SAP ушёл, а вместе с ним — множество инструментов для контроля показателей и автоматизации процессов. Но у части модулей есть альтернативы в российских решениях! Кое-что я покажу вам на примере системы «Первая Форма», в которой работаю сама.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bd1/4c3/d37/bd14c3d37c21d282fd27a0261c8e136b.png)
Навигация по модулям, для которых есть альтернатива:
Управление карьерным ростом сотрудников как в SAP SuccessFactors
Кратко о модуле SAP SuccessFactors (SF). Он отвечает за развитие команды и позволяет ставить контрольные точки в достижении нового грейда, отслеживать прогресс, собирать мнения коллег и проводить обучающие тренинги.
В компании, где я работаю, много внимания уделяется развитию команды. Поэтому у нас по каждому проставляют оценки по хард и софт скиллам, расписывают траекторию карьерного роста, формируют кадровый резерв и собирают обратную связь — всё это происходит в одной системе.
Я сама руководитель. Когда мои подчинённые набирают необходимое количество баллов по хард и софт скиллам, чтобы перейти на следующий грейд, система присылает мне отчёт и создаёт задачу, чтобы я рассмотрела повышение.
![Пример оценки бизнес-аналитика Пример оценки бизнес-аналитика](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f10/24c/fba/f1024cfba5bf45ce866aaf07bf6e22ac.png)
Раз в год мы все проходим оценку по методу «360 градусов». Система автоматически выбирает коллег, с которыми взаимодействуешь чаще всего, и присылает им анкету.
В нашем отделе регулярно проходят внутренние обучения. Мы организуем их просто — собираемся в нашей ВКС, потом запись и расшифровку сохраняем в базе знаний.
![Я в кадр не попала Я в кадр не попала](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/58a/aeb/c17/58aaebc17fc93a6bc397d76cff66d59e.png)
Кадровые процессы как в SAP Human Capital Management
Кратко о программном модуле SAP Human Capital Management (HCM). Автоматизирует все кадровые процессы, связанные с жизненным циклом сотрудника в компании. Он состоит из множества подмодулей, которые отвечают за развитие, КЭДО и дисциплину.
В нашей системе автоматизированы все HR-процессы: от появления вакансии и подбора специалиста до ежедневной рутины вроде запроса справок или планирования командировок. В этом смысле она — полная альтернатива SAP.
Когда наш HR инициирует процесс приёма сотрудника, «Первая Форма» дальше всё делает сама: заводит задачи, подключает ответственных, создаёт кандидату учётную запись и запрашивает у кандидата документы.
![В задаче на приём сотрудника собирается вся информация о кандидате В задаче на приём сотрудника собирается вся информация о кандидате](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0de/a6b/79d/0dea6b79ddd4a91bbd909b5159a280f5.png)
С онбордингом ситуация похожая. Система автоматически ставит новичку задачи на ознакомление с корпоративными регламентами, планирует встречи с HR-специалистом и руководителем, а в конце испытательного срока собирает обратную связь.
Когда мне надо в отпуск, я не пишу заявление на бумаге и не несу его на подпись по кабинетам. Надо только отметить в системе желаемые даты и согласовать с руководителем. В нужное время система сама сделает пометку об отсутствии в календаре сотрудника и передаст доступы к его задачам заместителю.
![Чтобы понять, не пересекаются ли отпуска у сотрудников, достаточно глянуть на диаграмму Чтобы понять, не пересекаются ли отпуска у сотрудников, достаточно глянуть на диаграмму](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/10b/c50/8db/10bc508db771e610e05b8801b4d29be6.png)
Для расчёта зарплаты и оставшихся дней отпуска у нас настроена интеграция «Первой Формы» с учётной системой. Система принимает и отдаёт данные, собирает их в дашборды и отображает в личном кабинете каждого сотрудника.
Электронный документооборот как в SAP Document Management System
Модуль SAP Document Management System (DMS) позволяет управлять корпоративной документацией, контролировать доступ к ней и подписывать её в электронном виде.
Наша альтернатива SAP DMS — встроенная СЭД, куда ещё дополнительно интегрирована ЭЦП. Вручную документы заполнять не надо. Они формируются по шаблону. Часть данных подгружается из Контур. Диадока, 1С или других систем — с ними настроена интеграция.
Редактируем файлы тоже в системе, во встроенном редакторе Р7. Это российский аналог Word.
Когда документ готов, остаётся только запустить его согласование. Система запрашивает подпись у всех ответственных, а в их календарях отмечаются дедлайны. Когда требуются доработки, я и другие ответственные сотрудники получаем уведомление.
![Так можно подписать документ или отклонить подпись Так можно подписать документ или отклонить подпись](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/323/e4f/ce1/323e4fce12b431a33257a64eb390c20e.png)
Контроль заявок на корпоративные закупки как в SAP Advanced Planner and Optimizer
Модуль SAP Advanced Planner and Optimizer (APO) предназначен для анализа спроса на товары, приоритезации клиентских запросов, планирования поставок и отслеживания движения грузов. Он позволяет контролировать логистические операции и прогнозировать изменения спроса.
Конечно, весь этот модуль заменить очень сложно. Но мы реализовали похожие функции для клиента, «Спортмастера», — создали портал, где сотрудники могут оставлять заявки на закупку неторговой продукции.
На корпоративном портале сотрудники «Спортмастера» смотрят доступные товары, выбрать количество, формируют срочную или несрочную заявку. Система сама консолидирует их и запускает процессы согласования. А сотрудник может контролировать статус в личном кабинете.
![Срочная заявка, товар по которой уже отгрузили Срочная заявка, товар по которой уже отгрузили](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ead/385/e02/ead385e028f54a87d06ea4e91a4cd8d1.png)
Ещё один пример — для другого клиента мы интегрировали в CRM-систему робота для отслеживания движения грузов.
По данным о поставке он ищет информацию на десятках логистических сайтов и собирает её в системе. Там же можно задать приоритет грузам и отследить график платежей по нему.
![В карточке собираются даже названия промежуточных пунктов доставки — на случай, если груз застрянет на одном из них или потеряется В карточке собираются даже названия промежуточных пунктов доставки — на случай, если груз застрянет на одном из них или потеряется](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cd7/06f/112/cd706f112a6daa2dbf3833d2091ebd8e.png)
Отслеживание жизненного цикла продуктов как в SAP Product Lifecycle Management
SAP Product Lifecycle Management (PLM) автоматизирует процессы на всех этапах создания продукта: от разработки концепта до сбора обратной связи и улучшений. С его помощью можно обсуждать и согласовывать документы на расстоянии, формировать базу знаний с инструкциями по сборке и обслуживанию, подключать внешних подрядчиков и контролировать их работу.
Тут я снова буду опираться на клиентские проекты. На моей памяти было минимум три примера фактической замены SAP PLM для трёх крупных российских компаний: производителей одежды, лекарств и ПВХ-труб.
У каждого шага в процессе разработки есть чёткие дедлайны, которые отслеживает система. Все коммуникации прозрачны, что особенно важно для фармпроизводства.
Работа по созданию продукта ведётся в задачах, где сотрудники могут обсуждать каждый этап, возвращать продукт на доработку, прикладывать и согласовывать документы.
![Этапы могут проходить последовательно и параллельно Этапы могут проходить последовательно и параллельно](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1be/141/3c9/1be1413c9df262a3b819077a7e6a1a82.png)
Все данные по конкретному продукту хранятся в его карточке. К ней можно обратиться, чтобы отследить жизненный цикл или посмотреть документацию.
За счёт того, что система поддерживает интеграцию с 1С и другими учётными системами, получается избежать двойного ввода данных, получить подробную аналитику и оптимизировать рутинную работу.
Учёт трудозатрат как в SAP Cross Application Time Sheet
Модуль Cross Application Time Sheet (CATS) отвечает за контроль рабочего времени. Это табель, в котором фиксируется, сколько часов сотрудник потратил на задачи. Руководитель на основе этих данных может оценить ход проекта, рассчитать премии и проанализировать производительность труда.
В нашей системе альтернативой SAP CATS является наш табель трудозатрат. При создании проекта она анализирует загрузку специалистов, сроки и бюджет, а затем распределяет время работы так, чтобы избежать овертрейдинга и простоя ресурсов. Этот план можно корректировать.
![Помечаем, когда будем копать от забора и до обеда Помечаем, когда будем копать от забора и до обеда](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/39b/f96/1f1/39bf961f153b716c19a73d8d1684ef6c.png)
Потом надо зафиксировать фактически потраченное время. Оно подтягивается в паспорт проекта, где система делает перерасчёт. Если кто-то из моих сотрудников превышает норму отработанных часов, система просигналит мне об этом.
Система просчитывает процент выполнения KPI и рассчитывает наши премии на основе всё тех же трудозатрат. Но, как говорится, премию ещё надо заработать, а для этого — попасть на проект. Букирование делаем в системе: формируем заявку, указываем проект, срок брони и нужные часы. После этого система оценивает загрузку специалиста, с учётом праздников в разных регионах и плавающего режима работы некоторых коллег. Из всех бронирований формируется интерактивный сводный график.
Кстати, если вы — бизнес-аналитик, обратите внимание на открытые у нас вакансии. Может станем коллегами :)
Контроль коммуникации с клиентами как в SAP Customer Relationship Management
SAP Customer Relationship Management (CRM) объединяет менеджеров, клиентов и партнёров в полный, замкнутый цикл продаж. Модуль помогает контролировать взаимоотношения с клиентами от первого касания до заключения договора и других взаимодействий.
Наша альтернатива SAP CRM реализована прямо на базе «Первой Формы». Мы настроили её под себя, клиентам — автоматизируем так, как им надо, включая даже самые нетипичные процессы.
Здесь можно быстро наполнять и сегментировать клиентскую базу, отслеживать статусы сделок на Kanban-доске, анализировать воронку продаж.
![Чтобы просмотреть номенклатуру, узнать больше о взаимодействиях в рамках сделки и посмотреть информацию о самом клиенте, достаточно кликнуть по карточке сделки Чтобы просмотреть номенклатуру, узнать больше о взаимодействиях в рамках сделки и посмотреть информацию о самом клиенте, достаточно кликнуть по карточке сделки](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0f3/83f/f79/0f383ff7977718c440478840925c0ad7.png)
У сейлов все козыри на руках — у них есть подсказки по заполнению карточек и результатов касаний, чек-листы по подготовке к переговорам и база знаний.
Коллеги созваниваются с клиентами с помощью интегрированной телефонии. А если они пропустят входящий звонок или документы не поступят в срок, система оперативно об этом сообщит.
Результат выполнения KPI по всему отделу и каждому сейлу попадает на сводный дашборд. Так РОП видит, выполнит ли отдел план.
Автоматизация процессов и интеграция внешних сервисов как в SAP NetWeaver BPM
SAP NetWeaver — платформа для быстрой разработки бизнес-процессов, в которые могут быть включены как другие модули SAP, так и подключаемые по API внешние сервисы. Она работает по нотации BPMN и позволяет автоматизировать создание корпоративных задач, подключение специалистов, согласования.
У нас процессы настраиваются в визуальном редакторе. Что радует — модель процессов проще, чем BPMN, но при этом более гибкая.
Можно настроить: поля, маршруты жизненного цикла процессов, параллельные и последовательные согласования, назначение сроков и ответственных, уведомления и многое другое.
Процессы в системе реализуются посредством событийно-ориентированной архитектуры. Перевожу на человеческий —> администратор может задать реакцию на любое событие без программирования. Например, если срок задачи вышел, руководителю придёт уведомление, а если сотрудник подписал документ, система сама отправит его в 1С.
![Схема маршрута процесса с графическим отображением настроек Схема маршрута процесса с графическим отображением настроек](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/dbe/f6b/e4d/dbef6be4d9304081f47678e90f936a06.png)
Как и SAP NetWeaver, «Первая Форма» может интегрироваться с внешними сервисами по API: Контур. Фокус, 1С: ЗУП, сервис определения погоды, умные шлагбаумы, любые карты, КриптоПро и многое другое.
Аналитика показателей бизнеса как в SAP Business Intelligence
SAP Business Intelligence (BI) — модуль для анализа бизнес-данных. Он агрегирует показатели со всех модулей SAP, составляет детальные отчёты и позволяет прогнозировать будущие результаты компании. BI покупается и устанавливается отдельно, без него не добиться полноценной аналитики процессов
Альтернатива SAP BI реализована в системе без покупки дополнительных модулей, чему очень рад наш финдир. «Первая Форма» может собирать в отчёты и дашборды все данные, которые в неё попадают.
У нас настроен дашборд по показателям отдела, где следим за выполнением плана и доступными ресурсами.
![На дашборде можно отследить как трудозатраты в рамках проектов, так и бонусы сотрудников На дашборде можно отследить как трудозатраты в рамках проектов, так и бонусы сотрудников](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/568/21e/a23/56821ea2337b0e6d9e6f3c56372e4cb7.png)
Дополнительные возможности: мобильное приложение и вёрстка интерфейсов
Для работы из любой точки есть мобильное решение SAP ERP, а также приложения под каждый отдельный модуль. Также есть отдельное приложение SAP Work Manager для удалённого мониторинга техобслуживания.
Всё, что можно настроить в веб-версии BPM-системы, доступно в мобильном приложении. Согласовать документы — пожалуйста, внести отработанные часы — пожалуйста, написать что-то в рабочий чат — пожалуйста.
![Созвониться по ВКС с мобилки можно, это одна из самых важных опций Созвониться по ВКС с мобилки можно, это одна из самых важных опций](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/736/db2/368/736db2368c98e2a1e41fb085d7439791.png)
Мобильное приложение по гибкости не уступает веб-версии. Я как раз вела проект для Фонда «Сколково», где создали суперапп. Мы настроили типовые автоматизированные рабочие места для разных пользователей приложения SkolCity.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/740/c4b/766/740c4b766304d89dbb8adef8c385abb8.png)
Родители учеников Международной гимназии «Сколково» могут просматривать табель успеваемости ребёнка. Арендаторам доступна оплата апартаментов и вызов клининга. Резиденты могут бронировать переговорные, оборудование и услуги аутсорс-команд.
На этом всё! Спасибо, что прочитали. Буду рада ответить на вопросы и узнать, какие модули SAP вы импортозаместили и каким решением.
Комментарии (12)
DarkWolf13
18.03.2024 07:46еще бы получить работающие решения по миграции с большим объемом уже имеющихся данных, и последующая работа с собственным накопленным массивом данных и с миграции....несколько раз сталкивался что при работе на тестах все красиво...а как только идет большой массив, система начинает затыкаться....
PhysicalGraffiti
18.03.2024 07:46Вроде бы все было гладко в статье, пока глаз не наткнулся на явную чушь: "Для работы из любой точки у SAP есть мобильное решение SAP Business One". В то время, как на самом деле: SAP Business One is an enterprise resource planning (ERP) application designed for small and medium-sized enterprises (википедия). Мобильный клиент есть и у SAP BO и у большого SAP ERP или S4. У него были разные реализации, сейчас продвигается решение на базе FIORI (ранее были mobility и SUP).
Начал читать внимательнее, и вот снова фигня написана: Модуль SAP Advanced Planner and Optimizer (APO) предназначен для анализа спроса на товары, планирования поставок и платежей, отслеживания движения грузов . Он не предназначен для платежей. Это вообще другое. Цитата: Система SAP APO способствует решению задач: приоритезации потребностей клиентов, оптимизации запасов и планов транспортировок, контингентированию (оптимизации плана производства и распределению в логистической цепи), резервированию мощностей на производстве, оптимизации переналадок оборудования и других задач, связанных с планированием и оптимизацией ресурсов. (отсюда)ATerekhanova Автор
18.03.2024 07:46Благодарю, поправила!
PhysicalGraffiti
18.03.2024 07:46Ну то есть, вы утверждали что функции есть и вы их заменили, не зная что же именно есть в SAP. Яснопонятно
menz1
18.03.2024 07:46Да тут в целом написана рекламная вода, без конкретики (сложно себя сравнивать с чем-то, чего не знаешь даже по гуглу). Например, тот же BI, он представлен несколькими продуктами, для хранения, загрузки, фронта, причем BW бесплатный, а умеет все кроме дашбордов. А сравнивают что-то, непонятно что, с одной колхозной картинкой. По поводу APO, это оптимизация планирования. В первую очередь, оптимизация планирования спроса, логистических цепочек, в ближней перспективе ремонтов. И характерно, что кроме эйчара и аналитики сравнение идет с «второстепенными» продуктами САП.
lutlet
18.03.2024 07:46Кучу лет на сапе что-то пилили, костыли делали, а теперь раз и отказаться. Сложно это всё, конечно. Мягко говоря :D
iNomad
18.03.2024 07:46Всё написанное лишь мясо, а запрос есть на скелет, чем у SAP является ERP, с полным набором кастомизирумых бизнес-процессов, и главное поддерживающий одновременную работу десятка тысяч сотрудников какой нибудь корпорации. Раньше это было дорого, SAP требовал деньги за каждого, а сейчас после бегства.... "так нет же никого в таможне.."
kadel
А у Сапа было мобильное приложение?
ATerekhanova Автор
Да, причём не одно. Кроме Business One есть ещё отдельные для каждого процесса