Данный постер напомнил мне мем с заблудившимся Джоном Траволтой из к/ф "Криминальное чтиво" 1995г.
Данный постер напомнил мне мем с заблудившимся Джоном Траволтой из к/ф "Криминальное чтиво" 1995г.

Привет, дорогой и глубоко уважаемый читатель Хабра!

Меня все так же зовут Артур Вартанян, и я работаю в компании N.FinTech на позиции ведущего разработчика Java.

Вартанян Артур Геворкович

Ведущий разработчик Java | N.FinTech (команда "Client 360")

Текущая компания (не будем ее разглашать в статье) - третья по счету, где я успел поработать за свою профессиональную карьеру, состоящую из четырех лет. Согласитесь - это число нельзя считать ни большим ни маленьким?! Бывают случаи, когда работники задерживаются в компании десятилетиями, а бывают работники, которые из года в год меняют своё место работы в надежде получить куда более жирные условия по зарплате и бонусам.

Так или иначе потенциальный сотрудник хотя бы раз в жизни пройдет onboarding(далее я буду подменять это слово "адаптацией" - больно уж оно нерусское). И исходя из того, как он его пройдет - будет зависеть многое. В этой статье я раскрою все плюсы качественной адаптации, выделю возможные проблемы при игнорировании данного мероприятия и расскажу о том, какая же она должна быть - идеальная адаптация.

Первые дни нового сотрудника в компании у меня ассоциируются с фразой из одного популярного детского мультсериала: "Я Лунтик, - я родился!". Так же и с новым работником - приходит человек, который не знаком с корпоративной культурой компании, ее идеей, не знаком с процессами, но имеет высокий уровень тревоги в связи со сменой места работы. В связи с чем главная задача ответственных лиц на первые несколько месяцев помочь пройти период адаптации настолько мягко, насколько это возможно, с полным сопровождением сотрудника и регулярным получением обратной связи.

Если Вы работаете в компании, где есть хороший пакет адаптации и думаете, что так везде - то Вы глубоко ошибаетесь. На моей практике встречалась компания, которая не просто не имела системы адаптации, но и вовсе игнорировала все необходимые мероприятия по погружению человека в процессы - выдавала технику и рабочее место и говорила, вот проект, вот твой шеф, вот твои задачи. На сколько это правильный подход - каждый для себя пусть решает сам, но я с подобным не согласен. И вот почему...

Как я уже отметил выше, новый работник словно ребенок в первом классе. Месяц-другой он будет ходить, все рассматривать, изучать, задавать вопросы и в ответ ожидать от Вас открытой позиции. Мы не будем делить удаленный формат работы и офисный, а попробуем рассудить абстрактно.

  • Ответственный BUDDY

    Иметь на время адаптации своего buddy - это важно. Ведь, зная о том, что в структуре компании есть человек, который готов уделить тебе свое время, ответить на вопросы и поделиться опытом - заметно снижает количество начального стресса и придает спокойствия. Buddy с англ. не зря переводится как друг и товарищ.

    Бывают buddy, которые могут отвечать на вопросы подобными ответами: "не знаю, я сам не изучал, поэтому и ты забей", "сделай по аналогии, как уже сделано - потом разберешься", "да забей - это неважно". Сразу скажу - гнать подобных палкой! Адаптация - это время, когда у Вас есть возможность погрузиться и изучить что-либо без серьезных временных рамок. Если не во время адаптации, то потом Вы вовсе не разберетесь - так как будете загружены основной работой.

  • Идея компании

    У всех, кто в этом мире хочет чего-либо достичь - есть идея, и компания не исключение. Задача руководства - четко и понятно донести свои идеи большинству сотрудников. Когда работник вдохновляется какими-либо корпоративными вещами, он понемногу начинает себя ассоциировать с самой компанией: принимает правила игры, старается глубже вникать в процессы и улучшать их. Тогда работа приобретает не просто характер "работаю на дядю", а наоборот - "стараюсь делать лучше себя и окружающий мир". Команда менеджеров, отвечающих за процесс адаптации должна проработать этот момент!

    Бывает устроишься в компанию, а там ходят сотрудники, которые не знают какие цели перед собой ставит компания, почему принимаются те или иные решения. И их работа протекает в подобном же ключе - работа ради работы. Качественно, некачественно - без разницы. Зарплату выплатили - уже хорошо. Нужно погружать коллектив в процессы и вдохновлять их историей компании и будущими перспективами роста и развития.

  • Информационные подсказки

    Не мало важно, чтобы у работника был "буклет" или страничка со всеми полезными контактами коллег. Будь это техническая поддержка или список ответственных по направлениям. Тогда не надо будет пинговать постоянно коллег, buddy и своего лидера для уточнения контактов. Такой примитивный и очевидный пункт, а у многие даже этого не могут предоставить новичкам в период адаптации.

    Мой опыт показывает, что одно письмо на почте в виде шпаргалки со всей имеющейся информацией по компании, ее структуре, по ответственным лицам и методам получения всех необходимых доступов к ресурсам для работы сохраняет большое количество нервных клеток как для самого работника, так и для коллег. Лучше один раз все подробно расписать, нежели отвечать каждый час на очередной новый вопрос и отвлекаться от своих дел.

  • Обратная связь

    Постоянный сбор обратной связи помогает людям лучше понимать друг-друга и что требуется каждой стороне для улучшения рабочих процессов. Не стоит игнорировать данный пункт, наверно, он один из важных, ведь улучшать что-либо можно только зная о имеющихся недостатках.

    Мне во время последней адаптации часто писал HR-менеджер. Узнавал не только все ли у меня хорошо, но и собирал обратную связь по текущим процессам. Новым людям в структуре всегда лучше видны всякого рода косяки со стороны, так как приходится много наблюдать за всем и вся. Умные люди всегда пользуются возможностью сбора обратной связи, от того и регулярно собирают фидбэк от своих сотрудников для устранения текущих проблем и дальнейшего развития.

  • Цели адаптации

    Новый сотрудник всегда должен понимать чего от него будут требовать на протяжении всей адаптации: через месяц, через два месяца и по итогам третьего месяца. Если мы говорим про конкретный проект, то задачи должны быть разбиты по треку отдельно от всей команды. Да, конечно же, мы планируем задачи новичка в общий TODO-лист, но приоритет их не может быть равен major в большинстве своем, если речь идет о большом и сложном проекте. Даже если к Вам приехал работать сам Цукерберг или Касперский - нужно будет время на погружение. Дать на время адаптации сотруднику сложную таску с высоким приоритетом тоже самое, что попросить ребенка с неразвитой мелкой моторикой нарисовать Вам "Подсолнухи" Ван Гога.

    Прийти в компанию на испытательный срок, получить задачу по проекту, не обсудив скоуп своих обязанностей на этот период - ошибка! Не обсудить детально ожиданий от Вас на время адаптации и испытательного срока - фатальная ошибка! Потом в конце начинается - "мы ожидали одно, а Вы сделали другое!", либо "мы ожидали от Вас большего!". Как говорится: "Семь раз отмерь - один раз отрежь". Определиться с задачами на ИС для своего сотрудника - это залог успешной и спокойной смены статуса работника с "новичок" на "полноценный член штата".


Конечно же, читатель Хабра, который работает в компании, где процессы адаптации качественно настроены, скажет, что все это и так очевидно. И скажет он это по причине того, что сам еще не сталкивался с подобным.

Создавайте комфортные рабочие условия, заботьтесь о своем коллективе и тем более о новых сотрудниках. Не нужно к этому относиться поверхностно - это может повлечь за собой то, что в Вашей компании/организации будут работать люди лишенные всяких общих целей, не будут мотивированы на достижение результата, не будут знать даже имени главного руководителя, не говоря уже про выгорания и эмоциональные качели. Человек - это наемная рабочая сила, которая должна большую часть времени находиться в состоянии определенности по отношению к работодателю, чтобы взамен давать качественный ресурс для решения задач и проблем.

Комментарии (6)


  1. IvanSTV
    01.04.2024 08:30

    когда встречается фраза "идея компании" - дальше можно не читать, бессмысленный корпоративный идиотизм.

    У компании нет иной идеи, как получение прибыли. У акционеров нет иной идеи, как получение прибыли. Даже если компания занимается спасением детей в Африке, но прибыль ее начинает падать, то убегут 99%акционеров, а те, которые не убегут, попросту проворонят момент, когда надо сливать акции. Потому что никакой идеи, кроме прибыли у компании нет и быть не может. Любая коммерческая организация создается ради прибыли и только ее, и ничего больше. Даже если кто-то из учредителей субъективно полагает, то идея компании в чем-то там (двигать прогресс, помогать людям), то малейшее падение прибыли превращает эти благоглупости в совершеннейшее ничто.

    Попытки транслировать какие-то выдуманные "идеи компании" на НАЕМНОГО РАБОТНИКА, с которым отношения у компании априорно строятся по принципу "ничего личного - просто бизнес" (и не могут строиться иначе, рыночные механизмы откровенно работают против иных форм отношений, даже если у кого-то на этот счет имеется иное мнение) - это обычно просто ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ РИТУАЛЫ. Компания ссыт в уши откровенное вранье о своей великой миссии (хотя ничего великого в увеличении счетов акционеров нет), работники ДЕЛАЮТ ВИД, что слушают и принимают эту лапшу за чистую монету, и готовы в любой момент сделать ритуальное "ку" в сторону "корпоративной идеи".


    1. rogue06 Автор
      01.04.2024 08:30

      Благодарю Вас за комментарий. Зря Вы так рассуждаете, но это Ваше право. Нельзя относиться к работе своей подобным образом. Никто и не спорит что бизнес и разного рода компании - это про заработок денег, ведь в этом и смысл существования бизнеса. Мы живем в рыночной экономике и это НОРМАЛЬНО, но у любой компании есть цели, есть идеи, есть свое видение по процессам, росту и развитию. Есть агрессивные компании в росте, есть монополисты, есть компании которые предпочитают стабильность, а продукты которые они все выпускают настолько разные и многогранные, что об этом и рассуждать не стоит. Никто не делает вид и не проводит формализованные обряды: есть Вы с Вашими знаниями и навыками и есть компания с деньгами и амбициями - у Вас взаимный интерес. Вы говорите о том, что если Вы вдруг станете недееспособным, то компания с Ваши попрощается не думая? Я согласен. Но что если у компании не будет Вам платить зарплату - готовы ли Вы будете бесплатно работать? Не думаю. Произойдет смена компании - моментальная. Именно поэтому я предлагаю правильно рассматривать взаимные интересы и вместе двигаться вперед. Не зря же некоторые компании платят акциями. В этом все многое заложено...


      1. unity92
        01.04.2024 08:30

        Внатуре зря братишка так рассуждает, согласен с тобой. А твоя компания чем занимается? Пожары тушит, кошек с деревьев снимает или может бабушек через дорогу переводите? Или какая-то там другая у вас миссия?


  1. jvsg6
    01.04.2024 08:30
    +1

    Бывают buddy, которые могут отвечать на вопросы подобными ответами: "не знаю, я сам не изучал....

    Был Бадди уже 3 раза. Если я что то не знал (а я что-то не знал и считаю, что это нормально), то старался или найти/поделиться докой или вместе сходить к знающему человеку. Кажется норм выход или нет?

    Когда работник вдохновляется какими-либо корпоративными вещами, он понемногу начинает себя ассоциировать с самой компанией

    Мой личный триггер завершения ассоциации - когда человек начинает говорить не "У вас в кампании ХХХ", а "У нас в кампании ХХХ"


    1. rogue06 Автор
      01.04.2024 08:30

      Спасибо за комментарий. Тут имелся ввиду buddy которые и НЕ знает и НЕ ищет. Про триггер согласен - разве это плохо?


      1. jvsg6
        01.04.2024 08:30
        +1

        Нет, не плохо, а наоборот хорошо. Я поделился одиодним из личных критериев:)