Вы можете знать компанию Sega как разработчика таких серий игр, как Total War, Football Manager, Yakuza и, естесвенно, Sonic the Hedgehog. Но раньше Sega занималась не только разработкой игр. До появления PlayStation и Xbox Sega была главным конкурентом Nintendo на рынке консолей, новатором в области 3D-графики и онлайн-функций.
В США Genesis была самой успешной консолью от Sega. Но в Европе почти такой же популярностью пользовалась Master System, а в Японии лидером продаж стала Saturn. Даже недолговечная Dreamcast с теплотой вспоминается миллионами тех, кто застал те времена. И все же история Sega началась еще до этих консолей и даже до видеоигр.
Компания Sega Enterprises была основана в 1960-х годах на базе нескольких фирм, принадлежащих Мартину Бромли, Ричарду Стюарту, Рэю ЛеМару и первому генеральному директору компании Дэвиду Розену.
Первоначально название было сокращением от Service Games, компании, поставлявшей игровые автоматы на американские военные базы. Новая компания начала импортировать в Японию пинбольные автоматы, музыкальные автоматы и игры с лазерным оружием. Первая электромеханическая игра Sega, Periscope, стала мировым хитом в 1966 году. В 1969 году Sega была куплена компанией Gulf and Western Industries, которая в то время была владельцем Paramount Pictures.
В 1970-х годах видеоигры начали захватывать игровые автоматы, и для Sega это было только начало. В 1976 году компания выпустила игру Fonz, названную в честь персонажа популярного телесериала «Happy Days». Эта игра стала одной из первых, в которой использовалось масштабирование объектов для создания иллюзии 3D. В 1979 году Sega представила еще один хит — игру Head On, в которой игроку нужно было собирать точки в лабиринте, избегая при этом врагов. Возможно, эта игра послужила вдохновением для других популярных аркадных игр.
Buck Rogers: Planet of Zoom
В качестве паблишера Sega добилась успеха с игрой Frogger в 1981 году. В следующем году Zaxxon стала первой игрой с изометрической перспективой. Примерно в то же время игровые приставки начали набирать популярность в домах, и Sega была готова к этому.
SG-1000, Master System, Genesis, Game Gear
Sega SG-1000 была выпущена в Японии 15 июля 1983 года, как и Nintendo Family Computer. Эта эпоха известна в США как крах видеоигр, вызванный наплывом некачественных консольных игр. Поначалу даже казалось, что Sega сможет победить Nintendo, которая была вынуждена отозвать приставку из-за неисправного чипа и квадратных кнопок, которые могли застревать при нажатии. К концу года SG-1000 была продана в количестве 160 000 экземпляров.
Изначально Sega была против сторонних разработчиков, поэтому Nintendo смогла заключить с крупнейшими издателями Японии эксклюзивные соглашения. С другой стороны, Sega не смогла создать ничего по-настоящему выдающегося.
В 1984 году компания Gulf and Western хотела продать свой неосновной бизнес, поэтому генеральный директор Розен и его преемник, Хаяо Накаяма, организовали выкуп компании руководством при поддержке Исао Окавы, который стал председателем совета директоров компании. На смену SG-1000 пришла SG-1000 II с отключаемыми контроллерами и поддержкой карт Compact ROM в дополнение к картриджам, но график продаж остался неизменным — 400 000 единиц для обеих версий вместе взятых.
В 1985 году Sega выпустила Mark III с тем же графическим чипом, что и в последних аркадных автоматах, но игр по-прежнему не было. Тем временем система Nintendo продавалась миллионами экземпляров в год только в Японии и вышла в США под названием Nintendo Entertainment System (NES).
В целом Sega Mark III продалась в Японии в количестве 1 миллиона штук, а FamiCom от Nintendo — более 19 миллионов.
В 1986 году компания Sega создала Sega of America и выпустила Mark III в США под названием Master System. Ребрендированная консоль все еще не могла соперничать с Nintendo, но у нее уже было несколько хороших игр.
Phantasy Star была революционной ролевой игрой с женщиной-главным героем и псевдотрехмерными лабиринтами. Успехом пользовалась серия платформеров Alex Kidd, а ее главный герой стал неофициальным талисманом Sega. За все время существования Master System в США было продано 2 миллиона консолей против 34 миллионов у Nintendo.
В следующем году Sega встретила нового конкурента в лице NEC PC Engine, который позже потерпел неудачу в США под названием TurboGrafx-16. В ответ на это компания решила создать новую консоль с тем же 16-битным процессором, что и в популярных аркадных автоматах.
В 1988 году Mega Drive была выпущена в Японии, но с трудом отвоевала долю рынка у технически уступающей FamiCom. Год спустя консоль вышла в США под названием Sega Genesis по цене $189. За год было продано 500 000 экземпляров благодаря таким аркадным версиям, как Golden Axe, но это все еще не угрожало лидерству Nintendo.
Наконец-то Master System ( Sega) обрела успех и в Европе, во многом благодаря отсутствию у Nintendo дистрибуции и маркетинга в этом регионе. Европа продолжала получать игры для Master System в течение многих лет после США, включая 8-битные версии самых популярных игр для Genesis и такие эксклюзивы, как Asterix, основанный на самых популярных в Европе комиксах.
По оценкам, в Европе было продано 6,8 миллиона экземпляров Master System. Однако самая долгая история успеха консоли связана с Бразилией, где ее дистрибуцией занималась компания Tectoy. И по сей день Tectoy продолжает продавать модифицированные версии Master System со 132 интегрированными играми.
Первая портативная консоль компании Sega, Game Gear, была выпущена в 1990 году в Японии, чтобы бросить вызов Nintendo Game Boy. По сути, это была мобильная версия Master System, но она не была совместима с теми же картриджами без адаптера. В США консоль вышла в следующем году по цене $149 против $90 у Game Boy. В отличие от своего конкурента, она имела цветной экран с подсветкой.
Это может показаться соперничеством для Sega, но это было еще до появления аккумуляторных батарей. Если Game Gear требовалось шесть батареек AA для четырех часов игры, то оригинальная модель Game Boy могла работать 30 часов от четырех батареек (более поздние модели работали 10 часов от двух батареек).
Продав 11 миллионов устройств, Game Gear не стала провальной, но Game Boy продержалась на рынке в два раза дольше, продав 119 миллионов устройств.
16-битная Super NES была выпущена в США в 1991 году по цене $199, примерно через год после запуска в Японии. Новый генеральный директор Sega of America Том Калинске решил снизить цену на Genesis до $149 и заменил входящую в комплект игру Altered Beast на новую Sonic the Hedgehog.
Genesis выдержала борьбу: было продано 18 миллионов экземпляров по сравнению с 23 миллионами SNES. Sonic the Hedgehog 2 стала самой популярной самостоятельной игрой для Genesis: 5 миллионов экземпляров в США и более 2 миллионов в Европе. Самой популярной игрой от сторонних разработчиков стала игра Disney's Aladdin, которая считалась лучше версии для SNES и была продана в количестве 4 миллионов экземпляров.
В Европе Mega Drive (Genesis) была продана в количестве 8 миллионов экземпляров, возможно, опередив SNES. В Японии Mega Drive продали 3,5 миллиона штук по сравнению с 17 миллионами Super FamiCom и 5,8 миллионами PC Engine.
Если вы хотите почувствовать, какой была игра на Genesis, вы можете приобрести ретро-приставку Genesis Mini 2 с 60 играми, представляющими поздние годы существования консоли, примерно за $95 или официальный ретро-контроллер с 6 кнопками USB за $15.
Sega CD, 32X, Saturn
Дополнение Mega-CD от Sega для Mega Drive появилось в конце 1991 года, чтобы конкурировать с CD-ROM версией PC Engine (TurboGrafx-16), которая использовала новую технологию хранения данных для игр с более разноплановой графикой, качественной музыкой и видеосценами.
В следующем году она была выпущена в США под названием Sega CD по цене $299 — вдвое дороже самой консоли.
Sonic CD был высоко оценен за механику путешествий во времени, которая полностью меняла графику уровней, а также музыку (которая отличалась в японской и американской версиях), но большинство игр были лишь поверхностно улучшены с помощью портов Genesis или в виде интерактивных фильмов.
Один из таких фильмов, Night Trap, послужил толчком к созданию Совета по рейтингу развлекательного программного обеспечения (ESRB) после слушаний в Сенате США, посвященных жестоким играм. Продав 2,2 миллиона единиц, консоль была снята с производства примерно через три года после запуска в США и Европе.
Sony оказалась одним из самых активных разработчиков Sega CD. Генеральный директор Sega of America Том Калинске договорился с Sony о совместной разработке 32-битной консоли и распределении убытков по аппаратному обеспечению, в то время как прибыль от собственных игр оставалась бы у каждой компании. Но генеральный директор Sega Хаяо Накаяма отклонил эту идею, и Sony начала работу над собственной консолью после аналогичного отказа со стороны Nintendo.
В 1993 году Sega и Hitachi разработали процессор SuperH-2 для следующей консоли Sega. Однако, когда Sega осознала, что этого может быть недостаточно для конкуренции с Sony, она решила добавить еще один процессор.
Это был не двухъядерный процессор с общей кэш-памятью, как стало популярно десятилетие спустя: процессоры были физически разделены и могли взаимодействовать только через гораздо более медленную подсистему системной оперативной памяти.
Калинске встретился с Silicon Graphics, которая владела компанией, разработавшей более совершенный чип, и пригласил инженеров Sega из Японии оценить его. Они сказали, что это будет слишком дорого для серийного производства, и в итоге чип оказался в консоли Nintendo 64 в 1996 году.
Дополнение к Genesis 32X было выпущено 21 ноября 1994 года в США по цене $160. Днем позже в Японии была выпущена Sega Saturn. Несмотря на использование одного и того же двойного процессора, обе системы не могли запускать одни и те же игры. Однако на 32X можно было запускать такие 3D-игры, как Doom и Virtua Racing, первую 3D-аркаду Sega.
Sega выпустила 800 000 экземпляров устройства, а к концу года продала 500 000. Однако в 1995 году продажи резко упали из-за слабой библиотеки игр, поскольку разработчики предпочли сконцентрировать свои усилия на Saturn.
Спустя несколько недель Genesis получила еще один интересный сервис: Sega Channel позволявший консоли загружать игры, демо-версии и чит-коды через телевизионные кабели в адаптер с 4 Мб оперативной памяти, который сохранял игру до тех пор, пока она была подключена к питанию. Услуга стоила от 10 до $15 в месяц (в зависимости от местоположения), плюс $25 за адаптер, и на пике популярности насчитывала 250 000 подписчиков. Это было одно из первых применений телевизионного кабеля для передачи цифровых данных.
Тем временем Sega Saturn разошлась тиражом в 200 000 экземпляров в первый же день, а к концу года было продано 500 000 экземпляров в сравнении с 300 000 экземпляров Sony PlayStation, продажи которой стартовали 3 декабря.
Игра Virtua Fighter, которую хвалили за графику, практически не уступающую аркадной, продавалась почти так же хорошо, как и сама консоль. В марте 1995 года Калинске объявил, что консоль поступит в продажу в США в сентябре следующего года.
Многие разработчики, включая Sega, отменили свои игры для платформы 32X. В общей сложности в дополнении предлагалось всего 40 игр, в том числе шесть, для которых требовался Sega CD (и для каждого устройства требовался свой адаптер питания).
Картинка В мае 1995 года состоялась первая выставка E3 (Electronic Entertainment Expo), которую Калинске инициировал, поскольку считал, что на CES (Consumer Electronics Show) играм не уделяется достаточно внимания. «Организаторы CES обычно ставили индустрию видеоигр далеко, далеко на втором плане. В 1991 году они засунули нас в палатку, и чтобы найти нас, нужно было пройти мимо всех продавцов порнографии. В тот год шел проливной дождь, и он пролился прямо на нашу новую систему Genesis. Я был просто в ярости от того, как CES относится к индустрии видеоигр, и чувствовал, что мы более важная отрасль, чем они нас считали».
Мероприятие собрало огромное количество зрителей, и Калинске выступил с первым ключевым докладом на E3 1995. По решению Накаямы, Калинске должен был объявить во время своего выступления на сцене, что Saturn выходит и будет сразу же доступен по цене $399 — несмотря на то, что было готово всего 30 000 экземпляров и шесть игр.
Это стало сюрпризом не только для конкурентов Sega, но и для разработчиков, которые надеялись создать стартовые игры для Saturn. Кроме того, у Sega of America не было возможности предоставить всем национальным розничным сетям разумное количество устройств, поэтому такие ритейлеры, как Walmart и Best Buy, остались в стороне. Компания KB Toys в ответ заявила, что никогда не будет продавать Saturn.
Sony выступила на второй ключевой презентации на E3 1995. В конце презентации президент Sony Computer Entertainment Стив Рэйс поднялся на сцену с несколькими листами бумаги, но произнес всего три слова: «два-девять-девять» — исторический момент для индустрии и цена, которая была согласована только в тот же день, чтобы снизить стоимость Saturn на $100. В течение следующих 24 лет E3 оставалась крупнейшей выставкой видеоигр, которую ежегодно посещали десятки тысяч человек.
После того как в сентябре в США появилась Sony PlayStation, цена на Sega 32X была снижена до $100, а в какой-то момент ее можно было купить всего за $20. Больше таких консолей не выпускалось.
Первые 100 000 экземпляров PlayStation были распроданы по предзаказам, что заставило Sega снизить цену на Saturn, чтобы соответствовать ей. Для PlayStation было легче разрабатывать, чем для Saturn, что привело к появлению более масштабной и интересной библиотеки игр.
Сегодня использование компанией Sega четырехугольников, а не треугольников в качестве базовой 3D-единицы кажется необычным и затрудняет процесс эмуляции Saturn. С другой стороны, в отличие от PlayStation, Saturn сохранил возможность рисовать изображение прямо на экране. В случае с PlayStation нужно было создать 3D-объект (часто с помощью двух треугольников, образующих прямоугольник) и нарисовать на нем текстуру. В результате 2D-анимация на PlayStation часто выглядела как слайд-шоу в сравнении с Saturn.
Портативная приставка Genesis Nomad, выпущенная примерно в то же время по цене $179, может расцениваться как версия Genesis, поскольку она использовала те же картриджи и могла подключаться к телевизору, но не имела эксклюзивных игр. В связи с тем, что она была выпущена не вовремя, на нее не обратили особого внимания даже в самой Sega, и она разошлась тиражом всего в 1 миллион экземпляров.
Примечательно, что на Saturn не было ни одной эксклюзивной игры из основной серии Sonic. 3D-игра под названием Sonic X-treme должна была выйти в 1996 году, но в итоге была отменена. Мнения о том, что именно произошло, сильно расходятся, но одно можно сказать точно: это была одна из первых попыток воссоздать существующий 2D-геймплей в 3D-мире, и Sega недооценила сложность задачи.
На Saturn выходило более 1000 игр, но большинство из них были эксклюзивом для Японии. Среди немногих игр для Saturn, получивших известность на Западе, — шутер Panzer Dragoon и трехмерный сайд-скроллер Nights Into Dreams, созданный оригинальной командой Sonic Team. Консоль разошлась тиражом всего 1,8 миллиона экземпляров в США (меньше, чем Genesis в 1995 году) и 1 миллион в Европе, в то время как PlayStation разошлась тиражом более 40 миллионов на каждом континенте. Nintendo 64 разошлась тиражом около 20 миллионов в США и 6 миллионов в Европе.
В Японии Saturn разошелся тиражом 5,7 миллиона экземпляров. Эксклюзивная для Японии игра Sakura Wars сочетала в себе сражения пошагового типа с визуальным сериалом, что, возможно, считалось «слишком японским» до того, как Pokémon сделали аниме популярным на Западе.
Ролевая игра Grandia дебютировала на Saturn в Японии, но до 2019 года выходила только для PlayStation за ее пределами. PlayStation взлетела в 1996 году, продав в Японии более 21 миллиона устройств, в то время как N64 — всего 5,5 миллиона. Впервые Sega обошла Nintendo в Японии.
Картинка Калинске покинул Sega of America в 1996 году. В то же время Накаяма ушел со своего поста в североамериканском филиале Sega, а основатель компании Дэвид Розен вышел на пенсию. Шоичиро Иримадзири стал президентом Sega of America, а Берни Столар присоединился к нему в качестве исполнительного вице-президента. На выставке E3 1997 Столар заявил: «Saturn — это не наше будущее». В следующем году Иримаджири был назначен президентом Sega, а Столар сменил его в Sega of America. Вскоре после этого Saturn был снят с производства в США и Европе, и в США осталась только модифицированная версия Genesis, продаваемая компанией Majesco.
Лучшая неудачная консоль
Sega Dreamcast дебютировала в Японии в 1998 году. В ней использовался тот же процессор, что и в последних аркадных автоматах Sega, что позволило идеально адаптировать такие игры, как Virtua Fighter 3.
Кроме того, это была первая консоль со встроенным модемом, который в будущем можно было менять. Для игр использовался фирменный формат GD-ROM с объемом памяти до 1 Гб на диск, так как новый и более емкий формат DVD был слишком дорог.
Контроллер подвергался критике за его прямоугольную, неэргономичную форму, однако он имел два слота для подключения аксессуаров. Самым популярным из них был блок визуальной памяти (VMU).
В то время как PlayStation позволяла сохранять игры с помощью карты памяти на консоли, VMU мог показывать приватную информацию в многопользовательских играх (как контроллер Wii U в 2012 году) и играть в мини-игры, как миниатюрная портативная консоль.
Первые 150 000 экземпляров Dreamcast были распроданы в течение суток, но позже продажи замедлились из-за отсутствия интересных игр на запуске. В сочетании с угасающей популярностью аркад Sega оказалась в тяжелом финансовом положении. Выпуск новых игр увеличил продажи в последующие месяцы, и в мае 1999 года консоль достигла отметки в 1 миллион экземпляров. Примерно за месяц до начала продаж в США, в сентябре, Столар покинул Sega.
Американский запуск Dreamcast был полной неожиданностью по сравнению с запуском Saturn: консоль имела привлекательную цену в $200 и 18 игр, включая хит в жанре боя на мечах Soulcalibur и, конечно же, Sonic Adventure, первую 3D-игру в основной серии.
Это был самый успешный день выхода на рынок среди всех игровых консолей, проданных до этого момента: более 225 000 экземпляров, которые заработали более $98 миллионов, если учитывать игры и аксессуары. В течение двух недель количество устройств достигло 500 000, а к концу года — 1,5 миллиона. Европейский запуск также был успешным: за пять недель было продано 400 000 единиц.
Electronic Arts решила отказаться от разработки игр для Dreamcast, но это было быстро замечено благодаря появлению спортивной франшизы 2K, разработанной новой дочерней компанией Sega, Visual Concepts. В последующие месяцы консоль получила и другие популярные игры: аркадный порт Crazy Taxi с открытым миром оказался успешным. Resident Evil — Code: Veronica вышла на Dreamcast раньше, чем на других консолях, где она была достаточно мощной.
Но через несколько месяцев после выхода в США продажи консоли резко упали, и стало очевидно, что она мешает Sega в финансовом плане. Игра с открытым миром Shenmue разошлась тиражом 1,2 миллиона копий, но все равно была признана финансовым провалом, ведь ее производство обошлось в десятки миллионов.
Граффити-криминальная игра Jet Set Radio популяризировала использование «затенения тонов» для придания 3D-играм 2D-вида, но она не получила должного успеха, прежде чем была перенесена на другие платформы в 2012 году. В мае 2000 года Питер Мур, курировавший успешный запуск консоли, был назначен президентом Sega of America, а Окава занял пост президента Sega.
В сентябре следующего года Sega запустила собственный интернет-сервис для Dreamcast за $20 в месяц и снизила цену консоли до $150, которые были полностью возвращены тем, кто приобрел 18-месячную подписку на интернет.
Месяц спустя, после выхода PlayStation 2 от Sony в США, консоль столкнулась с серьезным дефицитом, но даже эта сложившийся ситуация не помогла Sega. Компания не смогла победить сбывающееся пророчество о том, что Dreamcast станет еще одним недолговечным устройством. Самой продаваемой консолью праздничного сезона 2000 года стала PSone, модифицированная версия оригинальной PlayStation.
В январе 2001 года Sega объявила о снятии Dreamcast с производства и уходе с рынка консолей. Несмотря на это, Phantasy Star Online разошлась миллионным тиражом и до сих пор вспоминается как первая ролевая игра такого рода для консолей. После значительного снижения цен, чтобы избавиться от существующих запасов, Dreamcast был продан в количестве 4,6 миллиона единиц в США, 2,8 миллиона в Японии и 1,6 миллиона в Европе.
Владельцы Dreamcast по всему миру продолжают играть на консоли и создали свои собственные серверы для игры по сети. На новую версию VMU был собран краудфандинг.
Исао Окава умер в марте следующего года. На пороге смерти он принял решение оставить Sega $500 миллионов, которые он одолжил ей в 1999 году, а также свою долю в компании и компании CSK стоимостью $695 миллионов.
Sonic Adventure 2 была выпущена для Dreamcast и Nintendo GameCube, что ознаменовало новую главу в отношениях двух компаний.
PlayStation 2 восстановилась после первых проблем с дефицитом и остается самой продаваемой консолью в истории, разойдясь тиражом 155 миллионов экземпляров.
Пустоту, оставленную Sega на рынке консолей, заполнила Microsoft, выпустив Xbox в 2001 году.
В 2004 году Sega слилась с производителем игровых автоматов и бывшим издателем игр Sammy. Компания остается одним из самых успешных японских производителей.
В США Genesis была самой успешной консолью от Sega. Но в Европе почти такой же популярностью пользовалась Master System, а в Японии лидером продаж стала Saturn. Даже недолговечная Dreamcast с теплотой вспоминается миллионами тех, кто застал те времена. И все же история Sega началась еще до этих консолей и даже до видеоигр.
Компания Sega Enterprises была основана в 1960-х годах на базе нескольких фирм, принадлежащих Мартину Бромли, Ричарду Стюарту, Рэю ЛеМару и первому генеральному директору компании Дэвиду Розену.
Первоначально название было сокращением от Service Games, компании, поставлявшей игровые автоматы на американские военные базы. Новая компания начала импортировать в Японию пинбольные автоматы, музыкальные автоматы и игры с лазерным оружием. Первая электромеханическая игра Sega, Periscope, стала мировым хитом в 1966 году. В 1969 году Sega была куплена компанией Gulf and Western Industries, которая в то время была владельцем Paramount Pictures.
В 1970-х годах видеоигры начали захватывать игровые автоматы, и для Sega это было только начало. В 1976 году компания выпустила игру Fonz, названную в честь персонажа популярного телесериала «Happy Days». Эта игра стала одной из первых, в которой использовалось масштабирование объектов для создания иллюзии 3D. В 1979 году Sega представила еще один хит — игру Head On, в которой игроку нужно было собирать точки в лабиринте, избегая при этом врагов. Возможно, эта игра послужила вдохновением для других популярных аркадных игр.
Buck Rogers: Planet of Zoom
В качестве паблишера Sega добилась успеха с игрой Frogger в 1981 году. В следующем году Zaxxon стала первой игрой с изометрической перспективой. Примерно в то же время игровые приставки начали набирать популярность в домах, и Sega была готова к этому.
SG-1000, Master System, Genesis, Game Gear
Sega SG-1000 была выпущена в Японии 15 июля 1983 года, как и Nintendo Family Computer. Эта эпоха известна в США как крах видеоигр, вызванный наплывом некачественных консольных игр. Поначалу даже казалось, что Sega сможет победить Nintendo, которая была вынуждена отозвать приставку из-за неисправного чипа и квадратных кнопок, которые могли застревать при нажатии. К концу года SG-1000 была продана в количестве 160 000 экземпляров.
Изначально Sega была против сторонних разработчиков, поэтому Nintendo смогла заключить с крупнейшими издателями Японии эксклюзивные соглашения. С другой стороны, Sega не смогла создать ничего по-настоящему выдающегося.
В 1984 году компания Gulf and Western хотела продать свой неосновной бизнес, поэтому генеральный директор Розен и его преемник, Хаяо Накаяма, организовали выкуп компании руководством при поддержке Исао Окавы, который стал председателем совета директоров компании. На смену SG-1000 пришла SG-1000 II с отключаемыми контроллерами и поддержкой карт Compact ROM в дополнение к картриджам, но график продаж остался неизменным — 400 000 единиц для обеих версий вместе взятых.
В 1985 году Sega выпустила Mark III с тем же графическим чипом, что и в последних аркадных автоматах, но игр по-прежнему не было. Тем временем система Nintendo продавалась миллионами экземпляров в год только в Японии и вышла в США под названием Nintendo Entertainment System (NES).
В целом Sega Mark III продалась в Японии в количестве 1 миллиона штук, а FamiCom от Nintendo — более 19 миллионов.
В 1986 году компания Sega создала Sega of America и выпустила Mark III в США под названием Master System. Ребрендированная консоль все еще не могла соперничать с Nintendo, но у нее уже было несколько хороших игр.
Phantasy Star была революционной ролевой игрой с женщиной-главным героем и псевдотрехмерными лабиринтами. Успехом пользовалась серия платформеров Alex Kidd, а ее главный герой стал неофициальным талисманом Sega. За все время существования Master System в США было продано 2 миллиона консолей против 34 миллионов у Nintendo.
В следующем году Sega встретила нового конкурента в лице NEC PC Engine, который позже потерпел неудачу в США под названием TurboGrafx-16. В ответ на это компания решила создать новую консоль с тем же 16-битным процессором, что и в популярных аркадных автоматах.
В 1988 году Mega Drive была выпущена в Японии, но с трудом отвоевала долю рынка у технически уступающей FamiCom. Год спустя консоль вышла в США под названием Sega Genesis по цене $189. За год было продано 500 000 экземпляров благодаря таким аркадным версиям, как Golden Axe, но это все еще не угрожало лидерству Nintendo.
Наконец-то Master System ( Sega) обрела успех и в Европе, во многом благодаря отсутствию у Nintendo дистрибуции и маркетинга в этом регионе. Европа продолжала получать игры для Master System в течение многих лет после США, включая 8-битные версии самых популярных игр для Genesis и такие эксклюзивы, как Asterix, основанный на самых популярных в Европе комиксах.
По оценкам, в Европе было продано 6,8 миллиона экземпляров Master System. Однако самая долгая история успеха консоли связана с Бразилией, где ее дистрибуцией занималась компания Tectoy. И по сей день Tectoy продолжает продавать модифицированные версии Master System со 132 интегрированными играми.
Первая портативная консоль компании Sega, Game Gear, была выпущена в 1990 году в Японии, чтобы бросить вызов Nintendo Game Boy. По сути, это была мобильная версия Master System, но она не была совместима с теми же картриджами без адаптера. В США консоль вышла в следующем году по цене $149 против $90 у Game Boy. В отличие от своего конкурента, она имела цветной экран с подсветкой.
Это может показаться соперничеством для Sega, но это было еще до появления аккумуляторных батарей. Если Game Gear требовалось шесть батареек AA для четырех часов игры, то оригинальная модель Game Boy могла работать 30 часов от четырех батареек (более поздние модели работали 10 часов от двух батареек).
Продав 11 миллионов устройств, Game Gear не стала провальной, но Game Boy продержалась на рынке в два раза дольше, продав 119 миллионов устройств.
16-битная Super NES была выпущена в США в 1991 году по цене $199, примерно через год после запуска в Японии. Новый генеральный директор Sega of America Том Калинске решил снизить цену на Genesis до $149 и заменил входящую в комплект игру Altered Beast на новую Sonic the Hedgehog.
Genesis выдержала борьбу: было продано 18 миллионов экземпляров по сравнению с 23 миллионами SNES. Sonic the Hedgehog 2 стала самой популярной самостоятельной игрой для Genesis: 5 миллионов экземпляров в США и более 2 миллионов в Европе. Самой популярной игрой от сторонних разработчиков стала игра Disney's Aladdin, которая считалась лучше версии для SNES и была продана в количестве 4 миллионов экземпляров.
В Европе Mega Drive (Genesis) была продана в количестве 8 миллионов экземпляров, возможно, опередив SNES. В Японии Mega Drive продали 3,5 миллиона штук по сравнению с 17 миллионами Super FamiCom и 5,8 миллионами PC Engine.
Если вы хотите почувствовать, какой была игра на Genesis, вы можете приобрести ретро-приставку Genesis Mini 2 с 60 играми, представляющими поздние годы существования консоли, примерно за $95 или официальный ретро-контроллер с 6 кнопками USB за $15.
Sega CD, 32X, Saturn
Дополнение Mega-CD от Sega для Mega Drive появилось в конце 1991 года, чтобы конкурировать с CD-ROM версией PC Engine (TurboGrafx-16), которая использовала новую технологию хранения данных для игр с более разноплановой графикой, качественной музыкой и видеосценами.
В следующем году она была выпущена в США под названием Sega CD по цене $299 — вдвое дороже самой консоли.
Sonic CD был высоко оценен за механику путешествий во времени, которая полностью меняла графику уровней, а также музыку (которая отличалась в японской и американской версиях), но большинство игр были лишь поверхностно улучшены с помощью портов Genesis или в виде интерактивных фильмов.
Один из таких фильмов, Night Trap, послужил толчком к созданию Совета по рейтингу развлекательного программного обеспечения (ESRB) после слушаний в Сенате США, посвященных жестоким играм. Продав 2,2 миллиона единиц, консоль была снята с производства примерно через три года после запуска в США и Европе.
Sony оказалась одним из самых активных разработчиков Sega CD. Генеральный директор Sega of America Том Калинске договорился с Sony о совместной разработке 32-битной консоли и распределении убытков по аппаратному обеспечению, в то время как прибыль от собственных игр оставалась бы у каждой компании. Но генеральный директор Sega Хаяо Накаяма отклонил эту идею, и Sony начала работу над собственной консолью после аналогичного отказа со стороны Nintendo.
В 1993 году Sega и Hitachi разработали процессор SuperH-2 для следующей консоли Sega. Однако, когда Sega осознала, что этого может быть недостаточно для конкуренции с Sony, она решила добавить еще один процессор.
Это был не двухъядерный процессор с общей кэш-памятью, как стало популярно десятилетие спустя: процессоры были физически разделены и могли взаимодействовать только через гораздо более медленную подсистему системной оперативной памяти.
Калинске встретился с Silicon Graphics, которая владела компанией, разработавшей более совершенный чип, и пригласил инженеров Sega из Японии оценить его. Они сказали, что это будет слишком дорого для серийного производства, и в итоге чип оказался в консоли Nintendo 64 в 1996 году.
Дополнение к Genesis 32X было выпущено 21 ноября 1994 года в США по цене $160. Днем позже в Японии была выпущена Sega Saturn. Несмотря на использование одного и того же двойного процессора, обе системы не могли запускать одни и те же игры. Однако на 32X можно было запускать такие 3D-игры, как Doom и Virtua Racing, первую 3D-аркаду Sega.
Sega выпустила 800 000 экземпляров устройства, а к концу года продала 500 000. Однако в 1995 году продажи резко упали из-за слабой библиотеки игр, поскольку разработчики предпочли сконцентрировать свои усилия на Saturn.
Спустя несколько недель Genesis получила еще один интересный сервис: Sega Channel позволявший консоли загружать игры, демо-версии и чит-коды через телевизионные кабели в адаптер с 4 Мб оперативной памяти, который сохранял игру до тех пор, пока она была подключена к питанию. Услуга стоила от 10 до $15 в месяц (в зависимости от местоположения), плюс $25 за адаптер, и на пике популярности насчитывала 250 000 подписчиков. Это было одно из первых применений телевизионного кабеля для передачи цифровых данных.
Тем временем Sega Saturn разошлась тиражом в 200 000 экземпляров в первый же день, а к концу года было продано 500 000 экземпляров в сравнении с 300 000 экземпляров Sony PlayStation, продажи которой стартовали 3 декабря.
Игра Virtua Fighter, которую хвалили за графику, практически не уступающую аркадной, продавалась почти так же хорошо, как и сама консоль. В марте 1995 года Калинске объявил, что консоль поступит в продажу в США в сентябре следующего года.
Многие разработчики, включая Sega, отменили свои игры для платформы 32X. В общей сложности в дополнении предлагалось всего 40 игр, в том числе шесть, для которых требовался Sega CD (и для каждого устройства требовался свой адаптер питания).
Картинка В мае 1995 года состоялась первая выставка E3 (Electronic Entertainment Expo), которую Калинске инициировал, поскольку считал, что на CES (Consumer Electronics Show) играм не уделяется достаточно внимания. «Организаторы CES обычно ставили индустрию видеоигр далеко, далеко на втором плане. В 1991 году они засунули нас в палатку, и чтобы найти нас, нужно было пройти мимо всех продавцов порнографии. В тот год шел проливной дождь, и он пролился прямо на нашу новую систему Genesis. Я был просто в ярости от того, как CES относится к индустрии видеоигр, и чувствовал, что мы более важная отрасль, чем они нас считали».
Мероприятие собрало огромное количество зрителей, и Калинске выступил с первым ключевым докладом на E3 1995. По решению Накаямы, Калинске должен был объявить во время своего выступления на сцене, что Saturn выходит и будет сразу же доступен по цене $399 — несмотря на то, что было готово всего 30 000 экземпляров и шесть игр.
Это стало сюрпризом не только для конкурентов Sega, но и для разработчиков, которые надеялись создать стартовые игры для Saturn. Кроме того, у Sega of America не было возможности предоставить всем национальным розничным сетям разумное количество устройств, поэтому такие ритейлеры, как Walmart и Best Buy, остались в стороне. Компания KB Toys в ответ заявила, что никогда не будет продавать Saturn.
Sony выступила на второй ключевой презентации на E3 1995. В конце презентации президент Sony Computer Entertainment Стив Рэйс поднялся на сцену с несколькими листами бумаги, но произнес всего три слова: «два-девять-девять» — исторический момент для индустрии и цена, которая была согласована только в тот же день, чтобы снизить стоимость Saturn на $100. В течение следующих 24 лет E3 оставалась крупнейшей выставкой видеоигр, которую ежегодно посещали десятки тысяч человек.
После того как в сентябре в США появилась Sony PlayStation, цена на Sega 32X была снижена до $100, а в какой-то момент ее можно было купить всего за $20. Больше таких консолей не выпускалось.
Первые 100 000 экземпляров PlayStation были распроданы по предзаказам, что заставило Sega снизить цену на Saturn, чтобы соответствовать ей. Для PlayStation было легче разрабатывать, чем для Saturn, что привело к появлению более масштабной и интересной библиотеки игр.
Сегодня использование компанией Sega четырехугольников, а не треугольников в качестве базовой 3D-единицы кажется необычным и затрудняет процесс эмуляции Saturn. С другой стороны, в отличие от PlayStation, Saturn сохранил возможность рисовать изображение прямо на экране. В случае с PlayStation нужно было создать 3D-объект (часто с помощью двух треугольников, образующих прямоугольник) и нарисовать на нем текстуру. В результате 2D-анимация на PlayStation часто выглядела как слайд-шоу в сравнении с Saturn.
Портативная приставка Genesis Nomad, выпущенная примерно в то же время по цене $179, может расцениваться как версия Genesis, поскольку она использовала те же картриджи и могла подключаться к телевизору, но не имела эксклюзивных игр. В связи с тем, что она была выпущена не вовремя, на нее не обратили особого внимания даже в самой Sega, и она разошлась тиражом всего в 1 миллион экземпляров.
Примечательно, что на Saturn не было ни одной эксклюзивной игры из основной серии Sonic. 3D-игра под названием Sonic X-treme должна была выйти в 1996 году, но в итоге была отменена. Мнения о том, что именно произошло, сильно расходятся, но одно можно сказать точно: это была одна из первых попыток воссоздать существующий 2D-геймплей в 3D-мире, и Sega недооценила сложность задачи.
На Saturn выходило более 1000 игр, но большинство из них были эксклюзивом для Японии. Среди немногих игр для Saturn, получивших известность на Западе, — шутер Panzer Dragoon и трехмерный сайд-скроллер Nights Into Dreams, созданный оригинальной командой Sonic Team. Консоль разошлась тиражом всего 1,8 миллиона экземпляров в США (меньше, чем Genesis в 1995 году) и 1 миллион в Европе, в то время как PlayStation разошлась тиражом более 40 миллионов на каждом континенте. Nintendo 64 разошлась тиражом около 20 миллионов в США и 6 миллионов в Европе.
В Японии Saturn разошелся тиражом 5,7 миллиона экземпляров. Эксклюзивная для Японии игра Sakura Wars сочетала в себе сражения пошагового типа с визуальным сериалом, что, возможно, считалось «слишком японским» до того, как Pokémon сделали аниме популярным на Западе.
Ролевая игра Grandia дебютировала на Saturn в Японии, но до 2019 года выходила только для PlayStation за ее пределами. PlayStation взлетела в 1996 году, продав в Японии более 21 миллиона устройств, в то время как N64 — всего 5,5 миллиона. Впервые Sega обошла Nintendo в Японии.
Картинка Калинске покинул Sega of America в 1996 году. В то же время Накаяма ушел со своего поста в североамериканском филиале Sega, а основатель компании Дэвид Розен вышел на пенсию. Шоичиро Иримадзири стал президентом Sega of America, а Берни Столар присоединился к нему в качестве исполнительного вице-президента. На выставке E3 1997 Столар заявил: «Saturn — это не наше будущее». В следующем году Иримаджири был назначен президентом Sega, а Столар сменил его в Sega of America. Вскоре после этого Saturn был снят с производства в США и Европе, и в США осталась только модифицированная версия Genesis, продаваемая компанией Majesco.
Лучшая неудачная консоль
Sega Dreamcast дебютировала в Японии в 1998 году. В ней использовался тот же процессор, что и в последних аркадных автоматах Sega, что позволило идеально адаптировать такие игры, как Virtua Fighter 3.
Кроме того, это была первая консоль со встроенным модемом, который в будущем можно было менять. Для игр использовался фирменный формат GD-ROM с объемом памяти до 1 Гб на диск, так как новый и более емкий формат DVD был слишком дорог.
Контроллер подвергался критике за его прямоугольную, неэргономичную форму, однако он имел два слота для подключения аксессуаров. Самым популярным из них был блок визуальной памяти (VMU).
В то время как PlayStation позволяла сохранять игры с помощью карты памяти на консоли, VMU мог показывать приватную информацию в многопользовательских играх (как контроллер Wii U в 2012 году) и играть в мини-игры, как миниатюрная портативная консоль.
Первые 150 000 экземпляров Dreamcast были распроданы в течение суток, но позже продажи замедлились из-за отсутствия интересных игр на запуске. В сочетании с угасающей популярностью аркад Sega оказалась в тяжелом финансовом положении. Выпуск новых игр увеличил продажи в последующие месяцы, и в мае 1999 года консоль достигла отметки в 1 миллион экземпляров. Примерно за месяц до начала продаж в США, в сентябре, Столар покинул Sega.
Американский запуск Dreamcast был полной неожиданностью по сравнению с запуском Saturn: консоль имела привлекательную цену в $200 и 18 игр, включая хит в жанре боя на мечах Soulcalibur и, конечно же, Sonic Adventure, первую 3D-игру в основной серии.
Это был самый успешный день выхода на рынок среди всех игровых консолей, проданных до этого момента: более 225 000 экземпляров, которые заработали более $98 миллионов, если учитывать игры и аксессуары. В течение двух недель количество устройств достигло 500 000, а к концу года — 1,5 миллиона. Европейский запуск также был успешным: за пять недель было продано 400 000 единиц.
Electronic Arts решила отказаться от разработки игр для Dreamcast, но это было быстро замечено благодаря появлению спортивной франшизы 2K, разработанной новой дочерней компанией Sega, Visual Concepts. В последующие месяцы консоль получила и другие популярные игры: аркадный порт Crazy Taxi с открытым миром оказался успешным. Resident Evil — Code: Veronica вышла на Dreamcast раньше, чем на других консолях, где она была достаточно мощной.
Но через несколько месяцев после выхода в США продажи консоли резко упали, и стало очевидно, что она мешает Sega в финансовом плане. Игра с открытым миром Shenmue разошлась тиражом 1,2 миллиона копий, но все равно была признана финансовым провалом, ведь ее производство обошлось в десятки миллионов.
Граффити-криминальная игра Jet Set Radio популяризировала использование «затенения тонов» для придания 3D-играм 2D-вида, но она не получила должного успеха, прежде чем была перенесена на другие платформы в 2012 году. В мае 2000 года Питер Мур, курировавший успешный запуск консоли, был назначен президентом Sega of America, а Окава занял пост президента Sega.
В сентябре следующего года Sega запустила собственный интернет-сервис для Dreamcast за $20 в месяц и снизила цену консоли до $150, которые были полностью возвращены тем, кто приобрел 18-месячную подписку на интернет.
Месяц спустя, после выхода PlayStation 2 от Sony в США, консоль столкнулась с серьезным дефицитом, но даже эта сложившийся ситуация не помогла Sega. Компания не смогла победить сбывающееся пророчество о том, что Dreamcast станет еще одним недолговечным устройством. Самой продаваемой консолью праздничного сезона 2000 года стала PSone, модифицированная версия оригинальной PlayStation.
В январе 2001 года Sega объявила о снятии Dreamcast с производства и уходе с рынка консолей. Несмотря на это, Phantasy Star Online разошлась миллионным тиражом и до сих пор вспоминается как первая ролевая игра такого рода для консолей. После значительного снижения цен, чтобы избавиться от существующих запасов, Dreamcast был продан в количестве 4,6 миллиона единиц в США, 2,8 миллиона в Японии и 1,6 миллиона в Европе.
Владельцы Dreamcast по всему миру продолжают играть на консоли и создали свои собственные серверы для игры по сети. На новую версию VMU был собран краудфандинг.
Исао Окава умер в марте следующего года. На пороге смерти он принял решение оставить Sega $500 миллионов, которые он одолжил ей в 1999 году, а также свою долю в компании и компании CSK стоимостью $695 миллионов.
Sonic Adventure 2 была выпущена для Dreamcast и Nintendo GameCube, что ознаменовало новую главу в отношениях двух компаний.
PlayStation 2 восстановилась после первых проблем с дефицитом и остается самой продаваемой консолью в истории, разойдясь тиражом 155 миллионов экземпляров.
Пустоту, оставленную Sega на рынке консолей, заполнила Microsoft, выпустив Xbox в 2001 году.
В 2004 году Sega слилась с производителем игровых автоматов и бывшим издателем игр Sammy. Компания остается одним из самых успешных японских производителей.
opusmode
Ну, во-первых, автору хабра спасибо за перевод.
Во-вторых, не очень понимаю, зачем в 100500 раз пересказывать одну и туже историю, не давая ничего нового.
Если вы хотите узнать туже самую историю, но расказанную лучше и более полно, чем автором оригинала, то я вас адресую на канал stupidmadworld.
Третье - автор оригинала конкретно так путает разработчика и издателя. Sega является издателем, разрабатывают принадлежащие ей студии и сотрудничающие с ней.
Четвёртое - почему-то все забывают, что DreamCast делалась в сотрудничестве с Microsoft, и те не планировали делать свою консоль, а предлагали софтверные наарботки другим, в том числе Sony. Только когда сега загнулась, Microsoft начал думать что-то делать сам. В итоге они взяли все наработки, которые делали для DreamCast, что-то даже выкупили у сеги и пошли делать Xbox. Так что можно сказать, что Xbox это продолжатель дел сеги, так как делался буквально на базе её последне версии