Сильный бренд — он как хороший знакомый. Знаешь о нём кое-что в общих чертах, видишь не слишком часто, но встречи всегда приятные. То вдохновляющую историю расскажет, то шуткой повеселит. Этого достаточно, чтобы составить мнение о человеке. Так же и с компанией.
Очертить образ помогают архетипы — модели с набором определённых качеств. Например, ваш знакомый кажется забавным, потому что постоянно попадает в курьёзные ситуации. То же используют бренды. Вспомните M&M’s с рекламой неловких говорящих драже. Архетип — это способ очеловечить бренд.
Выделяют 12 архетипов. Они позволяют:
выстроить позиционирование;
сформулировать ценности;
выделиться на фоне конкурентов;
понять желания аудитории.
Итак, смотрим и узнаём себя. Если не получится, вас выручит брендбук — руководство по фирменному стилю.
Шут
Примеры: M&M’s, Old Spice, «Хрусteam».
Дерзкий, весёлый, чудаковатый. Он комик, поэтому не боится быть смешным. Из любой ситуации выйдет победителем — всё благодаря юмору.
Как раз к этому типу относится M&M’s. Персонаж рекламы Old Spice всегда на коне, даже когда едет задом наперёд. «Хрусteam» фантазирует, что сухарики изменили историю России.
Герой
Примеры: Nike, Marlboro, Adrenaline Rush.
Бесстрашный, волевой, справедливый. Не зачинщик потасовки за гаражами, а доблестный гладиатор на арене. Он добивается успеха, несмотря на трудности.
«Просто сделай это», — завещает Nike. «Пришёл, увидел, победил», — скандирует Marlboro. «Всё ты можешь», — подчёркивает Adrenaline Rush. Конечно, только с их продукцией.
Бунтарь
Примеры: Harley-Davidson, Burger King, Diesel.
Броский, самоуверенный, независимый. Мыслит нестандартно, не подчиняется нормам. Этакий Базаров в мире брендов.
Harley-Davidson призывает к свободе и вечной молодости. Burger King славится провокационными слоганами, например куриную закуску представили так: «Мы окурели в край». Diesel предложил быть глупыми, но смелыми.
Маг
Примеры: Apple, Tesla, Dyson.
Изобретательный, мечтательный, гениальный. Тони Старк среди архетипов. Его сверхидея — поменять мир к лучшему, причём сделать это с магическим изяществом.
Apple, Tesla и Dyson напоминает лавку Олливандера, где продают волшебные палочки. Ну, или такую технику, которая им не уступает.
Искатель
Примеры: GoPro, Jeep, The North Face.
Любопытный, энергичный, действующий. Кидает лассо в неизвестность, расширяет горизонты. В поиске пути он бросает вызов самому себе.
Герои роликов GoPro прыгают с парашютом, кормят львов, катаются на сёрфе. Jeep — про страсть к приключениям. Слоган The North Face: «Никогда не переставай исследовать».
Мудрец
Примеры: Intel, Google, Tripadvisor.
Умный, анализирующий, надёжный. Добрый учитель: несёт свет знаний, выступает за объективность. Он не повышает голос и не манипулирует фактами.
Intel публикует данные об эффективности, в Google название связано с математикой. На логотипе Tripadvisor сова — символ мудрости.
Любовник
Примеры: Victoria’s Secret, Dior, «Я».
Привлекательный, таинственный, страстный. Стремится наслаждаться жизнью, любит эстетику. Одновременно чувственный и чувствительный, не прочь пофлиртовать.
Тс-с, Victoria’s Secret хранит секрет. Dior задаёт вопрос: «На что вы готовы ради любви?» «Где наслаждение — там „Я“», — произносится полушёпотом.
Славный малый
Примеры: H&M, «билайн», «Пятёрочка».
Добродушный, простой, предсказуемый. Свой в доску. Среднестатистический житель, такой же, как и все. С ним легко находить общий язык: он спокойный, не скандалист.
H&M делает акцент на доступности для каждого, «билайн» пишется с маленькой буквы, потому что людям так удобнее и быстрее. Есть хочется каждый день, выручает «Пятёрочка».
Невинный
Примеры: Kinder, Coca-Cola, McDonald's.
Беззаботный, оптимистичный, радостный. Заигрывает с внутренним ребёнком. Передаёт атмосферу уюта и ощущение счастья. Видишь его, и всплывают тёплые воспоминания.
Kinder обещает дарить радость, Coca-Cola ассоциируется с Новым годом, а McDonald's притягивает яркими цветами.
Заботливый
Примеры: Dove, Volvo, «Ясно».
Отзывчивый, эмпатичный, мягкий. Как участливый родитель, он выслушает и поддержит. Если нужно, обнимет и даже споёт колыбельную. В приоритете у него качество и комфорт.
Dove помогает девушкам преодолеть беспокойство из-за внешности. Volvo называл свои автомобили самыми безопасными в мире. «Ясно» — за ментальное здоровье.
Творец
Примеры: LEGO, Adobe, Pandora.
Оригинальный, созидающий, дальновидный. Он сам художник, поэтому привлекает к творчеству остальных. Он даёт простор для самовыражения и поощряет креативность.
С LEGO можно построить целый мир, с Adobe — реализовать потенциал создателя, с Pandora — составить уникальное украшение.
Правитель
Примеры: BOSS, Mercedes-Benz, Rolex.
Властный, решительный, статусный. Стереотипный директор в дорогом чёрном костюме, который ездит на не менее дорогом чёрном лимузине. Источает уверенность, проявляет лидерство.
BOSS — вся позиция в названии. Слоган Mercedes-Benz: «Лучшее или ничего». У Rolex на логотипе ни много ни мало корона.
Архетипы можно смешивать — это нормально. Так, Axe сразу и Любовник, и Шут. Но для лучшей узнаваемости один архетип должен доминировать.
newintellimouse
Нет ни одной ссылки на Кэрол Пирсон, автора концепции на основе теории архетипов Юнга.
Зато есть реферативное сообщение уровня восьмого класса средней школы о том, как это круто работает. Без исследования граничных условий применимости метода.
В стиле ЖЖ десятых годов, где две активные дамы активно продавали семинары и консультации по применению теории архетипов в рекламе, маркетинге и построении личного бренда.
Как видно по итогам — безрезультатно, поскольку это одна возможная опора для творческого метода авторов рекламы, ничуть не хуже опоры на знаки Зодиака или соционику, конечно.
Но и не лучше.