![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1b3/bfe/9b4/1b3bfe9b42b5d318ea40420ae06d9451.jpg)
Мы часто с головой окунаемся в повседневную жизнь, не обращая внимания на перемены вокруг нас. А между тем даже, казалось бы, в привычной всем сфере транспорта за последнее время произошло много нового и интересного. В этой статье мы рассмотрим технологии, которые изменили и продолжают менять весь сектор.
Электротранспорт
В электромобилях отсутствуют многие компоненты бензиновых автомобилей, такие как дифференциал (механизм, который передаёт энергию от двигателя к колесам), коробка передач, выхлопная система, топливный бак и радиаторы. Вместо этого они состоят из электродвигателей, аккумуляторов и компактных систем охлаждения.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/055/501/dc9/055501dc94b25b0193cc3a0a1a1185c6.png)
Отсутствие трущихся частей снижает затраты на техническое обслуживание. А работают электрокары так: батареи включают электродвигатель, в нём благодаря току генерируется вращение, и автомобиль начинает движение.
Любопытно, что первые электромобили появились ещё до автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В 1888 году немецкий учёный Андреас Флокен изобрёл первый в мире электромобиль Flocken Elektrowagen. Он достигал максимальной скорости 15 км/ч и имел запас хода 40 километров на одной зарядке. Тогда внедрению электромобилей в массы помешали высокая стоимость и ограниченность технологий аккумуляторов, длительное время подзарядки, а также ограниченная инфраструктура.
![Электромобиль конца 19 века Электромобиль конца 19 века](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d04/349/9cd/d043499cda5944ff9e38efb7ebf20d72.png)
Массовое производство электромобилей пришлось отложить на 21 век, когда вместе с дешёвым производством и развитием батарейных технологий пришло экологическое сознание. По последним данным Всемирной организации здравоохранения, около половины Земли проживает в городах. А Организация объединённых наций и вовсе прогнозирует 68% урбанизации планеты к 2050 году.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6f9/2ff/587/6f92ff58779fcf766096fd1f310be5c4.png)
Стремительный рост количества жителей в городах привёл к увеличению спроса на транспортные средства и, как следствие, повышенному выбросу углекислого газа и общему ухудшению экологии. За последние 40 лет объёмы выброса углекислого газа в мире удвоились, говорится в исследовании межправительственной организации по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES).
В связи с экологическими проблемами многие страны поставили амбициозные цели по поэтапному отказу от производства бензиновых и дизельных автомобилей в пользу электрических альтернатив.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f15/276/2c6/f152762c6de996502eb5f82ccb65e2b3.png)
Больше всех в этом направлении преуспела Норвегия. Правительство поставило задачу к 2025 году полностью отказаться от использования всех бензиновых и дизельных автомобилей. Норвежцы внедрили налоговую систему «загрязнитель платит». Автомобили, работающие на ископаемом топливе на платных дорогах, подвергаются штрафам в зависимости от выбросов, в то время как автомобили с низким уровнем выбросов пользуются бесплатным обслуживанием. Программа себя оправдала: за прошлый год 4 из 5 машин, проданных в Норвегии, были электрическими, отметили в Норвежской дорожной федерации.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e03/553/ff3/e03553ff3ee9f6878e0e87c4ee87dc28.png)
Исследовательская группа Bloomberg спрогнозировала в 2024 году рост продаж электрокаров на 21%. Самые большие ожидания связаны с Китаем — аналитики предполагают, что на Поднебесную придётся 60% всех мировых продаж электромобилей.
Что касается России, по данным на 1 января 2024 года, в стране было зарегистрировано почти 40 тысяч электромобилей. В то же время общее количество легковых автомобилей в стране составляет порядка 46 миллионов. Следовательно, доля электрокаров в автопарке страны составляет менее 0,09%.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/29c/0d3/277/29c0d3277eb0fdcfa5074ffd43c60722.png)
Однако число покупок электрокаров в России растёт. Согласно отчёту «Автостата», в феврале 2024 года было продано почти 2000 машин, что в 3,5 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d7f/256/8a3/d7f2568a3533038a9f190936529f7f31.png)
К 2030 году Правительство РФ поставило цель — 15% транспорта должно стать электрическим. Под эту задачу планируется инвестировать 400 миллиардов рублей, акцент будет сделан на электрификации крупных трасс и городов, а также строительстве зарядных станций. Сейчас «заправить» электрокар в России можно на 4500 заправках, из которых около 800 являются быстрыми (заряжают на 80% за 30 минут).
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4b1/b01/440/4b1b01440c1d2ac5ab03fcb08f40b8e3.png)
А что насчёт электросамолётов? Запрос на них есть: по данным Европейского агентства по окружающей среде, на авиацию приходится 13,4% всех выбросов углекислого газа в воздух. А за один рейс из Лондона в Рим в пересчёте на каждого человека образуется около 234 кг углекислого газа, что превышает ежегодные выбросы некоторых стран.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5b7/aaa/e9c/5b7aaae9c781d0d15b28fe7d15e938e9.png)
Рассматривать электросамолёты как равноценную альтернативу пассажирским авиалайнерам на данный момент преждевременно. Ультрасовременные аккумуляторы всё ещё отстают от топливных по удельной энергоемкости — количестве энергии, которую они способны накопить. Реактивное топливо содержит примерно в 30 раз больше энергии, чем литий-ионный аккумулятор.
Например, одному из самых больших в мире пассажирских самолётов Airbus A380, чтобы перевезти 700 пассажиров на 15 000 километров, потребуется комплект батарей весом в 30 раз больше, чем его нынешний расход топлива. С таким «балластом» он просто не сможет взлететь.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6d1/ee1/82d/6d1ee182d135237412e4e95e72282fb2.png)
Тем не менее первые прототипы «полностью электрического самолета» уже проходят успешные испытания. Например, в 2020 году компании MagniX и AeroTEC протестировали самолёт Cessna Caravan 208B. Он может перевозить 5 пассажиров на расстояние до 160 км.
Транспорт-беспилотник
Первые легковые беспилотные автомобили компания Tesla выпустила ещё в 2015 году. В их основе лежат три «органа чувств»:
радар (обнаруживает с помощью импульсов радиоволн окружающие объекты, определяя их размеры, скорость и расстояние);
лидар (лазерный сенсор, который считывает точное расстояние до объекта, а также рисует 3D-модели зданий, транспорта и людей);
камеры (работают в связке с лидаром, дополняя данные друг друга).
Показания всех датчиков суммируются и обрабатываются алгоритмами компьютерного зрения. Они и принимают решение, можно ли где-то проехать или нет, соблюдая правила дорожного движения.
![Беспилотная Tesla Model X Беспилотная Tesla Model X](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/167/738/149/167738149540299d7418449c91436ae2.png)
Профессиональная ассоциация автомобильных инженеров выделяет 6 уровней автономности:
0: нет автоматизации. Водитель управляет рулём, ускорением, торможением машины.
1: функции помощи водителю. Автомобиль может выполнять одну или несколько функций вождения, такие как круиз-контроль или удержание полосы движения. Однако водитель должен быть готов взять на себя управление в любой момент.
2: частичная автоматизация. Автомобиль может управлять рулём и ускорением/торможением. Водитель должен постоянно контролировать систему и быть готовым вмешаться при необходимости.
3: условная автоматизация. Автомобиль может выполнять все функции вождения на шоссе или в пробке. Водитель должен быть готовым взять на себя управление, когда система попросит его об этом.
4: высокая автоматизация. Так же, как и на предыдущем уровне, но водителю не требуется постоянный контроль. Он всё ещё может вмешаться вручную, но только если захочет.
5: полная автоматизация. Автомобиль может выполнять все функции вождения во всех условиях без вмешательства человека. Водительское место может даже отсутствовать.
Та же Tesla имеет лишь второй уровень автономности, а максимальный, четвёртый, используется в компании Waymo, дочке Google, в городах Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Финиксе.
Сверхнадёжностью машины-беспилотники всё ещё не отличаются. Для примера возьмём Калифорнию. В 2023 году в штате насчитывалось 1603 полностью автономных легковых средств.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/251/74d/ecb/25174decbb16eebb70bf21817a11a197.png)
Согласно отчёту инспекции об авариях Калифорнии, в 2023 году произошло 132 аварии с участием автономных машин. Больше всего ДТП, 50 (почти каждая 8-я машина), связано с беспилотными автомобилями Waymo. На компанию Cruise, лидера рынка, выпускаемого General Motors, пришлось 42 аварии (каждая 12-я машина). В конце прошлого года у поставщика автомобилей даже отобрали лицензию из-за аварии, в которой женщина-пешеход попала под колёса беспилотника.
В России развитием автономных машин активнее других занимается «Яндекс». За один квартал 2023 года компания потратила свыше 2,5 млрд рублей на развитие беспилотных технологий.
В 2018 году компания начала тестирование автономных такси в Иннополисе — наукограде в Татарстане, расположенном рядом с Казанью, за пять лет совершив свыше 77 тысяч поездок. В прошлом году протестировать роботакси смогли также жители федеральной территории «Сириус» и района Ясенево в Москве, где цена поездки составляла 100 рублей вне зависимости от маршрута поездки.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/182/6a2/82e/1826a282ee1466c8acdcd0db4da19353.png)
Водитель в подобных автомобилях требуется лишь для обеспечения безопасности, по факту же машина движется благодаря встроенным системам. Если вдруг разметка на дороге сотрётся, машина-беспилотник будет ориентироваться на собственную карту «Яндекса».
По мнению протестировавших машину-беспилотник от «Яндекса», осторожность и аккуратность — главная фишка такого автомобиля, и ни один водитель не водит также плавно, как беспилотник.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/91b/a02/408/91ba0240877593b607527f63dca961e1.png)
На первом этапе формирования «умного» транспортного города акцент в Сеуле был сделан на безопасность движения и эффективность работы транспортных средств. Сейчас же там проводят эксперименты с муниципальным автономным транспортом — в ноябре 2022 года были запущены беспилотные автобусы.
![Беспилотный автобус в Сеуле Беспилотный автобус в Сеуле](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/94c/2e1/075/94c2e107598a39dde895fd6bcc65db4c.png)
В них используются передовые тактильные датчики, камеры и лидар-системы, что позволяет эффективно взаимодействовать с окружающей средой и обеспечивать безопасное путешествие для пассажиров. В настоящее время в салоне автобуса пока ещё находится водитель — на случай сбоя автоматики, однако в долгосрочной перспективе планируется обходиться без него.
Подобные эксперименты проводятся также в Европе, а вот в Китае в конце прошлого года «осмелились» пустить маршрут без водителя, полагаясь только на технику. В Гуанчжоу запустили 50 электробусов, которые могут ехать 40 км/ч и рассчитаны на 20 человек.
В 2018 году в Великобритании был запущен первый в мире беспилотный пассажирский поезд, который следует между городами Питерборо и Хоршем. В этом поезде машинист фактически приравнялся к швейцару: все его обязанности сводятся к управлению дверями состава.
А вот «под землёй» отличился Копенгаген. Жители этого датского города даже не знают, что такое метро с машинистом. Первые беспилотные составы были запущены там ещё в 2002 году, а с 2008 по 2010 года метро Копенгагена ежегодно получало награду World's Best Metro.
![Беспилотное метро в Копенгагене Беспилотное метро в Копенгагене](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6eb/66b/b88/6eb66bb883f5b77fc5a6cc4b4e8b2736.png)
На Азию и Европу приходится около 3/4 всех автоматизированных линий метро в мире. Самая длинная система, 200 км, расположена в Сингапуре. Также полностью автономные метрополитены работают в Гонконге, Дубае, Дохе, Сиднее. Отдельные линии беспилотной «подземки» курсируют в Лондоне, Будапеште, Ванкувере, Осаке, Сан-Паулу, Сантьяго, Сеуле, Стамбуле, Пекине, Лионе, Париже.
Среди лидеров — Франция, 16% мирового километража полностью автоматизированных линий метро приходится именно на эту европейскую страну. Причём, например, в Ренне и Лилле суммарно проживают около 500 000 человек, но благодаря технологии VAL (Vehicule Automatique Leger) даже у некрупных городов появилась возможность реализовать у себя такое ноу-хау.
![Беспилотное мини-метро VAL в Ренне Беспилотное мини-метро VAL в Ренне](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/41e/921/bf5/41e921bf5fd2d43f1848e229f557aeb7.png)
В сравнении со строительством полноценного метрополитена подобная система обойдётся в разы дешевле. Правда, и пропускная способность у мини-метро VAL соответствующая: в Ренне, к примеру, ходят двухвагонные поезда, которые рассчитаны всего на 50 сидячих и 108 стоящих пассажиров. Подобные поезда используются при перемещении из терминалов аэропортов.
![Беспилотное метро в Париже Беспилотное метро в Париже](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/648/6fd/c5a/6486fdc5a2207c3a5f018fc9bf2d06e6.png)
В 2016 году в Москве на Кольцевой линии в тестовом режиме запустили поезда с системой автопилота, однако дальше тестового режима дело так и не продвинулось. Из ближайших проектов России — внедрение беспилотных электробусов и трамваев в Москве, а также запуск в 2025 году беспилотных поездов РЖД на технологии «Автомашинист», которая предполагает полное отсутствие машиниста.
По прогнозам аналитической компании MarketsandMarkets, к 2030 году мировой рынок автономных поездов достигнет $18,9 миллиардов, а ежегодный прирост будет составлять 5,7%.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/888/381/c90/888381c9017f1164c9b2ea0912203fb0.png)
Технологии в транспортной инфраструктуре
Появление интеллектуальных транспортных систем (ИТС) сделало перемещение людей и товаров из одного места в другое более быстрым, удобным и безопасным. Это различные технологии управления дорожным движением, которые применяют во многих развитых и развивающихся государствах, и вот наиболее интересные из них.
Анализ данных с камер в режиме реального времени. Барселонский суперкомпьютерный центр, который финансируют компании IBM и Maserati, разработал систему CLASS. Она собирает данные с уличных камер и на основе мгновенного анализа больших данных прогнозирует маршруты движения транспорта.
Это помогает машинам «узнать», что находится за объектами поблизости и предотвращает аварии. Применять систему CLASS можно в мегаполисах и небольших городах, что подтверждает её успешное испытание в итальянском городе Модена.
![Принцип работы системы CLASS Принцип работы системы CLASS](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6e2/793/426/6e279342649422d0f2174717d2a9edf1.png)
Система управления светофорами. В Лондоне уже несколько лет используется система Real Time Optimiser. Анализируя загруженность на дорогах и тротуарах, она в динамике регулирует время сигнала, чтобы уменьшить перегрузки и повысить эффективность трафика.
Система использует датчики, камеры и алгоритмы искусственного интеллекта для принятия решений за доли секунды и мгновенно адаптируется к изменяющимся условиям дорожного трафика.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9f4/4c3/b0e/9f44c3b0e37445f8f318f00bdbebbc3d.png)
Биометрия. Разработка Face Pay позволяет пассажирам платить за поездку на общественном транспорте с помощью собственного лица. Технология VisionLabs кодирует фото лица в биометрический шаблон, который затем привязывается к банковской карте. Для оплаты проезда пассажир подходит к турникету, обозначенному чёрным кругом, и за 1-2 секунды система распознаёт его лицо, списывая с его карты деньги за проезд.
Систему начали тестировать в Японии и Китае в 2019 году, а вот полномасштабно её ввели в Москве в 2021 году. За первый год внедрения Face Pay сервисом воспользовались 35 миллионов раз.
![Система Face Pay в Москве Система Face Pay в Москве](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8d0/696/614/8d06966141ef8a54e07aec217c5cc59c.png)
Технологии внутри автомобиля. Чуть больше года назад в США завершился пилотный проект THEA Connected vehicle Pilot. Транспортные средства в округе Хиллсборо оснащались новейшими датчиками и устройствами связи, чтобы в режиме реального времени обмениваться данными о дорожной ситуации, опасностях и погоде.
За семь лет работы система зафиксировала 150 000 взаимодействий с транспортными средствами, оборудованными данной технологией. Это позволило предотвратить 38 ДТП, а также выдать 22 000 предупреждений о приближении объектов и 20 000 рекомендаций по правилам безопасности.
Подобную технологию для «общения» с другими транспортными средствами, Vehicle-to-Everytning, используют в Сеуле. Водители получают от подключенных к системе машин через экран своего автомобиля данные о дорожной обстановке и советы, какой манёвр лучше предпринять в данный момент.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/15e/4e3/343/15e4e3343c7c2394f76b8c351cbb81ef.png)
За последние годы количество аварий на дорогах из-за переутомления водителей значительно возросло. Детектор усталости Driver Drowsiness Recognition (DDR) служит неким будильником для водителя. Система выявляет состояние усталости водителя на основе нескольких технологий:
датчик руля (анализирует давление рук на руль);
камера переднего обзора (определяет, насколько ровно едет машина, не пересекает ли она разметку на дороге);
камера распознавания лиц (анализирует мимику лица, чрезмерное и замедленное моргание глаз);
Если детектор посчитает, что водитель выглядит усталым, он подаст различные сигналы — звуковые или световые на панели приборов. С июля 2022 года установка системы DDR в автомобиль стала обязательным требованием Европейского Союза.
![Детектор усталости Driver Drowsiness Recognition Детектор усталости Driver Drowsiness Recognition](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9fb/338/698/9fb338698efc9f1f07d65a55e96a040d.png)
Умные остановки. Ждать общественный транспорт становится всё более комфортно и полезно. В Сингапуре, например, есть развлечения на любой вкус. Остановка оборудована полками с книгами для любителей традиционного чтения, по QR-коду можно почитать электронные книги из национальной библиотеки.
Остановка также оснащена стоянкой для велосипедов, зарядным устройством для смартфонов, информационным табло с расписанием транспорта и картой маршрутов. Для питания всей этой цифровой техники используются солнечные батареи.
![Автобусная остановка в Сингапуре Автобусная остановка в Сингапуре](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ba9/498/0b6/ba94980b695cee16dfa45f5a9e5e2dfc.png)
А британская компания Pavegen и вовсе предлагает вырабатывать энергию из пешеходных шагов. Специальные плиты, когда на них наступаешь, генерируют электроэнергию. На Олимпиаде-2012 её хватало, например, на то, чтобы ночью фонари на улицах Лондона горели на максимум. Теперь эта же система прорабатывается и на автобусных остановках.
![Плиты в Лондоне, генерирующие энергию Плиты в Лондоне, генерирующие энергию](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2e2/23e/875/2e223e8754d554af16c9721bc87b41a1.png)
Самые интересные проекты
Новые проекты в сфере транспорта реализуются из года в год. В заключительной части статьи хочется рассказать о самых амбициозных проектах, которые скоро могут стать нашей реальностью.
Аэротакси
В ОАЭ вновь вернулись к задумке запустить летающее такси. В 2017 году в Дубае уже тестировали подобный проект, причём тогда транспорт был беспилотным. Сейчас аэротакси хотят запустить в Дубае и Абу-Даби. Производством совместно займутся американский производитель воздушных электромобилей Archer и авиаперевозчик Falcon Aviation.
![Тестирование аэротакси в Дубае в 2017 году Тестирование аэротакси в Дубае в 2017 году](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e8c/479/81e/e8c47981ec0f935787386a5afc4abb3d.png)
Первые пункты высадки будут установлены в курортном комплексе Atlantis the Palm в Дубае и на вертолётной площадке в отеле Corniche в Абу-Даби. Инновация сократит время путешествия на автомобиле с 60-90 минут до 10-30 минут полета на электрическом воздушном такси. Стоить такое удовольствие будет как минимум на 30% больше, чем тарифы обычных такси.
Вакуумный поезд
На сегодняшний день самым быстрым массовым транспортом в мире является самолёт Boeing 747-8i, способный развивать скорость под 1000 км/ч. В 2013 году глава SpaceX и Tesla Илон Маск выдвинул идею о создании Hyperloоp — вакуумного поезда, способного развить скорость 1200 км/ч (схожей со скоростью звука).
![Макет проекта Hyperloоp Макет проекта Hyperloоp](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/91b/062/f0b/91b062f0bf3acd01b88364866420c898.png)
Для уменьшения сопротивления воздуха авиалайнеры летают на больших высотах, где плотность воздуха ниже. Hyperloоp сможет достигать аналогичного эффекта в трубопроводе, из которого откачан воздух. Принцип работы сравни поезду на магнитной подушке (маглеву). Оба вида транспорта управляются силой электромагнитного поля, и маглев уже широко используется — в Германии, Китае, Японии, Южной Корее. Самый быстрый поезд в мире, разгоняющийся до 603 км/ч, работает как раз на основе технологии маглева.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e52/e4d/5b1/e52e4d5b19e5f63a443fa381036b42ab.png)
Три компании, The Boring Company, HyperloopTT и Virgin Hyperloop One, подхватили идею построить Hyperloop. Наибольших успехов достигла последняя из них. В 2020 году её сотрудники завершили строительство 500-метрового тоннеля и провели по нему заряженную людьми капсулу. Пока что это самое масштабное тестирование проекта. В декабре 2023 года интеллектуальная собственность стартапа была передана транснациональной логистической корпорации DP World, расположенной в Дубае.
Подводный поезд
Арабские Эмираты разрабатывают проекты не только над землёй, но и под водой. Национальное консультативное бюро изучает возможность строительства подводной железной дороги в Индию. Планируется, что поезд будет перевозить пассажиров между финансовой столицей Индии Мумбаем и портовым городом Фуджейра.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2ac/273/292/2ac2732924bef2a603ad2629518fb125.png)
Длина железной дороги составит 2000 км, а скорость поезда – 1000 км\ч. Что интересно, рассматривается вариант создания прозрачного тоннеля, чтобы пассажиры смогли наблюдать за подводной жизнью Индийского океана.
Смогут или нет воплотиться в жизнь все проекты, спроектированные на бумаге, мы узнаем через несколько лет. Однако исходя из перемен в сфере транспорта за последние десятилетия, можно сделать вывод: будет интересно!
Автор: Евгений Деревянко
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
— 15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
Комментарии (7)
tmxx
08.04.2024 10:03+8А работают электрокары так: батареи включают двигатель, в нём благодаря вращению генерируется электрический ток, и автомобиль начинает движение.
это все, что нужно знать о содержании статьи
Rsa97
08.04.2024 10:03+4В электромобилях отсутствуют многие компоненты бензиновых автомобилей, такие как дифференциал (механизм, который передаёт энергию от двигателя к колесам), коробка передач
Дифференциал - это система, обеспечивающая возможность вращения ведущих колёс с разной скоростью. Её нет только если на каждое ведущее колесо установлен отдельный электродвигатель. При одном центральном электродвигателе на полноприводном автомобиле будет аж три дифференциала (межосевой и два осевых). Коробка передач также присутствует либо в урезанном виде (переключение движения вперёд/назад), либо даже в полном (шестиступенчатая коробка на Mustang Lithium).
Wolframium13
08.04.2024 10:03Даже если переключение движения вперёд-назад перефазировкой, на моторе есть минимальный редуктор.
Batalmv
08.04.2024 10:03+1В реальности:
Появились электромодили, причем массово они живут там, где принудительно загоняют вверх цену на обычные авто с ДВС. Иначе "подлый народец" брать иннновации не хочет :)
Автоматизация поездов, но это и ожидаемо. Да, там внутри много всего сложного, но все таки там все ездить только по расписанию, систем управления движением валом
Обычные авто наполняют новыми "блоками", что приводит к удорожанию авто и пропаже нишевых авто, для которых цена сертификации становится неподьемной (вроде в Европе одумались и смягчили нормы для авто с тиражем меньше 1500 в год. но в реальности стоит еще чуток тут помочь и оставить человечеству интересные авто)
Все остальное пока как было, так и есть. Самолеты летают также (правда Боинг вроде бы таки продолжает работу над сверхвуком - но это не про зеленую повестку наверное, поэтому в статью не попало), сверхскоростные поезда - да, круто. Но вопрос в окупаемости (китайцам привет). Водный транспорт как ходит на мазуте (некоторые сильно озабоченные добавили требование использовать дизель в своих териториальных водах), так и ходит. Разве что навигационных систем и другой безопасности добавилось, но как показала практика: пока отрасль работает на грани себестоимости в оффшорах - чуда не случится от слова совсем.
KoryakovDenis
08.04.2024 10:03Так забавляет это клише про экологию и выбросы автомобилей, ей богу. Почему никто не задумывается о том, как потом утилизировать эти батареи, о том, как добывают кобальт бедные африканские детишки, о том, что потушить электромобиль не то же самое, что простой огонь, о том, что электроэнергия из воздуха не берется (образно говоря).
dyadyaSerezha
Столько всего крутого и автоматического, а за бутылкой пива приходится самому на кухню идти и в холодильник лезть. Доколе??