SAP ушёл, а вместе с ним — множество инструментов для контроля показателей и автоматизации процессов. Но у части модулей есть альтернативы в российских решениях! Кое-что я покажу вам на примере системы «Первая Форма», в которой работаю сама.
Навигация по модулям, для которых есть альтернатива:
Управление карьерным ростом сотрудников как в SAP SuccessFactors
Кратко о модуле SAP SuccessFactors (SF). Он отвечает за развитие команды и позволяет ставить контрольные точки в достижении нового грейда, отслеживать прогресс, собирать мнения коллег и проводить обучающие тренинги.
В компании, где я работаю, много внимания уделяется развитию команды. Поэтому у нас по каждому проставляют оценки по хард и софт скиллам, расписывают траекторию карьерного роста, формируют кадровый резерв и собирают обратную связь — всё это происходит в одной системе.
Я сама руководитель. Когда мои подчинённые набирают необходимое количество баллов по хард и софт скиллам, чтобы перейти на следующий грейд, система присылает мне отчёт и создаёт задачу, чтобы я рассмотрела повышение.
Раз в год мы все проходим оценку по методу «360 градусов». Система автоматически выбирает коллег, с которыми взаимодействуешь чаще всего, и присылает им анкету.
В нашем отделе регулярно проходят внутренние обучения. Мы организуем их просто — собираемся в нашей ВКС, потом запись и расшифровку сохраняем в базе знаний.
Кадровые процессы как в SAP Human Capital Management
Кратко о программном модуле SAP Human Capital Management (HCM). Автоматизирует все кадровые процессы, связанные с жизненным циклом сотрудника в компании. Он состоит из множества подмодулей, которые отвечают за развитие, КЭДО и дисциплину.
В нашей системе автоматизированы все HR-процессы: от появления вакансии и подбора специалиста до ежедневной рутины вроде запроса справок или планирования командировок. В этом смысле она — полная альтернатива SAP.
Когда наш HR инициирует процесс приёма сотрудника, «Первая Форма» дальше всё делает сама: заводит задачи, подключает ответственных, создаёт кандидату учётную запись и запрашивает у кандидата документы.
С онбордингом ситуация похожая. Система автоматически ставит новичку задачи на ознакомление с корпоративными регламентами, планирует встречи с HR-специалистом и руководителем, а в конце испытательного срока собирает обратную связь.
Когда мне надо в отпуск, я не пишу заявление на бумаге и не несу его на подпись по кабинетам. Надо только отметить в системе желаемые даты и согласовать с руководителем. В нужное время система сама сделает пометку об отсутствии в календаре сотрудника и передаст доступы к его задачам заместителю.
Для расчёта зарплаты и оставшихся дней отпуска у нас настроена интеграция «Первой Формы» с учётной системой. Система принимает и отдаёт данные, собирает их в дашборды и отображает в личном кабинете каждого сотрудника.
Электронный документооборот как в SAP Document Management System
Модуль SAP Document Management System (DMS) позволяет управлять корпоративной документацией, контролировать доступ к ней и подписывать её в электронном виде.
Наша альтернатива SAP DMS — встроенная СЭД, куда ещё дополнительно интегрирована ЭЦП. Вручную документы заполнять не надо. Они формируются по шаблону. Часть данных подгружается из Контур. Диадока, 1С или других систем — с ними настроена интеграция.
Редактируем файлы тоже в системе, во встроенном редакторе Р7. Это российский аналог Word.
Когда документ готов, остаётся только запустить его согласование. Система запрашивает подпись у всех ответственных, а в их календарях отмечаются дедлайны. Когда требуются доработки, я и другие ответственные сотрудники получаем уведомление.
Контроль заявок на корпоративные закупки как в SAP Advanced Planner and Optimizer
Модуль SAP Advanced Planner and Optimizer (APO) предназначен для анализа спроса на товары, приоритезации клиентских запросов, планирования поставок и отслеживания движения грузов. Он позволяет контролировать логистические операции и прогнозировать изменения спроса.
Конечно, весь этот модуль заменить очень сложно. Но мы реализовали похожие функции для клиента, «Спортмастера», — создали портал, где сотрудники могут оставлять заявки на закупку неторговой продукции.
На корпоративном портале сотрудники «Спортмастера» смотрят доступные товары, выбрать количество, формируют срочную или несрочную заявку. Система сама консолидирует их и запускает процессы согласования. А сотрудник может контролировать статус в личном кабинете.
Ещё один пример — для другого клиента мы интегрировали в CRM-систему робота для отслеживания движения грузов.
По данным о поставке он ищет информацию на десятках логистических сайтов и собирает её в системе. Там же можно задать приоритет грузам и отследить график платежей по нему.
Отслеживание жизненного цикла продуктов как в SAP Product Lifecycle Management
SAP Product Lifecycle Management (PLM) автоматизирует процессы на всех этапах создания продукта: от разработки концепта до сбора обратной связи и улучшений. С его помощью можно обсуждать и согласовывать документы на расстоянии, формировать базу знаний с инструкциями по сборке и обслуживанию, подключать внешних подрядчиков и контролировать их работу.
Тут я снова буду опираться на клиентские проекты. На моей памяти было минимум три примера фактической замены SAP PLM для трёх крупных российских компаний: производителей одежды, лекарств и ПВХ-труб.
У каждого шага в процессе разработки есть чёткие дедлайны, которые отслеживает система. Все коммуникации прозрачны, что особенно важно для фармпроизводства.
Работа по созданию продукта ведётся в задачах, где сотрудники могут обсуждать каждый этап, возвращать продукт на доработку, прикладывать и согласовывать документы.
Все данные по конкретному продукту хранятся в его карточке. К ней можно обратиться, чтобы отследить жизненный цикл или посмотреть документацию.
За счёт того, что система поддерживает интеграцию с 1С и другими учётными системами, получается избежать двойного ввода данных, получить подробную аналитику и оптимизировать рутинную работу.
Учёт трудозатрат как в SAP Cross Application Time Sheet
Модуль Cross Application Time Sheet (CATS) отвечает за контроль рабочего времени. Это табель, в котором фиксируется, сколько часов сотрудник потратил на задачи. Руководитель на основе этих данных может оценить ход проекта, рассчитать премии и проанализировать производительность труда.
В нашей системе альтернативой SAP CATS является наш табель трудозатрат. При создании проекта она анализирует загрузку специалистов, сроки и бюджет, а затем распределяет время работы так, чтобы избежать овертрейдинга и простоя ресурсов. Этот план можно корректировать.
Потом надо зафиксировать фактически потраченное время. Оно подтягивается в паспорт проекта, где система делает перерасчёт. Если кто-то из моих сотрудников превышает норму отработанных часов, система просигналит мне об этом.
Система просчитывает процент выполнения KPI и рассчитывает наши премии на основе всё тех же трудозатрат. Но, как говорится, премию ещё надо заработать, а для этого — попасть на проект. Букирование делаем в системе: формируем заявку, указываем проект, срок брони и нужные часы. После этого система оценивает загрузку специалиста, с учётом праздников в разных регионах и плавающего режима работы некоторых коллег. Из всех бронирований формируется интерактивный сводный график.
Кстати, если вы — бизнес-аналитик, обратите внимание на открытые у нас вакансии. Может станем коллегами :)
Контроль коммуникации с клиентами как в SAP Customer Relationship Management
SAP Customer Relationship Management (CRM) объединяет менеджеров, клиентов и партнёров в полный, замкнутый цикл продаж. Модуль помогает контролировать взаимоотношения с клиентами от первого касания до заключения договора и других взаимодействий.
Наша альтернатива SAP CRM реализована прямо на базе «Первой Формы». Мы настроили её под себя, клиентам — автоматизируем так, как им надо, включая даже самые нетипичные процессы.
Здесь можно быстро наполнять и сегментировать клиентскую базу, отслеживать статусы сделок на Kanban-доске, анализировать воронку продаж.
У сейлов все козыри на руках — у них есть подсказки по заполнению карточек и результатов касаний, чек-листы по подготовке к переговорам и база знаний.
Коллеги созваниваются с клиентами с помощью интегрированной телефонии. А если они пропустят входящий звонок или документы не поступят в срок, система оперативно об этом сообщит.
Результат выполнения KPI по всему отделу и каждому сейлу попадает на сводный дашборд. Так РОП видит, выполнит ли отдел план.
Автоматизация процессов и интеграция внешних сервисов как в SAP NetWeaver BPM
SAP NetWeaver — платформа для быстрой разработки бизнес-процессов, в которые могут быть включены как другие модули SAP, так и подключаемые по API внешние сервисы. Она работает по нотации BPMN и позволяет автоматизировать создание корпоративных задач, подключение специалистов, согласования.
У нас процессы настраиваются в визуальном редакторе. Что радует — модель процессов проще, чем BPMN, но при этом более гибкая.
Можно настроить: поля, маршруты жизненного цикла процессов, параллельные и последовательные согласования, назначение сроков и ответственных, уведомления и многое другое.
Процессы в системе реализуются посредством событийно-ориентированной архитектуры. Перевожу на человеческий —> администратор может задать реакцию на любое событие без программирования. Например, если срок задачи вышел, руководителю придёт уведомление, а если сотрудник подписал документ, система сама отправит его в 1С.
Как и SAP NetWeaver, «Первая Форма» может интегрироваться с внешними сервисами по API: Контур. Фокус, 1С: ЗУП, сервис определения погоды, умные шлагбаумы, любые карты, КриптоПро и многое другое.
Аналитика показателей бизнеса как в SAP Business Intelligence
SAP Business Intelligence (BI) — модуль для анализа бизнес-данных. Он агрегирует показатели со всех модулей SAP, составляет детальные отчёты и позволяет прогнозировать будущие результаты компании. BI покупается и устанавливается отдельно, без него не добиться полноценной аналитики процессов
Альтернатива SAP BI реализована в системе без покупки дополнительных модулей, чему очень рад наш финдир. «Первая Форма» может собирать в отчёты и дашборды все данные, которые в неё попадают.
У нас настроен дашборд по показателям отдела, где следим за выполнением плана и доступными ресурсами.
Дополнительные возможности: мобильное приложение и вёрстка интерфейсов
Для работы из любой точки есть мобильное решение SAP ERP, а также приложения под каждый отдельный модуль. Также есть отдельное приложение SAP Work Manager для удалённого мониторинга техобслуживания.
Всё, что можно настроить в веб-версии BPM-системы, доступно в мобильном приложении. Согласовать документы — пожалуйста, внести отработанные часы — пожалуйста, написать что-то в рабочий чат — пожалуйста.
Мобильное приложение по гибкости не уступает веб-версии. Я как раз вела проект для Фонда «Сколково», где создали суперапп. Мы настроили типовые автоматизированные рабочие места для разных пользователей приложения SkolCity.
Родители учеников Международной гимназии «Сколково» могут просматривать табель успеваемости ребёнка. Арендаторам доступна оплата апартаментов и вызов клининга. Резиденты могут бронировать переговорные, оборудование и услуги аутсорс-команд.
На этом всё! Спасибо, что прочитали. Буду рада ответить на вопросы и узнать, какие модули SAP вы импортозаместили и каким решением.
Комментарии (12)
DarkWolf13
18.03.2024 07:46еще бы получить работающие решения по миграции с большим объемом уже имеющихся данных, и последующая работа с собственным накопленным массивом данных и с миграции....несколько раз сталкивался что при работе на тестах все красиво...а как только идет большой массив, система начинает затыкаться....
PhysicalGraffiti
18.03.2024 07:46Вроде бы все было гладко в статье, пока глаз не наткнулся на явную чушь: "Для работы из любой точки у SAP есть мобильное решение SAP Business One". В то время, как на самом деле: SAP Business One is an enterprise resource planning (ERP) application designed for small and medium-sized enterprises (википедия). Мобильный клиент есть и у SAP BO и у большого SAP ERP или S4. У него были разные реализации, сейчас продвигается решение на базе FIORI (ранее были mobility и SUP).
Начал читать внимательнее, и вот снова фигня написана: Модуль SAP Advanced Planner and Optimizer (APO) предназначен для анализа спроса на товары, планирования поставок и платежей, отслеживания движения грузов . Он не предназначен для платежей. Это вообще другое. Цитата: Система SAP APO способствует решению задач: приоритезации потребностей клиентов, оптимизации запасов и планов транспортировок, контингентированию (оптимизации плана производства и распределению в логистической цепи), резервированию мощностей на производстве, оптимизации переналадок оборудования и других задач, связанных с планированием и оптимизацией ресурсов. (отсюда)ATerekhanova Автор
18.03.2024 07:46Благодарю, поправила!
PhysicalGraffiti
18.03.2024 07:46Ну то есть, вы утверждали что функции есть и вы их заменили, не зная что же именно есть в SAP. Яснопонятно
menz1
18.03.2024 07:46Да тут в целом написана рекламная вода, без конкретики (сложно себя сравнивать с чем-то, чего не знаешь даже по гуглу). Например, тот же BI, он представлен несколькими продуктами, для хранения, загрузки, фронта, причем BW бесплатный, а умеет все кроме дашбордов. А сравнивают что-то, непонятно что, с одной колхозной картинкой. По поводу APO, это оптимизация планирования. В первую очередь, оптимизация планирования спроса, логистических цепочек, в ближней перспективе ремонтов. И характерно, что кроме эйчара и аналитики сравнение идет с «второстепенными» продуктами САП.
lutlet
18.03.2024 07:46Кучу лет на сапе что-то пилили, костыли делали, а теперь раз и отказаться. Сложно это всё, конечно. Мягко говоря :D
iNomad
18.03.2024 07:46Всё написанное лишь мясо, а запрос есть на скелет, чем у SAP является ERP, с полным набором кастомизирумых бизнес-процессов, и главное поддерживающий одновременную работу десятка тысяч сотрудников какой нибудь корпорации. Раньше это было дорого, SAP требовал деньги за каждого, а сейчас после бегства.... "так нет же никого в таможне.."
kadel
А у Сапа было мобильное приложение?
ATerekhanova Автор
Да, причём не одно. Кроме Business One есть ещё отдельные для каждого процесса