
Создание хоррора для портативной консоли кажется трудной, практически невыполнимой задачей. По определению, портативками пользуются вне дома: в дороге или сидя в очереди. Ужасы, в свою очередь, требуют полного погружения и правильной атмосферы.
И всё же попытки сделать ужастики, которые могут сопровождать игрока повсюду, были. Тем интереснее, что многие из них используют особенности систем, для которых они создавались. Так что сегодня PSP и Nintendo DS будут пугать, а не веселить.
▍ Большие ужасы на маленьком экране
Дабы обозначить рамки исследуемого материала, поделюсь своим (возможно, спорным) мнением — эра портативок закончилась на 3DS/Vita. Сейчас на рынке господствует Nintendo Switch и различные портативные компьютеры вроде Steam Deck или Lenovo Legion. Ввиду их относительно большой мощности и схожей с современными ПК архитектурой, на данных устройствах можно поиграть в большинство актуальных игр или портов, включая хорроры. Так что порты Amnesia на Switch или запуск ремейка Silent Hill 2 на дэке не считаются. Также ради чистоты эксперимента я исключил игры, которые можно запустить по обратной совместимости, например тайтлы с PS1, которые официально выпускались на PSP.

Вернёмся во времена проприетарных версий и эксклюзивов, когда разработчики по-разному ухищрялись при разработке игр для слабых устройств. Особенно это касалось создания разнообразных спин-оффов для игр со «старших» консолей.

Чаще остальных на «портативках» появлялась, что неудивительно, самая популярная хоррор-серия — Resident Evil. История портативных «резидентов» начинается с Resident Evil Gaiden, странной неканоничной игры для GameBoy Color, в которой игрок управляет героем с видом сверху, переключаясь на мини-игру от первого лица во время сражений. Сегодня игра интересна как артефакт эпохи, но слишком уж она отличается от основной линейки — от тревожной атмосферы оригинала здесь мало что осталось.

Интереснее становится на DS, следующем поколении карманных консолей. Считается, что лучшим способом поиграть в оригинальный резик является ремейк 2005 года. Однако я бы поспорил, ибо есть Resident Evil: Dead Silence (видите юмор?). Это не просто порт с PS1 — помимо QoL изменений (60 фпс, разворот на 180, отдельная кнопка для ножа) в игре доступен режим Rebirth, в котором появляются новые пазлы, использующие возможности DS вроде микрофона или тачскрина.

Также некоторые бои с зомби начинаются с мини-игры, где от зомби нужно отбиваться ножом, «размахивая» им при помощи стилуса. Перед тем, как играть в ремейки, я предпочитаю пройти оригинальные игры, так что Dead Silence помогла мне начать прохождение оригинальных RE, которые уже давно находятся в моём списке «на потом».

Для 3DS Capcom не пожалели сил и выпустили удивляющую графически Resident Evil: Revelations. Изначально создававшаяся с 3DS в уме, Revelations можно назвать возвращением к корням на фоне экшен-ориентированных пятой и шестой частей — мрачный тон, медленный темп игры и уменьшенный масштаб сюжета больше напоминают первые четыре части.

История игры происходит между четвёртой и пятой частями, так что для полного погружения желательно быть уже прожжённым фанатом серии. Однако, учитывая общий уровень сюжета серии RE, можно особенно не вдаваться в детали и нырнуть в местную безумную атмосферу ужастиков категории «Б». Геймплей и графика игры впечатляют, учитывая платформу игры; однозначно можно сказать, что один из самых запоминающихся тайтлов для 3DS.

Чего не скажешь о другом появлении серии на портативке Nintendo. Resident Evil: The Mercenaries 3D по своей сути является режимом «наёмники» из четвёртой части, выделенным в отдельную игру: перед игроком арена, наполненная мобами, и таймер с временем, по истечении которого нужно с этими мобами справиться.

Mercenaries 3D не пытается быть тем, чем она не является. Тут нет никакого подобия сюжета, только основной режим, доступный для одиночной игры или в мультиплеере. Я знаком с серией в первую очередь благодаря оригинальной «четвёрке», так что местный геймплей мне пришёлся по душе. Безобидное развлечение для фанатов на несколько часов, для людей «со стороны» оно вряд ли будет так интересно (хотя шанс увлечься геймплеем и затем попробовать основные игры всегда есть).

Ну и кратко про Revelations 2. Сиквел одного из главных тайтлов 3DS не посетил раскладушку, и из всех портативок вышел только на PS Vita. «Виты», к счастью или сожалению, у меня нет, и знаком с игрой только по ПК-версии. Но из того, что можно найти в интернете, выглядит игра на устройстве Sony слабо.
Сильно ужатые текстуры и звук — заметно, что игру делали не сами Capcom
Перейдём к другой крайности жанра survival horror — Silent Hill. Если «Резик» с самых истоков был больше про экшен и сюжеты в духе дешёвых боевичков про зомби-вирус, то «Холмы» больше берут атмосферой и загадочными историями. В Silent Hill: Origins я играл уже будучи хорошо знакомым с оригинальной тетралогией (что рекомендуется, так как это приквел первой игры), и садясь за первую портативную часть легендарной серии невозможно не заметить отличия от предшественников. Тон изменился, сюжет стал более банальным и клишированным.

Арт-дизайн игры как будто старается понабрать максимум элементов из предыдущих частей, но отсутствует оригинальный посыл и чувство меры. Не сказать, что сюжет и окружение выглядят совсем плохо и безвкусно, подобные эпитеты скорее относятся к последним сиквелам серии. Origins же выглядит как приятный пастиш, продукт любви и уважения к серии от фанатов и для фанатов, которому не хватает смелости выйти за рамки заданной оригинальными частями эстетики.

С технической стороны, для игры на PSP, конечно, игра выглядит замечательно: стабильное количество кадров, красивые текстуры, несильно порезанный звук (как это часто бывает на портативных консолях). Так что, если дома завалялась легендарная «Пиха», то поиграть в первый не-японский «СХ» стоит как минимум ради саундтрека от Акиры Ямаоки.
Также ради полноты надо отметить, что на PSP выходил порт Shartered Memories, попытки взглянуть на оригинальный Silent Hill под другим углом от разработчиков Origins. Но как и с портом Origins для PlayStation 2, лучше поиграть на оригинальном железе.

▍ Мал, да пугал
От франшиз с уже устоявшейся историей перейдём к хоррорам, которые зародились на карманных девайсах.
Фанаты визуальных новелл и видеоигр из Страны восходящего солнца (а эти группы часто перемешиваются) с ходу назовут две японские серии игр, в центре безумного сюжета которых находится суд, поиск улик и прочие детективные дела. Первая, более знакомая широкой публике, Ace attorney (к слову, она тоже дебютировала на портативной консоли, а именно GBA). Второй же является Danganronpa, выпущенная Spike Chunsoft в 2010 году для PSP.

Danganronpa: Trigger Happy Havoc не является хоррором в прямом смысле, а скорее психологическим триллером. Однако не дайте себя обмануть, эта игра наполнена гротескными моментами, эффект от которых усиливают художественный стиль и саундтрек. Угловатые дизайны окружения и героев, «зацензуренная» розовым цветом кровь и нагнетающие электро-джаз вперемешку с роком (вообще жанр саундтрека определить тяжело, целая палитра стилей и эмоций) справляются с созданием атмосферы отчаяния и безнадёжности. Немудрено, что создатели вдохновлялись серией «Пила».

Визуальная новелла с, говоря прямо, набором мини-игр в виде заседания «суда» подходит для портативного формата как нельзя лучше. Это история о школьниках, каждый из которых является лучшим из лучших в той или иной сфере, запертых в стенах «школы», выбраться из которой можно только убив другого участника и оставшись нераскрытым на суде. Повествование делится на шесть глав и в любой момент можно сохраниться, что идеально подходит для коротких сессий. Во время «судов», происходящих в конце каждой главы, наоборот, от игрока требуется максимальная концентрация и внимание к деталям. Разные фазы заседания сопровождаются определёнными режимами: нужно будет определить, в чём говорящий неправ и ткнуть его в это, создать комикс с верной хронологией событий и отбивать ритм во время финального аргумента.

Кому-то Danganronpa может показаться излишне несерьёзной и «анимешной», но мне кажется, что дать шанс игре можно — как общий сюжет, так и истории отдельных персонажей интригуют. На PSP за пределами Японии вышла только первая часть. Однако все три основные игры и спин-оффы можно найти на Vita и Switch.

А вот ныне забытая серия Dementium когда-то казалась надеждой хорроров на портативках. Изначально задуманная как новая часть Silent Hill, но после отказа Konami переросшая в отдельную франшизу, Dementium: The Ward является одной из самых прямолинейных игр ужасов на DS и портативках вообще. Психиатрическая лечебница, герой с амнезией, ограниченные ресурсы, замысловатый сюжет и образы — Dementium не пытается быть уникальной и, возможно, в этом её плюс. Приятно провести ночь за подобной игрой, особенно если вы, как и я, любите «Лестницу Джейкоба» и «Сайлент Хилл».

Помимо борьбы против монстров, бывших, судя по всему, пациентами местного медучреждения, игра наполнена пазлами разной степени мудрёности. Что мне понравилось, это то, как игра использует возможности DS. Движения стилуса по нижнему экрану отвечают за камеру; на нём же можно переключать оружие или писать в блокноте. Последняя фича очень кстати — некоторые подсказки могут пригодиться только спустя час игры.
Уникальных геймплейных элементов или берущего за душу сюжета тут действительно нет, и хотя попытка создать шокирующую драму из судьбы главного героя проглядывается, результат довольно посредственный. Renegade Kid, ныне закрытая студия, выпустила крепкий хоррор-экшен, одним из главных достоинств которого является техническая сторона. Стабильные 60 кадров (и это на DS!), плавные анимации, проработанное окружение и эффекты. Раздражает же местная система сохранений, которая совсем не подходит для портативного формата.

Сегодня в первый Dementium лучше играть на 3DS. Ремастер 2015 года исправил проблемы оригинала вроде расположения сейвов и подтянул картинку. Сиквел игры, попавший за пределы DS только в виде ужасного ПК-порта, берёт всё, что было в оригинале, и умножает на два. Больше оружия, больше врагов, разнообразнее арены — только нарратив всё также никакой. После закрытия Renegade Kid права перешли студии Atooi, которая переиздала первую игру для всех современных платформ. Однако при прохождении на PlayStation 5 или Switch шарм игры теряется. Как будто душа этой игры принадлежит портативным раскладушкам Nintendo, но в высоком разрешении и без стилуса в руке. В результате получился очередной заурядный хоррор про чудовищ в психбольнице.

▍ Необычный ужас

Напоследок я оставил наиболее, по моему мнению, странные или необычные игры, которые я попробовал во время подготовки к данной ретроспективе.
Первой такой маленькой игрой является The Starship Damrey от двух разработчиков из компании Level-5. Это короткое приключение на пару часов, и чем меньше знаешь про сюжет, тем лучше. Если максимально общо, то мы играем за пилота, который просыпается на космическом корабле и не может полноценно двигаться. Кажется, что на судне больше никого нет, и дабы распутать местную тайну игроку потребуется дистанционно управлять грузовыми роботами, исследуя коридоры и решая пазлы.

Перед началом игры появляется экран, оповещающий об отсутствии каких-либо туториалов и что игроку необходимо додуматься до всего самому. Это правда — разработчики постарались убрать из игры все недиегитические элементы из интерфейса. Никаких надписей «поверх» игры, экранов с количеством ресурсов; даже все меню кроме паузы (где есть только кнопки «продолжить» и «выйти из игры») оформлены как непосредственно часть игрового мира, с которой взаимодействует протагонист-игрок.
Игра начинается с продолжительного пазла из разных секций, где действительно не дают никаких подсказок о том, что делать дальше, и приходиться на ощупь разбираться в активации местного бортового компьютера. К сожалению, этот пазл является самым «интерактивным» и интригующим — после такого весёлого начала ожидаешь, что все последующие загадки будут также предоставлять уникальные ситуации и полагаться на интуицию.

Не сказать, что дальнейший игровой процесс ужасно скучен. Нет, нам расскажут интересную историю, и дадут вдоволь покататься на местном Валли: хронометража игры в два часа как раз хватает, чтобы показать арсенал интерактивных головоломок. Хоррор-элементов в игре не так много, но несколько жанровых клише вроде раскиданных тут и там скримеров и необычного саунд-дизайна (в игре напрочь отсутствует музыка, так что все два часа вы проведёте в тишине потерянного корабля и возникающих подозрительных шумах) держат в напряжении.

В общем, как proof-of-concept это замечательный проект. Многие элементы представлены в зачаточном состоянии, но их уже хватает для крепкой двухчасовой игры. Жаль, что развитие этих идей мы пока что не увидели.
Другим забытым проектом, на этот раз с DS, является Another Code: Two Memories, известная в американском регионе как Trace Memory. Это, наравне с Dusk Hotel, самая известная игра давно закрытой японской инди-студии Cing.

Феномен Cing — маленькой независимой студии, существовавшей во времена, когда инди-сцена была далеко не так развита как сейчас, сам по себе заслуживает отдельного материала. Но если вкратце, эта студия при создании своих игр ставила задачу преодолеть рамки возрастных и половых категорий, то есть делать сюжетноориентированные игры для каждого.

Из этой ориентации на каждого рождается одна из особенностей Another Code — эклектичность настроений и жанров. Да, это снова не хоррор как таковой. В отличие от Danganronpa, тут даже нет гротескных казней или брызг крови. Но сюжет тут тоже начинается с исчезновения одних людей и смерти других. Атмосфера игры умудряется сочетать детскую наивность и чувство исследования, свойственные главной героине, Эшли Роббинс, с недосказанностью и ужасом коридоров заброшенного поместья Блада Эдварда.
Настроение такое, будто с каждой новой комнатой эта милая адвенчура рискует превратиться в фестиваль расчленёнки и чего похуже, как это порой бывает в японских играх. Но нет, ничего за гранью рейтинга 12+ в игре действительно не произойдёт, но это необъяснимое ощущение загадочности и жути вокруг не покидает до самого конца.

Большую роль играет жутковатый, и при этом такой успокаивающий саундтрек. Эхо, резко врывающиеся инструменты диссонируют с милыми и спокойными мелодиями. Another Code использует буквально все фишки DS — стилус нужен и для движения, и для пазлов, умело используются оба экрана, даже в микрофон придётся подуть.
Эшли прибыла на остров с целью найти родителей, считавшихся давно умершими, и на протяжении истории между собой будут пересекаться две сюжетные линии с разницей почти в век. Темы семейной вражды, воспоминаний и манипуляций ими являются здесь основными, и хотя под конец не остаётся явных сюжетных пробелов, игру как будто окутывает аура недосказанности и таинственности.

До недавнего времени о Cing и их играх помнили лишь самые преданные фанаты, но в начале 2024 года, к удивлению многих, на Switch вышел ремейк обеих частей — Another Memory: Recollection. Творческим руководителем ремейка выступил создатель серии и теперь эти удивительные игры с DS и Wii доступны широкой публике. Однако с визуальной точки зрения шарм первой части был утерян — виной тому перенос в 3D и отсутствие статичных задников. Так что выход ремейка не отметает достижения оригинальной игры, а скорее предоставляет другой взгляд на знакомую вселенную.

Среди других интересных хорроров на портативках я бы выделил милые, с любовью пародирующие тропы жанра Luigi’s Mansion 1 и 2, и AR-эксперимент Spirit Camera, о которых я уже рассказывал в материале про 2DS; Creeping Terror, своеобразную дань уважения Clock Tower, одной из прародительниц видеоигровых ужасов; серию Zero Escape от создателей Danganronpa для DS и 3DS, ещё одну франшизу психологических триллеров.

Хардкорным любителям японщины по душе придутся ремейк Corpse Party, выходивший вместе с сиквелом на PSP и позже посетивший 3DS, и Theresia, игра с одной из самых «взрослых» и интересных историй на DS, страдающая от нелогичных и просто бесящих пазлов. Если не хотите со злости сломать свою приставку или играть по гайдам, то можно посмотреть пересказ сюжета на YouTube. Печально, что такая необычная и по-настоящему жуткая игра осталась на устаревшей платформе и отпугивает от себя мучительным геймплеем в духе средненьких квестов из 90-ых.

▍ Вот и ужасу конец
Портативные хорроры являются некоторой аномалией — до относительно продвинутых технически PSP и DS, их реализация на карманных системах была практически невозможна. RE Gaiden и прочие игры, которые относят к жанру из-за их тематики (например Alone in the Dark: The New Nightmare или Alien 3) не пугают и не имеют какой-либо атмосферы ужасов из-за ограниченных ресурсов. Их попытки создать «страшный» саундтрек и декорации выглядят сегодня забавно и нелепо.

С неофициальной смертью портативных консолей и переходом к портативным ПК, облачным устройствам (вроде PlayStation Portal) и Switch жанр исчез, ибо эти современные устройства запускают те же мультиплатформенные проекты с ПК и домашних консолей. Закончилась эра игр, выпускаемых с учётом особенностей маленького устройства, и часто дающих уникальный опыт по сравнению с версиями для домашних систем.
Не хочется заканчивать на грустной ноте, но необходимо констатировать, что маленькая нишевая область видеоигровой индустрии была утрачена. Остаётся только копаться в том, что уже было выпущено или наблюдать за тем, как энтузиасты делают неофициальные порты и ремейки для устаревших платформ. А в какие хорроры на портативках играли вы?
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

aik
Сегодня как раз ренессанс портативок. Не только свитчи и стимдеки, но и куча ретро-консолей, которые делают портативными всякие там ps2, gamecube и прочие wii. При этом уже и на xbox и ps3 замахиваются.
Hawkeye889 Автор
Ну это немного не то. Речь идет об условно тру-портативных консолях, со своими эко-системами, эксклюзивными линейками игр и прочим. Портативные компьютеры/эмуляторы устройства иного толка.