Привет, Хабр! Меня зовут Тимофей, я работаю в центре информационной безопасности «Инфосистемы Джет» и параллельно преподаю на родной кафедре ИБ в одном из региональных вузов уездного (по моему субъективному мнению) города N. Раньше мне казалось, что совмещать и то и другое — невозможно. И честно, я до сих пор учусь выстраивать баланс между работой, личной жизнью и преподаванием. Думаю, многие меня понимают.
Впервые я задумался о преподавании, когда учился в бакалавриате. Мне хотелось больше практики и казалось, что часть получаемой информации давно устарела. Поэтому я старался уделять больше времени самообучению и не унывать, что вроде бы правильно, но, с другой стороны, опытный наставник сможет гораздо быстрее привести к успеху и рассказать обо всех нюансах. Тогда я подумал, что было бы здорово стать для нового поколения тем самым наставником.
Поработав в боевых условиях больше трех лет как на производстве, так и в ИТ-компании, я понял, какого материала и заданий не хватало в вузе, и вернулся на кафедру, чтобы помочь студентам быстрее освоиться в профессии. Рассказываю, что из этого вышло.
Моя точка «А»
По специальности бакалавриата я системный администратор-сетевик. Так получилось, что направление инфобеза я изучал факультативно, но часто помогал студентам ИБ делать лабораторные. Когда я шел в магистратуру, я рассчитывал только на бесплатную программу обучения, а в нашем вузе это был один-единственный вариант — «Автоматизация технологических процессов и производств». Я не испытывал иллюзий, что получу там знания, которые пригодятся мне в моей непосредственной работе, но и платить за обучение порядка 80 тысяч за семестр или переезжать в другой город мне не хотелось.
Работать я пошел в конце 3 курса в самый пик пандемии. Один из вузовских преподавателей рассказал нам о возможности пройти стажировку в одной местной компании. Поскольку на практику мало куда брали, и мне тогда было не принципиально, кем работать, я решил попробовать. Стартовал с должности стажера-администратора файловых ресурсов и за шесть месяцев дорос до уровня специалиста. Потом я начал изучать, могу ли как-то внутри компании развиваться в области ИБ, и узнал о вакансии специалиста по администрированию сетевого ИБ-оборудования. Несмотря на то, что это был внутренний переход, я прошел через несколько этапов собеседования и только потом получил эту работу.
Изучение ИБ стало для меня хобби еще в вузе — тогда я зачитывался статьями по теме хакинга. При этом я видел в этом свое будущее — что-то мне подсказывало, что специалисты в этой области будут всегда востребованы на рынке. С большим теплом вспоминаю лабы по предмету «Безопасность сетей», несмотря на то, что уязвимости, которые требовалось проэксплуатировать, были из бородатых времен, в браузере уже была встроена защита от них, а инструменты для эксплуатации просто не работали в современном Kali Linux. Я либо каким-то образом устанавливал этих древних мамонтов, либо искал аналогии старым атакам в современном мире :D
В то время моя корзина в одном из китайских интернет-магазинов была переполнена вариантами оборудования для экспериментов. Денег мне было не жалко, даже несмотря на то, что какая-то плата могла понадобиться один раз или не использоваться совсем. Например, я заказывал всем известные одноплатные компьютеры Raspberry и Orange Pi, из которых можно сделать хоть снифер трафика, хоть смарт-приставку для телевизора (возможности применения ограничены лишь твоей фантазией и умением пользоваться поисковиком), Wi-Fi и Bluetooth-адаптеры + антенны, модули связи для IoT на базе протокола LoRaWAN и т. д.
Самое смешное, что тогда я считал (а мозги мне никто вправить не додумался), что в ИБ можно обойтись без больших знаний в области сетевых технологий и программирования. Сейчас я это понимаю и в полной мере осознал на своей шкуре.
С «Инфосистемы Джет» я был знаком, так как компания делала для нас много проектов. Я решил перейти сюда, потому что мне очень понравилась команда и новые задачи — теперь они стали более узкоспециализированными. На предыдущих местах работы, помимо своих обязанностей, приходилось то выполнять функционал специалиста SOC, то заниматься вопросами безопасности ИТ-инфраструктуры — это распыление мне очень не нравилось, ведь оно мешало развиваться в своей сфере и расти.
Преподавание, работа, жизнь VS 24 часа в сутках
Преподавать я начал только в прошлом году. Когда я загорелся идеей, то совмещать работу, преподавание и обучение казалось невозможным, поэтому я дождался получения диплома магистра. Пришел к себе на кафедру и узнал, не нужны ли им сотрудники — а в нашем регионе они нужны всегда, если честно. Нагрузка у штатных преподавателей большая, а кадров постоянно не хватает.
Так начался мой тернистый путь в сфере образования. Как-то специально к новой роли я не готовился — подумал, что со студентами легче общаться, чем со школьниками, и дополнительные курсы преподавания или психологии проходить необязательно.
В первом семестре я рассказывал выпускному курсу о проектировании систем безопасности — в группе было 27 человек. У меня было всего по две пары еженедельно, но и они вместе с подготовкой отнимали около 10–12 часов в неделю. В этом семестре нагрузка возросла: мне дали еще одну группу сетевиков и другой предмет — «Инновационные технологии в информационных системах». Так получается, что мне отдают нагрузку, которую не могут распределить между основными преподавателями, и уже под этот предмет я составляю свою программу для занятий и практики.
Также в прошлом семестре я был научным руководителем — принимал у студентов курсовые работы. Это, конечно, тоже отнимало дополнительное время, хотя большинство студентов были очень самостоятельными и пришли сразу на защиту. Но за дипломы точно никогда не возьмусь, потому что хочу успевать жить!
Вообще история про недостаток времени — она постоянная. Нам его всегда не хватает, мне кажется, даже в детстве. В ИТ ты всегда должен учиться, следить за трендами, изучать новые продукты и технологии, а помимо этого еще жить, строить семью, иметь какие-то хобби. Поэтому со временем всегда будет накладка, но для себя я понял, что преподавать — это также классный способ, чтобы учиться самому.
Мой подход
Когда я продумываю программу, то частично опираюсь на метод одного моего преподавателя, которого приглашали к нам с производства для проведения пар (но и учитываю то, что мне не нравилось), а именно:
Когда нам давали задания, то редко говорили, как их делать и где это может пригодиться. Мне и соседям по парте этого не хватало, поэтому я всегда объясняю студентам, что от них требуется и какая цель у задания, а где-то делаю приписку, что материал нужно изучить самостоятельно, чтобы человек пошевелил мозгами. Хороший преподаватель должен дать направление, в котором мыслить дальше.
На первой паре я просил каждого рассказать о себе, своих целях, опыте, проблемах. Так я понимаю, как я могу помочь студентам. Мне кажется неправильным начинать занятия с фразы: «Вас так много. Не обещаю, что запомню каждого и быстро выучу имена». Так ты сразу показываешь, что тебе не очень-то важно, кто перед тобой сидит.
Я преподаю у выпускного курса и поэтому обязательно прошу студентов составлять резюме. В вузах обычно этому не учат, а это порой бывает проблемой и сильным выходом из зоны комфорта. Потренироваться в этом направлении и получить советы — очень важно.
Еще я решил разговаривать со студентами на равных и выстроить атмосферу взаимоуважения и доверия. Мы сразу перешли на «ты», потому что на работе обычно так и принято, пусть сразу привыкают. Но при этом я даю им понять, что я на ранг выше, и границы не должны стираться. Как и в работе: вы можете либо дружить, либо работать вместе — иначе будет конфликт интересов.
В первую встречу я обозначил, что ко мне всегда можно обратиться за помощью на парах, по телефону или в мессенджерах. Преподаватель не должен кидать студента в огонь. Многие учат детей плавать, просто бросая их в воду. Здесь этот подход будет неверным. Преподаватель — это наставник. И, кстати, нынешние студенты это лучше понимают. Наше поколение было не очень требовательным и просто изучало материал самостоятельно, иногда по-своему или неправильно.
Я делю свои занятия на три части — лекции, лабораторные и задачи для самообучения (изучение продуктов ИБ). Когда я учился, практические задачи, которые мы решали на парах, не всегда отвечали трендам времени. Проще говоря, они были устаревшими. Я же ставлю на лабораторные. В прошлом семестре их было штук пять. Например, я просил ребят подключить хранилище событий и централизованное управление межсетевыми экранами, развернуть антивирус и организовать выход в Интернет на МЭ для тестовой машины.
Вот пример задач в одной из лаб по изучению решений класса UTM:
Выполните следующие настройки и покажите их работоспособность:
Normal Routing (статическая маршрутизация)
Policy Based Routing
VRF (вынести управление межсетевым экраном в отдельный VRF)
Source NAT
Destination NAT
SSL VPN (Remote Access)
Интеграция с Active Directory (LDAP и Kerberos)
SSL-инспекция
DOS Protection profile
S2S VPN
Протестировать IPS
Протестировать потоковый антивирус
Еще одно важное качество хорошего преподавателя — понимать боли и потребности студентов. Когда ты молодой преподаватель и сам недавно сидел на студенческой скамье — это делать чуть проще, хотя бывают нюансы. Многие студенты сейчас считают некоторые предметы бесполезными и не понимают, зачем им тратить на них столько времени и усилий, если глобальной пользы это не принесет. Тут я не очень согласен — кто знает, что может в жизни пригодиться? На своем опыте я понимаю, что то, что казалось бесполезным, в будущем порой становилось нужным.
Помню, один из наших преподавателей практиковал экспериментальный подход на экзаменах. Он просил студентов-отличников (в том числе меня) объяснить неуспевающим материал. Правила игры были очень простыми: сдадут они после наших разъяснений — сдадим и мы. Тогда, возможно, это казалось не очень справедливым, но в будущем мне очень пригодилось.
Ещё пример. В школе учительница по истории разглядела во мне потенциал и предложила заниматься научной деятельностью, связанной с краеведением. Я собирал и обрабатывал исторические факты и регулярно ездил на профильные конференции, где выступал с докладами. Получается, что еще в детстве я получил навыки публичного выступления, без чего очень сложно было бы преподавать.
Учить людей = делать мир лучше
Сейчас все говорят о кадровом голоде и о том, как его закрыть. Логично, что преподаватели сильно влияют на желание студентов пойти работать по специальности или нет. Коллеги проводили опрос среди молодежи и оказалось, что большинство студентов выпускных курсов в ИБ не может определиться, чем они будут заниматься. Это печально, и как вывод — ребятам нужно тщательнее рассказывать о существующих направлениях в профессии, давать практические задачи и зазывать на стажировки. Как говорится, нет хуже технаря, который мечтал стать гуманитарием :)
Я даю ребятам четкое представление о рынке, реальных кейсах, продуктах и оборудовании, предлагаю интересные задачи, которые могут их убедить развиваться в ИБ, а также готовлю их к боевым условиям. Думаю, что кадровый голод получится предотвратить, если больше экспертов будут преподавать — это сократит время подготовки новых специалистов и повысит их первоначальный уровень. Главная проблема — найдут ли практикующие специалисты на это время?
Также многие вузы сейчас сталкиваются с недостатком технических ресурсов, а практикующие специалисты и компании могут им в этом помочь. Особенно интеграторы, у которых выстроен быстрый диалог с вендорами.
Что дает мне преподавание
Смена обстановки. Поскольку я работаю полностью удаленно, граница между работой и жизнью равняется расстоянию от кровати до стола. Преподавание добавляет в мою жизнь новые краски, избавляет от рутины и помогает чаще социализироваться. Вам наверняка знакомо выражение: «Лучший отдых — это смена деятельности».
Новые навыки. Когда ты преподаешь, ты учишься находить подход к людям с разными взглядами, убеждениями, характерами — это всё также важно при работе с коллегами и заказчиками.
Проверка квалификации. Преподавание дает возможность оценить свою квалификацию. Недаром говорят, что если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребенку, значит, сами этого не понимаете. На мой взгляд, современные студенты иногда бывают капризнее детей, поэтому для инженера это настоящая проверка на прочность и техническую грамотность.
Заполнение пробелов. Когда ты готовишься к парам и рассказываешь материал, ты вспоминаешь вещи, о которых давно позабыл, или структурируешь знания. Еще о чем-то новом тебе могут рассказать студенты. Вообще инженер — это не тот, кто всё знает, а тот, кто знает, где посмотреть. Свежий и незамыленный взгляд студентов может рождать вопросы, на которые инженер сходу ответить не может, но поискав, обязательно найдет истину.
Понимание, что ты делаешь мир лучше (и чью-то жизнь). Практикующий специалист может рассказать про всю внутрянку профессии — как про вызовы и подводные камни, так и про вдохновляющие задачи, хорошую зарплату и другие плюшки.
Получение обратной связи. Пусть пока её было не так много, но некоторые ребята отмечали, что таких полезных практических задач им никто не давал. Но поскольку я просил их быть максимально откровенными со мной, то в ответ получил еще и точки роста для своей системы преподавания.
Улучшение навыков публичных выступлений. Когда я выступал в школьные годы, мне казалось, что я нахожусь за четвертой стеной. Сейчас это не так. Со студентами ты постоянно находишься в коннекте, их внимание необходимо удерживать и постоянно оценивать, насколько им понятен мой рассказ.
Тайм-менеджмент. Работа, пары и подготовка к ним отнимают оооооочень много времени. Но когда его не хватает, мы начинаем больше ценить каждую минуту и пытаемся систематизировать свои задачи, чтобы всё успевать. А еще надо соблюдать баланс и в личной жизни — проводить время с женой, ходить три раза в неделю в зал и не оставлять дела (даже тот же фитнес) на выходные, чтобы можно было куда-нибудь вместе уехать и реально отдохнуть, а не вот это вот всё.
А напоследок я скажу
Мне кажется, что занятия с человеком из отрасли, который показывает конкретные примеры, должны подстегнуть даже самых ленивых студентов к развитию. Ведь разбор конкретных кейсов на парах может спасти человека в будущем, когда он столкнется с подобной историей на работе.
Хороших преподавателей не так много. Многие боятся обучать других, думают, что им нечего рассказать. И очень зря. Выйти из замкнутого крута «без теории нет практики, без практики нет теории» студентам может помочь только наставник из индустрии. Но и для него есть бенефиты. На своем опыте я понял, что общение с ребятами, попытки дать им больше нужных знаний, повысить их уровень дают огромный заряд эмоций и очень вдохновляют.
Комментарии (9)
vicvoronov
28.05.2024 15:22+2Вы просто молодец! Но, в (серьезном) ВУЗе вам рано или поздно придется заняться научной работой. Без этого - никак. Двигаться дальше от должности ассистента кафедры, старшего преподавателя, без ученой степени не получится... Времени и усилий для этого потребуется в разы больше. К этому вы готовы? Если нет - "ку-ку, привет!" - долго не продержат, т.к. всем кафедрам нужны бесконечные публикации, конференции, цитирование и т. д. и т. п. до бесконечности и с каждым годом всё больше... (такова жизнь)
JetHabr Автор
28.05.2024 15:22Полностью с вами согласен) Но для себя я решил, что большая научная работа — это не про меня. Именно поэтому в своё время я не пошел в аспирантуру. Мне хочется оставить преподавание на уровне помощи и приятного для себя занятия.
vicvoronov
28.05.2024 15:22Да, два раза получилась "бесконечность"!! Как же допекли они нас... страшно подумать. Но, приходится как-то выкручиваться!
ilnurjick
Здорово написано.
Какие ещё методы используете для подачи материала, проведения лабораторных работ и практик?
JetHabr Автор
На данный момент практически всё, что я использую, описано в разделе «Мой подход».
Единственное, могу добавить, что стараюсь делать упор на визуальное восприятие. Когда даю задание, то стараюсь рисовать картинку (схему сети, либо просто какую-то структурную) и объяснять уже материал на ее основе. На мой взгляд, так намного проще понимать и запоминать то, что ты узнаешь впервые)
А так ещё в планах создать краткое пособие по сетям и безопасным сетям, так сказать, программу минимум.