Привет! Меня зовут Мария Ковалева, и я руковожу Лабораторией образовательных технологий в Яндекс Практикуме. Используя методическую экспертизу и науку о данных, мы исследуем учебный опыт студентов, их успехи в освоении навыков и разные методики обучения. Наша цель — находить образовательные практики, которые имеют доказанную эффективность.

Помочь студентам не сойти с выбранного пути — одна из ключевых задач команды Практикума. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сравнили выпускников и студентов, которые начали учиться, но затем бросили. 

Выводы исследования предназначались для методистов и команды, которая помогает и поддерживает студентов во время обучения. Но получились полезными и для самих студентов тоже. Поэтому поделимся ими в этой статье. 

На одном энтузиазме и желании учиться курс не закончить

Чтобы проследить связь между впечатлением от обучения и вероятностью закончить курс, мы сравнили, как свой учебный опыт описывают две контрастные группы: выпускники и отчислившиеся студенты. Список критериев для сравнения мы составили по итогам предыдущего исследования. В него вошли:   

  • твёрдое намерение студента продолжать учиться,

  • общие впечатления, нравится учиться или нет, 

  • чувство, что его знания растут. 

Для душнил и гурманов:

Для оценки учебного опыта в Практикуме есть специальный инструмент — LX index (learning experience index), который измеряет впечатления от обучения, раскладывая их по шкале от -2 (мне совсем не нравится) до +2 (мне очень нравится).

Мы взяли оценки более 20 000 студентов разных направлений (программирование, анализ данных, маркетинг, дизайн и менеджмент), с разным образованием и опытом, которые проходили курсы в 2022—2023 году. 

Посмотрите на среднее оценок выпускников и отчислившихся:

Среднее групп выпускников и отчислившихся
Среднее групп выпускников и отчислившихся

Выпускникам, как показывают данные, в целом обучение нравится больше, чем отчислившимся (параметр — «Общее впечатление»). К тому же в среднем выпускники чаще отмечают, что их знания растут в процессе учёбы (параметр – «Уверенность в знаниях»). А вот желание продолжать учиться высокое у всех студентов!

Дальше мы применили более продвинутые статистические методы и посчитали, насколько различия действительно значимые и большие. 

Для душнил и гурманов:

Мы посчитали уровень значимости различий двух групп и размер эффекта для каждого из этих параметров. Размер эффекта сравнения групп — это стандартизованная разность между средними двух выборок. В данном исследовании мы использовали эффект D Коэна (Cohen’s D). 

Уровень значимости —  это вероятность ошибочных выводов (вероятность того, что мы случайно обнаружим ненулевой эффект, а в реальности он отсутствует). В данном исследовании мы выбрали стандартный уровень значимости p ≤ 0,05.

Размер эффекта D Коэна при сравнении групп закончивших и отчислившихся 
Размер эффекта D Коэна при сравнении групп закончивших и отчислившихся 

Желание продолжать — единственный из параметров учебного опыта, который не оказывает эффекта на вероятность закончить. Есть что-то ироничное в том, что и выпускники, и отчислившиеся студенты говорят, что хотят продолжать обучение. 

Тут можно было бы перейти в рассуждение о том, что жизненные обстоятельства, вероятно, сильнее «голого энтузиазма». И надо отдать должное — есть ситуации, под влиянием которых люди действительно вынуждены оставлять любимое занятие. Но так ли мы бессильны перед внешними условиями? Или есть что-то, на что мы можем воздействовать?

Важно отмечать свой прогресс на каждом этапе

На тех же графиках мы видим, что есть параметр, который оказывает особенно сильный эффект на вероятность закончить обучение, — это уверенность в своих знаниях. 

Размер эффекта D Коэна при сравнении групп закончивших и отчислившихся
Размер эффекта D Коэна при сравнении групп закончивших и отчислившихся

Уверенность в знаниях — это субъективное ощущение, что мои знания растут. Студенты, которые чувствуют, что их знания уже сейчас больше, чем они были месяц назад, с большей вероятностью будут идти дальше. Заметим, что жизненные обстоятельства в этом случае никуда не исчезают. Но перестают иметь столь критичное значение. 

Впервые эффект уверенности в знаниях мы обнаружили в 2022 году. Тогда мы внесли изменения в программу и перераспределили ресурсы команды так, чтобы помогать студентам присваивать знания и бороться с синдромом самозванца. Например, на курсах по дизайну появились анкеты с вопросами для саморефлексии. Заполняя анкеты, студенты оценивают, насколько они продвинулись в изучении разных навыков. Это простой инструмент, но он помогает заметить свой прогресс. 

Что можно посоветовать тем, кто сейчас учится? Высокая заинтересованность в теме и желание учиться — это очень важно! Но всё же не надейтесь исключительно на собственный энтузиазм. Справиться с внешними обстоятельствами и не бросить начатое поможет осознание изменений в ваших навыках. Обращайте внимание на то, что вы умеете теперь, чего ещё месяц назад, возможно, не могли себе представить. Маленькие шаги тоже важны — это не обязательно должны быть гигантские скачки. Лучше всего иметь какой-то проект или задачу, в решении которой вы сможете наглядно видеть свой прогресс. 

Прогресс — это практика, практика, практика

Копнём глубже: а с чем связано чувство уверенности в знаниях? Мы изучили корреляции между этим параметром и оценкой разных компонентов учебного опыта: внешних — из которых он складывается для нас; и внутренних — из которых он складывается для студентов. Всё станет понятнее, если взглянуть на графики.

Внешние компоненты учебного опыта и их корреляция с уверенностью в знаниях. Интерпретации корреляции Спирмана: менее 0,3 — слабая, 0,3—0,8 — средняя, выше 0,8 — высокая
Внешние компоненты учебного опыта и их корреляция с уверенностью в знаниях. Интерпретации корреляции Спирмана: менее 0,3 слабая, 0,30,8 средняя, выше 0,8 высокая

Теперь посмотрим тот же процесс, но с изнанки — как его воспринимают и переживают студенты.

Внутренние компоненты учебного опыта и их корреляция с уверенностью в знаниях. Интерпретации корреляции Спирмана: менее 0,3 — слабая, 0,3—0,8 — средняя, выше 0,8 — высокая
Внутренние компоненты учебного опыта и их корреляция с уверенностью в знаниях. Интерпретации корреляции Спирмана: менее 0,3 слабая, 0,30,8 средняя, выше 0,8 высокая

Для душнил и гурманов:

Коэффициент корреляции — это статистическая величина, мера связи двух величин друг с другом. Она измеряется по шкале от -1 до 1, где 0 — отсутствие связи, 1 — идеальная положительная корреляция (чем больше одна величина, тем больше другая), -1 — идеальная отрицательная корреляция (чем больше одна величина, тем меньше другая). В данном исследовании мы использовали коэффициент корреляции Спирмена. 

Самые сильные корреляции уверенности в знаниях — с параметром «практическая ценность», а также со «связью теории и практики». Это значит, что уверенность в знаниях тем выше, чем выше ощущение, что обучение помогает в решении реальных профессиональных задач.  

Речь снова идёт про субъективное восприятие — иногда студенту, лишь начинающему изучать профессию, сложно оценить, где пригодится этот навык и пригодится ли он вообще. Однако чувство практической ценности важно здесь и сейчас, поэтому необходимо демонстрировать пользу каждой учебной темы. 

Обнаружив этот эффект, мы в Практикуме, в частности, пересмотрели свой взгляд на сторителлинг — истории из интерактивного учебника, в котором студенты изучают теорию. Казалось бы, почему бы не объяснить понятие на условных «яблоках и апельсинках», ведь это красочнее, чем скучные рабочие ситуации? Но это плохая идея — связь с практикой, с реальностью приоритетнее беспочвенной художественной выразительности. 

Что можно посоветовать тем, кто учится? Если вы можете найти реальный проект, на котором будете тренировать свои новые навыки, — сделайте это как можно раньше. Ищите размещённые в открытом доступе запросы, похожие на то, чем вы хотите заниматься, бесплатные и благотворительные проекты, конкурсы и хакатоны. Если не можете найти реальный проект — понаблюдайте за компаниями, которые вам нравятся, и представьте, какие задачи вы бы могли решить для них. Не ждите разрешения или приглашения, просто делайте работу, применяя свои навыки, даже если вы не покажете её реальному заказчику

Учиться нелегко, и к этому нужно готовиться

Из разговоров со студентами, решившими оставить учёбу, мы знаем, что главная причина, которую они называют, — «Это слишком сложно для меня». 

Мы сравнили выпускников и отчислившихся студентов по ощущению сложности. Точнее, не только по сложности, а по шести параметрам:  

  • понятность — хорошо ли организована программа?

  • практическая ценность — полезен ли курс?

  • ощущение сложности — тяжело ли даётся учёба?

  • интерес — интересная ли программа?

  • отсутствие раздражения — нет ли явных раздражающих факторов? 

  • теплота — есть ли ощущение заботы о студенте? 

И посчитали, насколько сильно эти параметры связаны с вероятностью закончить курс. 

Размер эффекта D Коэна при сравнении групп закончивших и отчислившихся 
Размер эффекта D Коэна при сравнении групп закончивших и отчислившихся 

Действительно, студенты, успешно дошедшие до конца обучения, значимо отличаются от студентов, которые отчислились, по ощущению сложности обучения. Ощущение сложности — это параметр, который оказывает наибольший эффект на вероятность закончить курс. Но значит ли это, что выпускникам легко? 

Нет. Достаточно посмотреть на среднее по этим параметрам. 

Среднее групп выпускников и отчислившихся
Среднее групп выпускников и отчислившихся

Ощущение сложности — это самый низко оцениваемый параметр. Даже выпускники отмечают, что им сложно. А отчислившимся студентам часто сложно нестерпимо. 

Зная это, мы проектируем решения, которые способны помочь студенту справиться, особенно в сложных местах программы. Например, консультации от наставника курса, поддержка от студентов старших потоков (которые справились с этой темой успешно в своё время и хотят помочь). На платформе для этого появился YandexGPT -– нейросеть, которая помогает с задачами курса, подсказывая, где вкралась ошибка и что сделать, чтобы её решить.

Что можно посоветовать тем, кто учится? Ни в коем случае не копить непонимание! Да, ощущение того, что всё сложно и непонятно, — это нормально, и оно преследует всех, даже тех, кто успешно доходит до финала. Но работать с этим ощущением очень важно — задавайте вопросы преподавателям, ищите поддержки у одногруппников, пользуйтесь открытыми источниками. 

Выводы и их практическое применение

Энтузиазм проходит, и в итоге в нашей жизни остаётся только то, что работает на практическую пользу и решает какую-то задачу. Самой надёжной опорой в процессе обучения может стать ощущение прогресса и растущих знаний, поэтому важно присваивать знания и замечать достижения. 

Чтобы увеличить свои шансы закончить курс, можно сознательно поддерживать  уверенность в растущих знаниях: 

  • Стараться активно присваивать знания. Так уж мы устроены — свои ошибки заметить легче, чем достижения. Поэтому раз в неделю полезно будет выделить время и зафиксировать 1—3 вещи, которые удались. Можно в заметках, а можно сразу в своём резюме или портфолио.

  • Соревновательный дух — это хорошо, когда у вас уже есть на что опереться — навыки и опыт в профессии. Если вы начинаете с нуля, старайтесь не сравнивать себя с сокурсниками, а только с собой вчерашним. Не позволяйте чужим успехам снижать вашу уверенность в собственном прогрессе — со стороны история обычно выглядит более привлекательной, чем изнутри. 

  • Если это возможно, найти проект или задачу, где можно сразу применять новые знания. Например, писать своё приложение или внедрять новую продуктовую функцию на текущей работе. Так польза полученных знаний станет ещё заметнее.

  • Не оставаться один на один со сложной темой и не стесняться задавать вопросы всем: куратору, наставнику и сокурсникам.

  • Пользоваться силой коллективного разума, активно работая в учебной группе.

  • Выделять время на поиск дополнительной информации. Это тоже бывает нужно, и лучше сразу на это настроиться.

P.S. Пусть ученье и труд не перетрут удовольствие от новой профессии ???? 

Комментарии (4)


  1. sfirestar
    25.12.2023 15:51

    Читать было бы весьма интересно, если бы не постоянные врезки с надписью "Для душнил и гурманов". Как будто не на Хабре статью читаешь, а на Пикабу.


    1. SwetlanaF
      25.12.2023 15:51

      Представьте себе научную статью (а исследование вполне тянет на статью), написанную в подобном тоне. Любопытно было бы почитать ответ рецензента))


  1. l_Tungus_l
    25.12.2023 15:51

    Статья интересная, смог увидеть себя в некоторых описаниях)

    Касаемо же учёбы, то я как студент-технарь хочу сказать, что лично мне не хватает... чувства что я сделал что-то полезное, и не просто на каком-то НН курсовом проекте, а на таком проекте, которым пользуется кто-то помимо меня из обычных людей.

    Пример: Мне бы очень зашло разработать какой-то проект, где я бы мог взаимодействовать с командой, и где я бы знал что моей условной кнопкой пользуются каждый день люди, и что эта кнопка работает бесперебойно и с красивыми анимациями, которые я сделал сам. Наверняка моему состоянию есть объяснение в плане психологии, но такое объяснение мною не было найдено :)


  1. Dmitrii_Zz
    25.12.2023 15:51

    Согласен, закончить учиться помагает мысль, что сегодня я знаю и умею намного больше чем спринт назад. Сам заканчиваю один из курсов практикума, иногда нет никакого удовольствия (или сил) усваивать новые, на первый взгляд, очень сложные знания, но спустя неделю с огромным удовольствием уже применяю эти знания на практике. Наверное это чувство и придаëт мотивацию и подталкивает учиться еще больше.