети идут по стопам родителей и что династии существуют не только у военных и врачей, но и у нас — айтишников.

Илья

Ведущий эксперт по продвижению по ключевым заказчикам компании «Инфосистемы Джет»

«Работа с близкими — это нормально»

В школьные годы я не задумывался о карьере в ИТ, больше интересовался физикой, химией и космосом. Поэтому поступил на кафедру физики элементарных частиц и космологии в МИФИ, где много времени посвящал научно-исследовательской работе, связанной с изучением методик по обнаружению дефектов детекторов. Но в науку не пошел. Во многом на это повлияла пандемия, из-за которой отменились международные конференции и эксперименты.

В вузе мы изучали C, C++, Python и Fortran, и к последним курсам я осознал, что карьера в ИТ мне интересна больше. Прошлой весной в центре программных решений как раз искали стажера в DevOps-команду. Я отправил резюме, потому что знал, что компания делает огромный вклад в техническое развитие своих сотрудников.

Сейчас моя работа связана с автоматизацией процессов, непрерывным развертыванием инфраструктуры и обновлений, администрированием виртуальных машин и управлением облачными сервисами в крупном сотовом операторе и госорганизации.

Мне кажется, работа с близкими в одной компании — это нормально. У нас с отцом пересечений по проектам нет, но если бы и были — в этом нет ничего такого. Не думаю, что могут возникнуть ситуации, из-за которых станет некомфортно. Наоборот, приятно, когда в штате есть кто-то из твоих родных.

Андрей

DevOps-инженер центра программных решений «Инфосистемы Джет»


А как считаете вы — работать с родственниками в одной компании хорошо или не очень? Поделитесь своим мнением и историями в комментариях.

Комментарии (9)


  1. sergio_deschino
    26.11.2023 10:51
    +7

    Извините, но «хотела войти в айти и выбирала между HR и администратором, выбрала второе, потому HR это сложно» немного было для меня странным. А потом, когда я прочитал каким администратором, то как бы и совсем стало грустно.


    1. JetHabr Автор
      26.11.2023 10:51

      Так как на прошлом месте работы я была помощником HR и выполняла многие его функции, мне казалось, что у меня может получится попасть в ИТ на должность младшего HR или помощника HR. Но поговорив с сотрудниками, занимающимися подбором персонала в ИТ-сфере, я поняла, что это намного сложнее, что есть определенная специфика и требуется больше опыта, чем у меня было на тот момент.


      1. sergio_deschino
        26.11.2023 10:51

        Вы простите, но причем тут HR и айти? И администратор (не системный, сетевой или баз данных) проектов? Хороший HR для любой отрасли мало чем отличается от HR в айти: чтобы сделать первичный скрининг бухгалтера/инженера/строителя/медика тоже как-то надо разбираться в теме…


  1. rudinandrey
    26.11.2023 10:51
    +1

    мне как только купили Компаньон-128, аналог Спектрума для меня это стало волшебством, с тех пор я только и занимаюсь программированием. Сейчас у меня два ребенка 19 парень и 13 дочка, ни тот ни другой вообще не хотят про программирование ничего слышать :) конечно может потому что папа мало им внимания уделял и только и занимался своим программированием, но в любом случае не хотят :( я постоянно читаю книги, никто из них не читает книги, было время даже пытался всякими методами приучить к чтению, нет. никак.


    1. MrCooger
      26.11.2023 10:51

      Программирование люто скучное и бесполезное если не нравится, в принципе как и всё остальное=)


      1. rmrfchik
        26.11.2023 10:51

        Программирование люто весёлое. Мой 8 летний сын слёту осилил Scratch, сам разобрался с переменными, с местной многопоточкой (там прикольно сделано с акторами и сигналами. Конечно, слов таких он не знает) и делает там какие-то простые игры (кликеры и кошки-мышки).
        Приходится ограничивать scratch, чтобы не шло во вред учёбе.


    1. Mapar
      26.11.2023 10:51

      У нас было все просто, в игры можно было поиграть только те, что сам написал или друзья написали ))) В итоге был самописный тетрис, арканоид, пару экономических стратегий и несколько лабиринтов типа Rise Out.

      А так ребенка при наличии современных игр заставить программировать тяжело. Попробуйте что то игровое, типа упомянутого в статье lego mindstorm.


  1. ndrwK
    26.11.2023 10:51

    А что за школа в Омске, где в 84 году была информатика? Учился в это же время, но ни в нашей (#12), ни в окрестных ничего подобного не было.


    1. Mapar
      26.11.2023 10:51

      Школа номер 66. Там в 1984 году появилась ЭВМ Искра 226 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Искра_226). Потом появилась одна ДВК-2, а в конце 80х класс MSX.

      Информатики как таковой не было, ЭВМ появилась в качестве эксперимента для планирования расписания, ну и был кружок. Преподаватели были замечательные, вплоть до того что когда мы готовились к олимпиаде по программированию, нам завуч просто давал ключи от кабинета с ЭВМ без взрослого контроля. Ну и тусовка была странная от 5 класников до 10 класников, человек 5.

      Насколько я помню по гордским школьным олипиадам по программированию (да они проводились в Омске регулярно в 80х), что-то типа СМ 1420 было в 64 матшколе в те же времена. Ну и был с 1986 года кружок программирования в пединституте, там были Ямахи (MSX) и Агат (что на на 6502)