Чемпионат Европы 2024 года громко называют чуть ли не самым технологичным футбольным турниром в истории. Причина простая: для ускорения игры и минимизации ошибок арбитров организаторы использовали искусственный интеллект, а также другие современные разработки.
Fussballliebe
В первую очередь можно упомянуть Fussballliebe — умный мяч, который разработала компания Adidas (Fussballliebe в переводе с немецкого означает «любовь к футболу»). Она оснастила его специальным датчиком с частотой 500 Гц, расположенным в центре мяча с помощью подвесной системы. Датчик отправляет данные в видеооперационную 500 раз в секунду, передавая точное положение мяча. Он никак не влияет на силу удара или траекторию полёта мяча.
Датчик питается от перезаряжаемой батареи, которая заряжается методом индукции — тот же тип беспроводной передачи энергии, что используется для зарядки смартфонов. Fussballliebe имеет полиуретановую обшивку с «микро‑ и макротекстурами» и наружную панель из 20 частей для улучшения аэродинамики. Красивые голы издали (вроде мяча, который забил команде Грузии почти с 30 метров молодой турок Арда Гюлер) доказывают, что мяч получился действительно хорошим. Стоит такой мяч $170.
В первую очередь работа датчика должна облегчить разбор моментов с попаданием мяча в руку, определяя точный момент соприкосновения. Во вторую — упростить определение попадания футболиста в офсайд.
Футболист сборной Бельгии Ромелу Лукаку на этом турнире несколько раз смог узнать, как работает эта технология. Вот так подтвердили игру рукой Лои Опенда в атаке, которая закончилась точным ударом Ромелу. «Пульс» мяча свидетельствует, что был контакт с телом игрока. Гол Бельгии в ворота Словакии в итоге отменили.
Вот ещё один эпизод. Когда Давид Раум из Германии подавал в штрафной, мяч слегка задел руку датского игрока Йоахима Андерсена. В прошлом это могло остаться незамеченным или, по крайней мере, безнаказанным. Но в мире высоких технологий контролируется почти всё, так что «преступление» заметили и показали на экранах в мельчайших подробностях.
В итоге судья назначил пенальти за игру рукой, а немецкий нападающий Кай Хаверц сделал счёт 1:0.
Забавно, но факт: когда судья единолично виноват в решении, болельщики могут не обращать на это внимания. Однако когда умный мяч или VAR отменяют гол из-за каких-то миллиметров, поднимается предсказуемый (и понятный мне лично) шум.
Ещё нюанс: при частоте дискретизации 500 Гц существует погрешность в 2 мс для определения времени удара, а мяч со скоростью 64 км/ч может пролететь 3,5 см между выборками. То есть идеальной непогрешимости всё равно нет.
Одновременно с этим некоторые болельщики предлагают встраивать похожие датчики в самих футболистов. Это позволило бы зрителям понимать, что произошло, когда игрок падает, как подкошенный или катается по полю, изображая невероятную боль после столкновения.
Кстати, в мячах также стоят акселерометры и гироскопы. Они измеряют скорость, дистанцию и вращение мяча, предоставляя данные о траектории и силе удара. Вы же любите видеть такую статистику в трансляции?
Строгие офсайды
На Евро 2024 использовалась система полуавтоматического определения офсайда, которую успешно протестировали на чемпионате мира в Катаре. Если два года назад для этой системы на каждой арене использовалось по 10 камер, то в Германии число выросло до 12. С помощью ИИ они отслеживали 29 различных точек на теле каждого игрока и давали видеоарбитрам сигнал при попадании футболиста в положение «вне игры».
Используя кадры с камер, ИИ отслеживает, когда именно был сделан пас и в какой позиции находился атакующий игрок относительно игроков защиты. Он определяет, находилась ли какая-либо часть игрока в положении «вне игры» за полсекунды, а затем отправляет оповещение оператору VAR, который может проверить и подтвердить информацию и уведомить судью.
Расскажу про офсайды на примере Лукаку. В середине второго тайма матча с Румынией Лукаку прошёл в штрафную и точно пробил в нижний угол. Но через пару секунд включился ВАР – и отменил гол. Оказалось, что Ромелу залез в микроофсайд. Микро — это когда вот так:
Вне игры — коленная чашечка Лукаку, даже не вся, а малая её часть. Отмена справедливая, но породила много вопросов на тему того, насколько сильно футболисты и зрители нуждаются в такого рода технологиях. Ведь футбол — это не шахматы, и на скорости трудно понять, можно ли продолжать играть, или твоя коленная чашечка на пару миллиметров дальше, чем следует.
Правило офсайда — очень точное и простое. Если правилу нужны послабления, то может, изменить само правило?
Система Connected Ball также в реальном времени создавала 3D-модель мяча, как бы не менялась его форма. Быстро выполнять все расчёты и сообщать, где именно находится мяч, помогал искусственный интеллект и облачные технологии. Это позволило избежать ошибок и точно определять, покинул ли мяч пределы поля.
Автоматический определитель гола (GLT)
УЕФА установила систему технологии определения взятия ворот (Goal-line technology, GLT) на всех площадках, используемых для турнира. Используя методы обработки компьютерного зрения и программное обеспечение, GLT указывает, был ли забит гол в течение одной секунды с момента события. Технология определяет, полностью ли пересёк мяч линию ворот, что оказывается полезным в ситуациях, когда судья и помощники не могут с уверенностью определить это.
Все 10 немецких стадионов оснащены системами определения линии ворот, разработанными британской фирмой Hawk‑Eye Innovations или немецкой фирмой Vieww. На крыше установлено семь камер, направленных на каждые ворота (по 14 на стадион), которые в совокупности дают точное местоположение мяча.
Если считается, что мяч пересёк линию ворот, на приёмник, похожий на часы, который носят судьи матча, отправляется электронное сообщение с информацией, что это был гол.
Система позволяет защитить команды от потенциальной несправедливости, когда мяч почти влетел в ворота, его успели выбить, а судья всё равно засчитывает гол. И наоборот, когда визуально мяч выбит с ленточки ворот вовремя, а по факту он пересёк линию.
Пока что футбол движется к тому, чтобы стать максимально похожим на компьютерную игру. Игроки обязаны соблюдать правила датчиков и технологий. Если компьютер считает, что игрок тем или иным образом нарушил правила, стоит подчиниться и играть дальше, а не метать молнии в судью.
А вы — «за» или «против» новых технологий в футболе?
Комментарии (6)
Galperin_Mark
17.07.2024 09:04Технологию позиционирования мяча можно было внедрить четверть века назад, если не раньше, здесь ничего нового нет. Но медлили.
Batalmv
17.07.2024 09:04Я за, история футбола знает огромное количество ошибок, которых сейчас практически исключены
Плюс время на принятия решения понемного, но уменьшается
631052
17.07.2024 09:04разумеется, за.
Это позволит снизить несправедливость. и жаль, что не убрать совсем.
футболист и/или команда должна быть вознаграждение или наказана в зависимости от того, что фактически произошло, а не от того, как это увидели люди.
если оффсайд, значит взятия ворот нет - в правилах именно так, без указания, сколько он миллиметров.
и отвечу на вопрос, как узнать, можно ли продолжать игру, если колено могло оказаться ближе.
ответ простой: пока нет свистка не только можно, а и нужно.
его дело играть.
а дело оценки корректности его действий - не его, а судей.
opusmode
17.07.2024 09:04Тут есть проблемы - да, действительно, это самый технологический чемп, но это нормально.
Система определения гола была нормой уже на ЧМ 2014. У арбитра есть на руке устройство, которое сигнализирует, пересёк мяч линию или нет. Драйвером к этой технологии стал скандал с голом Лэмпарда на ЧМ 2010. Так что тут новинки нет.
Мяч с датчиками использовался уже в Катаре. Гол Роналду не засчитали и записали на Бруну именно на основании датчиков мяча. При этом именно такой мяч и технологию демонстрировали ещё в 2006 году, видимо допиливали систему целиком или ждали, пока технология станет дешевле и более массовой.
Система определения оффсайда тоже активно пилилиась последние годы, с отслеживанием, моделированием и использованием нейросетей.
В основном проблематика в том, что для её работы на стадионе нужно достаточно много оборудования, ну и хороший софт.
Вторая проблематика оффсайда - правила его фиксации. Формально оффсайд это передача игроку, который находится к воротам ближе, чем два игрока соперника.
А дальше начинаются нюансы описания правил. Долгие годы менялись формулировки. Например, что попаданием в оффсайд считается пересечение линии теми частями, которыми можно забить гол (т.е. выставленная рука не попадала под правило).
Была поправка о приоритете атакующего игрока. Т.е. попадание колена не считалось.
Было правило о ступнях - т.е. без разницы, что там выступает, если стопы на одной линии.
Плюс есть вопрос фиксации момента передачи, а это доли секунды.
При этом есть пассивный оффсайд, активный оффсайд, оффсайд фиксируется только на половине поля соперника, не фиксируется при вводе мяча в игру из-за боковой, не фиксируется при отскоке от соперника, а это не любое касание. В общем мало зафиксировать два положения, надо ещё отфильтровать это по десятку параметров.
primedia
Не согласен с выводом о том, что футбол превращается в компьютерную игру. Так же физически игроки играют. Правила не меняются. Просто теперь, когда одна команда кричит, что был офсайд, а другая, что не было - комп расставляет всё по своим местам. Ну и, глядишь, меньше бесцельно кататься по полю начнут имитируя...
зыж сам не футболист и даже практически не любитель смотрения))