Удовлетворённые сотрудники более мотивированы и продуктивны, чаще остаются в компании на долгий срок, способствуют созданию позитивной рабочей атмосферы — и это в конечном итоге сказывается на общем успехе компании. Поэтому работодателям так важно создавать условия для повышения удовлетворённости сотрудников.
По мнению экспертов Haiilo, повышение удовлетворённости сотрудников входит в список трёх ключевых показателей эффективности отдела персонала каждой организации. Есть компании, где от руководителей требуют повышения этого KPI. Между тем, на формирование позитивного опыта сотрудников на рабочем месте влияют многие отделы — такие как отдел внутренних коммуникаций, отдел информационных технологий и даже юридический и финансовый.
Что же может предпринять компания, чтобы повысить показатель удовлетворённости и мотивацию работников? Под катом — 12 способов сделать своих сотрудников счастливее, продуктивнее и лояльнее (на самом деле 11, потому что п. 6 автор* оригинальной статьи пропустил или намеренно оставил в секрете от читателей :)).
*Обращаем ваше внимание, что позиция автора может не всегда совпадать с мнением МойОфис.
1. Поймите, что формирует опыт сотрудников в вашей компании
Слишком часто работодатели пытаются угадать, как повысить удовлетворённость сотрудников. Они вкладывают деньги в неправильные инициативы и видят слабые результаты и низкую отдачу. Вместо этого сначала нужно сделать всё возможное, чтобы исследовать и понять текущее состояние сотрудников и определить все факторы, которые формируют их опыт работы в вашей организации.
Самый простой и в то же время точный способ сделать это — провести количественные опросы сотрудников. Есть множество примеров, которые можно использовать для создания опроса, наиболее подходящего для вашей компании.
При проведении опроса позаботьтесь о том, чтобы охватить максимальное количество сотрудников. Используйте различные каналы внутренней коммуникации, чтобы получить как можно больше ответов. Даже с необработанными данными решение для проведения опроса уже должно дать вам ценные сведения и рекомендации.
Мы в МойОфис регулярно опрашиваем сотрудников на разные темы. К примеру, в 2021 году мы все вместе придумывали слоган для концепции позиционирования нашего HR-бренда, в 2022 — выявляли ценности компании, а в 2023 году — выбирали нового маскота. Сейчас проводим конкурс на виртуальные фоны в едином цифровом пространстве для общения и совместной работы в командах Squadus, а также выбираем, чьим голосом заговорит корпоративный мессенджер. Мы вообще очень любим собирать обратную связь и работать на основании фидбека сотрудников
2. Сосредоточьтесь на коммуникациях и организационном взаимодействии
Отделы внутренних коммуникаций играют важнейшую роль в повышении удовлетворённости сотрудников на рабочем месте. С момента появления пандемии и удалённой работы специалисты по внутренним коммуникациям стали одними из самых важных стратегических бизнес-партнеров. Они обеспечивают организационное единство, распространяют важную информацию среди нужных людей в нужное время и мотивируют сотрудников с помощью внутренних историй, особенно когда команды физически не могут собраться вместе оффлайн.
Когда сотрудники ориентируются на конечные цели и бизнес-задачи компании, они лучше понимают свое предназначение на работе и, естественно, больше ею удовлетворены. Более того, когда они видят, что их организация придерживается принципов прозрачности и открытости, они с большей вероятностью будут доверять своим руководителям и компании-работодателю в целом.
К сожалению, согласно исследованиям, сегодня 52% сотрудников не знают видения своей компании, а по данным IBM, 72% не до конца понимают стратегию своей компании и то, что требуется для ее реализации, включая их собственный вклад.
3. Устраните разобщённость в организации
Довольно много компаний по-прежнему работают изолированно, что затрудняет совместную работу сотрудников над проектами и продуктивность каждого из них. Фактически 55% организаций (вероятно, здесь идёт речь именно про США. — Прим. переводчика) работают разобщённо и ежедневно борются с негативными последствиями этого. Изолированная работа затрудняет общение, влияет на вовлечённость сотрудников и производительность труда, а также приводит к падению морального духа сотрудников и ухудшению их самочувствия.
С другой стороны, компании, которые знают, как преодолеть разобщённость между командами, демонстрируют гораздо большую удовлетворённость сотрудников и эффективность их работы. Если быть более точным, в 53% организаций, которые перешли к кросс-функциональным командам, отметили значительное повышение показателей производительности.
4. Поощряйте проявления благодарности
Акты благодарности и признания — одни из лучших (и самых простых) способов повысить удовлетворенность сотрудников компании. Люди хотят получать признание за то, что они делают, особенно если они прилагают максимум усилий для достижения высоких результатов.
Согласно отчету Workhuman, только 23% сотрудников полностью согласны с тем, что они получают должное признание за свою работу. В то же время 36% организаций, имеющих программу признания заслуг сотрудников, имеют огромное преимущество перед своими конкурентами.
Для начала вы можете внедрить простую нематериальную программу признания — к примеру, это может быть внутренний канал, в котором сотрудники могут писать друг другу благодарности. Социальное признание не только повышает моральный дух работников, но и дает представление о том, какие действия и поведение ожидаются на рабочем месте.
В 2022 году мы создали внутренний канал в корпоративном мессенджере Squadus, посвященный благодарностям коллег. В нашем thank_you_channel каждый сотрудник МойОфис из любого города может сказать спасибо любому, кому хочет выразить признательность. А на десятилетие компании в 2023 году запустили программу признания лучших сотрудников, а также награждали тех, кто работает в МойОфис с момента его основания
5. Дайте возможность руководителям измерять удовлетворённость сотрудников
Как уже шла речь выше, менеджеры и руководители играют важнейшую роль в повышении удовлетворённости сотрудников. Поэтому чтобы менеджеры вашей компании могли лучше выполнять свою работу, необходимо снабдить их необходимыми технологиями для измерения удовлетворённости их сотрудников на регулярной основе. Простой и эффективный способ сделать это — проводить еженедельные пульсовые опросы.
Несмотря на то, что на рынке существует множество решений для проведения опросов, не во всех из них есть действенные рекомендации по улучшению текущей ситуации. В идеале технология опроса должна предоставлять в результатах ценные сведения и советы по повышению удовлетворённости сотрудников на рабочем месте.
7. Предлагайте возможности карьерного роста
Одна из самых важных причин неудовлетворённости работой — отсутствие возможностей карьерного роста. Когда сотрудники чувствуют, что они застряли на своих текущих должностях, и не видят пути вперед, они скорее всего будут демотивированы прилагать максимум усилий.
Согласно исследованиям, сотрудники, которые видят в своей организации возможности для профессионального роста и карьерного развития, в 2,5 раза чаще оказываются вовлечёнными в работу, чем те, кто их не видит.
Именно поэтому многие компании создают официальные карьерные маршруты и открыто сообщают о них своим сотрудникам. Так работники точно знают, чего им нужно достичь, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.
Мы в МойОфис заинтересованы в развитии сотрудников, поэтому на нашем внутреннем портале есть специальная страница с правилами карьерных переходов — ознакомиться с ними может любой работник компании. А в ежеквартальной рассылке мы рассказываем о тех, кто совершил горизонтальные или вертикальные перемещения за последние три месяца, чтобы об их росте могли узнать все сотрудники
8. Цените обратную связь «снизу вверх»
Исторически сложилось так, что обратная связь в организациях всегда была в основном однонаправленной. То есть в основном только руководители предоставляли ОС своим сотрудникам. Сегодня работники ожидают, что могут высказать свое мнение, выразить озабоченность и задать вопросы.
К сожалению, согласно исследованиям, только четверть сотрудников чувствуют, что могут свободно выражать свое мнение на работе. Четверть сотрудников отмечают, что предпочитают не высказываться, даже если им есть что сказать. Чуть более 22% опрошенных сообщили, что они активно высказывают свое мнение при создании и реализации новых идей. Как следствие, многие сотрудники по-прежнему не рассказывают о своих проблемах никому на работе, что снижает уровень удовлетворённости.
9. Внедрите well-being программу
Существует сильная корреляция между благополучием сотрудников и их удовлетворённостью и вовлечённостью в работу. Так, исследование Gallup показало, что сотрудники, работающие в компаниях, которые инвестируют в их благополучие:
на 42% чаще оценивают свою жизнь в целом высоко
на 27% чаще отмечают, что они будут выполнять свою работу на «отлично»
45% чаще отмечают высокий уровень адаптивности в условиях перемен
на 59% меньше отмечают вероятность того, что в ближайшие 12 месяцев они будут искать работу в другой организации
Поскольку нарушение баланса между работой и личной жизнью часто является самой большой причиной стресса на рабочем месте, well-being программа должна быть направлена на улучшение баланса между работой и личной жизнью сотрудников. Многочисленные исследования доказали, что эмоционально истощённые сотрудники менее удовлетворены, менее мотивированы и менее вовлечены в работу.
Самочувствие сотрудников и угроза выгорания не укладываются в привычные HR-метрики. И хотя well-being с 2018 года входит в глобальные HR-тренды, 42% российских компаний не планируют внедрять такую программу. Тем временем well-being повышает вовлеченность и eNPS, в некоторых компаниях — снижает текучесть кадров и реально может помочь сотрудникам в сложные моменты. Конечно, при наличии стратегии и системного подхода. В этой статье рассказали про опыт МойОфис, а также про то, с чего начать работу с well-being и как выстроить систему, которая будет работать
10. Улучшайте процесс адаптации сотрудников
Процесс адаптации может как повысить, так и понизить уровень удовлетворённости недавно нанятых сотрудников. К сожалению, слишком многие организации до сих пор не имеют структурированных программ адаптации сотрудников, которые помогли бы их новичкам успешно влиться в работу в первые месяцы.
Работодатели должны иметь единый информационный центр для новых сотрудников, позволяющий им легко находить всю необходимую информацию для адаптации. У сотрудников должна быть возможность обратиться к любому коллеге с вопросом, также важно предоставить легкий доступ к документам, файлам и другим материалам, относящимся к их работе.
11. Оцените свои преимущества в части льгот и компенсаций
Все вышеперечисленные практики, безусловно, могут повлиять на удовлетворённость сотрудников работой. Однако первое, на что следует обратить внимание — довольны ли сотрудники вознаграждением за проделанную ими работу.
Крайне важно достойно поощрять сотрудников за их труд. Это единственный способ сохранить высокую вовлечённость и производительность.
Согласно исследованиям, хорошо структурированные программы мотивации могут повысить эффективность работы сотрудников на целых 44%. С другой стороны, когда сотрудники чувствуют, что им выплачивают не совсем справедливое вознаграждение, их моральный дух падает, и они становятся меньше мотивированы на хорошую работу.
Мы прислушиваемся к мнениям сотрудников и регулярно пересматриваем наш соцпакет. Помимо ДМС со стоматологией для работников, оплачиваемого питания, перекусов в офисе и многих других плюшек, сейчас туда входит и частичная компенсация абонементов в спортзал. Эту возможность мы внедрили в 2023 году по результатам опроса по бенефитам. Мы в МойОфис считаем, что важно опираться именно на обратную связь от коллег, а не экспериментировать вслепую
12. Уделяйте особое внимание технике и технологиям на рабочем месте
И последнее, но не последнее по значимости: техническое оснащение рабочего места — один из главных факторов повышения удовлетворённости сотрудников.
Согласно исследованиям, к 2025 году инвестиции в цифровую трансформацию достигнут 2,8 триллиона долларов. Более 50% опрошенных считают, что технологии будут определять изменения на рабочих местах в ближайшие несколько лет.
Другое исследование, проведённое Ultimate Software, показало, что 92% работников отмечают влияние технологий, облегчающих их работу, на их удовлетворённость работой. По данным опроса Qualtrics, только 30% сотрудников заявили, что их опыт работы с технологиями компании превосходит их ожидания. То же исследование показало, что если сотрудники удовлетворены своими ИТ- услугами и технологическим опытом, они на 158% больше вовлечены в работу.
Мы с этим согласны — чтобы сотруднику больше нравилась его работа, важно дать ему не только современную технику, но и возможности для проявления! Нам важно, чтобы ребята из команды МойОфис обустраивали свои рабочие места в офисе так, как им хочется, проявляли индивидуальность и креативность. Когда человеку уютно на его рабочем месте, он может лучше сосредоточиться на задачах, быть более продуктивным. Предлагаем вам немного прогуляться по нашему питерскому офису и вдохновиться на новые идеи и решения
Надеемся, эти несложные рекомендации помогут повысить показатель удовлетворённости сотрудников в вашей компании.
Комментарии (11)
MAXHO
02.05.2024 13:06+6Больше опросов богу опросов!!!
Посадите программиста решать интересную ему задачу, но считайте KPI через:
1. Регулярное прохождение опросов удовлетворенности
2. Повесьте на него консультации по коду для команды тестировщиков
3. Заставьте в мессенджерах выражать благодарность
4. Внедрите еженедельный пульсовый опрос от начальника
...
13. Выдайте бензопилу и запустите в офис к менеджерам.
====
На выходе будет абсолютно удовлетворенный сотрудник...avelor
02.05.2024 13:06Согласен. Опросы это весело, особенно обязательные, осоьенно с разбором результатов с линейными руководителями (опрос показал что у тебя сотрудники демотивированы, составь план мероприятий по увеличению мотивации! Бюджетов не дадим)
MAXHO
02.05.2024 13:06+2Это всё работает, НО. Тогда нужно программиста сажать на 4 часовой рабочий день на программирование (когда абсолютное табу его отвлекать) и 4 часа вешать на социальное взаимодействие. Готов ли бизнес платить за 8 часов, а получать выхлоп только с 4-х?
У программиста прерывания основной работы обрабатываются медленно. И если человека отвлекли, то вхождение в состояние потока требует бОльших временных затрат, чем у менеджера.
Batalmv
02.05.2024 13:06+21. Поймите, что формирует опыт сотрудников в вашей компании ...Самый простой и в то же время точный способ сделать это — провести количественные опросы сотрудников
Знаете, главная проблема в том, что многие люди (но среди HR их по ходу до фига) не знают, либо не понимают смысла простого выражения: "в хорошем вопросе половина ответа".
Если вы не знаете, что формирует опыт - бесполезно задавать вопросы. Вы просто создаете бесполезную движуху и пытаетесь показать вашу полезность руководству. Второе кстати вполне может получиться :)
Отделы внутренних коммуникаций играют важнейшую роль в повышении удовлетворённости сотрудников на рабочем месте
Это вообще бред. Но это следствие пункта (1). Не зная, что формирует опыт, HRы пытаются просто имитировать занятость на клеточном уровне, генеря непонятно что
Устраните разобщённость в организации
Самый смешной опыт на эту тему у меня был на одном внутреннем курсе :) Суть в том, что его читала "курица" из отдела вроде "внутренних коммуникаций". Типа "работа в команде и т.д.". Ничего особенного, задачки на тим билдинг типа "15 предметов для тех, кто оказался на необитаемом острове", т.е. банальная фигня, но народ просто собрался два дня потусить
Но она жестко прокололась, так как почему-то думала, что читает курсы как всегда условным менеджерам на отделении (т.е. тем, кто работает в функциональной организации), а тут пришло ПМО. И, могу ошибиться за давностью лет, она никак не могла взять в толк, почему ПМам вообще "насрать" на развитие сотрудников.
Но я к чему? Люди работают на других конкретных людей с еще какими-то людьми. Они не неразобщены, и не разобщены. Они просто в той или иной команде или командах. Кто-то на постоянке, кто-то во временных. Но никакой разобщенности нет
Но если это про то, что типа у организации есть глобальная цель - ответ просто. Можете эту цель себе засунуть в одно место. Если я работаю в проекте, у меня есть он, его цели, бюджет и все остальное. А остальной мир и органгизация пусть хоть сдохнут :)
Все остальное - более менее ОК, но часто это вопрос бюджета либо возможностей. Часто их просто нет
EugenKlein
02.05.2024 13:06+1Первое и самое главное это индексация согласно реальной инфляции, а иначе просто бессмысленные пункты при падении уровня жизни работника. Индексация это не повышение зарплаты, как таковой, только на цифрах. Если у вас работник мог купить 5 булок хлеба, а сейчас 4, то поверьте ему будет не до ваших 10 пунктов...
Dave_dave
02.05.2024 13:06+2И вновь говорится про различные отвлеченные параметры... Персонал, сотрудники, работники и т.п. - это прежде всего наемные люди, которые пришли работать за деньги! Все остальное для наемного работника вторично... Ну, а если по научному, можно почитать концепцию Ф. Герцберга - там все подробно расписано без "открытия Америки", что удовлетворяет, а что мотивирует. Ну или В. Врума, или Дж. Адамса - классики процессуальных теорий мотивации.
P. S. А так статья позитивная...
avelor
02.05.2024 13:06На самом деле это зависит от человека конкретного. Базовые потребности никто не отменял, но разным людям нужно закрытие разных вещей. Кому-то важны исключительно деньги, кому-то комфорт, кому-то стабильность и уверенность в завтрашнем дне (безопасность), кому-то - признание, или вообще смысл. По-хорошему надо профайлить народ и смотреть что им реально нужно для мотивированности:)
В качестве грубого примера - в одном месте платят 6000 долларов в месяц, в другом 7000, но при этом сношают в грубой форме, в третьем - платят 8000 и не оформляют в штат, срочный договор на месяц с ежемесячным пересмотром, в четвёртом - 5000, но при этом организация спасает нерп и делает лекарство от рака.
TimKady
Да, это здорово, но все 12 приемов требуют определенных условий (вменяемого «регулятора» корпоративной культуры) и времени. Поэтому продолжу этот список теми мерами, которые дают быстрый отклик. Это опыт проведения 10 000 реальных опросов реальных компаний с реальными людьми, разработки и проведения мероприятий.
Улучшение бытовых условий в производственной среде: предполагает оборудование мест для хранения одежды, комнат для переодевания, оборудованные курилки, удобных мест для приема пищи и зон для отдыха. Цель этих улучшений — не превратить офис в развлекательный центр, а создать функциональное и приятное рабочее пространство. (Кстати, в 80% случаев этот фактор указывают как более важный чем заработная плата. Особенно на производственных и промышленных предприятиях)
Внедрение программы аутплейсмента. Несмотря на то, что аутплейсмент ориентирован на поддержку уходящих сотрудников, такая политика может значительно повысить лояльность и удовлетворённость персонала компании. Осознание того, что компания заботится о своих сотрудниках даже после их ухода, создаёт атмосферу уважения и взаимопомощи.
Гибкий график работы: предоставление сотрудникам возможности самостоятельно выбирать начало и окончание рабочего дня при сохранении общей продолжительности рабочего дня. Также эта мера может включать в себя возможность работы из дома несколько (1–3) дней в месяц (и не только для женщин). И, что очень важно, это не допускать переработок.
Программы профессионального развития и обучения. Инвестиции в профессиональное развитие сотрудников не только улучшат их квалификацию, но и покажут, что компания заинтересована в их карьерном росте и профессиональном успехе. Но важно понимать, что учить нужно не всех, и учить нужно тому, что является стратегическим важным для компании (проблема: нужен вменяемый «стратег» или
грамотныйпрофессиональный специалист по оргразвитию). Ну, и не забывайте об удержании стратегически‑важных компетенций.Система обратной связи. Предполагает проведение регулярных (!) анонимных опросов среди сотрудников для выявления возможных проблем и пожеланий, а также быстрая реакция на полученные данные. Во‑первых,это позволит сотрудникам чувствовать, что их мнение ценится и на него обращают внимание. А во‑вторых, это позволяет выявлять токсиков и управленцев‑дуболомов.
Эти меры могут быть реализованы в краткосрочной перспективе и будут способствовать немедленному повышению удовлетворённости и мотивации персонала.