Всем привет!

В стремительно меняющемся цифровом мире управление уязвимостями – уже не просто техническая задача, а жизненно важный аспект успеха любой организации. Компаниям, которые хотят оставаться на шаг впереди потенциальных киберугроз, нужны спецы, которые могут не только выявлять слабые места в системе, но и устранять их с продуманностью шахматного мастера.

Вместе с этим, по результатам исследования «Солара» и hh.ru, половина ИБ-специалистов начального и среднего уровня не проходят технические собеседования, и VM-эксперты среди них — увы, не исключение. Это происходит отчасти и потому, что порой собеседования на позиции в VM превращаются в настоящие интеллектуальные испытания, где важно показать не только свои знания, но и способность мыслить на опережение.

Чтобы помочь желающим освоить профессию ИБ-специалиста, мы начинаем цикл статей о том, как делать карьеру в сфере кибербезопасности.

В этом тексте мы погрузимся в ключевые аспекты подготовки к собеседованию на позицию технического специалиста по устранению уязвимостей: разберем наиболее популярные вопросы «на засыпку», которые, по нашему опыту, вводят в ступор большинство профессиональных кандидатов (даже если на первый взгляд они кажутся очень простыми).

Также мы предложим не готовые шпаргалки или шаблоны, а опишем подходы к решению задач и навыки, которыми должен обладать собеседник, и которые положительно выделят его на фоне других кандидатов.

Вопрос 1. Что такое управление уязвимостями в вашем понимании?

Неправильно:

  • «Управление уязвимостями — это просто установка всех доступных обновлений на системы»;

  • «Мы занимаемся управлением уязвимостями только тогда, когда что-то пойдет не так, или когда появляется информация о большом инциденте»;

  • «Это просто использование какого-нибудь инструмента сканирования, чтобы найти уязвимости»;

  • «Для меня управление уязвимостями — это ведение отчетов и документации о найденных уязвимостях».

Правильно:

Нужно помнить, что управление уязвимостями – это постоянный процесс, который включает в себя не только регулярные оценки, но и классификацию, приоритизацию найденных уязвимостей, а также применение ряда мер для снижения риска их эксплуатации. Основная цель – свести к минимуму поверхности атаки и обеспечить максимальную безопасность систем от потенциальных угроз.

Вопрос 2. В чем разница между уязвимостью, угрозой и риском? 

Неправильно:

  • «Уязвимость — это когда кто-то пытается взломать систему, риск — это когда это у них может получиться, а угроза — это все, что связано с уязвимостями»;

  • «Уязвимость — это любой вирус или вредоносное ПО, которое попадает в систему»;

  • «Риск — это просто количество денег, которое мы можем потерять из-за угроз»;

  • «Угроза — это просто плохая вещь, которая может произойти с любым компьютером»;

  • «Риск — это просто то, что мы может пропустить, если не будем сканировать уязвимости.

Правильно:

  • Уязвимость — это слабое место или недостаток в системе (и далеко не только в ПО), который может быть использован злоумышленником.

  • Угроза — это потенциальное событие или действие, которое может использовать уязвимость для нанесения ущерба активам организации. Угрозы могут исходить из различных источников, включая кибератаки, природные катастрофы и т.д.

  • Риск — это оценка вероятности и потенциального влияния эксплуатации уязвимости с учетом имеющихся угроз, он комбинирует вероятность наступления угрозы и возможный ущерб, который может быть причинен.

Вопрос 3. Какие этапы процесса управления уязвимостями вы знаете? 

Неправильно:

  • «Мы просто исправляем каждую обнаруженную уязвимость»;

  • «Я просто использую CVSS Score, который всегда достаточно точен».

Правильно:

Процесс обычно включает в себя множество шагов, который включает не только постоянный мониторинг окружающей среды на предмет уязвимостей и угроз, но и:

  • Анализ и поиск активов, нуждающихся в защите;

  • Использование правильных инструментов и техник для оценки, приоритезации и устранения обнаруженных уязвимостей;

  • Документирование результатов и принятых мер по устранению.

Все эти шаги одинаково важны, и пропуск любого из них может говорить о низкой квалификации специалиста.

Вопрос 4. Вы нашли уязвимость. Какие шаги по приоритезации и устранению?

Неправильно:

  • «Отправляю уязвимость в общую очередь на устранение, не заботясь о том, как скоро она будет исправлена»;

  • «Устранять уязвимости в порядке поступления, начиная с самых свежих».

Правильно:

Профессионал ответит, что на приоритизацию и устранение влияют несколько факторов. Лучше перечислить как можно больше из них:

  • Критичность уязвимости, которая часто определяется различными системами оценки, например — CVSS;

  • Вероятность эксплуатации уязвимости;

  • Потенциальный ущерб от эксплуатации, включая потерю данных, финансовое воздействие и ущерб репутации;

  • Значимость затронутой системы для работы организации.

  • Регуляторные требования — обязательства по соблюдению нормативных актов могут определять срочность устранения. К ним, например, относятся 187-ФЗ, ГОСТ Р 57580, приказы ФСТЭК и др.

Вопрос 5. Какие инструменты или системы оценки уязвимостей обычно используете для поиска и приоритизации?

Неправильно:

  • «Какой дали инструмент, таким и буду пользоваться»;

  • «Я просто выбираю самый дешевый инструмент, чтобы сократить расходы»;

  • «Мне не важно, как часто выходят обновления, главное, чтобы инструмент работал»;

  • «Интерфейс и удобство использования не имеют значения, я просто дам команде инструкцию, как использовать тот или иной инструмент».

Правильно:

Назвать конкретные платформы, рассказать об инструментарии с их особенностями и личным опытом использования. Будьте готовы ответить на технические вопросы: работодатель опасается, что соискатель соврал в резюме. Если в опыте не так много используемых инструментов, лучше честно в этом признаться и рассказать только о тех, в которых вы правда хорошо разбираетесь.

Что касается систем оценки, здесь подход такой же – следует назвать только те, с которыми есть опыт работы и рассказать, на чем основывается та или иная метрика.

Скрытый текст

Важно: если вас точно хотят завалить, то попросят расшифровать похожую методику оценки: CVSS:3.1/AV:N/AC:L/PR:N/UI:N/S:C/C:H/I:H/A:H. Бегите — это не ваш работодатель.

Вопрос 6. Как вы справляетесь с уязвимостями «нулевого дня»?

Неправильно:

  • «Установлю патч или буду ждать, когда он появится в открытом доступе»;

  • «Я могу просто отключить все системы на всякий случай, если узнаю об уязвимости нулевого дня».

Правильно:

Будущий работодатель ожидает, что кандидат назовет как минимум несколько шагов. Это и активный мониторинг признаков эксплуатации, и информирование всех заинтересованных сторон, и временные меры контроля, и наличие четкой стратегии на случай реагирования на подобные инциденты. 

Вопрос 7. Как справляться с уязвимостью, которую нельзя сразу устранить с помощью патчей? А если продукт снят с поддержки или он вообще — open-sourse?

Неправильно:

  • «Я передам отчет с уязвимостью без рекомендаций по дальнейшим действиям, оставлю как есть»;

  • «Я подожду, пока объявят о патче, даже если продукт снят с поддержки».

Правильно:

Грамотно оценить риски и назвать как можно больше мер для компенсации неустраненной уязвимости. Это может быть и сегментация сети, и ограничение доступа или системы обнаружения вторжений, и взаимодействие с вендором, и альтернативные СЗИ, которые помогут заблокировать попытки эксплуатации до появления постоянного исправления.

Вопрос 8. Как вы оцениваете эффективность вашей программы управления уязвимостями?

Неправильно:

«Нет инцидентов/крупных инцидентов — значит работа выполняется качественно».

Правильно:

Эффективность можно измерить не одним, а сразу несколькими методами. Вот лишь три из них — но чем больше вы назовете, тем лучше:

  • Проведение внутренних или внешних аудитов для оценки существующих процессов и контроля.

  • Отслеживание таких метрик, как количество выявленных уязвимостей, время на их устранение и процент обновленных систем.

  • Проведение регулярного тестирования на проникновение для проверки эффективности внедренных мер безопасности.

Скрытый текст

Мы не назвали здесь еще как минимум две меры – какие из них? Пишите в комментариях.

Вопрос 9. Каковы распространенные проблемы в управлении уязвимостями?

Неправильно:

  • «Во всем виноваты другие департаменты или отделы»;

  • «У нас нет проблем, потому что мы используем лучшие инструменты»;

  • «Проблемы возникают только с устаревшими системами»;

  • «У нас никогда не бывает никаких проблем с управлением уязвимостями».

Правильно:

Не перекладывать ответственность на ИТ-, бизнес-департаменты или другие смежные подразделения, а также не отрицать существование проблем. Нормально сообщить о таких подводных камнях, как большие и сложные ИТ-инфраструктуры, в которых сложнее обнаружить уязвимости, ограничения в бюджете и персонале, нехватка времени и ресурсов, меняющийся ландшафт угроз и т. д. Важно правильно формулировать свою мысль — никого не обвинять в ошибках и проблемах, а четко рассказать о тех усилиях, которые были и должны быть предприняты для устранения уязвимости.

Вопрос 10. Как вы остаетесь в курсе последних уязвимостей и угроз?

Неправильно:

  • «Использую один источник информации, например — бюллетени вендоров»;

  • «Я не слишком озабочен отслеживанием новых уязвимостей, у нас для этого есть инструменты»;

  • «Я просто жду, когда нам сообщат об этом сверху, если это важно».

Правильно:

Использовать сразу несколько источников. Это могут быть обновления от поставщиков, ИБ-компаний и профильных регуляторов, участие в форумах и использование сервисов разведки угроз.

Также важно постоянное прохождение курсов и участие в вебинарах, например – в рамках образовательного направления Solar Method, состоящего из интерактивных занятий, сессий Q&A, отработки навыков на нашем киберполигоне и индивидуальной обратной связи от экспертов с многолетним опытом отражения кибератак.

Вопрос-бонус. Что важнее — Vulnerability Assessment или тестирование на проникновение?

Неправильно:

  • «Назвать только один вариант»;

  • «Я не думаю, что одно из них необходимо, у нас уже есть брандмауэр».

Правильно:

Два одинаково важных процесса, которые должны осуществляться параллельно друг с другом. Нельзя ограничиться только VM или пентестом, если претендуешь на высокий уровень зрелости ИБ. Также на собеседовании важно пояснить, чем один процесс отличается от другого.

Вместо итогов

Становится очевидным, что успех в области управления уязвимостями требует глубоких знаний и гибкости. Успешные кандидаты должны демонстрировать не только техническую компетентность, но и стратегическое мышление, умение эффективно общаться и сотрудничать с другими командами. Именно поэтому важно действительно глубоко погрузиться в специальность перед тем, как идти на собеседование на данную позицию.

Помня о важности баланса между техническими навыками и навыками взаимодействия, специалисты по управлению уязвимостями смогут лучше справляться с возникающими угрозами и способствовать укреплению защиты своей организации. Именно такой всесторонний подход будет определяющим в обеспечении безопасности и успешном карьерном росте в сфере кибербезопасности.

Спойлер: в следующей части мы расскажем, как перейти из ИТ в ИБ.

Авторы:

Роман Долгий, руководитель направления специальных сервисов Solar JSOC, ГК «Солар». 

Юрий Брежнев, аналитик группы эксплуатации сервисных платформ ГК «Солар».

Комментарии (2)


  1. ahdenchik
    06.08.2025 09:19

    половина ИБ-специалистов начального и среднего уровня не проходят технические собеседования

    Выходит, что:
    - специалист по управлению уязвимостями должен быть сеньором-программистом
    - HR, чтобы нормально собеседовать ИТшников, должен быть сеньором-программистом
    - PM, чтобы нормально ставить задачи, должен быть сеньором-программистом

    и т.д.


    1. SolarSecurity Автор
      06.08.2025 09:19

      Спасибо за вопрос, вы подняли интересную тему "насколько глубоко HR должен знать предметную область, чтобы нанять правильного специалиста")

      Нам кажется, что HR должен владеть предметом, чтобы нанять профильного специалиста. Но ни HR, ни PM, ни VM-cпециалист не должны быть senior-программистами. Все они должны разбираться в базовых терминах предметной области, чтобы не получился испорченный телефон на собеседовании и далее при постановке задач в рабочем процессе