
Бывшие видеоигровые «маскоты» сегодня переживают не лучшие времена. За исключением усатого водопроводчика Марио, который стабильно остаётся релевантным и находит пути совместить основы и инновации, Крэш, Спайро, Банджо и Мастер Чиф сегодня находятся в забытьи. Некогда самые узнаваемые персонажи, своим видом привлекавшие миллионы покупателей к той или иной приставке, они остались за бортом индустрии, поскольку разработчики не смогли адаптироваться к новым реалиям. Даже когда принимались попытки их воскресить (а с «Halo», например, это происходит до сих пор), результаты не удовлетворяли либо игроков, либо инвесторов, либо и тех и других.
Рэтчета и его железного друга Кланка постигла похожая судьба. С той лишь разницей, что с качеством у последних игр про некогда легендарных персонажей бренда PlayStation всё в порядке. Я не застал «R&C» в период расцвета серии, и познакомился с ней благодаря ремейку/ребуту 2016 года. Дальше был «свежий» «Rift Apart» и, наконец, сам оригинал. Перед тем как дальше исследовать глубины франшизы, я решил остановиться и определить для себя, почему у настолько захватывающей геймплейно и технически франшизы так мало шансов на будущее.
Оригинал (,) нельзя (,) изменять
Итак, повествование будет делиться на три сегмента: «Ratchet & Clank» 2016, «Ratchet & Clank: Rift Apart» и «Ratchet & Clank» 2002. Возможно, логичнее было бы начать с оригинала, но я решил проследить свои впечатления по ходу прохождения игр серии.
«Ratchet & Clank» 2016 является игрой с тяжёлой производственной судьбой. Она была представлена публике одновременно как ремейк первой части и как играбельный вариант фильма. Фильм этот также позиционировался как переосмысление оригинальной игры, но с изменениями в сюжете и тоне — всё-таки времена изменились, и интересам новой подрастающей аудитории нужно соответствовать.

В отличие от игры, которая получила в общем положительные отзывы, фильм провалился полностью — его оценки на практически всех сервисах ниже среднего, и он даже не смог отбить деньги, вложенные в его создание (так что, если учитывать маркетинг, провал этот ещё более серьёзный).
Как и многие другие, я получил эту игру бесплатно благодаря акции «Play at home» в ковидные времена — тогда Sony щедро раздала пачку игр, включая некоторые свои эксклюзивы. Начну с технической части: даже на старушке PS4 fat окружение и эффекты смотрятся отлично. Первое, что мне предстояло выяснить — «Ratchet & Clank» это не просто платформер вроде «Крэша» или трёхмерных «Марио». Наравне с платформенной составляющей большую роль играет и шутерная: всё вокруг взрывается, пули летят во все стороны, игра в целом довольно активная и не даёт игроку остановиться. Однако за всё нужно платить — на PS4 игра идёт в 30 кадрах, но, как бывалый консольщик, я быстро к этому приспособился. К сожалению, у меня нет пятой «плойки», чтобы опробовать игру в 60-ти кадрах и 4K качестве — тех настройках, которые она действительно заслуживает.

Как новоприбывшего, меня поразила вариативность арсенала «R&C»: в игре столько разнообразных пушек, что хочется прочесать все уровни, лишь бы была минимальная причина ими всеми воспользоваться. Как я в дальнейшем понял, одна из основных фишек местного левел-дизайна — грамотное распределение оружия между локациями. Перемещаясь между разными планетами, как ему захочется (некоторые задания невозможно выполнить, пока не откроется определённый гаджет), игрок получает доступ к новому орудию в магазине. И хотя каждый уровень (а то и всю игру) можно пройти с вашим фаворитом, новинка лучше всего подходит для прохождения того уровня, на котором она первый раз появилась. К концу же игры арсенал включает 15 пушек, как из оригинальной игры, так и из других частей, а также пару полностью новых.

Претензии же вызывает арт-дирекшен игры. И тут невозможно без небольшого забегания вперёд и разговора о сравнении оригинала и первоисточника. Итак, как уже было сказано, игра разрабатывалась параллельно с фильмом, и идея была в максимальном сходстве двух продуктов. И если повествование в них всё-таки различается (в игре весь сюжет — это как бы пересказ уже случившихся событий ненадёжным рассказчиком), то художественное оформление и музыка очень похожи (графика в фильме буквально состоит из ассетов игры).

И тут кроется проблема, о которой я не подозревал, садясь за этот так называемый ремейк. Визуал и саундтрек кажутся чересчур «прилизанными»: оркестровая «эпичная» музыка, светлая и позитивная цветовая гамма, шутки, направленные либо на совсем детвору, либо их родителей (юморески про «смартфоны» и «хештеги»). Сами персонажи и сюжет сделаны по всем канонам современных мультиков, не стремящихся к инновациям или разрушению стереотипов. Все сюжетные повороты поданы с серьёзным лицом и будут угаданы даже самым неискушённым игроком заранее, а увидев дизайны героев (за исключением главного дуэта), можно подумать, что это какое-то шоу с федерального канала с мультфильмами.

Может показаться странным требовать нечто большого от игры, чья целевая аудитория — дети. Всё сделано по голливудским канонам современности, и так, чтобы дети и их родители точно заинтересовались (только с фильмом это почему-то не сработало). Но только оригинальная тетралогия «R&C», а особенно первая часть, является прямо-таки полной противоположностью того, чем является ремейк. Грязные, тёмные, блёклые цвета, довольно остроумные, а иногда жёсткие шутки, и, главное, местный саундтрек. Этакая смесь электроники 90-х типа джангла, хип-хопа и джаза. Получилось очень живо и в духе создаваемого в игре безумного мира, который серьёзно воспринимать без слёз и депрессии невозможно.

В общем, первая часть легко попадает в стан произведений, относящихся к молодёжной контр-культуре ранних нулевых, когда всё вокруг было вызывающим, импульсивным и дерзким, говоря современным интернет-сленгом, «edgy»: скейтборды, ню-метал, рэп, мультики Cartoon Network и Nickelodeon.

Так что различия двух произведений легко списать на моду и запросы эпохи: от подросткового бунта нулевых мало что осталось в популярной культуре десятых. Эта лёгкость, однако, не решает проблему. Учитывая, что к разработке ремейка 2016-го года приложили руку люди из Insomniac, стоявшие у истоков серии, списать этот настоящий провал в художественном плане можно либо на голливудских боссов, которым был нужен безобидный продукт для максимально широкой аудитории, либо на взросление команды разработчиков. Мне кажется, что вина лежит на обоих, но абсолютно в большей степени на продюсерах фильма, которым игроделы должны были подчиняться.
Сюжет обеих игр достаточно прозаичен, как и в большинстве экшен игр того периода: антропоморфное существо расы ломбаксов по имени Рэтчет живёт на своей планете, находящейся на периферии галактики, копается в железках и мечтает бороздить космические просторы как его кумир Капитан Кварк, член команды «Галактических Рейнджеров», этаких защитников вселенной. В момент, когда Рэтчет заканчивает собирать свой первый космический корабль, на его планету падает Кланк, робот, сбежавший с фабрики, где производят армию роботов для доктора Нефариуса, который совместно с Директором Дреком собирается захватить всю галактику.

В целом, миссия у героев одна и та же — не дать вселенскому злу победить, но в ремейке чувствуется обозначенная выше «прилизанность». Обязательная команда костюмированных героев (которых не было в оригинале), предательство капитана Кварка подано, как важный сюжетный поворот и происходит не до начала событий игры, как это было в оригинале, а в середине истории. Сам подход с флешбэками Кварка, который как бы рассказывает свою версию событий, кажется, на момент 2016 года, уже избитым приёмом из детских мультфильмов.
Итак, «Ratchet & Clank» 2016 справилась с главным — она привлекла новую аудиторию в франшизу и проложила дорогу к «Rift Apart», одному из главных эксклюзивов PS5. До сих пор это лидирующая по продажам часть серии (не знаю, учитывается ли число людей, забравших игру на раздаче, но в любом случае популярность игры высокая), и для многих дуэт Рэтчета и Кланка ассоциируется с этой историей. Идеальна ли игра — совершенно нет. Игроки и критики, а больше всего хардкорные фанаты серии, остались недовольны или как минимум не впечатлены блёклостью сюжета и некоторых художественных аспектов. Новички увидели в этом очередной продукт своего времени и закрыли глаза, а фанаты ругаются и по сей день на отброшенные решения, которые делали оригинал уникальным. Но геймплейная основа, драйвовая стрельба с богатым арсеналом и органично вписанным платформингом позволяют закрыть глаза (и уши) на попытку продюсеров превратить «R&C» в маревлоподобную денежную корову.
Порталы между поколениями
Между ремейком 2016-го года и «Rift Apart» прошли долгие пять лет. Впервые за всю историю франшизы была сделана такая длинная пауза между релизами (фанаты ещё не знали, насколько всё плачевно будет в будущем). В это время с Insomniac Games произошло нечто, что перевернуло жизнь студии с ног на голову — им была доверена «PlayStation’s Spider-Man». Масштаб этого события можно сравнить с выходом в своё время первого «Железного Человека».

До них в видеоиграх/фильмах, соответственно, супергеройский жанр не был оформлен связно, были отдельные примеры хороших проектов, иногда даже крупнобюджетных, но в основном игры по супергероям оставались на периферии. На каждого «Человека-Паука» Сэйма Рейми приходились ранние «Зелёный Фонарь», «Электра», «Сорвиголова» и прочий шлак, так и на трилогию «Аркхэм» находилась тьма бесчисленных не очень качественных игр по фильмам. Но с выходом «ЖЧ» бренд «Марвел» и супергеройского кино прочно обосновался на последующие полтора десятилетия в умах зрителей и кинопродюсеров, и совместными силами Sony и Insomniac супергерои «Марвел» закрепились сегодня в сфере ААА-гейминга. Три «Человека-Паука» и будущий «Росомаха» от самих Insomniac, «Guardians of the Galaxy», неудачные «Avengers», «Midnight Suns», суперуспешные «Marvel Rivals», в конце концов.
Успех с «Пауком» и приобретение их Sony, безусловно, принесли много хорошего студии, но заключили их в тиски Marvel. Из слитых документов стало известно, что у студии, помимо «Росомахи», есть планы на игры по «Веному» и «Людям Икс». Благо разработка «Rift Apart» началась до этого использования студии как конвейера по производству игр по комиксным франшизам, и протекала она практически параллельно созданию PlayStation 5 с её новаторским SSD. Потому к технической стороне вопроса претензий нет — игра выглядит сочно, загрузок практически не существует, созданная как будто для рекламы железа PS5 фишка с мгновенным перемещением между порталами работает как часы. Главное, если вы, как и я, будете проходить игру на ПК (а это первая и пока единственная игра в истории серии, которая на них официально вышла), лучше не ставьте её на HDD — немного, но подпортит опыт.

Концептуально и сюжетно перед разработчиками «Rift Apart» стояла сложная задача, создать игру одновременно для и новичков и целевой аудитории 7-14-ти лет, которые, возможно, о серии в принципе не слышали, и для аудитории свежих фанатов, познакомившихся с игрой через ремейк 2016-го года, и для тех, кто следит за серией с самого начала, и играл в тайтлы для PS2 и PS3. Игра является полноценным продолжением последней сюжетной части сериала, «Into the Nexus», и, соответственно, ссылается на сюжетные и художественные элементы предыдущих частей.
Отпугнуло ли это меня, знакомого на тот момент только с ремейком, и должно ли это отпугнуть любого другого человека, незнакомого с франшизой? С гордостью за Insomniac могу сказать, что нет. Конечно, отчасти в этом заслуга того факта, что «R&C» это игры не совсем про сюжет или лор, но, в любом случае, порог входа довольно низкий и незнакомый со вселенной человек быстро разберётся, что к чему, хоть и безусловно потеряв часть глубины разворачивающейся драмы.
Не смог найти информацию, было ли это осознанным решением или нет, но главным злодеем «Rift Apart» является Доктор Нефариус, который также был центральным антагонистом в ремейке. В оригинальной же игре никакого упоминания этого персонажа нет, и появился он заметно позже, в третьей части. Так что авторы, возможно, намеренно изменили главного злодея, чтобы переход от игры на PS4 к игре на PS5 не был для новой аудитории совсем уж запутанным.

Сюжет игры на удивление взрослый. На место плоскости и бесконфликтности ремейка приходит драма о кризисе идентичности: каждый из героев по тем или иным причинам не находит себе места в мире и сомневается, стоит ли продолжать бороться. Заглавный дуэт сериала чувствует себя ненужными, пока в их мире всё хорошо и все злодеи уже были побеждены. Ривет, второй главный протагонист, живёт в тёмной версии мира героев, мире, где местный Рэтчет так и не встретил своего Кланка; Нефариус, неудачник в нашей вселенной, с помощью украденного у Кланка устройства затаскивает героев во вселенную, в которой его местная версия побеждает в любом сражении против сил добра. Так авторы подчёркивают, что у оригинальных героев ничего бы не получилось, будь они порознь.

Настолько ли драматична история, как я её описываю? Конечно, нет, воспринимается это всё на уровне современного диснеевского мультфильма, что, опять же, аргумент в пользу «марвелизации», ну или «диснеефикации» франшизы. Плохо ли это? Кому как, но очевидно, что серия не могла постоянно транслировать бунтарский дух конца девяностых — начала нулевых. Аудитории меняются, разработчики тоже. «Rift Apart» пополнила стан бывших ещё несколько лет назад популярными историй про мультивселенные, но поскольку, судя по всему, франшиза начала заигрывания с идеями альтернативных таймлайнов ещё в предыдущих частях, то списать это исключительно на моду не получится.
Идеи с мультивселенными и порталами непосредственно отражены в геймплее. И геймплей, то, ради чего мы все здесь собрались, вышел в «Rift Apart» замечательным. Я готов был простить часть стилистических и сюжетных огрехов ремейку за его крепкий, бодрый игровой процесс. Тут же разработчики разошлись на полную. Во-первых, добавили дэш, благодаря которому сражения проходят ещё динамичнее. Поскольку теперь, и это второй пункт, враги не появляются перед героем небольшой стаей, а заходят с флангов и появляются со всех сторон, поэтому всегда необходимо быть настороже и контролировать ситуацию. В-третьих, арсенал расширили ещё больше — в игре теперь 20 пушек, от 4 видов бластеров до орудий, превращающих врагов в кусты или кучку пикселей.

Как и во всех предыдущих частях, хронометраж «Rift Apart» довольно короткий — 9-12 часов. Но игру с таким геймплеем и такой красивой графикой просто так отпускать не хочется. На помощь приходят классические для серии арена-челленджи, а также поиск коллекционных предметов и прокачка каждого орудия на 100%.

В общем, последняя существующая на данный момент часть «R&C» получилась одинаково пригодной и для новичков в серии вроде меня, и для прожжённых фанатов. В отличие от ремейка, здесь тон диснеевского мультика получился разноплановым — хватает и драмы, понятной целевой аудитории, и приятного юмора, не выходящего за рамки приличий и хорошего тона. Но перед тем, как подвести итоги, осталась ещё одна игра — игра, начавшая всю эту историю.
Глоток свежего старого воздуха
Разработка первой «Ratchet & Clank» была быстрой, игру сделали буквально за год. Этому предшествовали сверхпопулярная трилогия «Спайро» и два неудачных прототипа, которые отменила Sony.
Изначально я планировал написать про оригинальную игру немного иначе, но тяжело говорить о современных тайтлах вне контекста первой части, так что рассмотрим основные различия между играми и почему оригинал, по моему мнению, всё ещё заслуживает всеобщего внимания.

Больше всего отличий, что неудивительно, в геймплее. Как было отмечено, «R&C» это игры, сочетающие в себе экшен с элементами платформинга. Однако серия, следуя моде своего времени, начинала больше как платформер. Конечно, это не совсем «Крэш» или «Марио 64», но обе стороны игрового процесса присутствовали в первой игре почти в равной степени. Это представляет определённую сложность для современных геймеров, когда от вылизанных новых игр, где сегменты с платформингом редки и довольно упрощены, игрока заставляют подчиниться жёстким таймингам и не всегда адекватно реагирующим на инпуты персонажам.

Несколько раз за прохождение мне приходилось «попотеть» в с виду довольно простых местах просто потому, что путал кнопки, или Рэтчет отвечал на команды довольно вяло.
К тому же иногда игра взвинчивает планку сложности, и вываливает огромное количество жирных мобов. Так, последний уровень я проходил, часто прячась за стеной и запуская управляемые ракеты.

Другим отличием является настойчивое желание всех в этой галактике содрать с героев побольше «болтов», местной валюты. Порой необходимые для дальнейшей прогрессии сюжета гаджеты и оружие закрыты за «пей-волом». Единственный вариант — возвращаться на предыдущие локации и пылесосить заново врагов и окружение, добывая нужное количество железок. Позже игроку будет доступна арена, где в награду за выполнение челленджей выдают некоторое количество средств, но этого всё ещё не хватит, чтобы, например, на первом прохождении скупить весь доступный в магазине арсенал.

Этот пункт про искусственное замедление прохождения для игроков, непривыкших зачищать локации на 100%, к слову, довольно хорошо ложится на историю, которую игра рассказывает. Я уже не раз писал о «диснеефикации» серии, ухода от более циничного и жёсткого юмора и нарратива в играх. Дело в том, что через первую игру и её сиквелы на PS2 красной нитью проходит тема критики капитализма. Не то чтобы Рэтчета можно было отнести к фанатам теорий Маркса, просто игры любят посмеяться над обречённостью мира, погрязшего в жадности корпораций, превознесении брендов и глупости людей, стоящих у руля всего этого.
Главным злодеем тут выступает тот самый Директор Дрэк, который постепенно захватывает и уничтожает целые планеты и существующие на них виды, чтобы строить новую галактику для существ своего вида (ибо их родной мир он уже сделал непригодным для жизни). Он подмял под себя половину галактики и самого Капитана Кварка, на которого ровнялся наш герой. Так что дуэту остаётся прыгать по планетам вдвоём, разыскивая инфоботы, которые приведут их к Дрэку.

Сюжет и юмор, как вербальный, так и невербальный, действительно веселят и передают тот тон, который чувствовался в песнях «Лимп Бизкит» или мультфильме «Захватчик Зим». Однако с сегодняшней точки зрения кажется, что сценаристы немного перегнули палку. В первую очередь это касается отношений между главными героями — Рэтчет часто и совершенно необоснованно критикует и срывается на Кланка, который только и делает, что помогает ему. Даже в конце игры Рэтчет издевается над своим единственным другом, только чтобы в конце сказать «ну, извини, в общем» и отправиться путешествовать дальше как ни в чём не бывало.

Проходя дальше игры серии, можно заметить эволюцию личности Рэтчета: от игры к игре он становится более понимающим и спокойным. Так что многим, и не без причин, его персонаж в «Rift Apart» показался чересчур пресным. Будто диснеевский главный герой без капли самоиронии.
На вопрос о том, как нужно прописывать героев франшиз с 20-летней историей, каждый пускай отвечает самостоятельно, но в любом случае, вызывает ли главный герой своими поступками злобу или нет, «Ratchet & Clank» была и остаётся уникальной игрой даже по меркам своей серии. Больше дерзости, больше стиля, больше качающей музыки — за это оригиналу можно простить некоторые геймплейные огрехи, которые всегда видны после знакомства с сиквелами.

Единственное, что хочется сделать после прохождения очередного «Рэтчета» — это запустить следующую игру. Есть нечто чарующее в этом бесконечном потоке стрельбы и спокойных моментов исследования.
«R&C» — всё (?)
Будущее серии, однако, остаётся под вопросом. Проекты по лицензиям Marvel приносят огромные деньги и привлекают игроков на сторону PlayStation, тогда как «Рэтчет», несмотря на историческую важность для бренда Sony, уже не представляет большого интереса с финансовой точки зрения. Исходя из цифр, самым популярным тайтлом остаётся ремейк 2016-го года, с 7-ю миллионами копий. У «Rift Apart» около 4-х. Для сравнения, первый «Человек-паук» продался тиражом 22 миллиона копий, а вся новая паучья серия перешагнула за отметку в 50 миллионов. За всю свою историю «R&C» набрала плюс-минус 40 миллионов, что всё ещё не мало, но вряд ли так привлекает инвесторов.
В слитых документах Insomiac идёт речь о неназванной «R&C» игре с релизом в 2029 году. Скорее всего, как и «Rift Apart», это будет, в первую очередь, технодемо для железа PlayStation 6. Поживём-увидим, однако грустно наблюдать, как такая уникальная серия и привет классическим играм поколения PS2 становится недоступна молодому поколению.
Потому что, как мне кажется, если подать героев и историю правильно, поэкспериментировать с возвращением к оригинальному, более дерзкому тону, и скрестить его с современными веяниями, то может получиться интересный продукт, который сможет заинтересовать новую аудиторию и способный привлечь тех, кто уже «вырос» из франшизы. Главное, было бы желание у Sony этим заниматься.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Комментарии (2)
RavenStark
16.07.2025 14:05"У-убить бандикута! С цинизмом! С особой жестокостью!"
Ну, Мастер Чиф, мне кажется, все еще узнаваем, как ни крути. Поживучее оказался, чем некоторые другие.
PerroSalchicha
В первую очередь, в них пропала необходимость. Появились более сильные "маскоты", которые делают продажи приставок, и у разработчиков приставок отпала необходимость тратить ресурсы на поддержание своих карманных игр. Сорок лет назад ты покупал NES, потому что там в комплекте был картридж Марио, тридцать пять лет назад ты покупал SMD, чтобы гонять ежа Соника. А сейчас ты купишь плейстейшен шесть, потому что там на максималках идёт GTA 6.