Технологии AR и VR, по-моему, недооцененная технология, хайп на которую исчез довольно быстро. Оно и понятно, объективно, технология дико сырая, но обо всем по порядку. Сейчас на рынке есть два стула — это Apple Vision Pro и Meta* Quest 3.

В феврале 2024 года Apple, представила миру Vision Pro, которая скорее AR-гарнитура. Стоимость этого хм... добра $3500. Маркетологи назвали ее новой парадигмой «пространственных вычислений».

В октябре 2023 года вышла VR-гарнитура — Meta* Quest 3 стоимостью около $500. Это уже третья версия шлема, которая единолично главенствовала на рынке до выхода Vision Pro.

Объективно, шлем может стать хорошим подспорьем для людей творческих профессий, дизайнеров, создателей 3D-объектов, архитекторов. Если ваша карьера связана с визуалом, стоит рассмотреть приобретение одного из устройств, чтобы быть на волне индустрии и опережать коллег по цеху. Для этого хотелось бы сравнить обе технологии и понять, что выбрать.

Технические характеристики

Масса

По-моему мнению, слабое место прошлых, настоящих и будущих шлемов. Гарнитура Apple Vision Pro немного тяжелее, чем Quest 3, даже если не учитывать вес аккумулятора, который носится в кармане. Аккумулятор Quest 3 встроен в переднюю часть гарнитуры, но можно добавить еще один на задней части ремешка для более равномерного распределения веса. Нагрузки на шейные позвонки в любом случае не избежать.

Vision Pro тяжелее, чем Quest 3, из-за большого количества стекла внутри и снаружи, а также дополнительного экрана спереди. Решение сделать батарею внешней было разумным, но ее скрытие от маркетинга показывает, что технология далека от совершенства. Дополнительные кабели к гарнитуре VR неудобны и портят впечатления. При этом Quest 3 полностью автономен, хотя по возможности может подключаться по Air Link или кабелю к ПК.

Срок службы батареи

Vision Pro и Quest 3 имеют заявленное время работы около 2,5 часов, но точная цифра будет зависеть от интенсивности используемых приложений, громкости звука и яркости дисплея. На практике при нормальной эксплуатации батарея разряжается за 1-1,5 часа.

Качество экрана и угол обзора

Vision Pro оснащен двумя микро-OLED-экранами с разрешением 3660 x 3200 и размером экрана около 0,95 дюйма, что дает невероятные 3386 PPI (пикселей на дюйм). Quest 3 использует два ЖК-дисплея с разрешением 2064 x 2208 на каждый глаз, но с экранами большего размера, что дает 1218 пикселей на дюйм.

Vision Pro имеет более высокую плотность пикселей, он минус в том, что он расположен очень близко к глазам. Лучшей мерой является PPD или количество пикселей на градус. PPD зависит от поля зрения: чем больше виртуального мира можно увидеть, тем меньше пикселей на градус будет для аналогичного разрешения. PPD Vision Pro оценивается примерно в 34. у Quest 3 — около 25. Фактически, Pimax Crystal имеет плотность пикселей на градус, аналогичную Vision Pro.

Поле зрения, или область, которую вы можете видеть, у Apple Vision Pro немного меньше, чем у Quest 3. В целом, разница здесь не велика. Увеличение поля зрения требует серьезных компромиссов в других местах и сложных систем линз, которые имеют свои недостатки. Поэтому мы вряд ли увидим значительное улучшение в ближайшее время. Тем не менее, Quest 3, и Apple Vision Pro предлагают огромное улучшение по сравнению с легкими очками дополненной реальности, такими как Microsoft HoloLens. Конструкция "лыжных очков", к сожалению, необходима для любого вида погружения.

Quest 3 может запускать эти экраны с частотой до 120 Гц, а Vision Pro — 90 Гц. Но тут все довольно спорно, потому что большинство приложений не используют наивысшую частоту обновления во имя оптимизации.

Хоть оба шлема и предлагают виртуальные экраны с разрешением 4K, но это общее разрешение для всего изображения. Если использовать виртуальный монитор, его фактическое разрешение будет ниже. Если работа требует от просмотра чего-либо в высоком разрешении, для точной оценки полагаться, придется все равно на физические мониторы.

ЦП и ОЗУ

Vision Pro использует процессор Apple M2, который используется в устройствах MacBook Air, MacBook Pro и iPad Pro. Для обработки информации с камер и отправки информации обратно на экран с минимальной задержкой, Apple Vision Pro использует дополнительный чип R1.

Quest 3 оснащен чипом Qualcomm Snapdragon XR2 Gen 2. По производительности он не сравнится с Vision Pro. Второй однозначно выигрывает. Память Apple Vision Pro имеет 16 ГБ ОЗУ, а Meta* Quest 3 — 12 ГБ.

Таблица ключевыми характеристиками

Apple Vision Pro

Meta Quest 3

Процессор

M2, R1

Snapdragon XR2 Gen 2

ОЗУ

6GB

12GB

Память

256GB/512GB/1TB

128GB/512GB

Дисплей

Micro-OLED

LCD

Разрешение

3660 x 3200

2064 x 2208

Частота

90Hz

120Hz

Вес

600-650гр

550гр

Стоимость

от 578 000 ₽

от 64 000 ₽

Контроллеры (или их отсутствие)

Поскольку Vision Pro больше AR-шлем, то с ним не нужны контроллеры для взаимодействия. Управление происходит с помощью глаз, рук и голоса. Шлем имеет более точное распознавание рук благодаря камерам с более широким обзором и высоким разрешением. Некоторые пользователи сообщают о проблемах с отслеживанием рук, что приводит к отставанию по сравнению с Quest 3. Еще одним ограничением управления Apple Vision Pro является необходимость смотреть прямо на кнопку для ее нажатия, что в процессе регулярной работы приносит дискомфорт. В Quest 3 нажатие кнопок происходит манипулятором, поэтому взаимодействие со средой более вариативно.

Quest 3 поставляется с контроллерами, которые позволяют взаимодействовать с виртуальной или дополненной реальностью. Нужно отметить, что тактильно взаимодействие менее комфортно чем у Apple, потому что ладони потеют. Если вы играете в игру, где нужно держать оружие или меч, контроллеры обеспечивают более реалистичный опыт, чем просто использование рук. Однако манипуляторы требуют регулярной замены батареек. Когда вы откладываете контроллеры, гарнитура распознает ваши руки, что позволяет использовать жесты "указание" и "щипок" для взаимодействия с пользовательским интерфейсом. При взаимодействии есть небольшая задержка, возможно из-за того, что датчики могут не считать движение или воспроизвести его с задержкой.

Поддержка ОС, приложений и игр

ПО Quest 3 и Vision Pro существенно отличаются. Vision Pro использует ОС - VisionOS, позволяющую взаимодействовать со знакомыми приложениями iOS и macOS в среде смешанной реальности. Там можно смотреть фильмы, пользоваться Интернетом и работать с помощью виртуальной клавиатуры, открыть несколько приложений и перенести существующий экран ноутбука в виртуальный мир. Многих привлекает просмотр фильмов с эффектом погружения.

Meta Quest 3 предлагает некоторые из тех же функций, что и Apple Vision Pro, но работает на модифицированной версии ОС Android. Он предлагает отличные проигрыватели фильмов с эффектом погружения. Quest 3 в первую очередь предназначен для захватывающих игр в виртуальной реальности с контроллерами с тактильной обратной связью. Ждем, когда игровая индустрия начнет делать хорошие игры для этого шлема. Если объективно, то функции AR Quest 3 больше предназначены для удобства, чем для повышения производительности на работе.

На Apple Vision Pro можно играть в игры, подключив геймпад через Bluetooth, но только в игры с плоским экраном на большом виртуальном экране кинотеатра. Отсутствие выделенных контроллеров ограничит количество VR-игр, доступных на Vision Pro. В целом, всем известно, что техника Apple не ориентирована на игровую индустрию.

Внешнее восприятие

Apple Vision Pro оснащен большой стеклянной передней панелью, под которой расположены два микро-OLED-дисплея, имитирующих глаза — вплоть до того, куда вы смотрите, благодаря отслеживанию глаз. Это позволяет другим людям видеть глаза, когда они находятся в пространстве дополненной реальности. Но если вы переключитесь в виртуальную реальность (режим погружения), она не будет показываться вашим глазам снаружи. В будущем мы можем увидеть дополнительные функции, добавленные к этим маленьким глазным дисплеям.

Между тем, Meta Quest 3 предлагает просто большую белую пластиковую панель. Вы можете прикрепить свои собственные напечатанные скины для некоторой настройки.

Комфорт

В обоих шлемах нет ничего комфортного. Это огромная футуристическая штука, которая сдавливает череп по периметру и создает компрессионное воздействие на шейные позвонки, что при длительном использовании вызывает проблемы с организмом.

Мое мнение, что шлем виртуальной реальности должен выглядеть как сноубордические очки, чтобы сохранить иммерсивность, при этом весить как солнцезащитные очки. Однако к этому технологии придут, вероятно, нескоро.

Что купить?

Apple Vision Pro и Meta* Quest 3 предназначены для разных аудиторий и целей. Vision Pro — это часть экосистемы Apple. Он лучше подходит для работы с визуалом, позволяет создавать много виртуальных экранов, позволяет лучше организовать рабочее пространство. При этом стоимость для явных яблофанатов.

Quest 3 — это иммерсивная гарнитура виртуальной реальности с широким спектром игровых, лайфстайл и развлекательных приложений по доступной цене и интеграцией в Steam. Что звучит как вещь явно не для работы.

По-моему мнению, шо та шо та технология сырая и пока не стоит приобретения, но все зависит от ваших потребностей и финансов, которые вы готовы выделить на шлем.

Чтобы расти как профессионал, нужно быть в курсе технологических тенденций и следить за новостями в ИТ. Подписывайтесь на телеграм-канал Технологии для карьеры, где мы публикуем авторский контент и делимся интересными новостями из мира IT.

* - Meta, в РФ признана экстремистской организацией.

Комментарии (9)


  1. Mi11er
    19.03.2024 08:46
    +4

    3000 и 500 , вот и все сравнение ...


    1. netmaniac
      19.03.2024 08:46
      +3

      очередная статья рассказывающая какое яблоко хорошее
      джои есть - плохо так как ладони потеют
      стим есть - плохо - не для игр


  1. zilm
    19.03.2024 08:46
    +1

    У меня есть pico4 и quest. Pico значительно комфортней, те же 5хх грамм, но они распределены равномерно между передней частью шлема и задней. Надеюсь, остальные последуют этому примеру.


    1. Chaos_Optima
      19.03.2024 08:46
      +1

      У меня Quest3 с Bobovr m3 pro распределяет вес очень хорошо.


  1. SadOcean
    19.03.2024 08:46
    +1

    И то - игрушка и другое

    Но есть нюанс.

    А если серьезно, то конечно хоть какая то продуктивность есть только в квесте

    У него понятное позиционирование - это потребительский vr шлем для домашних развлечений. У него уже есть инфраструктура, игры, ему несколько лет. Собственно квест ответственен за прошлый прорыв - появление автономной носимой массовой гарнитуры приемлемого качества (шлемы до этого были либо со шнурком к мощному ПК, либо игрушки с телефоном)

    Шлем эппла - пробный шар в этом направлении, попытка найти плато продуктивности за счёт (во всех смыслах) технических энтузиастов.

    Важно, что первый - vr шлем и ar для него побочный эффект.

    Возможно Эппл сможет пройти этот путь, денег и спецов у них хватает.

    Возможно нет.

    Но и мета может воспользоваться этим импульсом даже лучше (Эппл ведь популяризирует концепцию и изучает новые области применения)

    Соответственно хочется игр и продукт - возьмите квест

    Хочется продуктивности - подождите пару лет и тогда сравнивать след поколение продуктов


    1. Chaos_Optima
      19.03.2024 08:46

      Для Q3 есть прога immersed (для avp вроде тоже уже есть) которая позволяет транслировать экраны и добавлять виртуальные, довольно удобно но нужен не слабый комп. Если вес не мешает, то очень удобно так работать.


    1. Kirill_stavropol
      19.03.2024 08:46

      Как быстро все забыли первый ar шлем которые майки представили за туеву кучу лет до квеста и с яблоком, без шнуров с такой же автономность, но гораздо удобнее, единственное отличие экраны были поменьше да разрешение


  1. iRusher
    19.03.2024 08:46
    +2

    "Сейчас на рынке есть два стула — это Apple Vision Pro и Meta* Quest 3"

    Дальше не читал. Пользуюсь VR уже 3 года, был quest 2, и pico 4. Quest 3, по сути тот же самый Pico 4, но с чуть лучшими линзами, 105° fov vs 110°, приколы от нового процессора в q3 почувствуешь разве что при игре в нативные игры, при игре от ПК разницы почти не будет, ну а нативные игры это в основном мусор да и на популярные игры у p4 есть аналоги. Тоесть платить х2 ценник Quest 3 за 5° fov и чуть чуть лучше линзы, такое себе, эксклюзивы типо Asgards Wrath, Lone Echo, и тд я спокойно запускаю на Pico 4 через ПК. На мой сугубо личный взгляд, лучше сэкономить и потерять совсем крапаль в качестве картинки, которую 90% пользователей и не заметит даже, взять Pico 4, и докупить более мощную GPU, но если деньги водятся то лучше конечно q3 брать, хоть и не большие но преимуществ есть.

    А что касается AVP, то это вообще какое-то чудовище без рук. FOV на нем хоть и не указан потому что Apple не считает свое устройство VR гарнитурой (чтоб не сравнивать характеристики с конкурентами) , но люди измерили вроде и получилось что-то вроде 86°, что просто смешно, да разрешение там крутое, но при этом позиционирование работа и смотрилка контента, без игр. Работать в нем невозможно, через 20-30 минут ощущения кирпича на лице ты достанешь мак, тем более печатать одной рукой такое. Размытие по краям дисплея, которое и без того унылый FOV уменьшает ещё сильнее, уничтожает всю информативность от переферического зрения из за особенностей матрицы, забавно но визуальными экранами можно заставить всё пространство, что на q3, что на p4 и там будет ещё и комфортнее за счёт FOV. Интузиасты костылями запустили вроде алюкс, но опять же играть без джоев без вибро отклика беспонтово, да и для многих вещей физические клавиши нужны например для шутанов.

    Вот и смыл от этой НЕгарнитуры? Работать неудобно, играть невозможно, смотреть контент? Ну разве что на работе Ютуб смотреть или не знаю где ещё, потому что фактически максимальное разрешение экрана, оно на весь дисплей, тоесть реальные 4к фильмы или видео, растянув на большом виртуальном экране будут на самом деле в 2к или чуть чуть выше разрешении, тоесть в домашней обстановке будет предпочтительней ТВ да ещё и с каким нибудь саундбаром, там вообще забей. Будь цена на эту смотрилку в районе 300-350 баксов, я бы может взял вторым устройством для контента, платить за это х7 от цены полноценного шлемака, это для истинных фанатов Apple. И честно говоря жаль, надеялся что сделают хоть и дорого но что-то невероятно крутое, ну или хотя бы толкнут хоть немного индустрию, но вышло, то что вышло.


  1. AleksisTZ
    19.03.2024 08:46
    +1

    "шо та шо та технология сырая и пока не стоит приобретения" на знаю как надо зажраться чтобы vr так не понравился, даже простенькие квесты в каком нибудь vr клубе, имея же такой девайс дома и достаточное количество времени, можно очень не плохо кайфануть в том же Alyx. Хотя есть ещё куча очень и очень привлекательных игр.