В ИТ я оказалась летом 2022 года, успешно прошла стажировку в роли бизнес-аналитика и уже второй год занимаюсь проектами внедрения. До этого работала в маркетинге, поэтому погружаться в мир ИТ пришлось с нуля. Возникало множество вопросов: какие процессы есть во внедрении, где подключается аналитик, как общаться с клиентами и нужно ли уметь писать код. Найти ответы помогли мои навыки из маркетинга.

Марина Сизинцева

Бизнес-аналитик проектов внедрения практики BPM

В статье расскажу о том, как случился переход из маркетинга в аналитику, чем занимаюсь сейчас и как скиллы маркетолога мне в этом помогли.

Как решилась на переход

Ранее была проектным менеджером в B2B-агентстве по созданию сайтов, маркетологом в крупной стоматологии и магазине канцелярских товаров. Координировала работы по созданию сайтов, планировала бюджет и сроки проектов. А также занималась настройкой сайтов и вместе с разработчиками дорабатывала их как продукт. То есть, прошлый опыт работы — сочетание проектного и продуктового менеджмента.

Со временем интерес к системам и продуктам рос. Нравилось разбираться, как всё работает, улучшать процессы и видеть результат. Поэтому начала искать варианты работы в ИТ. Изучила, какие есть направления и определилась, аналитика — то, что нужно!

В это время увидела подходящую стажировку в Naumen, выполнила тестовое задание, прошла собеседование и получила свой оффер. Так я попала в ИТ.

Чем занимаюсь в роли бизнес-аналитика

Во время стажировки два месяца участвовала в проекте разработки коробочного решения CRM-системы. Стажировку прошла успешно и мне предложили подключиться к проекту внедрения продукта по автоматизации бизнес-процессов крупного банка. Реальные задачи отличались от «тестовых», но оказались не менее интересными. 

Перечислю, чем занимается бизнес-аналитик на проектах внедрения:

  • Собирает и анализирует бизнес-требования клиента и соотносит их с возможностями системы, в т.ч. относительно интеграций с внешними системами.

  • Участвует в обсуждении доработок системы с клиентом, уточняет требования, обрабатывает возражения

  • Настраивает систему: объектная модель, справочники, интерфейс, написание скриптовых настроек на языке Groovy.

  • Пишет постановки на разработку и контролирует их выполнение.

  • Сопровождает тестирование разработанных решений и перенос настроек в промышленный контур клиента.

  • Готовит техническую документацию: ЧТЗ, пользовательские инструкции, документы для приемо-сдаточных работ.

Особый интерес для меня представляет сбор требований от «живого» клиента, проектирование решений и полное сопровождение проекта. Это, как раз, типовые задачи аналитика внедрения. В самом начале мне понадобилось несколько месяцев, чтобы разобраться в специфике таких проектов и систематизировать задачи. Сейчас есть полное понимание, как строится работа и какую роль во внедрении занимает аналитик.

Перед тем, как начать работу в большом проекте, точечно изучала документацию по процессам, смотрела настройки на стендах, брала по ним небольшие задачи и перенимала знания о системе у коллег. Важно было чётко усвоить, что работа аналитика во внедрении и продукте сильно отличается. Аналитики внедрения сосредоточены на конкретных требований клиента и занимаются переносом логики на возможности системы. А продуктовые — ищут новые точки развития продукта, делая конкурентный анализ,  анализ потребностей клиентов и других заинтересованных лиц, о которых он сам, возможно, не догадывается.

Например, продуктовые аналитики получили комментарий пользователя: «Хочу, чтобы плашка в уведомлении была другого цвета». Пожелание берут в работу и формируют на его основе гипотезу. Затем опрашивают других пользователей и смотрят решения конкурентов — важно ли это для большинства и выгодно ли экономически? Если да, решение прорабатывают и запускают в прод.

Для аналитиков внедрения комментарий от клиента — это уже техническое задание. Правда, важно его «докрутить», собрать требования, а потом реализовать в системе. То есть, внедрение продукта — это проект, где команда адаптируем готовый продукт под нужды клиента: специфические задачи, ограничения и особенности взаимодействия с другими системами.

Процесс работы в нашей команде состоит из шести этапов: сбор и анализ потребностей клиента, заключение договора, настройка системы или внедрение, подготовка технической документации, ввод проекта в эксплуатацию и передача на техническую поддержку. Отмечу, что в текущем проекте наша команда работает только над backend, а frontend разрабатывает сам клиент. Работаем в рамках двухнедельных спринтов. На каждый спринт определяем пул задач, делаем оценку трудозатрат и реализуем требования: 

В первом крупном проекте, где мне удалось поучаствовать, подключилась на самом важном этапе —  внедрении. Основной задачей была настройка интеграций и их тестирование, а также настройка системы коммуникаций с конечными пользователями продуктов клиента. То есть, звонки через колл-центр, обработка писем от клиентов, отправка email-ов, sms и push-уведомлений. Было сложно применить теоретические знания на практике, но софты, которые получила в маркетинге, помогли быстро включиться в процесс.

Как помог бэкграунд маркетолога

«Мягкие» навыки нужны любому специалисту, но, когда переходишь из одной сферы в другую, они — главные помощники.

Например, развитая обучаемость, системное мышление и коммуникабельность помогли мне стать аналитиком. 

Обучаемость

Чтобы успешно внедрить продукт, аналитику важно понимать, как это работает «под капотом» и уметь оперативно внести изменения или проверить их. Ведь часть задач аналитик ведет без помощи разработки. Ранее с кодом не работала, поэтому пришлось в сжатые сроки изучать базовый уровень. Так как в маркетинге приходилось погружаться в новые области без наставника, я легко применила этот навык в работе со скриптами. Смотрела, как требования уже реализованы в системе, читала статьи о принципах работы с groovy, изучала типы данных. А ещё проявляла инициативу и брала задачи, где нужно было разбираться с кодом. Конечно, в этом случае помогали коллеги. Так за несколько месяцев научилась делать основные настройки без разработчиков и фиксить ошибки.

Системное мышление и навыки тайм-менеджмента 

Для работы на проекте внедрения нужно уметь эффективно организовывать время и планировать свои задачи заранее, потому что встречи с клиентом проходят каждый день, а параллельно нужно взаимодействовать с разработчиками и выполнять профильные задачи. Это можно сделать с помощью инструментов планирования и автоматизации задач —  Notion, Google Keep, Trello, Miro. Этими приложениями пользовалась ранее. Поэтому использовать их в задачах аналитика оказалось несложно. Например, Trello совпадает по функционалу с Jira — там фиксирую этапы проекта, жизненный цикл задач, требования. Ранее макеты для маркетинговых кейсов делала в Canva, сейчас смогла легко сориентироваться в Figma. Кажется, что этот навык не важен, но, чтобы с нуля разобраться с функционалом какой-то системы, нужно время. Поэтому, если есть общее понимание таких систем, освоить новые программы несложно.

Также важно уметь декомпозировать задачи и следить за дедлайнами, так как в работе бывает несколько проектов на разных стадиях. Этот навык тоже приобрела в маркетинге, когда было важно распределить задачи на разработку сайта между командой и контролировать выполнение. Принцип был такой: одну большую задачу разбивала на несколько, проставляла конкретные сроки. В аналитике так же. Например, приходит запрос от клиента: «Хочу, чтобы в письме элементы справочника располагались в иерархии от большего к меньшему». Я провожу декомпозицию — чтобы сделать эту задачу, нужно: 

  • проанализировать и уточнить требование до 01.03, 

  • подготовить документацию и зафиксировать требования в ЧТЗ до 06.03,

  • передать задачи на разработку и тестирование, сопроводить тестирование до 12.03, 

  • получить готовую задачу и перенести на тестовый контур клиенту до 20.03,

  • сопроводить сквозное тестирование до 25.03,

  • перенести изменения на промышленную среду клиенту при успешной работе до 03.04. 

Коммуникабельность и умение вести переговоры

На прошлом месте работы много общалась с подрядчиками — добивалась своего, но при этом сохраняла хорошие отношения и получала качественно выполненную от них работу. Развитое умение вести переговоры полезно и бизнес-аналитику. Я постоянно взаимодействую с клиентами и копаю «вглубь», чтобы верно выявить потребность или проблему.

Например, у клиента сбился шаблон для письма — неверно отправляется отбивка по заявке на ипотеку. Со своей со стороны выясняла, что произошло и как отработала настройка. Оказалось, что требования выполнены корректно, со стороны разработки ошибок нет. Вернулась к клиенту, рассказала, как подбирается шаблон, и уточнила, изменились ли требования. Они не менялись, но шаблон, всё равно, работает неправильно. Тогда инициировала встречу, где мы с клиентом ещё раз сверились, как запрос должен быть реализован — выяснилось, что необходимо добавить ещё один шаблон. В итоге внесли правки и клиент остался доволен. В таких ситуациях важно выслушать клиента, не негативить. Аналитики нужны, чтобы закрыть «боли» и помочь клиенту разобраться в своих.

Кстати, в хардах маркетинг тоже пригодился. В аналитике при подготовке документации, нужно придерживаться «технического» языка, так как его будут читать разработчики и тестировщики. А маркетолог, как и аналитик, пишет ЧТЗ по определенному стилю, подстраиваясь под профильного специалиста.

Например, клиенту нужно, чтобы текст в шаблоне письма имел иерархию — в ТЗ перевожу это на технический язык. Если во входных данных было передано более одного значения docName, название которых содержат текст «Заемщик. Паспорт.» или «Созаемщик. Паспорт.», их значения должны быть записаны в атрибуте «Тело письма» — email.text, друг за другом. То есть, должны быть «сгруппированы». При этом должен сохраняться следующий порядок записей значений docPart, связанных с docName: 2-3 стр., 4-5 стр., 6-7 стр. и т.д.

В ИТ можно войти, даже если нет профильного образования, но есть общие навыки работы с требованиями, взаимодействия с командой, интерес к процессам ИТ. А ещё желание обучаться новому и инициативность. Качайте софты — они вам помогут!

Комментарии (2)


  1. AATs
    26.04.2024 05:58

    Типичная история дилетанта, решившего, что уже аналитик. Вообще-то аналитик должен много чего знать и этому учат несколько лет. К сожалению, сейчас это правило, а не исключение...


    1. tempart
      26.04.2024 05:58

      Ну что ж вы так! Люди старались же. Навялили текст, отшлифовали его до состояния протекания между пальцами, под видом "Мнение" продвинули саморекламу, освоили рекламный бюджет. А вы вот взяли и всё обесценили! Глядишь, товарищи так и премию не получат - придётся опять ляпать тексты, а нам придётся отвлекаться на всякую чушь. Лучше похвалите их, проявите свои софтскилы поглаживания - все будут довольны