Для всех джунов в разработке и тех, кто хочет ими стать.

Так бывает в жизни, что периодически каждый оказывается в роли джуна. Это не только про начало карьерного пути, но и про новые навыки: изучить новую технологию, язык программирования. А вдруг кто-нибудь из вас захочет резко сменить карьерный вектор и залететь в ИТ, например, из HR, как это сделала я?

Привет! Меня зовут Даша, я iOS-разработчик в Точке.

Так сложилось, что я побывала по обе стороны баррикад, причём, как ни забавно, в обратном порядке: пришла в разработку из HR. 

Изначально я была IT-рекрутером: брала джунов в Точку и помогала командам выстроить процесс их адаптации так, чтобы они смогли вырасти в дальнейшем. А потом, по законам кармы, сама оказалась в роли джуниор iOS-разработчика и попробовала всё ранее придуманное на своей шкуре. 

Жизнь длинная, и всё бывает: ещё вчера ты был уверенным в себе профессионалом, а сегодня стал беспомощным младенцем. И это не очень приятное ощущение. Хочется как можно быстрее превратиться обратно в самостоятельного человека. 

Лови 9 советов, которые помогут тебе сделать это легче.

1. Учись планировать

Да, от джунов очень редко ждут попадания в сроки, но учиться оценивать и планировать свою работу самостоятельно очень полезно. Каждый раз прикидывая, сколько времени у тебя займёт выполнение той или иной задачи, ты учишься сразу нескольким важным вещам: 

  • дисциплинируешь и структурируешь свою работу;

  • растишь свой авторитет в глазах коллег (ведь ты становишься не просто ребёнком????, а ответственным ребёнком ???? , которому можно что-то доверить);

  • учишься азам риск-менеджмента: оценивая сроки и пытаясь в них попасть, ты всегда будешь понимать, ещё можно рыться на форумах в поисках решения или уже стоит позвать на помощь.

Как было у меня

Я оказалась в команде, в которой был SCRUM (в Точке каждая команда может сама выбирать фреймворки и правила, по которым она будет жить). У нас были регулярные дейли, еженедельные планирования, а каждые 2 недели — ретро. 

Мы с командой решили, что я сразу буду жить по общим правилам, поэтому я начала давать свой фидбэк о сроках решения задач. И, конечно же, я в них не попадала! Это меня фрустрировало. 

Лидер улыбался и подбадривал меня, а потом подсказал лайфхак: умножать срок, который я называю, на 2. И это сработало! Работа стала более прогнозируемой, а я стала чувствовать себя увереннее. 

Вообще я благодарна Точке за то, что сроки очень редко «спускают сверху», наоборот, их принято обсуждать, а к мнению разработчиков и тестировщиков прислушиваются. Однако это не значит, что в команде принято пинать неприличное слово. Напротив, есть понятия «важно для Точки» и «важно для клиентов» — для нас это не формальность и не пустые слова. Это реально важно.

2. Если гугл молчит, спроси коллег

Этот пункт вытекает из предыдущего. 

Нередки истории, когда начинающий разработчик сидит с какой-нибудь задачей месяц, а то и 2, а потом к нему приходит разгневанный продакт или тимлид узнать, а чем он, собственно, занимается. 

Часто оказывается, что человек просто не может с чем-то разобраться, а просить о помощи старших коллег стесняется. Совет простой: на время отодвинь ногой собственное эго, а вместе с ним рефлексию «а что обо мне подумают».  

Даже если и подумают что-то не то, это будет максимум минутное раздражение, которое не сопоставимо с зафакапленными сроками, часами стресса и мучений. Но, скорее всего, не подумают: все опытные разработчики тоже когда-то начинали, они помнят свой период джуновства.

Ещё момент: если тебе не помогли, есть вероятность, что это не потому что не хотели, а потому что сами не знали ответа. 

Как было у меня

Несмотря на уже прокаченные софт-скиллы, на ламповую обстановку в команде, на старое знакомство с ребятами, я всё равно боялась спрашивать. Мне страшно было просить о помощи, говорить о проблемах, и это замедляло моё развитие.  

Я могла часами, а то и днями биться с проектом, который никак не собирался, гуглить дурацкий мелкий баг, который нашли на тесте! А когда я понимала, что тянуть дальше некуда, мне нужно было полчаса, чтобы набраться мужества и всё-таки написать наставнику. И ещё полчаса, чтобы сформулировать, а потом переформулировать свой вопрос, чтобы он не выглядел совсем уж глупо. А к тому, чтобы задать свой вопрос в чате IOS-комьюнити Точки, я пришла только через год!

Когда страх наконец попустил, я начала развиваться динамичнее. 

Вообще развитие — это просто скорость освоения информации и приобретения навыков. Если ты тратишь 15 минут, а не 15 дней на то, чтобы что-то узнать, то естественно растёшь быстрее. Поэтому не бойтесь спрашивать.

3. Прислушивайся к обратной связи

Этот поинт тоже в чём-то продолжает предыдущий. Помни, что критикуют не тебя и даже не твои навыки, а исключительно код, который ты написал. Так что любой фидбэк старайся воспринимать исключительно в позитивном ключе и не обижаться. 

Как было у меня

У нас есть чат для IOS-комьюнити, в котором состоят все айосеры Точки. Любой разработчик может написать туда вопрос, попросить о помощи или сообщить о проблеме, с которой столкнулся. Ему обязательно помогут все остальные. Это даёт ощущение общности. 

Также, прежде чем слить код, мы ревьюим друг друга. Для меня ревью по сей день является главным источником пищи для развития. Каждый пул реквест ревьюят 3 разработчика, которых ты выбираешь сам. Как правило, минимум один из них знаком с тем функционалом, который ты пишешь или делал что-то похожее. В комментариях к пул реквестам делятся собственными подходами и лайфхаками, подсвечивают риски, находят проблемы, ругают за код-стайл. В некоторых разворачиваются целые баталии (но не в моих????). 

Меня в плане фидбэка всегда берегли. Наверное, чувствовали во мне существо ранимое и обидчивое. 

Благодарна ребятам за то, что они всегда корректно и развёрнуто пишут комментарии к моему коду. Спокойно и терпеливо подсвечивают ошибки, даже если они повторяются, подсказывают более удачные решения. Ещё мне было очень лестно, когда меня назначали ревьюером для небольших реквестов, даже когда я была ещё джуном. Потом целый день ходила гордая)))

4. Общайся и вдохновляйся

Старайся больше общаться: как с коллегами внутри команды, так и с ребятами из других компаний. 

Быть открытым важно. Общаясь, ты узнаешь большое количество смешных факапов, «советов хозяйки» и историй роста. Забудешь про одиночество, трудности, которые не с кем разделить. Увидишь, что все проходили один и тот же путь, а профессиональный уровень ребят будет вдохновлять и драйвить дальше развиваться.

Как было у меня

Я помню, что когда только перешла в разработку, поймала себя вот на каком ощущении: когда работаешь рекрутером, твоё обычное состояние — это 8 часов разговоров, это +60 сообщений в день в мессенджере и вообще ощущение нон-стоп коммуникаций. 

И вот я разработчик, у меня рабочий день (тогда ещё был разгар ковида и все сидели на удалёнке). Я открываю свой рабочий комп, и в мессенджере 0 сообщений и, естественно, мне никто не звонит. Ощущение странное и неуютное. На следующий день всё повторяется, и так проходит 3 недели. 

Честно сказать, у меня было полное ощущение, что я умерла))) Потом у меня появились дейли, ещё немного погодя — друзья среди новых коллег, и я обратно научилась болтать)))

5. Синдром самозванца — это нормально

Если чувствуешь себя тупым, знай, что испытывать такое — нормально. Более того, это знакомо даже опытным разработчикам. 

На ранних этапах синдром самозванца может быть даже полезным: он защищает тебя от рисков написать говнокод, напоминает ещё раз перепроверить пул реквест, да и в целом толкает становиться лучше. 

Периодически до сих пор с ним встречаюсь, например, пока пишу эту статью :)

6. Углубляйся и интересуйся

На самом деле мало кто из разработчиков знает всё и про всё. Так или иначе каждый выбирает наиболее близкие для себя технологии и начинает в них углубляться. Кому-то интересен красивый UI и анимации, кому-то — CI приложения, а кто-то вообще любит автотесты. 

Понятное дело, что, скорее всего, в команде ты так или иначе потрогаешь разные задачи. Но нащупывать свой узкий профессиональный интерес можно уже будучи джуном. 

Не пытайся выучить всё и сразу — всё равно не выйдет. Лучше постепенно изучай технологию за технологией, отдавая особое внимание тем, которые уже есть в твоём проекте, и тем, которые тебе интересны.

Как было у меня

Что до меня, то я до сих пор не нашла свою главную любовь в рамках разработки. В разное время меня увлекали то алгоритмы и структуры данных (явно не первостепенное для фронтенд-разработчика), то многопоточка (уже более полезная в повседневной работе тема), то особенности архитектур. 

Чисто по-девчачьи я, в большей степени, интересуюсь верхнеуровневыми и широкими темами, чем узкими и практически применимыми. Но по мере роста интересы стали сужаться до более применимых в повседневной жизни вещей. В последнее время новым моим guilty pleasure стали автотесты.

7. Не выгорай

Самая дурацкая идея, которую может придумать джун, это стать синьором за 2 года. Вообще любые цели, которые начинаются со слова «быстро», хороши на короткой дистанции, но плохи на длинной. 

Да, работа по 16 часов и в выходные, ночные пул реквесты могут дать результат в виде стремительного карьерного роста. Однако за всем этим неминуемо придёт выгорание. То самое, о котором кричат эйчары и психологи. 

Выгорание кажется ерундой, которая не имеет никакого отношения к реальности, ровно до того момента, пока однажды утром ты не проснёшься с мыслью, что тебе не хочется открывать ноутбук. Из этого состояния выйти сложнее, чем разумно соблюдать пресловутый work-life balance. 

Скорее всего, ты не прислушаешься к этому совету и будешь херачить. Но всё-таки хочется тебя предостеречь — вдруг решишь прислушаться.

Как было у меня

В свой первый год я часто работала по ночам, а ещё частой темой было прийти поработать в офис в воскресенье, «чтобы подготовиться к понедельнику».

В какой-то момент я поймала себя на том, что стала рыдать))) Рыдала от резковатого комментария на код-ревью, рыдала, когда не могла победить баг, рыдала после дейли, потому что мне казалось, что я хуже всех в команде. Стало понятно, что просто устала. 

Я взяла неделю отпуска и, вернувшись, пересмотрела свой подход. Поняла, что ночная работа не приводит меня к более быстрым и хорошим результатам. Будет продуктивнее, если я буду высыпаться и отдыхать. Да, я могу поработать ночью и потратить на код 6 часов, но, встав утром, я сделаю работу за 2 часа.

Вообще мне кажется, что компании и команде больше нужны профессионалы и адекватные коллеги, а не герои. Любые жертвы — это излишне.

8. Нужен план

Идеально, если у тебя будет план развития. План развития — это написанный список технологий и тем, которые хорошо было бы изучить, чтобы гордо называться мидлом. В больших компаниях обычно эти документы уже созданы, но если его нет, то ты можешь попросить помочь в его составлении своего наставника или более опытных коллег. А дальше просто иди по плану и трекай продвижение к цели. Это очень удобно.

Как было у меня

В Точке с подходом к развитию всё очень хорошо. Развитие условно можно разделить на 2 части: хардовое и софтовое. 

Хардовые навыки оцениваются грейдами. У нас к каждому грейду есть список вопросов по технологиям, которые необходимо знать, чтобы получить грейд.

Что касается личностного роста, то каждые полгода мы проходим оценку 360 — это опрос для оценки компетенций. По итогам опроса лидер команды или тимлид проводит performance review — ты можешь обменяться обратной связью и закоммититься на следующие полгода. Также по итогам performance review можно составить свой личный план развития. 

9. Секретный вопрос

Ну и напоследок, секретный вопрос, который гарантированно обеспечит тебе быстрый рост. Он звучит так: «Какую пользу я могу принести?» Добавь к нему уточнения: «своей команде», «своей компании», «уже сегодня».

Возможно, он напомнит тебе американские книжки про успешный успех. Пусть так. Но если ты всерьёз будешь задавать его себе и будешь сконцентрирован на поиске ответа, то сможешь избежать многих проблем в виде затянутых сроков, внутреннего самозванца, который никак не затыкается, мучительных вопросов «написать Пете или 2 дня рыться в стэковерфлоу, чтобы он не подумал, что я дебил». Тебе с лёту будет понятно, в какие темы углубляться (подсказка: в те, которые актуальны на данный момент для команды). 

Исходя из этой парадигмы, ты с удивлением обнаружишь большое количество задач, до которых никак не доходят руки опытных коллег. И их можешь сделать ты — даже с минимальными теоретическими навыками и знаниями. Постепенно, подбирая задачу за задачей, ты обнаружишь себя мидлом. Оглядываясь назад, ты поймёшь, какой классный путь проделал, но главное, что самое интересное и сложное ещё впереди.

Как было у меня

Я очень благодарна своей первой команде, в которой я оказалась — они никак не подчеркивали, что я джун. Мне сразу же дали отдельную фичу, над которой я работала вместе с другими. 

Да, безусловно, мне помогали, за мной присматривали, но это было незаметно. Уже со второго месяца в разработке я знала, что напишу фичу, которой будут пользоваться клиенты в интернет-банке. 

Я жила в общем флоу и чувствовала свою причастность к общему делу. Это очень вдохновляло! А ещё я на всю жизнь запомнила релиз этой фичи. Тестировщики наверное тоже)))

Комментарии (8)


  1. nronnie
    08.12.2023 14:07

    У вас какой-то очень и очень странный SCRUM, если у вас мало того что есть сроки, так еще и от исполнителя требуют их оценки. В скраме планирование совсем не так происходит.


  1. Zrgk
    08.12.2023 14:07

    3 разных ревьювера на пулл реквест имхо перебор и замедляет процесс


    1. DMGarikk
      08.12.2023 14:07

      Если качество важно, то это нормально

      У меня был проект там ещё было трое и один обязательно из другой команды

      И всеравно периодически дичь в прод затаскивали, а сервис крайне ответственный


    1. ItsNickname
      08.12.2023 14:07

      Зато ИБД какая получается. Надо ещё пару этапов придумать, можно даже новую должность бесполезного клована типо "ревью мастер" и "консультант по нажиманию кнопки мердж"


      1. DMGarikk
        08.12.2023 14:07

        ну бюрократии можно много лишней придумать если денег много

        но перегибать всётаки не стоит ни в одну сторону

        Я в одном месте работал, так там препрод тесты на стейдже перенесли на прод и сделали их пострелизными...чтобы ускорить деплой

        знаете как забавно в 9 утра ставишь МР в мерджтрейн, а в 17 вечера тебе падает алерт от тестов и почти сразу из поддержки что прод упал...смотришь в список мерджей...а их там уже 10 штук после вашего.. и как откатываться уже никто не знает...

        зато ТТМ то какой классный! жамкнул деплой и фича на проде через полчаса уже!


      1. kostyaBro
        08.12.2023 14:07

        Ну, я считаю лучше потратить время и улучшить автоматически анализ кода так, что-бы разгрузить ревьюверов. Сделать CI пайплайн сложным для прохождения, но без перегибов.


  1. Spinoza0
    08.12.2023 14:07

    Как мне нравятся такие ламповые истории - захотелось войти в айти и уже раз и работаешь в компании с известным названием )

    Я не про сложности во время работы (тут советы из статьи в тему), а про сам факт начала не с безымянной галеры


  1. bert2000
    08.12.2023 14:07

    Ничего нового не узнал. Почти все классика.

    Умножать на 2 сроки? Это придумано 100 лет назад. Выгорания у вас ещё не было.

    2 года до мидла? Сейчас Тим Лиды с опытом 2 года есть и рулят ещё. Смешно конечно на это смотреть . Но хочется плакать. Прям рыдать. Вся отрасль айти деградировала благодаря таким вот 2х летним лидам , вчерашним студентам, которые по факту не шарят даже в четверти того, о чем дуют щёки.

    Девушки в программировании для меня до сих пор нонсенс. Как по мне это сугубо мужская отрасль. Тут и у мужиков в 99% случаях треш полнейший.