Студенты с высоким стремлением к достижению цели более успешны в учёбе, чем остальные. Звучит убедительно, правда?

Меня зовут Мария Ковалёва, я руковожу Лабораторией образовательных технологий в Яндекс Практикуме. В этом материале я расскажу, что такое мотивационные стили, зачем вам знать свой, и да — также я постараюсь развеять миф про цели (а заодно и ещё пачку мифов об обучении).

Содержание

Почему советы из книг по мотивации не работают

Многие успешные люди, даже из числа наших амбассадоров и наставников, говорят, что правильная цель — залог успеха. Важно лишь написать её в заметках, отсеять лишнее и приступить к делу. А если трудно, то стоит только открыть ту самую заметку, вспомнить про цель, и мотивация вернётся с новой силой.

Кто-то на этом моменте согласно кивнёт. А кто-то устало и разочарованно вздохнёт, ведь он это уже пробовал, и это не сработало. У нас есть объяснение.

И тот, и другой вариант — это норма. Всё дело в мотивационных стилях — предпочтениях в том, что помогает именно вам учиться и поддерживает вас. Можно предположить, что таких стилей немногим больше восьми миллиардов, по числу людей на планете. Но мы для удобства сокращаем их до четырёх:

  • достижение и успех;

  • общение и поддержка;

  • стабильность и ритм;

  • познание и экспертность.

Если такой подход кажется вам знакомым, возможно, вы читали материал «Строим обучение так, чтобы дойти до конца: научный подход». В нём я делюсь и другими открытиями лаборатории (например, о том, почему важно мирить теорию с практикой из жизни, а не учёбы), а здесь — концентрируюсь только на стилях, погружаюсь в их особенности и рассказываю, что делать людям с разной мотивацией в момент упадка или при тревоге.

Стили — это не типы. Типы подразумевают, что у вас может быть только одно предпочтение в учёбе и никаких больше. Со стилями всё не так категорично. Вам может быть свойственен и один, и два стиля одновременно. Они могут быть ярко выраженными и почти незаметными. Всё это нормально и встречается довольно часто.

А теперь предлагаю ответ на вопрос из заголовка — почему же советы из книг по мотивации не работают? Скорее всего, они просто не для вас. Поставить цель, найти единомышленников, включить жёсткую самодисциплину и создать систему — всё это отличные, но не универсальные рекомендации.

Чтобы найти свои, стоит разобрать каждый стиль подробнее.

Достижение и успех: вижу цель, не вижу препятствий

Люди с ярко выраженным стилем «Достижение и успех» — это те самые приверженцы большой цели, которые открывают заветный конверт с образом результата в тяжёлые моменты, говорят себе «соберись, тряпка!» и так находят в себе силы на новые свершения. Возможно, вы из этих людей. А если нет, то наверняка их знаете. Обычно их заметно издалека.

Людям с этим типом мотивации важно чётко видеть цель перед собой. Часто это амбициозные и настроенные на победу личности, готовые сворачивать горы на пути к мечте. Таких людей мотивирует образ результата и стремление быть быстрее, выше и сильнее. Им отлично подходят советы о целеполагании: поставь цель, разбери её по методу SMART, напиши её на стикере и повесь над рабочим столом, придумай вызовы и дедлайны. А ещё такие люди мотивируются целью в самых разных областях — что в обучении IT, что в спорте, что в отношениях.

Но есть люди, для которых та же цель будет не неиссякаемым источником мотивации, а дамокловым мечом, всё более явно нависающим перед каждым учебным дедлайном. Таких людей цель демотивирует, особенно когда продвижения к ней долго не видно. Также их расстраивают слова о магическом влиянии цели в сложные моменты. С ними это не работает — они не могут и не хотят отказываться от личной жизни, семьи, друзей и хобби. И чувствуют себя неполноценными, ведь у других-то всё получается.

Общение и поддержка: сила комьюнити

Если вам важно делиться эмоциями и слышать истории других, рассказывать об успехах и неудачах, давать и запрашивать обратную связь у таких же студентов, то у вас ярко выражен мотивационный стиль «Общение и поддержка». Такие люди проговаривают даже негативные эмоции — если что-то не получилось, то можно найти такого же «лузера», и станет проще и не так обидно.

Люди с высокой мотивацией на общение и поддержку — это командные игроки. Им важно, чтобы рядом были единомышленники. Они любят вместе решать задачи, переписываться в чатах и вести в том числе и неформальное общение за рамками обучения.

Кого-то же чаты с сотней непрочитанных сообщений, наоборот, вгоняют в панику, и эти люди собираются с духом каждый раз, когда нужно найти ответ на свой вопрос в куче флуда. Ещё хуже, если задать его в чате нужно самому.

Стабильность и ритм: у меня была какая-то тактика, и я её придерживался

Представьте человека, который всю жизнь проработал на единственном в городе заводе. И продолжал бы дальше, но в один день завод закрывается — а человек остаётся не только без работы, но и без почвы под ногами и понимания, что делать дальше. Возможно, у него нет амбиций и стремления достигать цели, а общение выводит его из зоны комфорта. Единственное, что ему нужно в этой ситуации, — стабильность и ритм: чёткое расписание, дедлайны и предсказуемые активности. Календарь с планами мотивирует таких студентов сам по себе — сначала им нужно выработать ритм, а увлечение новым делом придёт после.

Таким людям важно чувствовать опору и иметь «рельсы», по которым можно методично двигаться к результату. Они прагматично подходят к учёбе и воспринимают её как неизбежный этап к поиску стабильной работы.

Попытки жить по расписанию могут демотивировать тех, кто физически не может придерживаться жёсткого графика. Обстоятельства не то же самое, что внутренние предпочтения, но они могут сделать один и тот же совет мотивирующим или демотивирующим.

Познание и экспертность: просто дай мне информацию и отойди

Есть люди, которым не нужно ничего, кроме самих знаний. Их заряжает возможность получать новую информацию, мотивирует интерес к новому делу, а увлекает — сам материал. Достаточно лишь дать его в удобном виде, а дальше эти люди справятся сами.

Для таких людей важна хорошо написанная теория, чёткая структура, система закладок и суммаризация в конце тематических блоков — в общем, всё, что делает обучение последовательным и организованным. Они готовы скрупулёзно изучать огромное количество источников, часто не ограничиваясь только учебными материалами.

Такой стиль проявляется далеко не у всех. Некоторым людям требуется время, чтобы влюбиться в профессию. Искренний интерес к её познанию приходит позже, например, после первых успехов. Также познавательный интерес может быть сфокусирован не на профессии, а на чём-то ещё — например, если обучение нужно для развития или качественного скачка в карьере. Так бывает у тех, кто, допустим, изучает дата-аналитику, но не чтобы стать дата-аналитиком, а чтобы быть более востребованным консультантом по управлению.

Как узнать свой стиль

Чтобы найти свои умные книжки с действительно работающими советами и не тратить время на методы, которые вам не подходят, нужно определить свой стиль.

Исходите из того, что он может быть не один. Например, по данным в пересчёте на 100 студентов Практикума, познание и экспертность важны почти для всех, но наиболее ярко выражена эта мотивация лишь у половины студентов.

Есть два действенных подхода по определению своего стиля.

Первый — это наблюдение. Наверняка вы уже многое о себе знаете и, может, даже догадываетесь, какой стиль вам ближе. Упрощаем задачу с помощью чек-листа: добавляйте по баллу за каждую поставленную галочку, а в конце посчитайте, где баллов больше всего.

Второй подход — это экспериментирование. Я рекомендую попробовать все подходы, потому что иногда срабатывают самые неожиданные из них. Люди меняются, и если что-то не работало раньше, оно может сработать сейчас. А ещё иногда следование одному стилю работает и на другие: например, нахождение в комьюнити помогает «достигаторам» добиваться большего благодаря конкуренции, создаёт групповой ритм для ценителей стабильности и помогает быстрее находить информацию тем, кто интересуется только новыми знаниями.

Вот с чего можно начать знакомство с чужеродными стилями:

  • поставьте цель по SMART (как именно, можно найти в интернете) и держите её в фокусе;

  • заведите общение с единомышленниками, которые осваивают те же навыки;

  • составьте расписание занятий и придерживайтесь режима;

  • составьте карту навыков и сформируйте набор источников информации, которые помогут вам осваивать эти навыки.

Попробуйте подходы, которые не вызывают у вас явного отторжения, и пользуйтесь ими хотя бы в течение месяца. Когда пройдёт достаточно времени, подумайте, какие из методов помогли добиться больших успехов и легче вошли в привычку.

Время прикладных советов: что делать, чтобы дойти до конца

Стили разобраны, а предпочтения определены. Пора разобраться, что делать: как построить обучение, преодолевать кризисы и избежать выгорания. Осторожно — дальше никаких универсальных, только действительно работающие советы!

Если ваш стиль — «Достижение и успех»

Как построить обучение:

  • зафиксировать видение конечного результата, ближайшую цель и следующий шаг;

  • разгрузить «оперативную» память, выписав все учебные, рабочие и личные задачи;

  • отслеживать прогресс на пути к поставленной цели.

Как справиться с тревогой:

  • приоритизировать задачи — снова выписать все дела и распределить по степени важности (если не знаете, как именно, изучите матрицу Эйзенхауэра или метод ABCDE);

  • вычеркнуть из списка дел те, на которые нет времени, и смириться с тем, что во всём быть лучшим не получится.

Что делать в момент упадка:

  • вспомнить те самые советы высокоэффективных людей — открыть конверт или взглянуть на стикер с целью, чтобы вспомнить, ради чего всё затевалось.

Как не выгореть:

  • отмечать результаты и вознаграждать себя за пройденные шаги и освоенные навыки — можно сериалами, а можно шампанским.

Если ваш стиль — «Общение и поддержка»

Как построить обучение:

  • проявлять инициативу в общении, примкнуть или даже создать комьюнити единомышленников;

  • задавать вопросы другим и устраивать дискуссии;

  • делиться обратной связью;

  • слушать подкасты и смотреть видеоинтервью — то есть погружаться в новую среду, даже выполняя повседневные дела. Начать можно с нашего совместного со студией «Либо/Либо» подкаста «Собес».

Как справиться с тревогой:

  • делать то, что вы умеете лучше всего, — делиться эмоциями и искать поддержки у людей, которые проходят тот же путь и, возможно, чувствуют то же самое.

Что делать в момент упадка:

  • запросить поддержку у человека, который поймёт вас и даст вдохновляющую обратную связь.

Как не выгореть:

  • не только рассказывать самому, но и заряжаться от чужих историй — как от единомышленников, так и в медиа: подкастах, интервью и так далее.

Если ваш стиль — «Стабильность и ритм»

Как построить обучение:

  • завести календарь с учебными активностями и прочими делами, включая отдых;

  • использовать Pomodoro и прочие техники, которые помогают сконцентрироваться на процессе обучения.

Как справиться с тревогой:

  • в любой непонятной ситуации возвращаться к плану. Людям с этим стилем свойственна тревожность, и планирование — главное, что может им помочь;

  • вести статистику времени, потраченного на учёбу. Если поймёте, что сделали всё возможное, станет спокойнее.

Что делать в момент упадка:

  • продолжать любой ценой — даже если кажется, что это бессмысленно, сложно и почти невыполнимо. Что угодно, но не сбиваться с плана, так как восстанавливать режим труднее, чем сделать усилие в момент кризиса. Можно делать меньше, но не реже.

Как не выгореть:

  • найти точку опоры — свой островок стабильности и приятную рутину. Это может быть любимый сериал, прогулки или общение с близкими.

Если ваш стиль — «Познание и экспертность»

Как построить обучение:

  • конспектировать материал и делать заметки;

  • создать базу знаний с описанием всех учебных материалов (например, в Notion или похожем сервисе);

  • поддерживать в порядке все инструменты, которые помогают с обучением. Например, систему закладок в браузере;

  • поставить ежедневные и еженедельные напоминания об изучении дополнительных материалов (если проходите какой-то курс и хотите усвоить больше, чем предусмотрено в программе).

Как справиться с тревогой:

  • отмечайте прогресс и фиксируйте навыки, которыми вы ещё не владели неделю назад, но владеете сейчас.

Что делать в момент упадка:

  • следовать плану самоподдержки — а придумать его стоит заранее, когда вы полны сил и решимости.

Как не выгореть:

  • замечать мир вокруг — избегать излишней сфокусированности и интересоваться чем-то помимо учёбы.

Выводы: какой стиль лучше для обучения

Наверное, вы уже догадались, что лучший стиль — тот, который подходит вам. Приятная новость: по нашим данным, стиль не влияет на успеваемость. Чтобы это выяснить, мы проанализировали, как выполняют задания студенты с разными мотивационными стилями. Показатели успеваемости считали на основании показателей выполнения заданий, учитывали количество попыток и использование подсказок.

Крайние значения были такими:

  • 0 — студент не выполнил ни одного задания (такого не бывает);

  • +1 — студент выполнил все задания с первой попытки, не используя подсказок (такого тоже не бывает).

Оказалось, что стиль и предпочитаемые методы обучения почти никак не влияют на успешность прохождения заданий. Разницу в 0,02 можно считать незначительной.

При этом субъективные ощущения от обучения у людей с разными мотивационными стилями могут различаться. Например, студенты со стилем «Достижение и успех» чаще чувствуют, что уверены в своих знаниях. А приверженцы «Стабильности и ритма» чаще других воспринимают учёбу как сложную — хотя даётся она им с таким же успехом, как и остальным.

Так мы подходим к главному выводу нашего исследования.

Нет плохой или хорошей мотивации. Но есть плохие и хорошие советы

Хорошее обучение — это то, которое подходит под ваш мотивационный стиль. Если вам нужны цели, ставьте и достигайте. Если поддержка, общайтесь. Если ритм, держитесь расписания, а если знания как таковые — структурируйте информацию.

Отличаться от других и, как кажется, «более успешных», — это нормально. А в работе с мотивацией внутренний голос может быть важнее, чем советы наставника. Исследуйте себя, наблюдайте и экспериментируйте. Так вы узнаете больше о том, что мотивирует именно вас, и сможете выработать стратегию даже для самых сложных ситуаций в обучении (и не только).

Комментарии (3)


  1. AnSt
    12.11.2024 08:50

    Показатели успеваемости считали на основании показателей выполнения заданий, учитывали количество попыток и использование подсказок.

    Крайние значения были такими:

    • 0 — студент не выполнил ни одного задания (такого не бывает);

    • +1 — студент выполнил все задания с первой попытки, не используя подсказок (такого тоже не бывает).

    Большой вопрос к вашим пониманиям крайних значений. Преподаю давно и были студенты, которые не выполняли ни одного задания. Хотя тут можно вроде и поспорить... Также непонятно как вы считали или узнавали, что студенты не могут выполнить все задания с первой попытки? Сколько было заданий, за какой период, разные ли это темы или всё по одной?..

    Вроде про научные подходы пишите, но нет цифр для понимания как пришли к тому, что экстремумы недостижимы.

    Статья с хорошими советами, но местами выглядит странно.


    1. Sergey_Kh
      12.11.2024 08:50

      Если студент Яндекс Лицея/Практикума вообще не выполняет задания, значит он не учится. Там вся суть учебного процесса - решение задач на платформе.

      Попытки - имеются в виду посылки на сервер решенного задания на автоматическую или (реже) ручную проверку. Понятно, что вся статистика по всем заданиям по всем курсам по всем студентам всех возрастов у сотрудников Яндекс Лицея/Практикума есть, но не думаю, что они имеют право ее публиковать.


      1. AnSt
        12.11.2024 08:50

        Если студент Яндекс Лицея/Практикума вообще не выполняет задания, значит он не учится. Там вся суть учебного процесса - решение задач на платформе.

        Странное, на мой взгляд, понимание у них учёбы.